Научная статья на тему 'Взаимодействие разных народов в составе одного государства'

Взаимодействие разных народов в составе одного государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие разных народов в составе одного государства»

Педагогическая мастерская

Кулигина О.А.,

методист Северо-Западного методического центра г. Москва

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ В СОСТАВЕ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА

Урок с использованием метапредметной технологии: «Проблема»

История. 9-ый класс. Продолжительность занятия 4-е часа

Участники - педагоги:

Кулигина О.А. учитель, дающий урок по истории на чужих детях, методист по истории ОМЦ

Богданова С.А. учитель истории ГОУ СОШ № 160

Попова Л.А. тьютор, методист по обществознанию и праву ОМЦ

Шамрай Б.В. тьютор, учитель истории ГОУ СОШ № 70

Лютая А.А. тьютор, учитель интерната № 11

Цели урока:

1. Показать глубокие корни многонационального народа, вероисповедания, культурных традиций и обычаев в составе одного государства

2. Развивать интерес учащихся к познанию ответственности за развитие добрососедских отношений разных народов и народностей как основного принципа демократического общества

3. Воспитывать толерантность, уважение к другому как самому себе, руководствоваться «манифестом мирного сосуществования».Умение вести конструктивный диалог в конфликтной ситуации при принятии решения

Оборудование урока: Карта Советского Союза, куклы в национальных костюмах, видеофрагменты из кинофильмов «Свинарка и пастух», «Цирк», выставка литературы по проблемам народов, народностей, статьи А.Д. Сахарова. «Выступление на 1-ом съезде народных депутатов СССР» (9 июня 1989 года), Н.Я. Данилевский «Россия и Европа», С.А. Ковалёв «Федерализм и будущее» (выступление на международном собрании по проблемам федерализма. Москва, февраль, 1999год), А. Иванов «Культуры»(журнал «Итоги», 2000. № 6), Ю.М. Поляков «Замыслил я побег...», Л. Гозман, А. Эткин «Разговор с антисемитом» (письмо в редакцию журнала «Родина». 1990. № 2), высказывания известных мыслителей, алгоритм к уроку, вопросы авторам, музыка, известные песни: «Я, ты, он, она, вместе целая страна», «Если бы парни всей Земли», «Венок Дуная», «Я волнуюсь, заслышав французскую речь...»

Эпиграф к уроку: «Мы вместе и в этом наша сила»

Проблема урока

«Возможно ли существование разных народов в составе одного государства?»

Высказывания:

❖ «Каждая народность, если она получила уже и не утратила ещё сознание своего самобытного исторического национального значения, должна составлять государство» - Н.Я.Данилевский

❖ «Национальная идея современной России есть примирение между властью и проснувшимся к самопознанию и самодеятельности народом, который становится нацией» - П.Б.Струве

❖ «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» - Г.Гусейнов

❖ «Национализм-детская болезнь, корень человечества» - А.Энштейн

❖ «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» - Н.А.Добролюбов

❖ «Величие нации вовсе не измеряется её численностью, как величие человека не измеряется его ростом» - В.Гюго

❖ «Правда у всех одна и та же, но у всякого народа есть своя особая ложь, которую он именует своими идеалами» - РРоллан

❖ «Государственная мощь невозможна вне осуществления национальной идеи» - П.Б.Струве

❖ «Национализм может быть огромным. Но великим - никогда» - Е.Лец

❖ «Одна принадлежность к нации не приведёт в рай» - поговорка

❖ «Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краёв» - Б.Франклин

❖ «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» -Н.А.Бердяев

Новые слова и понятия:

Напечатать каждому ученику и выдать на парту для работы.

Нация- от латшв^- племя, народ - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения, культуры совместного проживания и коммуникаций, соединение этнических (язык, происхождение, традиции и обычаи) и социаль-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

67

Педагогическая мастерская

ных (совместная экономическая жизнь, общение_ компонентов. При формировании наций ключевое значение имеют единые коммуникации-экономические, политические, культурные, групповые, межличностные.

Высшая форма этнической общности людей, возникающая в основном в эпоху зарождения и развития товарно-денежных отношений на базе связанного с этим сплочённая территории и населения единым языком, а также характеризующася общностью культуры, психологии, исторической судьбы, этнического самосознания, обычаев и традиций.

Национальные чувства - эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к её интересам, другим народам и их ценностям

Национализм - идеология, психология и реальная политика, основанные

на противопоставление наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счёт других национальных групп.

Самосознание национальное - уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, её идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы в обществе в целом.

Сегрегация - (от позднелат. segregation- отделение). - пространственное отделение расы, класса или этнической груцппы путём дискриминационных мер. Разновидность расовой дискриминации, предполагающая насильственное разделение людей различных рас и переселение небелого населения в специальные районы, отличающиеся худшими условиями жизни.

Шовинизм - комплекс национальных настроений, чувств, идей национальной исключительности, основанный прежде всего на военном превосходстве определённой нации. Появление термина связано с именем ветерана Н.Шовена, который поклялся военному величию Франции и французского народа. Крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам других наций, разжигание неприязни, вражды, ненависти на национальной почве.

План урока. (Четыре часа).

Первая часть урока.

Выделение позиций в проблемной ситуации.

1.Эвристическая беседа с классом.

(бинарное выступление Светланы Анатольевны и Ольги Алексеевны). Объявление темы, постановка цели, определение задач урока. Фрагмент из кинофильма «Свинарка и пастух»

С.А.- Организационные вопросы в начале урока

О.А.- О значении темы, её актуальности, о своевременном разговоре.

С.А.- Какие вы прочитали статьи по данной проблеме. Назовите автора, название статьи, о чём она? (говорят дети)

О.А.- Эпиграфом нашего урока стали слова заведующего кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, профессора С.И.Козленко «Мы вместе и в этом наша сила», с этих слов начался первый урок в московских школах первого сентября 2008 года.

С.А.- Наш класс необычный и в то же время такой же как все. Несколько национальностей представлено в нашем классе. Мы вместе учимся, помогаем друг другу, ссоримся-миримся, живём под одной крышей нашей любимой школы и никому не приходит в голову поделить нас по национальному признаку.

0. А.- Веками складывались отношения разных народов и народностей в составе нашего государства, русские, татары, евреи, мордва, марийцы, народы Севера, чуваши. Сколько нас разных! Вы готовились к уроку, находили статьи о народах, народностях. На основе прочитанного мы и построим беседу в начале урока.

Вопросы для подготовки учащихся

к основной теме разговора

1. В 1922 году, 26 декабря И.В.Сталин выступил на 10-ом Всероссийском съезде Советов, где изложил ряд факторов сближения республик в первые годы октября (зачитать несколько) Назовите эти факторы? Приведите примеры из статей ваших авторов.

2.Что тормозило объединение народов? (Две концепции -В.И.Ленина и И.В.Сталина ) (федеративное устройство и автономизация). Чья концепция вам кажется справедливой? Почему? Докажите!

3. Когда федеративное устройство представляется наиболее предпочтительным? На основе фактов, статей, (автор, издание, название статьи, которые вы нашли)

4. Как соотносятся тоталитаризм и межнациональные отношения?

5. Есть ли, на ваш взгляд, национальная идея у современной России? Если «да» - какая, если «нет»- почему?

б.Что такое интернационализм в вашем понимании?

7.Можно ли сегодня говорить о полном единстве человечества? Аргументируйте «свою» (автора) точку зрения примерами из современной политической жизни.

Учитель подводит итоги первой части урока. Мнения разные, точки зрения авторов порой противоположные, а есть такие, которые не дают ответов ни положительных ни отрицательных, как будто дают вам самим решать эти проблемы.

Предлагаем детям для дальнейшей дискуссии поделиться на группы (две, три). Учащимся раздаются тексты со статьями, которые заготовили учителя.

II часть урока.

Выстраивание взаимной критики позиций.

Анализ противоречий между позициями.

Работа с текстами, предложенными учителями. Тьюторы помогают ученикам в работе с текстами. Выделяют наиболее чёткие позиции авторов. Составля-

68

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Педагогическая мастерская

ют мини-проект (5-7 позиций), выбирают лидера, вся группа тоже готова вступить в диалог, который будет представлять позицию автора «за». Другая группа «против» внимательно слушает аргументы и задаёт вопросы для уточнения.

Затем группа «против» защищает свою «автора» позицию, представляя свой мини-проект. Выслушивает вопросы группы «за» и отвечает.

(происходит сталкивание позиций)

О.А.- Молодцы, ребята, вы хорошо поняли тексты авторов, аргументировано доказывали «свои», т.е. точки зрения, позиции авторов статей. Посмотрите фрагмент из кинофильма «Цирк». Следующий урок мы начнём с вопроса, а что из этого фильма относиться к нашей теме, к нашему разговору?

III часть урока.

Фиксация предмета противоречий. Постановка проблемы.

С.А.- Кто попытается ответить на вопрос, что мы хотели сказать этим фрагментом фильма? Люди передают чёрненького спящего мальчика и поют на разных языках колыбельную и никто не думает о том, что ребёнок негритёнок. (Учащиеся отвечают, не делая выводов, но высказывают то, что фрагмент фильма связан с нашей темой урока.)

О.А.- Работаем над противоречиями, сталкиваниями позиций авторов.

Задаём вопросы с их точки зрения на нации и народности (2-3 вопроса учащиеся готовят самостоятельно, тьюторы помогают)

Что сказал бы Сергей Ермолин, автор статьи «Великая семья народов: Советский Союз (Великая Россия) или Московия, интернационализм или национализм?» Елене Денежкиной, автору статьи ««Против дружбы народов в одном государстве»

Учащиеся задают вопросы от лица авторов.

С.А. - Позиции разные, но имеют ли они право на существование (вопрос к классу, почему, докажите текстами авторов)

0. А. - Удивительные позиции, как удивителен мир, в котором мы живём.

Мы не похожи друг на друга, но живём в одной стране, которую любим, ценим, бережём, гордимся. Это наша Родина! Это наш народ! Нельзя разделить мир на части, он целостный. IV

IV часть урока. Самоопределение к проблеме

1. Выступление экспертов- аналитиков (учащихся), оценивание выступлений учащихся «за» и «против», «не определился» Актуальность, аргументирование, понимание автора, его позиции. Тьюторы помогают аналитикам оценить качество работы групп. Аналитики дают оценку деятельности групп и каждого участника.

2. Высказывание собственной позиции (самоопределение к мировоззренческим проблемам) на проблему урока, выработка собственного мнения (мировоззрения) учащихся, которые они аргументировано защищают и доказывают, самоопределение возникло в результате ситуации, возникшей в процессе уроков. Учащиеся понимают, что его собственная позиция- это результат самостоятельной работы, самостоятельного мышления, выработка мировоззрения.

3.Что дал вам этот урок? Остались ли вы при своём мнении, по-прежнему выступаете против, не определились.

С.А.- «Мы разные и в этом наша сила». Вы это подтвердили.

Это так здорово! Жить в таком классе, школе, округе, городе, стране намного интереснее, где огромное количество национальностей, со своими традициями, культурой и умением жить в мире и согласии со всеми, оставаясь самим собой.

О.А.-Итог урока. Что ценного ты взял для себя с этих уроков? Нужны ли такие уроки? Что почерпнул ты для себя? Изменился ли ты хоть чуть-чуть?

Спасибо! Я была искренне рада встрече с вами! Мне в начале урока было немного страшновато, но через несколько минут я забыла о том, что мы едва знакомы. Будьте счастливы, берегите друг друга, цените другого как самого себя, умейте слышать и слушать друг друга

Задание на дом. Написать на конкурс сочинение-эссе на тему «Мы разные и в этом наша сила» и послать в газету «Октябрьское Поле».

Разработать модель, схему взаимодействия, способ получения результата на уроке.

Звучит песня в акапельном исполнении всего класса «Я, ты, он, она...»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методические рекомендации к проведению урока по метапредметной технологии ««проблема»

Метапредметная технология «проблема» заключается в том, чтобы обучить учащихся разным способам мышления, коммуникаций и действий. Уроки исторического материала с использованием метапредметной технологии выстраиваются с помощью особого сцени-рования. Учащиеся на таких уроках учатся самостоятельно мыслить, лучше разбираться в современных проблемах, в политической ситуации. Мировоззренческие вопросы развивают способности принятия нестандартных решений, умения мыслить, вырабатывать собственную позицию, собственные действия, понимание и рефлексию. Учитель не просто транслирует материал, объясняя проблемные вопросы, а даёт возможность самому ученику выработать собственную позицию, собственное мышление, собственное мировоззрение.

Урок (4-е часа) готовится заранее: учащимся даётся возможность найти статьи по заданной теме,

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

69

Педагогическая мастерская

например, «Русь и Золотая Орда». Статьи, которые высказывают разные точки зрения на взаимодействие Руси и Золотой Орды.

Учитель ставит задачу перед учениками: назвать автора статьи, её название, где она напечатана, когда, в каком году, каким издательством выпущена, в каком журнале или газете, или книге. Затем учитель и его тьюторы (помощники) находят свои статьи, отличные от тех, что нашли дети.

В классе несколько раз обсуждается эта тема. Готовится оборудование урока, составляется тезаурус (словарь) к данной теме, видеоматериалы, выставка книг, журналов, альбомов. При необходимости осуществляется выход в музей, организу-

ется встреча с учёным, изучающим данную проблему.

Учитель при сценировании урока, учитывает развитие у учащихся новых способностей к мышлению, коммуникациям, действию, пониманию и рефлексии. Это нестандартный урок, где обучение идёт по наполнению знаний, умений и навыков. Метапредметная технология в процессе уроков формирует мировоззрение у учащихся, умение самостоятельно принимать решения.

Такие уроки можно проводить по разным предметам: истории, литературе, мировой художественной культуре, музыке, физике, химии, биологии, изобразительному искусству, иностранным языкам, математике.

Охрименко Е.А.,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 город-курорт Геленджик

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

как средство самореализации учащихся

(из опыта работы клуба «Любослов»)

Чему и как учить в школе ХХ! века? Как выстроить образовательную цепочку, чтобы в условиях сокращения часов на изучение предмета и существующей формой итоговой аттестации, помочь учащимся самореализоваться не только в академической успеваемости, но и в более широком смысле этого понятия.

Что я вкладываю в понятие самореализации? В толковании этого термина опираюсь на определение психолога Д.А.Леонтьева: «Самореализация - это процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы». Мной это понимается как « Я - в обществе», осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий в сотрудничестве с другими людьми.

В ходе педагогической деятельности у меня возникла необходимость и потребность расширения развивающего и образовательного пространства, поиска дополнительных ресурсов, чтобы помочь учащимся в самореализации. С этой целью обновила материальнотехническую базу кабинета, внедрила ИКТ в учебный и воспитательный процесс, освоила новые педагогические технологии. Но проблема восполнения временного ресурса не была решена. Это подтолкнуло к поиску формы внеурочной деятельности. И такая форма была найдена - Клуб. Основная идея:

внеурочная деятельность в рамках клуба создаст дополнительные условия для самореализации учащихся, даст возможность овладеть самым главным знанием - знанием о себе самом, полученном на основе собственной деятельности, в ходе которой формируются практические навыки поиска и обработки информации, ее использования в предметной области,

в отношениях с другими людьми. Это позволит осуществить компетентностный подход в организации внеурочной деятельности школьников, что отвечает современным требованиям к образованию и делает работу клуба актуальной.

В педагогической литературе «клубная тема» исследована в работах В.Сухомлинского, А.С. Макаренко. В 70-80-ые годы О.С. Газман предлагал создание школ-клубов.

В нашей школе нет опыта работы литературного клуба с использования ИКТ, интеграции внеурочной деятельности в систему традиционного урока, применения проектного метода.

Проектный метод делает работу клуба актуальной и привлекательной, как для учащихся, так и для меня. В чем? Учащиеся получают возможность реализовать себя в различных направлениях, развить творческие способности и коммуникативные навыки, приобрести социальный опыт, повысить учебную мотивацию. Учитель получает эмоциональный заряд, стимул к работе. Меняются отношения: учитель-ученик становятся равными субъектами образовательного процесса.

В работе клуба используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные мероприятия, (праздники, конкурсы чтецов, рисунков, литературные кафе, музыкальные гостиные, тематические выставки, экскурсии, устные журналы, театральные постановки и др.). Групповая - это деятельность временных творческих объединений. Индивидуальная клубная работа организуется чаще всего в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральной постановке, репетиция индивидуального но-

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.