УДК371.032.1
КОНШИН Николай Николаевич, аспирант кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования Смоленского государственного университета. Автор 12 научных публикаций
РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.А. РАЧИНСКОГО
В статье раскрываются основные взгляды и идеи русского ученого и педагога С.А. Рачинского (1833-1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Изучение этой системы воспитания важно при выборе пути развития современной школы в России.
Церковно-приходская школа, духовное воспитание, нравственное воспитание, православие, христианская вера, Евангелие
В связи с актуализацией проблем духовнонравственного воспитания ответы на многие вопросы, связанные с решением теоретико-методологических, практических задач обучения и воспитания, можно найти в богатом педагогическом наследии прошлого.
Наследие С.А. Рачинского (1833-1902) -русского ученого-ботаника, профессора Московского университета, учителя школы для крестьянских детей в своем родовом гнезде -с. Татево Вельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской обл.), талантливого педагога - пока еще, к сожалению, недостаточно изучено, хотя, с нашей точки зрения, осмысление его педагогического наследия не только необходимо для целостного понимания духовно-нравственного воспитания в школах дореволюционной России, но, безусловно, полезно для развития практического аспекта современной педагогической науки, а также в организации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения.
Школа, которую построил С.А. Рачинский, раскрывала перед учениками «сокровища Церкви», и основной ее задачей было воспитание «добрых христиан». В системе духовно-нравственного воспитания главным стержнем являлось Православие, поэтому учебная программа в Татевской школе была составлена таким образом, что предметы религиозного цикла стояли на первом месте. Особое внимание уделялось богослужению и православным праздникам. С.А. Рачинский исходил из того, что народная школа в России должна быть церковной, она должна воспитать ребенка в духе христианского учения и добрых нравов. Залог будущего духовного возрождения народа он видел в Церкви, чтении душеполезных книг, церковном пении.
Исходя из анализа работ, в которых отражаются религиозные взгляды С.А. Рачинского, можно сказать, что СЕРДЦЕ ребенка являлось объектом духовно-нравственного воспитания, а целью - воспитание сердца посредством Люб-
ви. Подтверждение такой точки зрения на воспитание можно найти у H.A. Бердяева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина,
B.C. Соловьева и таких современных исследователей, как В.И. Додонов, С.Ф. Егоров, В.М. Кларин, Т.И. Петракова, В.М. Петров.
Главную свою задачу как педагога и как человека С.А. Рачинский видел прежде всего в том, чтобы научить своих учеников строить жизнь в соответствии с нравственным началом, которое проявляется в голосе СОВЕСТИ. Используя на своих занятиях Евангелие, Псалтирь, творения Отцов Церкви, жития святых, С.А. Рачинский растолковывал детям вечные истины, советовал, какой выбрать путь для их обретения.
Готовя детей к исповеди, учитель читал им Евангелие от Матфея, объяснял, что слова «возлюби ближнего твоего, как самого себя», означают, что каждый человек - образ Божий, и любить этот образ человек должен как в самом себе, так и в другом человеке. Чтобы правильно относиться к другому, нужно научиться правильному отношению к самому себе. С.А. Рачинский учил детей и такому важному духовно-нравственному аспекту человеческих отношений, как внутренняя подготовка к покаянию и умению прощать на примере анализа притчи о блудном сыне. Эти уроки были основным стержнем жизни, а опорой служила система ценностей: Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота. С.А. Рачинский, хорошо изучив народную душу, чувствовал ее духовные силы, то, что «в душе русского человека ярко пылает пламя сердечной искренней веры в Бога»1.
О роли воспитания религиозных чувств
C.А. Рачинский говорит в своих работах: «Заметки о сельских школах» (1881), «Народное искусство и сельская школа» (1882), «Школьный поход в Нилову пустынь» (1887), «Церковная школа» (1896), «Чтение Псалтири в начальной школе» (1896), «Возродившиеся школы грамотности» (1897), «Церкви и школы» (1898), «Учителя и учительницы» (1898), «Заикание и церковнославянское чтение» (1898), «Письма духовному юношеству о трезвости» (18901891). Сергей Александрович сам составлял
толкование Евангелия и Псалтири с тем, чтобы азы православия легче входили в детское сознание. Для С.А. Рачинского очевидным было и то, что разработка программ по всем предметам в Татевской школе должна быть основана на педагогических началах, - в этом случае религиозный аспект воспитания выполнял свою задачу.
С.А. Рачинский в своем дневнике отводил значительное место изучению Евангелия. В записи от 1 сентября 1893 года читаем: «До обеда переписал УШ-ю главу от Матфея, с посильными поправками (к русскому тексту)... Вечером переписал половину IX главы от Матфея. Трудно!»2. 2 сентября - вновь работа над текстом Евангелия, 3-го: «...Вечером дописал весьма трудную гл. XI от Матфея»3. С огорчением записывает в дневнике: «Не дописал гл. XIII от Матфея»4, и такие записи - о том, что сделано или не сделано - ежедневно.
Во всех работах С.А. Рачинского речь идет о духовно-нравственном воспитании, даже если этот термин не употребляется. Он не отходил в терминологии от канонов Церкви, но «переводил» трудные места Евангелия, адаптируя их для восприятия детским сознанием. Особенно это касалось анализа притч Иисуса Христа. Переписывая сначала текст в отдельную тетрадь, адаптируя его для детского восприятия, Сергей Александрович готовился к беседам со своими учениками, расшифровывая каждое слово и каждый образ, не всегда понятные детям. Так, в притче о сеятеле С.А. Рачинский объяснял, что знакомый детям процесс работы в поле означает много больше: семя - это слово Божие (т.е. Евангелие), сеятель - тот, кто его сеет (проповедует), земля - сердце человеческое, плодородная почва - люди с добрым сердцем, совершающие добрые поступки. В анализе притчи о талантах подчеркивалась мысль о преодолении лени и небрежности. Подобным образом анализировались все притчи.
Итак, С.А. Рачинский рассматривал религию как важное средство духовно-нравственного воспитания, положительно оценивая ее роль в нравственном становлении личности ребенка. Для него было очевидно, что христианские за-
поведи и жизнь неразрывно связаны, дополняют и обогащают друг друга. Во всем Сергей Александрович подавал детям пример тихой сосредоточенной жизни в Боге и с Богом, посвященной самоотверженному служению ближним.
По свидетельству священника П.Л. Крылова, отношение населения к школам, особенно к Татевской, было самым добрым, т.к. она давала своим питомцам не только прочную грамотность, содержала их совершенно бесплатно, но главное - давала «твердое нравственное воспитание и многих из крестьянской среды вывела на широкий путь общественной деятельности»5 .
Характеризуя своих прихожан как людей нравственных, священник видел причину этого положительного явления в удаленности села, нетронутого цивилизацией городов и фабрик, что давало возможность людям жить «в простых нравах, дедовскими обычаями и преданиями»6. По признанию священника, жители с. Татева жили «авторитетом отцовской власти»: «семейные узы крепки», «весьма редки случаи измены супругов и расходы их», «случаев незаконнорождений почти не бывает», «пьянства, в полном смысле этого слова, нет», «и вообще, все живут мирно, спокойно, не обижая друг друга и посторонних»7. Этот архивный документ важен для общей оценки педагогической деятельности С.А. Рачинского, т.к. священник говорит о своих прихожанах - жителях Татева - бывших учениках Рачинского, их родителях и детях, характеризуя их как высоконравственных людей. Учитывая, что Сергей Александрович начал учительствовать с 1875 года, в 1904 году бывшим ученикам Татевской школы могло быть в среднем от 18 до 40 лет. После кончины С.А. Рачинского «во всех созданных им школах, а в Татевской особенно, поддерживались прежние традиции и порядки»8.
Необходимо сказать, что деятельность
С.А. Рачинского была отмечена по заслугам еще при его жизни: за труд «Сельская школа» в 1891 году С.А. Рачинский был избран членом корреспондентом по отделению русского языка
и словесности Петербургской академии наук (с 1891 по 1899 год «Сельская школа» выдержала четыре издания); за свою деятельность учено-го-естествоиспытателя С.А. Рачинский был утвержден в 1898 году Императорской академией наук членом-корреспондентом Главной физической обсерватории с выдачей свидетельства; 14 мая 1899 года Высочайшим рескриптом Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича С.А. Рачинский стал именоваться «Почетным попечителем церковно-приходских школ IV благочинного округа Вельского уезда Смоленской губернии». Ему была назначена пожизненная пенсия, употребленная им на постройку новых школ, стержнем которых были вера, отеческие гуманные отношения между учителями и учениками; школ, успешно решавших задачи по формированию духовно-нравственной направленности личности учащихся, развивающих общечеловеческие, гуманистические ценности и идеалы.
В педагогическом наследии С.А. Рачинского содержится программа по формированию духовно-нравственных ценностей. Идеи о необходимости овладения педагогом и учащимися духовно-нравственной культурой, сознательного отношением к нравственным ценностям православия являются актуальными и важными для современного образовательного процесса. Подтверждение этому находим в исследованиях Е.П. Белозерцева, Т.П. Довгий, В.И. Додонова, Ф.Н. Козырева, В.В. Медушевского, Н.Д. Ни-кандрова, Л.Н. Погодиной. Как верно отметил М.Е. Стеклов, прежде всего, сегодня «следует говорить об освоении духа этой школы, элементов обучения и воспитания, об использовании для становления личности воспитанника исторического и культурно-религиозного окружения»9 . Центром этой педагогической системы, своего рода идеальной моделью учителя является личность самого С.А. Рачинского, который «может служить образцом для формирования особого типа нового педагога, человека, имеющего высокий уровень культуры и теоретической подготовки, национально ориентированного, тесно связанного с народом»10.
Примечания
1 Георгиевский В. Т. Сергей Александрович Рачинский (Поборник народного просвещения. - Друг крестьянских детей): 1902-2 мая 1912 //Прилож. кжурн. «Народное образование» за 1912 г. С. 51.
2Рачинский С.А. Дневник//Народ, образование. Т. 2, кн. 9.1909. С. 164.
3 Там же. С. 165.
4 Там же. С. 166.
5ГАСО (Гос. арх. Смолен, обл.). Ф. 391. On. 1. Д. 2. С. 168.
6 Там же. С. 165.
7 7ам же.
8 Там же. С. 153.
9 Стеклов М.Е. С.А. Рачинский - народный учитель. М., 2002. С. 259.
10 Там же. С. 258.
Konshin Nikolay
RELIGIOUS AND MORAL GROUNDS OF S.A. RACHINSKY’S PEDAGOGICAL ACTIVITIES
The article considers the main views and ideas the Russian scientist and pedagogue S.A. Rachinsky (1833-1902), who suggested his educational methods aimed at forming spiritual-moral values of the person including orthodox, universal, and pedagogical aspects. These methods must be studied while choosing the development ways of the modern school in Russia.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Дружинина M.B., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова