УДК 811 + 002. 703.0 ББК 80 + 76.120.8
И. В. Ерофеева
доктор филологических наук, доцент, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского (г. Чита, Россия)
e-mail: [email protected]
Современный медиатекст в когнитивных пространствах «творчества» и «креатива»: аксиология конфликта
Междисциплинарный подход и интерпретативный семантический анализ контекстов, в которых представлена модель медиатворчества, позволяют автору статьи сформулировать необходимость творческого потенциала в информационном обществе, основные медиатехнологии, а также черты создателя - творца и субъекта креатива. На основе лингвокультурологического подхода и концептуального анализа более 200 печатных и ТВ-текстов выделены когнитивные составляющие концептуализированных схем творчества и креатива. Устойчивыми структурами, репрезентирующими концепт творчество, является: смысл, движение от старого к новому, ценности, культура. Когнитивное поле креатива составляет: технология, неординарная форма медиапродукта, эффективность воздействия. Различие признаковых составляющих обуславливает в метатексте СМИ доминирующий полярный коннотативный ореол указанных моделей: сугубо положительный (творчество) и нейтральный или отрицательный (креатив). Автор статьи утверждает, что дифференциация когнитивных полей демонстрирует определённый ценностный выбор и профессиональную культуру коммуникатора.
Ключевые слова: медиатекст, творчество, креатив, концепт, ценности культуры, репрезентация.
I. V. Erofeeva
Doctor of Philology, associate professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Modern Mediatext in Cognitive Spheres of «Creation» and «Creativity»: Axiology of Conflict
The interdisciplinary approach and interpretative semantic analysis of contexts in which a model of mediacreation is represented make it possible for the author to determine the necessity of the creative potential in informative society, main mediatechnologies and also the features of a creator -the author and the subject of creativity. Due to the linguo-cultural approach and conceptual analysis of more than 200 printed and TV texts cognitive components of conceptualized schemes of creation
and creativity are distinguished. The stable structures representing the concept creation are as
follows: meaning, motion from the old to the new, values, culture. The cognitive sphere of creativity includes technology, non ordinary form of a mediaproduct, impact effectiveness. The difference of characteristic components in metatexts of mass media causes dominating polar connotation aureole of the models mentioned: strictly positive (creation) and neutral or negative (creativity). The author of the article concludes that the differentiation of cognitive spheres shows us a definite value choice and professional culture of the communicator.
Keywords: mediatext, creation, creativity, concept, values of culture, representation
Тезис о том, что журналистика является творчеством, есть аксиома, и сказанное, казалось бы, не претендует на аргументы и доказательства. Тем не менее конструкт «творчество» вбирает перечень корневых атрибутов и свойств, отсутствие которых ставит под сомнение сам факт творения и наличие творца - автора.
В информационном обществе активно ведутся научные и иные типы массовых дискуссий о творческом потенциале современного человека, способного противостоять «мёртвому шаблону» и искусственному, обезличенному хаосу бытия. Именно творческий человек олицетворяет живую субстанцию мира, его неиз-
228
© Ерофеева И. В., 2012
бывную энергию и многовекторную динамику существования - естественного движения вперёд в различных сферах жизнеустройства - профессиональной, социально-экономической, духовной. Для создателя современного медиапроизведения творческий потенциал - ещё и залог профессионального успеха и состоятельности. Качество продукта массмедиа сегодня измеряется насущной формулой: «технологичность + креативность + функциональность».
В рыночных условиях медиатекст является товаром, привлекательность которого непосредственно связана со способностями автора упаковывать фактуру в необычный и яркий формат, распадающийся на множество творческих составляющих: оригинальный заголовок, увлекательная композиция, неординарный монтаж, необычная архитектоника и т. д. Одновременно медиапроизведение немыслимо без использования информационных технологий как в обычном режиме профессиональной деятельности, так и в ситуации информационно-психологических войн. Основная черта эффективного информационного оружия - асимметричность - нестандартность, не шаблонность, явно выраженная формально-содержательная новизна, так как только ассиметричный вызов вниманию потребителя способен достичь своей цели.
В своеобразном и свободном тезаурусе современного человека лексема «творчество» часто сопутствует или заменяется словом «креатив». Последняя вербализация нешаблонных действий становится всё более и более популярной. Однако когнитивные поля «творчества» и «креатива» принципиально разнятся, обуславливая сущность, эстетическое, а также духовнонравственное содержание медиатекста и процесса деятельности коммуникатора.
В данной статье мы опираемся на контент-анализ более 200 печатных, интернет- и ТВ-текстов1. Междисциплинарное видение проблемы (лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психология творчества, теория текста, социальная философия) позволяет выявить коммуникативно-функциональный аспект медиатекста, как продукта творчества, с точки зрения заключенной в нём аксиологической информации, в результате текст предстает как совокупность экстра- и интратекстуальных признаков. В исследовании используется интерпретативный семантический анализ контекстов, в
1 Контент-анализ осуществлён совместно со студентами 3-4 курсов отделения журналистики ЗабГГПУ
которых представлена модель медиатворчества. Основополагающим методом в процессе выявления ядерных элементов когнитивных моделей «творчества» и «креатива» является метод лингвокультурологического анализа, основанный на неразрывном единстве языка и культуры. Характеристика концептуализированной сферы указанных моделей осуществляется ресурсами концептуального анализа.
На первом этапе важно определить семантическое/ информативное поле конструктов «творчество» и «креатив». В советской науке за понятием «творчество» была закреплена дефиниция «создание общественно значимых материальных и духовных ценностей» [2, с. 5] (аналогично в толковом словаре: «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей») [4, с. 780]. В результате творческое мышление - основной ментальный двигатель творческого процесса - определяется как мышление, связанное с созданием или открытием человеком принципиально нового субъективного знания (продукта), с генерацией собственных оригинальных идей, с новообразованиями в познавательной деятельности. Данные новообразования непосредственно касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление полярно противопоставлено репродуктивному, в процессе использования которого применяются готовые знания и умения.
«Creative» с английского переводится как «творческий», «create» - создавать, творить, порождать. Тем не менее разница когнитивных сфер указанных конструктов очевидна. Креативность есть способность реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах [8, с. 331]. Креатив скреплён знаниями определённых профтехнологий, он реализуется в склонности личности творчески и нестандартно решать профессиональные задачи, создавать продукт, соответствующий определённым критериям: формальной пригодности, эстетической, экологической целесообразности. Креатив технологичен по своей сути и организации, он встроен в прагматику вопроса о творчестве, когда смысловые контекстные составляющие процесса не имеют принципиального значения, важен эффективный результат. Креатив представляет собой продуктивное воспроизводство оригинальных идей на потоке. Не случайно в толковых словарях английского языка, который и является родным чревом данного слова, креатив имеет второе дополнительное значение: «вызывать чувство, производить впечатление, оказывать влияние».
Напротив, в концептуализированной схеме «творчества» доминирует сущность процесса, непрерывное движение от старого к новому, что и составляет неизменную природу творческого акта. В этом смысле творчество - категория философии, этики, культуры и психологии, отражающая важнейший смысл человеческой деятельности.
Идеологической модальностью творчества является изменение и расширение ранее сложившейся обыденной картины мира (ср. известная фраза А. Эйнштейна: «Вы не можете решить проблему, используя тот же тип мышления, который породил данную проблему»). Этимологическая структура слова отсылает нас к лексемам Творец, творение, творить, створять, созидать, создавать/ Создатель/ делатель, производить, рождать. Творчество есть способ мировосприятия, формирующая деятельность духа, отражение вечного процесса божественного/ трансцендентного творения. Его катализатором становится вдохновение -душевный порыв (дыхание) личности, его телом - материей является смысловая плотность процесса деятельности, что и обуславливает сугубо положительный коннотативный ореол паремий русского языка о творчестве: Добро творить - себя веселить; Знай, кому добро творить и кого благодарить; Всяк правду ищет, да не всяк её творит; Что ни творится над нами -всё по грехам нашим; Мир сотворили и нас-то не спросили; И козявка Божье творенье; Отец -мой творец, мать - кормилица; Творить суд и правду; Древо добрые плоды творит и др. В современной речи остались некоторые устаревшие выражения, подчёркивающие сему «обогащения бытия»: творить милостыню, творить память по кому-либо, волю творю.
В теории журналистики к исконной интерпретации категории «творчества» близка дефиниция В. Ф. Олешко: «феноменальное свойство человека чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственного потенциала, особых умений и средств» [5, с. 23]. В тайных лабиринтах творчества автор открывает глубины внутреннего мира, с помощью определённого инструментария вычерчивает мозаику смыслов человеческого бытия. И тогда медиатекст становится не просто зеркалом реальности, а оригинальной формой самопрезентации автора, в рамках которой ценностная дифференциация фактов является сущностным моментом отсчета в протекании творческого процесса. Проверенные алгоритмы и выверенные механизмы действия, возможные в профессиональном креативе, плохо встраиваются в канву понимания феномена творчества. Так Г. Л. Тульчинский противопоставляет труд и
творчество, потому как труд - не есть ценность, а творчество - единовременный акт богоподобного творения «вдруг», «из ничего», что сродни настоящему чуду [9].
Языковая личность создателя медиапроизведения имманентно ощущает различные когнитивные признаки двух моделей. Диапазон интерпретации конструктов в информационном пространстве простерся от сугубо положительного психоэстетического фона (как правило, ассоциируемого с творчеством) до отрицательного модуса (ассоциируемого с креативом).
Ассоциативно-семантическую сеть развертывания концепта «творчество» в массмедиа представляют следующие микромодели: талант/ мастерство - созидание - яркость/ неповторимость - сопричастность/ неравнодушие -любовь - красота - гармония - культура - ответственность - духовность - жизнь/ судьба - семья (Выборка 2010-2012 гг.: Аргументы Недели. Комсомольская правда. Российская газета).
Немаловажное значение имеет тот факт, что слово креатив лишено русского корня, а значит, ослаблена его ментальная близость русскому человеку и осознанность восприятия. Поэтому отчасти закономерно, что лексикосемантические поля ассоциатов «креатива» отличает либо нейтральная экспрессия, либо отрицательный коннотативный ореол: выборы - примитив - цинизм - доход/ деньги - недоверие - технология - преступление. Соответственно признаковые составляющие указанной модели: экстремальный - рекламный - партийный/ коммунистический - криминальный - столичный - родительский (с негативной оценкой) и др. (Выборка 2010-2012 гг.: Аргументы Недели. Комсомольская правда. Российская газета).
Сфера совпадений смысловых схем двух моделей (творчество и креатив) аккумулируется вокруг характеристики личности, участвующей в деле создания нечто нового. К непреложным составляющим личностного начала автора медиатекста в психологии творчества относят: комбинаторное мышление; умение видеть проблему даже в знакомых ситуациях; абстрактное мышление; разносторонность, вариативность мышления; гибкость, оригинальность мышления; умение видеть варианты решения проблемы, конкретность мышления. Реализация указанных качеств в процессе написания медиатекста преобразуется в скрипт - сценарий развертывания концептуализированной схемы либо творчества, либо креатива.
Популярная игровая сущность медиатекста связана с комбинаторным мышлением - способностью к множественной перегруппировке идей и связей, с умением комбинировать ранние спо-
собы решения проблемы в новый способ, что позволяет, например, творческому работнику массовой коммуникации, опираясь на обычную, известную фактуру, создавать ассиметричные (с элементами новизны, неожиданности) тексты, выстраивать ассоциативные параллели между разными событиями и проблемами, утяжеляя канву повествования глубоким смысловым «подводным течением».
В пространстве постмодерного дискурса СМИ этот же тип мышления объединяет разрозненные (ризоматические) контексты, не связанные общей идеей, не скрепленные смысловым центром. Полученные в результате использования данных алгоритмов тексты привлекают аудиторию яркими ассоциациями, они смешны и забавны: например, «Рубите капусту! Это единственна валюта, которая не девальвируется... Если зелёная “капуста” - доллар - радует нас да и весь мир всё меньше, то родная белокочанная только крепчает. И чем больше вы её запасете на зиму - тем здоровее будете» (О полезных свойствах капусты. АиФ, 2011, № 40). Именно технология креатива позволяет конструировать «общество спектакля» (Г. Дебор), в котором серьёзные социальные проблемы тонут и растворяются в громких и впечатляющих шоу («Пусть говорят», «Прямой эфир», «Программа максимум», «Русские сенсации» и др.).
Зрелищные, необычные - игровые параметры медийного дискурса обусловлены также умением автора фиксировать творческую проблему даже в знакомых стандартных условиях. Восприимчивость ко всему новому и необычному - детская открытость восприятия автора -гарантирует неизбывную череду информационных поводов, новых тем, свежую медиатопику. В результате даже набившая оскомину фактура выглядит привлекательно: например, «Конкурс обещаний. Чем партии собираются увлечь электорат... “АИФ” выбрал из предвыборных программ четырех думских партий характерные и яркие обещания» (АиФ. 2011. № 39).
Игра - не просто основной атрибут постмодерна, она востребованный и привлекательный элемент массовой культуры, подчиняющий себе не только вербальный уровень информационного пространства, но и возможности иконическо-го текста. В общем объёме собранных нами материалов, демонстрирующих креативные решения в медиатексте, весомо преобладали видео- и фото- / коллажные решения, выстроенные на визуальном конфликте, противопоставлении и гиперболизации.
Идея «весь мир - театр» была сформулирована ещё в античности. Декорум мира и распределение ролей в нём волновали математика
Пифагора и римского философа Сенеку. В литературе идея нашла своё яркое воплощение сначала в пьесах Кальдерона, а потом Шекспира. Но театральность бытия не была принята христианством, согласно которому только Бог поручает человеку роль в этом мире, и человек обязан её хорошо исполнить [подробнее см.:
7, с. 948-974]. Информационная сфера, в силу своей виртуальной сущности, - плодотворная почва для апробирования игровых алгоритмов осмысления реальности, но объём передаваемой информации в данном случае образуется не за счёт смыслов, идей и ценностей, а за счёт использования креативных технологий, позволяющих развернуть яркую, экспрессивную и не шаблонную картинку бытия («Инструкция по применению», «Поле чудес», «Комеди Клаб», «Секс с Анфисой Чеховой» и др.). Свобода самореализации автора в подобных условиях относительна, субъект креатива склонен не столько к искреннему диалогу, сколько к целенаправленному созданию искусственного образа коммуникатора, перерастающего в полноценный имидж или замирающего на уровне нескольких стереотипных черт.
Преимущественно в творческом процессе реализует себя абстрактное мышление - умение усложнять информацию, постигая её суть. Способность предусматривает абстрагирование от реалий действительности, создание схем, отражающих жизнь в её важнейших параметрах, что позволяет обнаружить пружины и неявные стороны социальных и иных механизмов жизнеустройства. Данный тип мышления ярко проявляет себя в аналитической журналистике.
Но отдельные технологии постмодерна также сопутствуют абстрактному мышлению -например, интертекстуальность. Сегодня она становится стратегическим принципом в написании медиапроизведения. Как в печатных, так и в электронных СМИ с успехом используются вкрапления из известных, популярных в народе текстов фольклорного, художественного, кинематографического, мультипликационного форматов. Интертекстуальность рождает цитатное письмо, которое, по определению С. И. Сметаниной, есть «интеллектуальная, эмоциональнооценочная, формальная переработка «чужого», осмысленного и освоенного в системе культуры» [6, с. 108-109]. Частый повтор технологии нисколько не умаляет креативность её реализации: «Охота на жильца» (Российская газета. 2011. № 22); «Дети капитана с “грантом” (Московский Комсомолец. 2011. 28 сентября); «Арбуз под химией. Китаец спит, арбуз растет» (АиФ. 2010. 29 июня); «Кому на Руси сидеть хорошо. Если есть деньги, то пребывание за решёткой может
стать лучшими годами жизни» (Российская газета. 2011. 20 октября); «Быт или не быт. Читатели “РГ” делятся секретами уборки квартиры» (Российская газета. 2010. 3 ноября).
Следует признать, цитатное письмо активизирует культурную память, периферические знания и представления человека, и само по себе, без авторской детализации, значительно расширяет смысловое поле высказывания. Если же создатель медиатекста обрамляет интертекстуальность рассуждением и анализом, плоды его творчества обретают смысловую целостность и увлекательную идейную канву. Так, журналист программы «Сегодня» на основе сопоставления русских и немецких поговорок, ведёт рассказ об эксперименте в немецкой школе, в которой не изучают чистописание и не добиваются от учеников красивых букв: «По-русски про такое говорят: “пишет как курица лапой”. По-немецки звучит еще хлеще: “как свинья копытом”.... Прописи были последним пережитком эпохи, в которой ещё не стучали по клавиатуре, а выводили изящную вязь с непременной красной строкой и ажурными прописными. Пока в России мама мыла раму, в Германии Лиза искала Пиппо. Больше не ищет» (В эпоху Twitter дети разучились писать. НТВ. Сегодня. 2011. 28 сентября).
Творчество также немыслимо без разносторонности мышления - это умение фиксировать взаимосвязь между элементами структуры, способность видеть в проблеме как можно больше сторон и связей. Указанный тип мыслительных операций позволяет автору объективировать ситуации, явления и проблемы на разных уровнях (экономическом, экологическом, социальном, законодательном и др.). Возможен как лёгкий вариант реализации, близкий к концептуализированной сфере креатива (например, «Драки малышей могут принести им пользу. Детство с кулаками». Российская газета, 2011, 3 февраля; «Перезагрузка курса? АиФ начинает сбор предложений для кандидата № 1 - на пост президента». АиФ), так и продуктивный результат инсай-та, более релевантный творчеству.
Материал «Познер всё в дом» (Банзай. 2009. октябрь) написан в жанре зарисовки о человеке, с которым автор не встречался. Текст соткан из маленьких историй о жизни героя. Отправной точкой рассказа становятся хранящиеся в коробке с именем Познера вещи: деревянная фигурка жирафа, засушенный лист, англо-русский разговорник. В другой публикации «Война на двоих. Почему полезно дружить с ветеранами» (Российская газета. 2011. 23 июня) Елена Яковлева ожидаемую шаблонную портретную зарисовку о ветеране войны трансформирует в эссе «о благочестивом паломничестве внутрь
человеческой судьбы», в рассказ о профессиональных тонкостях интервью, когда идёшь не за очерком, а «чтобы лишний раз прикоснуться к единственной драгоценности времени - человеческой судьбе». Скрипт, репрезентирующий концепт «судьба», в пространстве медиатекста лишён традиционной канвы, фреймы данной концептуализированной схемы вербализиру-ются вольно и легко: «многогранная любовь», «духовное/культурное восхождение», «трагедия подвига» и др.
Следующая совокупность черт личностного потенциала творца или технолога способна разворачиваться в диаметрально бинарных пространствах - это умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкость мышления), а также стремление игнорировать шаблон или групповое мнение (оригинальность мышления). Распахнутость и открытость русской культуры провоцирует непреклонный интерес нашего соотечественника к иным ценностям, форматом, идеям (философия индивидуализма, блага и пользы, утилитарная нравственность, идея необходимой агрессии и др.). Одновременно игровая парадигма мышления разворачивается в рамках востребованной национальной философии, берущей свои истоки в смеховой культуре (Святки, Масленица). Масленица медиатекста демонстрирует весёлую относительность предметов, увлекательную сюжетную канву, обилие масок и лиц, анархическую силу вольного языка, участие в шумном беспорядке жизни, где стёрты границы между добром и злом, своим и чужим. В креативном царстве Масленицы разграничение нормы и не нормы, подлинного и ложного, красоты и безобразия теряет свою чёткость: «ПедофилФак», «ЛДПР-овцы» и др. (Вечорка, 2011); «Проблема бабла и зла» (Мужской журнал GQ, 24 февраля, 2011) - интервью с обилием низовой лексики. Отсутствие и попирание именно творческой свободы в профессиональной сфере массмедиа опускает текстовое пространство до уровня чистейшей физиологии. Процесс создания нового сублимирует в «оргию творчества», подробно очерченную в работах Фрейда (Фройда), убеждённого в том, что именно сексуальный и агрессивный инстинкт человека породил живопись, литературу и искусство в целом.
На одном из семинаров в аудитории будущих журналистов, студентов второго курса, был задан пушкинский вопрос: «совместимы ли гений и злодейство», является ли результатом творчества медиатекст, например, отрицательно воздействующий на психологический и духовный мир аудитории, а значит, написанный с нарушением профессиональных критериев, в
частности «Этического кодекса журналиста». Обсуждение получилось бурным, но только три человека из 18 присутствующих робко озвучили мысль о неотъемлемой связи аксиологии и сущности творческого процесса. Творение синонимично глаголу созидание, этимология понятия категорически не приемлет сему «разрушения». Возможно, конструктивным решением данной дилеммы является использование слова-амебы (лексемы, лишенной русского корня) - креатив. И тогда денотативный конфликт исчерпан, так как креатив подразумевает свойство творческой личности, а также сугубо технологичность действа, его процессуальность и впечатляющий итог - некий парадоксальный алгоритм решения проблемы.
Доминанты креатива и творчества находятся на разных сторонах целевых баррикад, что порождает различные приоритеты в процессе создания нового. Что важнее: духовный смысл или материальная форма, движение в сфере культуры или впечатляющий рейтинг (ср.: по/ двиг или со/блазн - известно, что зло статично). Новое в творческом движении произрастает из почвы традиционного, аккумулирующего архетипы, смыслы, ценности. Данная закономерность и формирует рамки интереса, внимания ко всему новому, которое человек, ориентируясь на инстинкт самосохранения, воспринимает только в определённых дозах.
Подведем итоги. Концептуализированные сферы «творчества» и «креатива» выстроены с помощью специфических фрейм и микромотивов (творчество: смысл, движение от старого к новому, ценности, культура; креатив: технология, неординарная форма медиапродукта, эффективность воздействия), следовательно, они обладают различными по модусу коннотатив-
ными ореолами. Фиксация проблемы и её разрешение образует композиционную структуру указанных когнитивных моделей, но умение видеть варианты решения проблемы, альтернативные подходы к его поиску на основе движения от исконного к новому демонстрирует исключительно талант творца и открывает тайны творчества. Подобная вариативность мышления автора позволяет реализовывать социотера-певтическую функцию медиатекста, под которой мы подразумеваем создание оптимальных информационно-психологических условий для активизации ментальных представлений и ценностей родной культуры и, соответственно, здорового, социально активного образа жизни потребителя медиапродукта.
Специфика работы в сфере рыночных масс-медиа способствует больше креативу, нежели творчеству. Вечное рабочее состояние, нехватка времени, давление конкуренции, оперативность информирования тормозят, а порой и исключают творческий процесс. «Тот, кто имеет мало времени, не может себе позволить выводить идеи на длительные прогулки», - заметил Матиас Нельке [3, с. 35]. Тем не менее конструирование нечто оригинального, нетривиального, неординарного не обязательно должно шокировать публику и преобразовывать вкус аудитории. Самобытное авторское начало вправе проявлять себя в творческом воспроизводстве культурных ценностей, архетипических представлений и национальных смыслов в медиапроизведении, облик которого находится в безграничной власти творца. И здесь становится очевидным, что именно свобода выбора - одно из ключевых звеньев процесса создания нового в СМИ, позиционирующее профессиональную культуру и ценностные приоритеты автора медиатекста.
Список литературы
1. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб. : Речь, 2006. 416 с.
2. Лук А. Н. Психология творчества. М. : Наука, 1978. 230 с.
3. Матиас Нельке. Техники креативности. М. : Омега, 2007. 120 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН.; Российский фонд культуры. 3-е изд., стер. М. : АЗЪ, 1996. 928 с.
5. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М. РИП-Холдинг, 2003. 240 с.
6. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века). СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. 383 с.
7. Степанов Ю. С. Константы : словарь русской культуры: изд. 3-е, испр. и доп. М. : Академический проект, 2004. 992 с.
8. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М. : Эксмо, 2005. 672 с.
9. Тульчинский Г. Л. Бизнес в России: проблема социального признания и уважения. М. : Вершина, 2005.
Статья поступила в редакцию 5 декабря 2011 г.