ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ: АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ
SCHOOL-FAMILY PARTNERSHIP IN MULTICULTURAL EDUCATION: AMERICAN EXPERIENCE
О. К. Логвинова
В статье представлен анализ теории и практики взаимодействия семьи и школы в процессе поликультурного образования учащихся в США. Раскрывается сущность поликультурного образования, его специфика в контексте американского образования, выявляются основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в процессе поликультурного образования учащихся.
Ключевые слова: поликультурное образование, взаимодействие семьи и школы, участие родителей.
США исторически складывались как полиэтническое государство на иммигрантских основах, но с доминантой англосаксонской культуры. Одной из основных задач американской школы являлась ассимиляция подрастающего поколения, трансляция ценностей, норм WASPs - белых протестантов англо-саксонского происхождения (White Anglo-Saxon Protestant).
Сложившиеся к середине ХХ в. социально-экономические, демографические условия стимулировали поиски новых концепций, идей в сфере образования, адекватно отражающих изменившуюся реальность.
Становление идеи поликультурного образования в США определялось в основном социальными факторами: десегрегацией, движением за гражданские права, требованиями этнических меньшинств включить в программы обучения курсы по их истории, культуре, изучение родного языка, стремлением предотвратить конфликты на расовой, этнической почве. Определенную роль сыграл и политический фактор - дискриминация культурных меньшинств наносила удар по престижу американской демократии на международном уровне. Со временем актуальность разработки поликультурного образования стала определяться также демографическим (иммиграция и стремительный рост небелого населения) и экономическим (глобализация экономических процессов и потребность государства в специалистах международного уровня) факторами. Комплекс факторов определил сложность, многоаспектность понятия «поликультурное образование», которое в настоящее время объединяет различные подходы к решению проблем, связанных с расовой, этнической, социальной, половой неоднородностью американского общества.
За последние десятилетия американскими учеными, педагогами проведены многочисленные исследования
O. K. Logvinova
The article focuses on the problem of school-family partnership in the process of multicultural education in the USA. The goals and the content of multicultural education are investigated. The author shows the ways and methods used in American schools to involve parents in multicultural education.
Keywords: multicultural education, school-family partnership, parents' involvement.
по разработке теоретических основ поликультурного образования, его практическому осуществлению.
Сторонники поликультурного образования едины в том, что этнические и культурные различия необходимо поддерживать, стимулировать изучение корней, родного языка и культуры. Дискуссии вызывает вопрос о том, как, признавая право меньшинств быть «другими» и способствуя этому с помощью системы образования, сохранить единое государство; до какой степени следует поощрять разнообразие и с какой целью. Большинство американских педагогов придерживаются позиции умеренного по-ликультурализма и не отрицают существования единой национальной культуры (Дж. Бэнкс, Ж. Гай, Д. Голлник, Ф. Чинн, Ю. Гарсиа). Их цель - создать «мозаику» культурных групп в составе единого целого. Культуры, отличные от исторически доминирующей англосаксонской, должны быть сохранены и по достоинству оценены, в то время как взаимодействие различных культурных групп и приверженность демократическому обществу обеспечат социально-политическую гармонию. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде, одной из приоритетных целей которой является преодоление предубеждений и стереотипов по отношению к представителям иных культур. Ведущие специалисты в области поликультурного образования Д. Бэнкс, Д. Голлник, Ф. Чинн рассматривают школу как систему и считают, что преодоление предубеждений возможно при условии реформирования всех ее составляющих: не только программ, учебных материалов, методов обучения и контроля, но и так называемой «скрытой программы», которая включает поведенческие нормы, установки, принятые в школе по отношению к представителям этнических и расовых меньшинств [1].
Одним из важных условий, способствующих эффективной реализации поликультурного образования, является активное сотрудничество школы с семьями учащихся.
Анализ источников позволяет выделить ряд причин, определяющих необходимость «включения» родителей в практику поликультурного образования.
Прежде всего, семья является первым учителем ребенка. И семья закладывает тот фундамент, на котором в дальнейшем ребенок будет строить свои взаимоотношения с представителями разных культурных групп. Дети достаточно рано начинают осознавать, что в их окружении есть «другие», «непохожие». Согласно концепции развития осознания принадлежности к национальной группе Ж. Пиаже, существует три этапа в формировании этнической идентичности: в возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистемные) знания о своей этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - язык, национальность родителей; просыпаются национальные чувства. В возрасте 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме [2, с. 218].
В настоящее время существует большое количество исследований, уточняющих и конкретизирующих возрастные границы этапов формирования национальной идентичности. Американский специалист в области поликультурного образования П. Рэмсей (P. Ramsey) приводит данные о том, что дети отмечают расовые различия уже в младенчестве , а к трем - четырем годам у ребенка сформированы элементарные представления о расе, уже в этом возрасте проявляются расовые, этнические предпочтения [3, с. 17]. В школу же дети приходят с множеством искаженных представлений и негативных установок. Преодолеть их, сформировать у ребенка критическое, свободное от предубеждений, мышление, можно только в союзе с семьей.
Во-вторых, участие родителей в образовании, включенность в жизнь класса и школы способствуют повышению академической успеваемости ребенка, его эмоциональному развитию, положительно влияют на поведение.
И наконец, школа не может и не должна единолично нести ответственность за образование подрастающего поколения. Она нуждается в поддержке других социальных институтов, прежде всего - семьи. Американские исследователи подчеркивают, что роль семьи в образовании необходимо изменить - родителям следует занять позицию активных участников образовательного процесса, перестать быть пассивными получателями, потребителями. Но участие родителей должно быть всесторонним, постоянным, хорошо спланированным [4]. Специалисты в области поликультурного образования настаивают на том, что прежде всего школа должна оценить знания родителей в области поликультурного образования, их личный опыт, отношение к проблеме культурного многообразия, потребности и интересы. Важно, чтобы такая оценка была не «разовой», давала бы
возможность отслеживать происходящие изменения и решать актуальные проблемы.
Анализ теоретических исследований в области поликультурного образования, опыта его реализации в практике американской школы позволяет определить основные направления взаимодействия семьи и школы в процессе поликультурного образования учащихся.
1. Обучение родителей, поощрение и поддержка развития поликультурной грамотности учащихся в семье.
В рамках данного направления наибольшее распространение получили различные по своим целям обучающие семинары для родителей. В качестве примеров можно привести семинары для родителей, посвященные теории поликультурного образования. Основная задача таких занятий - преодолеть миф о том, что поликультурное образование - это только изучение традиций иной культуры, знакомство с кухней, праздниками, героями.
Обучающие семинары, на которых родителей знакомят с эффективными стратегиями развития поликультурной грамотности детей, преодоления предубеждений. Родителей учат тому, как выявлять, оценивать и преодолевать собственные предубеждения, наблюдать и интерпретировать поведение собственного ребенка, как реагировать на его/ее этноцентрические поступки и высказывания, как способствовать развитию эмпатии у ребенка и т. п.
Особое место в поликультурном образовании учащихся в американской школе занимает литература. На всех этапах обучения рекомендуется изучение фольклора: сказок, легенд, мифов различных этнических групп. Литература представляет собой своеобразное «окно» в жизнь и культуру определенного этноса, в яркой художественной форме отражает его основные ценности, нормы, традиции. Учителям рекомендуется знакомить родителей с поликультурной литературой, поощрять чтение отдельных произведений дома с детьми, давать советы по выбору книг для домашнего чтения и включения в домашнюю библиотеку.
Необходимо отметить, что в США к настоящему времени издано огромное количество поликультурной литературы - это и отдельные произведения, и сборники рассказов, и книги для чтения, состоящие из адаптированных текстов. Последние широко используются при работе с теми учащимися, чей родной язык - не английский. Существуют сайты, которые могут помочь как учителям, так и родителям в выборе не только социально значимого, но и обладающего художественной ценностью произведения.
Поликультурная литература рекомендуется и в качестве источника информации о культуре, истории, проблемах различных расовых, этнических, культурных групп, и как средство повышения мотивации учащихся в овладении навыками чтения и письма, поскольку включение с помощью поликультурной литературы опыта учащихся в процесс обучения делает этот процесс личностно значимым.
2. Участие родителей в школьной практике поликультурного образования.
Исторически сложившейся особенностью американской системы образования является ее децентрализация. Образование в США, несмотря на возросшее в последние десятилетия влияние федерального центра, по-прежнему остается сферой компетенции штата и местных органов власти. Отсутствие единых требований к осуществлению поликультурного образования позволяет школьным округам и конкретным учебным заведениям вырабатывать собственную политику в отношении поликультурного образования, руководствуясь культурными, этническими особенностями округа в целом и учебного заведения в частности. В связи с этим участие родителей в планировании и реализации содержания поликультурного образования представляется вполне реальным. Теоретики поликультурного образования призывают учителей активно использовать потенциал семьи: родители могут предлагать актуальные темы для обсуждения в классе, давать информацию о традиционных праздниках, народных играх и т. п.
Для поликультурного образования характерна организация в классе встреч - бесед с представителями культурных меньшинств США. Учитель приглашает в класс члена семьи учащегося - представителя какой-либо культурной группы. Проводится беседа о том, как живется в Америке человеку с иными (не западноевропейскими) корнями, как строятся отношения с окружающими.
Еще одной формой участия родителей в процессе поликультурного образования является Музей семьи, который может быть организован непосредственно в классе. Родители совместно с детьми готовят экспозиции, посвященные истории своей семьи, ее культурным особенностям.
3. Участие родителей в пропаганде поликультурного образования в социуме.
«Благодаря своему участию как в жизни школы, так и в жизни соседской общины родители находятся в весьма выгодной для пропаганды идей поликультурного образования позиции», - отмечает Й. Паттнаик Ц РаНпаЩ, профессор Университета штата Калифорния. По мнению исследователя, группа родителей-активистов может стать связующим звеном между школой и общиной, распространяя информацию о школьной политике и практике поликультурного образования, привлекая местные СМИ, взаимодействуя с организациями, деятельность которых так или иначе связана с проблемой этнического и социокультурного многообразия американского общества [5].
4. Обеспечение семьям свободного доступа к поликультурным ресурсам.
Свободный доступ к качественным поликультурным ресурсам является важным условием участия родителей в процессе поликультурного образования детей. Американские педагоги предлагают различные варианты решения данной проблемы.
Семейный информационный центр, действующий на территории школы или соседской общины, способен обе-
спечить родителям и детям возможность знакомиться с новинками поликультурной литературы, журналами, фото-и видеоматериалами поликультурного содержания, созданием которых в США занимаются специальные компании.
Школа может выступать в качестве инициатора и организатора ярмарки поликультурных ресурсов, на которой книжные издательства, производители игрушек, детских настольных игр, обучающих компьютерных программ знакомили бы семьи учащихся со своей продукцией.
Специально созданный сайт (или страничка на школьном сайте), посвященный вопросам поликультурного образования, в том числе предоставляет информацию о полезных печатных и электронных ресурсах. К слову, практически все крупные центры и организации, занимающиеся проблемой поликультурного образования, имеют свои сайты и предлагают школе широкий спектр материалов. В США издаются путеводители, в которых указан перечень сайтов, содержащих материалы по проблемам поликультурного образования, информацию о всех культурных группах американского общества. В качестве примера можно привести Multicultural Pavilion - сайт, созданный П. Горски еще в 1995 г. и получивший международное признание [6].
В американской педагогической литературе проблеме «включения» родителей в жизнь школы, в процесс образования детей уделяется достаточно внимания. Вместе с тем, далеко не все родители могут полноценно участвовать в школьной жизни, и для большинства из них основным препятствием является языковой барьер. Следует отметить, что численность неанглоговорящего населения в США с каждым годом возрастает. Например, численность испаноговорящего населения, по данным последней переписи, увеличилась за 10 лет почти на 4% (с 12,5% в 2000 г. до 16,3 % в 2010 г.) [7, с. 7]. Многие приезжают в страну, не владея или почти не владея английским языком, селятся в этнических кварталах, где знание государственного языка не является обязательным условием выживания. Не только включение таких родителей в жизнь школы, но и элементарное общение с ними становится для учителя проблемой. Большинство американских школ вынуждены искать эффективные способы взаимодействия с родителями, не владеющими английским языком, оказывать им языковую поддержку. Так, администрация школ графства Монтгомери (штат Мэрилэнд) регулярно рассылает информационный бюллетень, изданный на нескольких языках (в том числе на китайском, французском, японском, корейском, русском, испанском, вьетнамском), в котором информирует родителей о школьных событиях и проблемах. На общем сайте учебных заведений графства ключевая информация также представлена на нескольких языках [8]. Школы графства руководствуются принципом: даже если родители не знакомы с системой образования США и плохо владеют английским, это не должно мешать их участию в процессе образования ребенка, в жизни его школы. Во многих округах встречи администрации школ, учителей и родителей проводятся на нескольких языках.
Интересен опыт американских школ по организации своеобразного сопровождения родителей, не владеющих английским языком. Среди родителей, говорящих на нескольких языках, выбираются активисты, которые согласны оказывать помощь тем, кто не говорит по-английски: звонить по просьбе учителя и сообщать о предстоящих мероприятиях, рассказывать о требованиях, предъявляемых к учащимся, о проблемах, возникающих в школе, выступать в качестве переводчика на встречах с учителем и т. п. Работа активистов, как правило, символически оплачивается за счет грантов и различных фондов. Такое сотрудничество школы и родителей не только способствует более быстрой адаптации учащихся из неанглоговорящих семей в образовательном учреждении, улучшает их академическую успеваемость, но и вносит вклад в формирование поликультурной компетентности всех участников процесса взаимодействия.
Привлечение родителей к участию в поликультурном образовании детей - задача, сложная даже для опытного педагога. В американских школах, несмотря на достаточно длительную и во многом успешную практику поликультурного образования, участие родителей в этом процессе все еще не получило широкого распространения. Вместе с тем значительное число практико-ориентированных исследований по данной проблеме, хорошая информационная, методическая база, а также активная гражданская позиция большей части населения США, неравнодушие к жизни общины позволяют американским педагогам надеяться на то, что со временем взаимодействие семьи и школы в процессе поликультурного образования станет более интенсивным и эффективным.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston: Allyn and Bacon, 2001. 360 p.
2. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.
3. Ramsey P. Teaching and Learning in a Diverse World: Multicultural Education for Young Children. N.Y.; London: Teachers College Press, 1987. 224 p.
4. Swick K. Family Involvement in Early Multicultural Learning [Electronic resource]. URL: http://www. education.com/reference/article/Ref_Family_ Early/ (accessed 01.11.2013).
5. Pattnaik J. Multicultural Literacy Starts at Home: Supporting Parental Involvement in Multicultural Education // Childhood Education. 2003. Vol. 80, No. 1. P. 18-24.
6. Multicultural Pavilion [Electronic resource]. URL: http://www.edchange.org/multicultural/index. html (accessed 01.11.2013).
7. Mather M, Pollard K., Jacobsen L. First results from the 2010 census // Population Reference Bureau. Reports on America, 2011. 24 p.
8. Montgomery County Public Schools [Electronic resource]. URL: http://www.mcps.K12.md.us/ (accessed 01.11.2013).