Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ НАРКОПРИТОНОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ НАРКОПРИТОНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРИТОН / HANGOUT / НАРКОПРИТОН / SHOOTING GALLERIES / СОДЕРЖАНИЕ НАРКОПРИТОНОВ / SHOOTING GALLERIES CONTENT / СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА / INVESTIGATION GROUP / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / INVESTIGATION TEAM / IDENTIFICATION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачатурян Д.А.

В работе рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. В литературе нет единого мнения относительно в определении понятий «взаимодействие», «координация» и «организация». В связи с этим существует объективная необходимость в сравнении этих понятий. Кроме того, на сегодняшний день отсутствует классификация правоохранительных органов, деятельность которых заключается в раскрытии преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. В связи с последними изменениями в законодательстве, связанными с ликвидацией Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств Российской Федерации, актуальным остается вопрос о том, изменится ли взаимодействие между правоохранительными органами. В данной работе раскрываются формы такого взаимодействия, подкрепленные практикой правоохранительной деятельности, а также предложены варианты для решения поставленных правительством Российской Федерации задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хачатурян Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE IDENTIFICATION AND INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO THE ORGANIZATION AND CONTENT OF DRUG HOUSES

The article соnsideres the urgent and important issues of the interaction of the investigator with the operative-search agencies in the identification, investigation and prevention of crimes related to the organization and content of drug houses. In the literature, there is no consensus in the definition of the concepts of «interaction», «coordination» and «organization». In this regard, there is an objective need to compare these concepts. In addition, to date there is no classification of law enforcement bodies, whose activities lies in solving crimes related to the organization and content of drug houses. Due to the recent changes in legislation relating to the elimination of the Federal Service for Control over the circulation of the Russian Federation of narcotic drugs, the question remains whether the interaction between the law enforcement bodies will change. At the same time, this paper reveals the forms of such cooperation, supported by the practice of law enforcement, as well as the proposed options for solving the problems of the Russian Federation Government.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ НАРКОПРИТОНОВ»

Д.А. Хачатурян, D.A. Khachaturyan,

аспирант кафедры криминалистики Saratov State Law Academy Саратовской государственной davidkhachaturyan@mail.ru юридической академии

Взаимодействие правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов

Аннотация: в работе рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. В литературе нет единого мнения относительно определения понятий «взаимодействие», «координация» и «организация». В связи с этим существует объективная необходимость в сравнении этих понятий. Кроме того, на сегодняшний день отсутствует классификация правоохранительных органов, деятельность которых заключается в раскрытии преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов. В связи с последними изменениями в законодательстве, связанными с ликвидацией Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств Российской Федерации, актуальным остается вопрос о том, изменится ли взаимодействие между правоохранительными органами. В данной работе раскрываются формы такого взаимодействия, подкрепленные практикой правоохранительной деятельности, а также предложены варианты для решения поставленных правительством Российской Федерации задач.

Ключевые слова: взаимодействие, координация, организация, выявление преступлений, притон, наркопритон, содержание наркопритонов, следственная группа, следственно-оперативная группа.

The interaction of law enforcement agencies in the identification and investigation of crimes related to the organization and content of drug houses

Abstracts: The article rnnsideres the urgent and important issues of the interaction of the investigator with the operative-search agencies in the identification, investigation and prevention of crimes related to the organization and content of drug houses. In the literature, there is no consensus in the definition of the concepts of«interaction», «coordination» and «organization». In this regard, there is an objective need to compare these concepts. In addition, to date there is no classification of law enforcement bodies, whose activities lies in solving crimes related to the organization and content of drug houses. Due to the recent changes in legislation relating to the elimination of the Federal Service for Control over the circulation of the Russian Federation of narcotic drugs, the question remains whether the interaction between the law enforcement bodies will change. At the same time, this paper reveals the forms of such cooperation, supported by the practice of law enforcement, as well as the proposed options for solving the problems of the Russian Federation Government.

Keywords: interaction, coordination, organization, identification of crimes, hangout, shooting galleries, -

shooting galleries content, the investigation team, investigation group.

Современная тенденция организации деятельности правоохранительных органов такова, что взаимодействие является важнейшим фактором успеха в выявлении, расследовании и предупреждении преступлений. Об этом говорят принятые совместные приказы различных органов государственной власти о взаимодействии и консолидации усилий в борьбе с преступностью [1], отдельные законодательные акты, указы президента, приказы министерств, а также постановления правительства РФ. Практика также

однозначно свидетельствует о важнейшей роли взаимодействия правоохранительных органов, органов исполнительной власти и общественности.

Взаимодействие является одним из эффективнейших средств организации выявления, расследования и предупреждения преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов, т. к. данные преступления носят латентный характер и их раскрытие требует всестороннего анализа и сосредоточения усилий правоохранительных органов и органов исполнительной власти.

Сегодня деятельность по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных гл. 25 УК России, осуществляют сотрудники МВД России, а именно Главного управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В зависимости от сложности расследования уголовных дел, связанных с организацией и содержанием наркопритонов, взаимодействие может носить межвежведомственный и внутриведомственный характер [2, с. 40].

Межведомственным взаимодействием является основанная на подзаконных нормативных актах совместная, согласованная по цели, месту и времени деятельность сотрудников Главного управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ, Федеральной ^ таможенной службы РФ и Федеральной службы безопасности РФ, осущест-д. вляемая в целях успешного выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с организацией и содержанием § наркопритонов.

2: Внутриведомственным взаимодействием будет являться совместная деятельность следователя с работником оперативно-розыскных служб одного ведомства. <5 Некоторые авторы также считают, что взаимодействие может быть про-^ цессуальным и непроцессуальным [3, с. 17].

^ Процессуальной формой взаимодействия являются отношения, осно-о ванные на уголовно-процессуальных нормах, определяющих основания и к порядок сотрудничества в борьбе с преступлениями [4, с. 5]. т Видами процессуального взаимодействия при выявлении и расследовании ш преступлений, связанных с организацией и содержанием наркопритонов, являются:

1. Выполнение поручений следователя о проведении оперативными ра-144 ботниками оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). - Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ следователь или дознаватель вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение £ о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с п. 3 ° ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя или дознавателя.

Однако уголовно-процессуальным законом не установлен порядок вынесения поручений по производству тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.

На практике также возникают вопросы о том, какое именно должностное лицо должно быть инициатором проведения данных действий. На наш

взгляд, в целях быстроты и оперативности выявления преступления в случаях организации или содержания наркопритонов решение о проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий должно приниматься должностным лицом, которым изначально осуществлялась предварительная проверка.

Основным способом выявления наркопритонов является проведение ОРМ — «наблюдение» и «оперативное внедрение». В результате будет получена информация, подтверждающая факт систематического употребления з наркотических средств в конкретном помещении. После этого целесообразно | проведение ОРМ — «проверочная закупка». р д

24 октября 2006 г. было вынесено постановление о проведении ОРМ «проверочная закупка» с участием свидетеля А. в отношении К., в результате которого К. был пойман с поличным. Рапортом оперуполномоченного Магнитогорского МРО УФСКН по Челябинской области о результатах проведения данного оперативно-розыскного мероприятия подтверждается Я § виновность К. в совершенном преступлении [6].

2. Производство отдельных следственных действий дознавателем. ы Т

Вследствие большой загруженности следователю необходимо переклады- £ Ь

вать производство отдельных следственных действий на орган дознания. При р X этом следует иметь в виду возможные негативные последствия: например, 3 § некачественное проведение осмотра места происшествия, а именно неполный _ г осмотр местности.

3. Привлечение следователем представителей органа дознания для оказа- ==< ния содействия или помощи в производстве отдельных сложных и трудоемких £ следственных действий. §

При осмотре места происшествия, наркопритона оперативные работники могут разыскивать его посетителей в подвалах или кустах, если притон |

е 2.

йТЗ

- и

В)

с

организован в частном доме, либо в соседних квартирах или подъездах. При производстве обыска в наркопритоне совместно со следователем со-

трудник органа дознания может производить поиск наркотических средств § Л либо их следов, либо предметов, при помощи которых они употреблялись, р §

_ о

и наблюдать за обыскиваемым в то время, когда следователь производит § и обыск. о и

4. На основании ч. 4 ст. 157 УПК РФ уведомление следователя о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий. 145

Своевременное информирование о результатах проведения оперативно- -

розыскных действий необходимо для планирования и проведения дальнейших следственных действий. ь

5. Создание следственной группы.

В соответствии со ст. 163 УПК РФ следственная группа создается при рас- | следовании наиболее сложных дел. Однако законодатель не дает определения понятиям «особая сложность» или «большой объем» уголовных дел, кроме того, ^ недостаточно полно урегулированы вопросы создания следственной группы.

6. Привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

.0

В силу ч. 2 ст. 163 УПК РФ к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в тех случаях, когда расследуются особо сложные преступления, когда выявлена сеть наркопритонов по городу либо в нескольких городах, и фигурирует несколько организаторов и содержателей наркопритонов.

Однако УПК РФ никак не регулирует вопросы взаимодействия оперативников с таким формированием, также не определен круг полномочий этих должностных лиц и не регламентированы их отношения со следователем-руководителем и другими членами группы. Кроме того, не указано, является ли привлеченный оперативный работник равноправным членом группы.

По мнению В.И. Пархоменко, такой оперативный работник остается исключительно в рамках своей «оперативно-розыскной» компетенции, и его «привлечение к участию» в работе следственной группы носит управленческий, административный характер, ничего не добавляя к его процессуальному статусу и практически не способствуя укреплению взаимодействия в процессуальном аспекте [7, с. 21].

Эти вопросы, как отмечает Б.А. Денежкин, также как и процедура создания и функционирования следственно-оперативных групп, регулируются ведомственными нормативными актами, и данное взаимодействие участников ^ группы является непроцессуальным [8, с. 26].

д. Мы согласны с позицией И.П. Можаевой и В.В. Степанова, рассматривающих как процессуальную форму следственную группу с привлечением § должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 2: [9, с. 94]. Полагаем, данное взаимодействие имеет процессуальную форму, т. к. о ней прямо сказано в законе, т. е. имеется законодательное закрепле-<5 ние самой возможности привлечения оперативников к работе следственной ^ группы.

^ До вступления в силу Приказа Президента РФ о фактической ликвидации о ФСКН РФ следственная группа состояла в первую очередь из следователей к подразделения МВД РФ и ФСКН РФ. В редких случаях, при контрабанде т наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов из соседних ш государств либо при создании сети наркопритонов, функционирующих долгое время, к работе следственной группы привлекались либо инициаторами создания такой следственной группы являлись следователи ФСБ РФ. 146 Непроцессуальная форма взаимодействия представляет собой сотрудни-

- чество следователя с органом дознания как по уголовному делу, так и вне его

рамок, регламентируемое ведомственными нормативными актами [8, с. 5]. £ И.Ф. Герасимов считал, что непроцессуальные формы взаимодействия вы° полняют вспомогательную роль по отношению к процессуальным [10, с. 145]. Наиболее эффективной непроцессуальной формой взаимодействия следователя и органа дознания является следственно-оперативная группа, т. к. она сочетает в себе единые цели следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Следственно-оперативная группа может состоять из следователя и оперативников Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ и ФСИН РФ. Согласованная деятельность

данных оперативно-розыскных органов имеет значение при проведении крупных операций при большом количестве потенциальных преступников, например, когда наркопритон организовывается в местах массового скопления людей и молодежи, таких как ночные клубы, рестораны, кафе.

Таким образом, следственно-оперативную группу нельзя смешивать со следственной группой с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, т. к. она создается на основании ведомственных нормативных актов. Кроме того, обязательным основани- 3 ем создания следственно-оперативной группы является необходимость

Список литературы:

в

о

х

проведения по делу длительной и интенсивной оперативно-розыскной р § деятельности, сопровождения следствия оперативно-розыскной работой. Т с

Взаимодействие имеет широкий аспект деятельности и заключается в Ли проведении действий и установлении обстоятельств. С одной стороны, опе- | § ративные работники привлекаются следователем для проведения оперативно- ' в розыскных мероприятий. Они принимают непосредственное участие в 8§ осмотре следователем наркопритона. С другой стороны, взаимодействие осуществляется для установления различных обстоятельств по уголовному делу: обнаружения наркопритона; установления организатора или содержателя наркопритона; установления посетителей наркопритона; обнаружения источников поступления наркотических средств в наркопритон; установления способа транспортировки наркотического средства; установления связей между наркосбытчиком и организатором либо содержателем наркопритона.

Для успешного взаимодействия с населением необходимо довести до ==< р общественности возможность обращения не только в органы полиции, но £в и в органы прокуратуры путем опубликования телефонов горячей линии, § я о которых большинству людей неизвестно. При этом необходимо наладить § межведомственную информационную базу для быстрой фиксации сообще- И и ния и немедленного реагирования. | 3

в с

к о

1. Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информаци- § § онного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоско- "§ §

■ го

I I

пической регистрации : приказ МВД России № 688, МЧС России № 472, министра ° обороны РФ № 1214, Минфина России № 110н, Минюста России № 235, Минтранса России № 205, СВР России № 36, ФТС России № 1785, ФСБ России № 456, ФСО России № 468, ФСКН России № 402, ФМС России № 299 от 27 сентября 2010 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 4.

2. Ооржак, А.С. Взаимодействие следователей прокуратуры с работниками органов дознания при расследовании умышленных убийств : автореф. дис. ... канд. юрид. ^ наук / А.С. Ооржак. — Казань, 1989. — 22 с. ^

3. Бекетов, М.Ю. Следователь органов внутренних дел и милиция: взаимодей- £ ствие при расследовании и преступлений : учеб. пособие / М.Ю. Бекетов. — М.: Щит-М, 2004. — 96 с. £

4. Денежкин, Б.А. Взаимодействие органов предварительного следствия с другими государственными службами в борьбе с преступностью / Б.А. Денежкин. — Саратов: СГАП, 1997. — 64 с.

147

.0 X

го

к <

ш О ш

£ с

5

с

к <

ш О ш

£ с

5. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 33, ст. 3349.

6. Постановление Президиума Челябинского областного суда от 2 июля 2014 г. № 44у-П8/2014 // СПС «КонсультаетПлюс».

7. Пархоменко, В.И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (тактико-криминалистический и организационный аспекты) / В.И. Пархоменко; под ред. В.П. Лаврова. — М.: Юрлитринформ, 2006. — 176 с.

8. Денежкин, Б.А. Основы взаимодействия органов предварительного следствия с другими государственными органами и общественностью при расследовании и предупреждении преступлений : учеб. пособие / Б.А. Денежкин; под ред. В.В. Степанова. — Саратов: СГАП, 2006. — 144 с.

9. Можаева, И.П. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений / И.П. Можаева, В.В. Степанов. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 152 с.

10. Герасимов, И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений / И.Ф. Герасимов. — Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1975. — 183 с.

148

N ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.