Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ XXI ВЕКА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-досуговые учреждения / руководитель культурно-досуговых организаций / взаимодействие профессионального и образовательного стандартов / управление культурно-досуговыми организациями / деятельность по организации развлечений / cultural and leisure institutions / head of cultural and leisure organizations / interaction of professional and educational standards / management of cultural and leisure organizations / entertainment activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачева Наталья Борисовна, Гарифуллина Резеда Саитовна, Сафин Фадбир Магусович

Современная государственная политика ориентирована на совершенствование кадрового обеспечения цифровой экономики. Цель исследования – дать характеристику взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов как основы повышения качества профессиональной подготовки специалистов XXI века. В статье представлено обоснование синергетического механизма взаимодействия стандартов профессиональной деятельности и образовательного процесса, значение которого состоит в определении ориентиров для разработки стандарта, регламентирующего процесс управления культурно-досуговыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугачева Наталья Борисовна, Гарифуллина Резеда Саитовна, Сафин Фадбир Магусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS AS A BASIS FOR IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE XXI CENTURY

Modern state policy is focused on improving the staffing of the digital economy. The purpose of the study is to characterize the interaction of professional and educational standards as the basis for improving the quality of professional training of specialists of the XXI century. The article presents the rationale for the synergetic mech-anism of interaction between professional activity standards and the educational process, the significance of which is to determine the guidelines for the development of a standard regulating the management process of cultural and leisure organizations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ XXI ВЕКА»

УДК 378.1

Н.Б. Пугачева, P.C. Гарифуллина, Ф.М. Сафин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ XXI ВЕКА

Современная государственная политика ориентирована на совершенствование кадрового обеспечения цифровой экономики. Цель исследования - дать характеристику взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов как основы повышения качества профессиональной подготовки специалистов XXI века. В статье представлено обоснование синергетического механизма взаимодействия стандартов профессиональной деятельности и образовательного процесса, значение которого состоит в определении ориентиров для разработки стандарта, регламентирующего процесс управления культурно-досуговыми организациями.

Ключевые слова: культурно-досуговые учреждения, руководитель культурно-досуговых организаций, взаимодействие профессионального и образовательного стандартов, управление культурно-досуговыми организациями, деятельность по организации развлечений

Natalya B. Pugacheva, Rezeda S. Garifullina, Fadbir M. Safin INTERACTION OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS AS A BASIS FOR IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE XXI CENTURY

Modern state policy is focused on improving the staffing of the digital economy. The purpose of the study is to characterize the interaction of professional and educational standards as the basis for improving the quality of professional training of specialists of the XXI century. The article presents the rationale for the synergetic mechanism of interaction between professional activity standards and the educational process, the significance of which is to determine the guidelines for the development of a standard regulating the management process of cultural and leisure organizations.

Key words: cultural and leisure institutions, head of cultural and leisure organizations, interaction of professional and educational standards, management of cultural and leisure organizations, entertainment activities

Введение

Современная государственная политика ориентирована на совершенствование кадрового обеспечения цифровой экономики, что предопределяет развитие национальной системы квалификаций (НСК)[4], которое подразумевает разработку, актуализацию, внедрение профессиональных стандартов как квалификационных требований [9] и федеральных государственных образовательных стандартов как совокупности требований, обязательных при реализации образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию основных образовательных программ [15].

Разработка, актуализация (обновление), внедрение стандартов профессиональной деятельности обусловлены потребностями рынка труда в работниках, владеющих инновационными профессиональными квалификациями [13, ст. 195.1].

Стандарт профессиональной деятельности характеризуется комплексностью и нормативностью. Комплексность характеризует вид профессиональной деятельности и соответствующие ему квалификации. Нормативность определяет требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работника, необходимых для выполнения этого вида профессиональной

деятельности. Руководствуясь стандартом, работодатель составляет должностную инструкцию, определяет содержание трудового договора [13, ст. 57, 195.3].

Разработка стандартов профессиональной деятельности регламентируется нормативно-правовыми актами разного уровня и включает несколько этапов [7; 9]:

1. Подготовительный этап: создание рабочей группы и составление программы разработки проекта стандарта; формирование взаимодействия с партнерами для изучения нормативно-правовых документов и научно-методических материалов, характеризующих: 1) вид профессиональной деятельности; 2) состояние и перспективы развития соответствующего вида профессиональной деятельности и квалификаций работников с учетом требований цифровой экономики [9].

2. Поисковый этап: проведение исследования и составление карты профессиональной деятельности (обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, умения, знания), подготовка проекта стандарта.

3. Обобщающий этап: проведение профессионально-общественного обсуждения и корректировку проекта с учетом поступивших замечаний и предложений. В ходе профессио-

нально-общественного обсуждения проект размещается в сети Интернет на специальных сайтах с организацией дискуссионных форумов; проводятся научно-методические мероприятия, опросы; материалы публикуются в специальных изданиях.

4. На заключительном этапе осуществляется подготовка, оформление и его представление в Минтруд РФ соответствующего пакета документов.

Разработка, актуализация (обновление) стандартов профессиональной деятельности обусловлена изменениями нормативно-правовых актов, содержания труда, внедрением новых технологий, результатами мониторинга практики применения стандартов [3; 8; 10]. А также создает объективную основу для формирования основных образовательных программ по всем уровням профессионального образования, а также обусловлена требованиями современной экономики к выпускникам учреждений профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Внедрение стандартов в деятельность организаций способствует оптимальному определению трудовых функций, разграничению полномочий и ответственности работников; проведению аттестации работников, независимой оценки квалификации и оптимизации системы оплаты труда; организации дополнительного профессионального образования.

Стандарты образовательного процесса определяют требования к структуре, результатам освоения, условиям реализации образовательной программы по направлению и уровню (бакалавриат, магистратура, специа-литет) подготовки. Таким образом, разработка, актуализация (обновление), внедрение образовательных стандартов направлены на решение задач по созданию единого образовательного пространства и государственного контроля за уровнем профессиональной подготовки обучающихся.

Несомненным достоинством действующих стандартов образовательного процесса можно назвать формирование универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций. Если универсальные и общепрофессиональные компетенции зафиксированы в стандарте, то профессиональные компетенции определяются образовательным учреждением самостоятельно на основе профессиональных стандартов (при наличии). К плюсам действующих образовательных стандартов можно отнести наименования и коды

областей профессиональной деятельности выпускников.

Однако невысокий уровень корреляции результатов освоения образовательной программы с обобщенными трудовыми функциями, трудовыми действиями, определенными в стандарте профессиональной деятельности, затрудняет преодоление разрыва между образовательным учреждением и рынком труда, не способствует снижению времени адаптации выпускника на рабочем месте.

На основании вышеизложенного выявлены следующие противоречия между:

- объективной необходимостью в развитии национальной системы квалификаций и отсутствием единой цифровой платформы по комплексному обеспечению взаимодействия стандартов профессиональной деятельности и образовательного процесса;

- направленностью государственной политики на совершенствование кадрового обеспечения цифровой экономики и недостаточное межведомственное взаимодействие в целях повышения качества профессиональной подготовки специалистов XXI века и их конкурентоспособности на национальном и международном рынках труда;

- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы для осуществления определенных видов профессиональной деятельности и отсутствием стандартов по этим видам профессиональной деятельности.

Все вышеизложенное и актуализировало данное исследование, цель которого - определить характеристику взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов как основы повышения качества профессиональной подготовки специалистов XXI века.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод познания, который позволил установить взаимосвязи между возможностью и действительностью (стандартами профессиональной деятельности и образовательного процесса). С помощью категорий единичного, особенного и общего, отражающих свойства и отношения профессиональной подготовки специалистов XXI века, определен основной теоретический подход к исследованию. Теоретическую основу исследования составил компетентностный подход, ориентирующий на формирование у студентов компетенций для выполнения определенных видов про-

фессиональной деятельности.

В ходе исследования применен комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели. Теоретические методы: абстрагирование, анализ, синтез, обобщение российского опыта взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов. И такие эмпирические методы как беседы, экспертный опрос. В беседах приняли участие 137 работников культурно-досуговых учреждений (средний возраст - 41 год). В экспертном опросе приняло участие 17 человек: 4 руководителя государственного института культуры (средний возраст - 48 лет); 3 руководителя региональных органов управления культурой (средний возраст - 53 года); 10 руководителей культурно-досуговых учреждений (средний возраст - 39 лет). Были составлены удобные выборки участников бесед и экспертного опроса. Никто из них не отказался от участия в экспертном опросе.

Литературный обзор

Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов регламентируется комплексом нормативно-правовых документов разного уровня [7; 9; 13; 15]. Однако анализ этих документов показал, что все они сопряжены с регламентацией либо профессиональных, либо образовательных стандартов. Это позволяет отметить, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовой документ определяющий порядок взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов, а механизм взаимодействия стандартов разрабатывается исключительно на научно-методическом уровне. Это обуславливает низкий темп разработки и внедрения профессиональных стандартов и затрудняет создание образовательных программ. Не понятно, как прописать в образовательной программе профессиональные компетенции, если отсутствует стандарт по этому виду профессиональной деятельности?

Также затруднения создает и ведомственная принадлежность организаций, реализующих программы профессионального образования. Организации, реализующие программы среднего профессионального образования, находятся в ведении Минпросвещения, которое разработало Стратегию развития среднего профессионального образования до 2030 года. Организации, реализующие программы высшего профессионального образования, находятся в ведении Минобрнауки, которым принята программа «Приоритет-2030»

и отсутствует Стратегия развития высшего образования до 2030 года [1]. Организации, реализующие программы образования в сфере культуры и искусства, здравоохранения, сельского хозяйства, находятся в ведении профильных министерств. Таким образом, на нормативно-правовом и ведомственном уровнях отсутствует единый подход к обеспечению взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов, а на научно-методическом уровне нет единого мнения о механизме взаимодействия стандартов профессиональной деятельности и образовательных процессов.

На этот счет можно выделить две точки зрения. Первая точка зрения ориентирована на сопряжение (соединение, согласованность) профессиональных и образовательных стандартов [2; 12; 14], которое обеспечит профессиональную подготовку квалифицированных работников в соответствии с требованиями работодателей; устойчивое взаимодействие системы профессионального образования и рынка труда; рациональное использование человеческих ресурсов. Все эти доводы не вызывают возражений. Однако образовательные стандарты ориентированы на несколько видов профессиональной деятельности, значит, и на несколько профессиональных стандартов. Этот обуславливает следующие проблемы: будет ли соответствовать выпускник образовательного учреждения квалификационным требованиям рынка труда? Если образовательный стандарт будет ориентирован на конкретный вид профессиональной деятельности, то будет ли обеспечена государственная гарантия прав и свобод человека в сфере образования?

Вторая точка зрения ориентирована на совместимость образовательных и профессиональных стандартов [5; 11], которая обеспечит формирование готовности будущих специалистов к эффективному применению профессиональных компетенций. Несомненно, образовательный стандарт составляет основу стандарта профессиональной деятельности, который отражает требования цифровой экономики. Однако, учреждения профессионального образования любого уровня должны готовить выпускников к выполнению трудовых функций и применению компетенций в области конкретного вида профессиональной деятельности. Этот обуславливает следующие проблемы: если образовательный стандарт ориентирован на формирование готовности выпускников к эффективному применению

полученных знаний, умений, навыков, компетенций в конкретном виде профессиональной деятельности, то можно ли говорить о создании условий для самоопределения обучающихся? Будет ли выпускник мобилен и готов к образованию в течение всей жизни?

Поиск ответов на поставленные вопросы и обусловил тему исследования - «Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов как основа повышения качества профессиональной подготовки специалистов XXI века».

Результаты

Основные результаты исследования состоят в обосновании синергетического механизма взаимодействия и стандартов профессиональной деятельности и образовательного процесса, обеспечивающего повышение качества профессиональной подготовки специалистов XXI века. Синергетический механизм ориентирует на самоорганизацию взаимодействия стандартов профессиональной деятельности и образовательного процесса на основе интенсивного обмена информацией, согласования содержания, интеграции требований к результату и создание синергетиче-ского эффекта, проявляющегося в повышении качества профессиональной подготовки специалистов на современном этапе. Таким образом, для обеспечения повышения качества профессиональной подготовки специалистов к определенному виду деятельности необходимо наличие соответствующих стандартов профессиональной деятельности и образовательного процесса. Учреждения профессионального образования не могут осуществлять образовательную деятельность «просто так». Они должны формировать у студентов готовность к виду профессиональной деятельности, под которым понимают совокупность обобщенных трудовых функций, результаты и условия труда. Для этого образовательные программы и учебные планы должны взаимодействовать со стандартами профессиональной деятельности.

Проведенный анализ реестра стандартов профессиональной деятельности показал, что, например, в области культуры и искусства разработано только 17 стандартов. Между тем в современном обществе культура позиционируется как общественное благо, обеспечивающее сохранение территориальной целостности России, совершенствование гражданско-патриотического воспитания и самовоспитания граждан. Профессиональная деятельность в области культуры и искусства

включает предоставление услуг в сфере культурно-развлекательного досуга, а также организацию зрелищно-развлекательной и творческой деятельности. Культурно-досуговые учреждения - один из субъектов государственной культурной политики, который призван обеспечить реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры; достижение целей национального проекта «Культура»; противодействие социокультурным угрозам национальной безопасности государства в части, касающейся защиты традиционных ценностей, национальных культурных традиций.

Все изложенное позволяет выделить управление культурно-досуговыми организациями в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Цель вида профессиональной деятельности по управлению куль-турно-досуговыми организациями состоит в обеспечении эффективной деятельности культурно-досуговыми организациями клубного типа, парками культуры и отдыха, городскими садами, другими аналогичными культурно-досуговыми организациями.

Повышение качества подготовки кадров для культуры и искусства - один из механизмов реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Это актуализирует проблему разработки стандартов профессиональной деятельности в области культуры и искусства. Например, в разработке нуждается стандарт, характеризующий квалификацию руководителя/управляющего культурно-досуговыми организациями клубного типа, парками культуры и отдыха, городскими садами, другими аналогичными культурно-досуговыми организациями.

Управление культурно-досуговыми организациями сопряжено с видами экономической деятельности: творческой деятельностью и деятельностью в области искусства и организации развлечений (Код ОКВЭД - 90.0); производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот (Код ОКВЭД - 59); деятельностью в области телевизионного и радиовещания (Код ОКВЭД - 60) [6].

Таким образом, предмет деятельности руководителя/управляющего культурно-досуговыми организациями составляют: разработка и реализация стратегии развития культурно-досуговой организации; организация услуг в сфере культурно-просветительской и досуговой деятельности

для удовлетворения гражданами культурно-образовательных потребностей; разработка и внедрение механизмов выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; руководство производственной и финансово-экономической деятельностью; обеспечение разработки, заключения и выполнения коллективного договора на основе принципов социального партнерства; контроль и оценка деятельности культурно-досуговой организации по реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры, достижению целей национального проекта «Культура», противодействию социокультурным угрозам национальной безопасности государства.

Основная цель стандарта, регламентирующего процесс управления культурно-досуговыми организациями, состоит в создании объективной основы для: обеспечения взаимодействия рынка труда и системы образования; формирования образовательных программ по направлениям подготовки 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты; подбора кандидатов на должность руководителя/управляющего культурно-досуговыми организациями и оценки его профессиональных квалификаций.

Вышеизложенное позволяет включить стандарт, регламентирующий процесс управления культурно-досуговыми организациями в реестр профессиональных стандартов. В настоящее время в реестре видов профессиональной деятельности управление культур-но-досуговыми организациями клубного типа, парками культуры и отдыха, городскими садами, другими аналогичными культурно-досуговыми организациями отсутствует. Стандарт, регламентирующий процесс управления культурно-досуговыми организациями, может быть классифицирован по:

- виду профессиональной деятельности: управление организациями культуры и искусства;

- группе занятий: 1210 - Руководители учреждений, организаций и предприятий. В разделе 122 «Руководители специализированных (производственно- эксплуатационных) подразделений (служб)» выделить специальный подраздел: Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) в организациях культуры и искусства;

- группе занятий: 131 - Руководители малых учреждений, организаций и предприятий. В данной группе выделить специальную

подгруппу: Руководители малых организаций культуры и искусства.

Выяснено, что руководи-

тель/управляющий культурно-досуговых организаций может выполнять следующие обобщенные трудовые функции:

а) операционное управление деятельностью культурно-досуговой организации: организация услуг в сфере культурно-просветительской и досуговой деятельности; внедрение механизмов выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; руководство производственной и финансово-экономической деятельностью; реализация кадровой политики и управление трудовыми ресурсами культурно-досуговой организации; обеспечение соблюдения законности в деятельности культурно-досуговой организации, эффективная реализация антикоррупционной и антитеррористической политики;

в) координацию деятельности специалистов и подразделений (служб, отделов) куль-турно-досуговой организации: обеспечение на основе принципов социального партнерства разработки, заключения и выполнения коллективного договора; обеспечение соблюдения трудовой и производственной дисциплины в технических и хозяйственных подразделениях (службах, отделах) культурно-досуговой организации; обеспечение взаимодействия подразделений (служб, отделов) культурно-досуговой организации;

с) контроль деятельности культурно-досуговой организации: обеспечение выполнения обязательств перед сотрудниками, зрителями (слушателями), авторами и исполнителями используемых произведений федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по договорам; оценка деятельности культурно-досуговой организации по реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры; оценка деятельности культурно-досуговой организации по достижению целей национального проекта «Культура»; оценка деятельности культурно-досуговой организации по противодействию социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей, национальных культурных традиций;

д) стратегическое управление культурно-досуговой организацией: разработка основ-

ных направлений культурно-просветительской и досуговой деятельности среди населения в зоне действия культурно-досуговой организации; разработка механизмов выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; планирование финансово-хозяйственной деятельности с учетом новых социально-экономических условий и развития рыночных отношений.

Обобщая изложенное, можно отметить, что качество профессиональной подготовки специалистов XXI века по направлениям 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» повысится при условии разработки стандарта, характеризующего квалификацию руководителя/управляющего культурно-досу-говыми организациями.

Обсуждение

Таким образом, синергетический механизм взаимодействия стандартов образовательного процесса и профессиональной деятельности предусматривает диалектическую взаимосвязь требований к квалификации работников и к качеству их профессиональной подготовки.

По результатам исследования установлено,

цесса возрастет при условии:

- консолидации усилий органов власти, работодателей и образовательных учреждений по обеспечению повышения качества профессиональной подготовки работников XXI века;

- унификации терминологии и разработке стандартов на единой теоретической основе (профессиональная деятельность описана с помощью обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний; образовательный процесс описан с помощью универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций).

- профессионально-общественной аккредитации стандартов в соответствии с квалификационными требованиями рынка труда и опережающей подготовкой работников.

Заключение

Процесс взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов для повышения качества профессиональной подготовки специалистов XXI века подлежит постоянному мониторингу и обновлению. Диалектическая взаимосвязь требований к квалификации работников и качеству их профессиональной подготовки обеспечит актуализацию

что значение синергетического механизма стандартов и создаст условия для научно-взаимодействия стандартов профессиональ- инновационной деятельности всех субъектов ной деятельности и образовательного про- рынка труда и образовательных отношений.

Литература:

1. Амиров Р.А. О необходимости принятия в стране документа стратегического планирования «Стратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года» // Управленческое консультирование. - 2020. - № 6 (138). - С. 123-135.

2. Гаспариан М.С., Корнеев Д.Г. Концептуальные вопросы сопряжения онтологий профессиональных и образовательных стандартов // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XXI Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 2-3 февраля 2021 г. / под общ. ред. Д.В. Чистова. - Москва: 1С-Паблишинг, 2021. - С. 211-215.

3. Государственный информационный ресурс «Справочник профессий» [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://spravochnik.rosmintrud.ru/about (дата обращения: 24.12.2022).

4. Лейбович А.Н. Национальное агентство развития квалификаций: вчера, сегодня, завтра // Техник транспорта: образование и практика. - 2020. - Т. 1, № 3. - С. 173-178.

5. Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия. - Москва: ИТКОР, 2016. - 246 с.

6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 26.07.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 15.12.2022).

7. Портал «Разработка профессиональных стандартов и квалификаций» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pst-c.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 24.12.2022).

8. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2017 г. № 590 «О формировании, ведении и об актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71680816/ (дата обращения: 24.12.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70304190/ (дата обращения: 24.12.2022).

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 февраля 2016 года № 46 «О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 года N 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://docs.cntd.ru/document/42Q338371 (дата обращения: 24.12.2022).

11. Руднева Л.Н. Взаимодействие работодателей и образовательных организаций в условиях перехода на профессиональные стандарты // Вестн. Aлтайской академии экономики и права. - 2Q19. - № 11-1. - С. 146-151.

12. Семенова Е.М. Проблема сопряжения образовательных и профессиональных стандартов (уровень высшего образования) // Инновационное управление персоналом: материалы X Междунар. межвуз. кадрового форума им. к.Я. Кибанова, г. Москва, 15-17 мая 2019 г./ Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». - Москва, 2019. - С. 26-32.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 24.12.2Q22).

14. Тур В.И. Особенности и проблемы сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов // Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: материалы VII-ой Междунар. науч.-практ. конф., г.Тамбов, 23-25 сентября 2020 г. - Тамбов: ИП Чеснокова АВ., 2020. - С. 387-388.

15. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.12.2Q22).

References:

1. Amirov R.A. O neobhodimosti prinyatiya v strane dokumenta strategicheskogo planirovaniya «Strategiya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2Q2Q. - № 6 (138). - S. 123-135.

2. Gasparian M.S., Korneev D.G. Konceptual'nye voprosy sopryazheniya ontologij professional'nyh i obrazovatel'nyh standartov / / Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: sb. nauch. tr. XXI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 2-3 fevralya 2Q21 g. / pod obshch. red. D.V. CHistova. - Moskva: 1S-Pablishing, 2Q21. - S. 211-215.

3. Gosudarstvennyj informacionnyj resurs «Spravochnik professij» [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://spravochnik.rosmintrud.ru/about (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

4. Lejbovich A.N. Nacional'noe agentstvo razvitiya kvalifikacij: vchera, segodnya, zavtra // Tekhnik transporta: obrazovanie i praktika. - 2Q2Q. - T. 1, № 3. - S. 173-178.

5. Obrazovatel'nye programmy i professional'nye standarty: poisk effektivnogo vzaimodejstviya. - Moskva: ITKOR, 2Q16. - 246 s.

6. Obshcherossijskij klassifikator vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti (utv. Prikazom Rosstandarta ot 31.01.2014 № 14-st) (red. ot 26.Q7.2Q22) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16332Q/ (data obrashcheniya: 15.12.2Q22).

7. Portal «Razrabotka professional'nyh standartov i kvalifikacij» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pst-c.rosmintrud.ru/ (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 maya 2017 g. № 590 «O formirovanii, vedenii i ob aktualizacii gosu-darstvennogo informacionnogo resursa «Spravochnik professij» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/7168Q816/ (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 yanvarya 2013 g. № 23 «O Pravilah razrabotki i utverzhdeniya professional'nyh standartov» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/7Q3Q419Q/ (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

1Q. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 10 fevralya 2016 goda № 46 «O vnesenii izmenenij v prilozhenie k prikazu Mintruda Rossii ot 2 noyabrya 2015 goda N 832 «Ob utverzhdenii spravochnika vostrebo-vannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, v tom chisle trebuyushchih srednego professional'nogo obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/42Q338371 (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

11. Rudneva L.N. Vzaimodejstvie rabotodatelej i obrazovatel'nyh organizacij v usloviyah perekhoda na professional'nye standarty // Vestn. Altajskoj akademii ekonomiki i prava. - 2Q19. - № 11-1. - S. 146-151.

12. Semenova E.M. Problema sopryazheniya obrazovatel'nyh i professional'nyh standartov (uroven' vysshego obrazovaniya) / / Innovacionnoe upravlenie personalom: materialy X Mezhdunar. mezhvuz. kadrovogo foruma im. A.YA. Kibanova, g. Moskva, 15-17 maya 2Q19 g./ Gosudarstvennyj universitet upravleniya, Nacional'nyj so-yuz «Upravlenie personalom». - Moskva, 2Q19. - S. 26-32.

13. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 19.12.2Q22) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

14. Tur V.I. Osobennosti i problemy sopryazheniya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov i professional'nyh standartov // Ustojchivoe razvitie regiona: arhitektura, stroitel'stvo, transport: materialy VII-oj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g.Tambov, 23-25 sentyabrya 2Q2Q g. - Tambov: IP CHesnokova A.V., 2Q2Q. - S. 387-388.

15. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa:https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 24.12.2Q22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.