Научная статья на тему 'Вопрос о поликультурном образовании в отечественной и зарубежной педагогике'

Вопрос о поликультурном образовании в отечественной и зарубежной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1561
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ И МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSON'S CULTURAL SELF-IDENTIFICATION / POLY-CULTURAL EDUCATION / POLY-CULTURAL EDUCATION VALUES / MULTICULTURALISM / ETHNIC GROUP / INTERCULTURAL AND INTERETHNIC TOLERANCE / EFFICIENT INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова А. А.

Автором рассматриваются теоретические аспекты феномена поликультурного образования. В условиях глобализации и интеграции общественных процессов данный феномен создает основу для полноценного полилога культур в учебно-воспитательном процессе, развития толерантности у подрастающего поколения, формирования техники эффективного взаимодействия с представителями иных этнических групп, сохраняя при этом этническую, религиозную, личностную идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Poly-cultural Education in Domestic and Foreign Pedagogics

The author focuses on theoretical aspects of a poly-cultural education phenomenon. In globalisation and conditions of social process integration it lays the foundation for a full-fledged polylogue of cultures in the process of education and upbringing, for a growing generation tolerance development, an efficient interaction with other ethnic groups keeping ethnic, religious and personal identity.

Текст научной работы на тему «Вопрос о поликультурном образовании в отечественной и зарубежной педагогике»

ШЖМЖ № 1, 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

ВОПРОС О ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

А. А. Богданова, аспирант факультета социальной психологии Московского городского педагогического университета, gashenka@mail. ги

Автором рассматриваются теоретические аспекты феномена поликультурного образования. В условиях глобализации и интеграции общественных процессов данный феномен создает основу для полноценного полилога культур в учебно-воспитательном процессе, развития толерантности у подрастающего поколения, формирования техники эффективного взаимодействия с представителями иных этнических групп, сохраняя при этом этническую, религиозную, личностную идентичность.

Ключевые слова: поликультурное образование; ценности поликультурного образования; мульти-культурализм; этническая группа; межкультурная и межэтническая толерантность; эффективная меж-культурная коммуникация; культурное самоопределение личности.

Образование является чрезвычайно важным и во многом определяющим фактором динамического общественного прогресса. Именно из школы ребенок переносит во взрослую жизнь свои знания, умения, навыки по взаимодействию с людьми, принадлежащими к другим этническим группам. Игнорирование этнического компонента в образовании приводит к тому, что члены разных этнических групп получают неравное образование. Представители групп меньшинств, как правило, лишены возможности изучать свой родной язык, свою культуру, свои традиции. Это может привести к возникновению нетолерантного отношения к ним представителей группы большинства (как сверстников, так и преподавателей), невозможности сформировать свою этническую идентичность, неумению эффективно взаимодействовать с представителями своей и других этнических групп1.

С конца XX в. в нашем обществе интенсивно проходят процессы «перемешивания» людских масс, унификации образа жизни в урбанизированном обществе — от одежды и пищи до культурных и поведенческих стереотипов. На фоне роста числа субъектов международных отношений, формирования экономической системы, интенсификации миграционных процессов, научно-технического прогресса, глобальных проблем люди подсознательно стремятся «сохра-

нить свою самобытность вопреки ее насильственному размыванию, уберечь себя от усреднения, чтобы не стать „как все“» [3, с. 40—47]. В связи с этими изменениями перед образованием особенно остро встала проблема обучения детей из разных этнических групп. Одним из возможных путей решения данной проблемы признается поликультурное образование как новая парадигма образовательного процесса [1].

Феномен поликультурного образования возник в русле мультикультурализ-ма — идеологии и практики межкультур-ной и межэтнической толерантности и социального согласия. В условиях современной действительности мультикульту-рализм может стать средством снижения межэтнической напряженности, так как он включает в себя опыт и технологию реализации структурно-организационной деятельности государства, которая направлена на интеграцию и внутреннюю стабилизацию поликультурных, полиэтнических национальных сообществ. Важным ее элементом выступает принцип социального равенства, поддержки и защиты своего общества и различных по культурному или этническому принципу групп, которые являются частью этого общества на основе принадлежности к одному политическому образованию. Ключевая идея мультикультурализма заключается в создании гармоничных отношений между разными этническими © Богданова А. А., 2009 71

и культурными группами плюралистического общества [2]. Поликультурное образование представляет собой способ внедрения идеологии и практики мульти-культурализма в систему образования.

Первыми необходимость организации поликультурного образования осознали Соединенные Штаты Америки в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия, когда сторонники движения за десегрегацию активизировали борьбу за равноправие расовых и этнических меньшинств, включая равноправие в получении образования. В начале 1970-х гг. в борьбу за реформирование американской системы образования включились сторонники движения за права женщин, а вслед за ними представители сексуальных меньшинств, пожилых людей (против возрастной дискриминации), населения с альтернативными умственными и физическими способностями. Основные требования групп меньшинств (по различным признакам) легли в основу и определили стратегические линии современного поликультурного образования в США [4]:

— культурное разнообразие групп обучающихся. Образование должно быть равным для всех независимо от расовой, этнической, социальной, религиозной, гендерной, политической, возрастной принадлежности. На основании этого предполагается, что в процесс обучения одновременно вовлекаются представители различных культур;

— культурное разнообразие тематического наполнения учебных программ. Обучающиеся должны получить возможность познакомиться не только с культурой большинства, но и с вкладом представителей различных расовых, этнических, гендерных и прочих групп в формирование единой истории, науки, культуры.

В конце 1970-х— начале 1980-х гг. наблюдался бурный рост исследований, в которых западные ученые обращались к различным аспектам поликультурного образования. Одни предлагали образовательные модели, описывающие стадии

поликультурного образования обучающихся и преподавателей, вторые — конкретные подходы к внедрению в учебный процесс принципов поликультурного образования; третьи — рекомендации по анализу существующих учебных программ, учебных пособий и тестов на предмет их поликультурности, а также рекомендации по их усовершенствованию [4]. Однако ни одно из исследований тех лет не могло претендовать на целостность в освещении конкретного аспекта обсуждаемого научного вопроса.

Первая фундаментальная работа по поликультурному образованию появилась в 1987 г. Ее автор К. Грант (C. Grant) провел анализ около 130 книг и статей, в которых затрагивалась обсуждаемая проблема, и предложил типологию подходов к внедрению поликультурного образования [5].

1. Обучение представителей других культур. Этот подход направлен на поддержку расовых и этнических меньшинств, представителей низкого социально-экономического класса в получении общего образования и достижения академических успехов. Его центральным элементом является адаптация учебных программ и требований к индивидуальным различиям в рамках конкретной группы обучающихся. В практическом плане подход был воплощен в использовании культурно-релевантного учебного плана и сенситивности к индивидуальным стилям обучения учащихся.

2. Человеческие отношения. Данный подход, центральным элементом которого выступают Я-концепция и теория межгрупповых взаимоотношений, направлен на преодоление межгрупповых конфликтов, способствует формированию толерантности к представителям других культур и стимулирует позитивную интеракцию между обучающимися. Учебные программы, разработанные в его рамках, направлены на изучение стереотипов и обобщений в определенной культуре, на обучение индивидуальным различиям и сходствам.

111!111Й1И1!Ш № 1,

3. Исследование конкретной группы. Подход характеризуется детальным исследованием конкретных групп людей (расовых, этнических, гендерных). Он направлен на повышение социального сознания и содействие общественной деятельности представителей определенной группы. Основной акцент делается на культуре, истории, системе ценностей, интересах, проблемах конкретной группы.

4. Поликультурное образование. Этот подход появился в середине 1970-х гг. как наиболее общий и всеохватывающий. Его центральным элементом выступают культурное разнообразие и равноправие различных культурных групп, поэтому предметом изучения являются взаимоотношения между такими социокультурными конструктами, как язык, этничество, гендер, социальный класс, и их отражение в учебных программах. В дидактическом плане культурная вариативность может быть выражена материалом о вкладе конкретных этнических групп в американскую или мировую культуру.

5. Поликультурная и социальная перестройка образования. Данный подход — более радикальная и усовершенствованная версия поликультурного образования. Его центральным элементом выступает призыв к обучающимся принять активное участие в общественной деятельности, направленной на решение таких социальных проблем, как расизм, сексизм и классизм. В учебных программах основной акцент делается на формировании навыков политической деятельности и решения существующих проблем.

Каждый из пяти подходов возник в определенный исторический период для решения конкретных социальных задач. В частности, если основная задача первого подхода типологии заключалась в том, чтобы сделать образование доступным представителям расовых, этнических и социальных меньшинств, то круг задач последнего подхода стал уже значительно шире.

Необходимо также обратить внимание на постепенное смещение субъекта деятельности по мере генезиса и появления новых подходов. Так, если первые два подхода — обучение представителей других культур и человеческие отношения — во главу угла ставят индивидуальные отличия и особенности представителей разных культур, то в оставшихся трех подходах — исследование конкретной группы, поликультурное образование и поликультурная и социальная перестройка образования — субъектом деятельности становится группа.

Возникшее в США поликультурное образование достаточно быстро распространилось по другим странам, трансформируя подходы и даже словесное обозначение этой парадигмы. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе встречаются такие понятия, как «мультиэтническое образование», «мультикультурное образование», «многокультурное образование», «культурологическое личностно ориентированное образование» и собственно «поли-культурное образование». При этом между подходами отечественных и зарубежных авторов в понимании поликультурного образования отмечается существенное различие. Большинство определений западных ученых делают акцент на предоставлении равного обучения и равных возможностей развития, а определения отечественных исследователей сводятся в основном к формированию толерантности у учащихся. В России, несмотря на декларирование необходимости поликультурного образования, до сих пор не принимается во внимание одна из основных его задач — обеспечение равных возможностей обучения для представителей разных этнических групп, с целью реализации которой должны учитываться культурные особенности восприятия и переработки информации, а также культурные особенности взаимодействия между людьми.

Исходя из высказанного, мы сформулировали свое определение поликультур-ного образования, которое, на наш взгляд,

наиболее полно раскрывает сущность понятия. Поликультурное образование — это сложноорганизованная система, направленная на 1) обеспечение равных возможностей обучения с учетом картины мира учеников из различных культурных и социальных групп; 2) формирование знаний о позитивном взаимовлиянии культур; 3) формирование умений и навыков позитивного взаимодействия с представителями других этнических групп.

Выделенные нами пункты являются одинаково важными и необходимыми условиями реализации поликультурного образования. Даже без одного из них реализация поликультурного образования невозможна. Эффективная коммуникация возможна лишь при адекватно сформированной картине мира с учетом знаний особенностей других культур, а картина мира и знание культурных различий формируются в школе, во взаимодействии с педагогами и учениками. Негативный опыт такого плана (особенно в подростковом возрасте, когда формируется этническая идентичность) приводит к нарушению гармоничного развития личности ребенка и к формированию компенсаторной агрессивности, что делает неэффективным любое взаимодействие.

Помимо неоднозначности в содержательном наполнении поликультурного образования сегодня в странах, где уже предпринимаются попытки его внедрения, обсуждается и сама его целесообразность. Повышенный интерес к проблеме поликультурного образования в США, например, привел к тому, что в научной среде возникли две абсолютно противоположные точки зрения.

Согласно первой точке зрения в начале XXI в. более 30 % населения США школьного возраста составляют дети с небелым цветом кожи, следовательно, преподаватели должны сделать все возможное по отношению к себе и своим ученикам для повышения эффективности интеракции и коммуникации с представителями разных рас. Преодоление страха, невежества и нетерпимости — ре-

альные плюсы поликультурного образования.

Вторая точка зрения может быть сформулирована так: «Если вы хотите окончательно разорвать связь между этническими группами, то вам необходимо ввести поликультурное образование». Как заявляет Г. Беннетт (Bennett G.), «фокусировка на культурных различиях способствует возникновению предубеждений и стереотипов. А в человеческой природе заложено то, что людей, которые отличаются от нас, мы воспринимаем как низших существ». Подчеркивая различия между представителями разных этнических групп, поликультурное образование увеличивает негативные чувства по отношению к нетипичным людям [6].

На наш взгляд, просто делая акцент на «непохожести» людей, образование действительно может привести лишь к усилению нетерпимости по отношению к представителям других этнических групп. Чтобы избежать этого, необходимо планомерно внедрять поликультурное образование, уделяя равное внимание всем его компонентам, среди которых можно выделить формирование:

1) представлений о культуре как о социальном конструкте;

2) представлений о культурном разнообразии современных поликультурных сообществ разных стран;

3) осведомленности о сходствах и различиях между представителями различных этнических, социальных, лингвистических, территориальных, религиозных, гендерных культурных групп в рамках определенного региона, страны, мира;

4) способностей позитивного взаимодействия с представителями других культур;

5) культурного самоопределения личности.

Кроме того, очень важно внедрить поликультурное образование в систему ценностей преподавателей, учеников и их родителей. Данную систему должны составлять:

№ 1, 2009

— общечеловеческие ценности: планета Земля, человек, его жизнь, детство, межчеловеческие отношения, вера, надежда, любовь, доброта, мир, честность, справедливость, щедрость, милосердие, благородство, творчество, терпение, нравственность;

— личностные ценности: физическое состояние человека, его здоровье, интеллект, одаренность, самосознание, сфера чувств, поведение, поступки, воля, мужество, добропорядочность, внутренняя свобода, разум, культура, логика, память;

— отечественные ценности: государственная независимость, историческая память, уважение к государственной и национальной символике, гуманность, природа регионов, социальная, политическая и нравственная культура общества, уважение к Конституции, общественно-патриотическая активность;

— гражданские ценности: равенство граждан перед законом, право человека на жизнь, свободу, собственную индивидуальность, самоотверженность, культуру социальных и политических отношений, политическую грамотность, способность переживать высшие гражданские чувства;

— семейные ценности: уважение к предкам, истории и культуре рода, традициям и обычаям семьи, гармония семейных отношений, здоровый образ жизни, духовность, социальная защищенность детства, нравственность в семье, взаимная поддержка и помощь, преемственность поколений.

Наличие указанных ценностей у участников педагогического процесса в совокупности с внедрением поликультурно-го образования, по нашему мнению, наиболее вероятно может привести к решению проблем, связанных с предоставлением равного образования представителям разных этнических групп, их культурным и личностным самоопределением, формированием толерантности и овладением техниками эффективной меж-культурной коммуникации. Современное общество постепенно приходит к пони-

манию того, что существующая образовательная система не решает проблему предоставления равного образования представителям разных этнических групп. Все чаще в научной литературе встречаются как теоретические, так и эмпирические исследования, связанные с данной проблематикой. Это отражает действительную потребность общества в трансформации образования, внедрении в него этнического компонента и учете культурных различий при создании тематического наполнения. За рубежом осуществляются попытки внедрения поликультурного образования, и некоторые их результаты дают нам право предполагать, что поликультурное образование может стать эффективным способом решения рассматриваемых проблем.

В России, несмотря на всеобщее декларирование необходимости поликуль-турного образования, оно до сих пор рассматривается слишком узко, сужается до понимания его как образования, обеспечивающего формирование толерантности учащихся. В частности, не принимается во внимание общепринятая задача поликультурного образования — обеспечение равных возможностей обучения и развития для учащихся из различных культурных и социальных групп, для реализации которой прежде всего необходимо уметь учитывать культурные особенности восприятия и переработки информации, а также взаимодействия между людьми. В качестве примера упомянем некоторые «барьеры» взаимопонимания, которые возникают между педагогом и ребенком. Как правило, педагоги не учитывают культурно обусловленные особенности общения. Известно, что в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота. Так, дети с Кавказа, особенно мальчики, говорят громче. Нередко педагоги относят это к проявлениям невоспитанности и применяют наказания.

На уроке возможно возникновение трудностей из-за различий в преимуще-

ственной системе психического отражения и восприятия. Например, дети с Кавказа чаще других являются кинестети-ками, особенно в младших классах. Сообщение им информации необходимо сопровождать движениями рук, что учителя чаще всего не делают. Психологи, работающие с ненцами, заметили, что среди них преобладают так называемые правополушарные дети, т. е. с доминирующим правым полушарием. Им требуется иная по сравнению с левополушарными детьми форма учебных заданий, в учебниках обычно не представленная.

Можно сделать вывод, что дети, не принадлежащие к основной культурной группе, попадают в зону риска в плане нарушения успеваемости. Однако для ребенка любой национальности длительное пребывание в ситуации неуспеха в школе достаточно травматично. Оно приводит к формированию глубокого чувства неполноценности, которое с большой степенью вероятности приведет к формированию компенсаторной агрессивности. Ребенок будет проявлять агрессию к представителям тех культурных групп, которые являются более успешными, в качестве компенсации за собственный неуспех. Поэтому любая работа по формированию толерантности — проведение тренингов, интерклубов и т. п. — окажется малоэффективной, если дети, принадлежащие к различным культурным группам, не будут иметь возможности для успешного обучения в

школе. И только организация поликуль-турного образования как предпосылки высокой образованности детей разных культурных групп может способствовать формированию реальных конструктивных взаимоотношений между людьми.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Следствия могут варьироваться в зависимости от типа этничности, количества представителей одной этнической группы в классе, уровня толерантности педагогического состава, от социальной, экономической, политической ситуации в стране, городе, регионе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование: теория и практика : моногр. / О. В. Гукаленко. — Ростов н/Д : Изд-во РПГУ, 2003. — 512 с.

2. Куропятник, А. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ / А. Куропятник // Журн. социологии и социальной антропологии. — 2000. — Т. 3, № 2. — С. 56.

3. Сикевич, 3. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк) / З. В. Сикевич. — М. : Механик, 1996. — 208 с.

4. Сысоев, П. В. Концепция языкового поли-культурного образования / П. В. Сысоев. — М. : Еврошкола, 2003. — 406 с.

5. Sleeter, C. An analysis of Multicultural Education in the United States / C. Sleeter, C. Grant // Harvard Educational Review. — 1987. — № 57 (4). — Р. 421—444.

6. Wilson, K. Multicultural education [Электронный ресурс] / K . Wilson. — Режим доступа: http: //www.edchange .org/.

Поступила 13.05.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.