Научная статья на тему 'Характер социально-экономического развития Чеченской республики в 2009 году'

Характер социально-экономического развития Чеченской республики в 2009 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ / ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гучигов А.Д., Решиев С.С., Даурбеков С.С.

Исследуется характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2009 г. на основе сравнительного анализа с сопредельными регионами Северо-Кавказского федерального округа. Авторы показали характер и особенности развития Чеченской Республики в последние годы. Сделаны выводы и даны предложения, которые могут служить ориентиром при выборе оптимального комплекса мер, направленных на вывод Чеченской Республики во всех сферах жизнедеятельности на путь динамичного развития и роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характер социально-экономического развития Чеченской республики в 2009 году»

36 (171)- 2010

Экономика и управление

ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В 2009 ГОДУ

А.Д. ГУЧИГОВ, кандидат экономических наук, заместитель министра сельского хозяйства Чеченской Республики E-mail: mcx-chechnya@mail.ru

С. С. РЕШИЕВ,

кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, начальникотдела экономического

и бюджетного планирования департамента отраслевой политики Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail.ru

С. С.ДАУРБЕКОВ, кандидат экономических наук,доцент, заведующий кафедрой прикладной математики

E-mail: arisd@hotmail.com Грозненский государственный нефтяной институт имени академика М.Д. Миллионщикова (ГГНИ)

Исследуется характер социально-экономического развития Чеченской Республики в 2009 г. на основе сравнительного анализа с сопредельными регионами Северо-Кавказского федерального округа. Авторы показали характер и особенности развития Чеченской Республики в последние годы. Сделаны выводы и даны предложения, которые могут служить ориентиром при выборе оптимального комплекса мер, направленных на вывод Чеченской Республики во всех сферах жизнедеятельности на путь динамичного развития и роста.

Ключевые слова: Чеченская Республика, демографическая ситуация, уровень жизни населения, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, производство товаров и услуг, финансовая деятельность, рынок труда.

В последние годы в социальной сфере Чеченской Республики произошли существенные позитивные изменения. Демографическое развитие имело устойчивую динамику роста. Численность постоянного населения Чеченской Республики на 01.12. 2009 составила 1 265,3тыс. чел. В 2009г., как и в последние годы в целом, наблюдался значительный естественный прирост населения Чеченской Республики. Показатель естественного прироста населения республики за январь—ноябрь 2009 г. составил 26,8 тыс. чел. (за соответствующий период предыдущего года — 28,9тыс. чел.). Следует подчеркнуть, что прирост населения наблюдался в 2009 г., как и, предыдущие годы, во всех районах

республики. При этом число родившихся детей в 5,5 раза превышало число умерших в Чеченской Республике (в 2008 г. — в 6,6 раза). Основными причинами, вызывающими преждевременную смертность населения, продолжали оставаться болезни системы кровообращения — 51,5 % (в 2008 г. — 27,9), новообразования - 14,3 (в 2008г. - 13,8), внешние причины смерти — 5,2, транспортные травмы — 2,5 %.

За последние 4 года инфраструктура системы здравоохранения республики была практически вновь восстановлена и существенно модернизирована (табл. 1).

С 2003 г. и по настоящее время наблюдается незначительный рост численности врачей и среднего медицинского персонала в Чеченской Республике. В 2009 г. значения этих показателей увеличились по сравнению с 2008 г. на 469 и 386 соответственно. Вместе с тем республика по этим показателям на душу населения значительно уступает другим субъектам Российской Федерации в составе Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), а по врачам — многократно абсолютному большинству из этих регионов. Так, численность врачей всех специальностей на конец 2008 г. в Республике Дагестан — 10,8тыс. чел. (в2007г. — 10,6тыс. чел.), при населении 2 712тыс. чел., Кабардино-Балкарской Республике — 3,8тыс. чел. (в2007г. — 3,9тыс. чел.), при населении 892тыс. чел., Республике Северная Осетия — Алания — 4,9тыс. чел. (в 2007г. — 5,0тыс. чел.), при населении 702тыс. чел., Чеченской Республике— 3, Отыс. чел. (в 2007г. — 2,7тыс. чел.), при населении — 1 239тыс. чел.. По показателю «численность врачей на 10 ООО чел. населения» Чеченская Республика занимает предпоследнее (82-е) место среди субъектов РФ, позади лишь Республика Ингушетия (83-е место).

Таблица 1

Организация медицинской помощи на 01.01.2010 [2]

Численность среднего медицинского персонала в 2008 г. в Республике Дагестан — 22,7 тыс. чел. (в 2007г. — 21,9тыс. чел.), Кабардино-Балкарской Республике— 9,5 тыс. чел. (в 2007 г. — 9,9тыс. чел.), Республике Северная Осетия — Алания — 7,2тыс. чел. (в 2007г. — 7,2тыс. чел.), Чеченской Республике — 8,3тыс. чел. (в 2007г. — 8,1тыс. чел.) [2].

Необходимо отметить, что, начиная с 2001г., число больничных коек в республике динамично растет. На 01.01.2010 в республике имеются 8 890 больничных коек, т. е. на 153 больше, чем в 2008 г. Это говорит о том, что за последние годы идет активный процесс восстановления и строительства объектов здравоохранения республики. Вместе с тем, следует заметить, что Чеченская Республика до сих пор существенно отстает от абсолютного большинства субъектов РФ по показателю «число больничных коек на 10 000 чел. населения» (81-е место), позади лишь Республика Дагестан (82-е место) и Республика Ингушетия (83-е место).

За последние годы в республике проводится масштабная работа по восстановлению и техническому переоснащению объектов учреждений системы образования.

На 01.01.2010 на территории Чеченской Республики функционировали 138 детских садов, на 13 больше, чем в 2008 г., из которых в сельской местности — 86. Общее количество детей в них составило 19 129 (в 2008 г. — 11 300), в том числе в сельской местности — 8 245 (в 2008 г. — 5 660).

Начиная с 2003 г., число дошкольных образовательных учреждений в Чеченской Республике устойчиво растет. На 01.01.2010 оно выросло по сравнению с 2003 г. более чем в 2 раза. Следует подчеркнуть, что за этот период многократно увеличилась численность воспитанников этих учреждений (с 4 645 до 19 129). Позитивная динамика этих показателей в последние годы обусловлена, прежде всего, активным восстановительным процессом в социальной сфере Чеченской Республики, в рам-

Таблица 2

Работа дошкольных учреждений на 01.01.2010 (по данным Министерства общего и профессионального

Медицинские кадры Число занятых должностей (по штату) Фактическая численность медицинского персонала

Численность врачей, всего 3 637 2 976

В том числе:

педиатров 277 231

акушеров-гинекологов 349 365

Численность среднего медицинского персонала, всего 9 208 8 126

В том числе: - -

акушерок 692 704

прочего медицинского персонала 5 262 4 431

образования ЧР)

Показатель Всего В том числе в г. Грозном

Число работающих детских садов 138 35

В том числе в сельской местности 86 -

Количество детей в них 19 129 7 130

В том числе в сельской местности 8245 -

Подготовлено к открытию детских садов 12 7

В том числе в сельской местности 4 -

ках действовавших и действующих Федеральных целевых программ (ФЦП) на территории региона, идущих под личным контролем Президента Чеченской Республики Р. А. Кадырова.

Однако Чеченская Республика до сих пор по этим показателям существенно отстает от других субъектов РФ в составе СКФО. Так, число дошкольных образовательных учреждений на конец 2008 г. в Республике Дагестан — 625, Кабардино-Балкарской Республике — 58, Республике Северная Осетия — Алания — 214, Чеченской Республике — 125.

Численность воспитанников в них в 2008 г. в Республике Дагестан — 62,9тыс. чел., Кабардино-Балкарской Республике — 29,6тыс. чел., Республике Северная Осетия — Алания — 24,1 тыс. чел., Чеченской Республике — 14, 4тыс. чел.

В 2008 г. показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в целом по Югу России и сравниваемых в данном анализе субъектах Российской Федерации выглядел так: на Юге России — 45,2% — последнее место среди федеральных округов РФ, в Республике Дагестан — 28,6, в Кабардино-Балкарской Республике — 55,6, в Республике Северная Осетия — Алания — 54,1,в Чеченской Республике — 9,5 % — предпоследнее место среди субъектов Российской Федерации, позади Республика Ингушетия.

За последние годы работа общеобразовательных учреждений республики постепенно налаживается и приобретает системный характер. Вновь восстановлены и переоснащены многие объекты общеобразовательных и специальных учреждений Чеченской Республики.

С 2001 по 2007 г. число дневных общеобразовательных учреждений в республике выросло незначительно с 458 до 463 школ, но уже в 2009г. число работающих общеобразовательных школ было

Таблица 3

Работа общеобразовательных учреждений на 01.01.2010 [2]

Показатель Всего, В том числе

чел. в г. Грозном

Число работающих общеобразо- 443 55

вательных школ

В том числе в сельской местности 345 -

Численность учителей 16 159 2 488

Численность учащихся 209 724 39 939

Выпускники:

9-х классов 19 450 3 787

11-х классов 8 998 1261

Число школ-интернатов 5 5

Число учреждений дополнитель- 118 22

ного образования

В том числе в сельской местности 73 -

лишь 443. В 2001—2009 гг. численность учителей и учащихся выросла с 12,6 до 16,2тыс. чел. и с 193,9 до 209,7тыс. чел., соответственно.

Сегодняшняя система общеобразовательных учреждений в республике далека от оптимального уровня развития с учетом среднего уровня ее развития как на территориях Юга России, так и в целом Российской Федерации. Так, число дневных общеобразовательных учреждений в регионах, включенных для сравнительного анализа, составило в 2008/09 учебном году: в Республике Дагестан — 1 640 (при численности учащихся 392,1 тыс. чел.), Кабардино-Балкарской Республике — 296 (при численности учащихся 96,5тыс. чел.), Республике Северная Осетия — Алания — 201 (при численности учащихся 81,0тыс. чел.), Чеченской Республике — 443 (при численности учащихся 213,0тыс. чел.) [2].

Другим показателем, характеризующим низкий уровень развития общеобразовательной системы в Чеченской Республике, является доля учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. По этому показателю Чеченская Республика занимает предпоследнее место среди субъектов Российской Федерации, позади Республика Ингушетия. В 2008/09 учебном году значение этого показателя сравниваемых в данном анализе регионов выглядело так: на Юге России — 20,9 %, Республике Дагестан — 31,2, Кабардино-Балкарской Республике — 11,9, Республике Северная Осетия — Алания — 14,1, Чеченской Республике — 41,8 %.

На базе проделанного анализа можно сделать следующие выводы и предложения:

1) демографическая ситуация в Чеченской Республике наилучшая среди всех субъектов Российской Федерации;

2) нынешняя демографическая ситуация может стать важным конкурентным преимуществом республики среди регионов страны для сине-ргетического развития, если развить в подрастающем поколении интеллект с учетом опыта успешных аналогов из мировой практики (в частности опытаЯпонии);

3) при сохранении динамики естественного прироста населения последних лет и в перспективе есть крайняя необходимость в создании опережающими темпами современных конкурентных элементов социальной инфраструктуры в республике (детскихсадов, общеобразовательных и специальных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, вузов, спортивных комплексов и т.д.);

4) Чеченской Республике следует обоснованно защищать необходимый объем финансирования строительства (модернизации) объектов образования перед федеральными органами власти, чтобы обеспечить в обозримом будущем среднероссийский уровень инфраструктуры образования;

5) необходимо обоснованно увеличивать штатную численность работников системы образования и защищать ее перед федеральными органами власти, в том числе перед федеральным бюджетом. Это необходимо сделать для того, чтобы довести значение этого показателя в обозримом будущем до среднероссийского уровня. Позитивное решение этого вопроса позволит значительно увеличить рабочие места в этой бюджетной сфере и заметно улучшить качество образования на территории республики;

6) необходимо организовать действенную работу на территории республики по профилактике и лечению населения от основных болезней, которые вызывают преждевременную смертность. Для достижения успеха в этой области необходимо организовать работу по изучению и применению позитивного отечественного и мирового опыта. Мобилизуя финансовые ресурсы, прежде всего из федерального и республиканского бюджетов, Министерству здравоохранения вместе с опытными сотрудниками из клиник России предстоит определить причины всплеска онкологических заболеваний в последнее десятилетие;

7) Чеченской Республике необходимо наращивать техническую базу здравоохранения и продолжить опережающими темпами строительство объектов в этой сфере с учетом реальной демографической ситуации на ее территории;

8) обоснованно защищать необходимый объем финансирования строительства (модернизации) объектов здравоохранения перед федеральными органами власти, чтобы обеспечить республике в обозримом будущем среднероссийский уровень инфраструктуры здравоохранения;

9) Министерству здравоохранения Чеченской Республики необходимо наладить более четкую и транспарентную (прозрачную) работу по прохождению медицинскими работниками республики послевузовского обучения (интернатуры, ординатуры, аспирантуры и докторантуры) в ведущих вузах страны).

10) обоснованно увеличивать штатную численность работников системы здравоохранения республики и защищать ее перед федеральными органами власти, в том числе перед федеральным бюджетом. Это необходимо сделать для того, чтобы довести значение этого показателя в обозримом будущем до среднероссийского уровня. Позитивное решение этого вопроса позволит многократно увеличить рабочие места в этой бюджетной сфере и существенно улучшить качество оказываемых медицинских услуг на территории республики;

11) Чеченской Республике необходимо обоснованно ставить и защищать вопрос создания медицинского вуза с современной технической базой на территории республики перед федеральными органами власти с учетом опыта сопредельных регионов и тенденции развития демографической ситуации в республике.

В последние годы динамика производства товаров и услуг была положительная.

В 2009 г. оборот организаций республики (в действующих ценах) по отношению к 2008 г. составил 103,9%. Однако, если учесть инфляцию, которая была в 2009г., значение этого показателя в 2009г. составило около 95,1 % от уровня 2008 г. Согласно данным Росстата, инфляция в 2009 г. в Российской Федерации составила 8,8 % [4].

Оборот организаций сельского хозяйства в 2009 г. составил 86,8% от уровня 2008 г., а с учетом коэффициента инфляции этот показатель составил лишь 78 % (в 2008 г. эти показатели имели значения 78,5 и 68,1 % соответственно). Как видим, ситуация в сельском хозяйстве республики в последние годы не улучшается, аухудшается.

В 2009 г. оборот организаций в обрабатывающем производстве составил 70,8% (841,2 млн руб.) по сравнению с 2008 г. (1 200 млн руб.) или с корректировкой на инфляцию — 62 % (в 2008 г. эти показатели имели значения 130,3 и 117,0 % соответственно). По этому показателю республика в последние годы многократно отстает от сравниваемых в нашем анализе субъектов РФ. Так, в 2008 г. значение этого показателя у Республики Дагестан — 16 949 млн руб., Кабардино-Балкарской Республики — 16 533 млн руб., Республики Северная Осетия — Алания — 17 598 млн руб.

Следует подчеркнуть, что доля обрабатывающего производства в общем объеме оборота организаций республики невелика. В декабре 2009 г. его доля в общем объеме оборота организаций республики составила 0,5 %.

Оборот организаций в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды в отчетный год составил 144,1 % по отношению к прошлому году или с корректировкой на инфляцию — 135,3%. Рост этих услуг в 2008—2009гг., на взгляд авторов, обусловлен тремя факторами:

• ростомтарифовнаэтиуслуги;

• увеличением (расширением) объемов потребления этихресурсов;

• усилением работы по сбору платежей за эти услуги.

Оборот организаций в строительстве в отчетный год составил 108,8% (26 889,4 млн руб.) по отношению к прошлому году или с корректировкой на инфляцию — 100,0 (в 2008 г. эти показатели имели значения 146,3 и 133,0% соответственно).

Доля организаций строительства в общем объеме оборота организаций в декабре 2008 г. составила 75,0% (7 572,0 млн руб.). Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в Чеченской Республике идет активный строительно-восстановительный процесс, а с другой — слабым развитием других отраслей экономики.

Оборот организаций оптовой и розничной торговли (включая ремонт средств передвижения и бытовых изделий) составил 49,0 % по отношению к 2008 г. или с корректировкой на инфляцию — 40,2 % (в 2008 г. значения этих показателей были 57,9% 44,6% соответственно). В декабре 2009 г. значение этого показателя составляло — 99,2 млн руб. (в декабре 2008 г. — 118,9 млн руб.).

Такой спад этого показателя в последние два года является серьезным сигналом для беспокойства проводникам экономической политики, так

как этот фактор указывает, с одной стороны, на неконкурентоспособность организаций оптовой и розничной торговли Чеченской Республики с аналогичными организациями сопредельных регионов, с другой стороны — на неблагоприятную атмосферу на этом сегменте внутреннего рынка. В результате граждане Чеченской Республики, ориентируясь на цены, преимущественно создают спрос на товары, реализуемые на территории сопредельных регионов, т. е. происходит вывоз массы потребительских денег за пределы республики, а внутренний рынок не получает должного импульса для синергетического развития.

Оборот оптовой торговли в 2009 г. составил 2 100,1 млн руб., что на 25,2% выше, чем за 2008г. или с корректировкой на инфляцию — на16,4 %.

Оборот розничной торговли в 2009 г. составил 30 619,0 млнруб., или 107,1 % отуровня 2008г., ас корректировкой на инфляцию — 98,3 %.

Приведенные агрегированные показатели также говорят о слабости системы торговли, ее несопоставимости по оборачиваемости с аналогами регионов, включенных в анализ. Так, оборот оптовой торговли в 2008 г. составлял в Республике Дагестан — 21 349 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 4 929 млн руб., Республике Северная Осетия — Алания — 5 726 млн руб., Чеченской Республике — 1 758 млн руб.

Оборот розничной торговли в 2008 г. в Республике Дагестан составлял 217 344 млн руб., Кабардино-Балкарской Республике — 47 968 млн руб., Республике Северная Осетия — Алания — 37 411 млн руб., Чеченской Республике — 25 176 млн руб. Как видим, значения этих показателей Чеченской Республики значительно ниже, чем у охваченных в анализе регионов СКФО. Чеченская Республика по оптовой торговле уступает этим регионам в разы: 12,1; 2,8; 3,2 раза соответственно; по розничной торговле — в 8,6; 1,9; 1,5 раза соответственно (см. рисунок).

В этой связи, на взгляд авторов, следует создавать необходимые условия для более быстрого развития внутреннего рынка Чеченской Республики, чтобы он реально мог составить конкуренцию рынкам сопредельных реги-

Оборот оптовой и розничной торговли в республиках Северного Кавказа

онов. В число первоочередных мер, безусловно, входят создание форсированными темпами институтов рыночной инфраструктуры и снятие искусственных барьеров на пути развития внутреннего рынка (прежде всего, следует существенно снизить арендную плату на территории республики, обеспечить альтернативность в выборе торговых площадок, снизить административное давление на бизнес) с учетом опыта успешных аналогов.

Оборот организаций транспорта и связи в 2009 г. составил 111,5% по отношению к 2008 г. или с кор-ректировкойна инфляцию —102,7%. В декабре 2009 г. значение этого показателя составило 769,8 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2008 г. значение этого показателя в сравниваемых при анализе регионах СКФО выглядело так: в Республике Дагестан — 8 700 млн руб. (в 2007 г. — 16 500 млн руб.), Кабардино-Балкарской Республике - 1400 млн руб. (в 2007 г. - 4 800 млн руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 800 млн руб. (в 2007 г. — 4 700 млн руб.), Чеченской Республике — 1 900 млн руб. (в 2007г. - 5 300 млн руб.)

Такое резкое сокращение оборота организаций транспорта и связи этих регионов за один год обусловлено финансово-экономическим кризисом в стране и мире, начавшимся в середине 2008 г. По этому показателю Чеченская Республика постепенно приближается к среднему уровню по СКФО, но он значительно ниже от среднероссийского уровня и необходимого уровня для успешной интеграции региона в мирохозяйственные процессы.

Проделанный анализ указывает на необходимость организации системы транспорта и связи республики на уровне, отвечающем современным требованиям к этим элементам инфраструктуры с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики.

После двух военных кампаний республика почти полностью утратила свою промышленно-производственную базу. В 2009 г. объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств республики составил 579,2 млн руб., или 127,5% от уровня 2008 г. (454,3 млн руб., по данным Чеченстата за 2008г. — 551,4 млн руб., а по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009» — 1 200 млн руб.), с корректировкой на инфляцию — 118,7 %2. При этом

1 Следует подчеркнуть, что данные этого показателя за 2007 г. в стат. сборнике «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009» практически у всех сравниваемых регионов в анализе изменены в сторону их увеличения по сравнению с данными, приведенными в стат. сборнике за 2008 г.

2 Данные по этому показателю крайне противоречивые и

сомнительные.

доля производства пищевых продуктов составила 18,2% (105,4 млн руб., в 2008 г., поданным Чеченстата, — 165,1 млн руб.), производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 15,5 % (90,0 млн руб., в 2008 г., по данным Чеченстата, — 157,9млнруб.), производства прочих неметаллических минеральных продуктов — 32,0 % (185,2 млн руб., в 2008 г., по данным Чеченстата, — 114,8 млн руб.), производства транспортных средств — 17,5% (101,5 млн руб.), а доля всех остальных производств — 16,8 % (97,3 млн руб.).

Все это говорит о том, что в республике практически отсутствует промышленность, сопоставимая с другими регионами СКФО и страны в целом. Так, объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств в 2008 г. в Республике Дагестан — 16 949 млн руб. (в 2007 г. — 15 717 млн руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 16 533 млн руб. (в 2007 г. — 11 403 млн руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 17 598 млн руб. (в 2007г. — 20 859 млн руб.), Чеченской Республике — 1200 млн руб. (в 2007 г. — 855 млн руб.) [2], а по данным Чеченстата — 579,2 млн руб.

Как видим, значение этого показателя Чеченской Республики многократно уступает аналогичным значениям этого показателя у сравниваемых регионов СКФО3: Республике Дагестан — 14,1 (29,3) раза, Кабардино-Балкарской Республике — 13,8 (28,5) раза, Республике Северная Осетия — Алания — 14,6 (30,4) раза.

Такое положение дел обязывает, на взгляд авторов, проводников экономической политики в республике генерировать конкретные и действенные алгоритмы (логических шагов) по созданию на территории республики современной конкурентной экономики. Более того, они должны их обоснованно защищать перед федеральными органами власти и федеральным бюджетом, так как республика, будучи на протяжении последних лет высокодотационным регионом (более 90 %), не будет в состоянии в обозримом будущем самостоятельно решать подобные задачи. Однако нужно начать с создания максимально благоприятного инвестиционного климата в республике через ликвидацию искусственных барьеров на пути предпринимательства, как коррупционных, так и бюрократических.

В последние годы строительство в Чеченской Республике развивается устойчивыми темпами. В 2009 г. выполненный объем работ в строительстве

3 В скобках даны расчеты, полученные при использовании данных Чеченстата.

составил 26 889,4 млн руб. (в 2008 г. - 27 970,4 млн руб.), что на 3,0% больше, чем в 2008г. (в сопоставимых ценах). С начала года общая площадь введенного в республике жилья за счет всех источников финансирования составила 71,6 тыс. м2 или увеличилась по сравнению с 2008 г. (55 тыс. м2) на 130,2%.

Следует подчеркнуть, что последние три года объемы работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», выросли существенно.

В 2008 г. значение показателя «объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» сравниваемых в нашем анализе регионов СКФО выглядело так: в Республике Дагестан - 45 666,8 млн руб. (в 2007г. - 33 091,9 млн руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 6 537,2 млн руб. (в 2007г. — 4 366,4 млн руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 11 399,4 млн руб. (в 2007г. - 9 685,7), Чеченской Республике - 27 970,4 млнруб. (в 2007г. — 23 858,1 млнруб.).

Однако общая площадь введенных в эксплуатацию в 2008 г. домов продолжает значительно отставать от аналогичных показателей сравниваемых в анализе регионов. Так, в 2008 г. этот показатель Республики Дагестан — 907 тыс. м2 (в 2007 г. — 800 тыс. м2), Кабардино-Балкарской Республики — 247 тыс. м2 (в 2007 г. — 237тыс. м2), Республики Северная Осетия — Алания — 197тыс. м2 (в 2007г. — 176тыс. м2), Чеченской Республики — 55 тыс. м2 (в 2007 г. — 45 тыс. м2). Ввод в действие жилых домов на 1 000 чел. населения в ЮФО и сравниваемых регионах в нашем анализе в 2008 г. выглядел так: в ЮФО — 434 м2 (5-е место среди федеральных округов), в Республике Дагестан — 336 м2, в 2007 г. — 299 м2 (43-е место в РФ, в 2007 г. — 49-е), Кабардино-Балкарской Республике — 277 м2, в 2007 г. — 266 м2 (57-е место в РФ, в 2007г. — 54-е), Республике Северная Осетия - Алания - 280 м2, в 2007 г. - 250 м2(56-е место в РФ, в 2007 г. — 58), Чеченской Республике — 45 м2, в 2007г. - 38 м2(81-е место в РФ, в 2007 г. -84-е). Позади Чеченской Республики по этому показателю в 2008 г. среди субъектов Российской Федерации лишь Чукотский автономный округ (32 м2), Мурманская область (И м2). Эти показатели свидетельствуют:

• о крайне низком уровне ввода в действие до сих пор жилыхдомов в Чеченской Республике;

• о необходимости значительно увеличить темпы ввода в действие жилых домов в республике, чтобы достичь в обозримом будущем среднероссийского уровня этого показателя, с учетом

демографического развития республики за

последние годы.

Характер и уровень развития сельского хозяйства в республике показывает, что этот производственный сектор экономики сегодня нуждается в серьезном преобразовании, модернизации как в технологическом плане, так и в организации управления производством с учетом опыта развитых стран (регионов).

В 2009 г. объем производства продукции сельского хозяйства республики, по предварительному расчету, составил 8 554,8 млн руб., или 100,4% от уровня 2008г. (8 065,1 млн руб.) в сопоставимых ценах.

Однако объем производства продукции сельского хозяйства в республике до сих пор сильно отстает от потенциальных возможностей этой отрасли с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики.

Подтверждением сделанному выводу являются значения показателей сравниваемых в нашем анализе регионов СКФО в 2008 г. В 2008 г. объем продукции сельского хозяйства в Республике Дагестан составил 40 306 млн руб. (в 2007 г — 34 728 млн руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 19 459 млн руб. (в 2007 г. — 18 143 млнруб.), Республике Северная Осетия—Алания — 14 194 млн руб. (в 2007г. — И 535 млн руб.), Чеченской Республике — 8 547 млн руб. (в 2007 г. — 7 285 млн руб.). На душу населения значение этого показателя в 2008 г. в сравниваемых регионах СКФО составляло: в Республике Дагестан — 14,9тыс. руб. (в 2007г. — 12,9тыс. руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 21,8тыс. руб. (в 2007 г. — 20,4тыс. руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 20,2тыс. руб. (в 2007г. — 16,4тыс. руб.), Чеченской Республике — 6,9тыс. руб. (в 2007г. — 6,0тыс. руб.).

Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий Чеченской Республики в 2009 г. составил 172,1 тыс. т, или 94,4% от уровня этого показателя в 2008 г. (182,3тыс. т). Урожайность зерновых культур составила 17,0 ц/га, или 103,0% от уровня этого показателя в 2008 г. (16,5 ц/га).

Спад валового сбора зерна в 2009 г. был обусловлен снижением площади уборки зерновых культур из-за гибели посевов озимых в период перезимовки.

В последние годы значения изложенных показателей Чеченской Республики далеки от оптимального уровня, т. е. Чеченская Республика по ним попадает в число аутсайдеров среди территорий Юга России.

Так, в 2008 г. валовой сбор зерна (в массе после доработки) в Республике Дагестан составил

281,6тыс. т (в 2007г. — 208,3тыс. т), Кабардино-Балкарской Республике — 671,7 тыс. т (в 2007 г. — 470,6 тыс. т), Республике Северная Осетия—Алания— 520,4тыс. т (в 2007г. — 341,6тыс. т), Чеченской Республике — 182,3тыс. т (в 2007г. — 131,5тыс. т). А урожайность зерновых культур (в массе после доработки) в этих регионах составила в 2008 г.: в Республике Дагестан — 24,5 ц/га (в 2007г. — 20,6), Кабардино-Балкарской Республике — 34,9 (в 2007 г. — 29,3), Республике Северная Осетия — Алания — 43,4 (в 2007г. — 36,1), Чеченской Республике — 16,5 ц/га (в 2007г. — 14,0). Как видно, республика по этому показателю значительно отстает от сравниваемых регионов в нашем анализе.

Следует подчеркнуть, что зерно, производимое на территории Чеченской Республики, в последние годы является в основном фуражным и не попадает в продовольственную группу. В этой связи производители зерна зачастую не могут сбыть произведенную продукцию на внутреннем рынке республики и несут ощутимые материальные потери. Главной причиной тому является крайняя ограниченность производителей зерновых культур в удобрениях и гербицидах, а также в доступе надешевые кредиты. В этих условиях очень важно организовать поставку и реализацию удобрений и гербицидов для сельскохозяйственных производителей республики при действенном участии Правительства Чеченской Республики какв снятии искусственных ограничений на пути пересечения ими границ республики, так и в обеспечении альтернативности их поставок в Чеченскую Республику. Национальному банку Чеченской Республики необходимо активизировать работу по открытию банков второго уровня, т. е. коммерческих банков, а также начать работу по изучению возможности открытия на территории республики исламских банков.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями собрано 34,1 % зерна (в 2008 г. — 22,2%) от общего объема валового сбора по Чеченской Республике, подсолнечника - 10,1 % (в 2008 г. - 44,0%). Как видим, участие фермерских и индивидуальных хозяйств в выращивании зерновых культур в республике в последний год стало заметным, а в выращивании подсолнечника незначительным.

Общая площадь посевов сельскохозяйственных культур под урожай 2009 г. в хозяйствах всех категорий составила 199,0тыс. га, что на 15,2тыс. га (8,3 %) больше, чем было занято под урожай 2008 г. (183,8тыс. га).

В 2009 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило

235,1 тыс. голов, что на 0,3 % больше по сравнению с 2008 годом, овец и коз — 221,0тыс. голов, что на 6,7% меньше, чем в 2008г. (233,6тыс. голов). Эти характеристики сельского хозяйства в последние годы имеют неустойчивую динамику. По этим показателям Чеченская Республика до сих пор заметно уступает аналогичным показателям сравниваемых регионов СКФО. В 2008 г. количество крупнорогатого скота составляло в Республике Дагестан — 905,6 (в 2007г. — 912,2тыс. голов), Кабардино-Балкарской Республике — 228,5 (в 2007г. — 222,7тыс. голов), Республике Северная Осетия — Алания — 129,7 (в 2007г. — 128,5тыс. голов) и Чеченской Республике — 234,3 тыс. голов (в 2007 г. — 232,5тыс. голов). По этому показателю надушу населения республика достигла уровня Северной Осетии — Алания, но значительно отстает до сих пор от двух других регионов, включенных анализ.

На сегодняшний день реально существует необходимость наращивать темпы по увеличению доли животноводства в структуре сельского хозяйства. Решив эту задачу, с одной стороны, мы сможем наилучшим образом удовлетворить спрос на качественные продукты, с другой стороны, способствовать самодостаточности и динамичности в развитии мясомолочного рынка республики. На важность этого направления указывает также позитивный опыт развитых стран, в частности, опыт Федеративной Республики Германии. В структуре сельского хозяйства Германии животноводство занимает 75%, или 3/4 всего объема производимой продукции в этой отрасли экономики страны [4]. Однако для достижения ощутимого результата в этом направлении, как впрочем и в других направлениях реального сектора экономики, прежде всего необходимо снять все искусственные барьеры (коррупционные, бюрократические) на пути сельхозпроизводителей.

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 87,8% (206,3тыс. голов) поголовья крупного рогатого скота, или 99 % от уровня 2008 г., 66,4% — овец и коз, или 99,7% от уровня 2008 г.

В 2009 г. в хозяйствах всех категорий сельхозпроизводителей произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 41,3 тыс. т, или 101,4 % от уровня 2008 г., молока — 259,9тыс. т, или 100,5 % от уровня 2008 г., яиц — 99,3 млншт., или 90,4% отуровня 2008г. Как видим, рост значения первых двух показателей минимальный, атретьего — отрицательный.

В сельскохозяйственных организациях республики в 2009 г. произведено скота и птицы на убой

(в живом весе) 705 т, или 157,0% от уровня 2008г., молока — 429 т, или 82,9 % от уровня 2008 г., яиц — 14,7 млн шт. или 82,0% отуровня 2008 г.

В целях повышения эффективности сельского хозяйства Чеченской Республики и вывода его на конкурентный уровень развития необходимо реформировать и модернизировать эту отрасль экономики с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики. Нынешняя форма организации сельского хозяйства республики и существующая система стимулов в этой отрасли априори (изначально) не способны вывести эту важнейшую отрасль экономики на устойчивую траекторию развития в условиях рыночной экономики.

Нынешний уровень развития транспорта не отвечает потребностям ее экономики в современной конкурентной транспортной инфраструктуре.

Воздушным транспортом Чеченской Республики в 2009г. перевезено 146,1 млн пасс.-км.

Однако объем перевозок воздушным транспортом в республике далек от использования потенциала республики. Более того, авиарейсы республики нуждаются в серьезной диверсификации (в расширении направлений полетов).

Перевозки грузов в Грозненском отделении железной дороги в 2009 г. составили 1 199,1 млнт-км, или уменьшились по сравнению с 2008г. на 7,0%. Последние два года этот показатель транспорта республики заметно сократился.

Снижение объемов перевозок обусловлено отсутствием грузов у грузоотправителей, т. е. заметным снижением экономической активности на территории республики. Последствия финансово-экономического кризиса наблюдаются также и на территории Чеченской Республики.

Пассажирооборот составил 492,9 млн пасс.-км, или увеличился по сравнению с 2008г. на 29,1%. Однако значение этого показателя до сих пор не достигло оптимального уровня. Сегодняшний уровень развития железнодорожного транспорта не в состоянии обеспечить возросший спрос пассажиров на этот вид транспорта, т. е. полноценно использовать потенциал этого вида транспорта республики. Так, в 2008 г отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования составило (тыс. чел.): в Республике Дагестан — 980 (в 2007г. — 922), Кабардино-Балкарской Республике — 839 (в 2007г. — 616), Республике Северная Осетия — Алания — 444 (в 2007 г. — 456) и Чеченской Республике — 362 (в 2007 г. — 319).

В 2009 г. предприятиями автомобильного транспорта общего пользования перевезено 303,0 млн пасс.-км, или 100,9% отуровня2008г.

Автомобильный транспорт республики имеет большой неиспользованный потенциал, который следует использовать в максимальном объеме для лучшего удовлетворения потребностей в транспорте на территории республики и увеличения доли автомобильного транспорта в создании валового регионального продукта (ВРП) с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики.

В последние годы связь в республике развивается устойчивыми темпами. В 2009г. предприятиями связи оказано услуг на 4 663,3 млн руб. (в 2008г. — 4 310,3 млн руб.), что на 8,2 % больше уровня 2008 г. В общем объеме этих услуг услуги электросвязи составляют 4,2 % (в 2008 г. — 6,3 %), почтовые услуги — 1,0% (в 2008 г. — 1,0%), услуги телерадиопередающей связи — 1,4% (в 2008 г. — 1,3 %), мобильной связи -93,4% (в 2008г. -91,4%).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что потенциал этой отрасли экономики республики используется до сих пор слабо с учетом опыта развитых регионов страны. В результате республика продолжает нести серьезные потери как в виде поступлений в консолидированный бюджет, так и на уровне потребителей. Более того, относительно слабое развитие этой отрасли отрицательно влияет на инвестиционный имидж (привлекательность) республики. Бесспорно также и то, что мобильную связь республики необходимо максимально диверсифицировать.

Цены и тарифы в рассматриваемый период в республике имеют тенденцию роста. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Чеченской Республике в декабре 2009 г. составила 2195,4 руб. в расчете на одного человека в месяц, а по сравнению с декабрем 2008 г. увеличилась на2,0 %.

В конце 2009 г. стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в республике составила 6 548,99 руб. в расчете на месяц. С начала 2009г. значение этого показателя выросло на 8,1 %. Таким образом, динамика этого показателя имеет характер устойчивого роста в последние годы. В 2008 г. стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в рублях): в Республике Дагестан - 5 899,0 (в 2008г. - 5 145,5), Кабардино-Балкарской Республике — 5 783,1 (в 2008г. —

4 937,1), Республике Северная Осетия — Алания —

5 623,4 (в 2008г. - 4 774,0) и Чеченской Республике - 6 059,8 (в 2008 г. - 5 414,7). Как видим, в Чеченской Республике стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в последние годы самая высокая среди сравниваемых в анализе регионов. Это говорит об относительно слабом развитии производства потребительских товаров

на территории республики и системы оптовой торговли республики потребительскими товарами. В условиях Чеченской Республики крайне важно ускоренными темпами развивать сектор производства потребительских товаров. В пользу этого говорит, в частности, успешный опыт послевоенного развития Федеративной Республики Германии [1]. Одним из главных условий для поступательного развития потребительского рынка республики является снятие всех искусственных барьеров (прежде всего коррупционных, бюрократических) на пути предпринимателей в этом секторе экономики.

Финансовая деятельность республики в последние годы имеет неоднозначный характер. Республика до сих пор не вышла на траекторию устойчивого финансового развития. Работа по институциональному обеспечению финансовой системы идет крайне тяжело, до сих пор полноценно не работает Национальный Банк Чеченской Республики, что мешает открытию на территории республики банков второго уровня, т. е. коммерческих банков. Сегодня в Чеченской Республике реально действует лишь филиал ОАО «Россель-хозбанк» в то время, когда в других регионах Юга России имеются десятки банков и филиалов.

Государственные финансы, т. е. консолидированный бюджет республики, пока еще остаются очень слабыми в плане их формирования за счет собственных доходов региона.

Консолидированный бюджет Чеченской Республики в 2009 г. исполнен по доходной части на 99,6 %от принятого бюджета.

Доходы консолидированного бюджета республики составили 65 258,8 млн руб. (в 2008 г. — 64 684,0 млн руб.).

В том числе налоговые и неналоговые доходы — 6 106,8 млн руб. (в 2008г. — 6 031,3 млн руб.), или 95,7 % от плана, из них:

• налог на прибыль организаций — 728,1 млн руб. (в 2008 г. - 810,7 млн руб.), или 77,8% от плана;

• налог надоходы физических лиц — 4 630,9 млн руб. (в 2008 г. - 4 056,6 млн руб.), или 100,7% от плана;

• налоги на имущество —218,8 млн руб. (в 2008г. — 186, 6 млн руб.), или 100,8 % от плана;

• платежи за пользование природными ресурсами — 158,7 млн руб. (в 2008 г. — 332,5 млн руб.), или 97,4% отплана.

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 59 152,0 (в 2008 г. — 58 652,7 млн руб.), или 100,0% отплана.

Доли вышеперечисленных поступлений в консолидированном бюджете республики составили:

• налоговые и неналоговые доходы — 9,3 %;

• налог на прибыль организаций — 1,1%;

• налог надоходы физическихлиц — 7,1 %;

• налоги на имущество — 0,3 %;

• платежи за пользование природными ресурсами — 0,2%;

• безвозмездные перечисления из федерального

бюджета — 90,6 %.

Из вышеприведенной структуры доходной части консолидированного бюджета республики можно заключить, что она не оптимальна и крайне зависима от дотаций из федерального бюджета. Следует подчеркнуть, что за вычетом поступлений по налогу надоходы физических лиц, т. е. поступлений от подоходного налога на зарплату — 4 630,9 млн руб. (или 75,8 % от налоговых и неналоговых доходов), собственные доходы в консолидированном бюджете незначительны — 1 475, 9 млн руб. (в 2008 г. — 1 974,7 млн руб.), или 24,2% от налоговых и неналоговыхдоходов.

Поступления от налога на прибыль организаций (728,1 млн руб., или 11,9% (в 2008г. - 13,4%) от налоговых и неналоговых доходов) указывают на крайнюю слабость экономики республики и на необходимость создания на территории республики современной экономики с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики, при действенном участии федерального центра.

Экономическому блоку ПравительстваЧеченс-кой Республики следует, на наш взгляд, выработать действенные практические меры по увеличению в доходной части консолидированного бюджета республики собственных доходов. К сожалению, в последние годы республике никак не удается снизить планку более 90%-ного участия безвозмездных перечислений из федерального бюджета в формировании консолидированного бюджета республики. В результате Чеченская Республика находится в числе высокодотационных регионов страны, по отношению к которым действуют ограничения, оговоренные п. 4 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объеме собственныхдоходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополни-тельныемерыкустановленнымп. Зет. 130:

1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) иные меры, установленные федеральными законами.

Действие вышеуказанного пункта ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации также отрицательно влияет на инвестиционный климат в республике.

Расходы консолидированного бюджета республики составили 74 055,8 млн руб. (в 2008 г. — 64 884,9 млн руб.), что составляет 97,7 % от плана.

В 2009 г. исполнение расходной части консолидированного бюджета республики было низким по следующим статьям:

• общегосударственные вопросы — 91,6% (5 378,9 млнруб.);

• социальная политика — 95,5% (14 386,5 млн руб.).

Финансовая деятельность организаций республики в последние годы является в целом неэффективной и убыточной. На 01.12.2009 сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)

крупных и средних организаций в действующих ценах составил убыток 2 438,9 млн руб. (в 2008 г. — 1 307,7 млн руб.). Однако, по данным Росстата, значение этого показателя в 2008 г. составило 2 031 млн руб., или 186,5 % от уровня 2008 г. Отсюда очевидны следующие выводы:

• необходимо упорядочить убыточные организации республики в перечни, кластеризовав (сгруппировав) их по виду деятельности и социально-экономическому назначению, четко выделив те из них, которые в любом случае следует сохранить в том или ином виде в силу их социальной значимости с учетом позитивного опыта развитых регионов страны;

• необходимо разработать продуманную комплексную программу санации убыточно-функционирующих крупных и средних организаций республики, где существуют реальные трудовые коллективы, с указанием конкретных сроков действия этой программы, с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики;

• безнадежные и бесперспективные организации следует подвергнуть банкротству и затем перевести на полные рыночные отношения с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики.

Показатели состояния платежей и расчетов в организациях республики в последние годы являются наихудшими среди регионов Юга России.

Так, суммарная задолженность по обязательствам организаций на 01.12.2009 составила 54 320,6 млн руб. (в 2008 г. — 49 452,2 млн руб.), из нее просроченная — 38 135,9 млнруб., или 70,2% от общей суммы задолженности.

Кредиторская задолженность по республике на 01.12.2009 составила 54 320,6 млн руб. (в 2008 г. -44 814,3 млн руб.), из нее просроченная — 36 567,8 млн руб. (в 2008 г. — 33 892, 7 млн руб.).

В структуре просроченной кредиторской задолженности основной объем приходится на долги организаций с видом деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «транспорт и связь», «добыча полезных ископаемых», «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», «строительство».

Задолженность по полученным кредитам банков и займам по республике составила на 01.12.2009 4 888,0 млн руб. (в 2008 г. - 4 637,9 млн руб.), в том числе просроченная — 1 568,1 млн руб. (в 2008 г. — 1 222,9 млн руб.), или 32,1 % от общего объема задолженности по полученным кредитам и займам.

Наибольшая доля просроченной задолженности по кредитам банков и займов имеет место в организациях по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 74,7%, «строительство» — 18,6%.

Дебиторская задолженность на 01.12.2009 составила 29 346,6 млн руб. (в 2008г. - 34 845,1 млн руб.), из нее просроченная — 24 724,7 млн руб. (в 2008 г. - 21 204,0 млн руб.), или 84,3% от общего объемадебиторской задолженности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, в Чеченской Республике сложилась тяжелая ситуация с задолженностью по обязательствам организаций. По этой позиции Чеченская Республика занимает одно из последних мест среди территорий Юга России. Так, в 2008 г. кредиторская задолженность составляла: в Республике Дагестан — 20 011 млн руб. (в 2007 г. - 17 362 млн руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 12 772 млн руб. (в 2007г. — 14 624 млн руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 10 550 млн руб. (в 2007 г. — И 162 млн руб.) и Чеченской Республике — 45 096 млн руб. (в 2007 г. — 37 848 млн руб.).

А дебиторская задолженность составляла: в Республике Дагестан— 12987 млн руб. (в 2007 г. — 15 195 млн руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 8 301 млн руб. (в 2007 г. — 8 654 млн руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 10 935 млн руб. (в 2007 г. — 9 901 млн руб.) и Чеченской Республике4 — 37 270 млн руб. (в 2007 г. - 17 870 млн руб.) [2].

Для успешного решения проблем с задолженностью организаций республики, на наш взгляд, следует применить, плюс к перечисленным выше мерам, действенную систему по сбору и оплате платежей за электроэнергию, газ и воду с учетом опыта успешных аналогов. Здесь необходимо подчеркнуть, что в последнее время подобные меры стали принимать в этой сфере республики, определенные положительные результаты этих мер следует ожидать по итогам 2010 г.

Уровень жизни населения в республике до сих пор остается очень низким по сравнению со среднероссийским показателями.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная в ноябре 2009 г. в крупных, средних и малых организациях, составила 13 560,8 руб., или 112,3 % от уровня этого показателя за аналогичный период 2008г. (12 045,6 руб.).

По этому показателю республика последние годы продолжает занимать одно из первых мест среди территорий Юга России. В 2008 г. значение этого

4 Значение этого показателя противоречит данным Чечен-стата.

показателя у сравниваемых в данном анализе регионов СКФО выглядело так: в Республике Дагестан — 7 595,1 руб. (в 2007г. - 5 696,4 руб.), Кабардино-Балкарской Республике — 9 033,9 руб. (в 2007г. —

7 213,9 руб.), Республике Северная Осетия — Алания - 9 150,9 руб. (в 2007г. - 7 625,8 руб.) и Чеченской Республике - 11 762,8 руб. (в 2007 г. - 9 916,7 руб.). Относительно высокий уровень среднего размера заработной платы в Чеченской Республике в последние годы можно объяснить надбавками в госсекторе за особые условия врегионе.

Наиболее высокооплачиваемыми в 2009г., как и в последние годы, являлись работники финансовой деятельности (в ноябре 2009 г. средняя заработная плата в этом секторе экономики составила 26 053,1 руб.), что почти в два раза выше среднереспубликанского уровня (13 560,8 руб.).

В 2009 г. самая низкая величина оплаты труда была у работников сельскохозяйственных организаций, среднемесячная заработная плата которых была более чем в два раза ниже среднереспубликанского уровня.

В последние годы по такому ключевому показателю, как «среднедушевые денежные доходы населения», характеризующему уровень жизни населения, статистические данные отсутствуют. Однако, судя по данным статистических сборников России за 2008 год, Чеченская Республика по этому показателю занимает последнее место среди регионов России (83 место в РФ). Так, в 2008 г. значение этого показателя у сравниваемых в анализе регионов СКФО составило: в Республике Дагестан — 10 962 руб. (52-е место в РФ), Кабардино-Балкарской Республике —

8 589 руб. (75-е место в РФ), Республике Северная Осетия — Алания — 9 838 руб. (65-е место в РФ) и Чеченской Республике — данные отсутствуют, но судя по местам, занимаемым другими регионами страны, — последнее место в РФ [2]. Низкий уровень этого показателя Чеченской Республики обусловлен, прежде всего, такими факторами, как крайней слабостью экономики, высоким уровнем безработицы, высоким процентом населения ниже трудоспособного возраста в республике.

На 01.01.2010 суммарная задолженность по заработной плате организаций республики составляла 14,3 млн руб. (в 2008 г. — 533,2 млн руб.). Как мы видим, за один год республике удалось значительно снизить уровень этого показателя.

В последние годы Правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные шаги по сокращению задолженности организаций республики. Вместе с тем следует отметить, что позиция

республики по этому показателю до сих пор одна из наихудших среди территорий Юга России. В 2008 г. значение этого показателя у сравниваемых в анализе регионов СКФО составляло: в Республике Дагестан — 4млнруб. (в 2007г: — 18млнруб.), Кабардино-Балкарской Республике — 6 млн руб. (в 2007 г. — 2 млн руб.), Республике Северная Осетия — Алания — 4 млн руб. (в 2007 г. — 1 млн руб.) и Чеченской Республике — 533 млн руб. (в 2007г. — 865 млн руб.), или 79% от всей задолженности по этому показателю Юга России.

В 2008 г средний размер назначенных месячных пенсий в Чеченской Республике составлял 3 691 руб.

За последние годы значение этого показателя одно из самых низких среди регионов России. В 2008 г. средний размер пенсий в рассматриваемых в данном анализе регионах СКФО составлял: в Республике Дагестан — 3 612,3 руб. (82-е место в РФ), Кабардино-Балкарской Республике — 3 796,8 руб. (80-е место в РФ), Республике Северная Осетия — Алания — 4 010,1 руб. (78-е место в РФ) и Чеченской Республике — 3 691,1 руб. (81-е место в РФ). Следует подчеркнуть, что этот показатель национальных республик Юга России — наихудший среди регионов Российской Федерации. По этому показателю позади Чеченской Республики лишь Республика Дагестан и Республика Ингушетия (83-е место в РФ). Низкий уровень этого показателя национальных республик объясняется слабым развитием их экономик и низкооплачиваемым трудом на их территориях.

В связи с этим считаем необходимым активизировать работу Правительства Чеченской Республики по созданию на территории республики современной конкурентоспособной экономики. А соответствующим службам республики улучшить деятельность по восстановлению стажа работы, следовательно, по увеличению размеров пенсий и последовательному отстаиванию интересов пенсионеров республики перед федеральным центром с учетом особых условий республики. Целью данного шага должно стать достижение в обозримом будущем среднероссийского уровня размера пенсий в республике.

Сегодняшний^ынок труда республики не отвечает современным вызовам и проблемам разделения труда. Нижеприведенные показатели рынка труда показывают, что Чеченская Республика находится перед необходимостью создания форсированными темпами современного рынка труда.

Численность экономически активного населения в Чеченской Республике в декабре 2009 г. составила 551,5тыс. чел. (к концу III квартала 2008 г. — 459,0тыс. чел.), или 43,6% от общей численности

населения республики. Из них были заняты в экономике 354,1 тыс. чел., или 64,2 % экономически активного населения (в 2008г. — 160,1 тыс. чел., в 2008г. — 237,9тыс. чел.) [3], или 34,9 % экономически активного населения Чеченской Республики.

Данные вышеприведенного раздела противоречат, по нашему мнению, данным раздела « Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения». Согласно данным этого раздела, к концу декабря 2009 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли 297,1 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 297,1 тыс. чел. имели статус безработных, в том числе 228,9тыс. чел. получали пособие по безработице. Отсюда следует, что при численности экономически активного населения 551,5 тыс. чел. занятые в экономике республики составили, в лучшем случае, 254,4тыс. чел., или 46,1 % экономически активного населения [2].

Увеличение значения показателя «численность занятых в экономике республики» за один год на 221 % (194тыс. чел.), а по другим данным на 149%, показанное в разделе «численность экономически активного населения», вызывает обоснованное сомнение, если учесть:

• спад основных показателей экономики;

• распределение среднегодовой численности занятых в экономике Чеченской Республики по видам экономической деятельности в 2009 г., без показателя «другие виды деятельности»;

• показатель «другие виды деятельности» за 2008 г.;

• число замещенных рабочих мест в организациях производственных отраслей экономики в 2009 г.

Так, распределение среднегодовой численности занятых в экономике Чеченской Республики по видам экономической деятельности в 2009 г. (без показателя «другие виды деятельности») — 143,2тыс. чел., показатель «другие виды деятельности» за 2008 год — 32,0тыс. чел. [3], число замещенных рабочих мест в организациях производственных отраслей экономики в 2009 г. — 15, 4тыс. чел. (в 2008 г.-24,5тыс. чел.).

Отсюда следует закономерный вопрос, может ли показатель «другие виды деятельности» за один год, в условиях спада экономической активности в республике, вырасти с 32,0тыс. чел. до 210,9тыс. чел., или в 6,6 раза. На взгляд авторов, это невозможно, следовательно, данный показатель и реальный уровень безработицы нуждаются в серьезном уточнении.

Анализ табл. 4 показал, что участие организаций производственного сектора экономики в создании рабочих мест на территории Чеченской Республики на недопустимо низком уровне. Их доля на рынке труда в конце 2009 г., по вышеприведенным данным, в одном случае — 4,3 %, в другом — 6,0 %. Поданным Росстата, в 2008г. в производственном секторе экономики рассматриваемых в анализе регионах СКФО были заняты (тыс. чел.): в Республике Дагестан — 385,1, Кабардино-Балкарской Республике — 136,0, Республике Северная Осетия — Алания — 114,7, Чеченской Республике — 76,8.

Как видно, по этому показателю Чеченская Республика значительно уступала в 2008 г. сравниваемым регионам в анализе: в 5,0; 1,8; 1,5 раза соответственно.

По сравнению с Чеченской Республикой в этих регионах СКФО производственный сектор экономики занимает большой сегмент на рынке труда. Так, в 2008 г. доля этого сектора анализируемых регионов СКФО на рынке труда составляла: в Республике Дагестан — 40,9%, Кабардино-Балкарской Республике — 43,7 %, Республике Северная Осетия—Алания — 38,7 %, Чеченской Республике — 32,3%.

За последние годы Правительством Чеченской Республики предпринимаются определенные меры по созданию дополнительных рабочих мест на тер-

ритории республики. Однако эти меры республике не позволяют и не позволят существенно решить проблему безработицы, республика продолжает оставаться в числе регионов, которые являются аутсайдерами по безработице среди регионов Российской Федерации. Ключом решения этой злободневной проблемы республики должны стать, на наш взгляд, действенные меры федерального центра по созданию на территории Чеченской Республики современной конкурентоспособной экономики с учетом опыта успешных аналогов из мировой практики и особенностей региона.

Ниже приведена табл. 5 со сводными данными, характеризующими уровень социально-экономического развития Чеченской Республики в 2008-2009 гг.

Проведенный анализ показал характер и особенности социально-экономического развития Чеченской Республики в 2009 г. Выявил основные проблемы на пути социально-экономического развития Чеченской Республики.

По мнению авторов, выводы и предложения, сделанные в результате проведенного анализа, могут служить ориентиром при выборе оптимального комплекса мер, направленных на вывод республики из тяжелого положения во всех сферах жизнедеятельности на путь устойчивого развития и роста.

Таблица 4

Число замещенных рабочих мест в организациях производственных отраслей экономики (без субъектов малого предпринимательства в ноябре 2009 г.) [2]

Отрасль Всего замещенных рабочих мест, чел. К соответствующему периоду предыдущего года, % В том числе работниками

списочного состава (без внешних совместителей) внешними совместителями выполнявшими работы по договорам гражданского правового характера

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство 4 181 88,2 4 113 — 68

Промышленность 6 248 53,7 6 141 73 34

Строительство 5 030 62,0 4 388 - 642

Всего... 15 459 62,8 14 642 73 744

Таблица 5

Основные социально-экономические показатели Чеченской Республики в 2008-2009 гг.

Показатель 2008 2009 2009г.в%к 2008 г.

Численность населения, тыс. чел. 1 239,0 1 265,3 102,1

Численность экономически активного населения, тыс. чел. 459,0 551,5 120,1

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, тыс. чел. 298,9 297,1 99,4

Число врачей, чел. 3 168 3 637 114,8

Число среднего медицинского персонала, чел. 8 822 9 208 104,4

Больничные койки, шт. 8 737 8 890 101,7

Число детских садов 125 138 110,4

Количество детей в детских садах, чел. 11 300 19 129 169,3

Окончание табл. 5

Показатель 2008 2009 2009г. в%к2008г.

Число общеобразовательных школ 443 443 100,0

Численность учителей в общеобразовательных школах, чел. 15 652 16 159 103,2

Количество учащихся в общеобразовательных школах, чел. 213 000 209 724 98,5

Оборот организаций республики в действующих ценах, млн руб. — — 103,9 или 95,1 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот организаций сельского хозяйства в действующих ценах, млн руб. — — 86,8 или 78 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот организаций в обрабатывающем производстве, млн руб. 1200 841,2 70,8 или 62 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот организаций в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, млн руб. — — 144,1 или 135,3 (сучетом коэффициента инфляции)

Оборот организаций в строительстве, млн руб. 24 714,5 26 889,4 108,8 или 100,0 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот организаций оптовой и розничной торговли, включая ремонт средств передвижения и бытовых изделий, млн руб. — — 49,0 или 40,2 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот оптовой торговли, млн руб. 1 677,4 2 100,1 125,2 или 116,4 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот розничной торговли, млн руб. 25 176,0 30 619,0 107,1 или 98,3 (с учетом коэффициента инфляции)

Оборот организаций транспорта и связи, млн руб. 1 900,0 2 118,5 111,5 или 102,7 (с учетом коэффициента инфляции)

Объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств, млн руб. 454,3 579,2 127,5 или 118,7 (сучетом коэффициента инфляции)

Объем выполненных работ в строительстве, млн руб. 27 970,4 26 889,4 96,1 или 103 (в сопоставимых ценах)

Общая площадь введенного жилья, тыс. м2 55,0 71,6 130,2

Объем продукции сельского хозяйства республики, млн руб. 8 065,1 8 554,8 106,1 или 100,4 (в сопоставимых ценах)

Средняя номинальная заработная плата, начисленная в организациях, руб. 12 045,6 13 560,8 112,3

Стоимость минимального набора продуктов питания, руб. 2152,3 2 195,4 102

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, руб. 6 058,3 6 549,0 108,1

Доходы консолидированного бюджета, млн руб. 64 684,0 65 258,8 100,9

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета, млн руб. 6 031,3 6 106,8 101,2

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета в бюджет, млн руб. 58 652,7 59 152,0 100,8

Расходы консолидированного бюджета, млнруб. 64 884,9 74 055,8 114,1

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млнруб. -97,6 -2 438,9 186,5

Суммарная задолженность по обязательствам организаций, млн руб. 49 452,2 54 320,6 109,8

Кредиторская задолженность организаций, млн руб. 44 814,3 54 320,6 121,2

Задолженность организаций по полученным кредитам и займам у банков, млн руб. 4 637,9 4 888,0 105,4

Дебиторская задолженность организаций, млн руб. 34 845,1 29 346,6 84,2

Источник: [2].

Список литературы

1. Людвиг Эрхард. Благосостояние для всех. М.: ЛитРес, 2008.

2. О социально-экономическом положении в Чеченской Республике за январь—декабрь 2009 года: стат. сб. Территориального органа Федеральной службы

государственной статистики по Чеченской Республике. Грозный, 2010.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.

4. Официальный сайт РИА-Новости // URL: http:// www. rian. ru.

5. Vanhove N. Regional policy: A European approach. Aldershote etc.: Ashgate, 1999. P. 150-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.