Научная статья на тему 'Чего ожидать в развитии школьной системы образования к 2013 году, и останутся ли в ней нуждающиеся?'

Чего ожидать в развитии школьной системы образования к 2013 году, и останутся ли в ней нуждающиеся? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОГНОЗ / ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / EDUCATION SYSTEM / SOCIAL CHANGES / DEMOGRAPHIC STRUCTURE / EDUCATIONAL SITUATION / THE FORECAST / SETTLEMENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силласте Галина Георгиевна

Статья рассматривает социальные изменения в структуре учащейся молодежи старшеклассников и учащихся младших классов общеобразовательных школ с учетом поселенческой структуры и региональной специфики. Влияние демографической ситуации на развитие школьной системы неоднозначное, но преобладающими являются негативные тенденции в структуре обучающихся и школьных заведений. На основе анализа результатов проведенных учеными социологических исследований выведены траектории прогностического сценария возможного развития школьной системы в российском обществе до 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What Can Be Expected in the Development of a School Education System by 2013, and Will It Be Still Needed?

Article considers social changes in structure of students senior pupils and pupils of elementary grades of comprehensive schools taking into account settlement structure and regional specificity. Influence of a demographic situation on development of school system is ambiguous, but negative tendencies in the structure of students and school institutions are prevailing. On the basis of the analysis of results of the sociological researches made by scientists some ways of the prognostic scenario of possible development of school system in the Russian society up to 2013 are deduced.

Текст научной работы на тему «Чего ожидать в развитии школьной системы образования к 2013 году, и останутся ли в ней нуждающиеся?»

СОЦИОЛОГИЯ

Чего ожидать в развитии школьной системы образования к 2013 году, и останутся ли в ней нуждающиеся?

Размышления социолога Г. Г. Силласте*

Аннотация. Статья рассматривает социальные изменения в структуре учащейся молодежи — старшеклассников и учащихся младших классов общеобразовательных школ — с учетом поселенческой структуры и региональной специфики. Влияние демографической ситуации на развитие школьной системы неоднозначное, но преобладающими являются негативные тенденции в структуре обучающихся и школьных заведений. На основе анализа результатов проведенных учеными социологических исследований выведены траектории прогностического сценария возможного развития школьной системы в российском обществе до 2013 г.

Ключевые слова: система образования; социальные изменения; демографическая структура; образовательная ситуация; прогноз; поселенческая структура.

What Can Be Expected in the Development of a School Education System by 2013, and Will It Be Still Needed?

Reflections of the Sociologist G. G. Sillaste

Abstracts. Article considers social changes in structure of students — senior pupils and pupils of elementary grades of comprehensive schools — taking into account settlement structure and regional specificity. Influence of a demographic situation on development of school system is ambiguous, but negative tendencies in the structure of students and school institutions are prevailing. On the basis of the analysis of results of the sociological researches made by scientists some ways of the prognostic scenario of possible development of school system in the Russian society up to 2013 are deduced.

Keywords: education system; social changes; demographic structure; educational situation; the forecast; settlement structure.

Какие социальные изменения и демографи- ки, масштаб и структуру образования на местах ческие сдвиги будут определять образователь- и в России в целом, тесным образом связана с ную ситуацию в стране реально сложившейся социально-демографи-

ческой ситуацией. Поэтому для компетентного Поселенческая структура, оказывающая силь- управления процессом формирования образо-ное влияние на формирование локального (реги- вательного пространства и планирования раз-онального) образовательного пространства, его вития региональной образовательной системы количественные и качественные характеристи- необходимо анализировать демографическую

*Силласте Галина Георгиевна - доктор философских наук, Заслуженный деятель науки России, зав. кафедрой «Социология» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: galinasillaste@ya.ru

ситуацию на местах. В характеристиках демографической ситуации наиболее полно отражаются явные и латентные процессы, протекающие в образовательной сфере.

В связи с этим целесообразно обратиться к влиянию социально-демографической ситуации на возможные изменения численности учащейся молодежи на ближайшие годы, которые ограничим 2013 г.

Общая демографическая ситуация в стране уже не первый год интерпретируется как «демографическая яма». Предстоящие пять лет (т. е. к 2013 году), по оценкам экспертов, демографическая ситуация будет неблагоприятной и приведет к негативным социальным и экономическим последствиям в обществе. В связи с этим ожидается:

• количественное сокращение образовательных учреждений;

• уменьшение численности персонала, занятого в сфере образования;

• сокращение масштабов рынка образовательных услуг и спроса населения на образовательные услуги;

• повышение дефицита трудовых ресурсов в экономике, увеличение спроса на рабочих и квалифицированных специалистов.

Центр социального прогнозирования Министерства образования и науки РФ дал расчетный прогноз изменения численности учащейся молодежи на период до 2013 г. При этом для более рационального управления образовательной сферой в качестве базовой (начальной) точки прогноза используется 1997/1998 уч. год.

Тенденции в изменении демографической ситуации как условия развития образования

Численность населения — один из важнейших населения за последние 15 лет (1992-2007) со-критериев перспектив развития образователь- кратилась на 4,5%. (рис. 1) ного пространства. Численность российского

140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

□ Население в целом пВтом числе в возрасте моложе трудоспособного

14ДБ 148,3 146,3 145|6 145|[| 144? ш<5 и2|8 1420

5.4

8,4

7,2

: 6.1

5,0

4,1

3,3

■ 2.7

3,7

Г--—I—--—I—--—г

1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рисунок 1. Изменение численности на<

Дополним: в 2008 г. — 142,0 млн.

Как свидетельствует статистика, население страны с 1992 г. неуклонно сокращается. В последние 15 лет в России ежегодно умирали 2 млн чел. В расчете на 1000 человек этот показатель в 2 раза выше, чем в европейских стра-

ления Российской Федерации, млн чел.

нах и США, и в 1,5 раза выше, чем среднемировой показатель.

При нынешних темпах сокращения населения страна к 2015 г может составить 136 млн, а к 2025 году — до 125 млн чел.1 Надежды на то, что эти потери можно компенсировать рас-

'Приложение к Указу Президента РФ от 9 октября 2007, №1351.

ширением миграции, не обоснованы.

Позитивный показатель 2007 г. — увеличение численности возрастной группы моложе трудоспособного возраста, хотя и всего на 1%. Этот показатель имеет особое значение для определения траектории формирования численности учащихся в составе населения.

Ожидается, что доля учащейся молодежи в возрасте от 7 до 22 лет весь предстоящий период будет уменьшаться, и к 2012 году это сокращение составит 21%. А количество учащихся

всех типов учебных заведений (общеобразовательных и профессиональных) — сократится на 17%2. Замедление темпов сокращения численности учащейся молодежи ожидается с 2010 года, и даже может произойти увеличение роста доли учащихся в составе населения. Дальнейшее увеличение этого показателя будет происходить за счет увеличения доли учащихся общеобразовательных школ. Прогностически этот процесс может развиваться по траектории рисунка 2.

Рисунок 2. Прогноз доли обучающихся в очной форме в зависимости от образовательных

учреждений, %

Всего в 2007/2008 уч. г. в дневных государ- учебных года (к 2010г) планируется сокраще-ственных и муниципальных общеобразова- ние почти на 500 тысяч учащихся. А с 2010 тельных учебных заведениях обучалось 13 года ожидается небольшой, а в 2011 и в 2012 г. млн 675 тысяч учащихся. В последующие два заметный рост (рис. 3).

Рисунок 3. Прогноз возможных изменений в доле дневных государственных общеобразовательных

учреждений, %

2Прогноз изменения численности учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (2007/08-2012/2013 учебные годы). М., 2008, С. 13

В зависимости от регионального фактора наиболее значительным сокращение количества учащихся произойдет в Центральном, Приволжском, Южном и Сибирском федеральных округах.

Как может измениться численность первоклашек

Важно отметить, что увеличение общей численности учащихся общеобразовательных школ в ближайшие годы будет происходить

именно за счет увеличения числа первоклассников.

Какова нынешняя ситуация? В 2007/08 уч. году насчитывался 1 млн 259 тыс. 300 первоклассников. Это примерно на 3% больше, чем в 2006/07 уч. году. Увеличение количества первоклашек прогностически будет сохраняться до 2012 г. Но пик роста (в 90,6 тыс. чел) придется на 2009-2010 годы, когда общая численность первоклассников составит 165 тысяч человек (рис.4).

Рисунок 4. Прогноз изменения доли первоклассников дневных общеобразовательных

учреждений, %

Однако с 2011 г. и до 2013 г. тенденция первоклассников, так как их «прибыль» ста-сменится на противоположную. В 2010/2011 нет ниже контрольной отметки (на 28,8 тыс.

меньше предыдущих лет.) Произойдет явный недобор в первые классы. А это означает угрозу закрытия значительного количества первых классов (табл. 1).

Таблица 1.

Прогноз возможных изменений численности первоклассников дневных общеобразовательных учреждений в зависимости от территориального положения регионов, тыс. человек

уч. г. этот показатель сократится на 73,1 тысячи, а в 2011/2012 прогнозируется резкое снижение. Расчетный 2012/2013 уч. год может войти в историю впервые за все послевоенные годы дефицитным годом для приема в школы

Федеральные округа Общая численность в 2007/2008 уч. г. Показатель изменений численности (- сокращение, + увеличение)

2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013

Российская Федерация 1259,3 +25,6 +90,6 +73,1 + 12,3 -28,8

Центральный 284,8 +5,8 +20,5 + 16,5 +2,8 -6,5

Северо-западный 107,8 +2,2 +7,8 +6,3 + 1,1 -2,5

Южный 228,0 +4,6 + 16,4 + 13,2 +2,2 -5,2

Приволжский 276,7 +5,6 + 19,9 + 16,1 +2,7 -6,3

Уральский 109,8 +2,3 +7,9 +6,4 + 1,1 -2,5

Сибирский 188,0 +3,8 + 13,5 + 10,9 + 1,8 -4,3

Дальневосточный 64,2 + 1,3 +4,6 +3,7 +0,6 -1,5

Первоклассники 2012/2013 уч. года — это дети четвертого послевоенного поколения, поколения по сути мирного времени, полностью связанного с постсоветским режимом, с новой рыночной экономикой и условиями жизни населения. Их долгосрочные отрицательные последствия начнут демонстрировать свое лицо.

Прогнозируемые изменения среди выпускников 9-х классов

В 20007/08 уч. году в государственных общеобразовательных учреждениях обучались 1 млн 436 тысяч 500 девятиклассников. В 2008 г. ожидается на 10% меньше. А это 160 тысяч чел. — «обвальное снижение». Ожидается, что в 2009 г. ситуация стабилизируется, но далее и до конца 2013 года будет происходить значительное сокращение численности выпускников 9-х классов (рис. 5).

Рисунок 5. Прогноз доли выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений РФ, %

Для управления образовательными система- прогностическим оценкам территориального ми в регионах целесообразно обратиться к расселения (табл. 2).

Таблица 2.

Прогноз увеличения (уменьшения) численности выпускников 9-х классов дневных общеобразовательных учреждений

по федеральным округам, тыс. человек

Федеральные округа Общая численность в 2007/2008 уч. г. Показатель изменений численности (- сокращение, + увеличение)

2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013

Российская Федерация 1436,5 -159,5 -7,7 -52,1 -54,8 -31,4

Центральный 324,9 -36,1 -1,7 -11,8 -12,4 -7,1

Северо-западный 123,0 -13,7 -0,7 -4,5 -4,7 -2,7

Южный 260,0 -28,9 -1,4 -9,4 -9,9 -5,7

Приволжский 315,6 -35,0 -1,7 -11,4 -12,0 -6,9

Уральский 125,3 -13,9 -0,7 -4,5 -4,8 -2,7

Сибирский 214,5 -23,8 -1,1 -7,8 -8,2 -4,7

Дальневосточный 73,3 -8,1 -0,4 -2,7 -2,8 -1,6

В наиболее сложной ситуации в 2013 году могут Возможные колебания численности выпуск-

оказаться Центральный, Приволжский и Юж- ников 11-х классов

ный округа. Процессы в колебаниях численности выпуск-

ников 11 классов аналогичны с процессами среди обучались 1 млн 118 тысяч 600 выпускников 11 выпускников 9-х классов. В 2007 году в дневных классов. В 2008 — на почти 8% меньше (рис. 6). государственных общеобразовательных школах

100,0 во,о

50,0 40.0 2 3,0 0.0

100,0

Э3.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9L. .Э

10 НЕ 9t .1 h_ а! 1

10 S5 77

- ,1 6J Д _—1 65 ► .2

2 007/2008 20 0а/2009 2009/2 Ol 0 2010/2011 2011/2012 2012/2013

-От нос шел ьно 2007/ 200S уч .года ■Относительно предыдущего года

Рисунок 6. Прогноз доли выпускников 11-х классов общеобразоватеьных учреждений РФ, %

Ожидается обвальное сокращение и числен- уровень напряженности сохранится до 2011 ности (на более чем 160 тысяч чел.), и этот года (табл. 3).

Таблица 3.

Прогноз изменения численности выпускников 11-х классов по федеральным округам, тыс. чел.

Федеральные округа Общая численность в 2007/2008 уч. г. Показатель изменений численности (- сокращение, + увеличение)

2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013

Российская Федерация 1118,6 -161,9 -94,6 -95,6 -4,5 -31,3

Центральный 252,6 -36,3 -21,4 -21,6 -1,0 -7,1

Северо-западный 96,4 -14,5 -8,1 -8,2 -0,4 -2,7

Южный 200,3 -27,1 -17,1 -17,3 -0,8 -5,6

Приволжский 247,4 -37,2 -20,8 -21,0 -1,0 -6,9

Уральский 97,7 -14,3 -8,3 -8,3 -0,4 -2,7

Сибирский 166,6 -23,7 -14,1 -14,3 -0,7 -4,7

Дальневосточный 57,6 -8,8 -4,8 -4,9 -0,2 -1,6

Наиболее сложные, без преувеличения, переломные годы — с 2007 по 2011. Они затронут в большей мере Центральный, Приволжский и Сибирский округа. В 2011 г. снижение численности выпускников замедлится. Увеличение начнется с 2012 года, а уже к 2013 году суммарное сокращение за период с 2007 года превысит 400 тысяч чел.

Нужны ли будут новые образовательные учреждения

Изменение числа дневных общеобразовательных учреждений может изменяться под воздействием нормативного фактора. Поэтому

учтем, что нынешний показатель средней численности учащихся в расчете на одну школу в России составляет 240-260 чел. И этот показатель по прогнозу сохранится до 2013 года.

В 2007/2008 уч. г. функционировали 56 090 дневных государственных образовательных учреждений, из которых две трети — сельские. Сокращение количества школ вероятно до 2010 года, причем в 2008-2009 гг ожидается большое сокращение (более полутора тысяч школ). Начиная с 2010 г. с увеличением численности учащихся потребуется увеличение количества школ, ежегодно до нескольких сотен (рис. 7).

Рисунок 7. Прогноз изменения доли учащихся общеобразовательных учреждений, %

Воспроизводство школ — это капитальная инвестиция, требующая больших финансовых средств и длительного времени. Поэтому часть школ малокомплектных ввиду временного сокращения общей численности учащихся предлагается «законсервировать» для последующего восстановления их функционирования в общем объеме.

Выводы

ния с учетом социально-демографических и поселенческих характеристик, пока не позволяют утверждать, что выдвинутые ООН Цели тысячелетия, относящиеся к образованию, в полной мере достигнуты...

Поселенческие различия, разный уровень их экономического и социального развития, разные показатели человеческого потенциала в регионах обуславливают ряд не решенных к настоящему времени проблем. Среди них:

1. Население России остается одним из самых образованных в мире: только в двух-трех странах доля населения в возрасте от 25 лет до 64 лет с образованием не выше начального меньше, чем в России. А по доле населения с третичным образованием Россия намного опережает все страны. Причем для женщин этот отрыв еще значительнее.

2. Равенство доступа к общему среднему образованию по признаку пола обеспечено.

3. Доля молодых людей, получивших в 2002 г. среднее полное образование, в общей численности населения соответствующей возрастной группы тоже превосходит не только среднемировые значения, но и выше, чем в большинстве стран. Причем и здесь девушки опережают юношей.

4. Проблемы вовлеченности в начальное образование касаются в России не более 4% детей.

5. Однако ряд факторов и тенденций, развивающихся в системе российского образова-

5.1. Проблема в области развития дошкольного образования.

Неравенство доступа к дошкольному образованию означает усиление неравенства стартовых возможностей для детей , проживающих в менее развитых регионах, в сельской местности, и детей из неблагополучных семей. А это значит, что ребенок не готов к школе, не может справиться с учебной программой и в дальнейшем не получит качественного образования.

Дошкольное образование рассматривается сегодня как решающее для дальнейшего развития образовательных возможностей ребенка. Поэтому расширение доступа к дошкольному образованию рассматривается в качестве ключевого средства решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряженности в обществе.

Продолжительность программ обучения

в рамках начального и общего среднего образования в России короче, чем в большинстве развитых стран, а возраст поступления — выше. Поэтому начальное дошкольное образование расценивается в качестве важного фактора и повышения общего уровня образования населения.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет колеблется в зависимости от регионально-поселенческого фактора от 21 (Дагестан) до 85% (Вологодская область). Еще большая дифференциация при охвате детей дошкольным образованием в сельской местности.

5.2. Проблема межрегиональной дифференциации в доступе к качественному

общему среднему образованию.

Поселенческая межрегиональная дифференциация в охвате образованием наблюдается даже в обязательном (начальном и общем) образовании, а на этапе полного среднего образования — выступает довольно резко.

Различия в уровне финансирования общего среднего образования в расчете на одного учащегося (за исключением Москвы) достигают трех раз. А это означает усиление дифференциации в качестве получаемого образования.

Анализ результатов ЕГЭ показал, что качество предоставляемых образовательных услуг напрямую связано с уровнем экономического развития поселенческого региона и финансирования общего среднего образования.

5.3.Проблема снижения грамотности чтения и математической грамотности учащихся.

В 2003 г. в области грамотности чтения российские учащиеся заняли в международном обследовании 32-34 места среди 40 стран мира (в 2000 г. — 27-29 места среди 32 стран). По данным исследования Р1БЛ-2003 навыками грамотного чтения, необходимого для успешной адаптации в обществе, обладали только 35% 15-летних учащихся России. Из них подавляющая часть (четверть) способны выполнять задания только средней сложности. Вы-

сокий уровень грамотности в области чтения (способность понимать сложные тексты, критически оценивать информацию, формулировать гипотезы и выводы и др.) продемонстрировали только 2% российских учащихся.

Грамотность, по определению ЮНЕСКО, — это «способность прочитать и написать с пониманием короткое простое предложение о

О 3

повседневной жизни»3.

По всем направлениям исследования учащиеся 10-х классов общеобразовательных школ продемонстрировали более высокие результаты. Самые низкие результаты среди учащихся сельских школ и начальных профессионально-технических училищ. Место проживания оказывает существенное влияние на результаты обучения.

Сегодня значительная часть выпускников профессионального образования работает не по специальности или на рабочих местах, требующих существенно более низкой квалификации.

Проблема, до сих пор не нашедшая своего разрешения и остающаяся одним из самых слабых звеньев в системе управления образованием, заключается в разрыве двух секторов российского рынка: рынка труда и занятости, с одной стороны, и рынка образовательных услуг — с другой.

Система образования в условиях рыночной экономики выполняет не только традиционные функции просвещения и воспитания, но и является важнейшим средством успешной адаптации молодого человека в окружающем его социуме, основой профессиональной успешности и социально-профессиональной мобильности, а также преодоления бедности. Однако разрыв между социальными и профессиональными возможностями рынка образовательных услуг и запросами реального рынка труда, занятости и профессий, который сотрясают сокращения, вызванные финансово-экономическим кризисом, в ближайшие два-три года будет усиливаться.

Очевидным средством занять молодежь делом, удержать ее от возможных уличных протестов за неустроенность и безработицу в кризисные годы может стать расширение занятости молодежи на рынке образовательных услуг. Проще говоря, удержать молодежь

3См. Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2005

в образовательной сфере, используя для этого расширение приема в вузы — теперь уже в бакалавриат. Но еще важнее, чтобы обеспечить занятость выпускников высшей школы, заканчивающих специалитет и бакалавриат в 2009 и 2010 годах, — резко расширить их

прием в бюджетную магистратуру. Давно доказано историей, что свободные, не занятые трудом молодежные силы на рынке труда и занятости — это реальная угроза роста социальной напряженности и дезорганизации самого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.