Научная статья на тему 'Национальная культура как условие воспитания (на материалах республики Саха, Якутия)'

Национальная культура как условие воспитания (на материалах республики Саха, Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ НАРОДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ / POLYCULTURAL SOCIETY / SPIRITUAL CULTURE OF THE PEOPLE / CONSUMER CULTURE / TRADITIONS OF THE PEOPLE / NATIONAL CULTURE / SPIRITUAL AND MORAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марфа Николаевна

Актуальная для современного поликультурного общества проблема сохранения и приумножения духовной культуры народа. Противостояние натиску потребительской культуры. Выстраивание системы воспитания школьников на основе традиций народа, этнокультуры, обычаев, в которых продуцируются нормы человечности, гражданственности, морали. Национальная культура как интеллектуальный ресурс, средоточие уникальных культурных образований, духовно-нравственный капитал и источник жизни народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Culture As A Condition Of Education (On The Materials Of The Republic Of Sakha, Yakutia)

The problem of preserving and enhancing the spiritual culture of the people is relevant for a modern multicultural society. Resisting the onslaught of consumer culture. Building a system of education of students on the basis of the traditions of the people, ethnoculture, customs, in which the norms of humanity, citizenship, and morality are produced. National culture as an intellectual resource, the focus of unique cultural formations, spiritual and moral capital and the source of people's livelihood.

Текст научной работы на тему «Национальная культура как условие воспитания (на материалах республики Саха, Якутия)»

УДК 37.013

НА ЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА как условие воспитания

(на материалах Республики Саха, Якутия)

Марфа Николаевна Попова,

аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, учитель МОБУ «Саха гимназия», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Проблема сохранения и приумножения духовной культуры народа — актуальная в современном поликультурном обществе, где через новые информационные технологии активно насаждается культура, выгодная экономическим отношениям, торговле. Образование должно противостоять натиску потребительской культуры и с этой целью построить систему воспитания школьников на основе традиций народа, этнокультуры, обычаев, в которых продуцируются нормы человечности, гражданственности, морали. Национальную культуру рассматриваем как интеллектуальный ресурс, средоточие уникальных культурных образований, духовно-нравственный капитал и источник жизни народа.

• поликультурное общество • духовная культура народа • потребительская культура • традиции народа • национальная культура

• духовно-нравственный капитал

Современная якутская молодёжь, особенно в городе, не проявляет интереса к родной культуре, предпочитает общаться на русском языке, юноши интересуются гаджетами, увлекаются сетевыми играми, девушки — корейской культурой (мода, еда, кино).

Результаты проведённых мной пять лет назад психолого-педагогических исследований «Я-Концепции» среди якутских старшеклассников городских школ (тест М. Куна и Т. Мак-партленда в модификации Т.В. Румянцевой) позволил выявить низкий уровень этнической самоидентификации: 58,5% учащихся не включают этнически-региональный компонент в «Я-Концепцию».

С целью предупреждения тенденции отчуждения к родной культуре в системе образования Якутии активизировали

использование народных традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения. Например, сейчас активно внедряется педагогика олонхо как этнокультурная составляющая системы регионального дошкольного и школьного образования, основанная на педагогических воззрениях древнейшего народного эпо-

Тг «

са — олонхо. Как живой источник, сохранивший в себе исконное видение мира этноса, богатство его языка, морально-этические нормы и ценности, традиции и обычаи, якутский эпос олон-хо провозглашён ЮНЕСКО шедевром духовно-нравственного наследия человечества. В героическом эпосе олонхо основной мотив поступков — любовь к Родине, стремление к миру и благородству человеческих отношений, поклонение величию и красоте прародины, народу — айыы аймаа. Олонхо

Народное образование 1'2019

М.Н. Попова. Национальная культура как условие воспитания

предоставляет богатый материал для развития исследовательских навыков старшеклассников, для развития творческих навыков при постановке олонхо, современные дети на основе сюжета олонхо создают компьютерные игры, рисуют яркие комиксы — рассказы в картинках.

о о

Среди ценностей национальной педагогики можно отметить воспитание трудом с целью подготовки детей к жизни в экстремальных северных условиях. Это обеспечивается путём со-участия детей в различных видах производительного труда с учётом возраста и пола, освоения трудовых навыков в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Во время общей трудовой деятельности каждый выполняет отведённую ему роль: учиться — учась, трудясь — трудиться. Сущность детско-взрослой образовательной общности близка к народным традициям воспитания. Ярким примером воспитания сотрудничества и совместно распределённой детско-взрослой деятельности в традиционных промыслах является «мунха» — коллективная подлёдная рыбалка неводом на озере примерно в начале ноября (время зависит от погоды и становления льда определённой толщины). Якутская мунха — одна из самых древних и распространённых традиций народа и для якутов — символ объединения народа и сотрудничества, потому что мунха отличается от других видов рыболовства трудоёмкостью, синхронной и слаженной работой большого количества людей (в ней могут одновременно участвовать более 200 человек разного возраста, в том числе дети). Обязанности распределяются по группам. Работой каждой группы руководит «старший» — почитаемый всеми пожилой человек, хорошо знающий

лг «

местность и правила мунха. Каждый участник выполняет определённую функцию. По окончании процесса ловли соблюдается неукоснительное правило — поровну делить улов между всеми, кто присутствовал на мунха вне зависимости от степени участия и сложности проделанной работы. В сельской местности традиции мунха со-

хранились, например, в Чурапчинском улусе, где дети с родителями ежегодно участвуют в мунха. В городах специально надо создавать условия для проведения данного этнокультурного мероприятия. В целях приобщения к этой традиции филиал Якутской городской национальной гимназии «Айыы Кыата» (директор Л.П. Шамаева) организует с родителями учащихся старших классов специальные выезды на мунха. Большую роль в проведении этого действа играет совет отцов, постоянно действующее родительское сообщество школы. Отцы организуют коллективный выезд, руководят процессом рыбалки. Педагогическая значимость заключается в народных традициях и совместном детско-взрослом труде научить детей работать в команде, сотрудничать в деятельности, делиться полученными благами, быть благодарными природе.

Одна из сохранившихся древних якутских традиций — Ысыах — ежегодный национальный праздник в Якутии. Слово «ысыах» дословно можно перевести как «окропление». Традиция проводить ысыах в день летнего солнцестояния связана с священнодействиями, а именно поклонением солнечным божествам Айыы, прошение у них плодородия и благополучия. По существу, это якутский Новый год. На ысыахе проводятся народные гулянья, национальный круговой танец осуохай, состязания олонхосутов (исполнителей древнейшего национального эпоса олонхо) бо-отуров (якутских силачей), показ национальных костюмов. Важное место на ысыахе занимают обряд поклонения солнечным божествам, обряд кумысопод-ношения (якутский кумыс — кисломолочный напиток из молока кобылицы) и ку-мысоокропления, обряд очищения первыми лучами солнца и поклонения Алтан-сэргэ (священный столб-тотем).

Во многих школах республики, в том числе в Саха гимназии г. Якутска, в последние годы в конце мая на природе проводится общешкольный фольклорный

Народное образование 1'2019

праздник «Ысыах» как символ успешного окончания учебного года и радостная встреча благодатной для детей поры — лета. Это этнокультурное мероприятие как совместный проект школы и семьи имеет цель создания педагогических условий и средств, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование навыков коллективной творческой проектной деятельности. Можно отметить следующие принципы проектной технологии: опора на активность, сознательность и самостоятельность творческого сообщества; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и её компонентов; построение обучения и воспитания в деятельности и общение.

Можно выделить следующие этапы работы над коллективно-творческим проектом «Ысы-ах» в каждом классе:

1) Установочное собрание с родителями и детьми, определяющее главную идею предстоящего мероприятия, выбор рабочих тем, постановку целей (например, Ысыах, посвящённый Году Арктики);

2) Создание рабочих групп (включаются родители, дети, учителя) по направлениям проекта: группа по организации соревнований по национальным видам спорта, группа ответственная за этнодизайн и оформление «тyhyлгэ» (компактное место для расположения классного коллектива) по всем направлениям организационной работы: национальная кухня, национальная одежда, общая программа мероприятия,

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

разработка сценария, планирование конкурсов, приглашение старейшины-алгысчыта;

3) Цикл плановых дел рабочих групп в течение подготовительного этапа;

4) Проведение праздника «Ысыах» в конце мая;

5) Рефлексия по группам, классам.

Педагогическая значимость этнокультурного совместного детско-взрослого образовательного проекта «Ысыах» заключается в последовательном приобщении детей к этнокультурным традициям в форме коллективной познавательной творческой деятельности, привития умения планировать, реализовы-вать и анализировать. Дети и родители испытывают радость от совместного отдыха на природе, устанавливается тесный контакт родителей с классными руководителями, отмечается интерес в последующей организации с учётом результатов прошедшего ысыаха.

Подводя итог, сделаем следующие выводы. Национальная культура как основа воспитательной среды формирует интерес учащихся к родной культуре, языку, способствует сохранению и развитию культуры, служит объединяющим фактором взаимодействия семьи и школы. НО

National Culture As A Condition Of Education (On The Materials Of The Republic Of Sakha, Yakutia)

Marfa N. Popova, a graduate student at the North-Eastern Federal University M.K. Ammosova, teacher MOBU «Sakha gymnasium», Yakutsk, The Republic of Sakha (Yakutia)

Abstract. The problem of preserving and enhancing the spiritual culture of the people is relevant for a modern multicultural society. Resisting the onslaught of consumer culture. Building a system of education of students on the basis of the traditions of the people, ethnoculture, customs, in which the norms of humanity, citizenship, and morality are produced. National culture as an intellectual resource, the focus of unique cultural formations, spiritual and moral capital and the source of people's livelihood.

Keywords: polycultural society, spiritual culture of the people, consumer culture, traditions of the people, national culture, spiritual and moral capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.