Научная статья на тему 'Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор профилактики аддиктивных расстройств'

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор профилактики аддиктивных расстройств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
707
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ / СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалова Л. А., Колтышева О. А., Чернева С. П.

В статье рассматриваются возможности установления активного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья из семей группы риска по аддиктивному поведению для создания оптимальных условий по развитию ребенка, в чем заключается реализация одного из основных направлений работы муниципального бюджетного образовательного учреждения центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (МБОУ ЦППМСП) Металлургического района г. Челябинска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаповалова Л. А., Колтышева О. А., Чернева С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES AS A FACTOR OF PREVENTION OF ADDICTIVE DISORDERS

The main direction and purpose of the Municipal Budget Educational Institution "Center for psychological and pedagogical, medical and social assistance" Metallurgichesky district of Chelyabinsk is the creation of optimal conditions for the development of the child. The article presents the results of work on establishment of active interaction with parents of children with disabilities from families who are at risk of addictive behaviour

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор профилактики аддиктивных расстройств»

УДК 159.922.76 - 056.34 БКК Ч4755 + Ч456

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Л.А. ШАПОВАЛОВА, МБОУЦППМСП, Челябинск, Россия О.А. КОЛТЫШЕВА, МБОУ ЦППМСП, Челябинск, Россия С.П. ЧЕРНЕВА, МБОУ ЦППМСП, Челябинск, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются возможности установления активного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья из семей группы риска по аддиктивному поведению для создания оптимальных условий по развитию ребенка, в чем заключается реализация одного из основных направлений работы муниципального бюджетного образовательного учреждения центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (МБОУ ЦППМСП) Металлургического района г. Челябинска.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, профилактика аддиктивных расстройств, семьи группы риска, психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и сопровождение.

Актуальность. По данным

Министерства здравоохранения и социального развития России, за последние пять лет резко взросло число детей и подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Широкую распространённость среди школьников получило курение. В полтора раза увеличилось количество детского контингента с хронической патологией. Только 30% школьников относятся к числу здоровых, у 70% наблюдаются какие-либо патологии. Данные факты заставляют медиков, педагогов чаще обращаться к проблеме формирования у детей и подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни [2, 3, 4, 8].

В деятельности многих образовательных и общественных организаций семейная проблематика сегодня представлена в основном преодолением того, что в семье плохо, преодолением семейного неблагополучия: пьянство, разводы, насилие в семье, рост преступности, наркотизация, социальное сиротство. Безусловно, все эти факторы приводят к депопуляции и демографическому дисбалансу в обществе. Зачастую, социальная работа с семьей носит

запаздывающий характер и связана с решением уже назревших проблем по преодолению дисфункций и

неблагополучия, когда семья, даже сохраняя свою фактическую целостность, перестает выполнять свое основное назначение: не дает своим членам чувства морального удовлетворения, начинает разрушающе действовать на процессы саморазвития, рождения и воспитания детей [1, 5].

Все чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение её педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, повышение риска

подверженности детей неврозам и аддиктивным расстройствам из-за неблагополучного климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности

современного этапа её развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов [5, 6, 7].

К неблагополучным семьям относят, прежде всего, семьи с имеющимися наркологическими проблемами, в которых нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные

функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания [8].

Современное состояние образовательной системы определяет необходимость активизации родительской позиции в воспитании, поддержке детей в процессе обучения. Семья является главным институтом воспитания детей, именно её влияние является основополагающим в процессе формирования личности и способностей ребенка. Первая

неформальная группа, в которую входит человек, и где проходит развитие, воспитание и жизнь личности - это семья. Каждая семья призвана исполнить те функции, которые не в состоянии исполнить любые другие социальные институты [4, 5].

Цель. Установить активное

взаимодействие с родителями из семей группы риска по аддиктивному поведению для создания оптимальных условий по развитию ребенка, в чем заключается одно из основных направлений работы Муниципального бюджетного

образовательного учреждения центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (МБОУ ЦППМСП) Металлургического района г. Челябинска.

Материалы и методы. Основу деятельности МБОУ ЦППМСП составила комплексная междисциплинарная система работы с семьей, имеющей детей группы риска по аддиктивному поведению, которая включает в себя следующие методы:

• Психолого-педагогическая диагностика (определение актуального развития ребенка, его психологических и психофизиологических ресурсов;

• Консультации родителей по вопросам коррекции проблемных зон ребенка;

• Индивидуальные консультации родителей по выявлению проблем семейного воспитания;

• Тренинги для родителей с целью обучения эффективным способам взаимодействия с детьми и оптимизации детско-родительских отношений;

• Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей группы риска;

• Психологическая коррекция психологических состояний матерей и отцов (раздражительность, тревожность и др.);

• Психолого-педагогическая профилактика: различные методы просвещения (лектории, групповые консультации, круглый стол по проблеме, семинары-практикумы и др.), проводимые педагогами, психологами и учителями -дефектологами по вопросам сопровождения в семье детей группы риска.

Результаты исследования. В процессе реализации одного из основных направлений работы Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи установлено активное

взаимодействие с родителями семей группы риска по профилактике аддиктивных расстройств.

Данное направление деятельности реализуется специалистами учебно-коррекционного отдела Центра в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные образовательные организации в группах кратковременного пребывания. Основной контингент обучающихся групп кратковременного пребывания составляют дети раннего возраста (72%), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (28%) и дети-инвалиды. Всего за 10 лет организации образовательной деятельности в Центре прошли обучение свыше 400 детей раннего возраста, около 1000 обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, составляющие особую "группу риска" по возможному формированию аддиктивного поведения. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп кратковременного пребывания МБОУ ЦППМСП в течение всего учебного года включает в себя следующие направления работы:

1. Реализация развивающих психолого-педагогических программ для детей раннего возраста, в соответствии с учебным планом. Данное направление

предусматривает проведение занятий педагогами-психологами с детьми

совместно с родителями по развитию когнитивной сферы ребенка,

эмоционально-коммуникативных навыков, формированию конструктивного

взаимодействия в диадах ребенок -родитель, ребенок-ребенок.

Несформированная детско-материнская привязанность в раннем детстве вызывает у ребенка состояние психической

депривации с утратой чувства защищенности, приводит к задержке формирования эмоциональных

способностей к общению, игровому перевоплощению, к искажениям

личностного роста. В тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у ребенка развивается недостаточность в его чувствах к себе и к другим. В детской психиатрии получены данные о том, что нарушения социализации в раннем детстве приводят к существенным отклонениям

психосоциального развития ребенка. Полученные результаты реализации данного направления деятельности специалистов центра, позволили

установить, что в 100% случаях отмечена положительная динамика по всем критериям. Это подчеркивает

эффективность и необходимость проведения таких форм работы с родителями в целях профилактики нарушения детско-родительских

отношений, в большей степени способствующих формированию

различных зависимостей в подростковом возрасте.

2. Реализация адаптированной образовательной программы (части "Коррекционная работа") в соответствии с учебным планом. Основной задачей данного направления является коррекция нарушенных психофизических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность специалистов (учителей-логопедов, учителей-

дефектологов, педагогов-психологов,

социального педагога), направленная на предоставление равных стартовых возможностей в развитии и обучении данной категории детей способствует профилактике формирования аддиктивного поведения в будущем.

3. Реализация лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительных программ, предполагающая консультации штатных узких специалистов: врача-психиатра, врача-психотерапевта с последующим выполнением рекомендаций и назначений, а также проведение сеансов механического и ручного массажа в соответствии с показаниями.

4. Реализация родителями обучающихся "Родительских программ", позволяющих осуществлять образовательный процесс в условиях семьи и ближайшего окружения ребенка. Вовлеченность родителей в образовательный процесс уже в раннем и дошкольном детстве дает возможность мотивировать их на совместную деятельность с собственным ребенком, достижение наилучшего результата и как следствие формировать взаимопонимание и доверительные отношений между детьми и взрослыми, а также повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения и развития собственного ребенка. Эффективность данного направления деятельности обоснована специалистами центра в результате качественного анализа выполнения программы: у обучающихся, родители которых выполняли "Родительскую программу" в полном объеме, динамика успешности в усвоении адаптированной образовательной программы в среднем составила 41%, а у обучающихся, родители которых реализовывали "Родительскую программу" не в полном объеме - 15%.

5. Реализация профилактической программы " Родительский модуль". В рамках данного направления специалистами центра (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальным педагогом) проводится просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по различным вопросам и проблемам воспитания, обучения и развития детей. Так как значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у

несовершеннолетних, традиционно

отводится семье, то родителям предлагаются для просмотра социальные ролики по данной теме, а так же проводятся мини-лекции, круглые столы, тренинговые занятия. Данное направление деятельности способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей. Участники " Родительского модуля" приходят к пониманию причин возникновения аддиктивного поведения у детей и подростков и недопущению их формирования.

Дальнейшее сопровождение

обучающихся центра осуществляется специалистами отдела сопровождения образования в режиме психолого-педагогического сопровождения

образовательных организаций района. Это направление деятельности реализуется в течение 2-х лет на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", статьи 42 "Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации".

Психолого-педагогическое сопровождение системы образования района осуществляется специалистами МБОУ цППМСП на трех уровнях: информационно-статистический; консультативно-методический; комплексный.

Наиболее востребованным и

эффективным направлением деятельности специалистов отдела сопровождения образования МБОУ ЦППМСП в рамках профилактики формирования аддикций у подростков остается психологическое консультирование родителей (законных

представителей) несовершеннолетних в виде консультаций родителей по различным проблемам, являющихся тем или иным фактором, способствующим формированию зависимостей у подростков.

Выводы. Таким образом, эффективное взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья из семей группы риска лежит в основе стратегий первичной профилактики и включает в себя активные

профилактические мероприятия в деятельности МБОУ ЦППМСП, направленные на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих в развитии детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, развитие социально - поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска", что можно считать эффективным методом в борьбе с распространением аддикций среди детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Проводимые мероприятия в МБОУ ЦППМСП тем более значимы и актуальны в связи с тем, что в современных условиях становится все более заметным деформация института семейного воспитания, что чревато тяжелым проявлением

наркологических расстройств у детей, воспитывающихся в семьях группы риска.

Список литературы:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. /Ю.Е. Алешина. Изд. 2-е. -М.: Независимая фирма "Класс", 2009. - 208 с

2. Березин С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании./С.В. Березин, К.С. Лисецкий, И.Б. Орешникова. - М.: Издательство института психотерапии, 2009 - 256 с.

3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003 - 240 с.

4. Залыгина Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей./ Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - Минск: ЗАО "Пропилеи", 2004. - 196 с.

5. Конева О.Б. Семейная психотерапия детей с отклонениями в развитии.: учебное пособие/ О.Б. Конева. -Челябинск: ИЦЮУрГУ, 2010. - 94 с.

6. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактикааддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. -М. СПб.: Гардарика, 2003. - 470 с.

7. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения:учебное пособие / Л.С. Рычкова. -Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2013. - 134 с.

8. Рычкова Л.С. Превенция наркологических расстройств у детей раннего возраста из неблагополучных семей /Л.С. Рычкова, Т.А. Грибова, Т.А. Смирнова и др. //Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции "Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактика аддиктивных состояний". - Челябинск: Изд-во "ПИРС", 2014. - 192 с.

INTERACTION WITH PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES AS A FACTOR OF PREVENTION OF ADDICTIVE DISORDERS

L.A. SHAPOVALOVA, MBEICPPMSA, Chelyabinsk, Russia O.A. KOLTYSHEVA, MBEI CPPMSA, Chelyabinsk, Russia S.P. CHERNEVA, MBEI CPPMSA, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The main direction and purpose of the Municipal Budget Educational Institution "Center for psychological and pedagogical, medical and social assistance" Metallurgichesky district of Chelyabinsk is the creation of optimal conditions for the development of the child. The article presents the results of work on establishment of active interaction with parents of children with disabilities from families who are at risk of addictive behaviour.

Keywords: children with limited health abilities, prevention of addictive disorders, family risk group, psychological-pedagogical and medico-social assistance and support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.