Научная статья на тему 'Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в'

Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2212
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / RUSSIA / CHINA / JOINT PROJECTS IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION / "SOFT POWER" / THE INTEGRATION PROCESSES IN THE FIELD OF EDUCATION / INTELLECTUAL CAPITAL / EDUCATIONAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медяник Елена Игоревна

В статье рассмотрены совместные российско-китайские проекты в области высшего образования в качестве инновационной формы сотрудничества двух государств в новом тысячелетии. Автор подчеркивает, что в основном данные проекты являются учебными, тогда как недостаточно развитыми остаются исследовательские, инновационные, инвестиционные и комбинированные образовательные проекты. Но, несмотря на это, наблюдается очевидный прогресс во взаимоотношениях двух государств в данной области. Вместе с тем автор отмечает возрастающую роль совместных проектов в области образования как важных и эффективных инструментов «мягкой силы». При этом, как показало исследование, российско-китайские образовательные проекты подразделяется не только на двусторонние, но и на многосторонние, что, в свою очередь, позволяет России популяризировать собственную культуру и образовательные услуги на разных геополитических пространствах, которыми выступают пространства ШОС и БРИКС. Соответственно, вслед за повышением привлекательности культуры и образовательных услуг будет формироваться положительный имидж российского государства на международной арене. В статье определены интересы, проблемы и перспективы участия России в реализации совместных с Китаем проектов в области высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медяник Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joint Educational Projects as an Innovative Form of Cooperation between Russia and China in the XXI century

The article describes the Russian-Chinese joint projects in the field of higher education as an innovative form of cooperation between the two countries in the new millennium. The author stresses that, in general, these projects are educational, while still not sufficiently developed research, innovation, investment and combined educational projects. But, despite this, there has been clear progress in relations between the two countries in this field. However, the author shows the growing role of international educational projects as an important and effective instruments of «soft power». At the same time, the research also showed that Sino-Russian educational projects are divided not only into bilateral but also into multilateral projects. That, in turn, allows Russia to promote their own culture and educational services in the different geopolitical regions that are the region of SCO and BRICS. Accordingly, increasing the attractiveness of culture and education will promote a positive image of Russia in the international arena. The author defines the Russian interests, problems and perspectives in the field of Russian-Chinese joint projects in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в»

СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В XXI В.

Е.И. Медяник

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассмотрены совместные российско-китайские проекты в области высшего образования в качестве инновационной формы сотрудничества двух государств в новом тысячелетии. Автор подчеркивает, что в основном данные проекты являются учебными, тогда как недостаточно развитыми остаются исследовательские, инновационные, инвестиционные и комбинированные образовательные проекты. Но, несмотря на это, наблюдается очевидный прогресс во взаимоотношениях двух государств в данной области. Вместе с тем автор отмечает возрастаюшую роль совместных проектов в области образования как важных и эффективных инструментов «мягкой силы». При этом, как показало исследование, российско-китайские образовательные проекты подразделяется не только на двусторонние, но и на многосторонние, что, в свою очередь, позволяет России популяризировать собственную культуру и образовательные услуги на разных геополитических пространствах, которыми выступают пространства ШОС и БРИКС. Соответственно, вслед за повышением привлекательности культуры и образовательных услуг будет формироваться положительный имидж российского государства на международной арене. В статье определены интересы, проблемы и перспективы участия России в реализации совместных с Китаем проектов в области высшего образования.

Ключевые слова: Россия, Китай, совместные проекты в области высшего образования, «мягкая сила», интеграционные процессы в области образования, интеллектуальный капитал, рынок образовательных услуг.

В современном мире качество образования все чаще рассматривается не только как показатель уровня социально-экономического развития страны, но и как важный инструмент «мягкой силы». Как отмечает ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов, конкуренция в современном мире приобретает культурно-цивили-зационное измерение [Торкунов 2012: 86]. А это означает, что от того, насколько грамотно и целенаправленно каждое государство будет экспортировать свою культуру и образовательные услуги, будет зависеть совокупный имидж государства на мировом пространстве.

Интеграционные процессы в сфере образования дали старт совместным проектам, в которых, начиная со второй половины XX в., стали принимать участие все большее число учебных заведений разных странах мира. Директор Международного института планирования образования Ф.Г. Кумбс отмечал, насколько важны разные формы международных образовательных контактов для развития как общемирового, так и национального образования. Кумбс также ратовал за то, что международное образовательное сотрудничество позволяет национальным системам образования постоянно совершенствоваться и не впадать в застойное состояние [Coombs 1985: 329].

Вступив в новый век, Россия и Китай подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», в котором были определены в том числе и приоритетные направления взаимодействия двух государств в новом тысячелетии и отмечено, что стороны будут всемерно способствовать развитию обменов и сотрудничества в области образования1. В Соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования (2006 г.) выделено, что одним из основных направлений сотрудничества должно стать «участие в совместных программах и проектах, способствующих развитию гуманитарного, естественнонаучного и технического образования»2. Совместный образовательный проект — это новая форма сотрудничества России и Китая в новом тысячелетии.

Важно отметить, что такие масштабные гуманитарные проекты, как национальные годы и Годы национальных языков, придали мощный импульс сотрудничеству России и Китая в области образования. Эксперт Г.В. Куликова отмечает, что данные проекты не только способствовали поиску новых форм совместного сотрудничества в области образования, но и привлекли внимание российской и китайской общественности к существующим проблемам в области подготовки высококвалифицированных кадров со знанием русского и китайского языков [Куликова 2012: 215].

К совместным российско-китайским проектам в области высшего образования можно отнести такие проекты, как бакалаврские и магистерские программы двойного диплома и совместные образовательные программы, совместные аспирантуры, учреждение профильных ассоциаций и форумов, проведение зимних и летних школ, создание совместных образовательных учреждений как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Следует подчеркнуть, что в мировой практике все большее значение приобретают такие проекты, как программы двойных дипломов и совместные образовательные программы. Российские и китайские вузы уже запустили ряд подобных проектов по инженерным, экономическим и лингвистическим специальностям [Интернационализация российских вузов... 2013: 38]. Однако, как отмечают эксперты, существует ряд проблем на пути их реализации, например, связанных с приглашением и оформлением на работу в российские учебные заведения иностранных преподавателей.

Другой проблемой является сложность процедуры нострификации зарубежных дипломов иностранных студентов и преподавателей [Роль программы двойного дипломирования... 2015: 85].

1 The Treaty of Good-Neighborliness and Friendly Cooperation Between the People's Republic of China and the Russian Federation. The official site of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available at: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/073FF2F2E4479102 1644257D010038E9EF (Accessed 30.05.2015) (In Russian).

2 Agreement between the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and the Ministry of Education of China on cooperation in the field of education // International agreements on cooperation in the field of education. Moscow, 2009. P. 329.

Профессор Хэйлунцзянского университета Го Ли отмечает, что достаточно большое количество вузов не стремятся продвигать долгосрочные образовательные программы, а предпочитают инвестировать в краткосрочные проекты. К тому же, по его мнению, при достаточно высокой стоимости обучения большое число вузов не в состоянии предоставить высококачественное образование. Таким образом, количество потребителей образовательных услуг по линии совместных российско-китайских образовательных программ по-прежнему невелико.

Го Ли выделяет еще одну проблему. Она связана с тем, что у китайских студентов, направляемых учиться в Россию по совместной образовательной программе, слабая языковая подготовка [Чжун э жэньвэнь ... 2013: 98—99].

Эксперт Ли Ли указывает на то, что при наборе студентов ряд российских вузов снижают уровень требований, в том числе и по уровню владения русским языком, из-за дефицита собственных средств и стремления получить максимальную экономическую выгоду. Поэтому достаточно большое количество китайских студентов во время обучения в вузе в России не в состоянии освоить читаемые дисциплины ^ Li 2014: 577].

Но в то же время эксперты отмечают и целый ряд преимуществ данной формы сотрудничества, среди которых опыт межличностного кросс-культурного взаимодействия, владение разными деловыми культурами и изучение иностранного языка [Роль программы двойного дипломирования... 2015: 85].

Популярность приобретают такие проекты, как летние и зимние школы для учащихся вузов1. Важным шагом по интенсификации прямых межвузовских связей стали такие проекты, как учреждение ассоциаций профильных университетов России и Китая2 и Форум ректоров высших учебных заведений Российской Федерации и Китайской Народной Республики3. На сегодняшний день функционируют 7 Ассоциаций университетов России и Китая, которые объединяют вузы как по принципу профильной ориентации, так и по географическому признаку (Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и СевероВосточных регионов Китайской Народной Республики). Это позволяет вузам-членам Ассоциаций напрямую создавать совместные научно-образовательные программы и курсы, проводить коллективные исследования и организовывать совместные мероприятия, что представляет несомненный интерес для участников образовательного процесса.

1 Чжун э жэньвэнь цзяолю цзичжи сянму [Российско-китайские проекты в области гуманитарного взаимодействия [Russian-Chinese projects in the field of humanitarian cooperation]. China Education Association for International Exchange. Available at: http://www.ceaie.edu.cn/ zhongourenwenjiaoliu/176.html (Accessed 02.06.2015) (In Chinese).

2 The Protocol of the fifteenth session of the Russian-Chinese Commission for Humanitarian Cooperation. The official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/5336/файл/4227/Protokol%202014.pdf (Accessed 03.06.2015) (In Russian).

3 Rector Forum of Russian and Chinese Universities. The official site of the Lomonosov Moscow State University. Available at: http://www.msu.ru/news/forum_rektorov_vuzov_rossii_i_kitaya.html (Accessed 03.06.2015) (In Russian).

Масштабным и значимым проектом в сфере образования может стать первый совместный российско-китайский университет, который планируется открыть на территории китайской провинции Гуандун, в г. Шэньчжэнь. Ключевой задачей проекта является подготовка в Китае на основе лучших российских образовательных программ молодых высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы не только в России и Китае, но и во всем мире.

Для создания университета был выбран один из наиболее динамично развивающихся городов Китая, являющийся одной из его пяти специальных экономических зон (СЭЗ). Ряд иностранных государств также планирует в ближайшем будущем открыть совместные с Китаем университеты на его территории, среди которых университеты Беркли и Рочестера (США), Мельбурна и Квинсленда (Австралия), Глазго (Шотландия). Кроме того, вузы Германии, Великобритании и Дании также планируют реализовать подобные проекты1. Можно предположить, что Шэньчжэнь в дальнейшем может стать крупнейшим международным университетским центром.

Следует отметить, что это будет не первое совместное высшее учебное заведение в практике российско-китайского образовательного сотрудничества. На базе Новосибирского государственного университета совместно с Хэйлунцзянским университетом действует Российско-китайский институт [Чжун э жэньвэнь хэц-зо лиши... 2013: 96].

Примечательно, что идея создания совместных высших учебных заведений получает достаточно широкое распространение. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и Чаньчуньский университет Гуанхуа планируют открыть Международный институт Северо-Восточной Азии, в котором будут готовить специалистов в области экономики, менеджмента, информационных технологий, дизайна, туризма и др.2 Китайский народный университет (г. Пекин) и Санкт-Петербургский государственный университет также рассматривают возможность создания совместного высшего учебного заведения3.

Стоит отметить, что политика Пекина по созданию с иностранными партнерами совместных учебных заведений находится в русле китайской государственной стратегии «заимствования» (иньцзиньлай). Это позволяет Китаю импортировать высококачественные ресурсы в области высшего образования. К тому же китайские вузы главным образом стремятся развивать сотрудничество с ведущими мировыми университетами, обладающими высокой репутацией в академическом мире [ШекЪаг, КауошЪо 2015: 9].

Эксперты подчеркивают, что одной из характерных черт интернационализации и глобализации высшего образования стала практика открытия в развива-

1 Two diplomas in pocket. Informational portal "Russia in BRICS". Available at: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBNovstart/C325786100462DFE43257E5000723690 (Accessed 04.06.2015) (In Russian).

2 Garusova L. Foreign students in Russian universities. Available at: http://www.vvsu.ru/ analytic/article/10742369/larisa_garusova_professor_vgues (accessed 05.06.2015) (In Russian).

3 Kolesnikova K. Find your student. Leading universities enter new intellectual markets. Available at: http://www.rg.ru/2014/11/26/vuz.html (Accessed 05.06.2015) (In Russian).

ющихся странах филиалов университетов из развитых стран, которые привлекают студентов в основном за счет использования собственного «бренда» [University Expansion in a Global Changing Economy... 2013: 18]. США, Австралия и ряд европейских государств уже открыли на территории КНР 7 совместных университетов и 40 институтов [Mei Wu, Shengbing Li 2015: 29]. Помимо образовательной миссии, такого рода проекты способствуют процессам «вестернизации» и «американизации» китайского общества, становясь эффективным инструментом «мягкой силы». России важно активнее использовать подобную форму сотрудничества. Ведь это позволит не только повысить конкурентоспособность российского образования, но и транслировать собственную культуру, язык, ценности и образ жизни китайской аудитории.

Наряду с двусторонними проектами Россия и Китай развивают сотрудничество в области образования в многостороннем формате. Важной задачей данного направления сотрудничества является создание единого образовательного пространства, как между Россией и Китаем, так и на разных геополитических пространствах. В настоящее время успешным российско-китайским многосторонним образовательным проектом является Университет ШОС (УШОС).

Университет ШОС — это амбициозный проект, одна из самых масштабных инициатив в мире по интеграции образовательной и научной школы на широком геополитическом пространстве. Эксперты называют Университет ШОС примером транснациональной корпорации университетов — международным университетским комплексом (МУК) [Шитов 2013: 35].

Университет уже объединяет в себе 82 ведущих вуза стран-участниц ШОС1 и реализует подготовку магистров по семи направлениям2. Он представляет стратегический интерес для России и Китая. УШОС служит хорошей площадкой для популяризации русского языка и демонстрации потенциала российского образования. В то же время, как отмечает эксперт Е.И. Сафронова, сохранение общего культурно-образовательного пространства с центральноазиатскими странами — это главный гуманитарный интерес России в ШОС [Сафронова 2014: 187]. Для китайской стороны проект важен с точки зрения обучения китайских граждан по представляющим стратегический интерес для дальнейшего экономического развития страны специальностям, среди которых экология, энергетика, IT-тех-нологии, нанотехнологии, экономика. При этом УШОС — это новый инструмент укрепления взаимоотношений Китая со странами Центральной Азии. Эксперт И.Е. Денисов подчеркивает, что в связи со сменой приоритетных направлений внешней политики КНР на первый план выходит периферийная дипломатия, т.е. отношения Китая с соседями по региону [Денисов 2015].

При этом существует ряд важных на данный момент неразрешенных проблем. Китайский эксперт Цао Чжи относит к таковым прежде всего то, что системы образования государств — членов УШОС, их методики и условия обучения в зна-

1 Asadullin R.M. VII Education Week of SCO Member States "Education without Borders". Available at: http://www.ufa2015.ru/media/articles/882/ (Accessed 20.06.2015) (In Russian).

2 I see in the SCO University spiritual and educational foundation of the SCO space. Official informational portal of SCO. Available at: http://infoshos.ru/ru/?idn=14196 (Accessed 21.06.2015) (In Russian).

чительной степени отличаются друг от друга. И такое положение дел, по мнению эксперта, приводит к тому, что большое количество реципиентов образовательных услуг достаточно тяжело адаптируются к новой образовательной среде.

К тому же Цао Чжи выделяет, что на данный момент недостаточно полно проработана правовая база, отсутствует ряд важных нормативных документов, детально регламентирующих весь процесс обучения. В связи с этим возникают проблемы с перезачетом учебных дисциплин, их содержанием и качеством преподавания.

Наряду с этим, как подчеркивает эксперт, достаточно большое число студентов при обучении в вузе-партнере не имеют научных руководителей, что не позволяет им полноценно и качественно исследовать свою научную проблему. И, таким образом, обучение в вузе-партнере превращается в обычный студенческий обмен. Эксперт Цао Чжи полагает, что для решения данных проблем необходимо более детально проработать нормативно-правовую базу, модернизировать модель и методику обучения, непрерывно увеличивать количество реципиентов образовательных услуг по линии УШОС. Помимо этого, эксперт предлагает уделять большее внимание страноведческой подготовке студентов, что в дальнейшем позволит им лучше адаптироваться к условиям проживания и обучения на территории иностранного государства [Cao Zhi 2014: 221].

Другим российско-китайским многосторонним проектом в сфере образования является Сетевой Университет БРИКС (УБРИКС), договоренность о создании которого была достигнута в марте 2015 г.1 Это свидетельствует о взаимном и целенаправленном движении стран-участниц объединения к созданию единого образовательного пространства БРИКС.

Безусловно, государства БРИКС обладают целым рядом благоприятных факторов для интеграции, к которым эксперты относят взаимодополняемость экономик, наличие общих внутренних и внешних приоритетов развития [Уянаев 2014: 304].

Тем не менее, выстраивание архитектуры единого образовательного пространства — достаточно непростая задача. В отличие от ШОС, страны БРИКС прошли разный исторический путь становления национальной системы образования. Ввиду культурно-цивилизационных [Уянаев 2014: 304], географических и исторических различий образовательные системы стран БРИКС имеют больше отличий, нежели общих точек соприкосновения.

Ф. Альтбах отмечает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай находятся на периферии глобальной системы высшего образования, а их академические системы остаются «гигантскими периферийными зонами». В то же время эксперт подчеркивает, что они выступают как крупные региональные образовательные центры, поскольку большинство студентов, обучающихся в их высших учебных заведениях, — это выходцы из соседних государств [Altbach 2016: 49—50]. Такая же ситуация характерна и для ЮАР, которая занимает лидирующие позиции в облас-

1 The decision to create the League universities and the Network University BRICS. The official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Available at: http://MHH06pHayKH.p^/c/H0B0CTH/5235_(Accessed 25.06.2015) (In Russian).

ти образования на африканском континенте. Однако уровень развития ее системы образования тоже значительно уступает уровню развитых стран [Sintayehu Kassaye Alemu 2013]. Ф. Альтбах считает, что общей задачей стран объединения является поиск баланса между стремлением получить международное признание и сохранением региональных и национальных особенностей собственных академических культур [Altbach 2016: 49—50]. Можно предположить, что при достижении данного баланса и соединив сильные стороны национальных систем образования стран БРИКС можно создать хорошую платформу для удовлетворения потребностей как каждой из сторон, так и всего объединения.

***

Представляется важным отметить, что на данный момент Россия и Китай реализуют совместные проекты в области высшего образования преимущественно учебного типа, тогда как недостаточно развитыми пока остаются исследовательские, инновационные, инвестиционные и комбинированные образовательные проекты. По общему числу совместных образовательных программ с Китаем Россия занимает пятое место, уступая Австралии, Великобритании, США и Канаде. Причем количество совместных программ между КНР и Австралией с Великобританией более чем в 2,5 раза больше, чем у России. Что касается совместных программ бакалавриата, то Россия занимает третью позицию.

При этом необходимо констатировать, что в числе отправляющихся на обучение в Россию китайских студентов есть достаточно немалый процент молодых людей, которые не сдали в Китае государственный экзамен «гаокао» для поступления в высшие учебные заведения. Уровень их подготовки не только по русскому языку, но и по другим учебным предметам недостаточен для получения высшего образования [Zhang Kaiyuan 2013: 809].

Значительное отставание по числу совместных программ наблюдается по направлениям магистратуры, аспирантуры и докторантуры, т.е. постдипломного образования, а также среди программ профессионально-технической подготовки1. Так, например, на данный момент формально существуют лишь две совместные российско-китайские аспирантуры: между МГУ им. М.В. Ломоносова и Пекинским университетом и между Дальневосточным федеральным университетом и Хэйлунцзянским университетом. Уровень функционирования данных аспирантур крайне низок [Маслов 2009: 141].

Помимо этого, одной из основных причин обучения китайских граждан в российских учебных заведениях по-прежнему является низкая стоимость обучения по сравнению с такими странами, как США, страны Европейского Союза, Япония, Австралия, Новая Зеландия2. России важно утвердиться в глазах китайских граж-

1 Chan J. Transnational education in China // Higher Education Funding Council for England. Available at: http://blog.hefce.ac.uk/2014/11/27/transnational-education-in-china/ (Accessed 20.06.2015).

2 Borisenko O.A., Zhang Y. Features of cooperation between Russia and China in the field of joint educational programs // Politics, State and Law. 2015. № 1. Available at: http://politika.snauka.ru/ en/2015/01/2245 (Accessed 22.06.2015).

дан как стране с качественным, доступным и современным образованием. Это в свою очередь позволит постепенно повысить стоимость обучения. Ведь не стоит забывать, что уровень финансирования науки и образования в России в 15 раз ниже, нежели в развитых странах [Эдвардс, Осипова 2011: 14].

Приток китайских студентов даст возможность российским вузам несколько снизить зависимость от государственных ассигнований и привлечь дополнительные внешние средства на развитие собственной научной и социальной инфраструктуры. Что в конечном итоге будет способствовать повышению их конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. При этом, в процессе продвижения на китайский рынок российского интеллектуального капитала, могут быть созданы российские интеллектуальные бренды, которые в дальнейшем будут способствовать укреплению позиций российских образовательных учреждений и продвижению их интересов на мировом образовательном рынке.

Следует отметить, что для успешной реализации образовательных проектов необходимы специалисты в сфере проектного менеджмента и управления проектами. Одной из основных проблем, возникающих на пути создания совместных образовательных программ, является отсутствие у сотрудников учебных заведений необходимых навыков и компетенций для организации подобной формы сотрудничества. Наряду с этим необходимо также продвигать инновационные технологии в процесс обучения — популяризовать дистанционное образование, создавать российско-китайские электронные образовательные платформы, так как не все вузы в состоянии предоставить всю необходимую социальную инфраструктуру для обучающихся.

Вместе с тем важной задачей является участие в разработке совместных образовательных проектов представителей коммерческих кругов. Необходимо проанализировать потребности бизнес-структур, чтобы в рамках совместных проектов в области образования осуществлялась подготовка специалистов по направлениям, представляющим общий интерес для коммерческих кругов России и Китая. Важно создать цепочку «образование — наука — производство», которая бы конвертировала полученные в процессе обучения знания в научные разработки с последующим их внедрением в совместное российско-китайское производство. Таким образом, бизнес-структуры двух стран выступали бы заказчиками и спонсорами совместных образовательных проектов, как это происходит в рамках сотрудничества Китая с рядом стран Европы и США.

Важно подчеркнуть, что преимущество совместных международных проектов в области образования заключается в консолидации усилий и ресурсов разных государств для решения актуальных задач, представляющих взаимный интерес для каждой из сторон. Это отвечает мировым тенденциям в сфере образования и служит эффективным инструментом «мягкой силы». Можно с уверенностью заявить, что такая форма взаимодействия уже доказала свою востребованность и потенциал в контексте развития совместных российско-китайских научно-образовательных инициатив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Будажапова Б.Б., Фен Шисюань Роль программы двойного дипломирования в высшем образовании (на примере России и Китая) // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2015. № 16—2. C. 81—86.

[2] Денисов И.Е. Путешествие на запад // Россия в глобальной политике. 2015. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315 (дата обращения: 12.06.2015).

[3] Го Ли и др. Чжун э жэньвэнь хэцзо лиши юй сяньши. [Китайско-российское гуманитарное сотрудничество: история и современность]. Харбин: Хэйлунцзян дасюэ чубаньшэ,

2013. № 10.

[4] Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н.Е. Боревская (рук.) и др.; гл. ред. И.С. Иванов. М.: Спецкнига, 2013.

[5] Куликова Г.В. Россия — Китай: Народная дипломатия. М.: ИД «ФОРУМ», 2012.

[6] Ли Ли Чжун э люсюэ цзяоюй хэцзо дэ чжаньлюэ юй цяньцзин // Чжун э чжаньлюэ хобань дуйхуа: сяньчжуан, вэньти, цзяньи. [Стратегия и перспективы развития китайско-российского сотрудничества в области образования иностранных студентов // Китайско-российский диалог стратегического партнерства: современное положение, проблемы и предложения]. Чжунян бяньи чубаньшэ, 2014. C. 256—269.

[7] Маслов А.А. Россия-Китай: этапы и проблемы образовательного обмена в XX—XXI вв. // Сотрудничество России и КНР в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего / Под ред. Н.Е. Боревской. М.: НИТУ «МИСиС», 2009. C. 133—159.

[8] Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН,

2014. Вып. XIX. С. 183—203.

[9] Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО (У). 2012. № 4 (25). C. 85—93.

[10] Уянаев С.В. БРИКС: этапы становления и российско-китайское взаимодействие // Китай на пути к возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко. М.: ИД «ФОРУМ», 2014.

[11] Формирование компетентности ученого для международной научной проектной деятельности / Н.М. Эдвардс, С.И. Осипова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011.

[12] Шитов С.Б. Мировая глобализация образовательного пространства как основа создания международных университетских комплексов (социально-философский анализ) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. C. 34—36.

[13] Altbach F.G. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016.

[14] Borisenko O.A., Zhang Y. Features of cooperation between Russia and China in the field of joint educational programs // Politics, State and Law. 2015. № 1 [Online]. Available at: http://politika.snauka.ru/en/2015/01/2245 (Accessed 12 June 2015).

[15] Cao Zhi A Review of the SCO's Education Collaboration in 2013. Annual Report on the Shanghai Cooperation Organization (2014). Social Sciences Academic Press (China), 2014.

[16] Carnoy Martin, Loyalka Prashant, Dobryakova Maria (Eds) University Expansion in a Global Changing Economy: Triumph of the BRICs. Stanford University Press, 2013.

[17] Coombs P.H. The World Crisis in Education: the view from the eighties. New York: Oxford University Press, 1985.

[18] Iftekhar S.N., Kayombo J.J. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools (CFCRS): A policy analysis // International Journal of Research Studies in Education. 2016. Vol. 5. No. 4. P. 73—82.

[19] Mei Wu, Shengbing Li Cross-Border Higher Education Institutions in Mainland China: A developmental perspective // Higher Education Forum. 2015. Vol. 12. P. 23—35.

[20] Sintayehu Kassaye Alemu Global University Rankings and African Universities. Centre for European Policy Studies (CEPS), [Online]. Available at: http://unike.au.dk/fileadmin/www.unike.au.dk/ African_universities_and_Global_Ranking.pdf (Accessed 12 June 2015).

[21] Zhang Kaiyuan, Yu Zixia (Eds) The History of Chinese Student Study Abroad. Beijing: Social sciences academic press (China), 2013.

Дата поступления статьи: 30.11.2015

Для цитирования: Медяник Е.И. Совместные образовательные проекты как инновационная форма сотрудничества России и КНР в XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2016. № 1. С. 54—64.

JOINT EDUCATIONAL PROJECTS AS AN INNOVATIVE FORM OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE XXI CENTURY

E.I. Medyanik

Department of Theory and History of International Relations Peoples' FriendshipUniversity of Russia Miklukho- Maclay st., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article describes the Russian-Chinese joint projects in the field of higher education as an innovative form of cooperation between the two countries in the new millennium. The author stresses that, in general, these projects are educational, while still not sufficiently developed research, innovation, investment and combined educational projects. But, despite this, there has been clear progress in relations between the two countries in this field. However, the author shows the growing role of international educational projects as an important and effective instruments of «soft power». At the same time, the research also showed that Sino-Russian educational projects are divided not only into bilateral but also into multilateral projects. That, in turn, allows Russia to promote their own culture and educational services in the different geopolitical regions that are the region of SCO and BRICS. Accordingly, increasing the attractiveness of culture and education will promote a positive image of Russia in the international arena. The author defines the Russian interests, problems and perspectives in the field of Russian-Chinese joint projects in the field of higher education.

Key words: Russia; China; joint projects in the field of higher education; «soft power»; the integration processes in the field of education; intellectual capital; educational services market.

REFERENCES

[1] Altbach F.G., 2016. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press.

[2] Borisenko O.A., Zhang Y., 2015. Features of cooperation between Russia and China in the field of joint educational programs. Politics, State and Law. No. 1 [Online]. Available at: http://politika.snauka.ru/en/2015/01/2245 (Accessed 12 June 2015).

[3] Budazhapova B.B., Fen Shisyuan', 2015. Rol' programmy dvoinogo diplomirovaniya v vysshem obrazovanii (na primere Rossii i Kitaya) [The role of the dual certification program in higher education (Russia and China)] Rossiya i Kitai: problemy strategicheskogo vzaimodeistviya: sbor-nik Vostochnogo tsentra. No. 16—2. P. 81—86.

[4] Cao Zhi, 2014. A Review of the SCO's Education Collaboration in 2013. Annual Report on the Shanghai Cooperation Organization (2014). Social Sciences Academic Press (China). P. 221.

[5] Carnoy, Martin, Loyalka, Prashant, Dobryakova, Maria (Eds), 2013. University Expansion in a Global Changing Economy: Triumph of the BRICs. Stanford University Press.

[6] Coombs P.H., 1985. The World Crisis in Education: the view from the eighties. New York: Oxford University Press.

[7] Denisov I.E., 2015. Puteshestvie na zapad [Journey to the West]. Rossiya v global'noi politike. No. 1 [Online]. Available at: http://www.globalaffairs.ru/number/Puteshestvie-na-zapad-17315 (Accessed 12 June 2015).

[8] Guo Li, etc., 2013. Sino-Russian humanitarian cooperation: Past and Present. Harbin: Hei-longjiang daxue chubanshe. No. 10.

[9] Iftekhar S.N., Kayombo J.J., 2016. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools (CFCRS): A policy analysis. International Journal of Research Studies in Education. Vol. 5. No. 4. P. 73—82.

[10] Internatsionalizatsiya rossiiskikh vuzov: kitaiskii vector [The internationalization of the Russian high schools: Chinese vector], 2013 / N.E. Borevskaya (ruk.) and others; chief ed. I.S. Ivanov. Moscow: Special book.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Li Li, 2014. Strategy and prospects for the development of Sino-Russian cooperation in the field of education of foreign students // The Sino-Russian strategic partnership dialogue: current situation, problems and suggestions. Zhongyang bianyi chubanshe. P. 256—269 (in Chinese).

[12] Kulikova G.V., 2012. Rossiya — Kitai: Narodnaya diplomatiya [Russia — China: People's Diplomacy]. Moscow: ID «FORUM».

[13] Maslov A.A., 2009. Rossiya-Kitai: etapy i problemy obrazovatel'nogo obmena v XX—XXI vv. [Russia-China: the stages and problems of educational exchange in XX—XXI centuries.] Sotrud-nichestvo Rossii i KNR v sfere obrazovaniya: analiz proshlogo i perspektivy budushchego. Ed. by N.E. Borevskaya. Moscow: NITU «MISiS». P. 133—159.

[14] Mei Wu, Shengbing Li, 2015. Cross-Border Higher Education Institutions in Mainland China: A developmental perspective. Higher Education Forum. Vol. 12. P. 23—35.

[15] Safronova E.I., 2014. Znachenie gumanitarnogo sotrudnichestva stran ShOS i interesy Rossii [The importance of humanitarian cooperation of the SCO member states and Russian interests]. Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya i sovremennost'. Moscow: IDV RAN. No. XIX. P. 183—203.

[16] Torkunov A.V., 2012. Obrazovanie kak instrument «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossii [Education as an instrument of "soft power" in Russian foreign policy]. VestnikMGIMO (U). No. 4 (25). P. 85—93.

[17] Uyanaev S.V., 2014. BRIKS: etapy stanovleniya i rossiisko-kitaiskoe vzaimodeistvie [BRICS: stages of formation and Russian-Chinese cooperation]. Kitai naputi k vozrozhdeniyu. K 80-letiyu akademika M.L. Titarenko. Moscow: ID «FORUM».

[18] Formirovanie kompetentnosti uchenogo dlya mezhdunarodnoi nauchnoi proektnoi deya-tel'nosti [Formation of competence of the scientist to the international scientific project activity]. 2011 / N.M. Edvards, S.I. Osipova. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t.

[19] Shitov S.B., 2013. Mirovaya globalizatsiya obrazovatel'nogo prostranstva kak osnova sozdaniya mezhdunarodnykh universitetskikh kompleksov (sotsial'no-filosofskii analiz) [World globalization of educational space as the basis for establishing international university complexes (social-philosophical analysis)]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya. No. 1. P. 34—36.

[20] Sintayehu, Kassaye Alemu. Global University Rankings and African Universities. Centre for European Policy Studies (CEPS) [Online]. Available at: http://unike.au.dk/fileadmin/ www.unike.au.dk/African_universities_and_Global_Ranking.pdf (Accessed 12 June 2015).

[21] Zhang, Kaiyuan, Yu, Zixia (Eds), 2013. The History of Chinese Student Study Aboard. Beijing: Social sciences academic press (China).

For citations: Medyanik E.I. Joint Educational Projects as an Innovative Form of Cooperation between

Russia and China in the XXI Century. Vestnik RUDN. International Relations. Vol. 16. No. 1 (March

2016). Pp. 54—64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.