Научная статья на тему 'Характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008 году'

Характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решиев С.С., Дудаев А.А.

Авторами исследуется характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008 г. С помощью сравнительного анализа сопредельных регионов в составе Южного федерального округа авторы определили место Чеченской Республикой среди них, показали характер и особенности ее развития в последние годы. На базе системного анализа развития республики сделаны выводы и предложения, которые могут служить ориентиром при выборе оптимального комплекса мер, направленных на динамичное развитие Чеченской Республики во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008 году»

ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В 2008 ГОДУ

С. С. РЕШИЕВ,

кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, начальник отдела экономического и бюджетного планирования департамента отраслевой политики администрации президента и правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail. ru А. А.ДУДАЕВ,

главный специалист-эксперт отдела экономического и бюджетного планированиядепартамента отраслевой политики администрации президента и правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail. ru

Исследуется характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008 г. С помощью сравнительного анализа сопредельных регионов в составе Южного федерального округа авторы определили место Чеченской Республики среди них, показали характер и особенности ее развития в последние годы. На базе системного анализа развития республики сделаны выводы и предложения, которые могут служить ориентиром при выборе оптимального комплекса мер, направленных на динамичное развитие Чеченской Республики во всех сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: демографическая ситуация, уровень жизни населения, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, финансовая деятельность, рынок труда.

В социальной сфере Чеченской Республики в 2008 г. произошли существенные позитивные изменения. Демографическое развитие имело устойчивую динамику роста. Показатель естественного прироста населения составил 30,5 тыс. чел. Следует подчеркнуть, что прирост населения наблюдался во всех районах. При этом число родившихся детей в 6,6 раза превышало число умерших. Основными причинами, вызывающими преждевременную

смертность населения, продолжали оставаться болезни системы кровообращения (27,9%), ишеми-ческая болезнь (13,9 %), новообразования (13,8 %), атакже гипертоническая болезнь (7,1 %).

За последние три года инфраструктура системы здравоохранения Чеченской Республики была практически вновь восстановлена и существенно модернизирована.

Организация медицинской помощи на 01.01.2009 характеризуется следующими показателями (табл. 1).

С 2003 г. и по настоящее время наблюдается незначительный рост численности врачей и среднего медицинского персонала. Вместе с тем Чеченская Республика по этим показателям значительно уступает другим субъектам Российской Федерации в составе Южного федерального округа (ЮФО), а по врачам — многократно абсолютному большинству этих регионов. Так, численность врачей всех специальностей на конец 2007 г. в Республике Дагестан — 10,6тыс. чел. (население — 2 688тыс. чел.), в Кабардино-Балкарской Республике — 3,9тыс. чел. (население — 891 тыс. чел.), в Республике Северная Осетия — Алания — 5,0тыс. чел. (население — 702тыс. чел.), а в Чеченской

Таблица 1

Медицинский персонал Чеченской Республики в 2008 г. [2]

Персонал Требуется по штату В наличии

Врачи 3 168 2 590

В том числе:

педиатры 276 201

акушеры-гинекологи 334 292

Средний медицинский персонал 8 243 7 074

В том числе акушерки 671 555

Прочий медицинский персонал 4 239 3 471

Республике на 01.01.2009 — 3,2тыс. чел. (при населении — 1 238тыс. чел.). Численность среднего медицинского персонала в 2007 г. в Республике Дагестан — 21,9тыс. чел., в Кабардино-Балкарской Республике — 9,9тыс. чел., в Республике Северная Осетия — Алания — 7,2тыс. чел. [1], в Чеченской Республике на 01.01.2009 — 8 243тыс. чел.

Необходимо отметить, что начиная с 2001г. число больничных коек в Чеченской Республике динамично растет. На 01.01.2009 их было 8 737. Это говорит о том, что за последние годы идет активный процесс восстановления и строительства объектов здравоохранения. Вместе с тем следует заметить, что до сих пор республика существенно отстает по этому показателю от абсолютного большинства субъектов Российской Федерации в составе ЮФО [2].

За последние годы в Чеченской Республике проведена масштабная работа по восстановлению и техническому переоснащению объектов учреждений системы образования.

На 01.01.2009 на территории Чеченской Республики функционировали 125 детских садов, из которых в сельской местности — 81. В них находилось 11 300 детей, в том числе в сельской местности — 5 660. Подготовлено к открытию девять детских садов (шесть из них — в г. Грозном), три — в сельской местности.

С 2003 г. количество дошкольных образовательных учреждений в республике устойчиво растет. На 01.01.2009 по сравнению с 2007 годом их число выросло более чем в 2 раза. Следует подчеркнуть, что за этот период выросла и численность воспитанников этих учреждений (с 4 645 до 11 300). Позитивная динамика этих показателей в последние годы обусловлена прежде всего активным восстановительным процессом в социальной сфере. Однако Чеченская Республика до сих пор по этим показателям существенно отстает от других субъектов Российской Федерации в составе ЮФО.

Так, на конец 2007 г. в Республике Дагестан было 628 дошкольных образовательных учрежде-

ний, в Кабардино-Балкарской Республике — 101, в Республике Северная Осетия — Алания — 214, а в Чеченской Республике — 125 (не изменилось положение и на 01.01. 2009). Численность воспитанников в том же году в Республике Дагестан составляло 61,3тыс. чел., в Кабардино-Балкарской Республике — 27,6тыс. чел., в Республике Северная Осетия — Алания — 23,4тыс. чел., в Чеченской Республике на01.01.2009 — 11,3тыс. чел.

В 2007 г. показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в целом по ЮФО — 44,9% — последнее место среди федеральных округов Российской Федерации, при этом в Республике Дагестан — 28,6 %, в Кабардино-Балкарской Республике — 57,6, в Республике Северная Осетия — Алания — 55,5, в Чеченской Республике — 7,8 % — последнее место среди всех субъектов Российской Федерации.

За последние годы работа общеобразовательных учреждений постепенно налаживается и приобретает системный характер. За этот период вновь восстановлены и переоснащены многие объекты общеобразовательных и специальных учреждений Чеченской Республики (табл. 2).

С 2001 по 2007 г. число дневных общеобразовательных учреждений в республике выросло незначительно — с 458 до 463. В этот же период количество учителей увеличилось с 12,6 до 14,6 тыс. чел., и учащихся —со 193,9до214,5тыс.чел. Однако на 01.01.2009 работали 437 общеобразовательных школ, в которых обучались 212,3 тыс. чел.

Сегодняшняя система общеобразовательных учреждений в Чеченской Республике далека от оптимального уровня развития. Так, например, число дневных общеобразовательных учреждений в регионах, включенных для сравнительного анализа, составило в 2006/07 учебном году: в Республике Дагестан — 1 669 (при численности учащихся — 416,4 тыс. чел.), в Кабардино-Балкарской Республике — 339 (при численности учащихся — 108,3 тыс. чел.), в Республике Северная Осетия — Алания — 216 (при численности учащихся — 87,6тыс. чел.).

Таблица 2

Общеобразовательные учреждения Чеченской Республики (на 01.01.2009) [2]

Наименование Всего В том числе в г. Грозном

Общеобразовательная школа (работающая) 437 50

В том числе в сельской местности 359 —

Всего учителей 15 652 2 311

Учащиеся 212 311 38 013

Из них заканчивающие

9-й класс 24 103 4 400

11-й класс 10 024 1 165

Школа-интернат 4 4

Учреждение дополнительного образования 119 22

В том числе в сельской местности 72 —

Другим показателем, характеризующим низкий уровень развития общеобразовательной системы в Чеченской Республике, является доля учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. По этому показателю республика занимает последнее место как среди регионов ЮФО, так и во всей Российской Федерации.

На начало 2006/07 учебного года доля сравниваемых в данном анализе регионов выглядела так: ЮФО — 21,5%, Республика Дагестан — 31,5, Кабардино-Балкарская Республика — 17,4, Республика Северная Осетия — Алания — 16,4, Чеченская Республика — 46,6 %.

На базе анализа авторы делают следующие выводы.

1. Демографическая ситуация в Чеченской Республике (естественный прирост на 1 тыс. чел. населения) — наилучшая среди всех субъектов Российской Федерации.

2. Нынешняя демографическая ситуация может стать важным конкурентным преимуществом Чеченской Республики среди других регионов страны, если развить в подрастающем поколении интеллект с учетом опыта из мировой практики (в частности, Японии).

3. При сохранении динамики естественного прироста населения последних лет и в перспективе есть крайняя необходимость в создании опережающими темпами современных конкурентных элементов социальной инфраструктуры в Чеченской Республике (детские ясли, детские сады, общеобразовательные и специальные школы, профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения, высшие учебные заведения, спортивные комплексы ит.д.).

4. Необходимо организовать действенную работу по профилактике и лечению населения от основных болезней, которые вызывают преждевременную смертность. Для достижения успеха в этой

области необходимо изучить и внедрить позитивный отечественный и мировой опыт, мобилизуя при этом финансовые ресурсы, прежде всего из федерального и республиканского бюджетов.

5. Необходимо наращивать техническую базу здравоохранения и продолжить опережающими темпами строительство объектов в этой сфере с учетом реальной демографической ситуации на ее территории.

6. Обоснованно защищать необходимый объем финансирования строительства (модернизации) современных объектов здравоохранения перед федеральными органами власти, чтобы обеспечить Чеченской Республике в ближайшие годы средний уровень инфраструктуры здравоохранения по ЮФО.

7. Министерству здравоохранения Чеченской Республики необходимо наладить более четкую и транспарентную (прозрачную) работу по прохождению медицинскими работниками послевузовского обучения (в интернатуре, ординатуре, аспирантуре или докторантуре) в ведущих вузах страны.

8. Необходимо обоснованно увеличивать штатную численность работников системы здравоохранения республики и защищать ее перед федеральными органами власти, в том числе перед федеральным бюджетом. Это необходимо сделать для того, чтобы довести значение этого показателя в ближайшие годы до среднего уровня по ЮФО. Позитивное решение этого вопроса позволит многократно увеличить рабочие места в этой бюджетной сфере и существенно улучшить качество оказываемых медицинских услуг на территории республики.

9. Обоснованно ставить и защищать перед федеральными органами власти вопрос создания медицинского вуза с современной технической базой на территории Чеченской Республики с учетом опыта сопредельных регионов и тенденций развития демографической ситуации.

Динамика производства товаров и услуг в исследуемый период была положительной. В 2008 г. оборот организаций производства товаров и услуг по отношению к 2007 г. (в действующих ценах) составил 100,3%. Однако, если учесть инфляцию 2008 г., значение этого показателя в 2008 г. составило около 87 % от уровня 2007 г. Согласно данным Рос-стата, инфляция в 2008 г. в Российской Федерации составила 13,3 % [5].

Оборот организаций сельского хозяйства в 2008 г. составил 78,5% от уровня 2007г., а с учетом коэффициента инфляции этот показатель едва достиг 68,1 %.

Оборот организаций в обрабатывающем производстве в отчетном году составил 130,3% по сравнению с прошлым годом, а с корректировкой на инфляцию — 117,0 %. Однако доля обрабатывающего производства в общем объеме оборота организаций республики невелика. Так, в декабре 2008г. она составила 0,5%.

Оборот организаций в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды в отчетный год составил 192,8% по отношению к прошлому году, или с корректировкой на инфляцию — 179,5 %. Рост этих услуг в 2008г., по мнению авторов, обусловлен двумя факторами:

• увеличением (расширением) объемов потребления этихресурсов;

• ростом тарифов на эти услуги.

Оборот организаций в строительстве в отчетный год составил 146,3 % по отношению к прошлому году, с корректировкой на инфляцию — 133,0%. Доля организаций строительства в общем объеме оборота организаций в декабре 2008 г. составила 72,2 %. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в Чеченской Республике идет активный строительно-восстановительный процесс, а с другой стороны, слабым развитием до сих пор других отраслей экономики республики.

Оборот оптовой торговли в 2008 г. составил 2 046,6 млн руб., что на 31,5 % больше, чем за соответствующий период 2007 г., а с корректировкой наинфляцию — 18,2%.

Оборот розничной торговли в 2008 г. составил 20 218,5 млн руб. или 107,7% от уровня 2007г., а с корректировкой на инфляцию — 94,4 %.

Оборот организаций оптовой и розничной торговли (включая ремонт средств передвижения и бытовых изделий) составил 57,9 % по отношению к прошлому году, а с корректировкой на инфляцию — 44,6%. В декабре 2008г. значение этого показателя составляло 988,9 млн руб.

Такой спад за один календарный год в этой сфере является серьезным сигналом для беспокойства политиков, так как этот фактор указывает на неконкурентоспособность сложившейся системы оптово-розничной торговли республики по сравнению с аналогичными системами сопредельных регионов. В результате из Чеченской Республики происходит вывоз массы денег, а внутренний рынок не получает должного импульса для синергетическогоразвития.

Подтверждением сделанных выводов служат показатели об обороте оптовой и розничной торговли в сравниваемых в анализе регионах ЮФО. Так, оборот оптовой торговли в 2007 г. составлял в Республике Дагестан 28 894 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 5 039 млн руб., Республике Северная Осетия — Алания — 7 219 млн руб., Чеченской Республике — 1 556 млн руб. А оборот розничной торговли в 2007 г. составлял в Республике Дагестан 146 648 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 35 549 млн руб., Республике Северная Осетия — Алания — 28 836 млн руб., Чеченской Республике — 15 715 млн руб.

Как мы видим, значения этих показателей Чеченской Республики многократно ниже, чем у охваченных анализом регионов ЮФО. Чеченская Республика по оптовой торговле уступает этим регионам в разы: 18,6; 3,2; 4,6 соответственно. А по розничной торговле: в 9,3 раза, 2,3 раза, 1,9 раза соответственно.

В этой связи, по мнению авторов, следует создавать необходимые условия для реальной конкуренции внутреннего рынка Чеченской Республики с рынками сопредельных регионов. В число первоочередных мер, безусловно, входят создание форсированными темпами институтов рыночной инфраструктуры и снятие искусственных барьеров на пути развития внутреннего рынка (прежде всего следует существенно снизить арендную плату на территории республики и обеспечить альтернативность в выборе торговых площадок) с учетом опыта успешных аналогов.

Оборот организаций транспорта и связи в 2008 г. составил 151,3 % по отношению к прошлому году, или с корректировкой на инфляцию — 138,0 %. В декабре 2008 г. значение этого показателя составило 719,0 млн руб.

В 2007 г. значение этого показателя в сравниваемых в нашем анализе регионах ЮФО выглядело так: в Республике Дагестан — 14 221 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 3 320, Республике Северная Осетия — Алания — 5 138, Чеченской Республике — 317,8 млн руб. По этому

показателю Чеченская Республика также многократно уступает сравниваемым регионам ЮФО: Республике Дагестан — в 44,7 раза, Кабардино-Балкарской Республике — 10,4 раза, Республике Северная Осетия — Алания — 16,2 раза.

Проделанный выше сравнительный анализ указывает на необходимость организации деятельности транспорта и связи республики на уровне, отвечающем современным требованиям к этим элементам инфраструктуры, с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики.

После двух военных кампаний республика почти полностью утратила свою промышленно-про-изводственную базу. В 2008 г. объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств республики составил 551,4 млн руб. При этом доля производства пищевых продуктов составила 29,9% (165,1 млн руб.), электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 28,6 % (157,9 млн руб.), прочих неметаллических минеральных продуктов — 20,8 % (114,8 млн руб.), адоля всех остальных производств — 20,7 % (113,6 млн руб.).

В республике практически отсутствует промышленность. Так, объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств в 2007 г. в Республике Дагестан — 15 717 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 11 403, Республике Северная Осетия — Алания — 20 859, Чеченской Республике — 855 млн руб. Как видно, значение этого показателя Чеченской Республики многократно уступает аналогичным значениям этого показателя сравниваемых регионов ЮФО: Республике Дагестан — в 18,4 раза, Кабардино-Балкарской Республике — 13,3 раза, Республике Северная Осетия — Алания — 24,4 раза.

Такое положение дел в промышленности в последние годы, на взгляд авторов, обязывает генерировать конкретные и действенные алгоритмы (логические шаги) по созданию на территории Чеченской Республики современной конкурентной экономики. Более того, их необходимо обоснованно защищать перед федеральными органами власти и федеральным бюджетом, так как Чеченская Республика, будучи на протяжении последних лет высокодотационным регионом (более 90 %), не будет в состоянии в обозримом будущем самостоятельно решать подобные задачи.

В последние годы строительство в Чеченской Республике развивается устойчивыми темпами. В 2008 г. выполненный объем работ составил 27 970,4 млн руб., что на 3,1 % больше, чем в 2007г. (в со-

поставимых ценах). Общая площадь введенных в 2008 г. 442 жилых домов составила 55,0тыс. м2, или увеличилась по сравнению с 2007 г. на21,5 %.

В соседних регионах в 2007 г. значение этого показателя выглядело так: в Республике Дагестан — 33 091,9 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 4 366,4, Республике Северная Осетия — Алания — 9 685,7, Чеченской Республике — 23 858,1 млн руб.

Однако общая площадь домов, введенных в эксплуатацию в 2008 г., продолжает значительно отставать от аналогичных показателей сравниваемых в анализе регионов. Так, в 2007 г. этот показатель в Республике Дагестан — 800 тыс. м2, Кабардино-Балкарской Республике — 237, Республике Северная Осетия — Алания — 176, Чеченской Республике — 45 тыс. м2. Ввод в действие жилых домов на 1 000 чел. населения в 2007 г. выглядел так: в ЮФО — 411м2 (4-е место среди федеральных округов), в Республике Дагестан — 299 м2 (49-е место в Российской Федерации), Кабардино-Балкарской Республике — 266 м2 (54-е место), Республике Северная Осетия — Алания — 250 м2 (58-е место), в Чеченской Республике — 38 м2(84-е место в Российской Федерации).

Все это свидетельствует:

• во-первых, о крайне низком уровне ввода в действие жилых домов в Чеченской Республике;

• во-вторых, о необходимости увеличения темпов ввода в действие жилых домов для достижения среднеокружного показателя с учетом демографического развития республики за последние годы.

Характер и уровень развития сельского хозяйства показывают, что этот производственный сектор экономики сегодня нуждается в серьезной модернизации как в технологическом плане, так и в организации управления производством с учетом опытаразвитыхстран (регионов).

В 2008 г. объем продукции сельского хозяйства, по предварительному расчету, составил 8 065,1 млн руб. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства Чеченской Республики по сравнению с 2007г. составил 107,3 %.

Однако объем производства продукции сельского хозяйства до сих пор сильно отстает от потенциальных возможностей этой отрасли.

В 2007 г. объем продукции сельского хозяйства в Республике Дагестан составил в денежном исчислении 34 728 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 18 143, Республике Северная Осе-

тия — Алания — 11 535, Чеченской Республике — 7 285 млн руб.

На душу населения объем продукции в денежном исчислении составил в 2007 г. в сопоставлении с другими регионами ЮФО: в Республике Дагестан — 12,9тыс. руб., Кабардино-Балкарской Республике — 20,4, Республике Северная Осетия — Алания — 16,4, Чеченской Республике — 6,0тыс. руб.

Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий Чеченской Республики в 2008 г. составил 182,3 тыс. т, что на 38,5% больше, чем в 2007г. Урожайность зерновых культур составила 16,5 ц/га (117,9% к уровню 2007 г.).

Рост валового сбора зерна в 2008 г. был обусловлен:

• во-первых, незначительным ростом урожайнос-тис1 га по отношению к 2007 г.;

• во-вторых, увеличением посевных площадей по сравнению с 2007 г.

Вместе с тем значения изложенных показателей далеки от оптимального уровня для Юга России в последние годы, т. е. Чеченская Республика по ним попадает в число аутсайдеров ЮФО.

Так, в 2007 г. валовой сбор зерна (после доработки) в Республике Дагестан составил 208,3 тыс. т, Кабардино-Балкарской Республике — 470,6, Республике Северная Осетия — Алания — 341,6, Чеченской Республике — 131,5 тыс. т. А урожайность зерновых культур (после доработки, центнеров с гектара) в этих регионах составила в 2007 г.: в Республике Дагестан — 20,6; Кабардино-Балкарской Республике — 29,3; Республике Северная Осетия — Алания — 36,1; Чеченской Республике — 14,0.

Следует подчеркнуть, что производимое зерно на территории Чеченской Республики в последние годы является в основном фуражным и не попадает в продовольственную группу. В этой связи производители зерна не могут зачастую сбыть произведенную продукцию на внутреннем рынке республики и несут ощутимые материальные потери. Главной причиной этого является нехватка удобрений и гербицидов у производителей зерновых культур. В этих условиях очень важно организовать поставку и реализацию удобрений и гербицидов для сельскохозяйственных производителей республики при действенном участии правительства Чеченской Республики как в снятии искусственных ограничений при пересечении ими границ республики, так и в обеспечении альтернативности их поставок в республику.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями собрано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,2% зерна от общего объема валового сбора по республике (в 2007г. — 24,4%), подсолнечника — 42, 6% (в 2007г. — 39,8%). Участие фермерских и индивидуальных хозяйств в выращивании зерновых культур в Чеченской Республике до сих пор незначительное.

Общая площадь посевов сельскохозяйственных культур под урожай 2008 г. в хозяйствах всех категорий республики составила 183,8 тыс. га, что на 11,7тыс. га (6,8 %) больше, чем было занято под урожай 2007 г.

В 2008 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельскохозяйственных производителей составило 236 тыс. голов, что на 1,5 % больше по сравнению с 2007г., овец и коз — 233,6тыс. голов (на 18,7% больше, чем в 2007г.). Несмотря на тенденцию роста, эти показатели до сих пор заметно уступают аналогичным достижениям других регионов ЮФО. В 2007 г. количество крупного рогатого скота составляло в Республике Дагестан — 912,2тыс. голов, Кабардино-Балкарской Республике — 222,7тыс. голов, Республике Северная Осетия — Алания — 128,5тыс. голов и Чеченской Республике — 232,5 тыс. голов.

На сегодняшний день реально существует необходимость увеличить долю животноводства в структуре сельского хозяйства. Решив эту задачу, с одной стороны, мы сможем наилучшим образом удовлетворить спрос на качественные продукты, с другой стороны, способствовать самодостаточности и динамичности в развитии мясомолочного рынка республики. На важность этого направления указывает также позитивный опыт развитых стран, в частности опыт Германии. В структуре сельского хозяйства Германии животноводство занимает 75 %, или 3/4 всего объема производимой продукции в этой отрасли экономики страны [4].

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 89,2% поголовья крупного рогатого скота, 62,9 % овец и коз (в 2007 г. — 89,7 % и 69,5 % соответственно).

В 2008 г. в хозяйствах всех категорий сельскохозяйственных производителей произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 40,7тыс. т (на 6,7 % больше, чем в 2007г.), молока — 258,4тыс. т (на 3,4% больше, чем в 2007г.), яиц — 49,8 млншт. (на 3,7% больше, чем в 2007г.).

В сельскохозяйственных организациях республики (ГУП) в 2008 г. произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 443 т, молока — 518т, яиц — 17,9 млншт. По сравнению с предыдущим годом производство скота и птицы на убой (в жи-

вом весе) возросло в 2,4 раза, молока — на 11,5 %, а производство яиц сократилось на0,6 %.

В целях повышения эффективности сельского хозяйства и вывода его на конкурентный уровень развития необходимо реформировать и модернизировать эту отрасль экономики Чеченской Республики с учетом опыта из отечественной и мировой практик. Нынешняя форма организации сельского хозяйства и существующая система стимулов в этой отрасли не способны вывести эту важнейшую отрасль экономики на динамичную устойчивую траекторию развития в условияхрыночной экономики.

Нынешний уровень развития транспорта не отвечает потребностям экономики республики в современной конкурентной транспортной инфраструктуре.

В 2008 г. воздушным транспортом республики перевезено 106 тыс. чел.

Перевозки грузов на Грозненском отделении Северо-Кавказской железной дороги в 2008 г. уменьшились по сравнению с 2007г. на 8,8 %. Снижение объемов перевозки обусловлено отсутствием грузов у грузоотправителей, т. е. некоторым снижением экономической активности на территории Чеченской Республики.

Пассажирооборот увеличился по сравнению с 2007 г. на 15,9 %. Однако значение этого показателя до сих пор не достигло оптимального уровня. Сегодняшний уровень развития железнодорожного транспорта не в состоянии обеспечить возросший спрос пассажиров на этот вид транспорта, т. е. полноценно использовать потенциал этого вида транспорта республики. Так, в 2007 г. отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования составило: в Республике Дагестан — 922тыс. чел., Кабардино-Балкарской Республике — 616, Республике Северная Осетия — Алания — 456 и Чеченской Республике — 319 тыс. чел.

В 2008 г. предприятиями автомобильного транспорта общего пользования перевезено 18,9 млн пассажиров. Значение этого показателя по сравнению с 2007г. уменьшилось на5,3 %.

Автомобильный транспорт имеет большой неиспользованный потенциал, который ждет своего применения для максимального удовлетворения потребностей в транспорте на территории Чеченской Республики и увеличения доли автомобильного транспорта в создании ВРП с учетом позитивного опыта отечественной и мировой практики.

В последние годы устойчивыми темпами развивается связь. В 2008 г. предприятиями связи оказано услуг на 4 310,3 млн руб., что на 7,1 % больше

уровня 2007 г. В общем объеме услуги электросвязи составляют 6,3 %, почтовые услуги — 1,0 %, услуги телерадиопередающей связи — 1,3%, мобильной связи — 91,4%.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что потенциал этой отрасли экономики используется до сих пор слабо с учетом опыта развитыхрегионов страны. В результате республика продолжает нести серьезные потери как в виде поступлений в консолидированный бюджет, так и на уровне потребителей. Более того, относительно слабое развитие этой отрасли отрицательно влияет на инвестиционный имидж (привлекательность)республики.

Цены и тарифы в рассматриваемый период в республике имеют тенденцию роста. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Чеченской Республике в декабре 2008 г. составила 2 151,4 руб. в расчете на одного человека в месяц, а по сравнению с декабрем 2007 г. увеличилась на 10,7%.

В конце 2008 г. стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг составила 6 059,8 руб. в расчете на месяц. С начала 2008 г. значение этого показателя выросло на 11,9 %. Таким образом, динамика этого показателя имеет характер устойчивого роста в последние годы. В 2007 г. стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг составила: в Республике Дагестан — 5 145,5 руб.; Кабардино-Балкарской Республике — 4 937,1; Республике Северная Осетия — Алания — 4 774,0 и Чеченской Республике — 5 414,7 руб.

Из этого следует, что в Чеченской Республике стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг самая высокая среди сравниваемых регионов. Это говорит об относительно слабом развитии производства потребительских товаров и системы оптовой торговли потребительскими товарами. В условиях Чеченской Республики крайне важно ускоренными темпами развивать сектор производства потребительских товаров. В пользу этого говорит, в частности, успешный опыт послевоенного развития Федеративной Республики Германии [3].

Финансовая деятельность в последние годы имеет неоднозначный характер. Чеченская Республика до сих пор не вышла на траекторию устойчивого финансового развития. Работа по институциональному обеспечению финансовой системы идет крайне тяжело, еще полноценно не работает территориальный орган Банка России, что мешает открытию на территории республики банков второго уровня, т. е. коммерческих банков. Сегодня в республике реаль-

но действует лишь филиал ОАО «Россельхозбанк», в то время когда в других регионах ЮФО имеются десятки банков и филиалов.

Государственные финансы, т. е. консолидированный бюджет, пока еще остаются очень слабыми в плане их формирования за счет собственных доходов региона.

Консолидированный бюджетЧеченской Республики в 2008 г. исполнен по доходной части на 84,2% от принятого бюджета. Доходы консолидированного бюджета Чеченской Республики составили 64 684,0 млн руб. В том числе налоговые и неналоговые доходы — 6 031,3 млн руб., или 95,6 % от плана (6 309,1 млн руб.), из них:

• налог на прибыль организаций — 810,7 млн руб., или 66,1 % отплана (1 227,0 млн руб.);

• налог надоходы физических лиц — 4 056,6 млн руб., или 103,6% отплана (3 916,4 млнруб.);

• налоги на имущество — 186, 6 млн руб., или 101,6 % от плана (183,6 млн руб.);

• платежи за пользование природными ресурсами — 332,5 млнруб., или 92,5 % отплана(359,6 млн руб.).

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 58 652,7 млнруб., или 83,1 % от плана (70 540,3 млн руб.).

Доли перечисленных поступлений в консолидированном бюджете республики составили, %:

• налоговые и неналоговые доходы — 9,3;

• налог на прибыль организаций — 1,2;

• налог надоходы физическихлиц — 6,3;

• налог на имущество — 0,3;

• платежи за пользование природными ресурсами — 0,5;

• безвозмездные перечисления из федерального бюджета — 90,7.

Анализ структуры доходной части консолидированного бюджета подтверждает, что она не оптимальна и крайне зависима от дотаций из федерального бюджета. Следует подчеркнуть, что за вычетом поступлений по налогу на доходы физических лиц, т. е. поступлений от подоходного налога на зарплату — 4 056,6 млн руб. (или 67,3 % от налоговых и неналоговых доходов), собственные доходы в консолидированном бюджете республики незначительны — 1 974,7 млн руб. (или 32,7% от налоговых и неналоговыхдоходов).

Поступления от налога на прибыль организаций (810,7 млн руб., или 13,4% от налоговых и неналоговых доходов) указывают на крайнюю слабость экономики и на необходимость создания современной экономики с учетом позитивного

опыта отечественной и мировой практики, при действенном участии федерального центра.

Экономическому блоку правительства Чеченской Республики следует, на взгляд авторов, выработать действенные практические меры по увеличению в доходной части консолидированного бюджета республики собственных доходов. К сожалению, в последние годы никак не удается снизить планку более 90 % участия безвозмездных перечислений из федерального бюджета в формировании консолидированного бюджета Чеченской Республики. В результате она находится в числе высокодотационных регионов страны, по отношению к которым действуют ограничения, оговоренные п. 4ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные меры, установленные п. 3 ст. 130:

1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям (распорядителям), получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта

Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) иные меры, установленные федеральными законами.

Действие ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации также отрицательно влияет на инвестиционный климат в Чеченской Республике.

Расходы консолидированного бюджета составили 64 884,9 млн руб., или 81,2% от плана (79 942,1 млн руб.).

В 2008 г. исполнение расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики было низким по следующим статьям:

• национальная экономика — 79,8 % (8 967,4 млн руб.) при плане — 11 236,0 млн руб.;

• здравоохранение и физическая культура — 73,9 % (7 460,2 млн руб.) при плане — 10 088,2 млн руб.;

• социальная политика — 52,7% (9 545,2 млн руб.) при плане — 18 113,0 млн руб. Низкий процент исполнения перечисленных статей расходов консолидированного бюджета обусловлен прежде всего внесением в течение года изменений в действующий бюджет Чеченской Республики.

Финансовая деятельность организаций республики в рассматриваемый период является в целом неэффективной и убыточной. На 01.12.2008 сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций в действующих ценах составил 97,6 млн руб. убытка. Отсюда очевидны следующие выводы:

• необходимо упорядочить убыточные организации Чеченской Республики в перечни, сгруппировав (кластеризовав) их по виду деятельности и социально-экономическому назначению, четко выделив те из них, которые при любом случае следует сохранить, в том или ином виде, в силу их социальной значимости с учетом позитивного опыта развитых регионов страны;

• разработать продуманную комплексную программу санации крупных и средних организаций республики, где существуют реальные трудовые коллективы, с указанием конкретных сроков действия этой программы, с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики;

• безнадежные и бесперспективные организации следует подвергнуть банкротству и после перевести на полные рыночные отношения с учетом позитивного опыта отечественной и мировой практики.

Показатели состояния платежей и расчетов в организациях в последние годы являются наихудшими среди регионов ЮФО.

Так, суммарная задолженность по обязательствам организаций на 01.12.2008 составила 49 452,2 млн руб., из нее просроченная — 35 115,6 млн руб., или 71,0 %от общей суммы задолженности.

Кредиторская задолженность по республике на 01.12.2008 составила 44 814,3 млн руб., из нее просроченная — 33 892, 7 млн руб., или 75,6% от общей суммы кредиторской задолженности.

В структуре просроченной кредиторской задолженности основной объем приходится на долги организаций с видом деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «строительство», «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Задолженность по полученным кредитам банков и займам составила на 01.12. 2008 4 637,9 млн руб., в том числе просроченная — 1 222,9 млн руб., или 26,4% от общего объема задолженности по полученным кредитам и займам. Наибольшая доля просроченной задолженности по кредитам банков и займов имеет место в организациях по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 93,6%, «строительство».

Дебиторская задолженность на 01.12.2008 составила 34 845,1 млн руб., из нее просроченная — 21 204,0 млн руб., или 60,9% от общего объема дебиторской задолженности.

Как показывает анализ, в Чеченской Республике сложилась тяжелая ситуация с задолженностью по обязательствам организаций. В последние годы наблюдается тенденция роста задолженности организаций. По этой позиции Чеченская Республика занимает одно из последних мест среди территорий ЮФО. Так, в 2007 г. кредиторская задолженность составляла: в Республике Дагестан — 17 362 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 14 624, Республике Северная Осетия — Алания — 11162, и Чеченской Республике — 37 848 млн руб. А дебиторская задолженность составляла: в Республике Дагестан — 15 195 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 8 654, Республике Северная Осетия — Алания — 9 901 и Чеченской Республике — 17 870 млн руб.

Для успешного решения проблем с задолженностью организаций республики, на взгляд авторов, следует ввести дополнительно к пере-

численным мерам действенную систему по сбору и оплате платежей за электроэнергию, газ и воду с учетом опыта успешных регионов.

Уровень жизни населения в Чеченской Республике остается до сих пор низким по сравнению со среднеокружным и среднероссийским показателями.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за ноябрь 2008 г. в крупных, средних и малых организациях, составила 12 045,6 руб. По сравнению с ноябрем 2007г. онавыросла на8,2%. По этому показателю Чеченская Республика последние годы продолжает занимать одно из первых мест среди территорий ЮФО. В 2007 г. значение этого показателя в сравниваемых в данном анализе регионах ЮФО выглядело так: в Республике Дагестан — 5 696,4 руб., Кабардино-Балкарской Республике — 7 213,9 руб., Республике Северная Осетия — Алания — 7 625,8 руб. и в Чеченской Республике — 9 916,7 руб.

Наиболее высокооплачиваемыми в ноябре 2008 г. являлись работники финансовой сферы, у которых среднемесячная заработная плата превысила среднереспубликанский уровень в два раза.

Самая низкая величина оплаты труда была у работников, занятых в прочих производствах, среднемесячная заработная плата которых составила 20,2% отсреднереспубликанского уровня.

На 01.01.2009 суммарная задолженность по заработной плате организаций была 533,2 млн руб. Задолженность, образовавшаяся до 2000 г., составляет 150,6 млн руб., или 28,2 % от общей задолженности экономической деятельности организаций.

В последние годы правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные шаги по сокращению задолженности организаций. Вместе с тем следует отметить, что позиция республики по этому показателю до сих пор наихудшая не только среди территорий ЮФО, но и среди всех субъектов Российской Федерации. В 2007 г. значение этого показателя территорий ЮФО, включенных в анализ, составляло: в Республике Дагестан — 18 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 2, Республике Северная Осетия — Алания — 1 и в Чеченской Республике — 865 млн руб., или 89 % от всей задолженности по этому показателю ЮФО.

Для доведения значения этого показателя до среднеокружного уровня, по мнению авторов, необходимо организовать системную работу по улучшению экономической политики в Чеченской Республике с учетом опыта успешных регионов.

В 2008 г. средний размер назначенных месячных пенсий составлял 3 691 руб. За последние годы значение этого показателя в Чеченской Республики самое низкое среди регионов ЮФО и в целом по стране в 2007 г. (84-е место в Российской Федерации, позади лишь Республика Ингушетия). Средний размер пенсий составлял: в Республике Дагестан — 3 005,3 руб., Кабардино-Балкарской Республике — 3 124,8 руб., Республике Северная Осетия — Алания — 3 383,0 руб. и Чеченской Республике — 2 984,3 руб.

В связи с этим необходимо активизировать работу по увеличению размеров пенсий и последовательному отстаиванию интересов пенсионеров перед федеральным центром. Цель — достичь в ближайшие годы среднероссийского уровня пенсий.

Сегодня Чеченская Республика находится перед необходимостью создания форсированными темпами современного рынка труда, отвечающего современным вызовам и проблемам разделения труда.

Численность экономически активного населения составила к концу III кв. 2008 г. 459 тыс. чел., или 38,2 % от общей численности населения Чеченской Республики. Из них были заняты в экономике 160,1 тыс. чел., или 34,9 % от экономически активного населения.

Как следует из анализа табл. 3, участие производственного сектора экономики республики в создании рабочих мест до сих пор остается крайне слабым. Доля этого сектора экономики на рынке труда в конце 2008г. составила всего лишь 15,3 %. В 2007 г. в производственном секторе экономики рассматриваемых в анализе территорий ЮФО было занято (тыс. чел.): в Республике Дагестан — 385,3; Кабардино-Балкарской Республике — 149,6; Республике Северная Осетия — Алания — 123,1.

Даже данные на конец 2008 г. по Чеченской Республике по этому показателю многократно уступают аналогичным данным регионов ЮФО за 2007г.: 15,6; 6,1; 5,1 разасоответственно.

По сравнению с Чеченской Республикой в этих регионах ЮФО производственный сектор экономики занимает большой сегмент на рынке труда. Так, в 2007 г. доля этого сектора анализируемых регионов ЮФО на рынке труда составляла: в Республике Дагестан — 43%, Кабардино-Балкарской Республике — 48,3, Республике Северная Осетия — Алания — 42 %.

На конец декабря 2008 г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 298,9тыс. чел., не занятых трудовой деятельностью и имеющих статус безработного,

Таблица 3

Число замещенных рабочих мест в организациях производственных отраслей экономики (без субъектов малого предпринимательства) в ноябре 2008 г. [2]

Отрасль Замещенные рабочие места

Всего, чел. В том числе работниками

списочного состава внешними совместителями выполнявшими работы по договорам гражданского правового характера

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство 4 738 4 310 — 428

Промышленность 11 623 11 509 46 68

Строительство 8 109 5 698 — 2411

Всего... 24 470 21 517 46 2 907

в том числе 191,1 тыс. чел. получали пособие по безработице.

Таким образом, в конце 2008 г. на территории Чеченской Республики 65,1% от экономически активного населения являлись безработными.

В последние годы правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные меры по созданию дополнительных рабочих мест на территории республики. В результате предпринятых мер удалось несколько снизить уровень безработицы в республике. С начала 2007 по декабрь 2008г. сокращена безработица с 337,3тыс. чел. до 298,9тыс. чел. Однако этот показатель, к сожалению, до сих пор самый высокий не только среди регионов ЮФО, но и среди всех субъектов Российской Федерации.

Бэтой связи необходимо активизировать работу по созданию новых рабочих мест и последовательному снижению уровня безработицы.

Проведенный анализ показал характер и особенности социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008 г., выявил основные

проблемы. По мнению авторов, выводы и предложения, сделанные в результате проведенного анализа, могут служить ориентиром при выборе оптимального комплекса мер, направленных на вывод Чеченской Республики из тяжелого положения во всех сферах жизнедеятельности на путь устойчивого развития и роста.

Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. /Росстат. М., 2008.

2. Стат. сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работ в Чеченской Республике за январь-декабрь 2008 г.». Грозный. 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Эрхард Людвиг. Благосостояние для всех. М.: ЛитРес, 2008.

4. Vanhove N. Regional policy: A European approach. Aldershote etc.: Ashgate, 1999. P. 150—165.

5. URL: http://www. bmf. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.