УДК 37.014.54 ББК 65.479.4
ГСНТИ 06.71.02, 06.71.45
Код ВАК 08.00.05
Шемятихина Лариса Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практики управления организацией, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАНИЕ В ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономика образования; отраслевая структура национальной экономики; экономические отношения и показатели образования как отрасли экономики.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается история развития экономики образования и доказывается, что процессные и структурные изменения в образовании как отрасли экономики, их позитивные и негативные эффекты требуют исследования и научного осмысления. Автором обоснована необходимость рассмотрения образования как отрасли нематериальной сферы экономики и приведено под-отраслевое разделение отрасли. Оцениваются количественные показатели состояния образования как отрасли в отраслевой структуре национальной экономики.
Shemyatikhina Larisa Yurievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Theory and Practice of Management of Organization, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
EDUCATION IN INDUSTRIAL STRUCTURE OF ECONOMY
KEY WORDS: economy of education; industrial structure of national economy; economic relations and parameters of education as a branch of economy.
ABSTRACT. The article deals with the history of development of economy of education and proves, that processual and structural changes in education as a branch of industry, their positive and negative effects, need research and scientific judgment. The author shows that education is a non-material branch of economy and that it should be further divided into sub-industries. The author takes into account quantitative indicators of the state of education as a branch in the industrial structure of national economy.
С
истемные преобразования в отраслевой структуре национальной экономики наиболее интенсивно происходят в сфере услуг, где довольно быстро меняются структурные параметры по широкому спектру отраслей, в т. ч. в образовании. Институциональная перестройка, изменение организационно-управленческих принципов и экономических механизмов, отраслевых пропорций в образовании происходят более динамично и начались задолго тех изменений, которые происходят в материальной сфере, что оказывает существенное влияние на все социально-экономические процессы. Процессные и структурные изменения в образовании как отрасли экономики, их позитивные и негативные эффекты требуют исследования и научного осмысления.
Попытка научного осмысления образования в развитии экономики и значения в отраслевой структуре экономики предпринималась многими отечественными и зарубежными экономистами. В настоящее время, ученые и специалисты рассматривают образование как сферу услуг (сфера социальных услуг, сфера услуг социально-культурной направленности и т. д.) (А. А. Дынкин,
Ю. В. Куренков; А. И. Татаркин и др.), определяя экономическое содержание понятия как объекта продаж. Большинство ученых выделяет специализацию данных услуг -
образовательные (Г. В. Астратова, И. В. Захарова, Е. Е. Лагутина, А. П. Панкрухин,
Н. А. Пашкус и др.). В то же время сфера считается более общим понятием, чем отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей, например, рассматриваемая нами социальная сфера, объединяет в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др.
Другие авторы, руководствуясь ОКВЭД (Раздел М. Образование, коды 80.00-80.99), определяют образование как вид экономической деятельности (О. В. Соловьева), имеющий определенные статистические параметры, в т. ч. являющийся областью предпринимательства (А. Вирабова, С. А. Наумова).
В рамках перечисленных подходов не отрицается, что образование может рассматриваться и как отрасль экономики. Традиционно понятие «образование» определяется через несколько значений: «процесс», «результат», «ценность», «система».
По определению, принятому на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается «процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Основываясь на определении ЮНЕСКО, в новой редакции ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
© Шемятихина Л. Ю., 2014
российской Федерации», вступившем в силу с 01.09.2013 г. образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Результат образования, таким образом, можно рассматривать как совокупность определенных качеств личности и компетенций, удостоверенных документом соответствующего уровня образования.
Иллюстрацией понятия «ценность» применительно к образованию служит относительно новая экономическая категория «человеческий капитал», поскольку образование является ее главным элементом. Существуют стоимостные методы определения величины человеческого капитала. Очевидно, что понятие «ценность» по отношению к образованию не ограничивается денежными, т. е. рыночными оценками и выходит далеко за их пределы, являясь важнейшим фактором национальной безопасности и благосостояния экономики, общества, каждого гражданина.
Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что это подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы предполагает наличие экономики - составной части системы образования. В 1992 г. впервые в истории отечественного образовательного законодательства введен термин «экономика образования» (гл. 4 «Экономика системы образования»). Однако в новой редакции закона (2013 г.) термин заменен на «экономическую деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» (гл. 13).
Подходы к трактовке образования в экономическом аспекте были сформулированы в классических работах У. Петти,
A. Смита, Д. Риккардо и К. Маркса, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий.
Проблемы воздействия образования на экономический рост и производительность труда изучались учеными царской России (Д. Багалей, Д. И. Менделеев, Г. Фальборк,
B. Чернолусский, А. И. Чупров, И. И. Янжул и др.). Д. И. Менделеев в своей работе «Заветные мысли» обосновывал необходимость всемерного развития образования в
России, считая приоритетной задачей воспитание талантливых личностей, способных дать экономике страны импульс к ускорению экономического развития.
Позднее, в 1924 г. к экономическим исследованиям в сфере образования обратился академик С. Г. Струмилин, который предложил рассчитывать приращение национального дохода за счет образовательного фактора, что позволяло говорить об эффективности вложений в образование. Опережая время, он в 20-х гг. ХХ в. предвосхитил идеи, реализованные и развитые позже в исследованиях зарубежных и российских экономистов, занимающихся проблемами человеческого капитала и экономической эффективности образования.
Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку в административно-плановой системе СССР из-за ограниченного понимания производительности труда - труд в образовании, науке и прочих отраслях социальной сферы считался непроизводительным (т. е. не создающим продукта и национального дохода), в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ. Статистика относила образование к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль» в силу указанных выше причин по отношению к ним не употреблялись, поэтому и финансирование отрасли осуществлялось по остаточному принципу.
Поэтому только в 60-70-е гг. ХХ в., проблемы образования стали рассматриваться в рамках возникшей тогда новой отрасли экономической науки - экономики образования (В. А. Жамин, С. Л. Костанян,
В. А. Егиазарян и др.), когда стало рассматриваться специфическое действие экономических законов в сфере образования. В числе главных проблем, стоявших перед экономикой образования периода начального ее формирования, было совершенствование методологии и методов планирования системы образования в целом и ее отдельных звеньев, сбалансированность планов подготовки и распределения специалистов, обоснование соотношения между направлениями и формами обучения, отвечающими потребностям директивно-плановой экономики; определение общественно необходимых затрат на образование.
По мнению В. А. Жамина, «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного обра-
зовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования... Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования.».
В условиях переходной экономики проблемы трансформации когда-то централизованной экономики образования в рыночную сложны и не имеют однозначного варианта решения, это объясняет неослабевающий интерес в образованию как к отрасли со стороны как зарубежных (Я. Корнай, П. Мю-релл, Р. Маккинтон и др.), так и отечественных ученых (Л. И. Абалкин, С. Ю. Глазьев, А. Я. Лившиц и др.).
В. П. Щетининым в 1994 г. образование рассматривалось как сложная социальноэкономическая система и приоритетная отрасль экономики, где особое внимание должно быть уделено некоммерческому характеру учреждений образования, рынку и маркетингу образовательных услуг, перспективным технологиям финансирования учебных заведений.
В условиях рыночной экономики, подготовки и подписания Болонского соглашения на первое место в исследовании экономики образования вышли проблемы высшего образования (Н. А. Александрова, Г. В. Балашов, С. А. Беляков, Е. Н. Богачев,
С. А. Дятлов, У. Г. Зиннуров, В. М. Зуев, А. П. Панкрухин, В. В. Чекмарев и др.).
Отраслевого подхода при исследовании экономики образования придерживается помимо В. П. Щетинина и экономист
С. А. Беляков. Однако этими двумя фамилиями ограничивается круг авторов, опубликовавших за последние годы доступную широкой публике модель экономики образования, хотя отечественная модель экономики образования в последние (пореформенные годы) формировалась под влиянием двух концепций: экономики образования как отраслевой экономической науки и теории человеческого капитала.
Следует отметить, что комплексного подхода к рассмотрению образования как отрасли экономики в настоящее время не существует, рассматриваются либо отдельные подотрасли, либо отдельные экономические отношения в отрасли, что не позволяет повысить эффективность экономики и менеджмента образования.
Образование как отрасль следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими подсистемами образования как отрасли являются подотрасли, ко-
торые обладают своей спецификой и количественными характеристиками: общего
образования, профессионального образования, дополнительного образования.
Исходя из этого образование определяется нами как отрасль нематериальной сферы экономики, объединяющая совокупность подотраслей и субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, оказывающих образовательные услуги и производящих образовательные продукты с учетом потребностей рынка, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение и направлены на воспроизводство человеческого капитала. Существенными характеристиками образования как отрасли экономики является то, что она охватывает производство (оказание), распределение и потребление образовательных услуг и продуктов.
Если рассматривать положение образования как отрасли экономики в национальной отраслевой структуре, можно отметить, что в отраслевой структуре нашли отражение уровень индустриального развития страны и ее экономическая самостоятельность, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль отраслей в народном хозяйстве. Изменения отраслевой структуры определяются долгосрочными прогнозами развития экономики России и стратегическими приоритетами по социально-экономическому развитию страны.
Важным условием повышения эффективности общественного производства является реструктуризация отраслевой структуры и оптимизация процессов управления отраслевыми организациями и комплексами. В общесоюзном классификаторе (ОКОНХ, 1976 г.) «Отрасли народного хозяйства» отрасль «народное образование» выделялась как самостоятельная среди 24 отраслей народного хозяйства, что доказывает приоритетность влияния образования на экономические результаты развития.
Согласно «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (1993 г.) включал 17 видов экономической деятельности, в т. ч. «деятельность в области образования». К концу 1990-х гг. ХХ в. в национальной экономике насчитывалось более 350 отраслей и видов производств. По общероссийскому классификатору выделялось 16 комплексных отраслей, представляющих крупные группы отраслей промышленности: машиностроение и металлообработка включали 136 отраслей; легкая промышленность - 48; цветная металлургия - 36; пищевая промышленность - 34;
химическая и нефтехимическая промышленность - 32; промышленность строительных материалов - 32; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 19; топливная промышленность - 16; черная металлургия - 11; стекольная и фарфорофаянсовая промышленность - 10; электроэнергетика - 7; микробиологическая промышленность - 7; мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - 2; медицинская промышленность - 3; полиграфическая промышленность - 1; другие отрасли промышленности - 13, куда была отнесена сфера услуг, в т. ч. и образование.
Итогом переходной экономики к 2003 г. можно считать увеличение количества отраслей и промышленностей до 435, однако только 200 из них имели рост физического объема производства (48% общепромышленного производства), в т. ч. и отрасль образования, несмотря низкие демографические показатели.
Особенностью отраслевой структуры народного хозяйства, сформированной за десятилетия развития в рамках плановой системы хозяйствования в СССР, является несбалансированность отраслевых экономик. Главное направление реструктуризации национальной отраслевой структуры - опережающее развитие отраслей, оказывающих непосредственное влияние на воспроизводство человеческого капитала и инновационное и техническое развитие всех сфер народного хозяйства. Мы считаем, что образование как отрасль и как составная часть национальной отраслевой структуры, необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который свойственен остальным отраслям и всей экономике страны в целом. Однако эти отношения в образовании как в отрасли имеют особенности и обнаруживаются в: 1) взаимосвязях экономических субъектов и экономическом пове-
дении руководителя учреждения; 2) воздействии образования на экономический рост; 3) отношениях собственности; 4) потребностях в ресурсном обеспечении образовательных учреждений; 5) оценке вложений в образование; 6) инструментах повышения эффективности использования финансирования и снижении неэффективных расходов; 7) механизмах привлечения дополнительного финансирования; 8) обмене результатами деятельности с работниками других отраслей; 9) способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т. д.
Для образования как отрасли могут быть использованы показатели, применяемые для характеристики других отраслей: реальный и потенциальный размер отрасли; перспективы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла; структура и масштабы конкуренции между образовательными учреждениями в подотраслях; структура отраслевых издержек, для определения которых подушевое (бюджетное) финансирование по подоотраслям является базовым; система сбыта образовательных услуг и продуктов; тенденции развития отрасли; ключевые факторы успеха.
Останавливаясь на показателях деятельности образования (Российский статистический ежегодник, 2003-2011 гг.) как отрасли следует отметить, что четко просматривается подотраслевое деление (таблица 1).
Показатели подотраслей свидетельствуют об увеличении объемов образовательных услуг (охвате), оказываемых разным категориям потребителей.
По численности трудоспособного населения, занятого в отрасли, за 10 лет не наблюдается изменений, это, как правило, 9% от общего количества занятых в экономике (таблица 2) и более 15% женщин, выбравших образование как вид экономической деятельности (таблица 3).
Таблица 1.
Основные показатели образования по подотраслям
Показатели | 1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010
Подотрасль общего образования
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. 65,0 74,5 87,9 68,6 51,3 46,5 45,1
В них детей, тыс. чел. 5666 8149 9009 5584 4263 4530 5388
Численность детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ, чел. 105 109 108 83 81 95 107
Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. 96,9 68,8 67,6 68,9 67,0 61,5 49,5
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, тыс. чел. 23235 17638 20328 21567 20074 15185 13318
Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, тыс. 6,9 6,0 2,1 1,8 1,7 1,7 1,3
В них обучающихся, тыс. чел. 2049 2578 523 472 480 446 325
Подотрасль профессионального образования
Число образовательных учреждений начального профессионального образования 3257 4045 4328 4166 3893 3392 2356
В них обучающихся, тыс. чел. 1406 1947 1867 1690 1679 1509 1007
Численность обучающихся в образовательных учреждениях НПО на 10 000 чел. населения 108 140 126 114 115 106 70
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования 2423 2505 2603 2634 2703 2905 2850
Численность студентов в образовательных учреждениях СПО, тыс. чел. 2606 2642 2270 1930 2361 2591 2126
Численность студентов в образовательных учреждениях СПО на 10 000 чел. населения 199 190 153 130 162 181 149
Число образовательных учреждений высшего профессионального образования 457 494 514 762 965 1068 1115
Численность студентов в образовательных учреждениях ВПО, тыс. чел. 2672 3046 2825 2791 4741 7064 7050
Численность студентов в образовательных учреждениях ВПО на 10 000 чел. населения 204 219 190 188 324 495 493
Подотрасль дополнительного образования
Численность учреждений и организаций, реализующих дополнительное профессиональное образование - - - - - - -
Численность персонала, прошедших ДПО, чел. - - - 770003 991005 - 2155373
Таблица 2.
Среднегодовая численность, занятых в экономике и отрасли
2000 2005 2010
Всего в экономике, тыс. чел. 64517 66792 67577
в том числе по видам экономической деятельности - образование 5979 6039 5902
Всего в экономике, % 100 100
в том числе по видам экономической деятельности - образование 9,3 9,0 8,7
Таблица 3.
Численность мужчин и женщин, занятых в экономике и в отрасли
Показатели 2000 2005 2010
мужчины | женщины мужчины | женщины мужчины | женщины
Всего в экономике, тыс. чел. 64 1-517 66792 67577
в т. ч. по видам экономической деятельности - образование 1240 4659 1332 5051 1219 5346
Всего в экономике, % 100 100 100 100 100 100
в т. ч. по видам экономической деятельности - образование 3,7 14,8 3,8 14,9 3,4 15,6
Если оценивать уровень квалификации работников, занятых в отрасли, то более 50% - это специалисты высокого уровня квалификации (таблица 4; данные без учета руководящего персонала), имеющее научную квалификацию и высшее образование (таблица 5). Формирование и развитие спе-
цифических компетенций знаниевого и прикладного характера у занятых в образовании требует больших временных и финансовых затрат, поэтому даже незначительные колебания на рынке труда в области образования могут привести к негативным последствиям для развития данной от-
расли, которая давно считается неконкурентоспособной в сравнении с зарубежными образцами. Без учета этого проводимые структурно-содержательные изменения в отрасли образования приводят к утрачиванию человеческого капитала, когда работ-
ники либо прекращают трудовую деятельность, либо осуществляют смену вида экономической деятельности, уходя в отрасли материального производства или сферу обслуживания.
Таблица 4.
Численных занятых в экономике по полу и занятиям, тыс. чел.
Показатели 2000 2005 2010
Всего в т. ч. Всего в т. ч. Всего в т. ч.
мужчин женщин мужчин женщин мужчин женщин
Занятых в экономике - всего 65273 33754 31519 68603 34710 33893 69804 35500 34304
Специалисты высшего уровня квалификации в области образования 2645 636 2009 2815 653 2162 2657 552 2105
Специалисты среднего уровня квалификации в области образования 1378 144 1235 1345 111 1234 1556 104 1451
Таблица 5.
Распределение численности занятых в отрасли по уровню образования,
2010 г. (%)
Показатели Занятые в экономике -всего Уровень образования
послеву- зовское ВПО СПО НПО среднее(полное) общее основное общее не имеют основного общего образования
Всего в экономике, чел. 100 0,2 28,7 27,1 19,7 20,0 4,0 0,3
Образование 100 0,9 49,1 28,1 8,5 10,7 2,5 0,2
Образование России как отрасль национальной экономики входит в десятку экономик мира по количеству занятых в ней: 2009 г. - Германия (6,2% от общего количества занятых в экономике страны), Финляндия (6,7%), Франция (6,8%), США (9,1%), Великобритания (10,2%), Эстония (10,5%), Швеция (10,6%); 2010 г. - Киргизия (7,7%), Азербайджан (8,1%), Украина (8,3%), Армения (9,3%), Россия (9,4%), Беларусь (9,8%), Казахстан (10,1%), Молдова (10,5%).
Среднемесячную заработную плату работников в отрасли нельзя считать высокой, т. к. она всегда «отставала» от среднеотраслевых значений по экономике страны (таб-
лица 6), что вступает в противоречие со стоимостью интеллектуального труда и влиянием на производство человеческого капитала.
Основным источником финансирования деятельности образовательных учреждений являются бюджеты разных уровней (таблица 7), однако в современных условиях, когда образовательные учреждения имеют финансовую самостоятельность, приоритетной задачей становится повышение эффективности расходования выделенного финансирования и поиск дополнительных источников внебюджетного финансирования.
Таблица 6.
Среднемесячная заработная плата работников по экономике и в отрасли, тыс. руб.
Показатели 1995 2000 2005 2010
Экономика 472,4 2223,4 8554,9 20952,2
Образование 309,3 1240,2 5429,7 14075,2
В отношении образования, как и любой отрасли экономики, ведется счет производства по выпуску оказываемых услуг в основных ценах и их использованию: в 2010 г. по сравнению с 2005 г. лет выпуск, промежуточное потребление и валовая добавлен-
ная стоимость выросли более чем в два раза, что свидетельствует о развитии отрасли. По индексу физического объема выпуска по отрасли (%) образование не уступает другим отраслям (таблица 8) и напрямую связано с состоянием экономики.
Таблица 7.
Финансовая деятельность образовательнъх учреждений, 2009-2010 гг. (млн. руб.)
Образовательные организации 2009 2010
Бюджетное финансиро- вание Внебюджетное финансирование Расходы Бюджетное финансиро- вание Внебюджетное финансирование Расходы
Дошкольные образовательные учреждения 277949,1 49902,3 315709,6 293930,0 44113,9 331661,9
321851,5 338043,9
Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения 613670,7 1 15518,0 579863,4 614461,0 | 16217,2 579795,5
629188,7 630678,2
Образовательные учреждения начального профессионального образования 61274,2 | 5960,7 58761,8 55010,4 1 5360,4 52292,8
67234,9 60370,9
Образовательные учреждения среднего профессионального образования 102993,5 | 25670,4 118256,0 105591,3 1 26422,7 124477,7
128663,9 132014,1
Образовательные учреждения высшего профессионального образования 293718,9 1 287670,2 510056,0 301884,4 1 262795,3 505664,2
581389,1 564679,8
Таблица 8.
Индексы физического объема выпуска по отрасли и экономики (%)
Показатель 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Образование 102,6 100,5 100,6 101,2 100,0 98,6 98,2
Всего в экономике 107,6 105,7 108,9 108,8 105,0 92,5 104,1
Образование как отрасль можно описать по состоянию основных фондов, которые составляют не более 3,1% от общего объема экономики. За последние пять лет темпы роста объема основных фондов в образовании стабильны (2005 г. - 101,4%, 2010 г. - 102,5%), однако степень износа основных фондов 43,8% увеличилась до 53,2%.
С точки зрения консолидированного бюджета РФ расходы на образование растут в текущих ценах, но при этом находятся в пределах 10,75-11,78% от общих расходов
(таблица 9). Расходы на образование в процентах к ВВП в 2011 г. составили 4,1%, что ниже уровня 2010 г. Наибольшую долю по итогам 2011 г. в них составляли расходы на общее образование (44,3%), высшее и послевузовское образование (18,7%), дошкольное образование (17,7%). Выделяемое бюджетное финансирование с учетом приоритетов развития отрасли и роста темпов износа основных фондов составляет около 60% от потребностей отрасли.
Таблица д.
Консолидированный бюджет РФ, 1995-2010 гг. (млрд. руб.; до 1998 г. — трлн. руб.)
1995 2000 2005 2010
Доходы 437,0 2097,7 8579,6 16031,9
Расходы - всего 486,1 1960,1 6820,6 17616,7
Образование 57,3 214,7 801,8 1893,9
Профицит, дефицит (-) -49,1 137,6 1759,0 -1584,7
Стоит обратить внимание на то, что интерес к образованию как к отрасли экономики со стороны хозяйствующих субъектов и экономических агентов растет, что отражается на росте инвестиций в деятельность
учреждений (таблица 10), в первую очередь, в подотрасль профессионального образования. Однако на общем фоне роста объем инвестиций не превышает 1,9% от общего объема инвестиций в экономику.
Таблица 10.
Инвестиции в отрасль (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.; 1995 г. — трлн. руб.)
1995 2000 2005 2010
Инвестиции в основной капитал - всего 267,0 1165,2 3611,1 9151,4
Образование 4,8 15,6 68,8 173,4
Для иностранных инвесторов образование как отрасль, к сожалению, не является приоритетной сферой инвестирования. Так, в 2005 г. объем иностранных инвестиций составил 0,1 млн. долл., в 2010 г. - 1 млн. долл.
США. Уменьшился объем инвестиций в основной капитал образовательных учреждений с участием иностранного капитала с 51 млн. руб. в 2005 г. до 37 млн. руб. в 2010 г., что подтверждает низкую конкурентоспособность отечественного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков С. А. Лекции по экономике образования. М. : ГУ-ВШЭ, 1993.
2. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг. (по вариантам) / РАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования. М., 2007.
3. Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально ориентированной модели : в 2 т. Т. 1 / РАН, УрО, Ин-т экономики; под общ. ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. М. : Экономика, 2005.
4. Романова В. В., Мацкевич А. В. Показатели бюджетных расходов в сфере образования / Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики»; Ин-т управления гос. ресурсами. М. : ИД ВШЭ, 2012.
5. Российский статистический ежегодник. 2003-2011 гг. // Федеральная служба государственной статистики. иЯЬ: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_
1135087342078
6. Структурная и институциональная модернизации экономики России: анализ в контексте мирового развития / Отв. ред. Ю. В. Куренков; Ин-т мировой экономики и международ. отношений РАН. М. : Наука, 2006.
Таким образом, с точки зрения анализа экономических отношений и показателей образования как отрасли можно говорить о значимости образования в отраслевой структуре национальной экономики. Однако при отсутствии теоретико-методологического
основ отраслевого менеджмента невозможно принятие эффективных и обоснованных управленческих решений по развитию образования как отрасли экономики.
Статью рекомендует д-р Мариана Ушева.