Научная статья на тему 'Взаимодействие с пространством виртуальности как условие творчества личности'

Взаимодействие с пространством виртуальности как условие творчества личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
387
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЦЕСС ВИРТУАЛИЗАЦИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / CULTURE / VIRTUAL SPACE / VIRTUALIZATION PROCESS / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дубовицкая Дарья Александровна, Жилкина Наталия Владимировна, Жилкин Владимир Владимирович

В статье акцентируется внимание на том, что творчество является стержнем культуры. Дается краткий исторический обзор понятия творчества. Отражены основные отличия механизма креативного процесса от процесса творческого. Виртуальное пространство и взаимодействие с ним определяются как обязательное условие творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH THE SPACE OF VIRTUALITY AS THE CONDITION OF CREATIVITY OF THE PERSONALITY

In article the attention is focused on creativity as a culture core. The short historical review of creativity concept is given. The main differences of the mechanism of creative process from process of creativity are reflected. The virtual space and interaction with it are defined as an indispensable condition of creative activity.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с пространством виртуальности как условие творчества личности»

КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ ВИРТУАЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Д. А. ДУБОВИЦКАЯ, Н. В. ЖИЛКИНА, В. В. ЖИЛКИН

В статье акцентируется внимание на том, что творчество является стержнем культуры. Дается краткий исторический обзор понятия творчества. Отражены основные отличия механизма креативного процесса от процесса творческого. Виртуальное пространство и взаимодействие с ним определяются как обязательное условие творческой деятельности.

Ключевые слова: культура, виртуальное пространство, процесс виртуализации, творческая деятельность, креативность.

Созданная человеком культура часто определяется как вторая природа. Культура рукотворна. Но утверждать, что культура противостоит природе, или же параллельна ей, нельзя. Культура создана человеком - биологическим существом, и создается на природном ландшафте при использовании природных ресурсов. Значит, природа имеет непосредственное отношение к культуре. Однако смысл культуры в том, что она не просто создается, но и позволяет создавать то, чего в природе изначально не было. А значит человек, создавая культуру, переступает природные пределы, выходит за границы инстинкта. На культуру похоже то, что создают некоторые виды животных: соты как архитектурное сооружение пчел, паутина как орудие охоты пауков, т. е. получается, что живые существа, помимо человека, имеют возможность создавать то, что не создала сама природа. Однако они создают все это благодаря природной запрограммированности, т. е. отсутствует свободная творческая деятельность. Культура же предполагает свободный, спонтанный вид активности. Чтобы создать культуру, человек должен переступить границы того, что заложено в нем природой. Следовательно, именно творчество, возможность человека творить - есть объяснение появления и существования культуры.

При этом нельзя отрицать то, что вещи, предметы, материализованные в реальности, получили свое рождение в качестве идеи, схемы, модели, алгоритма в человеческом сознании, воображении, а значит, изначально они были нематериальны, могли подвергаться изменениям и корректировке в сознании, чтобы прийти к своему конечному виду и реализоваться в действительности. И не важно, в какой сфере материализуется

то или иное изобретение, продукт творчества или креатива, важно лишь то, что изобретатель является творцом, создателем, и начало своего творчества он находит именно в виртуальной реальности [6].

Виртуальное пространство дает возможность рассмотреть несколько вариантов развития той или иной идеи, схемы, модели. Вхождение в виртуальную реальность для человека уже является потенциальной возможностью создания продукта креатива или творчества.

Разделяя понятия творчества и креатива, необходимо отметить, что несмотря на то, что в основе своей они имеют одно и то же действие -создание нового, «креатив» и «творчество» не являются синонимами и не могут быть взаимозаменяемы. Войдя в обиход русского человека, слово «креатив» приняло свое значение и уже не может использовать тот же смысл, что и у носителей иностранного языка («creative» - «творческий», «созидательный») [4].

Отталкиваясь от идеи лингвиста Л. В. Щерба, что в языке практически нет слов-дублетов (абсолютных синонимов), а есть наше плохое знание языка [10], можно предположить, что появление термина «креатив» в русском языке не случайно -в какой-то определенный момент возникла потребность обозначить феномен, который нельзя было определить исключительно как творчество. Следовательно, механизм данного процесса отличается от механизма процесса творчества. Если исходить из того, что творчество - это создание чего-то качественно нового, то можно смело утверждать, что творческий аспект присутствует в любой деятельности: художественной, научной, производственно-технической и т. д. Однако идея,

появившаяся в начале творческого процесса, может либо остаться на уровне идеи, схемы, модели, проекта, либо материализоваться в конкретный продукт, образ, т. е. явиться практическим результатом творческой деятельности. В этом и есть принципиальная разница двух понятий - «творчество» и «креатив» [4].

Чтобы разобраться в механизме процесса творчества, отличить его от креативного процесса и обозначить виртуализацию как начало творческой деятельности, необходимо проанализировать историю понятия «творчество».

Античным философом Аристотелем творчество рассматривалось как процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, победа формы над материей, в конечном итоге осуществляющаяся в человеке. В Средневековье творчество рассматривалось как деятельность, присущая исключительно Богу, порождающая бытие из небытия. Человеческое творчество тоже признается, однако преимущественно как творчество истории: история является именно той сферой, где человек принимает участие в осуществлении божественной идеи о мире. Наряду с историей, которая соединяет человека с Богом, религия также во времена Средневековья относится к творчеству первостепенному, в отличие от творчества научного и художественного, которые стоят на втором месте.

Начиная с эпохи раннего Возрождения творчество становится более осязаемым, смещается в художественную, прикладную плоскость. В обществе возникает интерес к личности современ-ника-творца, сочетающей в себе элементы и демиурга, и человека. Акты творения титанов Возрождения наглядно демонстрировали безграничность их дарования.

Дж. Вико - итальянский философ эпохи Просвещения - в качестве продукта чисто человеческого творчества рассматривает историю. Английские философы (Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д. Юма) трактуют творчество как набор случайных элементов из уже существующих, синонимом творчества становится термин «изобретательство».

В ХУНТ в. Кант рассматривает творческую деятельность в тесной связи с воображением. Воображение, по Канту, объединяет в себе разум и чувства, а главным образом, позволяет представить и осознать любой образ, что и является в принципе началом творческого мышления, а затем и самого творческого процесса. Шеллинг, подобно Канту, объединяет под творческим воображением сознательную и бессознательную деятельности. И приводит в пример гениев, для кото-

рых творческая деятельность обычно протекает в состоянии вдохновения, которое являет собой бессознательный процесс. Однако любой такой бессознательный процесс происходит в рамках личной свободы человека [3].

В эпоху Романтизма творчество и, прежде всего, творчество художника и философа рассматривалось как высшая форма человеческой жизнедеятельности, а история культуры как продукт прошлого творчества.

В конце XIX - начале XX в. представителями философии жизни и экзистенционализма творчество изучается с точки зрения противопоставления его механически-технической деятельности.

А. Бергсон - представитель философии жизни -в «Творческой эволюции» пишет о том, что в отличие от технической деятельности, которая заключает в себе лишь комбинацию старых образов, идей либо материализованных образов и идей, деятельность творческая представляет собой постоянное создание чего-то нового, неповторимого в природе или сознании. И в этом случае именно творческая деятельность составляет основу самой жизни [1]. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни подчеркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

В отличие от философии жизни экзистенцио-нализм обозначает природу творчества как духовно-личностную. Личность воспринимается как экзистенция, выходящая за пределы природного и разумного. И если рассматривать творчество с точки зрения основы культуры, преодолевающей границы природной запрограммированности, то получается, что носителем творческого начала, согласно экзистенционалистам, является именно человек [7].

Рассматривая творчество как изобретательство, инструментализм, прагматизм, неопозитивизм определяют главную задачу творческого процесса -решение определенной задачи. Решения задачи можно добиться только благодаря удачной комбинации идей и образов, что собственно и является творчеством. Некоторые мыслители, в частности Э. Гуссерль и А. Уайтхед, основой творчества определяют математику - чистую науку, а не естествознание, как П. Бриджмен. И здесь главной составляющей самого творчества является именно интеллектуальное созерцание, а не деятельность как таковая [8].

Для марксистов главной задачей творчества является преобразование окружающей действительности в соответствии с потребностями человека и человечества в целом. Для них творчество -

это, прежде всего, деятельность созидательная. Именно сознательность творческих решений человека, а не запрограммированность его действий объясняет такие характерные черты процесса творчества, как неповторимость, уникальность, оригинальность, которые, в свою очередь, определяют творчество как созидательную деятельность. Творить, по мнению марксистов, может только человек - субъект творческой деятельности, а процессы, происходящие в природе и напоминающие творческую деятельность, скорее можно назвать развитием. Поэтому мнение о том, что природа тоже творит, категорически отрицалось диалектическим материализмом, а предпосылки творчества можно найти исключительно у человека [9].

Особенностью творческой деятельности является то, что субъект творчества всегда включен в определенные социально-исторические условия, подвержен влиянию окружающего мира и формам уже созданной культуры. При этом выдвижение новых идей невозможно в рамках традиций, сложившихся и ставших привычными теорий и связанных с ними методов. Одним из обязательных условий развития любого творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Догматизация достигнутого уровня знаний, авторитет преходящих истин тормозит любое творческое развитие.

Помимо объективных условий, влияние на творческий процесс оказывают и субъективные факторы, прежде всего внутренняя мотивация личности, наличие продуктивного воображения. Именно погружение в виртуальный мир позволяет человеку делать открытия, оперировать образами, строить модели будущего материализованного продукта, прогнозировать. И здесь понятия виртуальной реальности и процесса виртуализации не связаны исключительно с компьютерными технологиями. Появлению и развитию компьютерных технологий способствовало стремление материализовать, визуализировать виртуальность. Виртуальная реальность как реальность образов существовала всегда наряду с миром реальным. Доказательством этому является мифология, религия, искусство, наука. И погружение в виртуальную реальность (виртуализация) присутствовала в жизни человека как необходимость. Именно особенности виртуального мира - нематери-альность воздействия, условность параметров и эфемерность - являлись для людей любой эпохи привлекательными.

И механизм творчества, как и механизм креативного процесса, основывается именно на взаи-

модействии мира реального и виртуального. Однако креатив, имея в своей основе также созидательный аспект, как и процесс творчества, имеет некоторые отличия, что и побуждает нас к разделению данных понятий.

Прежде всего, необходимо отметить креативность как необходимую способность современного человека в постиндустриальном мире, где информация является основой его существования и развития, а технология воздействия на сознание человека имеет важное значение в современном информационном пространстве. Человек креативный стремится к неординарности создания своих продуктов, но к доступности восприятия, в отличие от творчества, где автор самовыражается, пытается объяснить свой взгляд на мир и не стремится быть понятным. Задачей креатора является не просто изобрести, придумать что-то новое, но и предугадать, как воспримет это что-то новое тот человек, который столкнется с этим продуктом креатива, т.е. выстроить логическую цепочку предполагаемого поведения этого человека. И это еще одно принципиальное различие между творчеством и креативом. Творческий процесс основывается исключительно на авторском вдохновении, креативный же процесс имеет своей главной составляющей конкретное понимание того что, как, для чего нужно создавать. Таким образом, процесс креативности выступает некой технологией организации творческого процесса [4].

Итак, креатив, прежде всего, это реализация творческой мысли человека в традиционных сферах жизнедеятельности, но неординарным способом и в необычной форме, это не просто создание нового продукта, это создание алгоритма для создания нового продукта и других алгоритмов [2]. В отличие от творческого процесса, в результате которого появляются новые ценности, который сам по себе традиционен, понятен и не всегда выходит за рамки общепринятых норм и существующих принципов, креативная деятельность и заключает в себе тот инновационный подход, который выходит за пределы установленных технологий, норм и правил, принятых в обществе. Однако если для восприятия продуктов творческой деятельности человечеству порой необходимо время, чтобы понять и оценить данный интеллектуальный прорыв, научное открытие, инновационное достижение, то результат креативной деятельности, благодаря нетрадиционному подходу к созданию продукта, понятен, актуален, оценивается легко и быстро. И если креатив - это способность человека к производству новых форм, моделей, которые можно с легкостью распростра-

нять и широко использовать, а виртуализация -это любое замещение реальности образами, символами [6], значит процесс виртуализации - это необходимый процесс для креативного человека.

Значит, предполагая, что человек сам создает окружающую действительность посредством создания идей в виртуальной реальности и материализует их в реальной действительности, мы можем не сомневаться в реальности виртуальности. Следовательно, виртуальность порождает действительность. Виртуальность является как бы матрицей объективного мира. Поэтому ее нельзя противопоставлять реальности. Она не существует потенциально или параллельно. Скорее, виртуальность актуальна, она есть здесь и сейчас, пока происходит взаимодействие с ней. И главным отличием виртуальной действительности от объективной реальности является неограниченность ее содержания, что и позволяет творческому человеку не стеснять себя в выборе образов и свободно оперировать идеями [4].

В ХХ в. компьютерные технологии не создали виртуальную реальность. Они лишь постарались сделать виртуальность более реальной, ощутимой, материализованной. Компьютерная реальность - это система, заданная программой, а значит, при любом развитии исход в ней определен. Компьютерная реальность предполагает альтернативу выбора без ущерба. Виртуальность же предполагает множество вариантов исхода того или иного события, но результат будет единственным и неизменным.

Итак, однозначно то, что все реальные предметы нашего объективного мира - это всего лишь материальная форма идеи, существующей в мире виртуальном, воплощающаяся в нем посредством творчества. Следовательно, нематериальные предметы порождают виртуальность, как то компьютерная реальность благодаря развитию технологий, живопись благодаря краскам и холсту, а виртуальные идеи реализуются или не реализуются в форму какого-либо материального предмета [5]. Поэтому, говоря о виртуальности как о потенции, параллельной реальности, мы можем ошибаться, так как не реальная действительность диктует появление и развитие виртуального мира, а мир виртуальный, существующий в сознании каждого конкретного человека и над сознанием

каждого конкретного человека, благодаря творческой активности личности, посредством реальных предметов обретает форму, реализуется в конкретных вещах объективного мира.

Литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция / пер с фр.

В. А. Флеровой. М., 1998.

2. Высоковский А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. 2005. № 4 (24).

3. Гинецинский В. И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997.

4. Дубовицкая Д. А. Виртуализация в создании продукта креатива // Ломоносов-2011: мат-лы Между-нар. молодежного научного форума / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. М., 2011.

5. Дубовицкая Д. А. Реальная виртуального. Виртуальность в порождении объективного мира // Глобальная социальная турбулентность и Россия: Международная научная конференция «Сорокинские чтения -2011»: Сборник тезисов / под ред. В. И. Добренькова. М., 2011. С. 192-194.

6. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2002.

7. Краткий психологический словарь / ред. и сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов н/Д, 1998.

8. Современный экзистенциализм / под ред. Т. И. Ойзермана. М., 1966.

9. Спиркин А. Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. М., 1988.

10. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. // Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике. Л., 1974.

* * *

INTERACTION WITH THE SPACE

OF VIRTUALITY AS THE CONDITION OF CREATIVITY OF THE PERSONALITY

D. A. Dubovitskaya, N. V. Zhilkina, V. V. Zhilkin

In article the attention is focused on creativity as a culture core. The short historical review of creativity concept is given. The main differences of the mechanism of creative process from process of creativity are reflected. The virtual space and interaction with it are defined as an indispensable condition of creative activity.

Key words: culture, virtual space, virtualization process, creative activity, creativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.