УДК 378+331.5
Е.В. ВАСИНА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА
Ключевые слова: начальное, среднее, высшее профессиональное образование, учреждения образования, рынок труда.
Определены противоречия между подготовкой кадров системой профессионального образования
Санкт-Петербурга и запросами регионального рынка труда.
E.V. VASINA
INTERACTION BETWEEN REGIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AND LABOR MARKET
Key words: primary, secondary, higher professional education, educational institutions, labor market.
In the article there are shown shortcomings that exist between the professional education in Saint-Petersburg
and regional labor market's demands.
Система профессионального образования во многом направлена на решение экономических и социокультурных задач развития конкретных регионов и местных сообществ. Привязанность учреждения образования к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования, составляющих ее учебных заведений к потребителям их услуг, широкой востребованностью данного вида образования со стороны местного населения и хозяйствующих субъектов. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость задач системы от существующего и развивающегося регионального рынка труда, определяют возможность целенаправленного и эффективного формирования образовательных программ с учетом конкретных запросов работодателей, базирующихся на системах обратной связи.
В 2005 г. был начат процесс передачи учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень управления. Учреждения начального профессионального образования передаются полностью с 1 января 2010 г. на региональный уровень, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации предоставление данного уровня образования относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации [4]. На федеральном уровне сохранено незначительное количество, главным образом, специальных профессионально-технические училищ по отдельным областям подготовки. В 2009 г. начат процесс постепенного перевода средних профессиональных учебных заведений из федерального в региональное подчинение, однако этот процесс окончательно еще не закреплен нормативными документами.
В целом распределение учреждений профессионального образования по уровням управления в настоящее время находится в процессе трансформации, эта трансформация нацелена на поиск наиболее эффективных механизмов взаимодействия образовательной системы и рынка труда, уровня подготовки и уровней квалификации специалистов, востребованных народным хозяйством.
Согласно статистическим данным в России в 2007 г. основную долю учреждений высшего профессионального образования составляли вузы, находящиеся в системе федерального управления, примерно равное количество учреждений среднего профессионального образования находилось в ведении
федеральных и региональных органов власти. Отметим, что негосударственных учреждений в настоящее больше в системе высшего, чем в системе среднего профессионального образования (табл. 1).
Таблица 1
Распределение образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования по уровням управления (2007 г.) [2]
Уровни управления Число образовательных учреждений
среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование
Федеральный 1232 592
Региональный 1287 53
Муниципальный 55 10
Прочий (в том числе, ведомственный) 57 5
Негосударственные 216 430
Региональная система профессионального образования Санкт-Петербурга имеет свои особенности. Согласно данным Росстата в городе в 2008 г. насчитывалось 58 учреждений начального и 61 учреждение среднего профессионального образования. Система высшего образования Санкт-Петербурга в 2009 г. была представлена 49 государственными и 41 негосударственным высшими учебными заведениями (табл. 2).
Таблица 2
Количество образовательные учреждения начального, среднего
и высшего профессионального образования Санкт -Петербурга 3, с. 250]
Учреждения: 1990 г. 2008 г.
начального профессионального образования 143 58
среднего профессионального образования 85 61
высшего профессионального образования, в том числе: 41 90
негосударственные вузы - 41
При этом, по сравнению с 1990 г. произошло заметное сокращение количества начальных (более, чем в 2 раза) и средних (в 1,5 раза) учреждений профессионального образования и увеличение более чем в 2 раза количества высших учебных заведений. Прирост последних произошел главным за счет создания негосударственных вузов.
Под профессионально-квалификационным углом зрения оценка деятельности системы профобразования, подготовки кадров в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования города выглядит достаточно критично. Общая потребность в работниках с профессиональным образованием для экономики Санкт-Петербурга в целом составляла в 2005 г. -53,8 тыс.; в 2008 г. - 55,8 тыс. человек. При этом потребность в кадрах дифференцирована по уровням подготовки (табл. 3).
Таблица 3
Потребность рынка труда Санкт-Петербурга в работниках с профессиональным образованием, тыс. чел.
Год Потребность в кадрах, имеющих образование
всего высшее среднее профессиональное начальное профессиональное
2005 53,8 17,7 17,2 18,8
2008 55,8 18,4 17,8 19,5
В Санкт-Петербурге в системе подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования наблюдается иная тенденция. За период с 1990 г. по 2008 г. более чем в три раза снизилось абсолютное количество выпускников профессиональных училищ (сегодня это различные учреждения начального профобразования) - с 50 тыс. в год до 15 тыс. [3, с. 254]. Отметим, что эта тенденция характерна для страны в целом, но если судить по выборочным статистическим данным, в Санкт-Петербурге это уменьшение выглядит особенно отчетливо.
При этом в Санкт-Петербурге в 2008 г. вузами было подготовлено 84,7 тыс. специалистов и 19,6 тыс. специалистов было выпущено на рынок труда средними профессиональными учебными заведениями города [3, с. 270, 290]. Фактически формируется ситуация, когда образовательные учреждения создают «перевернутую пирамиду»: 15 : 20 : 85, обладающую низким уровнем устойчивости.
Ликвидация такой диспропорции возможна только за счет структурной перестройки профессиональной школы, главной проблемой которой в контексте соответствия запросам рынка труда региона является слабая ориентированность образовательных программ в учреждениях всех уровней образования на запросы экономики Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что Правительского Санкт-Петербурга уделяет значительное внимание развитию системы профессионального образования в регионе. На решение задачи обеспечения потребности экономики города в квалифицированных кадрах с начальным профессиональным образованием направлена Программа развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг., целью которой является повышение эффективности системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для приоритетных отраслей экономики города [2].
В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 28 августа 2007 г. № 1058 «Об основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы» утвержден план мероприятий в этом образовательном пространстве. Серьёзное внимание решению этой проблемы уделяется и в постановлении Правительства Санкт-Петербурга № 343 от 22.03.2005 г. «О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг."».
Проведение политики, направленной на координацию потребности рынка труда и интересов участников рынка образовательных услуг, позволит получить не только краткосрочные результаты - удовлетворение текущей потребности в кадрах определенного профиля подготовки и квалификации, но и достичь стратегически важных целей регулирования рынка труда в регионе. В то же время из поля зрения как органов управления, так и самих учебных заведения системы профессионального образования выпадают вопросы, связанные с совершенствованием сертификация собственно профессиональных квалификаций, которые могут быть получены как в ходе профессиональной подготовки, так и в результате практической деятельности.
Сертификация профессиональных квалификаций является неотъемлемой частью выстраиваемой в настоящее время в России системы менеджмента качества в образовании, в частности в профессиональном образовании. Сертификация является элементом Национальной системы квалификаций, составной частью которой выступает Национальная рамка квалификаций, разработка и принятие которой в нашей стране будут способствовать гармонизации
потребности рынка труда и возможности системы образования в подготовке специалистов определенного профиля и уровня квалификации.
Литература
1. Образование в Российской Федерации: 2007: стат. ежегодник. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 № 577 «О Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2008-2011 годы» // http://www.k-obr.spb.ru/.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел: Образование. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. С. 250.
4. Формирование федерального бюджета на 2010 год. Доходы федерального бюджета Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/mate-rials/6687/09.12.23-bjdz-form10.pdf (дата обращения 30.04.2010).
ВАСИНА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, директор Петровского колледжа, Россия, Санкт-Петербург (vasina@petrocollege.ru).
VASINA ELENA VYACHESLAVOVNA - candidate of economic sciences, Director of Petrovskiy College, Russia, St. Petersburg.