ЗУЕВА Ольга Николаевна
Доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-59 e-mail: [email protected]
ДОЛГАНОВА Юлия Сергеевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 252-14-07 e-mail: [email protected]
Тенденции и проблемы развития системы образования
в регионе
Ключевые слова система образования; система непрерывного образования; дошкольное образование; общее образование; профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.
Аннотация Анализируется состояние системы образования Свердловской области и ее готовность к внедрению принципов непрерывного образования. Определены основные проблемы, сдерживающие развитие системы образования Свердловской области, выделены нормативно-правовые, организационные и финансовые аспекты для каждого уровня системы образования.
Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой отмечается, что модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики страны, основой динамичного экономического роста и социального развития общества, а также фактором благополучия граждан и безопасности страны 1]. В концепции задан стратегический подход к развитию российского образования и определены следующие задачи: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. Функционирование системы непрерывного образования обеспечивается преемственностью образовательных программ различного уровня, направленности, образовательных структур и механизмов регулирования деятельности (рис. 1).
Реформирование системы образования нельзя рассматривать как некий одновременный акт, имеющий свое завершение. Система образования только тогда будет отвечать всем современным требованиям развивающегося мира, когда она будет предварять экономические, технологические и социальные тенденции в обществе, начнет действительно стимулировать опережающее развитие науки и производства.
© Зуева О. Н., Долганова Ю. С., 2012
Система непрерывного образования в России
Образовательные
структуры
Образовательные программы общеобразова- тельные профессионального образования
основные
дополнительные
I
Механизмы регулирования деятельности
Профессиональный уровень
Рис. 1 Система непрерывного образования в России1
Непрерывность образования является важным принципом, который означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в школе, затем в средних профессиональных учреждениях. Далее - вузовское с двумя ступенями (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование.
На сегодняшний день система образования Уральского федерального округа (табл. 1) представляет собой развитую сеть образовательных учреждений, которая представлена образовательными учреждениями дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования, а также специальными (коррекционными) учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1 Составлено по: [1].
Таблица 1
Система образования в Уральском федеральном округе
Образовательные учреждения 1995 2000 2005 2009
Ед. Тыс. чел. Ед. Тыс. чел. Ед. Тыс. чел. Ед. Тыс. чел.
Дошкольные 6 474 565 4 837 432,4 4 432 469,2 4 287 556,1
Общеобразовательные 5 440 1 913,1 5 309 1 799,4 4 612 1 325,5 3 732 1 179,5
Начального профессионального образования 364 156,4 362 163,9 337 150,3 219 96,5
Среднего профессионального образования 219 168,6 238 217,4 248 264 252 206,4
Высшего профессионального образования 53 195 68 365,6 70 571,9 75 605,2
Всего 12 550 2 998,1 10 814 2 978,7 9 699 2 780,9 8 565 2 643,7
Примечание. Составлено по: [2].
По состоянию на 2010 г. в Уральском федеральном округе функционируют 8,3% учреждений образования России. Сеть учреждений образования Свердловской области представлена следующим образом: 1 446 дошкольных образовательных учреждений, что составляет примерно 50% общего числа учреждений образования; 1 196 общеобразовательных учреждений, что составляет около 40% общего числа учреждений образования и 40% обучающихся; 72 учреждения начального профессионального образования (все учреждения государственные), в которых обучались 32,2 тыс. чел.; 110 учреждений среднего профессионального образования; 32 учреждения высшего профессионального образования.
Вузы Свердловской области входят в число лучших российских вузов, известных не только в стране, но и за рубежом, занимают высокие места в рейтинге вузов по своим категориям.
За отчетные 15 лет (1995-2009 гг.) наибольшее сокращение произошло по дошкольным образовательным учреждениям - примерно в 1,7 раза и учреждениям начального профессионального образования - в 1,8 раза. Незначительный рост зафиксирован по количеству учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Дошкольное образование в России не является обязательным. Гибкость и многообразие форм системы дошкольного образования обеспечивает поддержку и полноценность использования человеческого потенциала [3; 4]. От степени охвата детей дошкольным образованием зависит уровень их подготовки к восприятию знаний на следующих этапах обучения. В настоящее время отмечается снижение количества дошкольных образовательных учреждений за счет сокращения доли ведомственных дошкольных образовательных учреждений, изменения статуса отдельных дошкольных образовательных учреждений (преобразование в филиалы и структурные подразделения).
На данный момент в Российской Федерации остро стоит вопрос обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. Показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в РФ за 2000-2009 гг. составил 57,8% (табл. 2). В Свердловской области средняя величина этого показателя составляет 62,9% за рассматриваемый период, отмечается его сокращение на 3,5% к 2009 г. В основном это происходит из-за закрытия и перепрофилирования многих ведомственных детских садов и сокращения количества дошкольных образовательных учреждений, финансировавшихся из бюджетных средств.
Таблица 2
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями
Субъект Доля от численности детей соответствующего возраста, % Численность детей на 100 мест
2000 2005 2009 Место в РФ 2000 2005 2009 Место в РФ
Российская Федерация 55,0 57,3 58,4 82 95 106
Уральский федеральный округ 62,9 64,1 65,5 80 100 109
Курганская область 52,0 50,5 57,8 45-е 76 92 99 67-е
Свердловская область 64,3 63,0 60,8 34-е 70 92 102 55-е
Челябинская область 67,7 72,3 78,6 5-е 83 104 113 14-е
Тюменская область 59,7 61,3 60,9 33-е 92 106 118 5-е
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 62,5 59,9 57,2 49-е 105 111 114 13-е
Ямало-Ненецкий автономный округ 68,8 70,6 67,4 22-е 88 93 110 22-е
Примечание. Составлено по: 2].
Своевременное обеспечение детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с запросами родителей является одним из приоритетов развития системы образования Свердловской области.
Общее образование является обязательным в России [5]. Система общего образования Свердловской области включает в себя образовательные учреждения разных типов, видов и форм собственности. Согласно Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Свердловской области на период до 2020 г., развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения и расширение сферы дополнительного образования.
С 1995 г. отмечается тенденция к уменьшению числа общеобразовательных учреждений, как на территории Российской Федерации, так и в Уральском федеральном округе, что обусловлено демографическими тенденциями. Наибольшее сокращение коснулось государственных и муниципальных учреждений. В Уральском федеральном округе этот показатель снизился на 1 723 учреждения, в Свердловской области на 385. По состоянию на 2009 г. численность этих учреждений, расположенных в Свердловской области, составляет 26% в структуре всех образовательных учреждений Уральского федерального округа. По количеству негосударственных общеобразовательных учреждений наблюдается разнонаправленная динамика (рис. 2).
На сегодняшний день количество мест в общеобразовательных учреждениях значительно превышает численность обучающихся и не соответствует численности населения в различных муниципальных образованиях.
Негативные тенденции, складывающиеся в системе среднего образования, могут повлиять на предложение рабочей силы на рынке труда и стать причиной нехватки квалифицированных кадров в отраслях экономики.
В последние годы среднее (полное) общее образование в России стало объектом пристального внимания органов управления образованием, в первую очередь федерального и регионального уровней. Активно ведется поиск оптимальных моделей организации и содержания образования, оценки качества результатов.
По данным Национального доклада о состоянии и развитии системы образования в России, более половины молодых людей, завершающих среднее (полное) общее образование в развитых странах, получают профессиональную или допрофессиональную подготовку. Россия по этому показателю ближе к странам с низшим уровнем эконо-
мического развития. Таким образом, российское среднее (полное) общее образование в значительной степени не дает квалификаций, позволяющих выйти на рынок труда.
1800
1600
1400
1200
1000 800 600 400 200 0
1995/96 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Всего ;' Государственные и муниципальные Негосударственные
Рис. 2. Число общеобразовательных учреждений в Свердловской области1
Профессиональное образование - опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Система профессионального образования Российской Федерации включает учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования 6; 7].
Опыт многих развивающихся и развитых стран показывает, что именно из работников со средним специальным образованием в основном формируется средний класс, от которого зависит повышение уровня жизни всего населения. В мировой практике немало примеров, когда первоклассно поставленная образовательная система обеспечивала экономику государства квалифицированными трудовыми ресурсами, что стало основой для инвестиционной привлекательности национальной экономики и притока в нее предпринимательского капитала из-за границы. Положение Свердловской области в регионе обеспечивает ей высокий потенциал для формирования среднего класса населения.
Современные тенденции в развитии общества требуют перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования. Зарубежные исследования показывают: для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имели высшее образование.
В сфере высшего профессионального образования отмечается положительная тенденция, как по числу учреждений, так и по численности студентов (табл. 3).
Несмотря на успехи многих профессиональных учебных заведений, система профобразования Российской Федерации в целом недостаточно готова ни к структурным сдвигам в экономике, ни к радикальным технологическим изменениям в отечественном производстве.
Развитие системы профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.
Основные проблемы развития образовательной системы Свердловской области представлены в табл. 4.
1 Составлено по: 2].
Таблица 3
Учреждения высшего профессионального образования
Субъект Число уч реждений Численность студентов, тыс. чел.
1995 2000 2005 2009 1995 2000 2005 2009
Российская Федерация 762 965 1 068 1 114 2 790,7 2 655,2 7 064,6 7 418,8
Уральский федеральный округ 53 68 70 75 195,0 365,6 571,9 605,2
Курганская область 5 5 4 5 13,4 19,8 33,6 38,9
Свердловская область 21 27 26 32 85,2 153,9 208,9 218,5
Челябинская область 14 20 20 20 56,3 110,2 163,1 185,6
Тюменская область 13 16 20 18 40,1 81,7 166,3 162,1
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 3 7 8 8 3,9 13,6 53,8 49,5
Ямало-Ненецкий автономный округ 1 14,7 11,4
Примечание. Составлено по: [2].
Система образовательных учреждений и структур Свердловской области позволяет комплексно организовать послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку специалистов, профессиональное самообразование и самовоспитание, а также научный рост. В аспирантуре вузов области, институтах Уральского отделения РАН и других научных центров обучаются более 1 500 чел. По состоянию на 2009 г. на территории Свердловской области подготовку аспирантов осуществляли 42 организации. Количество обучающихся аспирантов в этих организациях за анализируемые 15 лет увеличилось на 128,5%. В Свердловской области сосредоточено 47,7 и 2,7% всех учреждений, ведущих подготовку аспирантов Уральского федерального округа и Российской Федерации соответственно. В Свердловской области сосредоточено 60% всех организаций, осуществляющих подготовку докторантов в Уральском федеральном округе.
Таким образом, к настоящему времени выстраивается «многопрофильное^» общего и многоуровневость профессионального образования. Свердловская область имеет: «многопрофильную» общеобразовательную школу: «обычная школа», школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии и т. д. Кроме того, общее образование реализуется профильно в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Значительную долю «профильности» в содержание общего образования добавляет региональный компонент; не менее трех ступеней в учреждениях начального профессионального образования; не менее двух уровней в учреждениях среднего профессионального образования - базовый и повышенный; в учреждениях высшего профессионального образования в дополнение к действовавшей ранее системе высшего образования со сроком обучения, как правило, 5 лет (классическая) и единой квалификацией - четырехлетняя программа подготовки бакалавров и шестилетняя - магистров.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: в Свердловской области сформирована одна из наиболее развитых образовательных систем. Вместе с тем отсутствует целый ряд звеньев, обеспечивающих непрерывный характер образования на протяжении всей жизни человека, и это приводит к тому, что потенциал системы образования не в полной мере работает на инновационное развитие экономики и повышение качества жизни.
Основные проблемы, сдерживающие развитие системы образования Свердловской области
Группа проблем Дошкольное образование Общее образование Профессиональное образование
Нормативно- правовые Использование устаревших образовательных программ; отсутствие нормативного и методического обеспечения по вопросам развития негосударственного сектора Низкий уровень социализации в получении общего и дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; отсутствие системы сопровождения профессионального выбора в образовательных учреждениях Отсутствие эффективного и гибкого взаимодействия учреждений; отсутствие общенациональной системы оценки и мониторинга качества образования; неразвитость механизмов социального и государственно-частного партнерства; недостаточность общественного участия в управлении образованием; негибкость многолетних основных программ; слабая связь с экономикой и социальной сферой региона; неэффективность работы в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, получивших профессиональное образование или подготовку
Организаци- онные Неравномерность распределения учреждений по территории муниципальных образований; неразвитость системы альтернативных форм дошкольного образования Неравенство доступности образования и его качества; недостаточная мотивация образовательных организаций и преподавательских кадров к инновациям; старение кадров; отсутствие целостной системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью Отставание от потребностей рынка труда; неразвитость международной интеграции; неактивное участие работодателей; недостаточная мотивация образовательных организаций и преподавательских кадров к инновациям; старение кадров; преимущественно информационный (не деятельностный) подход к образованию; неразвитость системы прогнозирования количественных и качественных потребностей рынка труда в кадрах; низкая цена труда специалиста; отсутствие целостной электронной образовательной среды
Финансовые Несоответствие темпов развития демографическим процессам; отсутствие механизмов нормативного подушевого финансирования услуг, предоставляемых различными учреждениям; отсутствие поддержки муниципальных программ развития дошкольного образования, обеспечивающих внедрение современных моделей дошкольного образования Неразвитая материально-техническая база; низкий уровень заработной платы педагогов Неразвитая материально-техническая база; недостаточное число бизнес-инкубаторов и технопарков; слабая конкуренция учреждений; неотработанность новых систем оплаты труда педагогических работников; отсутствие механизмов публичной отчетности о финансово-хозяйс-твенной деятельности учреждений; неэффективность использования бюджетных ресурсов
Источники
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 : стат. сб. / Росстат. М., 2010.
3. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении : постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666.
4. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей : постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233.
5. Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении : постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196.
6. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) : постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543.
7. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) : постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.