Научная статья на тему 'Взаимодействие российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования'

Взаимодействие российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ РОССИИ И КИТАЯ / ПРАВОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Е.А.

В статье рассматриваются взаимоотношения российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования. Приводится анализ соглашений и правового поля, которые определяют специфику социально-культурного взаимодействия России и Китая в сфере высшего образования, описываются характерные особенности развития академического обмена между Россией и Китаем на современном этапе. Также при рассмотрении перспектив развития российско-китайского партнерства в сфере образования в статье анализируется деятельность университетов ШОС и БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования»

Взаимодействие российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования

Беляева Екатерина Александровна

канд. соц. наук, доцент, кафедра управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», ekaterina.podergina@mail.ru

В статье рассматриваются взаимоотношения российских и китайских вузов в контексте интернационализации высшего образования. Приводится анализ соглашений и правового поля, которые определяют специфику социально-культурного взаимодействия России и Китая в сфере высшего образования, описываются характерные особенности развития академического обмена между Россией и Китаем на современном этапе. Также при рассмотрении перспектив развития российско-китайского партнерства в сфере образования в статье анализируется деятельность университетов ШОС и БРИКС.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, академическая мобильность, взаимодействие вузов России и Китая, правовые взаимоотношения, система образования.

На протяжении последних трех десятилетий национальные системы высшего образования претерпевают серьезные трансформации, обусловленные общемировыми тенденциями развития мировой экономики, основанной на экспоненциальном росте объема и качества новых научных знаний и технологий.

Неуклонно повышается роль международных образовательных проектов и программ межвузовского взаимодействия, в процессе реализации которых расширяется взаимопонимание, вырабатываются общие подходы к решению социокультурных и гуманитарных задач в рамках инновационных моделей совместных образовательных программ.

Начавшийся в конце XX века процесс интернационализации высшего образования сопровождается формированием общемирового образовательного пространства и интеграцией в него национальных систем образования.

Говоря о процессе интернационализации, А.В. Торкунов обращает внимание на то, что в результате процессов глобализации и интернационализации образования, активизировавшихся в последнее десятилетие, происходит значительное усиление политической и социально-экономической роли университетов [1, С. 98-102].

Интернационализация высшего образования -объективный процесс международной академической интеграции, он является условием повышения качества человеческих ресурсов, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию и росту уровня жизни людей.

С точки зрения процессов интернационализации высшего образования, современное состояние российско-китайских отношений в этой сфере можно охарактеризовать как устойчивое, имеющее большой потенциал развития. Необходимо отметить, что международное сообщество все больше смотрит на Китай как на страну с быстро растущим уровнем грамотности населения, высоким уровнем образования в ведущих вузах. С одной стороны, растет число китайских студентов, выезжающих на учебу за рубеж, с другой - правительство увеличивает квоты на количество иностранных преподавателей. Вузы практикуют привычную для нас советскую систему: на дневных отделениях обучение длится пять лет (в медицин-

6 У X

А

>

0-

X Е

А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

ских институтах - семь-восемь). Высшее образование может быть двух типов: либо по программе специалиста, либо двухуровневое, по системе бакалавриат и магистратура. После получения диплома о высшем образовании возможно получение степени PhD. Однако, необходимо отметить, что все эти достижения были результатом не присоединения Китая к Болон-скому процессу, а следствием реализации принятой в 1993 году ЦК КПК и Госсоветом Китая «Программы реформ и развития образования» (Проект-211) [2]. В ней чётко была сформирована задача высшего профессионального образования - готовить специалистов для XXI века: информационного общества, основанного на современной науке и высоких технологиях. В то же время в реформировании системы образования в Китае и в России, предпринимаемой с целью модернизации стран в целом, есть много совпадений. Последние вызваны не только «однотипностью» систем образования в наших странах, имеющих место в советские годы, выражающейся в массовом характере образования, ориентации на всеобщую грамотность, позже - профессиональную подготовку всех членов общества, полном огосударствлении системы обучения и воспитания, подготовки и распределения кадров через централизованное управление на основе пятилетнего планирования, официальной идеологии, трудового и патриотического воспитания; фундаментальности и всесторонности образования, включающего гуманитарный, естественнонаучный, технический и др. циклы, но и той прогнозируемой моделью (западной), которая была принята за некий образец. В новейшей истории России и Китая в российско-китайских отношениях в сфере образования можно выделить несколько периодов развития.

Учреждение в 2000 г. Российско-китайской межправительственной Комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта привело к качественным изменениям в двустороннем взаимодействии государств-учредителей в области образования [3, С. 123-125].

Период с 2000 года по настоящее время характеризуется быстрыми темпами роста межвузовского обмена студентами между российскими и китайскими образовательными организациями.

За последние годы происходит: достаточно глубокая диверсификация видов и направлений российско-китайских совместных проектов в области высшего образования; созданы совместные образовательные организации; непрерывный рост числа реализуемых совместных образовательных программ. „ Совместные образовательные проекты раз-с рабатываются и реализуются в рамках интере-© сующих и Россию и Китай направлений: подго-оТ товка кадров для инновационного развития о национальных экономик; модернизация нацио-^ нальных систем образования в аспекте интерна-2 ционализации высшего образования; наращива-

ние конкурентных преимуществ за счет совместных образовательных проектов.

Основными участниками образовательного взаимодействия России и Китая являются правительственные организации, высшие учебные заведения и общественные организации.

На правительственном уровне определяются формы образовательного взаимодействия и принимаются решения об учреждении совместных высших учебных заведений. Следует отметить, что в Китае степень государственного регулирования совместных с зарубежными вузами образовательных проектов выше, чем в России.

Высшие учебные заведения разрабатывают совместные образовательные программы и обеспечивают организацию академической мобильности.

Общественные организации, которые созданы в соответствии с российско-китайскими соглашениями о развитии социокультурных и гуманитарных связей, формируют общественный интерес к образовательному взаимодействию и способствуют организации изучения русского и китайского языков.

Преимущественной формой образовательного сотрудничества между Россией и Китаем являются совместные образовательные программы.

Преобладают программы бакалавриата, представленные социально-экономическим, гуманитарным, инженерным и другими направлениями подготовки.

Программы магистратуры представлены, главным образом, гуманитарными и социально-экономическими направлениями подготовки.

Программы аспирантуры и ординатуры, относящиеся к третьему уровню постдипломного образования, представлены недостаточно.

Перспективными планами сотрудничества в рамках совместных образовательных программ предусматривается рост числа магистерских образовательных программ по компьютерным и инженерным направлениям подготовки.

Активное взаимодействие образовательных учреждений сопровождается дифференциацией вузов России и Китая по профилю вуза и, одновременно, интеграцией вузов в межвузовские ассоциации:

Можно указать ряд характерных особенностей развития академического обмена между Россией и Китаем на современном этапе.

Основываясь на данных статистики Китая, Россия принимает не более 3% от общего числа китайских студентов, которые выезжают в зарубежные страны на учебу.

Исследования российских экспертов показывают тенденцию изменения предпочтения китайских студентов, обучающихся в российских вузах, в отношении направлений подготовки: ослабление интереса к естественнонаучным и инженерным специальностям и желанием осваивать социально-экономические и гуманитарные направления подготовки.

Сравнительные исследования показывают, что число китайских студентов, обучающихся в рос-

сийских вузах, более чем в полтора раза превышает количество российских студентов в китайских вузах.

В межвузовских отношениях также наблюдается диспаритет между китайскими и российскими вузами, установившими партнерские отношения. Так китайских вузов, участвующих в различных образовательных проектах насчитывается порядка 600, в то время как российских вузов, участвующих в аналогичных образовательных проектах - не более 120.

Существуют определенные противоречия в подходах России и Китая к созданию совместных образовательных организаций. Так, Россию в большей степени интересуют проекты создания международных сетевых университетов и открытие филиалов российских образовательных организаций в Китае. Китайский подход состоит в инициировании открытия совместных образовательных организаций на двусторонней основе на своей территории.

Кроме того, есть проблемы с признанием документов об образовании, полученных российскими студентами в Китае и, соответственно, китайскими студентами в России. Со стороны Китая дело обстоит лучше - китайское государство признает документы об образовании около 600 российских образовательных организаций. Что же касается китайских документов об образовании, то китайские образовательные организации не входят в перечень иностранных образовательных организаций, документы об образовании которых признаются в России. Таким образом, документы об образовании, полученные в китайских вузах для применения на территории России должны пройти процедуру но-стрификации.

Российско-китайское образовательное сотрудничество не ограничивается двухсторонними проектами.

Учитывая место и роль России и Китая в мировом сообществе, нет ничего удивительного, что именно эти страны стали инициаторами проектов создания инновационных форм поликультурного образовательного пространства: евразийского - в рамках ШОС и трансконтинентального - в рамках БРИКС.

Уникальность этих международных образовательных проектов заключается в том, что, используя международный опыт создания и функционирования единого Европейского образовательного пространства (Болонский процесс), можно расширить границы национальных образовательных пространств за границы континентов, создав в подлинном смысле глобальное образовательное сообщество. Для достижения поставленных целей в 2007 году на саммите глав Правительств государств-членов ШОС, проходившем в Бишкеке, Россия высказала идею учредить совместный Университет, который должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия,

Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран-участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии) [4].

Таким образом, Университет ШОС представляет собой межгосударственную структуру национальных университетов государств-членов ШОС, а также стран-наблюдателей и стран-партнеров по диалогу, и представляет собой инновационную модель интернационализации высшего образования.

Принятие соответствующей декларации инициировало деятельность национальных образовательных ведомств по разработке концепции университета ШОС.

Тремя годами позже, в 2010 году в Москве вузами государств-членов ШОС был подписан документ о создании Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Согласно миссии Университета ШОС, его деятельность осуществляется по направлениям: подготовки бакалавров по согласованным образовательным программам; подготовка по магистерским образовательным программам; разработка и реализация программ подготовки аспирантов/докторантов; апробация собственных образовательных программ, инновационных образовательных технологий на проводимых научно-практических конференциях и межвузовских форумах.

В соответствии с миссией и целью деятельности Университет ШОС призван решать следующие задачи: академический обмен; подготовка научно-педагогических кадров; разработка и внедрение образовательных технологий; создание механизмов нострификации дипломов Университета ШОС государствами-членами ШОС и мировым образовательным сообществом; развитие сети языковых курсов (русский и китайский).

18 ноября 2015 года в Москве в рамках председательства России в БРИКС министры образования Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР подписали Московскую декларацию о сотрудничестве и «Меморандум о взаимопонимании» (Memorandum of Understanding for Establishment of the BRICS Network University), который заложил основу для формирования Сетевого университета БРИКС (СУ БРИКС).

Национальные министерства образования и науки создают собственные национальные координационные комитеты, которые занимаются вопросами административного характера и координируют участие вузов своих стран, которые принимают участие в работе Сетевого университета БРИКС.

Основу структуры Сетевого университета БРИКС составляют международные тематические группы, которые отвечают за содержательные аспекты об-

6 У X

ДА

>

ö-X

т гп А

о п m

т;

о

m

о т; О

О

З

Д О -о О ГО Ö-Я

разовательного процесса и образовательных программ, содержание учебных программ, вопросов по квотам, академическим обменам и мобильности, согласование процедур признания университетами-участниками Сетевого университета БРИКС результатов обучения и др.

Сетевой универсиет БРИКС является образовательным проектом, направленным на разработку многосторонних совместных образовательных программ обучения, а также совместных научно-исследовательских проектов по 6 приоритетным направлениям: энергетика; информатика и информационная безопасность; исследования стран БРИКС; экология и изменения климата; водные ресурсы и нейтрализация загрязнений; экономика.

Университет ШОС и Сетевой университет БРИКС, которые участвуют в выстраивании архитектуры единого образовательного пространства стран-участниц, способствует интернационализации высшего образования.

Выстраивание новых международных академических центров знаменует новое гуманитарное направление международной деятельности государств-участников ШОС и БРИКС в условиях формирования новой полицентричной системы международных отношений.

Дальнейшее развитие международного образовательного сотрудничества, повышение рейтингов Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета БРИКС в условиях жесткой конкуренции, возможно лишь при консолидации позиций государств-учредителей рассмотренных университетов.

Литература

1. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России /А.В.Торкунов //Вестник МГИМО (У). - №4 (25) 2012.

2. https://web.archive.org/web/20100409063018 /http://www.edu.cn/20010101/21852^Мт1

3. Дополнительный протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 года //Сборник российско-китайских документов. 1999-2007 гг. -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

4. http://uni-sco. ш^аУ2Ма^2.Мт1

Interaction between Russian and Chinese universities in the context of internationalization of higher education

Belyaeva E.A.

Ural state mining University

The article deals with the relationship between Russian and Chinese universities in the context of internationalization of higher education. The analysis of the agreements and the legal framework that determine the specifics of social and cultural interaction between Russia and China in the field of higher education, describes the characteristic features of the development of academic exchange between Russia and China at the present stage. Also, when considering the prospects of development of the Russian-Chinese partnership in the field of education, the article analyzes the activities of the SCO and BRICS universities.

Key words: internationalization of higher education, academic mobility, interaction between Russian and Chinese universities, legal relations, education system.

References

1. Torkunov A.V. Education as an instrument of "soft power" in the

foreign policy of Russia / A.V. Torkunov // Vestnik MGIMO (U). - No. 4 (25) 2012.

2.

https://web.archive.org/web/20100409063018/http://www.edu.c n/20010101/21852.shtml

3. Additional Protocol to the Agreement between the Government

of the Russian Federation and the Government of the PRC on the establishment and organizational basis of a mechanism for regular meetings of the heads of government of Russia and China of June 27, 1997 // Collection of Russian-Chinese documents. 1999-2007 - M .: OLMA Media Group, 2007.

4.http: //uni-sco.ru/stat/2/stat_2.html

n

с <

e

Oi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

СЧ

4

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.