Е. О. Миндеева
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА
Работа представлена кафедрой методики обучения географии и краеведению. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Г. А. Кононова
В статье рассматриваются основные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников по географии применительно к условиям конкретного образовательного учреждения. Представленная в статье модель организации ученического научно-исследовательского общества позволяет выявить роль и место учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в образовательном учреждении, реализующем профильное обучение. В статье рассматриваются технологии, позволяющие эффективно включить школьников в проведение учебных географических исследований.
The article touches upon the main approaches to organisation of senior schoolchildren's scientific activities in geography relating to conditions of a particular educational institution. The author suggests a model of a research society's creation at school, which helps to reveal the role and position of students' scientific and research activity in a specialised educational institution. Moreover, the article covers some methods paving the way for efficient students' joining to participation in school geographical investigations.
Выбор методики преподавания географии, повышающей качество образования, в условиях профильной школы определяется некоторыми общими принципами:
• переход к деятельностному и личное-тно-ориентированному образованию;
• переход от знаниевого к развивающему обучению;
• вариативность образования;
• приближение образования к современным потребностям страны, востребованность его результатов в практической дея-тельности и повседневной жизни.
В этой связи на первый план в содержании географического образования, в требованиях к подготовке выпускников по географии в основной и старшей школе вышли умения и навыки.
Такой во многом универсальной методикой, отвечающей вышеизложенным принципам, является методика организации учебно-исследовательской деятельности (УИД) по географии.
Под УИД мы понимаем деятельность, для которой характерны внутренняя мотивация учащегося, особые структурные компоненты (выделение проблемы, организация и анализ данных, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, формулирование выводов), высокая степень самостоятельности учащегося при осуществлении отдельных ее этапов или УИД в целом, получение объективно или субъективно нового результата, обогащающего систему знаний учащегося.
Эффективность методики организации УИД во многом будет зависеть от выбора организационных форм УИД по геогра-фии, видов УИД и способов включения учащихся в эту деятельность.
Условно формы организации УИД можно разделить на две группы, каждая из которых будет включать в себя различные виды исследовательской деятельности уча -щихся, - урочная УИД и внеурочная УИД. В рамках урока: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы уроков (урок-дискуссия, урок-конференция, урок-семинар и др.), учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера. Во внеурочное время: исследовательские практикумы, выпускные экзаменационные работы, образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии), факультативы и кружки, работа в
УНИО, участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, учебные проекты, работа в школьном музее, организация школьных выставок и т. д.
Как видно из приведенной выше классификации, внеурочные виды деятельности дают педагогу более широкие возможности для осуществления учебных исследований со школьниками. Они помогают повысить познавательный интерес к предмету, и учащиеся имеют возможность выбирать ту сферу географической науки, которая им наиболее близка. Кроме того, внеурочная деятельность часто помогает нивелировать различия уровня усвоения учебного материала между сильными и отстающими учениками. Внеурочная деятельность решает многие воспитательные задачи, например, такие, как воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков социального взаимодействия и т. д. Практически все виды внеурочной УИД могут сочетаться и успешно pea -лизовываться в рамках работы ученического научно-исследовательского общества (УНИО).
Ученическое научно-исследовательское общество - такая форма внеурочной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций, а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ и многое другое.
Создание и дальнейшее развитие ученического научно-исследовательского общества является одним из самых продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности школьников и реализации профиля образовательного учреждения. Опыт работы разных школ в этом направлении позволил накопить мно-
жество педагогических технологий, позволяющих сделать каждое УНИО эффективной организацией, в то же время имеющей свое неповторимое лицо.
Одна из возможных схем «запуска» работы УНИО представлена на рис. 1.
УНИО как сообщество детей и взрослых должно иметь свое положение, в котором отражены его цели и задачи 2.
УНИО разных школ могут иметь различную организационную структуру (пример см. на рис. 2).
Рис. 1. Деятельность руководителя по «запуску» работы УНИО1
ПРЕЗР Курато] ЩЕНТ УНИО
Учитель-куратор Председатель физико-математической Учитель-куратор Председатель гуманитарной секции
Учитель Председатель естест .-куратор веннонаучной секции
Рис. 2. Организационная структура УНИО3
Работу УНИО можно представить наглядно, выделив несколько направлений его деятельности (табл. 1).
Текущую секционную работу УНИО можно представить в виде схемы на примере отдельной секции (рис. 3).
Таблица 1
Направления деятельности УНИО
Направление деятельности УНИО Содержание деятельности Кто участвует Кто отвечает за организацию работы
«Запуск» работы УНИО Организация работы УНИО Руководство ОУ, педагоги, школьники Руководитель УНИО
Спецкурс «Введение в исследовательскую деятельность» Изучение основ исследовательской деятельности, методологии научного исследования, правил оформления УИР Руководитель УНИО; ученики исследователи Руководитель УНИО
Работа над учебными исследованиями Подбор литературы, ее аннотирование и конспектирование, планирование и проведение эксперимента, формулирование выводов, оформление УИР Ученик-исследователь; руководитель УИР
Текущая секционная работа УНИО Проведение круглых столов, организация выставок, ярмарок научных достижений, чтений, дебатов и дискуссий, встречи с представителями науки, культуры и образования и т. д. Участники секций Руководитель секции; председатель секции от учеников
Реализация внешних связей Посещение мероприятий УНИО других образовательных учреждений, работа на базе учреждений образования и науки, участие в конференциях, конкурсах УИР Участники секций Руководитель секции
Общественная деятельность и самоуправление УНИО Разработка символа, названия, гимна УНИО, посвящение в члены УНИО, проведение брейн-рингов, праздников УНИО, выпуск газеты или журнала УНИО, выборы председателя УНИО и т. п. Творческие группы членов УНИО Лидеры творческих групп; завуч по внеклассной работе
Отчетная деятельность УНИО Проведение годовых отчетных конференций УНИО, защита учащимися ВЭР Все члены общества; ученики-исследователи, успешно завершившие свои работы Руководитель УНИО; завуч по внеклассной работе; президент УНИО от учеников
Секции
филология
УНИО систематическая форма
физика
химия
география
.0
а о
£
*
О О 7
О
п
С
О
Географические вечера
• Просмотр видеофильмов
• Отчеты о школьных исследовательских экспедициях
• Вечера вопросов и ответов
• КВН, игры, викторины
• Обсуждение журналов и книг
• Встречи с преподавателями науки и образования
Туристско-краеведческая работа
• Походы
• Экскурсии
• Школьные исследовательские экспедиции
• Выездные учебные практикумы
Географические конференции
• Чтение докладов и сообщений
• Написание и презентация работ исследовательского характера
• Диспуты и дебаты
• Подготовка и представление копмьютерных презентаций на определенную тему
Сбор, обработка, систематизация и обобщение географической информации
• Дежурная карта
• Создание картотек различной тематики
• Создание банка рефератов по географии
• Работа с обучающими компьютерными программами
Географические олимпиады и конкурсы
• школьные
• областные
• всероссийские
• международные
Неделя географии (вечера, экскурсии, походы, игры, доклады, тематические выставки, конкурсы и т. п.)
Рис. 3. Работа географической секции в УНИО «Эврика» естественно-научной школы № 617
Санкт-Петербурга
Таблица 2
Организация работы над учебно-исследовательскими темами в УНИО
№ п/п А: индивидуальная работа над учебным исследованием Б: Работа над учебным исследованием в группах-лабораториях
1 Организационное собрание, на котором рассказывается об УНИО и характере деятельности вступивших туда учащихся
2 Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы (например, математика или география +экология), а также желаемого руководителя из учителей- предметников Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы и объединение в группы на основе этих направлений; выбор заведующего лабораторией (ответственного за работу группы из учеников) и выбор желаемого руководителя из учителей-предметников
3 Начало занятий спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность»
4 Окончательное согласование «руководитель -ученик-исследователь»; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования Окончательное согласование состава и руководителя лаборатории; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования
5 Утверждение темы учебного исследования во время занятий спецкурса
6 Занятня спецкурса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность» и параллельная работа над УИР
7 Апробация работ - обсуждение результатов УИР на занятиях спецкурса
8 Рецензирование УИР «главным» рецензентом - учителем-предметником, не руководившим работой и «малым» рецензентом - учеником, членом УНИО
9 Защита учебно-исследовательских работ - в конце года
10 Итоговая конференция по результатам работы УНИО
Работать над учебно-исследовательскими темами в УНИО можно как индивидуально, так и в группах, которые можно назвать научными лабораториями. Организация работы в этих двух случаях будет неМаршрутный лист
сколько отличаться. Примерный план организации работы представлен в табл. 2.
В организации деятельности «научных лабораторий» возможно использовать технологию маршрутных листов (табл. 3).
Таблица 3
шка-исследователя
Выдан.... Тема исследования..
Ключевые слова, понятия ^ отраслевая энциклопедия ^ список литературы
1. Консультация руководителя лаборатории ■ Основная литература по проблеме ■ Основные сведения по исследуемому предмету ■ Информация об авторах, которые активно занимались этой проблемой ■ Основные рекомендации 2. Школьная (районная) библиотека Консультация библиотекаря ^ Работа в тематическом или алфавитном каталоге ^ Монографии последних лет ^ Составить список нужной литературы ^ Изучение нужной литературы
1.Поисковые системы Интернет Подборка литературы, статей, рефератов, статистики по проблеме исследования Дополнительные источники поиска ■ Родители ■ Домашняя библиотека ■ Музеи ■ Аудиозаписи ■ Художественная литература ■ Научно-популярные фильмы
Практика показывает, что в работе УНИО активно используются технологии круглого стола, дискуссии, дебаты и другие эффективные инструменты развития научного мышления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, анализировать аргументы, оперировать фактами.
Кульминационным моментом в исследовательской деятельности школьника является защита учебно-исследовательской работы. Огромную роль при оценке защиты УИР играет качество доклада по ее результатам. Для подведения итогов деятельности и поиска основных направлений и перспектив работы УНИО широко используется такая форма работы, как школьная научно-практическая конференция.
В расшифровке аббревиатуры УНИО не случайно присутствует слово «обще-
ство». УНИО как сообщество детей и взрослых несет в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в УНИО опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а также приложения своих творческих сил в области искусства и литературы.
Высокая эффективность данной методики организации УИД по географии учащихся профильных классов подтверждается: высоким качеством овладения учащимися предметным содержанием школьного курса географии; сокращением учебного времени на овладение учащимися предметным содержанием школьного курса географии; изменением мотива учения; повышением интереса к творческой и исследовательской деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. С. 27.
2 Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум ,2001. С. 53.
3 Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся. Организация и разработка опыта деятельности и условий функционирования / Сост.: Т. К. Александрова. Т. В. Бондарук. В. К. Павлова. Е. А. Пивчук; Общ. ред. Л. А. Асланова; Науч. ред. Т. К. Александрова. СПб.: Изд. ОН НМЦ ВРУ О, 1998. С. 48.