16
Педагогические науки
УДК 376:373:364
О. П. Заболотских
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
В статье автор анализирует созданную в настоящее время законодательную и практическую базу в области дошкольного воспитания как необходимого элемента комплексной помощи детям с ограниченными возможностями. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день одной из основных задач современной коррекционной помощи детям является поиск административноправового ресурса для широкого внедрения в практику научно обоснованной и экспериментально проверенной системы дошкольного воспитания разных категорий детей с нарушениями развития. Сущность системы дошкольного воспитания заключается в ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной помощи ребенку и работе с семьей; дифференцированном подходе к содержанию воспитания и обучения дошкольников с различными сочетаниями первичных нарушений и отклоняющихся вариантов развития (детей слепых и слабовидящих; глухих слабовидящих; глухих, имплантированных с дополнительными нарушениями; слепоглухих и умственно отсталых детей; детей с выраженной умственной отсталостью, детей с эмоциональными нарушениями и другими вариантами отклоняющегося развития). Исследователи подчеркивают, что система направлена не только на коррекцию отклонений в развитии ребенка, но и на значительно более активное включение семьи в педагогический процесс (Е. Р. Баенская, В. З. Денискина, А. В. Закрепина, Л. А. Головчиц, С. Б. Лазуренко, М. М. Либлинг, Т. В. Николаева, Е. А. Стре-белева, Н. Д. Шматко, Г. В. Чиркина).
Ключевые слова: дошкольное воспитание, дети с ограниченными возможностями, коррекционная помощь, работа с семьей.
Дошкольное воспитание является обязательным компонентом комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и способствует не только охране их жизни и здоровья, личностного и общекультурного развития, но и налаживанию взаимодействия с семьей и созданию специальных условий воспитания и жизнедеятельности каждого ребенка.
Для 1,7 млн детей с ОВЗ, проживающих в Российской Федерации, специальные условия жизнедеятельности обеспечиваются учреждениями разной ведомственной принадлежности: здравоохранения, социальной защиты и образования. Среди детей с отклонениями в развитии около 35 % составляют дети с комплексными нарушениями [4].
Становление системы воспитания и образования детей дошкольного возраста с ОВЗ - это более чем вековая история: от появления первого детского сада для глухих детей (1900 год) до разработки вариативных форм организации коррекционной помощи дошкольникам с различными отклонениями в физическом и психическом развитии.
В основание системы положена культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и много-
летние научные исследования в области сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики, изучения речевых и эмоциональных нарушений (А. А. Венгер, Р М. Боскис, М. И. Земцова, Б. Д. Корсунская, К. С. Лебединская, Э. И. Леонгард, Н. Г. Морозова, А. И. Мещеряков, Л. П. Носкова, Е. Ф. Pay, Н. А. Pay, И. А. Соколянский, Г. В. Чиркина и др. [1].
Развитие системы дошкольного воспитания детей с ОВЗ, особенно активно происходившее в последние два десятилетия, играло важнейшую роль в реализации потенциальных возможностей этих детей к обучению в школе, в удовлетворении их общих и особых образовательных потребностей, в обеспечении доступных форм социальной интеграции каждому ребенку с ОВЗ.
Сущность системы дошкольного воспитания заключается в ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной помощи ребенку и работе с семьей; дифференцированном подходе к содержанию воспитания и обучения дошкольников с различными сочетаниями первичных нарушений и отклоняющихся вариантов развития (детей слепых и слабовидящих; глухих слабовидящих; глухих, имплантированных с дополнительными нарушениями;
© Заболотских О. П., 2015
О. П. Заболотских
17
слепоглухих и умственно отсталых детей; детей с выраженной умственной отсталостью, детей с эмоциональными нарушениями и другими вариантами отклоняющегося развития). Исследователи подчеркивают, что система направлена не только на коррекцию отклонений в развитии ребенка, но и на значительно более активное включение семьи в педагогический процесс (Е. Р Баенская, В. З. Денискина, А. В. Закрепина, Л. А. Головчиц, С. Б. Лазуренко, М. М. Либлинг, Т. В. Николаева, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко, Г. В. Чиркина и др.) [5].
Современную систему отличает гибкость в организации вариативных форм коррекционной помощи детям с ОВЗ:
- группы кратковременного пребывания, в которых получают коррекционную помощь дети с отклонениями в развитии, по разным причинам не посещающие специальные дошкольные группы (дети раннего возраста; дошкольники, воспитывающиеся дома или в детских садах общеразвивающего вида; дети, которые по тяжести нарушения или состоянию здоровья не посещают дошкольные учреждения, в том числе и слепоглухие дети) (основание - Письмо Министерства образования РФ от 29 июня 1999 года № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»);
- группы для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, в которых могут воспитываться дети, имеющие различные сочетанные нарушения в развитии (основание - письмо Министерства образования РФ от 2 августа 2001 года № 809/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии»);
- группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, с нарушениями речи, с ЗПР, с умственной отсталостью, с РДА, со сложными (комплексными) нарушениями;
- группы комбинированной направленности, в которых совместно воспитываются нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и их сверстники с теми или иными отклонениями в развитии (основание - Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03 «О направлении методического письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях») [2].
Практика показывает, что в реализации разработанной системы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, в том числе и детям с комплексными нарушениями, имеется ряд трудностей.
1. Научно обоснован и доказан практикой дифференцированный подход к содержанию воспитания и обучения детей. Однако дифференцированный подход не реализуется: нарушается принцип комплектования групп, который основан на учете характера и степени выраженности нарушения (например, в одну группу попадают дети с разными образовательными потребностями или принципиально различающиеся по степени выраженности нарушения). Все это усложняет коррекционный процесс и снижает его эффективность, особенно в отношении более «благополучных» детей.
2. Типовым положением о дошкольном учреждении (2008), нормами САНПИНа (2013) определена оптимальная наполняемость групп компенсирующей и комбинированной направленности. Однако нормы не соблюдаются - в группах воспитывается значительно большее количество детей. Это принципиально затрудняет индивидуализацию обучения как необходимое условие его эффективности.
3. Разработано положение о группе кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, одобренное Министерством образования РФ (от 29 июня 1999 года № 129/23-16). На основании этого документа группы могут открываться в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида по запросу родителей. Однако группы обеспечены нормативными документами только в одном типе дошкольных учреждений - общеразвивающей направленности. В связи с этим родители сталкиваются с тем, что их дети (имеющие проблемы в развитии), посещая группу кратковременного пребывания в обычных детских садах, лишаются специфической коррекционной помощи, так как в штатном расписании отсутствуют необходимые специалисты [2].
4. Определено необходимое штатное расписание для дошкольных групп разной направленности. Однако штатное расписание не выдерживается: отмечается сокращение ставок специалистов. Например, в группах комбинированной направленности, где вместе воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии, оставляется лишь 0,5 ставки учителя-дефектолога на группу вместо полной ставки.
18
Педагогические науки
5. Разработано положение о группе для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (от 2 августа 2001 года № 809 /2316). Однако требуется доработка данного положения с уточнением условий комплектования данной группы при включении в нее слепоглухих детей (уменьшение количества детей с 5 до 2-3).
Выявленные трудности приводят к следующему:
- упускается сензитивный период в развитии у детей высших психических функций, формировании способностей к обучению, становлении самостоятельности;
- своевременно не реализуются потенциальные возможности развития и социализации;
- усугубляется инвалидизация ребенка, и он не достигает того уровня социализации, который был бы возможен при соблюдении необходимых условий дошкольного воспитания;
- резко ограничиваются социальные контакты всех членов семьи;
- отмечается нарастание трудностей последующего школьного обучения, что требует все больших ресурсов специального образования [4].
Все вышесказанное позволяет определить одну из актуальных задач современной коррекционной помощи детям с ОВЗ дошкольного возраста, в том числе детям с комплексными нарушениями: поиск административно-правового ресурса для широкого внедрения в практику научно обоснованной и экспериментально проверенной системы дошкольного воспитания разных категорий детей с нарушениями развития.
__________Ш____________
1. Алферова Т. С., Потехин О. А. Основы реабилитоло-гии. Тольятти, 2012.
2. Бурменская Г Ф., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. М., 2012.
3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 2012.
4. Заболотских О. П., Морова Н. С. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с проблемами в развитии. М.: Современное образование, 2013, 184 с.
5. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; отв. ред. Б. П. Пузанов. М.: Академия, 2012.
6. Селевко Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2015.
1. Alferova T. S., Potekhin O. A. Osnovy reabilitologii. Tol'yatti, 2012.
2. Burmenskaya G. F., Karabanova O. A., Liders A. G. Voz-rastno-psikhologicheskoe konsul'tirovanie: problemy psikhiches-kogo razvitiya detei. M., 2012.
3. Verner D. Reabilitatsiya detei-invalidov. M., 2012.
4. Zabolotskikh O. P., Morova N. S. Povyshenie profession-al'noi roditel'skoi kompetentnosti v sotsial'nom vospitanii detei s problemami v razvitii, M.: Sovremennoe obrazovanie, 2013, 184 p.
5. Korrektsionnaya pedagogika: osnovy obucheniya i vospitani-ya detei s otkloneniyami v razvitii, B. P. Puzanov, V. I. Seliverstov, S. N. Shakhovskaya, Yu. A. Kostenkova; otv. red. B. P. Puzanov, M.: Akademiya, 2012.
6. Selevko G. K. Tekhnologii vospitaniya i obucheniya detei s problemami. M.: NII shkol'nykh tekhnologii, 2015.
Статья поступила в редакцию 26.11.2015 г.
O. P. Zabolotskikh
Mari State University, Yoshkar-Ola
MODERN AID SYSTEM FOR PRESCHOOL CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISABILITIES
The article analyzes the current legal and practical basis in the field of preschool education as an essential element of comprehensive care to children with disabilities. The author comes to conclusion that one of the main tasks of modern correctional aid to children is finding administrative and legal resources for wide implementation in practice of scientifically grounded and experimentally tested system of preschool education of different groups of children with developmental disabilities. The essence of the system of preschool education is an early (in the first months of life) correctional child support and work with the family; differentiated approach to the content of education and training of preschool children with different combinations of primary disorders and deviant development options (child blind and visually impaired, deaf visually impaired, deaf, implanted with additional impairments, deaf-blind and mentally retarded children, children with severe mental retardation, children with emotional disorders and other variants of deviant development). The researchers emphasize that the system is not only aimed at correcting deviations in the development of the child, but on a much more active involvement of the family in the pedagogical process (E. R. Baenskaya, V Z. Deniskina, A. V Zakrepina, L. A. Golovchits, S. B. Lazurenko, M. M. Liebling, T Nikolaeva, E. A. Strebeleva, N. D. Shmatko, G. V. Chirkina).
Keywords: preschool education, children with restricted abilities, correctional health care, work with the family.