УДК 378(470+510)
Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере образования (на примере Байкальского государственного университета)
Аннотация. В данном исследовании представлена нормативно-правовая база, основные формы и перспективные направления российско-китайского сотрудничества в образовательной сфере. Университеты являются основными генераторами идей и площадками для реализации инновационных международных образовательных проектов, таких как программы двойного дипломирования, дистанционные образовательные курсы, междисциплинарные и кросс компетентностью программы и др. Под воздействием активных процессов интернационализации высшего образования рынок образовательных услуг постоянно меняется. Исключительно важными характеристиками международной деятельности университетов являются такие, как показатель увеличения академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей; повышение роли консалтинга и тестирования; особое внимание к качеству предоставляемых образовательных услуг и др. Как и многие страны мира, Китай и Россия стремятся улучшить свои позиции в вопросе экспорта образовательных услуг. На примере Байкальского государственного университета авторы демонстрируют успешное развитие российско-китайского межвузовского сотрудничества и интеграцию сибирского университета в мировое научно-образовательное пространство. За долгие годы взаимодействия с многочисленными китайскими партнерами БГУ сформировал и поддерживает положительный имидж прогрессивного университета, занимающегося подготовкой высококвалифицированных специалистов нового поколения для реализации российско-китайских проектов на уровне региона, страны и на международном уровне.
Ключевые слова. Российско-китайское сотрудничество, интернационализация высшего образования, рынок образовательных услуг, Байкальский государственный университет, инновационные образовательные программы.
Дата поступления: 11.02.2019
Дата принятия к печати: 12.02.2019
шфш^юшаишяшй^ми)
Prutskikh ГЛ.
Т.А. Пруцких
Байкальский государственный университет,
Иркутск, Российская Федерация
А.А. Пруцких
Байкальский государственный университет,
Иркутск, Российская Федерация
42
® Т.А. Пруцких, А.А. Пруцких, 2019
Prutskikh A.A.
ШЭД
£110^:2019^110 №0^:2019^12 0
т\шштттжшшт.шттшш-т,
што т^^.тшттшм.штшш,
Development of Russian-Chinese Cooperation in Education (the Case of Baikal State University)
Prutskikh T.A.
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Prutskikh A.A.
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Received: February 11 2019 Аccepted: February 12 2019
Abstract. This research presents the regulatory and legal framework, the main forms and perspective directions of Russian-Chinese cooperation in the educational sphere. Universities are the main generators of ideas and platforms for the implementation of innovative international educational projects, such as double diploma programs, distance education courses, multidisciplinary and cross competence programs, etc. The educational market is constantly changing due to the influence of active internationalization processes in higher education. The extremely important features to characterize the international activities of universities are such as increasing academic mobility of students, teachers, and researchers; the enhancing role of consulting and testing; special attention to the quality of the educational services provided, etc. Like many countries of the world, China and Russia are striving to improve their positions in export of educational services. Using the example of Baikal State University, the authors demonstrate the successful development of Chinese-Russian interuniversity cooperation and integration of a Siberian University into the global scientific and educational space. Over the long years of interaction with numerous Chinese partners, BSU has formed and maintains a positive image of a progressive university engaged in training highly qualified specialists of a new generation for the implementation of Russian-Chinese projects at the regional, national and international levels.
Keywords. Russian-Chinese cooperation, internationalization of higher education, market of educational services, Baikal State University, innovative educational programs.
Взаимодействие России и Китая в области образования осуществляется на основании следующих межправительственных соглашений: О культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г., О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях от 26 июня 1995 г., Об изучении русского языка в Китае и китайского в России» от 3 ноября 2005 г., а также «Соглашения между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования» от 9 ноября 2006 г. Кроме этого, рабочими документами являются протоколы ежегодных заседаний межведомственной Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования, действующей в рамках Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, которую возглавляют вице-премьеры правительств двух стран.
Основная инициатива и ответственность за развитие международного сотрудничества в образовательной сфере принадлежат университетам. Количество иностранных учащихся, академическая мобильность студентов и преподавателей, научно-исследовательские проекты, международные образовательные программы являются важными показателями эффективности деятельности вуза.
Изучением российско-китайского сотрудничества в сфере культуры и образования занимаются многие российские коллеги [1-5]. Ученые Байкальского государственного университета проводят исследования российско-китайских отношений в экономике [6], туризме [7], образовании [8-10] и др. Начиналось сотрудничество БГУ с китайскими вузами в 1989 г. с языковых стажировок для русских студентов и студенческих обменов, одним из первых партнеров был Даляньский институт иностранных языков. Успешным примером сотрудничества на региональном уровне можно считать программы двух дипломов с Шеньянским политехническим университетом в г. Шеньяне — побратиме г. Иркутска. С момента создания Русско-китайского факультета в 2012 г. здесь ведется подготовка экономистов, юристов и менеджеров со знанием китайского языка. Программа двойного дипломирования по юриспруденции является самой уникальной, потому что выпускник-бакалавр в итоге получает два совершенно разных диплома: в российском университете — диплом по юриспруденции, а в китайском — по китайскому языку и культуре.
Пекинский университет внешней экономики и торговли — стратегический партнер Байкальского университета не только потому, что мы совместно реализуем международную программу двойного
дипломирования по направлению Мировая экономика, но и потому что благодаря приглашению наших пекинских коллег, БГУ в 2013 г. вступил в Российско-китайскую ассоциацию экономических университетов и существенно расширил географию своих китайских друзей. Харбинский коммерческий университет (г. Харбин), Цзилинь-ский финансово-экономический университет (г. Чанчунь), Чжуннаньский университет экономики и права (г. Ухань) — новые партнеры БГУ, с которыми осуществляется безвалютный обмен студентами, кроме того, именно в эти вузы БГУ ежегодно направляет своих преподавателей русского языка в целях популяризации русского языка как иностранного (РКИ) и научно-практического сотрудничества между преподавателями.
В настоящее время более 300 студентов БГУ изучают китайский язык в качестве первого или второго иностранного языка на образовательных программах бакалавриата и специалитета: Журналистика, Международные отношения, Менеджмент, Мировая экономика, Таможенное дело, Туризм, Юриспруденция.
В новом тысячелетии БГУ укрепил и преумножил свои российско-китайские связи, подписаны договоры о сотрудничестве с Восточно-китайским педагогическим университетом (г. Шанхай), Ляо-нинским университетом (г. Шеньян), Шаньдунским профессиональным институтом иностранных языков (г. Жичжао), Аньшаньским педагогическим институтом (г. Аньшань) и др. Со всеми китайскими партнерами БГУ активно сотрудничает в области академических обменов, участия в правительственных образовательных грантах, языковых и страноведческих стажировках, летних и зимних школах, проведении научно-практических конференций и т.д. Китайские университеты активно предлагают для иностранных студентов государственные стипендии на обучение на уровнях Master и Ph D. Ежегодно БГУ отправляет 1-2 преподавателей в Пекинский университет языка и культуры в докторантуру и 8-18 выпускников-бакалавров в вузы-партнеры на магистерские программы по грантам.
Выше речь шла об обучении российских студентов, далее рассмотрим тему экспорта образовательных услуг — привлечение китайских студентов на различные российские образовательные программы.
Самыми крупными поставщиками иностранных студентов являются Китай, Индия и Республика Корея. По данным Министерства образования КНР, общая численность граждан страны, получивших дипломы о высшем образовании,
прошедших стажировку или защитивших диссертации за рубежом между 1978 и 2012 гг., составила 2 644 тыс. чел., достигнув 400 тыс. выехавших в 2012 г. (при ежегодном росте в 2007-2011 гг. в 20 %). По прогнозам к 2020 г. эта цифра возрастет до 650 тыс. чел. [11].
Причем, три четверти китайских студентов обучаются в пяти странах — США, Великобритания, Австралия, Канада и Япония. Чтобы Россия смогла участвовать в непростой конкурентной борьбе за китайского студента, мы должны изучать современный международный рынок образовательных услуг и маркетинговые особенности экспорта российского образования. По мнению специалистов, международный рынок образования характеризуется следующими особенностями:
— рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг;
— увеличение академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей;
— интернационализация высшего образования;
— усиление конкуренции и появление новых игроков;
— разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг;
— создание международных университетских сетей и ассоциаций;
— повышение роли консалтинга и тестирования среди образовательных услуг;
— повышение внимания к качеству предоставляемых образовательных услуг со стороны различных участников рынка образовательных услуг [11].
В настоящее время в России реализуется приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Согласно данному проекту количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения, должно увеличиться с 220 тыс. чел. В 2017 г. до 710 тыс. чел. в 2025 г.1
Байкальский государственный университет является одним из лидеров по количеству иностранных, особенно китайских, студентов в Сибирском регионе. На различных образовательных программах, среди которых программы «Подготовка к обучению на бакалавриате», «Подготовка к обучению в магистратуре», «Русский как иностранный», совместные образовательные программы по направлениям «Мировая экономика», «Журналистика», «Туризм», магистерские программы
1 Развитие экспортного потенциала российской системы образования: приоритетный проект: утв президиумом Совета при Президенте РФ от 30 мая 2017 г. № 6. URL: http://static.gove rnment.ru/media/files/ DkOXerfvAnLvüvFK J59ZeqTC7ycla5HV.pdf.
«Теория и практика преподавания РКИ», «Международный бизнес» и др. в 2018-2019 учебном году обучается свыше 400 студентов.
Основной контингент китайских студентов приезжает из Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии, с которым БГУ реализует инновационные программы двойного дипломиро-вания. Уже три потока китайских выпускников продолжают обучение на программах магистратуры и аспирантуры в нашем университете и в других российских вузах, либо успешно трудятся в различных совместных или китайских компаниях на благо развития российско-китайского сотрудничества.
За годы партнерских отношений с вузами Китая университетом накоплен ценнейший опыт взаимодействия с иностранными коллегами, спектр совместных образовательных программ продолжает расширяться.
В целях дальнейшей успешной интеграция университета в мировое научно-образовательное пространство необходимо учитывать новые тенденции развития современного рынка образовательных услуг и активно развивать новые формы международного сотрудничества, такие как:
— дистанционные образовательные программы;
— онлайн-курсы;
— курсы, модули и программы на английском языке;
— междисциплинарные и кросс-компетент-ностные программы;
— международная аккредитация образовательных программ;
— образовательные консорциумы;
— образовательные выставки и форумы;
— индивидуальный подход: поиск лучших и талантливых;
— сотрудничество со специализированными организациями, которые занимаются привлечением иностранных граждан на обучение (национальные агентства, академические службы, образовательные фонды, центры международных обменов, информационные центры, центры научного и культурного развития и др.).
Примером сетевого образовательного проекта можно рассматривать Университет ШОС. Основной задачей УШОС является осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов ШОС [12]. БГУ развивает сотрудничество с молодежной лигой стран ШОС, в секретариате которой активно работают выпускники Русско-китайского факультета
университета. Именно выпускники — и российские, и китайские — формируют и поддерживают репутацию университета в международном масштабе, создают условия партнерства с зарубежными коллегами, содействуют в организации практики и дальнейшего трудоустройства и т.д.
Байкальский государственный университет имеет собственный имидж на мировом рынке образовательных услуг, стабильно осуществляет меж-
дународную деятельность и имеет неоспоримые успехи в интернационализации образования. Как и все российские вузы, БГУ выполняет почетную миссию подготовки кадров нового поколения — специалистов с глубокими профессиональными знаниями и уникальными компетенциями, владеющих иностранными языками и способными принимать ответственные решения, мыслить творчески и масштабно.
Список использованной литературы
1. Базаров Б.В. Российско-китайские отношения и роль регионов Восточной Сибири в их развитии (1989-1999 гг.) / Б.В. Базаров, Д.В. Ганжуров.— Иркутск: Оттиск, 2002.— 131 с.
2. Большакова Н.Г. Развитие толерантности как лингвокультурной категории при обучении китайских студентов русскому языку / Н.Г. Большакова, О.В. Низкошапкина // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность.— 2014.— № 1.— С. 71-75.
3. Бурцева К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики / К.Ю. Бурцева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.— 2014.— № 2 (28).— С. 63-67.
4. Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов / Н.В. Варламова // Омский научный вестник.— 2012.— № 1 (105).— С. 31-34.
5. Гревцева Г.Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования / Г.Я. Гревцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.— 2017.— Т. 9, № 2.— С. 43-52.
6. Суходолов А.П. Экономические риски российской экономики и национальные интересы в треугольнике Россия — Монголия — Китай / А.П. Суходолов, И.Е. Козырская, Ю.В. Кузьмин // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: материалы Междунар. Байкал. форума, г. Иркутск, 20-21 сент. 2018 г. / под ред. Е.Р. Метелевой.— Иркутск, 2018.— С. 395-402.
7. Даниленко Н.Н. Перспективы въездного туризма в Прибайкалье (в аспекте развития туризма в Китае) / Н.Н. Даниленко, Чжан Цинюй // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний: материалы 2 Всерос. конф., Иркутск, 19-20 мая 2016 г. / под ред. С.В. Чупрова.— Иркутск, 2016.— С. 80-84.
8. Баева О.Н. Успешные практики академического сотрудничества как предпосылки старта совместных образовательных проектов / О.Н. Баева, Д.И. Хлебович // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: материалы Междунар. Байкал. форума, г. Иркутск, 20-21 сент. 2018 г. / под науч. ред. Е.Р. Метелевой.— Иркутск, 2018.— С. 7-15.
9. Волченко Л.Ю. Маркетинговые особенности экспорта российского образования / Л.Ю. Волченко, С.В. Демиденко, А.А.Шут // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 17 мая 2018 г.: в 2 ч.— Иркутск, 2018.— Ч. 1.— С. 85-93.
10. Озерникова Т.Г. Магистерские программы на иностранном языке как инновационный образовательный проект / Т.Г. Озерникова, Д.И. Хлебович // Известия Байкальского государственного университета.— 2017.— Т. 27, № 2.— С. 131-139.— DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).131-139.
11. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / В.А. Галичин.— М.: Дело, 2015.— 60 с.
12. Яценко Е.Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив [Электронный ресурс] / Е.Б. Яценко // Гуманитарные научные исследования.— 2017.— № 12.— Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/12/24720.
References
1. Bazarov B.V., Ganzhurov D.V. Rossiisko-kitaiskie otnosheniya i rol' regionov Vostochnoi Sibiri v ikh razvitii (1989-1999 gg.) [The Russian-Chinese Relations and Role of Regions of Eastern Siberia in their Development (1989-1999)]. Irkutsk, Ottisk Publ., 2002. 131 p.
2. Bolshakova N.G., Nizkoshapkina O.V. Developing Tolerance as a Linguocultural Category in Teaching Russian to Chinese Students. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost' = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Problems of Education: Languages and Speciality, 2014, no. 1, pp. 71-75. (In Russian).
3. Burtseva K. Yu. Universities Integration and Cooperation in the Conditions of Economy Globalization. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Science Vector of Togliatti State University. 2014, no. 2, pp. 63-67. (In Russian).
4. Varlamova N.V. Peculiarities of Chinese students' mentality. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk Scientific Bulletin. 2012, no. 1 (105), pp. 31-34. (In Russian).
5. Grevtseva G. Ya. Russia and China: Cooperation in the Education Sphere. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of South Ural State University. Series: Education. Educational sciences, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 43-52. (In Russian).
6. Sukhodolov A.P., Kozyrskaya I.E., Kuzmin Yu.V. Economic Risks of the Russian Economy and National Interests in the Russia — Mongolia — China Triangle. In Meteleva E.R. (ed.). Evraziiskii integratsionnyi proekt: tsivilizatsionnaya identichnost' i global'noe pozitsionirovanie. Materialy Mezhdunarodnogo Baikal'skogo foruma, Irkutsk, 20-21 sentyabrya 2018 g. [Eurasian integration project: civilization identity and global positioning. Materials of the International Baikal Forum, Irkutsk, September, 20-21, 2018]. Irkutsk, 2018, pp. 395-402. (In Russian).
7. Danilenko N.N., Zhang Jin Yu Prospects for inbound tourism in Pribaikalye in the aspect of tourism development in China. In Chuprov S.V. (ed.). Aktivizatsiya intellektual'nogo i resursnogo potentsiala regionov: novye vyzovy dlya menedzhmenta kompanii. Materialy 2-i Vserossiiskoi konferentsii. Irkutsk, 19-20 maya 2016g. [Activating Intellectual and Resource Potential of the Regions: New Challenges for Company Managers. Materials of the 2nd All-Russian Research Conference. Irkutsk, May 19-20, 2016]. Irkutsk, 2016, pp. 80-84. (In Russian).
8. Baeva O.N., Khlebovich D.I. Successful Practices of Academic Cooperation as a Condition of Joint Educational Initiatives Beginning. In Meteleva E.R. (ed.). Evraziiskii integratsionnyi proekt: tsivilizatsionnaya identichnost' i global'noe pozitsionirovanie. Materialy Mezhdunarodnogo Baikal'skogo foruma, Irkutsk, 20-21 sentyabrya 2018 g. [Eurasian Integration Project: Civilization Identity and Global Positioning. Materials of the International Baikal Forum, Irkutsk, September, 20-21, 2018]. Irkutsk, 2018, pp. 7-15. (In Russian).
9. Volchenko L. Yu., Demidenko S.V., Shut A.A. Marketing Features of Export of Russian Education. Aktivizatsiya intellektual'nogo I resursnogo potentsiala regionov. Materialy 4-i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Irkutsk, 17 maya 2018 g. [Stimulation of Intellectual and Resource Potential of the Regions. Materials of All-Russian Research Conference, Irkutsk, May 17, 2018]. Irkutsk, 2018, pt. 1, pp. 85-93. (In Russian).
10. Ozernikova T.G., Khlebovich D.I. Mastefs Programs in Foreign Language as Innovation Education Project. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Bailkal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 131-139. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).131-139. (In Russian).
11. Galichin V.A. Mezhdunarodnyi rynok obrazovatel'nykh uslug: osnovnye kharakteristiki i tendentsii razvitiya [The International Market of Educational Services: The Basic Characteristics and Development Trends]. Moscow, Delo Publ., 2015. 60 p.
12. Yatsenko E.B. Analysis of the current state and prospects of development of cooperation between Russia and China in the field of education in the framework of the state actions and university initiatives. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya = Humanities Scientific Researches. 2017, no. 12. Available at: http://human.snauka.ru/2017/12/24720
Информация об авторах
Пруцких Татьяна Анатольевна — кандидат филологических наук, декан Русско-китайского факультета, доцент, ВСФ ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 664003, г. Иркутск, ул. Ленина 11, e-mail: [email protected]
Пруцких Андрей Александрович — кандидат филологических наук, зав.кафедрой языковой подготовки, доцент, ВСФ ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», 664003, г. Иркутск, ул. Ленина 11, e-mail: [email protected]
Prutckikh T.A. - ШП^ШЙ*^. Lenin 11 Щ,
664003, ffifo^ffi&.^ifiWfe: [email protected]
Prutckikh A.A.— Lenin
Xfa 11 Щ, [email protected]
Autors
Tatiana A. Prutskikh — PhD in Philology, Dean of Russian-Chinese Faculty, Associate Professor, Baikal State University, 11 Lenin str., Irkutsk, 664003, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Andrei A. Prutskikh — PhD in Philology, Head of Language Training Department, Associate Professor, Baikal State University, 11 Lenin str., Irkutsk, 664003, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Для цитирования
Пруцких Т.А. Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере образования (на примере Байкальского государственного университета) / Т.А. Пруцких, А.А. Пруцких // Российско-китайские исследования.— 2019. - Т. 3, № 1.— С. 42-48.
For citation
Prutskikh T.A., Prutskikh A.A. Development of Russian-Chinese Cooperation in Education (the Case of Baikal State University). Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 42-48. (In Russian)