Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность С. А. Рачинского на Смоленщине'

Социально-педагогическая деятельность С. А. Рачинского на Смоленщине Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

209
32
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / THE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL / ТАТЕВСКАЯ ШКОЛА / THE SCHOOL OF TATEVO / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Милько Любовь Владимировна

Описывается просветительская деятельность смоленского педагога, основателя школы для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии, автора сборника статей «Сельская школа» С. А. Рачинского (1833-1902 гг.). Основное внимание уделяется вопросам организации учебно-воспитательной работы в Татевской школе, а также проблемам создания общества трезвости среди населения татевского имения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Милько Любовь Владимировна,

S. A. RACHINSKIY’S SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN SMOLENSK REGION

The article is devoted to the educational work of the Smolensk teacher, the founder of the school for the country children in the village of Tatevo in Smolensk Province, the author of the collection of articles “Country School”, S. A. Rachinskiy (1833-1902). The attention is paid to the questions of the organization of the educational work in the school of Tatevo and the problems of creating a temperance society in Tatevo Place.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность С. А. Рачинского на Смоленщине»

УДК 371.21

Л. В. Милько

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. А. РАЧИНСКОГО

НА СМОЛЕНЩИНЕ

Описывается просветительская деятельность смоленского педагога, основателя школы для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии, автора сборника статей «Сельская школа» С. А. Рачинского (1833-1902 гг.). Основное внимание уделяется вопросам организации учебно-воспитательной работы в Татевской школе, а также проблемам создания общества трезвости среди населения татевского имения.

Ключевые слова: педагогическое пространство школы, Татевская школа, религиозно-нравственное воспитание.

Исследователи педагогики предреволюционных лет Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, А. И. Пидкасистый, А. И. Пискунов, М. Е. Стеклов, Л. Ю. Стрелкова, Н. Н. Коншин, Е. В. Чмелева и другие издали научные труды, представляющие объективную картину развития педагогической мысли конца XIX - начала XX в. Это важно, поскольку осмысление историко-педагогического опыта может служить источником разработки содержания современного образования, одним из принципов которого станет возрождение духовно-нравственных ценностей [1, с. 40], а также воспитательно-образовательных возможностей традиционной русской культуры [2, с. 46].

Конец XIX - начало XX в. неслучайно называют «серебряным веком педагогики». В это время происходит закладка фундамента современной науки, идет работа по возрождению национального характера, традиций Отечества. Этим и другим вопросам уделяли особое внимание педагоги той эпохи, среди которых был и С. А. Рачинский.

При изучении просветительской деятельности С. А. Рачинского на Смоленщине обращаем внимание на его педагогический опыт. Священник С. Танаевский в статье «Татевская школа С. А. Рачинского» писал: «Не совокупными усилиями общественных деятелей, педагогов, но одинокой инициативой русского совестливого человека возникло то явление, которое вошло в историю отечественной педагогики как "школа в Татево"» [3, с. 4]. Исследователь Л. Ю. Стрелкова отмечает, что понять, в чем нуждается современная сельская школа, можно, изучив труды отечественных педагогов, прежде всего С. А. Рачинского.

Школа села Татево, вошедшая в историю отечественной педагогики как школа С. А. Рачинского, была открыта сестрой Сергея Александровича Варварой Александровной в их родовом имении в с. Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Тверская область). В 1872 г. Сергей Александрович взял на себя управление школой, а в 1875 г. на свои средства он построил новое здание школы с общежитием (сам Рачинский с 1875 по 1895 г. постоянно жил в школе).

По мнению С. А. Рачинского, людей воспитывают не столько учебные заведения, сколько жизненные условия. Поэтому он постарался облагородить окружающую среду воспитанников школы. Им были созданы уникальный садово-парковый ансамбль с искусственными водопадами, редкими растениями, цветники, пчельник, огород. Как отмечает исследователь М. Б. Багге, все это являлось педагогическим пространством школы. Сюда же входило и пространство церкви.

Вопрос о том, где должны учиться крестьянские дети, носил для татевского учителя принципиальный характер. Школой, которая бы отвечала потребностям народа в образова-

нии, по его мнению, могла быть только церковноприходская школа. В «Заметках о сельских школах» он писал: «Школе, отрешенной от церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к ее разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных, и светских» [4, с. 23]. Не случайно большое значение в программе татевского учебного заведения придавалось чтению Псалтыри. С. А. Рачинский объяснял это тем, что Псалтырь - единственная книга, читаемая и любимая народом, «самая пророческая из пророческих книг, она стала азбукою христианства», «даже бабы глухих деревень, с непобедимым скептицизмом относящиеся к школьному учению, мирятся с ним при мысли, что их дети после их смерти будут читать по ним Псалтырь» [4, с. 25].

Школа С. А. Рачинского - яркий пример согласованности школьного режима с требованиями семьи, с занятостью детей сельскохозяйственным трудом. Основным направлением обучения в школе было привитие детям умений, необходимых в крестьянской жизни: прочитать или составить текст письма, прошения, выполнить определенные арифметические действия, например сосчитать, сколько денег останется в бюджете семьи после приобретения разного рода товара, и проч.

Содержание обучения было традиционным для начальных сельских школ. Оно основывалось на преподавании Закона Божия, церковнославянского языка, чтения, арифметики, грамматики русского языка, хорового церковного пения.

Так как при школе был интернат, возникла необходимость заполнить занятиями вечернее время детей, увеличить их школьный день. Некоторые критики упрекали Сергея Александровича за столь интенсивное учение. Но в Татево это происходило не в ущерб здоровью детей. Учебный день здесь был организован особым образом: часы умственных занятий чередовались с часами физической работы на воздухе, а также играми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершался учебный год в школе торжественным праздником в день первосвятителей славянских Кирилла и Мефодия. После службы в местной церкви крестный ход шел к школе, где устраивалась трапеза для детей, учителей и гостей, всем ученикам раздавались подарки.

Чтобы представить масштаб просветительской деятельности С. А. Рачинского, следует обратить внимание на то, что под его попечительством находилось около 30 школ. Замечательно и то, что татевский педагог открыл при школе летнюю учительскую семинарию. В ней он готовил учителей для сельских школ вместе с теми выпускниками, которые готовились к поступлению в различные учебные заведения. Эти дети, как и ученики школы, содержались на личные средства С. А. Рачинского. Не случайно из стен школы вышел талантливый живописец Н. П. Богданов-Бельский, сын бедной крестьянки. Как отмечал М. Е. Стеклов, С. А. Рачинский сделал попытку создать систему воспитания одаренных детей из крестьян [5, с. 64].

Интересны и актуальны мысли и дела татевского подвижника в вопросах искоренения пьянства, которое является распространенным заболеванием и в наши дни. Так, под влиянием С. А. Рачинского в российских школах началась антиалкогольная борьба, которая была впоследствии поддержана во многих уголках России. Она проводилась как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Следует отметить, что педагог не отождествлял трезвость и нравственность, он писал: «Трезвость - это не нравственность, и есть трезвенники, глубоко безнравственные. Трезвость лишь устраняет одно из роковых препятствий к достижению нравственности, и в этом отношении, конечно, полезна» [6, с. 221].

Большую роль в деле борьбы за трезвый образ жизни играл и задачник Рачинского «1001 задача для умственного счета», который трижды издавался в России начиная с 1891 г.

В сборник были включены задачи нравственно-религиозного содержания, имевшие воспитательное значение. Это задачи о вреде табакокурения и пьянства, азартных игр, задачи, направленные на развитие в детях чувства сострадания и доброго, гуманного отношения к людям. Ребятам, например, предлагалось решить задачу следующего содержания: «Некто в каждый день пропивает по 16 копеек, а в каждое воскресенье столько, сколько во все будние дни недели. Сколько в год?» [7]. Решая эту и подобные задачи, дети убеждались в том, какой вред приносит пьянство семье. Или: «Я каждое воскресенье раздаю нищим по 77 копеек. Сколько я раздаю в год? - 40 рублей 4 копейки» [7].

Особой гордостью С. А. Рачинского был церковный школьный хор. Его пение сопровождало все службы Татевской церкви. Сергей Александрович углубился в изучение церковного пения, результатом чего стало устройство художественного церковного хора, исполнявшего службы с такой обдуманностью, которая отделяла его от ремесленного умения обыкновенных церковных хоров.

Что давала Татевская школа своим воспитанникам? Как отражалась на их дальнейшей жизни? Педагогу задавали подобные вопросы. Сам он писал, что ученик его школы отличается от своих безграмотных односельчан прежде всего правильной речью, «и, наконец, самое важное - то искреннее благочестие, тот интерес к вопросам веры и духа, который вынесли из дома и внесли в сельскую школу ее ученики, в ней становятся сознательней и глубже, становятся могучими будильниками ума и впоследствии поддерживают те навыки, которые приобретены ими в школе» [8, с. 124].

Как отмечал В. Т. Георгиевский, С. А. Рачинский стремился воспитать в своих детях «чувства долга и благожелания, признательности и благосклонности, дружбы и приязни, нежности и кротости и все то, что называется истинным благородством души» [9, с. 127].

Нравственное влияние школы Рачинского распространялось не только на учеников, но и на их родителей, на взрослых. Для них он организовывал собеседования, проходившие между утреней и обедней. Татевский просветитель объяснял слушателям Евангелие, читал статьи, обсуждал житейские дела крестьян. В Татеве действовал хор для детей и взрослых. При школе была создана богатейшая библиотека, в селе была открыта книжная лавка, то есть сделано многое, что радовало односельчан.

Следует отметить, что имя С. А. Рачинского известно и тем, что усилиями его семьи была открыта больница, где лечились не только дети, обучающиеся в школе, но и их родители. Медицинскую помощь получали также жители окрестных деревень. В письме к В. В. Розанову от 17 января 1894 г. Рачинский писал: «Медицина у нас процветает, и сестра строит новую больницу. Знаете ли вы, почему в нашей скромной больнице отбою нет от желающих в нее лечь? Потому что все знают, что никто не умрет в ней без покаяния; что покойника не вынесут, а тут же благообразно уложат; будут читать по нем Псалтырь, служить панихиды и торжественно похоронят» [10, с. 19].

Педагогический труд Рачинского завершился так, как завершается труд многих подвижников . Его стараниями получили образование порядка двух тысяч крестьянских детей, в Татев-ском обществе трезвости насчитывалось более тысячи людей.

Современное Татево, в котором полностью пришла в запустение бывшая усадьба Рачин-ских, до сих пор хранит следы его деятельности: в кирпичном здании школы учатся и живут сельские дети, остались деревянные постройки, пруды, парк.

На школу «не мертвенно единую, а как жизнь разнообразную» возлагал педагог надежды. И не просто возлагал, а создал школу подобного типа на Смоленщине, где перечень учебных предметов, режим дня, содержание и методы обучения основывались на потребностях детей, развитии их способностей.

Идеи С. А. Рачинского о создании разнообразных типов школ для людей разного социального уровня, потребностей и возможностей находят отражение в современной педагогике, которая дает возможность ребенку вместе с родителями выбрать тот или иной профиль обучения, от обычной школы до школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение. 2013. Вып. 1 (1). С.40-45.

2. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение. 2013. Вып. 1 (1). С. 46-51.

3. Танаевский С. Татевская школа С. А. Рачинского // Народное образование. 1902. № . 9. С.113-155.

4. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. М. Педагогика, 1991. 173 с.

5. Стеклов М. Е. Школьный апостол на Руси (С. А. Рачинский) // Педагогика, 1998. № 2.

6. Тетради С. А. Рачинского со статьями и заметками «Церковная школа», «Начальная школа и сельское хозяйство», «Чтение Псалтыри в начальной школе». РГАЛИ. Ф. 427, оп. 1, д. 730, с. 124.

7. 1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ. СПб., 1899. № 312. 88 с.

8. Из переписки С. А. Рачинского // Русский вестник. 1903. № 1. С.221.

9. Георгиевский В. Т. Сергей Александрович Рачинский (Поборник народного просвещения - друг крестьянских детей). СПб., 1912. 32 с.

10. Стеклов М. Е. С. А. Рачинский - народный учитель. М.: Алгоритм, 2002. 267 с.

Милько Л. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы. Смоленский государственный университет. Ул. Пржевальского, 4, Смоленск, Россия, 214000. e-mail: rectorat@smolgu. ru http

Материал поступил в редакцию 31.12.2013.

L. V. Milko

S. A. RACHINSKIY'S SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN SMOLENSK REGION

The article is devoted to the educational work of the Smolensk teacher, the founder of the school for the country children in the village of Tatevo in Smolensk Province, the author of the collection of articles "Country School", S. A. Rachinskiy (1833-1902). The attention is paid to the questions of the organization of the educational work in the school of Tatevo and the problems of creating a temperance society in Tatevo Place.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: the pedagogical environment of the school, the school of Tatevo, religious and moral education.

References

1. Voloshina L. V. Spirituality: questions, judgments, opinions. Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 40-45 (in Russian).

2. Timoshenko L. G. Ethno cultural Formation in the Context of the modern Society. Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 46-51 (in Russian).

3. Tanaevskiy S. S. A. Rachinskiy's School in Tatevo. National Education, 1902, no.9, pp. 113-155 (in Russian).

4. Rachinskiy S. A. Rural school: collection of articles. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1991. 173 p. (in Russian).

5. Steklov M. E. School Apostle in Russia (S. A. Rachinskiy). Pedagogy, 1998, no 2 (in Russian).

6. The Notebooks of S. A. Rachinskiy with articles and notes "Church Shoo", "Primary Shool and Agriculture", "Reading of Psalms in Primary Shoo". RGALI. F. 27 op. 1., d. 730, 124 p. (in Russian).

7. 1001 Tasks for Mental Calculation. Guidebook for Teachers of Rural Schools. St. Petersburg, 1899, no. 312. 88 p. (In Russian).

8. From the Correspondence of S. A. Rachinskiy. Russian Vestnik, 1903, no. 1, 221 p. (In Russian).

9. Georgievskiy V. T. Sergey Aleksandrovich Rachinskiy (Advocate for National Education - a Friend of peasant children). St. Petersburg, 1912. 32 p. (In Russian).

10. Steklov M. E. S. A. Rachinskiy - a Popular Teacher. Moscow, Algoritm Publ., 2002. 267 p. (In Russian).

Smolensk State University.

Ul. Przhevalskogo,4, Smolensk, Russia, 214000. E-mail: rectorat@smolgu.ru