КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВИРТУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Д. А. ДУБОВИЦКАЯ
Статья посвящена проблемам виртуализации в современной действительности. Отражены основные свойства и характеристики феномена виртуальности. Автором анализируется процесс виртуализации с точки зрения его положительного и отрицательного значения для человека. Особое внимание уделяется роли виртуализации в прогнозировании будущего в культурно-историческом пространстве, а также значению создания виртуальных образов в современных сферах человеческой жизнедеятельности.
Ключевые слова: виртуальность, виртуализация, реальность, виртуальный образ, виртуальное пространство, симуляция, смысл.
Мир представляет собой целостность сознания-бытия, но целостность многоуровневую. Поэтому взаимосвязь между миром вещей и миром идей, знаком и его концептом абсолютна, но граница между этими взаимосвязанными частями единого целостного мира условна, подвижна и каждый раз в процессе познания устанавливается по-новому. Виртуальность и реальность не являются противоположностями, а скорее в своем союзе представляют единство бытия. Образы, созданные в виртуальном пространстве, могут быть реализованы в действительность в виде реально чувственно ощутимых образов: звуков, жестов, движений, физических предметов.
Сам образ реальности и степень адекватной к ней адаптации в разные культурно-исторические периоды различны. Как правило, повседневная привычная для человека ситуация уже создает систему определенных ожиданий, предпочтений и установок, набор моделей и эталонов для восприятия явлений окружающего мира, поэтому и поведение, и восприятие этой ситуации человеком изначально обусловлены - предшествующий опыт оказывает воздействие на осознание актуальной действительности. Следовательно, объективное восприятие человеком реальности исключено, он воспринимает окружающую его действительность уже модифицированной, согласно собственным стереотипам, т. е. сознание виртуализирует пространство реальности для адекватного ее восприятия человеком. Сталкиваясь же с незнакомой, не-ожидаемой ситуацией, сознание начинает строить новые схемы, модели восприятия, следовательно, процесс виртуализации неотделим от реального
существования в актуальной действительности.
Исследователями процесса виртуализации и самого феномена виртуальности выделяются различные свойства виртуальности, и все они, как и сам термин «виртуальность», достаточно индивидуализированы в зависимости оттого, что понимается под этим термином каждым конкретным автором. Очень часто под «виртуальным» понимают воображаемое, возможное, иллюзорное, мнимое, условное. Несмотря на некоторые схожие характеристики, виртуальность все же является более основополагающей составляющей бытия, чем все иные явления. Нечто, не существующее реально, становится действительным лишь при взаимодействии с виртуальным.
В своей работе «Различие и повторение» Ж. Делёз называет виртуальное в полной мере реальным, не отождествляя при этом с возможным. Определяя виртуальность как Идею, а возможность как концепт, он противопоставляет виртуальности не реальность, а актуальность. Строгая детерминация возможности позволяет ей быть лишь образом существующего. Возможность не реальна сама по себе, а, скорее, обладает «ретроактивностью». Виртуальное, являясь Идеей, уже реально, не зависимо оттого, будет ли эта Идея материализована в действительности или нет. Сами процессы осуществления возможности в действительность и актуализации Идеи в действительность отличаются друг от друга. Актуализация виртуального представляет собой чистое творчество, результат которого не определен в точности, а осуществление возможного в реальное строго определено [7].
Сам феномен виртуальности происходит именно из способности человеческого сознания к творчеству и воображению [10]. Следовательно, воображение не есть сама виртуальность, воображение - необходимое условие виртуальной реальности. Именно воображение позволяет человеку мысленно представлять объекты, ситуации и действия, которые на данный момент актуального восприятия не возможны. В своей работе «Метафизика виртуальной реальности» М. Хейм пишет о том, что виртуальный мир может оставаться виртуальным только представляя собой оппозицию реальному миру [14].
Гетерогенность человеческого сознания, возникающая вследствие того, что левое и правое полушария мозга представляют собой принципиально разные семиотические системы, позволяет воспринимать окружающую действительность двойственно, но при участии обоих полушарий, взаимодействующих друг с другом. Стремление к модифицированию реальности, отвержению наличного бытия и желание его переконструировать выражается в попытке создать воображаемые модели действительности в пространстве виртуальности, оперируя внутри одного сознания разными восприятиями объективной реальности, и в процессе актуализации посредством реализации творческих способностей воплотить их в реальность. При этом, находясь в еще нереализованной форме, эти модели вполне реальны, так как имеют потенциал к осуществлению при определенных условиях. Виртуальность отвечает в основном за смысловую содержательность того или иного опредмеченного образа, но не всегда этот смысл может верно интерпретироваться, что можно объяснить индивидуальным восприятием людьми одного и того же предмета или явления. Поэтому нельзя рассматривать виртуальность как мнимость. Сам физический объект или явление могут подвергаться искаженному восприятию вследствие объективных законов физики или физиологических особенностей, что и может характеризоваться как иллюзия, обман восприятия или заблуждение.
Итак, определяя виртуальность, наряду с реальностью, частью бытия, можно выделить ряд основных свойств, которыми характеризуется феномен виртуальности: сущностность (субстанциональность), потенциальность, созидательность, актуальность, интерактивность.
Сущностное свойство виртуальности заключается именно в миропорождающей и смыслообразующей функциях, которые несет в себе виртуальность, способствуя выявлению причин реальности, ее прояснению. Являясь матрицей объективного
мира, именно виртуальность сообщает смысл реальности, а потому опровергает статус небытия, мнимости, иллюзорности. Виртуальность и реальность постоянно взаимодействуют между собой, при этом очень сложно определить порождаемую и константную реальности среди них, выделить преимущество той или иной составляющей бытия, определить ведущую, приоритетную роль сущности или ее физического воплощения. Именно в категориях сущности и явления выражается онтологический статус виртуальности и реальности. Сущность - внутреннее содержание предмета, а явление - это то или иное выражение предмета, его физический образ, внешние формы его существования, а кроме этого есть проявление сущности. Сущность умопостигаема, но не видима, она имеет способность выражаться в различных физических образах, явлениях. В отличие от явления, которое более динамично, изменчиво, сущность постоянна, объединяет различные образы, не отождествляясь им. Создаваясь в виртуальном пространстве, сущность может раскрыть себя в реальности только обретя ощутимую форму, опредметившись, а физические образы реальности представляют собой ничто иное, как проявление виртуальности.
Виртуальность - это не просто творение человека или человеческая субъективность, это феномен, выражающийся как потенция, осуществляющаяся в течение процесса эволюции. В этом смысле эволюция является своего рода непрерывной актуализацией виртуального, бесконечным преобразованием сущности в явление. Именно обладание потенциальностью дает возможность феномену виртуальности преобразовывать нематериальные образы в процессе актуализации посредством творчества и креатива в реальные ощутимые объекты действительности. Потенциальность виртуальности проявляется через творческие процессы в момент актуализации и отражается в готовых продуктах творческой деятельности [9].
Сама по себе актуализация виртуальных образов в действительность есть чистое творчество, так как результатом преобразования нематериального объекта в физическую форму может оказаться нечто иное, нежели то, что изначально задумывалось создателем, творцом. Однако именно созидатель-ность как свойство виртуальности позволяет конструировать смыслы, оперировать образами и, главное, реализовывать их в действительную реальность. Любой процесс творчества основан на взаимодействии с пространством виртуальности, которое является своего рода лабораторией для мысленных экспериментов человека [10]. Возможность допустить ошибку и рассмотреть множество
вариантов исхода того или иного события является основным преимуществом виртуальности перед реальной действительностью [8; 9].
Являясь нематериальной средой создания и конструирования идей и смыслов, виртуальное пространство все же существует при взаимодействии с ней субъекта физического мира. А, значит, ее существование возможно лишь «здесь и сейчас» в момент самого взаимодействия, т. е. виртуальность существует не параллельно реальности и не в качестве ее альтернативы, она актуальна, подобно частицам в квантовой механике, которые обнаруживают свое присутствие лишь при наличии наблюдающего. Тем самым бытие предстает как изменяющаяся структура, в которой постоянно происходят процессы актуализации виртуального и виртуализации реального. Актуальность виртуальности выражается в момент непосредственной материализации виртуальных образов в действительность. Сам процесс актуализации представляет собой некое устойчивое структурирование произвольного комбинирования виртуальных элементов, и есть отличие допустимого, которое через соотношение виртуального с реальным становится актуальным, от недопустимого, которое остается виртуальным и, соответственно, неактуальным.
Учитывая возможность существования виртуальных образов лишь при взаимодействии с ними человеческого сознания, интерактивность является именно тем свойством, которое позволяет не просто использовать пространство виртуальности для создания идей, но и выражает способность оперировать ими, конструировать полученные образы, видоизменять их виртуальную форму, т. е. совершать определенного рода действия в реальности виртуальности, на которые виртуальность реагирует в ответ. Возможность быть не наблюдателем, а участником является важной особенностью виртуальной реальности.
Итак, процесс актуализации виртуального как сингулярности (нечто особенного, единичного в своем существовании) приводит к появлению в реальной действительности актуального объекта как индивидуальности. В свою очередь, любое взаимодействие человеческого сознания с этим актуальным объектом приводит к процессу виртуализации, который выражается в познании, воспоминании, восприятии, конструировании, т. е. процесс виртуализации позволяет актуальному объекту стать отправной точкой к появлению виртуального образа посредством восприятия, который в дальнейшем актуализируется в другой объект реальной действительности или же объединяет актуальный объект и его собственный виртуаль-
ный образ, который становится неотделимым от него, что приводит к их «круговращению» - объект становится виртуальным, а образ актуальным. И в этом случае различие между актуальным и виртуальным определяется временем: актуальное -настоящим, которое является непрерывным движением, виртуальное - прошлым, которое сохраняет себя в виртуальности именно в тот момент, когда перестало длиться [6].
По словам О. Е. Баксанского, сам процесс познания является процессом виртуализации реальности, когда через органы чувств человек не только приобретает знания об окружающем мире, но и создает образы повседневной реальности, выражающиеся в сложных схемах, позволяющих успешно адаптироваться к внешнему миру [2].
Появление и развитие в ХХ в. информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) только подтверждает необходимость и зависимость любой человеческой деятельности от виртуальной реальности. Учитывая определенные преимущества виртуальной реальности перед физической реальностью, технологии пытаются сделать пространство виртуальности более ощутимым, увеличивая скорость и пространство распространения информации, визуализируя неощутимые ранее процессы, приближая к действительности искусственный компьютерный мир, заменяя привычные действия нажатием клавиш.
Стремительное и практически повсеместное распространение ИКТ позволяет говорить о все большей виртуализации общества. Техническая виртуализация во многом меняет человеческий образ жизни, усиливает проявление эскапизма, создает новый искусственный способ жизни. Понятие виртуализации все больше применимо к таким сферам общественной жизни, как экономика, политика, образование и вообще к культуре в целом. Виртуальная реальность как множественность порождает плюральность реальности, умножение и разнообразие мировоззренческих систем, «картин мира». А принятие многовариантности путей развития общества и процессов, происходящих в нем, приводит современного человека к сознательному использованию виртуального пространства для построения моделей будущего, прогнозирования. В отличие от признания единственного пути развития истории, плюралистическое сознание современного человека ориентируется на активную креативную деятельность, которая позволяет адаптироваться к сложившимся ситуациями, благодаря конструированию их в сознании прежде осуществления в реальность, т. е. потребность в более сознательном движении вперед в культурно-истори-
ческом пространстве и в объективной и адекватной оценке происходящих событий выражается в попытке прогнозирования тех или иных ситуаций в пространстве виртуальности. Открытие синергетики, согласно которой возможен лишь один вариант эволюционного развития системы при осмыслении будущего и выявлении перспективных идей и ожидаемого состояния системы [13], обусловило высокую потребность прогнозирования будущего в культурно-историческом пространстве.
Моделирование культурно-исторических ситуаций в пространстве виртуальности позволяет глубже понять исторические события. Одним из первых об истории в виртуальности - метаистории - заговорил философ С. Н. Булгаков. Согласно метаисториче-скому подходу, все причины происходящих в истории событий находятся за границами физического мира и являются замыслом высших сил, в ином случае история каждого народа - всего лишь нагромождение разрозненных, не связанных друг с другом фактов [4].
Российский историк В. Э. Лебедев называет метаисторию реальностью, существующей в другом пространстве и времени и лишь изредка проявляющей себя в истории человечества [12], а философ С. В. Евтушенко проводит параллель с мифом [11]. Называя миф тем истинным пространством, в котором творится история народа, определяет мифологическое пространство как метаисторию, где конкретные исторические факты объединяются с их подлинным смыслом. Некоторые принципы метаисторического подхода можно проследить и в трудах Л. Н. Гумилева, который говорит об «исторической судьбе» - определенном порядке событий, связанных между собой внутренней логикой и имеющих причинный характер. Между историческими событиями любого народа Гумилев прослеживает каузальные связи, причем эти постоянно действующие причины, влияющие на исторические процессы, за гранью видимых исторических событий, т. е. за пределами реальности физической [5].
Таким образом, метаистория проистекает в не-ком смысловом пространстве, невидимом для человечества, но являющимся пространством, обусловливающим происхождение тех или иных явлений на протяжении всей истории человечества, т. е. получается, что именно виртуальное пространство позволяет строить модели будущего, а значит посредством процесса виртуализации человечество имеет возможность прогнозировать исторические события, строить эффективные долгосрочные стратегические планы, что играет немаловажную роль в стремительно развивающемся со-
временном обществе.
Сам нарастающий процесс виртуализации постепенно приводит к замещению реального вещного пространства пространством образов, символов и знаков во многих общественно важных сферах жизнедеятельности человека. Ж. Делёз и Ж. Бод-рийяр называли такие символы симулякрами (от лат. яти1аге - притворяться). Симулякром ученые определяли имитацию, подделку, искаженную копию своего прототипа, являющегося абсолютным. В отличие от Божественной подлинности, по мнению Ж. Делёза, деятельность человека как раз представляет собой действия, все больше не похожие на свой абсолютный прототип. Таким образом, симулякр - это некий лишенный подобия фантасмагорический образ, являющий себя лишь как внешний эффект.
Следовательно, симулякр как некое псевдоподобие реальности есть в своем роде образ виртуальности, которая в том числе при определенных условиях является и пространством симулякров.
В свою очередь, Ж. Бодрийяр соотносит симулякр лишь с собственной реальностью и ни с какой другой. Такая замкнутость символов и знаков на самих себе возможна, по мнению Ж. Бодрийяра, в пространстве гиперреальности - пространства с более ощутимым воображаемым нежели существующим, с более правдивым ложным, чем истинным, с заменой естественных человеческих переживаний на искусственные. В гиперреальности общество устремлено к одинаковым потребностям, а индивидуальность становится противоречием. В гиперреальности есть два способа существования: первый - это участие в бессмысленной гонке за модой, стереотипами, желанием успеть везде; второй - наблюдение за тем, как живут другие, и невольный отказ от реальных событий собственной жизни. Гиперреальность со своей упрощенностью и комфортностью вынуждает человека отказаться от собственной уникальности и неповторимости, чтобы не лишиться данного пространства [3].
Философ В. В. Афанасьева предполагает, что способность человека к творчеству и абстрактному мышлению как раз является свидетельством появления таких образов виртуальности [1], создание которых на протяжение всей истории человечества преследовало разные цели. Изначально их появление было обусловлено преображенным отражением действительности, затем образы виртуальности проявлялись в мифологических объектах, в дальнейшем они олицетворяли несуществующие в реальности объекты через магию и колдовство, а с появлением и распространением информационно-
коммуникационных технологий образы виртуальности воспринимаются как подобие реальности, удовлетворяющее потребностям современного человека и проявляющееся собственно через продукты информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, симулякр как образ виртуальности находит свое происхождение в виртуальной реальности и определяется как знак, создающий свою собственную реальность, обретший собственное бытие. В этом случае процесс виртуализации выглядит как замена реальности ее симуляциями, что проявляется в появлении идеологий, жизненных моделей, приподнесенных как универсальные, всеобщие и гениальные. Однако при этом истинный смысл таких моделей и идеологий остается недоступным для внушаемого общества, а значит, ложным, что говорит о том, что виртуальное пространство позволяет не просто создать смысл и воплотить его в реальности, но и посредством виртуализации наделить реальное явление или предмет иллюзорным смыслом, воспринимаемым большинством как истина.
Сегодня процесс виртуализации часто представляет собой упрощение реальности, поставленные на поток промышленные бренды, марки, продукты рекламы, диктуемые законами потребления. Причем виртуализация касается всех сфер общественной жизни человека. Одним из важнейших образов виртуальности во все времена являлась красота. Биологическая красота, приоритетом которой является здоровье и способность к производительности рода, меняется на всем протяжении истории на красоту мнимую, симуляцию истинной красоты, которая чаще всего не имеет ничего общего со здоровьем. Современные виртуальные образы красоты вводят представления о неестественной телесности, что зачастую приводит к потере здоровья и даже жизни [1].
Немаловажное значение для современного человека имеют процессы виртуализации, происходящие в политической сфере. Идеологические и ценностные симуляции приводят на разных культурно-исторических этапах к появлению образов политических вождей, государственных правителей, незаменимых политических лидеров, законопослушного гражданина, образцового рабочего, а главное, к появлению образа врага, оправдывающего любые крайности политических деятелей. Несомненно, что именно виртуализация, проявляясь в тоталитарных режимах, позволяла поддерживать один и тот же образ незаменимого правителя даже при смене носителя этого образа на протяжении долгого времени [1].
Создаваясь сознательно и в большом количестве, образы виртуальности оправдывают свое существование поставленными целями своих создателей, стремятся разрушить границы между мнимостью, симуляцией и реальным миром, выйти за пределы виртуального и полностью овладеть реальной действительностью. Диктуя примитивный образ жизни, контролируя вкусы и предпочтения, нацеливая лишь на потребление, массовая симуляция действительности может привести к нравственному упадку в обществе, а затем и интеллектуальному. Предотвратить развитие виртуальных процессов невозможно, но возможно минимизировать навязанную симуляцию повседневности, оберегая собственную уникальность и быть активным участником собственной жизни [1].
Итак, феномен виртуальности позволяет наделять смыслом создаваемые образы будущих реальных объектов через актуализацию и познавать смысл уже существующих в действительности явлений посредством процесса виртуализации. Сам процесс виртуализации, погружая человека в некое пространство, свободное от физических законов, с одной стороны, предоставляет ощущение социальной невесомости, позволяет уйти от суровой действительности в идеальный мир виртуальности, с другой стороны, позволяет завуалировать истинное содержание реальных явлений и предметов, тем самым наделить реальность иллюзорным смыслом, воспринимаемым большинством как единственно верный (или желанный). Феномен виртуальности, а вместе с ним и процесс виртуализации не просто касаются всех сфер общественной жизни человека, но и имеют большое значение в познании, освоении и формировании современного культурного пространства.
Литература
1. Афанасьева В. В. Симуляция как образ жизни. ЦКЬ: http://vera-afanasyeva.ru
2. Баксанский О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи модерна. Мн., 1996.
4. Булгаков С. Н. Два града: исследование о природе общественных идеалов. М., 1991.
5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / под ред. В. С. Жекулина; вступ. ст. Р. Ф. Итса. 3-е изд. стер. Л., 1990.
6. Делез Ж. Актуальное и виртуальное / пер. Ю. Подорога. Париж, 1996.
7. Делез Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. СПб., 1998.
8. Дубовицкая Д. А., Жилкина Н. В., Жилкин В. В. Взаимодействие с пространством виртуальности как
условие творчества личности // Социально-эконо-мические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12. С. 360-363.
9. Дубовицкая Д. А., Жилкин В. В., Смирнова Д. А. Виртуальная реальность как основа творческого процесса // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2012. № 2.
10. Дубовицкая Д. А. Значение креатива виртуализации в современных профессиональных сообществах // Креативное пространство культуры: мат-лы молодежной секции Третьего Российского культурологического конгресса с междунар. участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» / отв. редактор А. В. Ляшко. СПб., 2012. С. 31-34.
11. Евтушенко С. В. Миф и бытие народа. URL: http://arimoya.ru
12. Лебедев В. Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997.
13. Можейко М. А. Синергетика // Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грица-нов 3-е изд., испр. Мн., 2003.
14. Heim M. The metaphysics of virtual reality / M. Heim // Virtual reality: theory, practice and promise. Westport; L., 1991.
* * *
VALUE OF PROCESS OF VIRTUALIZATION IN MODERN SPACE OF CULTURE
D. A. Dubovitskaya
Article is devoted to virtualization problems in modem reality. The main properties and characteristics of a phenomenon of virtuality are reflected. The author analyzes virtualization process from the point of view of its positive and negative value for the person. The special attention is paid to a virtualization role in future forecasting in cultural and historical space, and also to value of creation of virtual images in modern spheres of human activity.
Key words: virtuality, virtualization, reality, virtual image, virtual space, simulation, sense.