УДК 159.922-159.99
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБ В ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
О.П. Заболотских, О.В. Шишкина
Аннотация. Авторы анализируют опыт в области помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы делают вывод, что задачи и методы реализации ранней помощи во всех странах одинаковы, а эффективность ранней помощи во многом определяется взаимодействием психологических, медицинских, социальных и педагогических ведомств, которые сотрудничают с семьей ребенка. На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями как актуальная задача.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), дети с ограниченными возможностями здоровья, ранняя помощь, зарубежные концепции ранней помощи, опыт взаимодействия психолого-педагогической, медицинской помощи семье ребенка с ОВЗ в Республике Марий Эл.
THE INTERACTION BETWEEN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
SERVICE AND MEDICAL SERVICE IN ORDER TO HELP
A FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES
O. Zabolotskikh, O. Shishkina
Abstract. The authors analyze the experience in the field of assistance to families that bring up children with disabilities. The authors conclude that the objectives and the methods of implementation of early assistance in all countries are the same, and the effectiveness of early assistance intervention is largely determined by interaction of psychological, medical, social and educational institutions that cooperate with the child's family. At the present stage of development of special education the problem of assistance to the family and a child with disabilities is considered to be an urgent task.
Keywords: disabilities (health limitations), children with disabilities, early care, foreign concepts of early assistance, experience of psychological, pedagogical and medical assistance to a family with a child with disabilities in the Republic of Mari El.
Международное сотрудничество в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям является актуальной задачей в современном научном сообществе. Одна из самых тяжелых категорий детей с ОВЗ - дети со сложными и множественными нарушениями в развитии, которые нуждаются в своевременной и постоянной не только медицинской, но и психолого-педагогической поддержке [1].
К новым подходам взаимодействия с такой семьей относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного;
эмоционального; сенсорного;
коммуникативного; рефлексивного и др. Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированное^ рефлексии. Качество родительской компетентности будет
обнаруживаться в способности взрослого
находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение ребенка с ОВЗ осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка с ОВЗ.
В Республике Марий Эл (РМЭ) в настоящее время актуален поиск новых путей и форм помощи родителям детей с ОВЗ. На двух всероссийских конференциях, межрегиональном семинаре, на Форуме некоммерческих организаций Приволжского федерального округа были выступления о реализации проекта «Защищенное детство» и опубликованы статьи. Часто в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, развивается кризис взаимоотношений в системе «ребенок - родитель», который не разрешается при использовании современных психолого-
медико-социальных средств, а лишь «замывается» и временно ослабляется. Это в совокупности приводит к возникновению у детей личностных недоразвитий, их инфантилизации и инвалидизации и выражается в характерной для современных детей с ОВЗ потребительской позиции [3].
Специфика социального проектирования необходимо содержит в себе присущий ему смысл «социального действия». В связи с этим для социального проектирования характерна особая процедура погружения проектировщиков и реализаторов проекта в проектируемый социальный объект, в его жизнедеятельность и реализацию. Погружение всех участников социального проектирования как «социального действия» в проектируемый объект определяется различными отношениями, устанавливаемыми ими с объектом. В результате реализации проекта «Защищенное детство»: во-первых, формировались навыки поведения у всех участников (дети с ОВЗ, родители детей, специалисты); во-вторых, произошло приобретение необходимых знаний для реализации проекта «Защищенное детство»; в-третьих, была предоставлена возможность всесторонней оценки принимаемых решений; в-четвертых, оказаны различные варианты эффективной комплексной помощи детям с ОВЗ. Проект «Защищенное детство» является завершенной моделью и положительным социальным опытом. При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Национальным благотворительным фондом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года № 127-рп. В ходе реализации данного проекта произошли позитивные изменения.
1) Развитие новых видов (направлений) работы по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с ОВЗ: профилактика негативных детско-родительских отношений; разносторонняя диагностика (индивидуальный и групповой (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
2) Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей-слушателей, педагогов-психологов, волонтеров.
3) Проведение экспертиз (образовательных и учебных программ, образовательной среды,
профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
4) Расширена работа сайта «Дверь в мир». В процессе работы сайта его поддерживали в рабочем состоянии специалисты МОСИ. Консультации посетителей сайта проводились два раза в неделю. К работе по обновлению различной информации на сайте привлекались как специалисты, так и студенты-волонтеры.
5) В МОСИ созданы специальные кабинеты для работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ: сенсорная комната, логопедический кабинет, лаборатория психофизиологии и экспериментальной психологии.
В ходе проекта были использованы для психологического мониторинга такие методики, как: Шкала семейного окружения (С.Ю. Куприянов); Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Опросник родительской любви и симпатии (Е.В. Милюкова) [4]. 34 семьи стали участниками проекта вместо запланированных 25 семей.
Результаты первичной диагностики показали, что в пяти семьях существуют серьезные проблемы взаимоотношений родителей и детей. Чаще всего встречается отвержение ребенка и гиперопека, низкий уровень эмпатии к ребенку, конфликтный уровень отношений, чувство вины и разочарования по отношению к своему ребенку. В девяти семьях родители думают о ребенке как инвалиде и неудачнике. В трех семьях ребенок находится в центре пристального внимания и заботы, удовлетворяются все его желания и капризы. Практически в каждой семье внутренний мир ребенка незнаком родителям, хотя они пытаются его понять и контролировать.
Результаты вторичной диагностики показали, что в двух семьях еще сохранились серьезные проблемы взаимоотношений родителей и детей. В одной семье осталась гиперопека, но низкий уровень эмпатии к ребенку сменился на средний, отвержение ребенка и конфликтный уровень отношений снизились, чувство вины и разочарования по отношению к своему ребенку также стали значительно ниже. В другой семье родители думают о ребенке как о будущем неудачнике реже, но ребенок по-прежнему находится в центре пристального внимания и заботы, удовлетворяются все его желания и капризы. В остальных семьях произошли позитивные изменения: нет чувства вины, ребенок стал восприниматься родителями просто как их сын или дочь, а не как инвалид. Родители стали
уделять внимание не только физиологии и лечению, а развитию эмоций и интересов детей [6]. Самое главное, что родители перестали думать о своих детях как о постоянной обузе и стали искать новые пути для их интеграции в общество, много внимания стали уделять возможности инклюзивного и дистанционного образования.
После диагностики родители приглашались на индивидуальное консультирование. Была разработана и реализована Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии», содержащая лекционные и семинарские занятия, практикумы и тренинги.
Проведен курс практических занятий с родителями и индивидуальные консультации с каждым ребенком врачом-ортопедом ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздравсоцразвития РФ (г. Чебоксары). Для некоторых семей выданы направления на полное обследование в Центр в г. Чебоксары. Врачами-ортопедами совместно с клиническим психологом и неврологом ГУ «Республиканский центр патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений» Министерства здравоохранения Республики Марий Эл разработана и реализована Программа коррекционно-развивающих занятий родителей с детьми, направленная на комплексное решение проблем семей с детьми инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. Каждая семья занималась в течение 1 часа, используя упражнения на развитие сенсорики (занятия на ортопедическом стуле, с комплексом «Дон», в сенсорной комнате), развитие нейронной обратной связи и укрепление мышц (занятия в костюмах «Адели», «Регент», «Атлант-лайт», на динамическом параподиуме). Занимались родители со своими детьми сами, на каждом занятии присутствовали психолог-консультант и волонтер.
В рамках проекта «Защищенное детство» состоялся лечебный курс иппотерапии для детей-инвалидов. Занятия проходили в деревне Тойкино Медведевского района. Проведено по 5 занятий в двух группах: возрастная группа детей с 3 до 4 лет занималась с 10.00 до 12.00, возрастная группа с 5 до 7 лет занималась с 14.00 до 16.00. Все дети, которые занимались регулярно, позитивно изменили свои эмоциональные и психофизиологические состояния. Это подтвердила повторная психодиагностика [5].
Проект «Защищенное детство» признан родителями и общественностью РМЭ очень важным, так как реально помог семьям в повышении родительской компетентности и развитии детей с ОВЗ [5].
Межведомственное взаимодействие
координировалось организацией круглых столов и научно-практических семинаров с приглашением участников проекта,
представителей министерств (здравоохранения, образования, социальной защиты населения), фонда социального страхования и общественных организаций (Всероссийского общества инвалидов), а также врачей, психологов, педагогов, где обсуждались план реализации проекта, комплексная программа реабилитации детей с ОВЗ, методы работы с родителями, формы участия разных ведомств, виды мониторинга, текущие результаты и итоги проекта.
В ходе научного поиска использовались методы анкетирования родителей, клинико-экспертной и психолого-педагогической оценки, статистический анализ результатов
динамического наблюдения за состоянием здоровья и психического развития детей с ОВЗ. Все эти дети нуждались в длительной комплексной реабилитации, которая была организована в учреждениях здравоохранения РМЭ в форме дневного и круглосуточного стационара, включала в себя медикаментозные и немедикаментозные методы. Одним из них стало коррекционно-педагогическое воздействие на ход психического развития ребенка с ОВЗ.
Согласно нормативным документам комплексная программа реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя следующие виды помощи: медицинские (фармакологическое лечение и воздействие физических и средовых факторов), социальные (удовлетворение социальных нужд ребенка) и психолого-педагогические (стимуляция психической активности, улучшение эмоционального состояния, повышение степени социальной
компетентности, развитие личностного потенциала, обучение родителей специальным педагогическим технологиям).
Сопровождение семьи больного ребенка мультидисциплинарной командой специалистов не только сглаживает существующее нарушение здоровья, но и предупреждает нарастание числа и усугубление тяжести вторичных, социальных по своей сути, последствий болезни, восстанавливает здоровье и качество жизни больного ребенка.
Итак, ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, которые в силу своего нарушения имели не слишком удачный старт в жизни, идентична во всех известных зарубежных концепциях. Разница заключается в особенностях предоставления психологических, медицинских, социальных и образовательных услуг. Определяющим фактором являются социальные и культурные основы развития общества и экономические возможности государства. Великобритания, Испания, Италия, Сан-Марино, Болгария, Венгрия, Хорватия и Словения приняли специальные
законодательные акты, касающиеся статуса лиц с ОВЗ и мер по оказанию им помощи [2]. Опыт изучения и развития ранней помощи в отдельных развитых странах показывает, что ее эффективность во многом определяется взаимодействием психологических,
медицинских, социальных и педагогических ведомств, которые сотрудничают с семьей ребенка и несут определенную ответственность. В противном случае поддержка становится неэффективной, теряет превентивный характер, допускает негативные последствия для ребенка, семьи и общества в целом.
Литература:
1. Грозная Н.С. Международный опыт в области инклюзивного образования: Англия. [Электронный ресурс]: информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования г. Москвы. - Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=221
2. Декларация Саламанки о принципах, политике и действиях сфере специального образования (Испания, 1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.perspektiva-inYa.rn
3. Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Морова, О.П. Заболотских // Научно-методический журнал РАО РФ «Социальная педагогика в России». - 2012. - № 3. -С. 30-39.
4. Нежное П.Г. К проблеме нормативных результатов дошкольного образования / П.Г. Нежное // Образовательная политика. - 2012. - № 6(62). - С. 28-33.
5. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: коллективная монография / О.В. Шишкина, О.П. Заболотских, Н.Ю. Глазунова. -Йошкар-Ола: МОСИ, 2015. - 74 с.
6. Русиева Т.М., Шишкина О.В. Особенности эмоционального восприятия и экспрессии дошкольников с задержкой психического развития / Т.М. Русиева, О.В. Шишкина // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 28 февраля 2014 года; под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. - Йошкар-Ола: МОСИ-ООО ИПФ «СТРИНГ», 2014. - С. 284-289.
7. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения / Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 11-17.
Сведения об авторах:
Заболотских Ольга Павловна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики, АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт».
Шишкина Ольга Викторовна (г. Йошкар-Ола, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики, АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
O. Zabolotskikh (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor at the Department of General and Special Psychology and Pedagogy, Interregional Open Social Institute.
O. Shishkina (Yoshkar-Ola, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor at the Department of General and Special Psychology and Pedagogy, Interregional Open Social Institute, e-mail: [email protected]
СОЦИОЛОГИЯ