Научная статья на тему 'Сотрудничество учащихся-экспериментаторов и учителей-новаторов как необходимое условие развития проектных и исследовательских компетенций учащихся'

Сотрудничество учащихся-экспериментаторов и учителей-новаторов как необходимое условие развития проектных и исследовательских компетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЯ – НОВАТОРЫ / ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ольга Алексеевна, Тотоева Марина Эдуардовна, Ларионова Светлана Вячеславна

Авторы раскрывают, как строится сотрудничество учащихся экологического клуба «Есенинский ландшафт» и учителей – новаторов школьной кафедры биохимии при организации инновационной проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина. Авторы предлагают условия и принципы сотрудничества учителя и ученика в системе дополнительного образования с учетом современных требований социума и пересмотром ценностных приоритетов, предлагают современную модель и рекомендации построения ученической деятельности, раскрывают преимущества формирования данной деятельности с использованием инновационного направления «Школа – ВУЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Ольга Алексеевна, Тотоева Марина Эдуардовна, Ларионова Светлана Вячеславна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество учащихся-экспериментаторов и учителей-новаторов как необходимое условие развития проектных и исследовательских компетенций учащихся»

Школа и ФГОС второго поколения

Попова Ольга Алексеевна

учитель биологии СОШ № 641 им. С. Есенина, Тотоева Марина Эдуардовна учитель биологии СОШ № 641 им. С. Есенина, Ларионова Светлана Вячеславна учитель биологии СОШ № 641 им. С. Есенина г. Москва, Россия

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ И УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Авторы раскрывают, как строится сотрудничество учащихся экологического клуба «Есенинский ландшафт» и учителей - новаторов школьной кафедры биохимии при организации инновационной проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина. Авторы предлагают условия и принципы сотрудничества учителя и ученика в системе дополнительного образования с учетом современных требований социума и пересмотром ценностных приоритетов, предлагают современную модель и рекомендации построения ученической деятельности, раскрывают преимущества формирования данной деятельности с использованием инновационного направления «Школа - ВУЗ».

Ключевые слова: проектная инновационная и исследовательская деятельность, учителя - новаторы, принципы успешного сотрудничества учителя и учащихся:

Современное общество, в котором происходят глобальные изменения в информационно-коммуникативной сфере и внедряются разнообразные инновации, требует корректировки всех аспектов школьного образования, пересмотра ценностных приоритетов, обеспечивающих средствами инновационных и исследовательских проектов развитие поисковых и исследовательских компетенций учащихся [1,3, 5].

Этим обусловлено введение в образовательный контекст школьной кафедры биохимии СОШ № 641 имени С. Есенина методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся не только на уроках, но и на занятиях объединений дополнительного образования. Кафедра биохимии входит в состав инициативной группы педагогов - единомышленников, реализующих цели и задачи построения образования, реализующего принципы сотрудничества учащихся и учителей [2].

Сотрудники школьной кафедры определяют поисковую и исследовательскую деятельность

учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов: учителя - новатора и ученика - экспериментатора научного общества «Эврика» и экологического клуба в формате естественнонаучной секции. При построении образовательного пространства мы придерживаемся точки зрения А. С. Сиденко [4], согласно которой выделяются условия успешности внутришкольного обучения, а именно:

1. Осознание педагогами проблем российского образования, потребности в изменениях, наличия новых целей и ценностей образования; личностно-значимых профессиональных проблем.

2. Создание в образовательном пространстве школы развивающей педагогической среды - особого пространства взаимодействия, в котором каждый участник чувствует себя личностно включенным в проживаемую ситуацию, осознает значимость приобретаемого опыта.

3. Наличие у участников образовательного процесса (руководителей, учителей и учащихся школы) мотивов к личностному росту, изменению себя, развитию.

Эксперимент и инновации в школе 2013/5

5

Школа и ФГОС второго поколения

4. Концентрация личностного опыта переживания, чувствования, осознания опыта деятельности и стремления его развивать.

5. Осуществление в образовательном пространстве школы рефлексии осуществленной деятельности, которая приводит к развитию педагогов, обучаемых и формирует у участников образовательного процесса потреби остик приобретениюнового деятельностного опыта.

6. Диегностика сетнльтатя вн осии дтстенннести яо ереняе личностных изменений учителей и учащихся в области еиаществл ения инновационных и исследовательских проектов.

7. Организация образовательного процесса в школьном иРтанняи ен осневс:

- его событийности, т. е. процесс обучения должен снети длсего дтанлнекнв со-еыиинм,нблиддющим эмоциональным воздействием, будоражащим чув-смла щчаьтпикяа и тызе1тадщим у няытиложиттуь-тдю л^отик^1^стз к иза^ян^нн^си^; щ ,ен-ен1ныамяния трсдс^нод^удюз, т. е. дмнь^^^;^нв Т аянвтникот пбиртбннcкидpефднкcибакттиды^Oт сти и проблемных ситуаций;

-ссаруптрнаиняс биaет»уккт д нaхннтнябeднвхмт освоению необходимых знаний, развитию личност-не-зннбндеlо кстоня;

к сдздетая ксмпдегка бpиедoсlоoдыиaцнбдичиеотне» го развития;

д днннбнеи ону/кемыс дндимадьеыа ууяыв иеоОхудт-мых знаний, формирования способов деятельности вдрнДннытнйситратис, ы^^^ж)ти^l^(^од^Hl-юрмд-довательской деятельности [4].

В ндмя- ны^ис -^Т^я гтрР1ЮКШДУЫн ^^юяс^^т^идд-никоведфсоpы биохимяи я ууащкхря-рчаюднпеок экологического клуба «Есенинский ландшафт», котормя peaлpбyюд кастах дбЯУЫбыодоть падде-визом «Сохраним родную природу!» На занятиях эколотаннского клуба мы организуем деятельность учащихся, обеспечивающую формирование

нового экологического мировоззрения, а с помощью эмоциональных мероприятий - сопереживание, эмпатию, изменение мышления с антропоцентрического на биоцентрическое. На наш взгляд, на современном этапе развития общества важно довести до понимания каждого учащегося представления о взаимодействии природы и чело-некн мвыяcдпбд BepHHPMmcbi эеыдaбвднрмбилoсд-чества.

Занятия экологического клуба

На наш взгляд, очень важно на современном этапе развития общества довести до понимания каждого ре^иед тфидотинледоыо вбдыlбддббcбвеи п^^ды ярс1ямнять еepcpeкдкеыlбддыщргбнеиикзиндяя чдло-вечества.

Пуиведдм ppMO/i^o тско-с едяа дeяддыьнмету я но-трудничества «учитель - ученик»: Биологический КВН дт т-щ» кМд| н быдоoыe, пр^с-д в инс», дяр^юонод игpoнмдмeнбомиядce пбттмдо «Путдшестесе в садс-нд xуыбсобкcx :^^ук^ыдч^ян, якопоти-роя»» яендр «Цвнды-бчадтиы», да матеня с ученнкт 1^^н^з^н^к^мр ролями.

Сот(эудрнч(^(^ти^и одчитолу - ДбДCOбC ддтоpхбыт-ся в разных формах в урочное и внеурочной учеб-нбc тмбмдлlьpеыту: ИаблoгосиоидР XЩH по а’-со: -<И/1д| и яы-дудв, дpияР,тoвсыc»( ос^с^Е^^а ти-дорисуие пн химии: «Путешествие в страну химических элемен-яна», уку»oгеоыннбйехpмб:«IЮехтыыyчидеыд»и мидд гие другие.

HaибыбсоэфMдсдивнчlм юбдoддм обг»нбнд-ции сотрудничества мы считаем метод проектов. Mco. тоыбидтк - квднттcиинцдм дaнвятдюы-eгд, поору-тня — мбиeиpчpoвaнеагp дДдтенси, внpхм-щего свою существенную лепту в общее развитие бчхоoтм.

Сиденко А. С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирова-

Сотрудники кафедры биохимии и активные члены экологического клуба в Зимнем саду

6

Эксперимент и инновации в школе 2013/5

Школа и ФГОС второго поколения

ния и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий проектов [5, 6].

В своей работе мы используем разные виды проектов (инновационные и исследовательские), разные типы проектов (игровые, информационные, творческие, издательские и другие). По своему предметному содержанию мы используем чаще всего междисциплинарные проекты, позволяющие объединить содержания разных предметных областей и организовать деятельность учащихся, направленную на развитие метапредметных умений учащихся [2, 7].

Назовем наиболее интересные проекты, разрабатываемые учащимися нашей школы под руководством педагогов школьной кафедры биохимии: «Сравнительная характеристика различных поглотительных материалов для домашних животных», «Биохимические провинции», «Анатомия в работах Леонардо да Винчи», «Определение содержания формальдегида в помещении с полимерным покрытием и влияние его на живые организмы», «Дельфинотерапия - медицина будущего или миф?»

Как показывает многолетний опыт взаимодействия школьной кафедры биохимии, экологического клуба и естественнонаучной секции ШНО «Эврика», механизм управления ученической проектной деятельностью постоянно развивается, но можно выделить принципы успешного сотрудничества учителя и учащихся:

1. Изменение роли учителя и ученика в учебном процессе (для этого необходимо плавно перевести отношения в плоскость сотрудничества, так как острые и живые умы учеников лучше раскрываются в ходе таких взаимоотношений).

2. Привлечение в школу специалистов из научной отрасли: ведущих российских ВУЗов страны, НИИ и иных организаций.

3. Разработка с целью мотивации учащихся на поисковый тип деятельности банка ученических инновационных проектов и исследований, соответствующих специфике кафедры и особенностям профильных классов.

4. Многоступенчатый мониторинг, позволяющий отслеживать процесс развития у учащихся самостоятельности, поисковых умений, исследовательских компетенций и контролировать динамику овладения учащимися методами поисково-исследовательской деятельности.

Учителя - новаторы школьной кафедры биохимии из множества критериев успешности проектной работы учащегося выделяют следующие: уровень сложности, степень самостоятельности, степень владения использованными методиками,новизна,оригинальность идеи, творческий подход, социальное и прикладное значение работы, уровень организации и проведения презентации работы.

Литература

1. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. М.: МИОО. 2005. 176 с.

2. Голоднова Л. В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4. С.31-34.

3. Загвязинский В. И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие -М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

4. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.

5. Сиденко А. С. Проекты и исследования в развивающейся школе /пособие. М.: АПК и ППРО, 2007. 80 с.

6. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С. 103-112.

7. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 1. С.68-78.

8. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 4. С.

Эксперимент и инновации в школе 2013/5

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.