Научная статья на тему 'От урока к внеурочной проектной деятельности. Мастер-класс для учителей в рамках IV международной научно-практической конференции 2015 года'

От урока к внеурочной проектной деятельности. Мастер-класс для учителей в рамках IV международной научно-практической конференции 2015 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / УИР УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФГОС / ТЬЮТЕР / МОДЕЛЬ ПОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Светлана Вячеславовна, Попова Ольга Алексеевна

В статье рассказывается, как создать условия в школе для успешного формирования у учащихся поисковой деятельности на уроках, преобразования этой деятельности в проект и пролонгировать УИР в рамки внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Светлана Вячеславовна, Попова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От урока к внеурочной проектной деятельности. Мастер-класс для учителей в рамках IV международной научно-практической конференции 2015 года»

ф

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4 • 2015

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.01

С.В. Ларионова, О.А. Попова

От урока к внеурочной проектной деятельности

Мастер-класс для учителей в рамках IV Международной научно-практической конференции 2015 года

Аннотация. В статье рассказывается, как создать условия в школе для успешного формирования у учащихся поисковой деятельности на уроках, преобразования этой деятельности в проект и пролонгировать УИР в рамки внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

внеурочная проектная деятельность, эксперимент, исследовательская деятельность, проект, УИР - учебно-исследовательская работа, универсальные учебные действия, ФГОС, тьютер, модель ПОТ

Keywords:

extracurricular project activities, experiment, research, project, learning and research work, universal education actions, Federal State Educational Standards, tutor, model of pupils' research

Abstract. This article describes the ways of creating an environment at school for the successful formation of pupils' research activities in the classroom, the conversion of the activities into the project and extending the learning and research work in extracurricular activities.

«Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».

К. А. Тимирязев

Начинаем с мотивации учеников на исследования.

Мотивация, на наш взгляд, — катализатор и незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности ребят. При разработке урока мы отвечали на главный вопрос: как создать условия в школе для успешного формирования у учащихся поисковой деятельности на уроках, преобразования этой деятельности в проект и пролонгировать УИР в рамки внеурочной деятельности?

Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью

рождение знания в процессе исследовательской деятельности учащегося [1,8,9,14].

В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать универсальные учебные действия:

поисковые (умение самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета);

регулятивные (планирование деятельности, прогнозирование результатов, контроль, коррекция);

общеучебные (умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы);

познавательные (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач);

логические (способность анализировать собственную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения);

коммуникативные (работа в сотрудничестве с учителем, умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы,

ф

64 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 4 • 2015

умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения);

рефлексивные (умение оценивать результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

презентационные (способность выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности).

Эксперимент является неотъемлемой частью познания природы, изучение ее законов. Эксперимент позволяет учащимся самим убедиться в справедливости существующих законов природы, а также в верности выдвинутой научной гипотезы или, наоборот, в ее ошибочности.

Современный научный эксперимент включает несколько стадий. Первая — анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема, вторая — составление гипотез, решающих ее в форме предположений, третья — выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы, четвертая — разработка техники опыта, пятая — его реальное проведение и шестая — вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. И в школьной программе заложена возможность проведения эксперимента на любом уровне. Это может быть длительный или короткий эксперимент, выполнять его может один учащийся или группа. В любом случае, это ценный опыт для ученика поиска знаний.

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Именно такое право и получают учащиеся ГБОУ города Москвы «Школа № 641 имени Сергея Есенина» на уроках биологии и во внеурочное время. Начинаем УИР с мотивации учеников на исследования. Мотивация, на наш взгляд, — катализатор и незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности ребят (11, с. 23-24).

Также важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающегося - интерес к работе и посильность во многом определяют успех [7,12]. Работы наших учеников полностью соответствует возрасту учащегося и характеру исследования, но если возникают проблемы при выполнении исследований, то подключаются тьютеры.

МАСТЕР-КЛАСС Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроке биологии?

В 10 классе (базовый уровень) в программе курса заложена лабораторная работа, которая называется «Плазмолиз и деплазмолиз».

В живой клетке мембрана полупроницаема. При потере воды клеткой объем цитоплазмы уменьшается, а при поступлении воды в клетку — объем увеличивается до первоначального. Это свойство позволяет клеткам переносить временное обезвоживание и поддержи-

вать постоянства своегосостава.Таким образом, плазмолиз — искусственно вызываемое отставание цитоплазмы от оболочки клетки. Деплазмолиз — обратная реакция.

Сегодвянамвстетослассемы проведем тагой эяапе-римент с клетками водного растения элодеи, а использовать в качестве вещества, вызывающего плазмолиз, будем ттсоебевобидноена первый взгляд вещество, как соль (10% раствот№СД.

♦♦♦ Проведение эксперимента с использованием микроскопов, живых листьев элодеи и 10% раствора соли. В проведении эоспеяиме нта змдейатасваны учащиесяЮклясса (мсдерсппа)-ини уссанавлнвают оборудование, производят необходимые действия с тем, чтобы участники мастер-класса, учителя, убедились в том, чтонейсввительлинеот промессотнождеямнциво-плазмы отквмтооныв сменок. Инителя пытаются дать ответы на вопросы (если не все получается, то помогают учащиеся):

1. Кок сСъявпить явление взаимодействия соляного раствора с живой клсткой-

2. Как влияют другие вещества на клетки живых организмов?

3. Где это явлеь^исожво^с^пнюзо васс на срастинеГ

4. Как повлвямс сти ве щесева намеккс ченмвекв?

Пытаясь ответить на эти вопросы на уроках, у

учащихся появляются новые вопросы, которые и стимулиртюсискпои сковой деятельности, а затем и к проектной.

Так, в нашей школе стал реализовываться проект по теме «Овр^е.ет^^ь^^с содержатпяОцрмамсдесида авоме-щении ссолммерным нокропием и влияние на живые организмы».

В 2005 году открылось новое здание нашей школы. От стен-м0нвй ме^лс, минoлеyмз исзодют сларсш сапах, на котоныйепбраоилзвиимание обучающиеся нашей школы.

Что они сделали?

• выяснило, что эсо ззпаа Л|н:>лaлсдeгрдa,

• зыдалисьгoпгocсм,кaеeлитeтсeo ваществ о на метни живых организмов,

• стали проводить эксперименты на элодее,

• пылучила веоувьтатз1,

• продолжили теоретическое исследование о влиянии формальдегида на организм человека,

• разрабоeaтигскoPпндьцизкaсcгcтeму мер против негативного воздействия этого ядовитого вещества на организм человека.

От урокаквнеурочнойпроектной деятельности

65

Палучилось, появилось исследование, которое началось на уроке биосогин, посвященнсмпвазмо-лизуи

Далее оно переросло в исслеиоо^нии оожаои в енио]-о(-ие£с оля в еуь 1водо было выяснить свой-ятса И)ер)Маб^с;соиде, теанику Иесоп^сности раЯс^ты схноовесинм вбщесооом, апс

и щенисв, онспс-Вименкы в окзнымн концентрациями этого веществадлитего-чтоМы выяснити, пев какое конмен-

пспсесат сиивные раер^пеиия, аырп сакам миинм-мт Оо-тоо бесстс-и. Мяомс "стго, надо быыт сыяснстосоосоэтсивнет вонолимество к>евмаль-дегида в воздухе помещений допустимым нормам или нет. Работе°ш 1^ыот1^с^^нет мпымнaе. Вонроств оояв-ловось мохжоспво, встало нeоб:еoыомоcтс о бOбиxсвн ио сводфющох этам — ко^виласа :^^нНнонимеетк и арне-низации внеурочной деятельности. Исследовательская работа пе^рослав иртен Существует дорн леко много исеочнниов но о1шаснши мн)сзтвеиол[ ие>^т^.ы1)Иостм [О,11,Юы-Р].

Данный проект не просто исследовательский, он еще и cяциaлыloамaонмоIИ,ноoгoжeсaжнбнaновпм этапе рсИо,]!}! по Мово1м Фсдврьоьным Гocyосpcаоeнным Образo]сaеeльнь-ыl (Ытондapтэм (ФPOC-[б,3,0,1Г].

Учащиеся, защищая данный проект на разных уртвияХн вчacтгyо э огснык кoнквгсax пн о^ктоо, ве^оииб-клатно стаиовились нондскaои к плOeи-^тeоями. бвевво-дителями данного проекта являются учителя биологии и химии Попова О.А., Романова Т.Т.

Еслигесофнсьо дpyыивпяосктax, интер есон.

Одни проекты важны для учащихся тем, что они принесли детям опыт общения с животными. Это проекты о дерьИ>биorepaвии, об aоaBиoзрощeпиц.

На уроках интехесоваливопроьы

о влиянии разных факторов на рост растений. Так появился проект «Влияние засоления почв на рост и

Утром при включении лампы воздух в террариуме постепенно прогревался, ящерицы выполмли из свои* нор и устраивались на нагреты* камнях и корягах.

Когда «Зеленый» видел как «Дракон» грелся под лампой, он сразу н отгонял с нагретого места. «Дорри» всегда греется на коряге.

рнввдтие расдении оа п]жмкре темаенввь, нукаооиитедь ЛаркрнокаД.В. Важнотс^,^'^о донный йй токйс рциамьна значао, иосмсллькр ]й1ногт ни—щадрй земли кеййчнс а^штлн) и[й-йоч севн(н,5ч]элтк и, тнн нажгла чж^л рркетр кс даатет, моик^ тн]срат нюк ироднлодре,

нпд п

дтмгич р^лут(^тпт.тн не о^одкин понноь,вкк i^o^ дрт себя Лтео^нии в ноныж мнлоыирр]

—вето рcтчрйoветорьолйя иеятенрнокрь нсн]заты^£^ас какой-то небольшой регион, и этим проект становится цсно^ п^томн' кно кчанил нлтинaкл думаео й датнонрбах мeтоутнтч — рато^к, еьнoдн. Нкпримей, кдйй интс-Иксйкйр йауу—o-иccлодoветйлecчая ртеМотн ыыЭффекмпв-ность лечения мочекаменной болезни с использованием л—че^ых трар,пнрнзнйcтаыщийвткнecлурcт0x Гин-жа ^—0—одно— AоеpПaл—жанн Ж> нкн емртитcп воп-тс о н—пкшш Уллслни нeмолнкнпнна—т—кIHI-л стйд-ствами, травами, которые дают более ощутимый эффект, км опeркцияиочеaблeткa. Иэкинракы были cт»нaуы вотт^£^деиирй осстнонтис Азербайджане. Это иссле-рпватйо сос-То кич—ни ант cкcло»oтсник ceЭл- свйид возможностей, это победа ребенка над болезнью. И этот —роект одержад побрдч на оокк^сй «Шагн^дущеысд Онс1 с]. урнооока ту ну ос нниткля биилнгиоПо пова О.А., Ларионова С.В.

Этот проект появился после изучения курса «^лоро^и лaтвнвaуcккнудa. 1о чт о ос—бо цнпнO- н нега естр лннcpпьоант— eкaч.Иpикaбoтeнaннкoектт—ч учащегося появился ценный опыт общения не только с учителями, но и с врачом.

Hлypпкe,тновяы;ононнзрopoнтмyoHразу жизни чело-ветт, н трнщихспркстк^с^жик^!^!' интеретные ^с^йосы, на которые они сами же и начинают искать ответы. Так случилось и со следующим проектом «Анатомо-физио-логические особенности спортсменов, употребляющих анаболические стероиды и спортсменов, занимающихся натуральным бодибилдингом»

cпрттoмиоyмeлпpмвлeчь к исследованию и спортсменов из спортивной секции, и консультантов. Так что вопрос о правильном образе жрзни нсокpoк в мйcпeдлвоннн. в нотощем нонлось мксто и 0тчьрнлнн р»ч ш]соленунoв —чaкшййт ^оор а ста. Были заданы вопросы, на основании которых было сделано заключение о влиянии на подрастающее поколение средств массовой информации, киногероев таких, как Шварцнегер, Сталоне и игрушек, которые перестали быть похожими на безликих солдатиков, а все больше

% й

Научно-исследовательская работа тепле: «Дельфинотерапия-медицина будущего»

ыу

66

Муниципальыоеибратовиние:инновации и эксперимент. 51е4»Т015

Учебно-исследоватепьская работа по теме:

вАнатомо-физиологические особенности спортсменов, употребляющих анаболические стероиды, и спортсменов, занимающихся натуральным бодибилдингом»

Ш. Центр Образования №641 им. С. Есенина, г.Москва Аеюр Меженин Андрей, 11 кл Руководители Попова Ольга Алексеевна; Ларионова Светлана Вячеславовна Шшшшшшша:.

1. Нистратов Павел Валерьевич- почетный вице-президент Московской Федерации таеквон-до ИТФ;

2. Максимов Алексей Викторович- президент федерации натурального бодибилдинга г. Раменское;

3. Панченко Елизавета Павловна-профессор, доктор медицинских наук, кардиологический центр РАМН им. Мясникова

похожи на мускулистых бойцов. А само исследование можно теперь использоветьнбуротух ЗОЖ.

Таким образом, на урнке,мосвящерном тойити имой теме, у учащихся может возникнуть вопрос, который ему интересен, а учителю очень важно сберечь этот огонек заинтересованности, поудеижату,не дттиемнугаснпть [4,7,10]. И тогда можеоститт свмдетелемрвждения нового знания. От учителя требуется многое — заинтересовать, поддержать, помочь и дать путевку в жизнь. Проект должен обязательно прозвучать - на уроке, на конкурсе, на заседании научного общества в школе, и тогда ученик получает еще и опыт выступления, что тоже необходимо.

Надо отметить, что все проекты и учебно-исследовательская работа имеют «характерный почерк»:

1) экологическая, социально-значимая и личност-но-ориентированная направленность многих ученических работ;

2) реализация работ по методической проблемно-развивающей модели «Поиск — открытие — творчество»;

3) место проведения работ — наш школьный двор, Зимний сад, Кузьминский парк.

4) тьютерство и преемственность в исследованиях. Таким образом, мы приходим к главному постулату,

заложенному во ФГОС, а именно «любой вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке».

На этих ярких примерах очень хорошо видно, как при любознательности обучающихся и заинтересованности и профессионализме педагогов можно от простого урока перейти к внеурочной проектной деятельности.

Литература

1. Аксенова М.Н., Козырева О. Ф., Ланкина М.Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании мировоззрения учащихся. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 60-72.

2. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личноттным и мемапредмутуыхрбиууьбттвв средствами иностранного языка. // Эксперимент и инновации в школе. НОМНМаб. С. 50-53.

Т. БроилкмкаяТ.М. Органииауби учебыо-лмслеикватеыьыкой и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] / Т.Л. Брославская // Молодой учмный. ТО 15.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3; С. 35-49

5. Голоднова Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4 С. 31-34.

6. Голоднова Л.В. Проектно-контекстный подход как условие развития социальной адаптации старшеклассников. // Эксперимент и инновации в школе, 2009, № 4. С.

7. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогических искусств). Минск, 2000. — 128 с.

8. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации //Образование и наука 2012. № 4; с. 3-15

9. Зеер Э. Ф., Новоселов С.А., Давыдова Н.Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука 2011 № 9; с. 3-17.

10. Петрова Е.Б. Изучение биологии с использованием учебного физического эксперимента. // Биология в школе. 2012. № 10.

11. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. / К.Н. Поливанова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.

12. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании.—2008.—№ 1.

13. Сиденко Е.А. К вопросу о реализации федерального государственного образовательного стандарта на основе подготовки школьных команд администраторов и педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 2. С. 17-29.

14. Торков С.Е. Подготовка, учащихся к исследовательской работе при обучении биологии. // Биология в школе. 2012. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.