Научная статья на тему 'Тенденции функционирования системы профессионального образования в Свердловской области'

Тенденции функционирования системы профессионального образования в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / EDUCATION INSTITUTIONS / EDUCATIONAL PROGRAMS / LIFE-LONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Михаил Васильевич, Гредина Оксана Владимировна

Реализуемая в настоящее время в России политика перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития требует внесения соответствующих корректировок во всех отраслях национальной экономики. Создание системы обучения на протяжении всей жизни залог высокой конкурентоспособности национальной экономики на фоне усиливающейся глобальной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in functioning of the vocational education system in the Sverdlovsk oblast1The Urals State University of Economics

Currently the Russian government is adopting the innovative social-oriented model of economy development. Such policy obviously requires introducing changes into all sectors of the national economy. Creation of a life-long education system can guarantee national competitiveness at the times of increasing global economic integration.

Текст научной работы на тему «Тенденции функционирования системы профессионального образования в Свердловской области»

УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011

Федоров Михаил Васильевич

Доктор геолого-минералогических наук, доктор экономических наук, профессор, ректор

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-02-46 E-mail: rector@usue.ru

Гредина Оксана Владимировна

Кандидат педагогических наук, ректор Института развития образования

620066, РФ, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16 Контактный телефон: (343) 369-29-73 E-mail: irro@irro.ru

Ключевые слова

образование учреждения образования образовательные программы непрерывное образование

Аннотация

Реализуемая в настоящее время в России политика перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития требует внесения соответствующих корректировок во всех отраслях национальной экономики. Создание системы обучения на протяжении всей жизни - залог высокой конкурентоспособности национальной экономики на фоне усиливающейся глобальной экономической интеграции.

Тенденции функционирования системы профессионального образования в Свердловской области

Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. утверждена Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой отмечается, что модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики страны, основой динамичного экономического роста и социального развития общества, а также фактором благополучия граждан и безопасности страны.

В Концепции задан стратегический подход к развитию российского образования и определены следующие задачи:

1) обеспечение инновационного характера базового образования;

2) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;

5) участие в международных сопоставительных исследованиях.

Функционирование системы непрерывного образования обеспечивается преемственностью образовательных программ различного уровня, направленности, образовательных структур и механизмов регулирования деятельности (рис. 1):

• дошкольное образование;

• общее образование (начальное, основное общее, среднее (полное) общее);

• профессиональное образование (начальное, среднее, высшее);

• послевузовское образование (в том числе аспирантура и докторантура);

• повышение квалификации и переподготовка кадров;

• дополнительное образование;

• образование в семье и самообразование.

Между видами и ступенями непрерывного образования существует причинно-следственная связь.

Существующая система статистики на региональном и федеральном уровнях позволяет проанализировать: дошкольное образование; общее образование; профессиональное образование; послевузовское образование (аспирантура и докторантура).

Реформирование системы образования нельзя рассматривать как некое единовременное событие, имеющее свое завершение. Система образования только тогда будет отвечать всем современным требованиям развивающегося мира, когда будет предварять экономические, технологические и социальные тенденции в обществе, начнет действительно стимулировать опережающее развитие науки и производства.

Непрерывность образования - важный принцип, который означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в школе, а затем в средних профессиональных учреждениях. Далее - вузовское образование с двумя ступенями (бакалавриатом и магистратурой) и послевузовское.

На сегодняшний день система образования Уральского федерального округа (табл. 1) - это развитая сеть образовательных учреждений, которая представлена образовательными учреждениями дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования, а также специальными (коррекционными) учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 2010 г. в Уральском федеральном округе функционировало 8 565 учреждений образования, что составило 8,3% от общероссийского показателя.

Свердловская область по количеству учреждений профессионального образования занимает 1-е место в Уральском федеральном округе.

Trends in Functioning of the vocational Education System in the Sverdlovsk oblast

Mikhail V. Fyodorov

Dr. Sc. (Ec.), Dr. Sc. (Mining)

Prof., Rector

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta / Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 257-02-46

E-mail: rector@usue.ru

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Образовательные

структуры

Общеобразова- Профессионального

Образовательные тельные образования

программы Основные

Дополнительные

механизмы регулирования деятельности

Общеобразовательный уровень

Дошкольное

Общее

Начальное

Основное общее

Среднее (полное) общее

Профессиональный уровень

Начальное

Среднее

Высшее

Послевузовское

Переподготовка и повышение квалификации

Oksana V. Gredina

Cand. Sc. (Pedagogy), Rector

The Education Development Institute 620066, RF, Ekaterinburg, ul. Akademicheskaya, 16 Phone: (343) 369-29-73 E-mail: irro@irro.ru

Key words

education

education institutions educational programs life-long education

Рис. 1. Система непрерывного образования в России

В области сосредоточено около 32,8% всех учреждений данного типа, при этом коэффициент обеспеченности учреждениями образования в относительном расчете на численность населения Свердловской области ниже на 9% среднего значения по Уральскому федеральному округу. По рейтингу

обеспеченности среди субъектов федерального округа Свердловская область занимает 4-е место (табл. 2).

По состоянию на 2010 г. сеть учреждений образования Свердловской области включает:

• 1 446 дошкольных образовательных учреждений, что составляет примерно

Summary

Currently the Russian government is adopting the innovative social-oriented model of economy development. Such policy obviously requires introducing changes into all sectors of the national economy. Creation of a life-long education system can guarantee national competitiveness at the times of increasing global economic integration.

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011

А

Таблица 1 - Количество учреждений системы образования и численность обучающихся в них

в Уральском федеральном округе за 1995-2009 гг. [1]

Учреждения системы образования 1995 2000 2005 2008 2009

ед. тыс.чел. ед. тыс. чел. ед. тыс. чел. ед. тыс. чел. ед. тыс.чел.

дошкольные образовательные учреждения 6 474,0 565,0 4837,0 432,4 4 432,0 469,2 4 260 544,6 4 287 556,1

общеобразовательные учреждения 5 440,0 1 913,1 5 309,0 1 799,4 4 612,0 1 325,5 3 939 1 176,2 3 732 1 179,5

учреждения начального профессионального образования 364,0 156,4 362,0 163,9 337,0 150,3 245,0 111,8 219,0 96,5

учреждения среднего профессионального образования 219,0 168,6 238,0 217,4 248,0 264,0 233,0 220,4 252,0 206,4

учреждения высшего профессионального образования 53,0 195,0 68,0 365,6 70,0 571,9 75,0 621,5 75,0 605,2

всего 12 550 2 998,1 10 814 2 978,7 9 699 2 780,9 8 752 2 674,5 8 565 2643,7

Таблица 2 - Количество и структура учреждений системы образования и численность обучающихся в них в Свердловской области за 1995-2009 гг. [1]

Показатель 1995 2000 2005 2008 2009

ед. тыс. чел. ед. тыс. чел. ед. тыс. чел. ед. тыс.чел. ед. тыс.чел.

В абсолютных показателях

дошкольные образовательные учреждения 2 432 200,7 1 651 147,6 1 449 155,9 1 424 172,6 1 446 174,3

общеобразовательные учреждения 1 567 653,9 1 481 584,7 1 310 434 1 278 382,4 1 196 390,8

учреждения начального профессионального образования 133 ,8 6 140 62,1 134 53 85 39,4 72 32,2

учреждения среднего профессионального образования 90 67,2 98 91,3 99 103,6 95 84,9 110 79,7

учреждения высшего профессионального образования 21 85,2 27 153,9 26 208,9 31 220,8 32 218,5

всего 4 243 1 069,8 3 397 1 039,6 3 018 955,4 2 913 900,1 2 856 895,5

В относительных показателях, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дошкольные образовательные учреждения 57,3 18,8 48,6 14,2 48,0 16,3 48,9 19,2 50,6 19,5

общеобразовательные учреждения 36,9 61,1 43,6 56,2 43,4 45,4 43,9 42,5 41,9 43,6

учреждения начального профессионального образования 3,1 5,9 4,1 6,0 4,4 5,5 2,9 4,4 2,5 3,6

учреждения среднего профессионального образования 2,1 6,3 2,9 8,8 3,3 10,8 3,3 9,4 3,9 8,9

учреждения высшего профессионального образования 0,5 8,0 0,8 14,8 0,9 21,9 1,1 24,5 1,1 24,4

всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

50% общего числа учреждений образования;

• 1 196 общеобразовательных учреждений, что составляет около 40% общего числа учреждений образования и 40% обучающихся;

• 72 учреждения начального профессионального образования (все учреждения государственные), в которых обучалось 32,2 тыс. чел.;

• 110 учреждений среднего профессионального образования (в 1995 г. - 90 учреждений среднего профессионального образования). Общая численность обучающихся в учреждениях данного типа составила 79,7 тыс. чел.;

• 32 учреждения высшего профессионального образования.

Вузы Свердловской области входят в число лучших российских вузов, известных не только в стране, но и за рубежом, занимают высокие места в рейтинге вузов по своим категориям.

За анализируемые 15 лет (19952009 гг.) значительно сократилось число дошкольных образовательных учреждений (примерно в 1,7 раза) и учреждений начального профессионального образования (в 1,8 раза). Незначительно увеличилось количество учреждений среднего высшего профессионального образования.

Профессиональное образование -опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Система профессионального образования Российской Федерации

включает учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (табл. 3-5).

Цели образовательных программ начального профессионального образования [2]:

• удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования;

• удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;

• формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении (далее - обучающиеся), гражданской позиции и трудолюбия, развитие от-

Таблица 3 - Число образовательных учреждений начального профессионального образования и численность обучающихся в них по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу

за 1995-2009 гг. (на конец года) [1]

Субъект Число учреждений, ед. Численность обучающихся, тыс. чел.*

1995 2000 2005 2008 2009 1995 2000 2005 2008 2009

Российская Федерация 4166 3 893 3392 2 855 2 658 1 689,5 1 679,3 1 509,4 1 115,2 1 035,2

Уральский федеральный округ 364 362 337 245 219 156,4 163,9 150,3 111,8 96,5

Курганская область 36 35 28 24 22 13,6 13,9 13,3 10,0 10,1

Свердловская область 133 140 134 85 72 ,8 <*N 6 62,1 53,0 39,4 32,2

Челябинская область 127 113 107 94 90 52,3 53,5 50,9 38,6 33,5

Тюменская область 68 74 68 42 35 27,7 34,4 33,0 23,8 20,7

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 22 24 14 8 - 10,8 12,0 8,9 8,6

Ямало-Ненецкий автономный округ - 8 7 6 5 - 3,4 3,6 3,0 3,0

* С 2005 г. - включая численность обучающихся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, реализующих программы начального профессионального образования.

Таблица 4 - Число образовательных учреждений среднего профессионального образования и численность обучающихся в них по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу за 1995/96-2009/10 учебные годы (на начало учебного года) [1]

Субъект Число учреждений Численность обучающихся в них, тыс. чел.*

1995/96 2000/01 2005/06 2008/09 2009/10 1995/96 2000/01 2005/06 2008/09 2009/10

Российская Федерация 2 634 2 703 2 905 2 784 2 866 1 929,9 2 360,8 2 590,7 2 244,1 2 142,1

Уральский федеральный округ 219 238 248 233 252 168,6 217,4 264,0 220,4 206,4

Курганская область 22 25 24 20 21 14,7 18,4 22,3 17,3 16,1

Свердловская область 90 98 99 95 110 67,2 91,3 103,6 84,9 79,7

Челябинская область 69 67 70 73 76 58,1 6 6 81,9 69,5 ,0 <*N 6

Тюменская область 38 48 55 45 45 2 6 39,1 56,2 48,7 48,6

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 10 16 23 18 20 7,6 9,9 20,7 18,8 19,3

Ямало-Ненецкий автономный округ 8 10 9 8 6 5,7 6,8 4,6 5,7 5,6

* Включая численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы среднего профессионального образования.

Таблица 5 - Число образовательных учреждений высшего профессионального образования и численность обучающихся в них по Российской Федерации и Уральскому федеральному округу за период 1995/96-2009/10 учебных годов (на начало учебного года) [1]

Субъект Число учреждений Численность студентов, тыс. чел.*

1995/96 2000/01 2005/06 2008/09 2009/10 1995/96 2000/01 2005/06 2008/09 2009/10

Российская Федерация 762 965 1 068 1134 1 114 2 790,7 2655,2 7 064,6 7 513,1 7 418,8

Уральский федеральный округ 53 68 70 75 75 195,0 365,6 571,9 621,5 605,2

Курганская область 5 5 4 5 5 13,4 19,8 33,6 39,1 38,9

Свердловская область 21 27 26 31 32 85,2 153,9 208,9 220,8 218,5

Челябинская область 14 20 20 20 20 56,3 110,2 163,1 192,7 185,6

Тюменская область 13 16 20 19 18 40,1 81,7 166,3 168,9 162,1

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 3 7 8 8 8 3,9 13,6 53,8 52,9 49,5

Ямало-Ненецкий автономный округ - - 1 - - - - 14,7 12,4 11,4

* Включая численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы среднего профессионального образования.

ветственности, самостоятельности и творческой активности.

За период 1995-2009 гг. численность учреждений начального профессионального образования Свердловской области сократилась на 45,8%, а численность студентов в них - на 48,7%, т. е. снижение показателей происходит равномерно, не увеличивая общую нагрузку на учреждения. Так,

в 1995 г. на одно учреждение начального профессионального образования Свердловской области приходилось в среднем 472 студента, а в 2009 г. -447. Цели образовательных программ среднего профессионального образования [3]:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посред-

ством получения среднего профессионального образования;

• удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

• формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

upRAvLENETs / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011

А

Источники

1. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2010 : стат. сб. I Росстат. М., 2010. Разд. б. Образование.

2. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 (ред. от 10.03.2009 г.). Ч I. Ст. 2 II Справ. правовая система «Консультант плюс». Режим доступа : http:II www.consultant.ru.

3. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): постановление Правительства РФ от 18.07.2008 г. № 543. Ч. I. Ст. 2 II Справ. правовая система «Консультант плюс». Режим доступа : http:IIwww. consultant.ru.

4. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71. Ч. I. Ст. 11 II Справ. правовая система «Консультант плюс». Режим доступа : http:IIwww.consultant.ru.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1бб2-р (в ред. от 08.08.2009 г. II Справ. правовая система «Консультант плюс». Режим доступа : http:IIwww.consultant.ru.

• сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

По данным 2009 г. число учреждений среднего профессионального образования составило 43,6% от аналогичного показателя Уральского федерального округа и 3,8% от показателя Российской Федерации. Свердловская область занимает первое место среди других областей Уральского федерального округа как по числу учреждений среднего профессионального образования, так и по численности обучающихся в них студентов.

Опыт многих развивающихся и развитых стран показывает, что именно из работников со средним специальным образованием в основном формируется средний класс, от которого зависит повышение уровня жизни всего населения. В мировой практике немало примеров, когда первоклассно поставленная образовательная система обеспечивала экономику государства квалифицированными трудовыми ресурсами. Это, в свою очередь, стало основой для инвестиционной привлекательности национальной экономики и притока в нее предпринимательского капитала из-за границы. Таким образом, Свердловская область занимает хорошее положение в регионе и имеет высокий потенциал для формирования среднего класса населения.

В сфере среднего профессионального образования за период с 1995 по 2009 г. наблюдаются неоднозначные тенденции. С 1995 по 2005 г. происходит увеличение как числа учреждений, так и численности обучающихся в них студентов (на 9 учреждений и на

36,4 тыс. чел. соответственно). Затем, к 2008 г., показатели начали снижаться, и к 2009 г. численность студентов составила 79,7 тыс. чел (119% от значения 1995 г.), а число учреждений увеличилось до 110 (122% от значения 1995 г.).

Целями образовательных программ высшего профессионального образования являются [4]:

• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

• удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и

научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

• развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научнопедагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Современныетенденции в развитии общества требуют перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование.

Несмотря на наличие общих для всех стран закономерностей развития экономики и образования, для каждой страны существует национальная специфика, а региональное образование привносит свои особенности в процессы общественного развития.

В сфере высшего профессионального образования отмечается положительная тенденция как числа учреждений, так и численности студентов в них. В Свердловской области в 2009 г. стало на 11 учреждений высшего профессионального образования больше, чем в 1995 г. В основном этот рост обусловлен увеличением числа негосударственных учреждений - на 7; число государственных и муниципальныхучреждений увеличилось за рассматриваемый период на 4. Данная тенденция соответствует многим странам, где расширение сети учебных заведений осуществляется за счет открытия негосударственных профессиональных учебных заведений.

Численность студентов учреждений высшего профессионального образования Свердловской области равномерно увеличивалась за период с 1995 по 2009 г. с 85,2 тыс. до 218,5 тыс. чел., т. е. на 133,3 тыс. чел. (на 156,4%). Данная тенденция свидетельствует о престижности получения высшего образования, о стремлении все большей доли населения получить высшее образование, а также о грамотной государственной политике в области образования.

— — начальное профессиональное образование

___щ___ среднее профессиональное образование

__А__ высшее профессиональное образование

Рис. 2. Численность обучающихся в учреждениях профессионального образования Свердловской области (на начало учебного года), тыс. чел. [1]

— начальное профессиональное образование

__А__ высшее профессиональное образование

среднее профессиональное образование

Рис. 3. Численность выпускников из учреждений профессионального образования Свердловской области за период 1995-2010 гг., тыс. чел. [1]

References

1. Regions of Russia. Social-economic indicators. 2010: Statistical Yearbook / Rosstat. Moscow, 2010. Part. 6. Education.

2. On approval of the Standard statute on education institutions of children supplementary education: the Decree of the Government of the Russian Federation from 07.03.1995 № 233 (ed. from 10.03.2009). Part I. Article. 2 // Consultant-Plus, legal-reference system. URL: http:// www.consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. On approval of the Standard Statute on education institutions of secondary vocational education (secondary specialized education institution): the Decree of the Government of the Russian Federation from 18.07.2008 № 543. Part I. Article. 2 // ConsultantPlus, legal-reference system. URL: http://www.consultant.ru.

4. On approval of the Standard Statute on education institutions of high vocational education (high education institution): the Decree of the Government of the Russian Federation from 14.02.2008 №71. Part I. Article. 11 // ConsultantPlus, legal-reference system. URL: http://www. consultant.ru.

5. Conception of a long-term social-economic development of the Russian Federation until 2020: the Edict of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008 № 1662-r (in edition from 08.08.2009). // ConsultantPlus, le-gal-reference system. URL: http://www. consultant.ru.

Свердловская область по указанным показателям занимает лидирующее положение среди других областей Уральского федерального округа. Доля числа учреждений высшего профессионального образования Свердловской области в аналогичном показателе Уральского федерального округа на 2009 г. составляет 42,6%, а в показателе Российской Федерации - 2,9%. Доля студентов, обучающихся в этих учреждениях, составляет 36,1 и 2,9% соответственно.

В учреждениях профессионального образования Свердловской области обучается, по данным на 2009 г.,

330,4 тыс. чел. (рис. 2).

Наибольшую часть составляют студенты учреждений высшего профессионального образования (66,1%), доля студентов учреждений среднего профессионального образования составляет 24,1%; наименьший удельный вес имеют студенты учреждений начального профессионального об-

разования (9,7%). Общая численность студентов, получающих профессиональное образование, за период с 1995 по 2009 г. увеличилась на 115,2 тыс. чел., или на 53,5%.

В 2010 г. из учреждений профессионального образования было выпущено 82 тыс. студентов (рис. 3): 50,9% - из учреждений высшего профессионального образования; 28,2 и 20,9% - из учреждений среднего и начального профессионального образования соответственно. Данная структура кардинально изменилась с 1995 г., когда на первом месте по выпуску студентов стояли учреждения начального профессионального образования (48,9%), затем учреждения среднего и высшего профессионального образования (28,5 и 22,5% соответственно). Таким образом, можно отметить, что ситуация в 2010 г. является прямо противоположной относительно 1995 г., и переломными моментами были 2001 и 2003 гг.

upRAvLENETs / 9-10/25-26/2011

УПРАВЛЕНЕЦ /9-10/25-26/2011

А

Несмотря на успехи многих профессиональных учебных заведений, система профобразования Российской Федерации в целом недостаточно готова как к структурным сдвигам в экономике, так и к радикальным технологическим изменениям, необходимым в отечественном производстве.

Основные проблемы профессионального образования:

1) нормативные правовые:

• отсутствие целостной федерально-региональной сети учреждений профессионального образования, связанных общими задачами;

• отсутствие общенациональной системы оценки качества образования (ОСОКО) и мониторинга качества образования;

• отсутствие Национальной рамки квалификаций;

• слабое развитие механизмов социального и государственно-частного партнерства в профессиональном образовании;

• слабая система общественного участия в управлении образованием через попечительские, наблюдательные, управляющие советы (модель государственно-общественного управления образованием);

• статичность многолетних основных программ профессионального образования;

• отсутствие правовых условий для гибкого взаимодействия образовательных организаций различного уровня между собой для реализации интегрированных программ;

• слабая связь профессионального образования с экономикой и социальной сферой регионов;

• отсутствие механизмов взаимодействия органов и учреждений служб занятости, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы, образования, общественных организаций,объединений работодателей в обеспечении трудоустройства лиц с ограниченными

возможностями здоровья, получивших профессиональное образование или подготовку;

2) организационные:

• отставание системы профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не обеспечивает потребности работодателей в рабочей силе и увеличивает уровень безработицы;

• недостаточное развитие международной интеграции профессионального образования, в том числе и для обеспечения роста экспорта российских образовательных услуг;

• недостаточно активное участие объединений работодателей в создании и общественно-профессиональной экспертизе Федерального образовательного стандарта начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования нового поколения и разработке

Капустина Лариса Михайловна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-86 E-mail: lakapustina@bk.ru

Особенности позиционирования на рынке образовательных услуг на примере вузов Екатеринбурга

Жадько Евгения Александровна

Аспирант кафедры маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова 620014, РФ, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 28

Контактный телефон: (343) 371-51-66 E-mail: sylva@list.ru

Ключевые слова

рынок ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВУЗА МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УНИКАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО КОНКУРЕНЦИЯ ПОЗИЦИЯ

Проблема необходимости позиционирования предприятий на рынке, впервые публично озвученная Джеком Траутом и Элом Райсом еще в 1981 г., вызвала серьезный интерес среди представителей бизнеса. А само понятие быстро стало одним из важнейших в маркетинге и не потеряло своей актуальности и по сей день. Его отличительной характеристикой является универсальность, т.е. возможность применения к любому объекту: будь то товар, услуга, предприятие или конкретный человек. Данная особенность позиционирования позволяет применять его предприятиям, занятым в различных сферах деятель-

Аннотация

Рассмотрены теоретические аспекты позиционирования на рынке образовательных услуг, проанализированы подходы к позиционированию вузов, проведен сравнительный анализ сайтов вузов Екатеринбурга, выявлены их общие и уникальные характеристики, представлены возможные причины неточного позиционирования.

ности, в том числе образовательным учреждениям.

В теории существует несколько подходов, по-разному рассматривающих понятие «позиционирование». Так, И. В. Ванькина, А. П. Егоршин и В. И. Кучеренко рассматривают позиционирование как действия образовательного учреждения, направленные на то, чтобы сформировать у потребителей правильное восприятие преимуществ образовательной услуги данного учреждения, превосходящей услуги конкурентов. То есть позиционирование образовательного учреждения должно осуществляться методом уникального торгового предложения (УТП) на основе

на их основе новых модульных образовательных программ;

• недостаточная мотивация образовательных организаций и преподавательских кадров к инновациям, старение кадров;

• преимущественно информационный (не деятельностный) подход к образованию и оценке его результатов;

• отсутствие налаженной системы прогнозирования количественных и качественных потребностей рынка труда в кадрах;

• нерациональное использование специалистов со средним специальным образованием, низкая оплата труда специалиста;

• отсутствие целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования;

3) финансовые:

• низкая ресурсная (материальнотехническая) база системы профессионального образования;

• недостаточное число бизнес-инкубаторов и технопарков, ограниченное число совместных с бизнесом центров исследований и разработок, центров коллективного пользования высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием;

• слабая конкуренция учреждений профессионального образования с использованием экономических рычагов (например, подушевое финансирование);

• неотработанность новых систем оплаты труда педагогических работников, имеющих стимулирующий и мотивирующий характер в соответствии с задачами инновационного развития;

• отсутствие механизмов публичной отчетности о финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений;

• неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет подготовки во многих профессиональных образовательных учреждениях специалистов по специальностям, не

являющимся профильными для данного учреждения.

Развитие системы профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.: «одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетенций поиска, анализа, освоения и обновления информации» [5]. ■

Specifics of Positioning in the Educational Services Market (on the example of the ekaterinburg Higher education Institutions)

Key words

Summary

EDUCATIONAL SERVICES MARKET

POSITIONING OF THE HIGHER EDUCATION INSTITuTIoN

EDUCATIONAL SERVICES MARKETING ULTIMATE ADVANTAGE COMpETITION pOSITION

The problem of companies' need for market positioning, which was raised publicly for the first time back in 1981 by Jack Trout and Al Ries, created genuine interest among businessmen. The concept itself quickly became one of the most important in marketing and is still a live issue for the business. The distinctive feature of the concept is its universal character, in other words, it can be applied to any object: whether it is a product, a service, a company or a person. This characteristic of positioning allows enterprises to implement it regardless of what type of activity they are involved in, thus educational institutions can use it as well.

In the article theoretical aspects of positioning in the educational services market are considered, approaches to higher education institution positioning are analyzed. In addition, there is conducted a comparative analysis of Ekaterinburg higher education institution websites. As a result, their general and unique characteristics are revealed, and possible reasons of inexact positioning are presented.

In theory there exist several approaches which treat the concept "positioning" in different ways. I. V. Vankina, A. P. Yegorshin and V. I. Kucherenko consider positioning as the educational institution actions aimed to form an appropriate consumer perception of advantages of their educational service which outclasses the services of their competitors. That means the positioning of educational institution should be held using USP-method (Unique Selling Proposition) on the basis of educational service distinguishing characteristics [1]. Ye. P. Golubkov also says about educational service positioning on the basis of the "parameters of educational product and marketing mix

Larisa M. Kapustina

Dr. Sc. (Economics), Professor,

Head of Marketing

and International Management Dprt.

The Urals State University

of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-17-86

E-mail: lakapustina@bk.ru

Yevgenia A. Zhadko

Postgraduate of Marketing

and International Management Dprt.

The Urals State College named after Ivan I. Polzunov 620014, RF, Ekaterinburg, pr. Lenina, 28 Phone: (343) 371-51-66 E-mail: sylva@list.ru

UPRAVLENETS / 9-10/25-26/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.