Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и школы как компонент культурной среды общеобразовательного учреждения'

Взаимодействие семьи и школы как компонент культурной среды общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УКЛАД / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова М.Н.

В статье рассмотрены особенности культурной среды школы как совокупности институциональных, социальных и духовных факторов, непосредственно окружающих школьника в процессе его обучения. Изучен важный компонент культурной среды взаимодействие семьи и школы как один из факторов ее благоприятности. Раскрыты формы взаимодействия, выделены уровни сформированности взаимосвязи между субъектами культурно-образовательной среды: семьей и школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и школы как компонент культурной среды общеобразовательного учреждения»

36

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© Попова М.Н.*

Саха гимназия, г. Якутск

В статье рассмотрены особенности культурной среды школы как совокупности институциональных, социальных и духовных факторов, непосредственно окружающих школьника в процессе его обучения. Изучен важный компонент культурной среды - взаимодействие семьи и школы как один из факторов ее благоприятности. Раскрыты формы взаимодействия, выделены уровни сформированности взаимосвязи между субъектами культурно-образовательной среды: семьей и школой.

Ключевые слова: культурная среда школы, семья, образовательное пространство, уклад, самоорганизация.

В настоящее время образование наполняется новыми смыслами, оно расширяет свои рамки, начинает пониматься как сложный культурный процесс. Культурно-образовательная среда школы - это философско-педагогический феномен. Школьная культурная среда сложная многоуровневая синергетическая система, т.к. обладает способностью к самоорганизации и саморегулированию, одновременно воздействуя на внешнюю среду в целях собственного жизнеобеспечения и дальнейшего саморазвития. Ей присущи основные особенности самоорганизующейся системы - это способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преобразуя при необходимости свою структуру. В педагогических исследованиях определение сущности культурной среды школы рассматривается с различных позиций. Тубель-ский А.Н. определяет явление школьной культурной среды как «уклад жизни школы», под которым он понимает такую соорганизацию всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни [12]. По А.Я. Флиеру, среда как сама культура в пространственном воплощении, т.е. локализованного в границах школы [11]. По мнению А.В. Иванова, культурная среда образовательного учреждения -это совокупность разнообразных условий, созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения [5]. Таким образом, культурная среда школы явление многомерное, состоит из материальных и духовных компонентов, выражающими ее сущность и качество.

Проблема недостаточного использования педагогического потенциала семьи в культурной среде общеобразовательной школы, обеспечивающей по-

Учитель русского языка и литературы.

Общая педагогика

37

требности социума и личности, является актуальной. Взаимодействие семьи и школы как компонент культурной среды получило свое освещение в трудах А.Г Асмолова, ГМ. Андреевой, А.А. Велик, Л.С. Выготского, Н.Е. Щурковой, К.М. Ушакова и др. Перед современной школой стоит задача усиления сре-дового педагогического потенциала за счет усиления активным взаимодействием с семьей. Сегодня школа не занимается образованием и воспитанием подрастающего поколения в одиночку. Семья была и остается необходимым компонентом культурной среды школы. Межкультурное взаимодействие и взаимовлияние таких социальных институтов как семья и школа образуют благоприятный фактор развития культурно-образовательной среды общеобразовательного учреждения. В семье закладываются базовые ценности, отношение человека к самому себе, окружающим, природе и миру в целом. Как отмечают исследователи: семья играет исключительно важную роль в самоорганизации, единению общества, его развитии [9]. В содержание культурно-образовательной среды школы мы включаем характер взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением, от того, насколько тесно и в каких формах идет процесс взаимодействия между этими компонентами, мы можем говорить об уровне развития культурно-образовательной среды. Можно условно выделить три уровня сформированности: высокий, средний и низкий. При определении уровней мы использовали наиболее значимый с нашей точки зрения критерий - характер взаимосвязи между субъектами культурно-образовательной среды: семьей и школой. Под высоким уровнем сформированности культурно-образовательной среды мы понимаем тесную взаимосвязь субъектов культурной среды. Высокий уровень сформированности среды предполагает участие семьи в образовательных проектах совместно с образовательными учреждениями. Формами работы могут выступать совместная организация празднеств, материальная помощь со стороны родителей, местной общественности, создание дополнительных форм организации досуга детей и взрослых и т.д.

Нами культурно-образовательная среда школы рассматривается, как совокупность институциональных, социальных и духовных факторов, непосредственно окружающих школьника в процессе его обучения. В школе личность растет и становится ее неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и привычки, осваивает социальный и культурный модельный фонд, издавна принадлежащий микро-сообществу, т.е. культурной среде школы и макро-сообществу, т.е. обществу в целом. Основным показателем высокой организации культурной среды школы является успешность ребенка в реализации собственных интересов и способностей, в нравственном развитии и саморазвитии, удовлетворенность родителей, социума.

Школы должны ориентироваться на развитие культуры взаимодействия с семьей, например, МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска, при сохраненной уникальности собственной модели национальной школы, по заявлению пе-

38

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

дагогов и родителей учащихся, ведущими являются гуманистические и демократические ценности. В данном образовательном учреждении присутствуют все базовые компоненты культурной среды: ориентация на сотрудничество с семьей, использование инноваций в работе с семьей, поддержание сложившихся или складывающихся традиций, создание разнообразных школьных сообществ, совершенствование творческой деятельности. Вовлечению родителей в дела школы способствует организация совместного досуга. Большое значение придается просвещению родителей.

Традиционными стали беседы на общешкольных и классных родительских собраниях. Проводится индивидуальное консультирование родителей психологом, для них всегда открыты двери администрации. При возникновении серьезных школьных проблем родители приглашаются в школу для совместного обсуждения и поиска путей помощи ребенку, а не для выговоров и объявления наказаний. В школе активно работает родительский комитет, который осуществляет свою деятельность через такие советы, как «Совет отцов», Клуб бабушек, Совет попечителей, Совет родкома. Интересными формами работы с родителями стали традиционные праздники, проводимые для родителей и с родителями, ежегодные «Встречи трех поколений» (ветеранов войны и тыла городского округа, учителей школы, педагогов-ветеранов и учащихся классов), «Бал олимпиадников, призеров соревнований, победителей конкурсов», общешкольные проекты «Золотая маска», «Дары осени». В этом случае целью общения семьи и школы является создание и использование возможностей всем вместе - и детям, и педагогам, и родителям - пережить радостное чувство общения единомышленников. Приобщение детей к культуре своего народа, формирование национального самосознания стали важными задачами современной школы и семьи. Классный руководитель совместно с родителями планирует и проводит различные формы работы, в том числе познавательные учебные экскурсии по родному краю (по республике совместно с родителями мы организовали выезды на Табагинский мыс в поселок русских ямщиков Еланка Кангаласского улуса, Краеведческий комплекс «Дружба» Усть-Алданского улуса, краеведческие музеи «Самартай» Кангаласского улуса, с. Черкех Таттинского улуса и др., походы по интересным местам родного края: железнодорожные мосты речек Мылла и Тамма Мегино-Кангаласского улуса, посетили Музей Героя ВОВ Федора Попова в с. Сыымах Мегино-Кангаласского улуса, по России выезды «Две столицы: Москва-Питер», «Золотое кольцо»).

Якутский ысыах - самый главный праздник в Якутии. Слово «ысыах» дословно можно перевести как «изобилие». По сути это якутский Новый Год. Во многих школах республики, в том числе в Саха гимназии г. Якутска, в конце мая проводится общешкольный фольклорный праздник «Ысыах» -как символ успешного окончания учебного года и радостная встреча благодатной для детей поры - лета. Данное этнокультурное мероприятие как со-

Общая педагогика

39

вместный проект школы и семьи имеет цель создания педагогических условий и средств, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитие этнокультурных традиций в процессе коллективной творческой проектной деятельности.

Можно выделить следующие этапы работы над коллективно-творческим проектом «Ысыах» в каждом классе:

1. установочное собрание с родителями и детьми, определяющее главную идею предстоящего мероприятия, выбор рабочих тем, постановку целей (например, Ысыах, посвященный Году Арктики);

2. создание рабочих групп (включаются родители, дети, учителя) по направлениям проекта: группа по организации соревнований по национальным видам спорта, группа ответственная за этно-дизайн и оформление «т^улгэ» (компактное место для расположения классного коллектива), по национальной кухне, по конструированию национальной одежды, подготовка запевал осуохайа (народный круговой танец), разработка общей программы мероприятия, разработка сценария, планирование конкурсов;

3. цикл плановых дел рабочих групп в течение подготовительного этапа;

4. проведение праздника «Ысыах» на природе в конце мая;

5. рефлексия по группам, классам.

В план воспитательной работы класса вводятся творческие тематические проекты по формированию и развитию этнокультурных традиций разных народов по месяцам: Национальная одежда, Разные национальности в моей родословной (октябрь), Мой родной край (ноябрь), Кухни народов мира (декабрь), Святочные гадания - Танха (январь), Якутские национальные игры (февраль), Широкая Масленица (март), Охотничьи традиции разных народов (апрель), Ысыах (май).

Включение школьников, педагогов, родителей в различные ситуации общения (урочного и внеурочного), предполагающие совместное, коллективное решение коммуникативно-познавательных и познавательных задач и проявление творческой индивидуальности каждого субъекта создает основу для их взаимодействия и одновременно созидает необходимую современную культурную среду.

Список литературы:

1. Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2000. - 22 с.

2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 268 с.

3. Дьюи Дж. Школа общество. - М.: Работник просвещения, 1925. - 127 с.

40

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

4. Ефремов А.А. Педагогические условия влияния культурной среды вуза на формирование нравственных ценностей студентов (в контексте мультикультурного образования): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.

5. Иванов А.В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности // Вестник МГОУ Серия «Педагогика». - 2014. - № 2. -С. 103-111.

6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1993. - 80 с.

7. Кибирева О.Н. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения / О.Н. Кибирева, Е.Ю. Полын-ская // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф., г. Чита, июнь 2012 г. - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2012. - С. 99-102.

8. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С. 17-23.

9. Прокопьева М.М., Васильева Т.Г. Этнопедагогизация самоорганизации семьи северных народов как социокультурный феномен / М.М. Прокопьева // Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 16, № 2. - С. 7-11.

10. Тубельский А.Н. Демократический уклад и экспертиза в образовании // Демократическая школа. - 2005. - № 2. - С. 3.

11. Флиер А.Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2013, март-апрель. - № 2. - Режим доступа: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.