Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Чеченской республики в 2010-2012 гг'

Социально-экономическое развитие Чеченской республики в 2010-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СОПРЕДЕЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ / ЦЕНЫ И ТАРИФЫ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решиев С.С., Даурбеков С-Э.С.

В статье представлено исследование социально-экономического развития Чеченской Республики в 2010-2012 гг. Показаны характер и уровень развития региона в последние годы. Выявлены основные проблемы на пути развития Чеченской Республики. На основании системного анализа развития республики сделаны выводы и предложения, которые могут быть использованы при выборе оптимального комплекса мер, способных вывести Чеченскую Республику на путь динамичного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Чеченской республики в 2010-2012 гг»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДк 332.1

социально-экономическое развитие

чеченской республики В 2010—2012 гг.

с. с. решиев,

доктор экономических наук, начальник отдела развития финансово-бюджетной системы секретариата первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail. ru

с-э. с. даурбеков,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой прикладной математики E-mail: arisd@hotmail. com Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М. д. Миллионщикова

В статье представлено исследование социально-экономического развития Чеченской Республики в 2010—2012 гг. Показаны характер и уровень развития региона в последние годы. Выявлены основные проблемы на пути развития Чеченской Республики. На основании системного анализа развития республики сделаны выводы и предложения, которые могут быть использованы при выборе оптимального комплекса мер, способных вывести Чеченскую Республику на путь динамичного развития.

Ключевые слова: Чеченская Республика, демографическая ситуация, уровень жизни населения, промышленность, сельское хозяйство, строительство, Северо-Кавказский федеральный округ, сопредельные регионы, цены и тарифы, финансовая деятельность, рынок труда.

В последние годы в социальной сфере Чеченской Республики происходят существенные пози-

тивные изменения. Демографическое развитие в республике имеет устойчивую динамику роста. Численность постоянного населения Чеченской Республики на 01.01.2013 составила 1 325 тыс. чел. Показатели естественного движения населения республики за 2010—2012 годы приведены в табл. 1.

Следует подчеркнуть, что прирост населения наблюдался в эти годы во всех городских округах и муниципальных районах республики. Вместе с тем в исследуемый период в республике наблюдалось

Таблица 1

Показатели естественного движения населения за 2010—2012 гг., тыс. чел.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Количество родившихся 36,5 37,3 34,1

Количество умерших 6,7 6,8 7,1

Естественный прирост 29,8 30,5 26,9

Источник: Чеченстат; авторские расчеты.

Таблица 2

общая характеристика миграционной ситуации в Чеченской Республике в 2010—2012 гг., чел.

Показатель Прирост, снижение миграции

2010 г. (январь—ноябрь) 2011 г. (январь—ноябрь) 2012 г. (январь—ноябрь)

Миграция, всего В том числе: —595 —2 949 —4 138

в пределах России —555 —2 969 —4 318

международная миграция —40 20 180

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 годы».

снижение показателя миграции. Миграционная ситуация в Чеченской Республике в 2010—2012 гг. представлена в табл. 2.

Можно наблюдать, что миграционный поток в республике имеет выраженную отрицательную динамику. Этот фактор можно объяснить тем, что в условиях транспарентности мира наиболее мобильная часть активного населения покидает республику в поисках «лучшей жизни», следовательно, условия жизни и труда в регионе имеют недостатки. На этот фактор следует уделить пристальное внимание Правительству Чеченской Республики. Необходимо выявить истинные мотивы отрицательного миграционного потока и учесть их в программных мероприятиях, реализуемых на территории региона.

В последние годы темп естественного прироста населения в республике самый высокий среди субъектов Российской Федерации. В этих условиях крайне важно обеспечить развитие основных элементов социальной инфраструктуры республики опережающими темпами. В этой связи необходимо определить оптимальные методы (меры) государственной региональной политики для успешного

решения этой задачи, в том числе и прозрачный алгоритм обоснования потребных финансовых средств из федерального бюджета. Целевой функцией этой задачи должно стать достижение республикой среднероссийского уровня развития по основным элементам социальной инфраструктуры в обозримом будущем.

За последние 7 лет инфраструктура системы здравоохранения — важнейший элемент социальной инфраструктуры республики — была практически вновь восстановлена и существенно модернизирована. Это удалось благодаря существенным инвестициям в эту сферу из консолидированного бюджета республики в период с 2006 по 2012 г. За указанный период расходы консолидированного бюджета республики на восстановление и развитие инфраструктуры системы здравоохранения региона составили 60 434,4 млн руб., что соответствует четвертой статье по объему расходов в консолидированном бюджете республики [7, с. 39].

Данные, характеризующие динамику медицинского персонала республики за исследуемый период, представлены в табл. 3.

Таблица 3

медицинские кадры в республике, 2010—2012 гг.

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Показатель Число заня- Число ме- Число заня- Число ме- Число заня- Число ме-

тых долж- дицинского тых долж- дицинского тых долж- дицинского

ностей персонала ностей персонала ностей персонала

Число врачей, всего 3 905 3 158 4 043 3 307 4 454 3 388

В том числе:

— педиатры 297 209 297 209 323 226

— акушеры-гинекологи 358 319 358 319 444 373

Число среднего медицинского 9 917 8 471 10 031 8 868 10 297 8 917

персонала

В том числе:

— акушерки 675 635 675 635 735 707

— прочий медицинский 5 705 4 819 6 013 5 162 6 490 5 522

персонал

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010-2012 гг.»; расчеты авторов.

С 2003 г. и по настоящее время наблюдается устойчивый рост численности врачей и среднего медицинского персонала в республике. Вместе с тем республика по этим показателям на душу населения значительно уступает другим субъектам Российской Федерации, находящимся в составе Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), а по количеству врачей наблюдается многократное отставание. По показателю «численность врачей на 10 000 чел. населения» Чеченская Республика занимает последнее место (83-е) среди субъектов РФ [6, с. 330, 331]. Показатели обеспеченности врачами в Чеченской Республике и в сопредельных регионах в 2011 г. представлены в табл. 4.

В 2011 г. численность среднего медицинского персонала в Республике Дагестан составляла 24,2 тыс. чел., в Кабардино-Балкарской Республике — 9,7 тыс. чел., в Республике Северная Осетия — Алания — 7,7 тыс. чел., в Чеченской Республике — 9,8 тыс. чел. [6, с. 334, 335].

Необходимо отметить, что начиная с 2001 г. число больничных коек в республике в целом динамично растет. Это свидетельствует о том, что в последние годы шел активный процесс восстановления и строительства объектов здравоохранения республики в рамках различных программ развития. Однако Чеченская Республика до настоящего времени существенно отстает от большинства субъектов РФ по показателю «число больничных коек на 10 000 чел. населения» (75-е место) [6, с. 320].

По мнению авторов, только использование программного метода в региональной политике может

реально вывести в обозримом будущем систему здравоохранения Чеченской Республики на среднероссийский уровень (с учетом опыта реализации в последние годы федеральных и региональных программ развития на территории региона) [1].

За последние годы в республике проводилась масштабная работа по восстановлению и техническому переоснащению объектов учреждений системы образования — другого важнейшего элемента социальной инфраструктуры.

Показатели дошкольных учреждений республики в период с 2010 по 2012 г. представлены в табл. 5.

Начиная с 2003 г. число дошкольных образовательных учреждений в республике устойчиво растет. В 2012 г. их число выросло по сравнению с 2003 г. более чем в 2 раза. Следует подчеркнуть, что за этот период многократно увеличилась численность воспитанников этих учреждений (с 4 645 до 28 797 чел.). Позитивная динамика этих показателей в последние годы обусловлена, прежде всего, активным восстановительным процессом в социальной сфере республики в рамках действовавших и действующих федеральных целевых программ (ФЦП) на территории региона. Главными из них по масштабам и значимости для республики, безусловно, были: ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)» [5], ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2012гг.» [4].

Однако показатели системы дошкольных образовательных учреждений республики существенно

Таблица 4

обеспеченность в 2011 г. врачами некоторых регионов СкФо

Регион Численность населения, тыс. чел. Численность врачей, тыс. чел. Численность врачей на 10 000 чел. населения

Чеченская Республика 1 302 3,5 26,8

Республика Дагестан 2 931 11,6 39,5

Кабардино-Балкарская Республика 859 4,0 46,4

Республика Северная Осетия — Алания 709 5,3 74,5

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012; расчеты авторов.

Таблица 5

Дошкольные учреждения Чеченской Республики с 2010 по 2012 г.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Число работающих детских садов 146 164 174

В том числе в сельской местности 93 108 110

Количество детей в детских садах 20 548 24 351 28 797

В том числе в сельской местности 9 443 11 322 13 243

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.»; расчеты авторов.

отстают от аналогичных в сопредельных регионах [6, с. 236].

В 2011 г. показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в целом по СКФО и в сравниваемых субъектах Российской Федерации выглядел следующим образом: СКФО — 32,1 % (последнее место среди федеральных округов РФ), Республика Дагестан — 24,9 %, Кабардино-Балкарская Республика — 51,8 %, Республика Северная Осетия — Алания — 53,1 %, Чеченская Республика — 13,5 % (предпоследнее место среди субъектов Российской Федерации).

В условиях Чеченской Республики самым действенным методом для реального решения этой проблемы также будет, на взгляд авторов, программный метод государственной региональной политики. В рамках федеральных и республиканских целевых программ следует продолжать строительство объектов дошкольных учебных учреждений в республике с учетом динамики демографического развития региона.

В последние годы работа общеобразовательных учреждений республики постепенно налаживается и приобретает системный характер. За период с 2006 по 2012 г. вновь восстановлены и переоснащены многие объекты общеобразовательных и специальных учреждений республики. Показатели деятельности общеобразовательных учреждений на начало 2013 г. представлены в табл. 6.

В период с 2001 по 2012 г. численность учителей и учащихся выросла с 12,6 до 17,5 тыс. чел. и с 193,9 до 223,7 тыс. чел. соответственно.

До настоящего времени уровень развития системы общеобразовательных учреждений в республике далек от оптимального с учетом среднего уровня ее развития на территориях Юга России и

в целом по Российской Федерации [6, с. 244, 245]. Так, по удельному весу учащихся республики, занимающихся во вторую и третью смены, республика занимает предпоследнее место среди субъектов Российской Федерации. В 2011/12 учебном году значение этого показателя в сравниваемых регионах выглядело следующим образом: СКФО — 25,9 %, Республика Дагестан — 30,3 %, Кабардино-Балкарская Республика — 9,0 %, Республика Северная Осетия — Алания — 10,8 %, Чеченская Республика — 40,0 % [6, с. 250, 251]. В условиях, когда образовательная доктрина России направлена на переход к односменному режиму занятий в общеобразовательных учреждениях страны, решить эту проблему на территории Чеченской Республики можно лишь за счет строительства опережающими темпами объектов современных общеобразовательных учреждений с учетом динамики демографической ситуации в регионе. Самым действенным и эффективным методом и в этом случае будет программный метод с учетом специфики региона и общественной значимости объектов общеобразовательных учреждений.

В настоящее время завершаются строительство и восстановление основных объектов высших государственных бюджетных образовательных учреждений республики. В основном этот процесс шел в рамках федеральных и республиканских целевых программ. Результаты очевидны и ощутимы. Восстановленные объекты отвечают современным требованиям и являются очень хорошими площадками для развития инновационных процессов в системе высшей школы республики. Однако по уровню охвата населения вузы республики до настоящего времени не вышли на оптимальный уровень. Так, по численности студентов образова-

Таблица 6

Показатели общеобразовательных учреждений Чеченской Республики за 2010—2012 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Количество работающих общеобразовательных школ 441 442 446

В том числе в сельской местности 353 355 358

Количество учителей в сельских школах 15 970 16 586 17 473

Количество учащихся в сельских школах 212 314 217 803 223 667

Количество учеников, заканчивающих 9-й класс 17 691 19 425 21 286

Количество учеников, заканчивающих 11-й класс 10 671 10 025 9 714

Количество школ-интернатов 5 5 5

В том числе в сельской местности — — —

Количество учреждений дополнительного образования 108 108 110

В том числе в сельской местности 66 66 67

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.»; расчеты авторов.

тельных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 чел. населения республика среди субъектов Российской Федерации занимает лишь 76-е место [6].

Таким образом, строительство объектов высшей школы республики и расширение перечня специальностей в этих учреждениях следует продолжать с учетом природно-климатических, геополитических, демографических преимуществ региона и опыта успешных аналогов.

На базе представленного системного анализа можно сделать некоторые выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) демографическая ситуация в республике — наилучшая среди всех субъектов Российской Федерации [6, с. 80, 81];

2) демографическая ситуация может стать важным конкурентным преимуществом республики среди регионов страны для синергетического развития (если развивать в подрастающем поколении трудолюбие и интеллект с учетом опыта успешных аналогов из мировой практики (в частности, опыта Германии и Японии);

3) при сохранении динамики естественного прироста населения за последние годы и в перспективе существует острая необходимость в создании опережающими темпами современных конкурентных элементов социальной инфраструктуры в республике;

4) руководству республики следует обоснованно «защищать» необходимый объем финансирования строительства (модернизации) объектов образования и здравоохранения перед федеральными органами власти, чтобы обеспечить республике в обозримом будущем среднероссийский уровень инфраструктуры в этих сферах;

5) необходимо обоснованно увеличивать штатную численность работников системы образования и здравоохранения и «защищать» эти показатели перед федеральными органами власти, в том числе перед федеральным бюджетом. Позитивное решение этого вопроса позволит значительно увеличить количество рабочих мест в этих бюджетных сферах

и заметно улучшить качество их услуг на территории республики;

6) необходимо организовать действенную работу на территории республики по профилактике и лечению населения от основных болезней, которые вызывают преждевременную смерть;

7) необходимо активизировать работу по внедрению современных средств оказания полноценных виртуальных консультаций высокопрофессиональными медицинскими специалистами с помощью теле- и интернет-технологий, учитывая растущие потребности в подобных услугах населения сельских поселений региона.

Далее рассмотрим характер развития экономики республики за исследуемый период. Необходимо отметить, что результаты развития экономики республики за последние годы более чем скромные. Этот фактор можно объяснить тем, что при восстановлении республики, разрушенной военными действиями, главный акцент был сделан на восстановление социальной сферы, а объекты экономики стали восстанавливать в последнюю очередь в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2012 гг.». Другим объяснением может быть то, что очень медленно идет процесс осознания необходимости реального обеспечения экономических свобод для предпринимателей, а также конкуренции на внутреннем рынке (необходимо устранить все барьеры на пути развития предпринимательства для появления деловой инициативы на территории республики).

В последние годы динамика производства товаров и услуг в республике является положительной. Оборот организаций в обрабатывающем производстве Чеченской Республики за 2010—2012 гг. представлен в табл. 7.

Значение этого показателя в республике во много раз ниже, чем у сравниваемых субъектов РФ. Так, в 2011 г. значение этого показателя в Республике Дагестан соответствовало 14 700 млн руб., в Кабардино-Балкарской Республике — 21 700 млн руб., в Республике Северная Осетия — Алания —

Таблица 7

Оборот организаций в обрабатывающем производстве Чеченской Республики за 2010—2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Оборот организаций в обрабатывающем производстве 1 030 1 600 3 840

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

10 000 млн руб., в Чеченской Республике — 1 600 млн руб.

Следует подчеркнуть, что доля обрабатывающего производства в общем объеме оборота организаций республики невелика, а доля строительства — огромна. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в республике идет активный строительно-восстановительный процесс, а с другой — слабым развитием других видов экономической деятельности.

Динамика оборота организаций оптовой и розничной торговли в анализируемом периоде выглядит крайне неустойчивой. Более того, относительное значение этого показателя является серьезным сигналом для руководства республики, так как оно указывает, с одной стороны, на неконкурентоспособность организаций оптовой и розничной торговли республики с сопредельными регионами, с другой — на неблагоприятную атмосферу в этом сегменте внутреннего рынка. В результате этого граждане Чеченской Республики, ориентируясь на цены, преимущественно создают спрос на товары, реализуемые на территориях сопредельных регионов, т. е. происходит вывоз массы потребительских денег за пределы республики, а внутренний рынок не получает должного импульса для синергетичес-кого развития.

Показатели, характеризующие оборот оптовой и розничной торговли в республике за 2010—2012 гг., представлены в табл. 8.

Значения указанных показателей Чеченской Республики значительно ниже, чем у охваченных в анализе регионов СКФО при их расчете на душу населения [6, с. 703—706, 727, 728].

В этой связи, на взгляд авторов, следует создавать необходимые условия для более быстрого развития внутреннего рынка республики. В число первоочередных мер, безусловно, входят создание форсированными темпами институтов рыночной инфраструктуры и снятие искусственных барьеров на пути развития внутреннего рынка. Особый акцент следует сделать на снижении арендной платы на территории республики, на обеспечении альтернативности в выборе торговых площадок, на снижении административного давления на бизнес.

Чеченская Республика (после двух военных компаний на ее территории) почти полностью утратила свою промышленно-производственную базу.

Показатели, характеризующие объемы отгруженных товаров собственного производства

обрабатывающих производств республики за 2010—2012 гг., представлены в табл. 9.

Значения указанного показателя свидетельствуют о том, что в республике практически отсутствует промышленность. Так, объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств в 2011 г. в Республике Дагестан соответствовал 24 808 млн руб., в Кабардино-Балкарской Республике — 27 704 млн руб., в Республике Северная Осетия — Алания — 15 522 млн руб., в Чеченской Республике — 1 646 млн руб. [6, с. 446].

Такое состояние «промышленности» в последние годы обязывает, на взгляд авторов, руководство республики генерировать конкретные и действенные алгоритмы по созданию на территории республики современной конкурентной экономики. Более того, оно должно их обоснованно «защищать» перед федеральными органами власти и федеральным бюджетом, так как республика, будучи на протяжении последних лет высокодотационным регионом (около 90 %), не будет в состоянии в обозримом будущем самостоятельно решить подобные задачи. Начинать надо с создания максимально благоприятного инвестиционного климата на территории республики, сняв искусственные барьеры

Таблица 8

оборот оптовой и розничной торговли

в Чеченской Республике за 2010—2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Оборот оптовой торговли 3 776 8 471 21 977,7

Оборот розничной торговли 55 527 73 083 92 705,3

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

Таблица 9

объемы отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств республики за 2010—2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств 4 703 1 646 1 486

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

на пути развития предпринимательства. Однако становится очевидным, что без возрождения эконо-микообразующего сектора (нефтяного) и развития сопряженных с ним секторов в обозримом будущем на территории республики не будет конкурентоспособной экономики, что не позволит республике полноценно и взаимовыгодно интегрироваться как в единое социально-экономическое пространство страны, так и в мирохозяйственные процессы.

В исследуемый период сектор строительства в республике развивался устойчивыми темпами. Следует подчеркнуть, что за последние четыре года объемы работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», выросли существенно.

В 2011 г. значение показателя «объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство»» в сравниваемых регионах СКФО, выглядело следующим образом: Республика Дагестан — 68 358,3 млн руб., Кабардино-Балкарская Республика — 5 707,7 млн руб., Республика Северная Осетия — Алания — 14 654,0 млн руб., Чеченская Республика — 26 846,7 млн руб. [6, с. 618].

Однако показатель общего объема площадей, введенных в эксплуатацию в 2011 г. домов продолжает значительно отставать от аналогичного показателя в сравниваемых регионах [6, с. 626, 627]. Существует реальная необходимость в значительном увеличении темпов ввода в действие жилых домов в республике с учетом ее демографического развития и степени разрушения жилищного сектора в результате военных действий на ее территории.

В мировой экономической истории известны случаи, когда бурное развитие одной или двух отраслей давало импульс всей социально-экономической системе страны. В роли такой отрасли на территории Чеченской Республики может выступить строительная индустрия.

Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей производственного сектора экономики республики. Этот вид деятельности призван обеспе-

Таблица 10

объемы производства продукции сельского хозяйства в Чеченской Республике за 2010—2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Объем производства продукции сельского хозяйства 10 993 12 897,0 13 716,0

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

чить республику основными видами сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить ее экспорт в другие регионы. Однако характер и уровень развития сельского хозяйства республики нуждаются в серьезных преобразованиях, модернизации как в технологическом плане, так и в организации управления производством с учетом опыта развитых стран (регионов).

Объемы производства продукции сельского хозяйства в республике за 2010—2012 гг. представлены в табл. 10.

Необходимо отметить, что объем производства продукции сельского хозяйства в республике до настоящего времени находится на низком уровне (табл. 11).

Характеристики сельского хозяйства республики в последние годы имеют неустойчивую динамику. Они до настоящего времени заметно уступают аналогам в сравниваемых регионах СКФО. Существующая структура сельского хозяйства Чеченской Республики требует оптимизации и диверсификации.

В настоящее время существует необходимость в увеличении доли животноводства в структуре сельского хозяйства. Решив эту задачу, республика, с одной стороны, сможет наилучшим образом удовлетворить спрос на качественные мясные продукты, с другой — способствовать самодостаточности и динамичности в развитии мясомолочного рынка.

Таблица 11

объем производства сельскохозяйственной продукции в некоторых регионах СкФо в 2011 г.

Регион Объем сельскохозяйственной продукции, млн руб. Объем сельскохозяйственной продукции на душу населения, тыс. руб.

Чеченская Республика 12 897 9,9

Республика Дагестан 57 182 19,5

Кабардино-Балкарская Республика 27 738 33,3

Республика Северная Осетия — Алания 21 464 30,3

Источник: авторская разработка.

На важность этого направления указывает также позитивный опыт развитых стран, в частности опыт Федеративной Республики Германии. В структуре сельского хозяйства Германии животноводство занимает 75 %, или 3/4 всего объема производимой продукции в этом секторе [9, с. 150—165].

В целях повышения эффективности сельского хозяйства республики и вывода его на конкурентный уровень развития необходимо его реформировать и модернизировать с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики. Существующие форма организации сельского хозяйства республики и система стимулов априори не способны вывести эту важнейшую отрасль экономики республики на устойчивую траекторию развития в условиях рыночной экономики. Определенной преградой на пути развития сельского хозяйства республики было отсутствие республиканского закона о приватизации — системообразующего закона в рыночной экономике. Однако теперь, с принятием данного закона [2], можно ожидать, что неэффективные и убыточные государственные унитарные предприятия сельского хозяйства республики будут преобразованы (приватизированы) в более эффективные формы хозяйствования с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики.

Важнейшим элементом инфраструктуры республики во все времена был транспорт. От уровня его развития будет зависеть (в определяющей степени) синергетическое развитие республики и уровень ее интеграции в мирохозяйственные процессы.

Существующий уровень развития транспорта в республике не отвечает потребностям ее эконо-

мики в современной конкурентной транспортной инфраструктуре. Процесс авиаперевозок в республике нуждается в серьезной диверсификации как в расширении направлений полетов, так и в предложении альтернатив выбора полетов для пассажиров. Уровень развития железнодорожного и автомобильного транспорта республики не в состоянии обеспечить возросшей в них потребности. Этот факт указывает на необходимость форсированными темпами развивать транспортную инфраструктуру республики в условиях ее полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы. Чеченская Республика до настоящего времени полноценно не использует всех своих конкурентных преимуществ имеющейся транспортной инфраструктуры. Необходимо ускорить работу по открытию прямых авиарейсов со странами Европейского Союза с учетом реальных потребностей. Другим важным направлением должно стать открытие автомобильной дороги в Республику Грузию, что позволит Чеченской Республике полноценно воспользоваться преимуществами приграничной торговли и транзитом. Эти меры относятся к основным механизмам региональной политики в цивилизованных странах и региональных союзах.

Основные характеристики транспорта республики за 2010—2012 гг. представлены в табл. 12.

В настоящее время существенно возросли роль и значение сектора связи в республике. В последние годы этот сектор развивается устойчивыми темпами. Объемы оказанных услуг предприятиями связи республики за 2010—2012 гг. представлены в табл. 13.

Таблица 12

основные характеристики транспорта Чеченской Республики за 2010- 2012 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Пассажирооборот воздушного транспорта, млн пасс. км 161,5 169,4 182,5

Грузооборот железнодорожного транспорта, млн т-км 936,2 924,5 1 274,6

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн пасс. км 580,8 617,0 687,9

Пассажирооборот автомобильного транспорта, млн пасс. км 370,7 396,0 453,0

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

Таблица 13

объемы оказанных предприятиями связи Чеченской Республики услуг за 2010 - 2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Объемы оказанных предприятиями связи услуг 5 414,8 5 861,1 6 091,3

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что потенциал этого сектора экономики республики используется слабо (с учетом опыта других регионов страны). Этот фактор продолжает отрицательно влиять на поступление доходов в консолидированный бюджет, на качество оказываемых потребителям услуг, а также на инвестиционный имидж региона. Для вывода этого сектора экономики на оптимальный уровень развития и придания этому процессу устойчивости необходимо обеспечить реальную конкуренцию среди различных операторов связи и не допустить монопольного положения кого-либо из операторов связи на территории региона.

Важными индикаторами развития производственного сектора экономики и потребительского рынка республики являются цены и тарифы в регионе. Необходимо отметить, что цены и тарифы в рассматриваемом периоде в республике имеют тенденцию роста. В Чеченской Республике стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в последние годы — одна из самых высоких среди регионов СКФО. Это указывает на относительно слабое развитие производства потребительских товаров на территории республики, а также системы оптовой торговли потребительскими товарами. В этих условиях необходимо проводить продуманную региональную политику по ускорению темпов развития производственного сектора, особенно сектора производства потребительских товаров. В пользу этого свидетельствует в частности успешный опыт послевоенного развития Федеративной Республики Германии [3]. Одним

из главных условий для поступательного развития потребительского рынка республики является снятие всех искусственных барьеров (коррупционно-бюрократических, инфраструктурных и т. д.) на пути развития предпринимательства.

По мнению авторов, в рамках представленного анализа следует рассмотреть характер и уровень развития финансовой системы республики — «кровеносной системы» экономики.

Финансовая деятельность республики в последние годы имеет неоднозначный характер. Республика до настоящего времени не вышла на траекторию устойчивого финансового развития. Работа по институциональному обеспечению финансовой системы идет крайне тяжело, деятельность Национального банка Чеченской Республики по открытию на территории республики банков второго уровня, т. е. коммерческих банков, нельзя признать эффективной. В настоящее время в республике реально действует лишь филиал ОАО «Россельхозбанк», в то время как в других регионах Юга России имеются десятки банков и филиалов.

Государственные финансы, т. е. консолидированный бюджет республики, пока еще остаются очень «слабыми» в плане их формирования за счет собственных доходов региона.

Данные об исполнении консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2010—2012 гг. представлены в табл. 14.

Можно наблюдать, что структура доходной части консолидированного бюджета республики не вполне оптимальна и в основном формируется за

Таблица 14

Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2010—2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Доходы консолидированного бюджета республики, всего 64 832,8 75 591,2 74 267,7

В том числе налоговые и неналоговые доходы 8 689,5 7 025,2 7612,3

Налог на прибыль организаций 847,7 1 546,0 665,6

Налог на доходы физических лиц 4 842,5 5 329,8 5879,5

Налоги на имущество 426,8 401,2 603,8

Платежи за пользование природными ресурсами 1,8 0,3 , 0,5,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета 56 143,3 68 566,0 66 655,4

Расходы консолидированного бюджета республики, всего 65 719,6 77 397,8 73 547,4

Общегосударственные вопросы 5 945,5 4 786,9 6 032,9

Национальная экономика 8 377,0 9 491,6 11 014,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 10 600,7 10 738,9 5 536,3

Образование 11 797,4 11 862,5 16 527,4

Здравоохранение 8 299,8 11 442,8 10 853,4

Социальная политика 12 299,5 10 866,8 11 691,5

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010-2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета.

Поступления от налога на прибыль организаций в последние годы указывают на крайнюю слабость экономики республики и на необходимость создания в республике современной экономики при действенном участии федерального центра.

В период с 2006 по 2012 г. (период утверждения консолидированного бюджета республики в форме закона) наибольшие расходы из консолидированного бюджета республики были направлены на восстановление, поддержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства республики (78 501 млн руб.). За этот период на 2-м месте по расходам на эти цели было образование (68 772,7 млн руб.), на 3-м месте — социальная политика (67 444,3 млн руб.), на 4-м месте — здравоохранение и спорт (60 434,4 млн руб.) и на 5-м месте — национальная экономика (59 017,6 млн руб.) [7, с. 39].

С учетом структуры и содержания консолидированного бюджета республики за последние годы, руководству республики необходимо ускорить процесс разработки и реализации действенных практических мер для поступательного увеличения в доходной части консолидированного бюджета региона собственных доходов. В настоящее время республика находится в числе высокодотационных регионов страны, по отношению к которым действуют ограничения, оговоренные п. 4 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что отрицательно влияет на инвестиционный климат в республике.

Финансовая деятельность организаций республики в последние годы является в целом не вполне эффективной и убыточной. В 2011 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций республики составил убыток в 4 717,2 млн руб. (один из наихудших показателей среди субъектов Российской

Федерации) [6, с. 882, 883]. На основании этого очевидны следующие выводы:

• необходимо свести убыточные организации республики в перечни, кластеризовав их по виду деятельности и социально-экономическому назначению;

• необходимо разработать продуманную комплексную программу санации убыточно функционирующих крупных и средних организаций республики;

• безнадежные и бесперспективные организации из их числа следует подвергнуть банкротству, а затем перевести на полные рыночные отношения с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики. Другими важными показателями организаций

республики являются финансово-кредитные характеристики. Показатели состояния платежей и расчетов в организациях республики в последние годы являются наихудшими среди регионов Юга России.

Показатели, характеризующие финансово-кредитное состояние организаций республики, представлены в табл. 15.

В последние годы наблюдается тенденция роста задолженности организаций республики. По этой позиции республика занимает одно из последних мест среди территорий Юга России [6, с. 915].

Для успешного решения проблем с задолженностью организаций республики, на взгляд авторов, следует применить в дополнение к перечисленным ранее мерам действенную систему по сбору платежей за электроэнергию, газ и воду.

Важным индикатором социально-экономического развития региона является, безусловно, уровень жизни населения, который до настоящего времени остается очень низким по сравнению со среднероссийскими показателями.

Таблица 15

Финансово-кредитные характеристики крупных и средних организаций Чеченской Республики за 2010—2012 гг., млн руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций республики —6 939 —10 939 —4 717

Суммарная задолженность по обязательствам организаций 81 630 93 372 96 668,7

Кредиторская задолженность организаций 69 025 77 137 90 327,5

Задолженность по полученным кредитам банков и займам организаций 12 605 16 235 6 341,2

Дебиторская задолженность организаций 25 362 33 308 29 504,3

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

Таблица 16

Основные показатели, характеризующие рынок труда Чеченской Республики за 2010 - 2012 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Численность экономически активного населения, чел. 544 543 628,2

Численность занятых в экономике, чел. 281,0 312,9 447,1

Уровень безработных, % 42,7 32,7 28,8

Уровень официально зарегистрированных безработных, % 42,7 32,7 30,6

Источник: Статистические сборники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за 2010—2012 гг.». Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. /Росстат. М., 2012.

По такому ключевому показателю, как «среднедушевые денежные доходы населения», Чеченская Республика в 2011 г. занимала 70-е место среди субъектов РФ [6, с. 168].

Для того чтобы повысить уровень жизни в республике, необходимо, прежде всего, последовательно развивать социально-экономическую сферу региона с учетом опыта стран с развитым федерализмом. При этом важно учесть все конкурентные преимущества и недостатки региона, а также современные вызовы.

Важнейшей составляющей социально-экономической системы региона является рынок труда. В целом уровень его развития зависит от характера и уровня развития социально-экономической системы региона. Существующий рынок труда Чеченской Республики является слабо диверсифицированным, неемким и не отвечает современным требованиям и вызовам.

Значения показателей, характеризующих рынок труда, представлены в табл. 16.

Следует отметить, что частые корректировки указанных показателей как со стороны Чеченстата, так и министерства труда и социального развития республики вызывают сомнения в их достоверности.

Количество замещенных рабочих мест в организациях производственных секторов экономики представлено в табл. 18.

Можно наблюдать, что участие организаций производственного сектора экономики в создании рабочих мест на территории Чеченской Республики находится на недопустимо низком уровне. Их удельный вес на рынке труда республики в конце 2012 г. составил всего 2,1 %.

За последние годы Правительством Чеченской Республики принимаются меры по созданию дополнительных рабочих мест на территории республики. Однако эти меры не позволяют и не позволят решить проблему безработицы. Ключом решения этой злободневной проблемы должны стать, на взгляд авторов, действенные меры федерального центра по созданию на территории Чеченской Республики современной конкурентоспособной экономики с учетом опыта успешных аналогов из мировой практики, а также особенностей региона.

Проведенный анализ раскрыл характер и особенности социально-экономического развития Чеченской Республики в 2010—2012 гг. Были выявлены основные проблемы на пути социально-экономического развития республики. Показана

Таблица 18

Количество замещенных рабочих мест в организациях производственных секторов экономики

(без субъектов малого предпринимательства), ноябрь 2012 г.

В % к соответствующему периоду предыдущего года В том числе работниками

Вид экономической деятельности Всего замещенных рабочих мест списочного состава (без внешних совместителей) внешними совместителями выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера

Сельское хозяйство, охота 2 587 90,4 2 579 — 8

и лесное хозяйство, рыбо-

ловство и рыбоводство

Промышленно сть 6 313 106,5 6 211 66 36

Строительство 4 472 101,8 4 379 — 93

Всего... 13 372 — 13 169 66 137

Источник: Статистический сборник Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике «О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за январь—декабрь 2012 г.»

позиция Чеченской Республики среди сопредельных регионов по основным социально-экономическим характеристикам.

По мнению авторов, выводы и предложения, сделанные в результате проведенного анализа, могут быть полезны при выборе оптимального комплекса мер для вывода Чеченской Республики на магистральный путь динамичного развития и роста.

Список литературы

1. Бисаев И. У., Решиев С. С. Характер выполнения действующих на территории Чеченской Республики программ по восстановлению и развитию социально-экономической сферы в 2009 г. // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26 (191).

2. О приватизации государственного имущества Чеченской Республики: закон Чеченской Республики от 22.03.2013 № 3-РЗ.

3. О Федеральной целевой программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской

Республики (2002 год и последующие годы): постановление Правительства РФ от 21.12.2001 N° 889 (ред. от 29.12.2007).

4. О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2012 гг.»: постановление Правительства РФ от 15.07.2008 № 537 (ред. от 08.12.2011).

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

6. Решиев С. С. Консолидированный бюджет Чеченской Республики в период с 2000 по 2013 г. и необходимые условия для увеличения в нем собственных доходов // Региональный форсайт: перспективы развития налогового потенциала Чеченской Республики / Министерство финансов Чеченской Республики. Грозный, 2013.

7. Эрхард Людвиг. Благосостояние для всех. М.: ЛитРес. 2008.

8. Vanhove N. Regional policy: A European approach. Aldershote etc.: Ashgate, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.