Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг Тувы'

Рынок образовательных услуг Тувы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УСЛУГА / SERVICE / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монгуш Сн.П., Монгуш С.П.

Предмет. Развитие экономики невозможно без функциональной и сбалансированной взаимосвязи всех составляющих систем и отраслей народного хозяйства. Начальным этапом становления выступает сфера образования, так как данная отрасль является наиболее уязвимой и наименее финансируемой среди других сфер государственного регулирования. Тем самым образование должно выступать в качестве одной из основных динамично развивающихся и перспективных отраслей экономики, так как при этом сочетаются рыночные и нерыночные механизмы функционирования хозяйствующего субъекта, через которые удовлетворяются частные и общественные потребности. Цели. Исследование рынка образовательных услуг с учетом описания факторов, влияющих на перспективу развития образовательной системы Тувы. Методология. На основе наблюдения и сбора фактов, а также анализа, синтеза и системного подхода были определены взаимосвязи рынка образования и рынка труда, рассмотрены показатели образовательных услуг республики. Результаты. Выявлены отрицательные сегменты состояния рынка образовательных услуг. Установлено, что фактически этот рынок не удовлетворяет потребности населения в специфических видах образовательных услуг на различных стадиях их получения, которые включают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное), общее и высшее образование. Выводы. Без учета специфики, а также ситуации в регионе в образовательной среде невозможно адекватно проанализировать другие рынки, так как данный сегмент является основанием становления и развития других сфер деятельности общества. Таким образом, от качества рынка образовательных услуг зависит дальнейшее развитие экономического субъекта, то есть регулирование рынка образовательных услуг на практике должно проходить под государственным контролем в сочетании с действием механизма саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Монгуш Сн.П., Монгуш С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The market of educational services of the Republic of Tyva

Importance The article deals with some issues of education. This sphere is the most vulnerable and the least funded one among the other areas of State regulation. Objectives The paper aims to research the market of educational services, taking into account the description of factors influencing the development of the educational system of Tuva. Methods We identified the relationship between the market of education and labor market and considered the indicators of educational services in the Republic of Tyva, on the basis of monitoring and gathering facts, as well as analysis, synthesis, and system approach. Results We identified certain negative segments of the market of educational services. We found that, in fact, this market does not meet the needs of the population in specific kinds of educational services at various stages of their production, which include preschool, primary general, basic general, secondary (full) general and higher education. Conclusions Without taking into account the specific, as well as the situation in the region in educational environment, it is impossible to adequately explore other markets, because this segment is the base of the formation and development of other sectors of society. Thus, the quality of the educational services market predetermines the further development of an economic entity, i.e. regulation of the market of educational services in practice should be under public control in conjunction with the operation of the mechanism of self-regulation.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг Тувы»

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ТУВЫ*

Снежана Петровна МОНГУШа% Сайзана Петровна МОНГУШ"

а младший научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинский институт комплексного освоения природных

ресурсов СО РАН, Кызыл, Российская Федерация

fqkey@mail.ru

ь учитель высшей категории физики и информатики, МБОУ СОШ № 1, г. Шагонар, Российская Федерация mongush_sz79@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 28.07.2015 Принята в доработанном виде 07.10.2015 Одобрена 22.10.2015

УДК 338.46 JEL: 120, 121, 128

Ключевые слова: рынок, образование, услуга, проблема, регион

Аннотация

Предмет. Развитие экономики невозможно без функциональной и сбалансированной взаимосвязи всех составляющих систем и отраслей народного хозяйства. Начальным этапом становления выступает сфера образования, так как данная отрасль является наиболее уязвимой и наименее финансируемой среди других сфер государственного регулирования. Тем самым образование должно выступать в качестве одной из основных динамично развивающихся и перспективных отраслей экономики, так как при этом сочетаются рыночные и нерыночные механизмы функционирования хозяйствующего субъекта, через которые удовлетворяются частные и общественные потребности.

Цели. Исследование рынка образовательных услуг с учетом описания факторов, влияющих на перспективу развития образовательной системы Тувы.

Методология. На основе наблюдения и сбора фактов, а также анализа, синтеза и системного подхода были определены взаимосвязи рынка образования и рынка труда, рассмотрены показатели образовательных услуг республики.

Результаты. Выявлены отрицательные сегменты состояния рынка образовательных услуг. Установлено, что фактически этот рынок не удовлетворяет потребности населения в специфических видах образовательных услуг на различных стадиях их получения, которые включают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное), общее и высшее образование.

Выводы. Без учета специфики, а также ситуации в регионе в образовательной среде невозможно адекватно проанализировать другие рынки, так как данный сегмент является основанием становления и развития других сфер деятельности общества. Таким образом, от качества рынка образовательных услуг зависит дальнейшее развитие экономического субъекта, то есть регулирование рынка образовательных услуг на практике должно проходить под государственным контролем в сочетании с действием механизма саморегулирования.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Рынок образовательных услуг - это рынок, на котором осуществляется продвижение товара (образовательной услуги) от производителя (вуза) к потребителю (индивиду, государству, бизнесу) на основе закона спроса и предложения [1].

Основная цель образования заключается в ликвидации неграмотности человека по отношению к среде обитания, социуму, производству. Поэтому важнейшей задачей образования становится развитие потенциала каждого человека в целях расширения его возможности эффективно справляться с любыми условиями непрерывно изменяющейся

физической, экономической и социальной среды [2].

*Авторы выражают глубокую признательность доктору экономических наук Галине Федоровне Балакиной за помощь и постоянный интерес к работе, а также кандидату экономических наук Валериане Тарачиевне Ликтан за ценные советы и замечания.

Сфера образования обеспечивает воспроизводство и развитие человеческих ресурсов общества и относится к той части общественного производства, в которой формируются способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания. В таком смысле сферу образования можно рассматривать как специфическую отрасль, занятую производством образовательных услуг.

Таким образом, понятие «образовательная услуга» сегодня трактуется по-разному. Например, В.А. Долятовский и О.А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации, обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда» [3]. Под образовательной услугой И.Б. Романова понимает «трудовую

деятельность экономической единицы,

направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (то есть в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемую с предварительного согласия данного субъекта» [4].

Исследователь А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [5].

Профессор Ш.З. Валиев определяет

образовательную услугу как «целенаправленный организованный учебным заведением творческий процесс передачи и накопления определенной суммы знаний, умений и компетенций в рамках отдельной образовательной программы потребителю, преобразующий самого

потребителя» [6].

Так, Р. Джапарова под образовательной услугой понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [7].

В последнее время качество образования вызывает серьезные опасения [8]. На всех ступенях обучения оно не отвечает в полной мере требованиям рыночной экономики и к профессиональным качествам рабочих, служащих и специалистов. Несмотря на то что за годы реформ существенно увеличилась ступенчатость образования, расширилось разнообразие организационных форм обучения, улучшились состав непедагогических кадров и методики преподавания, в системе подготовки кадров и школьного обучения еще многое не соответствует современным требованиям. В частности, сохраняется отрыв обучения от реальных вопросов экономики, что затрудняет адаптацию выпускников учебных заведений всех уровней к трудовой деятельности [9].

Одними из основных критериев качества образования являются конкурентоспособность каждого выпускника и его востребованность современной экономикой. При этом необходимо иметь в виду, что, давая мощный импульс общественному развитию, сама система 40

образования остается достаточно инертной. Она не успевает своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни. В определенной степени это обусловлено и отставанием в создании и корректировке нормативной базы, затрагивающей образование [10].

Итак, главная задача, которая стоит в новых условиях перед преподавателями, - научиться работать на репутацию, престиж своего учреждения. Чем выше престиж учреждения, тем большее количество потребителей услуг оно может привлечь. А значит, возрастет объем внебюджетных средств, что позволит увеличить заработную плату преподавателям, повысит заинтересованность в сотрудничестве

высококвалифицированных специалистов. В итоге качество обучения в нашей стране поднимется на новый уровень [11].

Таким образом, основными предпосылками необходимости перехода к непрерывному образованию и непрерывной генерации нового знания в современном мире стали, во-первых, быстрое устаревание знаний, навыков, умений, которые через каждые пять - семь лет необходимо радикально обновлять; во-вторых, изменения в сфере труда и занятости, требующие от множества людей периодической смены профессии; в-третьих, изменения в обществе и формах гражданского участия, процессов глобализации и международной интеграции [12].

Именно с позиций будущих более высоких заработков индивиды в настоящее время осуществляют выбор - получать более высокое образование или выйти на рынок труда, тем самым определяя количественные параметры

численности экономически активного населения [13].

Благоприятное включение в трудовую жизнь, хорошее трудоустройство означают не только доступ к занятости и ее стабильность, но и хорошее вознаграждение и условия труда, соответствие рабочих функций полученному образованию и квалификации. Продолжение образования и повышение квалификации в целом оправдывают себя и обеспечивают доступ к более высоким степеням профессиональной

квалификации и карьерной лестницы [14]. Поэтому при рассмотрении рынка образовательных услуг невозможно обойти стороной рынок труда, так как конечный продукт рынка образовательных услуг рано или поздно попадает в поле зрения рынка труда или

непосредственно становится участником этих взаимоотношений. Таким образом, рынок труда охватывает не только занятых во всех сферах народного хозяйства работников различной квалификации, но и не вовлеченных в общественное производство в данный момент трудоспособных людей. Рынки образовательных услуг и труда, взаимодействуя между собой, преследуют социально-экономическую цель, которая выражается прежде всего в увеличении благосостояния каждого члена общества через удовлетворение личных потребностей людей, в реализации образовательной услуги на практике (трудоустройстве), получении соответствующего уровня дохода и повышении платежеспособности населения. Социальный эффект состоит не только в тех выгодах, которые получает образованный человек и его семья [15]. Государство при этом выступает в качестве регулятора деятельности субъектов обоих рынков. Оно в определенной степени определяет их взаимодействие, а также формирует спрос и предложение на этих рынках как самостоятельный экономический субъект. Следует отметить, что роль государства на этих рынках особенно сложна и значительна. Поэтому взаимодействие рынка образования и рынка труда означает, что в регионе экономически существует такое взаимосвязанное соотношение рабочей силы и рабочих мест, при котором созданы условия для осуществления производственного процесса. Таким образом, обучение - одна из массовых и эффективных форм подготовки общества для перехода к инновационному развитию [16].

Мы в своем исследовании рассматриваем сегменты рынка образовательных услуг Республики Тыва, которые представляют собой одну из важнейших составляющих в цепи становления и развития рынка труда с учетом хозяйствующего субъекта общественных отношений, так как образование выступает целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

В настоящее время перед регионами остро стоит практическая задача формирования рынка образовательной услуги, соответствующая требованиям регионального рынка труда по количественным и качественным показателям. Задача становится особенно актуальной тогда, когда регион намерен осуществлять масштабные хозяйственные преобразования, которые вызывают

перестройку всей системы жизнедеятельности региона.

В Республике Тыва в 2007 г. была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г., которая утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 04.04.2007 № 442 и в которой предусмотрена реализация крупных инвестиционных проектов. Она представляет собой долгосрочный прогнозный документ, где определены приоритеты и направления регионального развития до указанного периода. В этой связи актуальна оценка состояния рынка образовательной услуги в Республике Тыва как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Главная проблема -трудность измерения результата производства образовательных услуг [17].

Мы считаем, что рынок образовательных услуг следует рассматривать «с низа», то есть с дошкольных образовательных организаций, чтобы в полной мере охарактеризовать данный сегмент в Туве, где количество дошкольных

образовательных организаций в 2013 г. возросло всего на 1,4% (на 3 ед.). Для такой небольшой республики данный показатель очень низок, так как, по данным Росстата, Республика Тыва в 2013 г. по рождаемости занимала первое место среди субъектов Российской Федерации (26,1% на 1 000 чел. населения). Количество воспитанников в данных организациях с каждым годом возрастает: в 2013 г. оно составляло 17,6 тыс. чел., что больше подобного показателя 2005 г. на 20,5% (14,6 тыс. чел.).

Охват детей дошкольными образовательными организациями в регионе имеет отрицательную тенденцию: в 2013 г. процент охвата составлял 38,6%, что меньше подобного показателя 2005 г. на 18,7% (47,5%). Если в 2005 г. на 100 мест в дошкольных образовательных организациях приходилось 96 детей, то в 2013 г. обстановка кардинально меняется - на 100 мест уже приходилось 115 детей. Если в среднем в группе должно быть 20 детей, то их количество возросло до 25 или даже 30, а в некоторых дошкольных образовательных организациях даже вводятся дополнительные группы.

По охвату детей дошкольными образовательными организациями в 2013 г. (в % от численности детей соответствующего возраста) республика занимала 80-е место в Российской Федерации, а по численности воспитанников на 100 мест - 13-е место.

Данные, представленные на рис. 1, показывают, что охват детей дошкольными образовательными организациями с каждым годом уменьшается. По нашему мнению, в отрицательной динамике данного показателя главную роль сыграла федеральная программа «Материнский (семейный) капитал», которая начала действовать с 2007 г. Региональные власти не смогли или не были готовы в полной мере обеспечить детей дошкольными образовательными учреждениями в Туве. В настоящее время стоимость материнского (семейного) капитала в республике составляет 453 026 руб. Это стимулирует население к деторождению и дает дальнейшее развитие изложенной проблеме, так как Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» трактует, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования. Однако мы наблюдаем, что государство не в полной мере обращает внимание на проблемы образования. Более того, у нас нет анализа и прогноза на будущее [18].

В Туве не удается реализовать свои конституционные права родителям детей дошкольного возраста, поскольку система дошкольного образования не в силах оказать социальные услуги всем нуждающимся на бесплатной основе. По неофициальным данным, стоимость в частных детских дошкольных учреждениях Тувы составляет 6 000 руб. в месяц за содержание одного ребенка (в год - 72 000 руб.). Это только плата за уход и содержание, а еще есть и другие расходы. При этом после внедрения федеральной программы «Материнский (семейный) капитал» молодые семьи в республике имеют и двух, и трех детей дошкольного возраста, то есть при среднедушевых месячных денежных доходах, составляющих в Туве в 2013 г. 13 472 руб., далеко не каждая семья может себе позволить такую роскошь, как детский сад.

В системе образования общеобразовательные учреждения играют не последнюю роль, так как именно в них закладывается фундамент всех образовательных процессов человека: какую основу получит индивид в общеобразовательном учреждении, такой и будет итог. В нашем случае это услуги образования, которые получает тот или иной индивид в процессе обучения. В республике общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) все без исключения принадлежат государству, частные формы обучения в данном виде

деятельности отсутствуют. В 2013 г. количество общеобразовательных организаций составило 171 ед., что меньше подобного показателя 2005 г. (176 ед.) на 5 ед., или на 2,8%. Количество обучающихся в общеобразовательных

организациях уменьшилось на 10,9%, или на

6.7 тыс. чел.

В государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) на начало учебного 2013/14 г. приходилось в среднем на один класс 19 обучающихся:

• 1-3 (4) классы - 19 чел.;

• 5-9 классы - 19 чел.;

• 10-11 (12) классы - 17 чел. (по окончании девятого класса в среднем 10% обучающихся поступают в учебные заведения (вечерние школы, ПТУ, колледжи, техникумы) или уходят из школы).

Удельный вес обучающихся в го с удар с тв е нны х и м униципаль ны х общеобразовательных организациях представлен на рис. 2. По данным Росстата, Республика Тыва в 2013 г. по данному показателю в Российской Федерации занимала 81-е место.

Количество обучающихся с аттестатом об основном общем образовании в 2013 г. составило 4,6 тыс. чел., что меньше подобного показателя в 2005 г. на 27%, или на 1,7 тыс. чел. (6,3 тыс. чел.), а количество обучающихся с аттестатом о среднем общем образовании в 2013 г. составило 3,6 тыс. чел., что меньше подобного показателя 2005 г. на 7,7%, или на 300 чел. (3,9 тыс. чел.). Мы считаем, что в данном сегменте негативной причиной мог стать ЕГЭ, который был массово проведен в 2009 г.

Количе с тв о ве че р них (с ме нны х) общеобразовательных учреждений в Туве за ряд лет осталось без изменений (13 ед.), а численность обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях сократилась на 5,6%, или на 100 чел.: в учебном 2013/14 г. она составляла 1,7 тыс. чел., а в учебном 2010/11 г. -

1.8 тыс. чел.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из главных компонентов, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие человеческого капитала и социально-экономического развития Тувы в целом.

В настоящее время система профессионального образования выступает одним из основных ресурсов реализации региональной политики Тувы, однако количество профессиональных образовательных организаций в 2013 г. (6 ед.) уменьшилось на 7 ед. по сравнению с 2005 г. (13 ед.), то есть на 53,8%. При этом численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, соответственно уменьшилась на 1,5 тыс. чел., или на 29,4%, по сравнению с подобным показателем 2005 г. Кроме того, наблюдалось снижение приема молодежи на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих на 5,7%, или на 200 чел. Таким образом, выпуск квалифицированных рабочих и служащих в 2013 г. составил 2,9 тыс. чел. Это меньше, чем в 2005 г. (3,6 тыс. чел.), на 19,4%, или на 700 чел. (табл. 6).

По нашему мнению, в ступенчатом устройстве сферы образования Республики Тыва наиболее полно реализуются рыночные отношения. Тувинский государственный университет является единственным государственным вузом, который представляет собой кузницу научных и профессиональных кадров для различных отраслей народного хозяйства, образования и государственных структур республики.

Стратегическое развитие Тувы свидетельствует о том, что система дошкольного и общего образования не в полной мере удовлетворяет потребности жителей республики, так как только половина детей может посещать детские сады, а в системе общего образования остро стоит проблема закрепления кадров в сельских местностях республики. Система образования Тувы в целом соответствует требованиям инновационного развития, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время на основе федеральных стратегических документов реализуется комплекс мер по модернизации общего образования республики в соответствии с республиканскими руководящими документами, к которым можно отнести:

• постановление Правительства Республики Тыва от 07.03.2012 № 123 «Наша новая школа»;

• постановление Правительства Республики Тыва от 01.11.2010 № 460 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Тыва на 20112015 годы»;

• постановление Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 № 632 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 20142020 годы»;

• распоряжение Правительства Республики Тыва от 02.04.2013 № 109-р «Об утверждении регионального плана мероприятий (дорожной карты) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Республики Тыва на период с 2013 по 2018 год».

В качестве примера можно привести губернаторский проект «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием на 2014-2020 годы». Этот документ являлся подпрограммой государственной программы «Развитие образования и науки на 20142020 годы». Считаем, что в Туве в ходе реализации данной программы будут устранены негативные показатели рынка образовательных услуг, так как целью государственной политики является реализация права каждого человека на образование. Поэтому должны быть созданы соответствующие социально-экономические

условия для расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня в течение всей жизни.

Негативное влияние на состояние трудовой сферы оказывает нынешняя ситуация на рынке труда, характеризующаяся превышением предложения рабочей силы над спросом, когда у работодателя не возникает серьезных проблем с привлечением кадров. При этом особенно страдают выпускники, не обладающие специфическим человеческим капиталом, которому легко найти замену [19].

Высокая доля невостребованных выпускников объясняется тем, что зачастую региональная система профессионального образования подготавливает не тех специалистов, а качество образования выпускников местных

образовательных учреждений не соответствует квалификационным требованиям работодателей. Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы образования Тувы, приоритетами которой должны стать развитие и модернизация (рис. 4). Серьезным негативным фактором, влияющим на эффективность системы образования в республике, выступает недостаточная

привлекательность рабочих профессий среди населения, недостаточная эффективность

профессиональной ориентации и невысокий уровень оплаты труда в Туве. Это необходимо учесть в ходе улучшения работы системы образования в республике.

Трансформация экономики России повлекла за собой изменения во всех областях деятельности человека. Система образования не стала исключением из этого процесса [20]. Образование дает инструменты, необходимые для достижения успеха, но оно не может гарантировать, что эти инструменты будут использованы. Поэтому социальная ответственность образования в воспитании полезных членов общества как основы стабильной инновационной экономики - это скорее надежда, чем уверенность.

Таким образом, рассматривая рынок образовательных услуг региона, можно констатировать, что они являются специфическим товаром, позволяющим индивиду повышать свои знания, которые в дальнейшем ему пригодятся для повышения профессиональных навыков или при непосредственной трудовой деятельности. Но при

этом необходимо учитывать мотивы человека или его потребности, так как трудно оценить в промежутке времени качество полученных знаний определенным отдельным индивидом.

Безусловно, важным фактором экономической активности населения является уровень образования, а его качество оказывает влияние на квалификацию работника, обеспечивающую ему определенный доход, и на рост производительности труда.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно констатировать, что Тува по оказанию образовательных услуг находится на последних местах среди других регионов Российской Федерации. По нашему мнению, для изменения такой тенденции нужны скоординированные усилия всех ветвей власти республики, так как от состояния рынка образовательных услуг зависят перспективы дальнейшего развития республики как полноправного участника экономических отношений в рыночных условиях.

Таблица 1

Характеристика дошкольных образовательных учреждений Тувы в 2005-2013 гг.

Показатель 2005 2010 2011 2012 2013 % ДОгкуюисчшс

Количество дошкольных 217 218 219 220 220 101,4 +3

образовательных учреждений, ед._

Численность воспитанников, тыс. чел._14,6_15,6_15,8_16,5_17,6 120,5_+3

Охват детей дошкольными 47,5 40 38,4 37,8 38,6 81,26 -8,9

образовательными учреждениями (в зависимости от численности детей

соответствующего возраста), %_

Численность воспитанников на 100 мест 96 106 107 112 115 119,8 +19

в дошкольных образовательных

учреждениях, чел._

Источник: данные Росстата

Таблица 2

Динамика охвата детей дошкольными образовательными учреждениями Тувы в 2005-2013 гг., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель [2005 2010 ^2011 2012 [2013 Темп прироста

Количество детей, не обеспеченных местами_52,5_60_61,6 62,2_61,4_17_

Количество детей, обеспеченных местами_47,5_40_38,4_37,8_38,6_-18,7_

Источник: данные Росстата

Таблица 3

Количество общеобразовательных организаций и численность обучающихся в Туве в учебных 2005/06-2013/14 гг.

Показатель 2005/06 2010/11

Образовательные организации, всего В том числе U 2 В том числе

государственные и муниципальные частные Образовательны организации, все государственные и муниципальные частные

1 2 3 4 5 6 7

Количество общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), ед. 176 176 - 173 173 -

Численность обучающихся в общеобразовательных 61,4 61,4 - 54,6 54,6 -

организациях (без вечерних (сменных)

общеобразовательных организаций), тыс. чел

Продолжение таблицы

Показатель 2011/12 2012/13 2013/14

Образовательные организации, всего В том числе В том числе Образовательные организации, всего В том числе

государственные и муниципальные частные Образовательные организации, всег государственные и муниципальные частные государственные и муниципальные частные

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Количество общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), ед. 173 173 173 173 171 171

Численность обучающихся в 54,4 54,4 - 54,6 54,6 - 54,7 54,7 -

общеобразовательных организациях (без

вечерних (сменных) общеобразовательных

организаций), тыс. чел.

Источник: данные Росстата Таблица 4

Количество выпускников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) в 2005-2013 гг.

Показатель 2005 2010 2011 2012 2013 % Отклонение

Количество выпускников с аттестатом об основном общем образовании, тыс. чел. 6,3 5,3 5,3 4,9 4,6 73 -1,7

Количество выпускников с аттестатом о среднем общем образовании, тыс. чел. 3,9 3,6 3,7 3,6 3,6 92,3 -0,3

Источник: данные Росстата Таблица 5

Количество государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных организаций и численность обучающихся в учебных 2010/11-2013/14 гг.

Показатель 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 % Отклонение

Количество вечерних (сменных) 13 13 13 13 100 0

общеобразовательных организаций, ед.

Численность обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных 1,8 1,7 1,8 1,7 94,4 -0,1

организациях, тыс. чел.

Источник: данные Росстата

Таблица 6

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих в Туве, и численность обучающихся в 2005-2013 гг.

Показатель 2005 2010 2011 2012 2013 % Отклонение

Количество профессиональных 13 13 13 9 6 46,2 -7

образовательных организаций,

осуществляющих подготовку

квалифицированных рабочих,

служащих, ед.

Общая численность студентов, 5,1 4,8 4,6 3,9 3,6 70,6 -1,5

обучающихся по программам

подготовки квалифицированных

рабочих, служащих, тыс. чел.

В том числе на 10 000 чел. населения 167 157 150 126 117 70,1 -50

Прием на обучение по программам 3,5 3,6 3,5 3,4 3,3 94,3 -0,2

подготовки квалифицированных

рабочих, служащих, тыс. чел.

Общий выпуск квалифицированных 3,6 2,9 3 3,5 2,9 80,6 -0,7

рабочих, служащих, тыс. чел.

В том числе на 10 000 чел. населения 349 272 284 332 297 85,1 -52

Источник: данные Росстата

Таблица 7

Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих в Туве, и численность обучающихся в учебных 2005/06-2013/14 гг.

2005/06

2010/11

В том числе

В том числе

Показатель Образовательные организации, всего государственные и муниципальные частные Образовательные организации, всего государственные и муниципальные частные

1 2 3 4 5 6 7

Количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, ед. 6 6 6 6

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел. 6,5 6,5 - 5,8 5,8 -

Продолжение таблицы

Показатель 2011/12 2012/13 2013/14

Образовательные организации, всего В том числе Образовательные организации, всего В том числе В том числе

государственные и муниципальные частные государственные и муниципальные частные Образовательные организации, всего государственные и муниципальные частные

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, ед. 8 8 11 11 12 11 1

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел. 5,4 5,4 5,3 5,3 4,2 3,6 0,7

Источник: данные Росстата

Таблица 8

Количество принятых и подготовленных специалистов образовательными организациями среднего звена Тувы в 2005-2013 гг., тыс. чел.

2005 2010

В том числе В том числе

Показатель Образовательные организации, всего s » а 3 - S 5 * 8 § ¡5 ¡3 <j S 6 ш ч Я частные Образовательные организации, всего s » а g - ® 5 * 8 § [5 я (j S 6 i « я частные

fr Б О 2 - fr Б О 2 -

1 2 3 4 5 6 7

Количество человек, принятых на обучение 2,4 2,4 - 2,1 2,1 -

по программам подготовки специалистов

среднего звена

Количество выпущенных специалистов 1,7 1,7 - 1,7 1,7 -

среднего звена

Продолжение таблицы

2011 2012 2013

В том числе

В том числе

В том числе

Показатель

л я л

ч

о н я в

О ш

т Я

а Й

»О U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О а

о

я я а я

о

о

-

Я -

Ч я Я

- я

& ш

II

-

я -

ч

о н я в

О ш

т Я

a Й

»О U

О а

о

я я а я

2 S

л "

я -

ч

о н я ES

и Я

а Й

»O U

О а

о

я я я я

о

-

Я -

ч я я

- я

& ш

II

8

10

11

12

13

14

15

16

17

Количество человек, принятых на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена_

1,7

1,7

1,7

1,3

0,3

Количество выпущенных специалистов среднего звена

1,4

1,4

1,6

1,6

1,2

0,9

0,3

Источник: данные Росстата

9

2

2

Рисунок 1

Сравнительная характеристика охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в Туве в 2005 и 2013 гг.

2005 г.

□ Не обеспеченныеместами в доштпьньк образовательных организациях

□ Обеспеченные местами в дошкольных образовательных организациях

2013 г.

□ Не обеспеченные местами е дошкольных образовательных организациях

□ Обеспеченные местами в дошкольных образовательных организациях

Источник: авторская разработка Рисунок 2

Удельный вес обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), занимающихся во вторую и третью смену, на начало учебного года, % от общей численности обучающихся

32 -I

29

2S:5 -I-,-,-,-,-

2005/06 2010/11 2011/12 2012 13 2013/14

Источник: авторская разработка

48

Рисунок 3

Динамика деятельности организаций профессионального образования, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих в Туве в 2005-2013 гг.

Тыс.чел.

2005 2010 2011 2012 2013

□ Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

□ Прием на. обучение попрограммам подготовки квалифицированных рабочих, служащих ■ Выпуск квалифицированных рабочих, служащих

Источник: авторская разработка Рисунок 4

Наиболее существенные внешние и внутренние факторы, влияющие на перспективу развития образовательной системы Тувы

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Терза Н.В. Конкурентоспособность образовательной услуги // ЭКО. 2014. № 11. С. 187-189.

2. Шацкая И.В. Социальная функция высшего образования // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2012. № 4. С. 36-45.

3. Долятовский В.А., Мазур О.А., Кузнецова И.В. и др. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: монография. Ростов н/Д: РГЭУ; НИЭУП, 2006. 232 с.

4. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения: монография. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. 140 с.

5. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 120-123.

6. Валиев Ш.З., Сухочев В.И. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. 84 с.

7. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. № 4. С. 55-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал в России? М.: ВШЭ, 2012. 76 с.

9. Мерзлова М.П. Финансово-кредитная поддержка развития образовательных услуг в России // ЭКО. 2007. № 5. С. 121-129.

10. Гудак С.Н. Институциональные преобразования образовательных учреждений // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 316-327.

11. Гудак С.Н. Новые условия российского образования // ЭКО. 2009. № 2. С. 109-123.

12. Харченко И.И., Новикова Ю.О. Потребность в дополнительном профессиональном образовании трудоспособного населения и возможности ее реализации в регионе // Регион: экономика и социология. 2013. № 1. С. 117-143.

13. Андреев А.Л. Компетентная парадигма в образовании: опыт философско-методологического образования // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

14. Фремо Ф., Наапетьян Н. Проблемы трудоустройства молодежи, не имеющей квалификации // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Сер. 2: Экономика. 2010. № 3. С. 175-177.

15. Пигина Т.Н. Факторы предложения рабочей силы и их влияние на рынок труда Республики Хакасия // Вестник КрасГАУ. 2015. № 3. С. 153-160.

16. Лузан П.П. Высшее образование в России: от разрушения к развитию // ЭКО. 2009. № 12. С. 88-96.

17. Сальникова Л.Ю. Механизм повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: материалы XXVI Международной научно-практической конференции. Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2009. Ч. II. С. 147-149.

18. Малинецкий Г.Г. Сохранить российское образование и науку. Хотелось, чтобы власть «не перекрывала кислород» (круглый стол в Комитете Государственной думы по образованию и науке) // ЭКО. 2005. № 3. С. 3-31.

19. БеляеваМ.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда // ЭКО. 2007. № 3. С. 123-131.

20. Гриненко С.В. Анализ рынка образовательных услуг России в период трансформации экономики // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 8. С. 7-13.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Sustainable Development of Regions

THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE REPUBLIC OF TYVA Snezhana P. MONGUSHa', Saizana P. MONGUSHb

a Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, SB of RAS, Kyzyl, Republic of Tyva, Russian Federation fqkey@mail.ru

b Secondary General School No. 1, Shagonar, Republic of Tyva, Russian Federation mongush_sz79@mail.ru • Corresponding author

Article history:

Received 28 July 2015 Received in revised form 7 October 2015 Accepted 22 October 2015

JEL classification: I20, I21, I28

Keywords: market, education, service, problem, region

Abstract

Importance The article deals with some issues of education. This sphere is the most vulnerable and the least funded one among the other areas of State regulation.

Objectives The paper aims to research the market of educational services, taking into account the description of factors influencing the development of the educational system of Tuva. Methods We identified the relationship between the market of education and labor market and considered the indicators of educational services in the Republic of Tyva, on the basis of monitoring and gathering facts, as well as analysis, synthesis, and system approach.

Results We identified certain negative segments of the market of educational services. We found that, in fact, this market does not meet the needs of the population in specific kinds of educational services at various stages of their production, which include preschool, primary general, basic general, secondary (full) general and higher education.

Conclusions Without taking into account the specific, as well as the situation in the region in educational environment, it is impossible to adequately explore other markets, because this segment is the base of the formation and development of other sectors of society. Thus, the quality of the educational services market predetermines the further development of an economic entity, i.e. regulation of the market of educational services in practice should be under public control in conjunction with the operation of the mechanism of self-regulation.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

We express our profound gratitude to Galina F. BALAKINA, Doctor of Economic Sciences, for assistance and continuing interest in the work, as well as to Valeriana T. LIKTAN, Candidate of Economic Sciences, for the valuable advice and comments.

References

1. Terza N.V. Konkurentosposobnost' obrazovatel'noi uslugi [Competitiveness of the educational services]. EKO = ECO, 2014, no. 11, pp. 187-189.

2. Shatskaya I.V. Sotsial'naya funktsiya vysshego obrazovaniya [The social function of higher education].

Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6: Ekonomika = Moscow University Economics Bulletin, 2012, no. 4, pp. 36-45.

3. Dolyatovskii VA., Mazur O.A., Kuznetsova I.V. et al. Strategicheskoe planirovanie deyatel'nosti vuza na rynke obrazovatel'nykh uslug: monografiya [Strategic planning of the University activity in the market of educational services: a monograph]. Rostov-on-Don, RSEU, NIEML Publ., 2006, 232 p.

4. Romanova I.B. Upravlenie konkurentosposobnost'yu vysshego uchebnogo zavedeniya: monografiya [Managing the competitiveness in higher educational establishments: a monograph]. Ulyanovsk, Srednevolzhskii nauchnyi tsentr Publ., 2005, 140 p.

5. Chentsov A. O biznese obrazovatel'nykh uslug [About educational services business]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 1999, no. 2, pp. 120-123.

6. Valiev Sh.Z., Sukhochev V.I. Rynok obrazovatel'nykh uslug: teoreticheskie aspekty [The market of educational services: theoretical aspects]. Ufa, DizainPoligrafServis Publ., 2008, 84 p.

7. Dzhaparova R. Marketing uslug professional'nogo obrazovaniya [Marketing of professional education services]. Marketing, 2005, no. 4, pp. 55-65.

8. Kapelyushnikov R.I. Skol'ko stoit chelovecheskii kapital v Rossii? [What is the cost of human capital in Russia?]. Moscow, HSE Publ., 2012, 76 p.

9. Merzlova M.P. Finansovo-kreditnaya podderzhka razvitiya obrazovatel'nykh uslug v Rossii [Financial and credit support to the development of educational services in Russia]. EKO = ECO, 2007, no. 5, pp.121-129.

10. Gudak S.N. Institutsional'nye preobrazovaniya obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Institutional change of educational institutions]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2010, no. 1, pp. 316-327.

11. Gudak S.N. Novye usloviya rossiiskogo obrazovaniya [New conditions of the Russian education]. EKO = ECO, 2009, no. 2, pp. 109-123.

12. Kharchenko I.I., Novikova Yu.O. Potrebnost' v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii trudosposobnogo naseleniya i vozmozhnosti ee realizatsii v regione [A need for additional professional education of the working population and the possibilities for its implementation in the region]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2013, no. 1, pp. 117-143.

13. Andreev A.L. Kompetentnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo obrazovaniya [A competent paradigm in education: experience of philosophical-methodological education]. Pedagogika = Pedagogy, 2005, no. 4, pp. 19-27.

14. Fremo F., Naapet'yan N. Problemy trudoustroistva molodezhi, ne imeyushchei kvalifikatsii [The problem of unskilled youth employment]. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki: otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 2: Ekonomika = Social Sciences and Humanities: Domestic and Foreign Literature. Ser. 2: Economy, 2010, no. 3, pp. 175-177.

15. Pigina T.N. Faktory predlozheniya rabochei sily i ikh vliyanie na rynok truda Respubliki Khakasiya [Labor supply factors and their impact on the labor market in the Republic of Khakassia, Russia]. Vestnik KrasGAU = Bulletin of KrasGAU, 2015, no. 3, pp. 153-160.

16. Luzan P.P. Vysshee obrazovanie v Rossii: ot razrusheniya k razvitiyu [Higher education in Russia: from destruction to development]. EKO = ECO, 2009, no. 12, pp. 88-96.

17. Sal'nikova L.Yu. [A mechanism of increase of the competitiveness of graduates]. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii v nestabil'nom mire: natsional'nye, regional'nye i korporativnye osobennosti: materialy XXVI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 26th Sci. Conf. Russia's Socioeconomic Development in an Unstable World: National, Regional, and Enterprise Features]. Chelyabinsk, UrSEI ALSR Publ, 2009, vol. 2, pp. 147-149.

18. Malinetskii G.G. Sokhranit' rossiiskoe obrazovanie i nauku. Khotelos', chtoby vlast' "ne perekryvala kislorod" (kruglyi stol v Komitete Gosudarstvennoi dumy po obrazovaniyu i nauke) [Save the Russian education and science. Wish the power "does not shut the door on" (Round-table discussion in the State Duma Committee on Education and Science)]. EKO = ECO, 2005, no. 3, pp. 3-31.

19. Belyaeva M.G. Kak sdelat' tsivilizovannym rossiiskii rynok truda [How to make the Russian labor market a civilized one]. EKO = ECO, 2007, no. 3, pp. 123-131.

20. Grinenko S.V. Analiz rynka obrazovatel'nykh uslug Rossii v period transformatsii ekonomiki [An analysis of the education market of Russia in the period of transformation of the economy]. Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki = Izvestiya SFedU. Engineering Sciences, 2005, no. 8, pp. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.