Научная статья на тему 'Взаимодействие России и Германии в сфере противодействия терроризму в конце XIX - начале XX веков'

Взаимодействие России и Германии в сфере противодействия терроризму в конце XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕГЛАСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / INTERGOVERNMENTAL INTERACTION / PRIVATE COOPERATION / COUNTERACTION TO TERRORISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гугасари Е. С.

На основе обширного исторического материала автор статьи рассматривает основные этапы развития российско-германского сотрудничества в сфере противодействия терроризму на рубеже XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF RUSSIA AND GERMANY IN THE COUNTERACTION SPHERE TO TERRORISM AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

On the basis of an extensive historical material the author of article considers the main stages of development of the Russian-German cooperation in the counteraction sphere to terrorism at a boundary of the XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие России и Германии в сфере противодействия терроризму в конце XIX - начале XX веков»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Е. С. Гугасари,

кандидат юридических наук, докторант кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета

МВД России, майор полиции Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: gygasari@yandex.ru

Аннотация. На основе обширного исторического материала автор статьи рассматривает основные этапы развития российско-германского сотрудничества в сфере противодействия терроризму на рубеже XIX-XX вв.

Ключевые слова: межгосударственное взаимодействие, негласное сотрудничество, противодействие терроризму.

INTERACTION OF RUSSIA AND GERMANY IN THE COUNTERACTION SPHERE TO TERRORISM AT THE END OF XIX — THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

E.S. Gugasari,

candidate ofjurisprudence, doctoral student of the department of state and law, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, major ofpolice

Annotation. On the basis of an extensive historical material the author of article considers the main stages of development of the Russian-German cooperation in the counteraction sphere to terrorism at a boundary of the XIX-XX centuries.

Keywords: intergovernmental interaction, private cooperation, counteraction to terrorism.

Усиление террористической угрозы и совер- рассказал о существовании международного тай-

шение покушений на глав государств послужило ного общества под названием «Клятвенный союз»,

толчком к развитию более тесного сотрудничества имеющего целью политические убийства. По имею-

между Россией и Германией. После совершения по- щимся у него сведениям, покушения Блинда и Кара-

кушений на министра Пруссии Отто фон Бисмарка козова были подготовлены этим тайным обществом.

студентом Гогенгеймской земледельческой акаде- Кроме того, Бисмарк сообщил о том, что «Клятвен-

мии Фердинандом Коген Блиндом 7 мая 1866 г. и на ный союз» является ответвлением другого тайного

российского императора Александра II бывшим сту- революционного общества под названием «Свобода

дентом Казанского, а затем Московского универси- и братство», центр которого находится в Лондоне

тетов Дмитрием Каракозовым 4 апреля 1866 г. была [4, с. 127]. Руководство «Свободой и братством»

предпринята попытка совместного расследования осуществляет отчим покушавшегося Ф. К.-Блинда

этих преступлений. — Карл Блинд, близкий друг А. И. Герцена, который,

Инициатива исходила от прусской стороны. Рос- в свою очередь, совместно с Н. П. Огаревым, руко-

сийскому послу господину Убри министр Пруссии водит отделением общества в Женеве [7, с. 265].

18

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

О предположении Бисмарка был немедленно поставлен в известность Александр II. О ценности полученных сведений свидетельствует тот факт, что практически сразу было подготовлено Высочайшее повеление директору департамента министерства юстиции, члену комиссии по делу Каракозова, барону Врангелю, «отправиться немедленно в Берлин, к графу Бисмарку, для того, чтобы с его помощью осветить сущность преступлений Каракозова и Блин-да и в свою очередь сообщить графу все, что могло бы заинтересовать его по поводу покушения 4 апреля» [3, с. 298].

Результаты встречи Врангель изложил в своем донесении. Тайное общество подготовило серию покушений против нескольких царственных особ. Учитывая его особо законспирированный характер, граф Бисмарк предлагал произвести совместное «секретное розыскание и расследование» обнаруженных фактов посредством особых доверенных лиц от правительств Пруссии, России и Франции. Кроме того, Бисмарк полагал целесообразным подготовить и внедрить в состав женевского отделения тайного общества надежных русских агентов [3, с. 298].

Следует отметить, что международный след в деле о покушении на императора не исключался и в России. В ходе следствия по делу Каракозова, возглавляемого графом М. Н. Муравьевым, было установлено, что в 1863 г. было создано тайное революционное общество «Организация», имевшее целью экономический переворот в государстве. Общество сочетало пропаганду в народе идей утопического социализма с заговорщической и террористической тактикой. Один из членов тайного общества Д. А. Юрасов на допросе указал, что в начале 1866 г. из состава «Организации» выделилась боевая группа, которая стала именовать себя «Ад». Задачами «Ада» являлась слежка за членами «Организации», наказание смертью предателей и организация покушения на жизнь государя. Идея о подготовке покушения принадлежала И. Худякову, вернувшемуся в ноябре 1865 г. из Женевы [2, д. 15, лл. 88-90]. Худяков сообщил о деятельности Европейского революционного комитета, который «имеет целью содействовать успехам революции во всех странах систематическим убийством царствующих особ и высокопоставленных правительственных лиц» Н. Ишутину, а тот в свою очередь Д. Каракозову [2, д. 18, лл. 24-25].

Сам Каракозов свою принадлежность к Европейскому революционному комитету не подтвердил и на вопрос следственной комиссии: «Кто руководил вас совершить это преступление и какие для сего принимались средства?» дал следующие показания: «Что касается до личностей, руководивших

мною в совершении этого преступления и употребивших для этого какие-либо средства, то я объявляю, что таких личностей не было: ни Кобылин (Кобылин А. А. — состоял ординатором 2-го военного сухопутного госпиталя. Каракозов являлся его пациентом, а в конце марта — начале апреля 1866 г. жил на квартире его брата — Прим. авт.), ни другие какие-либо личности не делали мне подобных предложений» [2, д. 11, лл. 230-231]. Показания других участников покушения 4 апреля 1866 г. данный факт подтверждали.

Для той же цели, что и барон Врангель, — наладить контакт с полицейскими органами Пруссии, — 16-го июня по Высочайшему повелению выехал за границу чиновник особых поручений при шефе жандармов Шульц. Однако предположения Бисмарка, равно как и показания участников покушения на Александра II о существовании Европейского революционного комитета подтверждения не нашли, никаких фактов о связи Блинда и Каракозова установлено не было, а взаимодействие полицейских ведомств Российской империи и Пруссии носило лишь временный характер и было вызвано экстраординарностью ситуации.

Сближение России с Германией на почве необходимости ужесточения антитеррористических мер происходит в 80-е г г. XIX в. Так, 8 апреля 1885 г. русский консул в Берлине А. Н. Кудрявцев докладывал в письме на имя директора Департамента полиции П. Н. Дурново о том, «что германское правительство давно уже вменило в обязанность» президенту берлинской полиции г. вон Мадаи, а равно и всем сотрудникам германской полиции, «зорко следить за проходящими через немецкую территорию транспортами революционных изданий» [5, с. 154-155].

О достаточно тесном взаимодействии двух стран можно судить и по достаточно частым негласным контактам сотрудников полицейских ведомств. В феврале 1901 г. «для выяснения сношений Карповича (участника покушения на российского министра народного просвещения Н. П. Боголепо-ва. — Прим. авт.) с кружками русских эмигрантов и русских студентов в Берлине, а также участия, которое эти лица могли принять в задуманном покушении», в Берлин был командирован чиновник особых поручений Департамента полиции П. И. Рачков-ский [1, д. 24, лл. 45-46]. Ему было поручено «войти в конфиденциальные по сему делу сношения с президентом берлинской полиции и установить как обстоятельства дела, так и обсудить возможность о порядке принятия тех или других мер против лиц, причастность коих к делу будет установлена» [1, д. 24, лл. 45-46].

Только всемерная поддержка германского пра-

№ 10 / 2012 -Вестник Московского университета МВД России- 19

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

вительства позволила организовать в Берлине филиал Заграничной агентуры Департамента полиции, руководство которым было поручено А. М. Гар-тингу. В конфиденциальном письме министру иностранных дел В. Н. Ламздорфу 11 декабря 1901 г. министр внутренних дел Д. С. Сипягин сообщил, что «по негласному соглашению с президентом берлинской полиции организована в Берлине русская секретная политическая агентура», в целях эффективной работы которой русскому послу в Германии Графу фон-дер Остен-Сакену следует оказывать Гартингу «свое благосклонное содействие» [8, с. 57-58].

Наибольшее же единодушие руководство двух стран проявило при подготовке международного соглашения по борьбе с террористическими проявлениями анархизма 1904 г. С этого момента Российская империя рассматривает Германию в качестве основного партнера в борьбе с «противо-монархи-ческим и противо-христианским революционным движением в Европе» и ратует за развитие еще более тесного сотрудничества [6, с. 270-271].

Список литературы

1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Департамент полиции МВД. 1880-1917. Оп. 316. Особый Отдел. 1901.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 272. Следственная комиссия и Верховный Уголовный суд по делу о покушении на Александра II. 1866. Оп. 1.

3. Граф Бисмарк — организатор русской политической агентуры заграницей. (По неопубликованным документальным данным). // Былое. 1907. № 6.

4. Гросул В. Я. Международные связи российской политической эмиграции во 2-й половине XIX в. М.: РОССПЭН, 2001. 408 с.

5. Дружеские услуги немецкой полиции // Былое. 1917. № 3.

6. Записка об анархистах министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа от 3 января 1906 г. // Сборник секретных документов из архива бывшего Министерства Иностранных Дел. П г.: Типография НКИД, 1918. № 6.

7. Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1812-1870. / Авт.-сост. С. Д. Гурвич-Лищинер, отв. ред. И. г. Пушкина. В 5-ти т. Т. 4: Июль 1864-1867. М.: Наука, 1987. 541 с.

8. Соловьев О. Ф. Международный империализм — враг революции в России. М.: Мысль, 1982. 264 с.

20

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.