Эксперимент в школе
ного подразделения гуманитарного и художественноэстетического цикла ОМЦ (руководитель подразделения - И.В. Сапожникова). В работе семинара приняли участие учителя социально-гуманитарных предметов и заместители директора школ округа, руководители и методисты структурных подразделений ОМЦ, зав. кафедрой АПКиППРО д.п.н. А.С. Сиденко.
В рамках семинара методистами Окружного методического центра и учителями школ № 160, 11, 80, 1515, 1944 были проведены три открытых урока по метапредметной технологии:
- в 9-ом классе по истории России был проведен урок «Взаимодействие разных народов в составе одного государства» (бинарно вели урок методист О.А. Ку-лигина и учитель С.А. Богданова, тьюторы: методист Л.А. Попова, учителя А.А. Лютая и Б.В. Шамрай);
- в 11-ом классе по литературе состоялся урок «Кто такой Лука: «апостол веры или старец лукавый») (учитель Андрейченко Т.О., тьюторы: методист Г.М. Байкова, учителя Рябикина О.М. и А.Е. Сибилева);
- для учащихся 9-11 классов был организован урок английского языка «Россия - США: диалог культур» (вела урок Е.В. Пескова, тьюторы: методист С.В. Тадевосян, учителя Т.Б. Гукасян, К.С. Тумасян, Е.И. Беляева).
Совместная работа учителей и учащихся по выявленной ими проблеме требовала понимания авторского текста, привлечения межпредметных (метапредметных) знаний и умений, выявления аргументации разных позиций и словесной фиксации содержательного противоречия (апории). Сотрудничество взрослых и детей в мыслительной деятельности по рассматриваемой проблеме создавало условия для творчества учащихся (писали стихи), не вызывало переутомления (нежелание уходить на перемену и заканчивать урок), способствовало «крушению» возрастных барьеров (партнерские отношения, другодоминантность) и формированию обоснованной собственной мировоззрен-
ческой позиции на основе уважительного отношения к праву другого Человека иметь иную точку зрения на рассматриваемый предмет.
Итоги семинара были подведены на круглом столе. Высоко оценивая содержательную глубину и диалогическую форму ведения уроков, атмосферу детсковзрослого сотрудничества, участники семинара указывали и на сложность предварительной подготовки уроков по данной технологии. Между тем, согласно данным анкет, участники семинара единодушно отмечают его значение для распространения метапредметной технологии - к работе в экспериментальном пространстве предполагают присоединиться учителя не только истории, обществознания, литературы, иностранных языков, но и мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства, географии, математики.
Убеждение в целесообразности применения технологии проблематизации на уроках разных предметов основано на понимании необходимости обновления содержания образования, понимаемого не как сумма предметных знаний, объем необходимой для запоминания некоей научной информации, а как продуктивная деятельность школьников, их эмоции и отношение к изучаемому предмету, приобретение учащимися интеллектуальных и коммуникативных компетенций.
Между тем метапредметная технология способствует преодолению в сознании школьника все еще культивируемого наукой и образованием разрыва мира на отдельные предметные области. И именно на метапредметном уровне человек может приобщиться к мысли, что мир (и человек) при всей своей противоречивости и сложности един и целостен. Какими бы разными ни были люди (в том числе, разных народов и культур), но всех их объединяет одно желание -быть понятым. Умению мыслить, понимать и сообразно этому действовать и необходимо, и возможно учиться.
Попова О.А.,
зав. кафедрой биохимии школы, заслуженный учитель РФ, учитель биологии и химии ЦО № 641 имени С.Есенина
О выборе тем исследовательских работ учащихся
Настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод к поиску, парадоксам и решениям.
Пилигин А.А.
Современная жизнь требует от каждого человека умения гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критиче-
ски мыслить, уметь увидеть проблему, развивать навыки самоконтроля.
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования. На мой взгляд, именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов в развитии школьников.
Такой подход в выстраивании исследовательской деятельности приобщит ученика к активным формам получения знаний, т.е. к самообучению и саморазвитию.
На проектных уроках в 6-ом классе мы обсуждаем основы построения и реализации проектов, а также проводим дискуссии о новинках естествознания. В ходе этого процесса раскрываются интересы и увлечения детей. Кто-то домой принёс ящериц и пытается понять, почему они не впадают в состояние анабиоза в его самодельном террариуме, хотя ящерицы средней
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
45
Эксперимент в школе
полосы в неблагоприятный период зимы подвергаются «маленькой смерти». Другая ученица пытается в домашних условиях вырастить уникальные редкие растения, например, орхидею и помело. А целая группа мальчиков, хотят установить: существует ли зависимость способности к дрессуре от породы собак ( у 3-х мальчиков разные породы собак).
Так возникают новые исследовательские работы, остаётся только направлять эту деятельность: с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся: подсказывать, какие организации, необходимо посетить, где помогут дать ответы на каверзные вопросы; как правильно сформулировать гипотезу, поставить цели и задачи. Очень важно научить грамотно пользоваться информацией, планировать познавательную деятельность подбирать формы и методы реализации проекта.
К проектной деятельности подключались родители: вместе со своими детьми посещали музеи, выставки, научные институты с целью накопления информации, а также получений реальной помощи от профессионалов - специалистов в области естественных наук. Одну из таких работ предлагаю на рассмотрение своим коллегам - естественникам. Тема: «Сравнительная характеристика пресмыкающихся на примере ящериц в естественных и искусственных условиях» (автор Патутин Артем).
В старших классах многие проблемы введения в проект снимаются, они уже знакомы с технологией организации и реализации проектно-исследовательской деятельности. Во внеурочной деятельности на занятиях специального курса и объединений дополнительного образования формируются гипотезы более глубоко и научно - обоснованно, с элементами новизны. Например, в профильном медицинском классе ученика волнуют проблемы дельфинотерапии, он надеется решить свои личные проблемы и разобраться в самом себе, найти согласие с собственной душой и с окружающими. Гипотеза его исследования: уникальные животные с интеллектом помогут ему раскрепоститься, снять чувство напряженности и тревожности, а значит, решить проблемы восстановления его психики и в целом улучшить здоровье. Эти исследования проводили в 3-х дельфинариях России - г. Сочи, Геленджик и Москва. Сняты видеофильмы, представлена медицинская диагностика до и после сеансов дельфинотерапии. Реализация проекта по теме: «Дельфинотерапия и динамика численности дельфинов в Черном море» - (автор Назарычев Александр)
Иногда выбор темы возникает спонтанно, например, истоки мотивации следующей работы лежали опять же в личностно-значимом для ребят аспекте и вызывали непреодолимый интерес у учащихся А именно, в ходе строительства пристройки к школе учащиеся выясняли у учителей химии и биолоии причины появления своеобразных запахов в помещениях нового здания, а узнав, что это запах в том числе и от формальдегида, стали задавать преподавателям
вопросы, подобные этим: “1. Как влияет выделившийся газ-формальдегид на их здоровье? 2. Превышает ли концентрация формальдегида в помещениях предельно допустимую норму?” То есть в ходе беседы вырисовывался валеологический аспект будущей проектно-поисковой деятельности, и занятие плавно направлялось на разрешение некоторых проблем с использованием здоровьесберегающих технологий.
Рассмотрение данной темы имеет и социальное значение, так как опыт проведенной работы может распространиться среди школ г. Москвы: разработаны конкретные предложения и рекомендации по уменьшению концентрации формальдегида в классах.
Мы (учителя химии и биологии) решили, что такой урок необходим для формирования проектноисследовательской деятельности учащихся. Замысел реализации данного проекта заключается в поиске прикладных аспектов изучаемых предметов: химии, биологии, экологии, а также необходим для проведения заинтересовавших ребят ученических исследований. Так появился еще один проект, тема которого «Определение содержания формальдегида в помещении с полимерным покрытием и влияние его на живые организмы» - авторы учащиеся 11 «В» класса.
Другую группу старшеклассников волновала проблема восстановления нейро-гуморального механизма регуляции организма после стрессов.
Чрезмерные нагрузки в школе, бесконечные пробные ЕГЭ, бешеный ритм жизни (репетиторы, подготовительные курсы, углублённые дополнительные занятия в школе и т. д.) не давали восстанавливаться психической деятельности ученика, что могло привести к нарушению процессов метаболизма, а значит, к различным заболеваниям. Группа учащихся, занимающихся горным туризмом, из 11 «А» класса предположила, что высота, а также занятия спортом, благотворно влияют на психические и физические характеристики учащегося, помогая справляться со стрессами. Были использованы новые методы исследований, разработанные врачами, апробированые учащимися в горах, а позже в нашей школе. Составлены сравнительные графики, таблицы, диаграммы. Сейчас эта работа на завершающей стадии, консультантом этой работы является выпускница нашей школы, ныне студентка МГУ имени М.В. Ломоносова -Хорошилова Маргарита. Она стояла у истоков проектноисследовательской работы по теме: «Сравнительный анализ некоторых психофизиологических особенностей поведения человека в оптимальных и экстремальных условиях (под воздействие высоты) на примере учащихся, занимающихся горным туризмом, и остальных учащихся 11 «А» и 9 «Б» класса Центра образования №641 им. Сергея Есенина».
Личностно-ориентированные проекты очень часто перетекают в плоскость социально-значимых. При этом ребята вырабатывают рекомендации для других школьников, как было в проекте с формальдегидом,
46
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Эксперимент в школе
дельфинами, в последствии в проекте влиянии высоты на психофизиологические особенности учащегося.
А начиналось всё с личной мотивации, при которой не могут быть использованы формальные, внешне ориентированные показные технологии, здесь всё по-настоящему, нет ничего наигранного, всё исходит от ребёнка, от его личных проблем. Иногда истины они добиваются путём «проб и ошибок», а иногда приходят к отрицательным результатам. Но как велико счастье юного исследователя, когда в ходе поиска возникает вспышка мыслительных процессов и озарение, а как результат - личное и личностное открытие.
По - моему, личностно - ориентированное образование - это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъект. Целью исследовательской деятельности является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости, а отношения учитель - ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Такой подход, как мне думается, может дать мощные результаты в формировании интеллекта, умственно-неординарных способностей ребёнка. А как доказательство - это победы наших детей на конкурсах и олимпиадах окружного, городского и российской уровней. Именно принцип сотрудничества, а не доминирования, а также проблемно-развивающее обучение по модели «Поиск ^-открытие^творчество» позволит раскрыться талантам пытливых умов детей.
Проектно-исследовательская работа по теме: «Сравнительная характеристика пресмыкающихся на примере ящериц в естественных и искусственных условиях»
Автор проекта Патутин Артём, учащийся 6 В класса Руководитель проекта: Зав. Кафедрой биохимии школы №641 им.
С.Есенина Заслуженный учитель РФ, учитель биологии и химии Попова О.А Консультант Туряница Денис- учащийся 11Б класса
Содержание
Пояснительная записка.........................
Вступление....................................
Описание и фото галерея.......................
Результаты....................................
Выводы........................................
Рекомендация..................................
График зависимости активности ящериц
искусственного содержания от времени года.....
Список используемой литературы................
Пояснительная записка
• Проблемы:
- почему ящерицы в период зимнего покоя не впадают в состояние анабиоза в искусственных условиях домашнего террариума.
- какие условия необходимо создать ящерицам, чтобы процессы их жизнедеятельности в зимний период практически не замедлялись.
• Рабочая гипотеза:
- ящерицы не впали в состояние анабиоза (приостановка обменных процессов) потому, что им были созданы условия, имитирующие летний сезон.
Температура в помещении - 18 градусов по Цельсию.
Регулярное кормление: кузнечики, черви, мошки.
Подсветка и обогрев террариума в дневное время.
• Цель:
- выяснить впадут ли ящерицы в анабиоз.
• Задачи:
- следить за тем, что бы ящерицы были сыты.
- должна сохраняться одна и та же температура.
- обеспечить наличие воды в террариуме.
• Методы:
Наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент, мониторинг.
Вступление
Ящерицы - подотряд рептилий. Как правило, небольшие животные с хорошо развитыми конечностями, ближайшие родственники змей. Вместе они образуют отдельную эволюционную линию рептилий.
Самые древние ископаемые останки ящериц датируются поздней юрой (ок. 160 млн. лет назад). Некоторые вымершие их виды отличались огромными размерами
Из 4000 видов мы можем встретить у себя в европейской части России лишь веретеницу, прыткую да живородящую (правда, обе последние не редкость, так что порадуемся, если уж не числу видов, то по крайней мере количеству особей). На ящериц нападают почти все животные, которые могут их схватить и одолеть. Это змеи, хищные птицы, млекопитающие и человек. Способы защиты от хищников включают морфологические адаптации и особые поведенческие приемы. Наиболее известным способом является способность отбрасывать хвост - весьма интересное явление, называемое аутотомией. Обламывание происходит за счет резкого сокращения хвостовых мускулов. Отброшенный хвост долго интенсивно извивается, отвлекая хищника от самой ящерицы, которой тем временем удается скрыться.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
47
Эксперимент в школе
Описание и фото галерея
Я поймал трех ящериц в июне этого года в Рязанской области. Поместил их в небольшой террариум. Кормил пресмыкающихся кузнечиками, мухами и червями, но первые две недели они отказывались от пищи. А когда они привыкли к новым условиям , то стали с жадностью набрасываться на предлагаемых мною различных насекомых.
48
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Эксперимент в школе
В начале июля я поймал живородящую ящерицу и через день обнаружил в своем террариуме маленьких детенышей. Эту ящерицу я выпустил, а малышей оставил, они были очень прожорливые, питались тлей с листьев растений. Когда они подросли, то я их также выпустил. Но у меня остались три мои самые любимые ящерицы: «Зелёный», «Дракон» и «Дорри». Когда мне пришлось уехать из деревни к себе на дачу, то я взял их с собой.
Я купил им террариум и различные принадлежности. Все ящерицы нуждаются в убежищах. Для этого я насыпал песок в таком количестве, чтобы они могли рыть норы, положил камни и искусственные укрытия.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
49
Эксперимент в школе
Ящерицам нужен обогрев и вода. Для этого я установил лампу накаливания, поставил блюдце с водой.
Моим новым питомцам созданные условия очень понравились. Они вырыли норы, в которых ночевали.
Утром при включении лампы воздух в террариуме постепенно прогревался, ящерицы выползали из своих нор и устраивались на нагретых камнях и корягах.
50
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
Эксперимент в школе
Когда «Зеленый» видел, как «Дракон» грелся под лампой, он сразу нападал на него и отгонял с нагретого места. «Дорри» всегда греется на коряге.
Наблюдая за своими ящерицами, я заметил, что пауки, которыми я их кормлю, в террариуме замирают и ящерицы не обращают на них внимания, пока те не начнут шевелиться, и тут же набрасываются на них.
Ко мне и к папе пресмыкающиеся уже привыкли, даже позволяют погладить себя по телу, но при появлении новых людей пугаются и прячутся в укрытия.
Результаты
Из-за нехватки разнообразной пищи, одна из моих ящериц погибла, ввиду нехватки питательных веществ для процессов метаболизма.
После этого трагического случая дал возможность оставшимся двум ящерицам впасть в анабиоз - убрал подсветку, корм, вынес террариум в прохладное место (на лоджию), - остаётся наблюдать:
1) Выйдут ли ящерицы из анабиоза?
2) Хватит ли им времени для восстановления сил?
3) Как будут себя вести и чувствовать ящерицы, после столь короткого «сна»?
А первые выводы и рекомендации таковы:
Выводы
1) К сожалению, моя гипотеза подтвердилась на 50%. Действительно, длительное время ящерицы не впадали в анабиоз, в отличие от свободноживущих ящериц средней полосы Рос-
сии, т.к. им были созданы соответствующие условия:
A) дополнительное освещение;
Б) оптимальная температура;
B) питание насекомыми (покупались на птичьем рынке черви, тараканы, пауки и т.д.).
2) Но, очевидно, ящерицы средней полосы России в отличие от тропических на 100% адаптировались к переживанию «периоды зимнего покоя». В ходе эволюции они реализуют путь подчинения неблагоприятным условиям окружающей среды в целях выживания.
3) Кроме того, биоритмы ящериц сбалансировано распределены в течение года: весной, летом, осенью они бодрствуют с разной степенью активности (в зависимости от меняющихся условий среды), а зимой - впадают в состояние анабиоза (останавливают обменные процессы). Как люди - днём бодрствуют, а ночью спят, а ящерицы зимой спят, а летом -бодрствуют. Нарушать режим - значит, не давать им восстановиться.
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
51
Эксперимент в школе
ГРАФИК
Зависимости активности ящериц искусственного содержания от времени года
15 февраля 2009 г. я вновь создал в террариуме условия имитирующие период их активной жизнедеятельности (включил освещение и обогрев).
Рекомендации
Чтобы завести диких ящериц, требуется запастись не только червями, но и разнообразными насекомыми.
Необходимо создать естественные и пригодные для их жизнедеятельности условия для того, чтобы они не впадали в анабиоз.
Желательно не проводить подобных исследований, так как подобные опыты ведут к глобальному нарушению состояния здоровья и жизнедеятельности животных, что по сути ведёт к нарушению естественных экологических норм.
Изучать ящериц лучше всего в естественных для них условиях, благодаря чему можно получить более точные и обширные данные, помимо этого, ящериц необходимо охранять в их экосистеме, так как их осталось мало.
На обсуждение представлен 1-й этап исследований, исследования продолжаются ....
Литература
1. «Энциклопедия про животных», изд. «Мысль», 1994. Автор: Игорь Акимушкин.
2. Интернет.
3. Энциклопедия про рептилий.
4. «Сборник видов ящериц», изд. «Лань», 1999.
5. «Зоопарк», энциклопедия, изд. «Феникс», 2006. Автор: Т. А. Новосёлова
6. «Животные нашей планеты» 2005.
7. <^еоЛёнок» 2009.
8. «Причуды природы», изд. « Мысль», 1981.
9. «По страницам красной книги», изд. «Белорусская Советская Энциклопедия», 1987.
10. «Развитие жизни на земле», изд. «Просвещение», 1981.
11. «Живой Мир Рек», изд. Ленинград «Гидрометеоиздат», 1986.
52
Эксперимент и инновации в школе 2009/2