Научная статья на тему 'Стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана'

Стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА / МИГРАЦИЯ / ВАЛОВОЙ РЕГИ-ОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СПОРТ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багомедов М. А., Омарова Н. К.

Анализируется состояние и проблемы развития отраслей важнейшей сферы экономики Дагеста-на социальная сфера, которая, как доказывается, является по сути, главным источником по-ступления извне во внутреннее обращение наличности и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана»

Багомедов М.А., Омарова Н.К.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДАГЕСТАНА

Анализируется состояние и проблемы развития отраслей важнейшей сферы экономики Дагестана - социальная сфера, которая, как доказывается, является по сути, главным источником поступления извне во внутреннее обращение наличности и инвестиций.

Ключевые слова: стратегия, население, отрасли экономики Дагестана, миграция, валовой региональный продукт, образование, здравоохранение, спорт, культура

Bagomedov M.A., Omarova N.K.

STRATEGIC ANALYSIS OF THE STATE OF THE ECONOMY AND THE SOCIAL SPHERE OF DAGESTAN

Analysis of condition and problems of development of branches of the most important spheres of the economy of Dagestan - the social sphere, which, as it is proved, is as a matter of fact, the main source of income from the outside in the internal appeal in-person and investment.

Key words: strategy, population, branches of economy of Dagestan, migration), the gross regional product, education, health care, sport, culture

По мнению авторов концепции Стратегии - 2020 выгодное географическое положение, разнообразные и благоприятные климатические условия, все еще неиспользуемые природные богатства, развитая транспортная инфраструктура, практически неограниченные резервы рабочей силы представляют собой реальный потенциал динамичного социально-экономического развития Республики Дагестан, создают хорошую базу для инвестиций и развертывания предпринимательской деятельности. Вместе с тем, Дагестан, расположенный на южных рубежах страны в стороне от основного направления товаропотоков Восток-Запад, не может стать сухопутным, морским и воздушным мостом связей России с закавказскими, азиатскими и африканскими странами, поскольку эту роль с большим успехом могут выполнять Москва, Новороссийск, Астрахань и Минеральные воды. Он имеет особое геополитическое и стратегическое значение только как ключ к сохранению от дальнейшего распада Российской федерации. Поэтому Дагестан представляет собой своего рода гарант сохранения российского государства и может иметь только адекватное этой роли социально-экономическое положение.

Несмотря на то, что Республика Дагестан в 1970-80-е годы добилась заметных результатов в ряде отраслей и сфер экономики, сравнение со среднероссийскими показателями развития свидетельствуют о нарастающем реальном экономическом отставании республики.

С 1991 по 1998 гг. произошло разрушение практически всех производственных отраслей экономики региона. Охвативший страну системный кризис производственных отраслей экономики в республике был интенсивнее, чем в России, поскольку большинство предприятий промышленности региона было завязаны кооперационными связями с потребителями и поставщиками из других регионов, а разрыв в Дагестане этих хозяйственных связей усугублялся по объективным и субъективным причинам этноэкономики. В результате этих и других негативных факторов объем производства за этот период снизился в промышленности на 83,3%, в сельском хозяйстве - на 36,0%, безработица возросла до 22,8% численности экономически активного населения, 57,5% населения оказалось за чертой бед-

ности. Но при этом важнейшей сферой экономики региона стала социальная сфера, которая в эти годы продолжала развиваться по объёму и разнообразию услуг, став, по сути, главным источником поступления извне во внутреннее обращение наличности и инвестиций.

Нынешнее состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан, на наш взгляд, определяют следующие факторы:

а) внутренние

- незавершённый демографический переход к европейскому типу семьи, рост населения и увеличение численности экономически активного населения при снижающейся стандартной занятости;

- активная миграция населения за пределы региона и урбанизирующиеся поселения;

- низкий природно-ресурсный потенциал;

- структура экономики с преобладанием услуг социальной и рыночной инфраструктуры, энергетики и строительства при снижающемся значении сельского хозяйства и промышленной обработки из-за отсутствия эффективных технологий и неконкурентоспособности большинства видов продукции на межрегиональном (международном) рынке;

- слабость налоговой базы и высокая дотационность бюджета;

б) внешние

- финансовая помощь из федерального бюджета;

- опасное экономико-географическое положение;

- недостаточная интеграция в российскую и мировую экономику.

Хотя экономика республики с 2000 г развивается высокими темпами, значительно опережая темпы роста в целом по стране и ЮФО, благодаря, главным образом, активной поддержке федерального центра социальной сферы региона, тем не менее сохраняется трёхкратное отставание от среднероссийского уровня ВРП на душу населения.

Особое значение для республики имеет рост обобщающего показателя ВРП в расчете на душу населения. По этому показателю в 2000 г. Дагестан отставал от всех республик Северного Кавказа, а в 2007 г. практически вышел с ними на один уровень, занимая 76-е место среди субъектов федерации.

В Республике Дагестан проживает в (2008г.) 1,9% населения страны и 1,6% экономически активного населения, но производится лишь 0,6% ВРП, 0,1% объема обрабатываемой промышленной продукции, 0,3% производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 1,64% продукции сельского хозяйства, доля инвестиций в основной капитал Российской Федерации составляет 0,98%. Именно поэтому отставание Дагестана от средних показателей России в расчете на душу населения в 2008 г. составляло по ВРП - 3,2 раза (2007 г.); объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - в 15,2 раза, инвестициям в основной капитал - в 2,2 раза; по среднемесячным денежным доходам населения - в 1,6 раза; среднемесячной начисленной заработной плате - в 2,2 раза.

Вместе с тем, численность безработных в процентах к экономически активному населению в 2008 году был в 2 раза выше общероссийского уровня. По большинству из этих показателей республика отстает также от среднего уровня ЮФО и большинства его регионов.

Создание производственного потенциала, мощностей и рабочих мест в Дагестане постоянно отставало от роста численности населения и его экономически активной части. Поэтому производственный потенциал (основные фонды) Дагестана в расчете на одного жителя меньше в 2,5 раза, чем в России и в 1,4 раза, чем в среднем в регионах ЮФО. Именно с этим связана другая исключительно серьезная диспропорция - несоответствие числа рабочих мест численности экономически активного населения. Поэтому безработица в Дагестане достигла почти четверти экономически активного населения и приобрела хронический характер.

Для сбалансированного и равномерного развития экономики исключительно важно концептуально определить рациональную структуру народнохозяйственного комплекса республики.

По точке зрения авторов концепции Стратегии - 2020 Дагестан - преимущественно аграрная республика с отсталым сельским хозяйством и слабой промышленностью. О специализации можно судить по доле видов экономической деятельности в структуре формирования ВРП. В Дагестане по видам экономической деятельности только: 17,6% ВРП приходится на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, 23,9% - на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 17,4% - на строительство; 12,4% - на транспорт и связь; 16,4% ВРП приходится на услуги социальной сферы. При этом все виды деятельности оцениваются по рыночным ценам, а услуги социальной сферы в основном по фактическим затратам государства на её содержание. Если оценить структуру ВРП по нормативной трудоёмкости, тогда окажется, что на социальную сферу приходится свыше сорока процентов вклада, на торговлю и строительство по 25%, и на всё остальное только 10%.

Существенное заблуждение концепции Стратегии заключается в том, что обеспечить занятость растущего населения, рациональное использование природных ресурсов невозможно без современной высокотехнологичной индустрии. Переход отстающих государств (регионов) в категорию развивающиеся происходит не за счёт высокотехнологичной индустрии, а за счёт некапиталоёмких высокорентабельных элементарных технологий малой механизации, позволяющих более эффективно использовать местные материалы и избыточные трудовые ресурсы. Это развивающиеся страны и регионы могут накопить достаточные инвестиционные ресурсы и экспортные возможности и затем позволить себе строительство современной высокотехнологичной индустрии.

Главным проблемным ресурсом развития отстающих регионов являются инвестиции, и именно по их общественной эффективности необходимо и оценивать перспективность направления развития. Инвестиционная ёмкость современной высокотехнологичной индустрии оценивается нами в 15 миллионов рублей на одно рабочее место, фермерская деятельность - в 5 млн, а в сфере услуг и социаль-

ной сфере - в 0,5 млн, в строительстве и того меньше - в 0,1 млн. руб. Поэтому для Дагестана объективно необходимо обеспечить развитие гражданского строительства социальной инфраструктуры, тем более что уровень обеспеченности жильём и объектами социальной инфраструктуры здесь гораздо ниже российского.

Развивать сельскохозяйственную специализацию региона через интенсификацию и инновационные методы в сельском хозяйстве также не имеет смысла, поскольку это выгодно только там, где можно получить дифференциальную ренту второго рода (по плодородию земель), а Дагестан почти по всем культурам является замыкающим по плодородию регионом России. Только по виноградарству и выращиванию помидоров и других ранних овощей на поливных землях Дагестан имеет незначительное преимущество перед другими южными регионами России, где виноградарство укрывное и солнечных дней меньше в вегетационный период. Но и здесь это преимущество будет действовать только до вступления в ВТО, то есть до тех пор, пока азербайджанские крестьяне не получат свободный провоз своей продукции через границу России. Практика последних десяти лет хозяйствования кадарских крестьян показала эффективность небольших откормочных комплексов на покупных кормах, некапиталоёмких, но трудоёмких с частичной механизацией кормоподачи и удаления навоза.

В реальном секторе экономики Дагестана имеет смысл развивать только трудоёмкие некапиталоёмкие производства и виды деятельности, чья продукция ориентирована на внутреннего потребителя. Это гражданское и жилищное строительство, пищевая индустрия, включающая общественное питание и переработку продовольствия, культурно-развлекательные и спортивные сооружения и площадки. В сельском и лесном хозяйстве это трудоёмкие, но не капиталоемкие, (то есть экстенсивные) виды деятельности: откорм скота, приусадебное хозяйство и заготовки природных материалов, развитие малой механизации.

Превратить Дагестан в развитую индустриально-аграрную республику возможно будет только на следующем технологическом витке длинных волн глобализации, когда из отстающего региона он перейдёт в разряд развивающихся, если заблаговременно угадать направление и подготовить профессиональные кадры, с тем, чтобы иметь какую то инвестиционную привлекательность к тому времени. Крайне важно осуществить коренную структурную перестройку народного хозяйства, способствующую повышению качества жизни населения, и при этом рациональнее использовать инвестиции. Так наибольшие инвестиции в развитие производства гидроэлектроэнергии, производившиеся до сих пор в Дагестане, создавали только 0,1% рабочих мест, то есть нисколько не способствовали повышению качества жизни населения региона. Если бы эти инвестиции, оцениваемые нами за 50 лет в 50 миллиардов инвестиционных рублей и повышающие ВРП только на 4 млрд рублей, были использованы для вложения в развитие платных услуг социальной и рекреационной сфер, это позволило бы создать дополнительно более 50 тысяч рабочих мест, догнать показатели ЮФО по качеству жизни населения и повысить объём ежегодного ВРП по крайней мере на 25 млрд рублей.

Одной из важнейших проблем современного Дагестана является глубокая дифференциация территорий Дагестана по уровню социально-экономического

развития, связанная с недостаточным развитием сферы услуг и социальной инфраструктуры в периферийных и горных районах. Отсутствие полноценного рынка услуг, их предложения и оборота, связанные как с отсутствием инвестиций, так и с недостатками культуры потребления населения, это главная причина низкого качества жизни населения и отстающего состояния всей экономики Дагестана.

Отсутствие культуры потребления услуг проявляется в том, что потребление товаров в России превышает разумные пределы и по их стоимости, и по количеству в главной группе населения, представляющей по нашей трактовке средний класс. Представитель среднего класса в России тратит денег на приобретение товаров в два раза больше, и на получение услуг высокого качества в десять раз меньше, чем американец из среднего класса. Соответственно, качество жизни среднего американца оказывается в три раза выше, чем среднего россиянина.

При соответствующем развитии уровня культуры производства и потребления услуг в каждой территории различия по уровню экономического развития по районам составляли бы примерно в четыре раза, а не в 16,5 раза, как это имеет место по сельским районам Дагестана.

Прирост населения республики обеспечивается пока за счет естественного прироста населения, перекрывающего отрицательное сальдо миграции. Низкое качество жизни населения, вследствие длительной ошибочной структурной политики властей региона приводит к возрастающему потоку миграции на постоянное проживание в другие более благополучные по качеству жизни регионы. Сейчас он составляет более семи тысяч человек в год, но при сохранении ситуации этот поток по каналам этноэкономики возрастёт к 2020 году до 15 тысяч человек, то есть население в регионе стабилизируется, а затем начнёт сокращаться.

В целом по республике в 2008 г. превышение числа родившихся над умершими составило 3,1 раза (2,6 раза - за 2005 год), в то время как в целом по Российской Федерации число умерших более чем в 1,2 раза превышает число родившихся. Общий коэффициент смертности в республике значительно в 2,5 раза ниже среднероссийского, но смертность населения за последние 13 лет практически не снижается (15-16 тыс. человек умерших ежегодно), что наряду с успехами здравоохранения региона, снижающими смертность по возрастам, связано с происходящим в республике старением населения, а смертность населения повышается с каждой последующей возрастной группой.

До 90-х годов республика имела отрицательное сальдо миграции, что было связано с тем, что мигранты из региона, выехавшее за пределы отстающего региона во время подъёма, стремятся вернуться во времена системных страновых кризисов в социально привычную среду, где родственные связи и этноэкономика гарантируют какой то принятый в данной социальной среде стандарт качества жизни. В последние годы сальдо миграции нарастающе отрицательное, что обуславливается отъездом части населения в другие более экономически развитые регионы на заработки и постоянное местожительство. Такая тенденция может оказать отрицательное влияние на динамику потенциала человеческого капитала республики, поскольку в основном выезжают наиболее активные молодые и квалифици-

рованные кадры, которые не находят достойных условий для жизни в своём регионе.

Тем не менее, трудовой потенциал республики увеличивается темпами, опережающими рост общей численности населения. За последние 8 лет (2001-2008) численность постоянного населения республики выросла на 22,3%, а трудоспособного - на 27% и экономически активного - на 34,2% (с 962 до 1291 тыс.чел). Уровень трудовой активности населения вырос на 12,5%. Именно благодаря развитию социальной сферы и самозанятости численность безработных (по методологии МОТ) в 2008 г. по сравнению с 2000 г. снизилась на 32,2%, хотя число зарегистрированных безработных (46,8 ) снизилось за это время на 3,2 процентных пункта.

Для Республики Дагестан характерна общероссийская тенденция последних восьми лет - опережающее повышения уровня доходов населения более чем на 27% в год при среднем индексе инфляции до 15%. Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в 2008 г. составила 7595,1 рублей против 878,7 - в 2000 году, однако уровень среднемесячной заработной платы в Дагестане в 2008 году был в 2,3 раза ниже, чем в России (17290,1 руб.) (в 2004 году - 2,2 раза, в 2000 году - 2,5 раза). Среднемесячная заработная плата в Дагестане остается самой низкой среди республик и областей ЮжноФедерального округа, так как здесь более высока доля неучитываемых заработков от нестандартной занятости.

Темпы роста среднедушевых денежных доходов населения в Дагестане выше, чем в большинстве регионов России. За восемь лет с предпоследнего 85 места среди регионов России этот рейтинговый показатель Дагестана поднялся до 52 места. Однако в абсолютном выражении высокие темпы не компенсируют сложившегося ранее отставания (в 1,4 раза) от среднероссийского уровня.

В условиях экономического роста последних семи лет растёт и уровень жизни населения. Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы по Республике Дагестан к прожиточному минимуму возросло с 80,1% в 2000 г. до 399,5% в 2008 г. Начиная с 2002 г., среднемесячная начисленная заработная плата по Республике Дагестан превысила прожиточный минимум трудоспособного человека. В 2008 г. удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составил 10,1 % ко всему населению. По этому показателю Дагестан пятый регион по России, хотя, если даже 1 гражданин, а не каждый десятый житель получает доходы ниже физиологического минимума потребления, то такое общество нельзя назвать здоровым.

Динамика воспроизводства населения, межрегиональные и внутриреспубли-канские миграционные процессы, проблемы повышения уровня и качества жизни, формирования современного человеческого капитала во многом обусловлены состоянием и уровнем развития социальной сферы республики.

В последние годы многое делается для развития социальной сферы, реализуются федеральные и республиканские программы, федеральная целевая программа «Юг России», претворяются в жизнь национальные проекты развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения, «Доступное жилье» и др. Из консо-

лидированного бюджета республики на социально-культурные мероприятия было направлено в 2000 г. 4785,4 млн.рублей (56,4% всех расходов), в 2004 г. эта сумма выросла до 11060,4 млн.рублей (56,3%) (рост в 2,3 раза в текущих ценах), в 2005 г.

- 13469,4 млн. рублей (58,1%) (рост к 2004 г. - 21,8%), в 2006 г. - 21344,4 млн.руб. (70,6%) (рост - 58,5%), в 2008 г. - 28740,3 млн руб. (рост к 2000 г. 600%).

Улучшение жилищных условий и повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства являются одним из важных факторов, определяющих уровень и качество жизни населения.

Расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в абсолютной сумме ежегодно увеличивались начиная с 2000 г. (в 2005 г. в 2,2 раза к 2000 г. в текущих ценах), и составили в 2008 году 6775,3 млн руб. но их удельный вес в общих консолидированных расходах бюджета снижался с 17,1% в 2000 г. до 8,7% в 2003 г., 8,1% в 2004 г. , 13,9% в 2005 г и 13,6% в 2008 году. И этот факт при условии заметного роста общего жилищного фонда республики свидетельствует об относительном снижении качества услуг по капитальному ремонту.

За последние 13 лет (1996-2008 гг.) жилищный фонд республики увеличился на 40,6%, а общая площадь жилых помещений на начало 2009 г. составила 45 млн. кв. м. Однако общая жилая площадь в среднем на одного жителя в конце 2008 г. составила 16,5 кв. м. и увеличилась по сравнению с 1995 г. лишь на 12,3%, а с 1990 г. - на 7,1%. Однако по размеру жилой площади, приходящейся на одного жителя, республика отстает от среднего показателя по России (22,0 кв. м) в 1,6 раза и ЮФО (19,5 кв. м) - в 1,2 раза. Это представляет собой существенный резерв роста не только ВРП, но и качества жизни населения, при соответствующей политике и организационной роли региональных властей, направленной на удешевление жилищного строительства за счет конкуренции и снижения транзакционных издержек. Для категории средний класс принятый в мире уровень жилищной обеспеченности составляет 30 кв. м. на члена семьи.

Выполнение важнейшего социального проекта «Доступное жильё» всё ещё связано со значительными перегибами и ограничениями, поскольку всего лишь 500 семьям, располагающим достаточными доходами, может быть оказана помощь государства при получении ипотечного кредита, хотя в Дагестане ежегодно заключается около 20 тысяч браков (в 2008 году - 23,8 тысячи браков). Ипотечные кредиты не смогут стать важнейшим механизмом финансирования строительства жилья, пока проценты по ним не опустятся ниже важной психологической отметки 3%, то есть пока государство своей макроэкономической политикой не доведёт учетную ставку до 2%, индекс инфляции до 1%, стоимость жилья до 10 тысяч рублей за квадратный метр.

В условиях высокой сейсмоопасности можно оценить как угрожающее техническое состояние жилищного фонда республики. Удельный вес ветхого жилья составляет 17,8% (в ЮФО - 3,3%, в России - 2,7%), а аварийного - 2,7% (в ЮФО

- 0,9%, в России - 0,5%). Большая часть жилищного фонда республики не обеспечена элементарными условиями жизни. Состояние благоустройства жилищного

фонда республики в сравнении со средними показателями ЮФО и Российской Федерации выглядит весьма отстающим (см. табл. 1):

Таблица 1.

Благоустройство жилищного фонда по регионам ЮФО в 2008 г.1

_(в процентах)_

Удельный вес общей площади, оборудованной

водо- водоот- отопле- ваннами газом горячим наполь-

прово- ведени- нием (душем) (сете- водо- ными

дом ем (ка- вым, снабже- элек-

нализа- сжижен- нием тропли-

цией) жен- тами

ным)

Российская Федерация 76,9 72,8 81,9 66,2 69,4 64,2 18,3

ЦФО 80,1 77,8 85,7 72,5 74,9 70,3 17,5

ЮФО 73,8 67,7 76,8 59,7 85,9 57,7 2,5

Республика Адыгея 65,2 62,1 78,8 52,4 74,3 58,4 0,1

Республика Дагестан 55,2 43,4 60,7 36,8 84,2 30,4 3,4

Республика Ингушетия 96,8 75,6 99,1 78,5 100 76,0 -

Кабардино-Балкарская Респ. 87,5 77,4 90,5 74,6 94,5 72,8 2,5

Республика Калмыкия 44,5 39,1 99,4 35,5 98,9 22,6 0,2

Карачаево-Черкесская Респ. 74,7 57,8 70,1 52,8 85,2 46,7 1,5

Респ Сев. Осетия - Алания 97,0 96,1 92,3 89,0 96,7 89,2 2,3

Чеченская Республика 67,0 50,6 66,2 43,7 74,5 28,4 -

Краснодарский край 77,7 73,4 73,3 60,1 81,4 61,6 3,0

Ставропольский край 79,5 73,8 84,3 68,2 90,5 65,9 4,2

Астраханская область 73,5 67,2 82,0 53,9 89,0 51,8 1,3

Волгоградская область 70,3 68,7 83,3 63,0 90,0 62,8 1,9

Ростовская область 71,9 65,9 72,0 59,6 82,8 55,3 1,9

По всем параметрам благоустройства жилья (кроме газификации) республика существенно отстает от средних показателей и России, и ЮФО. Тем не менее, именно благоустройство жилищного фонда, наряду со строительством автодорог и очистных сооружений, представляет собой существенный резерв обеспечения дополнительной занятости населения и повышения ВРП. В республике фактическое водопотребление на одного человека в отдельных сельских районах составляет 20% от норматива, а в городах - не более 60%. Только Махачкала с её КОРом и тремя водоводами получает воды на одного жителя больше всего в России (700 литров в сутки), но её потери в сетях здесь настолько велики, что в некоторые районы города вода поступает по часам.

Важнейшим стратегическим приоритетом повышения качества жизни населения региона является развитие образования. В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» происходят заметные позитивные сдвиги. За 4 года (2004-2008) абсолютная сумма затрат на образование из консолидированного бюджета республики увеличилась почти в три раза (с 5391,7 млн руб. - до

1 Исчислено автором по данным Стат. сб. Регионы России 2008 с.202-220

12

14674,7млн руб.), а их удельный вес в расходной части бюджета возрос с 25,0% в 2003 г. до 28,6% в 2005 г.и до 29,6% в 2008 году.

С 2001 г. за пять лет численность занятых в сфере образования увеличилась на 14,5% и составила в 2005 году 116,7 тыс. человек или 13,4% общей численности 873,4 тыс. чел., занятых в экономике республики. Затем она до 2009 года выросла ещё на 8,3% и составила в 126,4 тыс. чел., или 13,4% от общей численности 941,4 тыс. чел, занятых в экономике республики в 2008 году. Улучшение учебно-материальной базы ведётся путём закрытия старых и маломестных школ и строительства новых типовых школ в микрорайонах и сёлах, где они отсутствуют или где слишком высокая нагрузка учеников на вместимость действующей школы.

Однако такие темпы строительства новых и реконструкции действующих школ оказались совершенно недостаточными для коренного перелома ситуации к лучшему. В 2008-2009 учебном году свыше половины общеобразовательных учреждений Дагестана функционирует в 2-3 смены, 31,2% учащихся занимаются во вторую и третью смены. На одного учащегося в среднем приходится 2,4 кв. м., в городской местности - 1,9 кв. м., в сельской - 2,7 кв. м. На 100 учащихся средних общеобразовательных учреждений в республике приходится 1,7 персональных компьютера, а в стране - 3,4 (в 2,0 раза больше, и разрыв растёт), в ЮФО -2,6 (в 1,5 раза больше). Из действующих школ 9% находится в аварийном, а 28% в ветхом состоянии.

Число дошкольных образовательных учреждений к 2000 г. (514 с охватом 48,3 тыс. детей) уменьшилось на 128 ед. (20%) по сравнению с 1990 г (642 с охватом 83,2 тыс. детей). Сейчас идет процесс их восстановления и в 2008 г. их стало 625 с охватом 62,9 тыс. детей или их пока на 17 ед.меньше, чем было в 1990 г. По охвату детей дошкольными образовательными учреждениями (28,6%) Дагестан занимает 81-е место, а по численности детей на 100 мест в этих учреждениях (119) он занимает 4-е место среди регионов России (в среднем по России 59,4% и 105, соответственно).

В Дагестане в 2008/2009 учебном году в 34 образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СУЗ) обучалось 25,8 тыс. чел., в 6 государственных и 11 негосударственных высших учебных заведениях (ВУЗ) и их 41 филиалах - 117,9 тыс. студентов. Однако и здесь республика значительно отстает от средних показателей России и ряда регионов ЮФО. По таблице 2 число студентов на 10000 человек населения составляет 435, хотя по России их 529, а в ЦФО их 478, но в Дагестане доля молодых возрастов в численности населения в два раза выше, чем по России, а значит и возможностей получить высшее образование внутри региона в два раза меньше, чем по России, что также снижает качество жизни в регионе и способствует миграции за его пределы. Поэтому рост численности вузов и их вместимости должен оставаться приоритетной стратегической задачей Дагестана. Особенно заметно отставание республики в подготовке специалистов со средним специальным образованием, хотя в них испытывается острый дефицит в новой рыночной структуре экономики региона. Низкое качество подготовки специалистов в большинстве ВУЗов связано как с недостаточным

уровнем оплаты преподавателей, так и с крайне низкой базовой подготовкой большинства принятых абитуриентов.

Таблица 2.

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального об_разования на 10 000 человек населения1_

1990/91 2000/01 2004/05 2008/09

Государ- Образова- в том чис- Образова- в том чис- Образова- в том чис-

ственные тельные ле госу- тельные ле госу- тельные ле госу-

и муници- учрежде- дарствен- учрежде- дарствен- учрежде- дарствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пальные ния выс- ные и му- ния выс- ные и му- ния выс- ные и му-

учрежде- шего про- ници- шего про- ници- шего про- ниципаль-

ния фессио- пальные фессио- пальные фессио- ные учре-

нального учрежде- нального учрежде- нального ждения

образова- ния образова- ния образова-

ния ния ния

Российская Федерация 190 324 292 480 408 529 438

ЦФО 241 390 333 584 435 641 478

ЮФО 146 257 225 389 336 434 367

Республика Адыгея 121 400 385 452 438 466 439

Республика Дагестан 149 277 243 403 353 435 382

Республика Ингушетия 121 141 103 196 152 192 160

Кабардино-Балкария 156 220 217 317 273 338 281

Республика Калмыкия 152 257 225 345 311 458 337

Карачаево-Черкессия 97 238 220 373 340 408 357

Республика Алания 288 345 319 457 404 504 423

Чеченская Республика 121 187 187 206 206 257 250

Краснодарский край 98 191 150 334 245 377 288

Ставропольский край 121 276 198 480 394 519 419

Астраханская область 126 228 210 368 342 429 382

Волгоградская область 148 236 228 377 355 458 381

Ростовская область 206 339 314 471 432 521 471

Здравоохранение республики в последние годы в рамках реализации федеральной национальной программы, федеральных и республиканских целевых программ, республиканской инвестиционной программы и др. получает существенную поддержку. Однако здравоохранение республики сталкивается с весьма серьезными проблемами низкого качества лечения, а состояние и уровень развития инфраструктуры не вполне удовлетворяет потребностям населения. По состоянию на 2008 г. на 10000 человек населения в республике приходится 68,1 больничных коек, а в ЮФО - 87,7, в России - 98,6. По мощности врачебных амбулаторно-поликлиннических учреждений на 10000 человек населения республика (117,6 посещений в смену на 10000 жителей в 2008 г.) отстает от ЮФО в 1,8 раза (210,1), а от России (257,3) - в 2,2 раза. На 10000 человек населения в Дагестане приходится (39,9) врачей на 9,7 меньше, чем в среднем по стране (49,6) и на 4,2 , чем в ЮФО (43,1). Заболеваемость на 1000 человек населения в республике (853,8) выше на 10,6%, чем в России (772) и на 30,7%, чем в ЮФО (653,2). Среди регионов России республика по числу больничных коек на 10000 человек населения занимает 82-е

1 Исчислено автором по данным Стат. сб. Регионы России 2008 с.294-295

14

место, по численности врачей - 59-е (в 2005 - 64) место, среднего медицинского персонала - 77-е (в 2005 - 85) место.

Спорт в Дагестане представляет собой один из важных факторов улучшения здоровья населения, согласия и стабильности в обществе. Проблема состоит в том, что из-за недостатка количества спортплощадок снижается доступность спортивных сооружений широкому кругу населения. Уровень обеспеченности республики спортивными сооружениями составляет по спортзалам 28,5% норматива, по стадионам - 30,5%, по бассейнам - 0,6%. Единовременная пропускная способность спортивных объектов республики составляет 13,4% нормативной, а по РФ -22,9%. Занятия физической культурой и спортом важнейшее направление повышения качества жизни

По своей материально-технической базе и творческому потенциалу культуры Дагестан среди регионов России занимает достойное место. Однако не в полной мере используется имеющийся потенциал учреждений культуры в повышении качества жизни населения республики. Дагестан среди регионов России на 1000 человек населения по численности зрителей театров занимает 63-е место, числу посещений музеев - 77-е место, по библиотечному фонду - 84 место. Государственная организация культуры закоснела в формах своей деятельности. Сейчас телевидение и Интернет определяют формирование культуры населения в большей мере, чем кинофикация, библиотеки и музеи. Огромное, по нашему мнению, негативное влияние на развитие светской культуры в Дагестане оказывает устранен-ность органов культуры от регулирования такого важного и доминирующего в регионе пласта культуры, каким становится постепенно культура ислама. Давно назрела необходимость пересмотреть функции государственной системы учреждений культуры в целях придания ей более важного стратегического значения в формировании идеологии человека постиндустриального общества.

Одним из признаков экономического, социального, политического и морального неблагополучия российского общества является рост правонарушений. Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения в России выросло с 1243 в 1990 году до 2014 в 2000 году и до 2261 в 2008 году. В Дагестане тенденция обратная (соответственно по годам 689, 637, 453), что скорее связано с низкой правовой культуры населения, которое не обращается в правоохранительные органы, а те не регистрируют преступления.

Необходимо отметить, что важнейшей проблемой развития российского общества является отсутствие национальной идеи и вытекающей из него государственной идеологии. Фактическая идеология государства до сих пор сводится к идеологии неравенства, но для решения проблемы сохранения государственности Россия нуждается в идеологии, направленной на решение стратегических задач повышения качества жизни. Такой идеологией, исходя из Конституции Российской Федерации, должна быть идеология социально ориентированного государства. Поэтому государственная политика, подчиненная его идеологии, должна быть направлена на достижение, прежде всего, тех задач и рубежей, которые дали свои положительные результаты в социально ориентированных государствах Европы (Швеции, Дании, Голландии и т.д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.