Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 ■Февраль
сами лишь недавно вышедшие из народа), начинают на практике подтверждать этот стереотип политического сознания, используя властный потенциал своих должностей в корыстных целях.
Пока «верхи», то есть представители различных фракций политической элиты, заняты перманентным реформированием общества, его модернизацией и демократизацией, «низы» озабочены проблемами выживания в бурном водовороте российских перемен и оставляют за собой право не интересоваться политикой, утешаться мифами о высшей справедливости, которая когда-нибудь воздаст всем по заслугам, верить в то, что «греет душу», и прятаться от социальных потрясений в раковину частной жизни. Вместе с тем, политический истэблишмент вынужден заботиться о более широком вовлечении масс в политику хотя бы ради активизации электорального участия. Но «лобовая атака» на мифологическое сознание вряд ли даст желаемый эффект. Мифы, как было отмечено выше, очень живучи и являются одной из базовых составляющих массовой политической культуры. Идеологическое насилие может привести лишь к отторжению массовой политической культурой ценностей демократии, к углублению взаимного непонимания и недоверия между элитой и народом. Представляется, что трансформация политического сознания должна происходить эволюционным путём. Предрассудки и мифы нужно не искоренять, а изучать и учитывать в политической пропаганде.
Литература
1. Бенина Л.И. Четыре пласта российской политической культуры: истоки формирования // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий), 2013, № 4 (20). Серия «Общественные науки». С. 124-128.
2. Бенина Л.И. Политическая мифология как элемент массовой политической культуры // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий), 2014, № 3 (24). Серия «Регионалистика и этнополитика». С. 67-70.
3. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
4. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
5. Бенина Л.И. Коллективное бессознательное в массовой политической культуре // Вестник Башкирского университета, 2011, № 4. Том 16. С. 1354-1360.
6. Ахиезер А.С., Яковенко И. Г. Что же такое общество? // Общественные науки и современность, 1997, № 3. С. 30-37.
References
1. Benina L.I. Chetire plasta rossiyskoy politicheskoy kultury: istoki formirovaniya // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta socialnyh technology), 2013, № 4 (20), s. 124-128.
2. Benina L.I. Politicheskaya mifologiya kak element massovoy politicheskoy kultury // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta socialnyh technology), 2014, № 3 (24), s. 67-70.
3. Yung K.G. Arhetip i simvol. - M.: Renessans, 1991. - 304 s.
4. Fromm E. Dusha cheloveca. - M.: Respublika, 1992. - 430 s.
5. Benina L.I. Kollektivnoe bessoznatelnoe v massovoy politicheskoy culture // Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2011, № 4. Tom 16, s. 1354-1360.
6. Ahiezer A.S., Yakovenko I.G. Chto ze takoe obschestvo? // Obschestvennie nauki I sovremennost? 1997, № 3, s. 30-37.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.055 Ильина Н.Е.
ORCID: 0000-0002-8321-6151, Аспирант, Забайкальский Государственный Университет ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СМИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ).
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье проанализированы подходы к формированию общественного мнения о правоохранительных структурах на основе публикаций журналистов. Обозначены пути формирования и укрепления положительного образа сотрудников правоохранительной системы. Автором даны рекомендации по развитию приоритетных направлений на пути взаимодействия правоохранительных органов и СМИ.
Ключевые слова: взаимодействие, средства массовой информации, правоохранительный орган, положительный образ сотрудника правоохранительных органов.
Ilina N.E.
ORCID: 0000-0002-8321-6151, Postgraduate, Transbaikal State University INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AND THE MEDIA (ON THE EXAMPLE OF TRANSBAIKALIA).
TO THE STATEMENT OF THE PROBLEM
Abstract
The paper analyzes the approaches to the formation of public opinion about law enforcement agencies on the basis of publications journalists. The ways offorming and strengthening the positive image of law enforcement officers. The author gives recommendations for the development ofpriority directions in the way of cooperation between law enforcement agencies and the media.
Keywords: interaction, media, law enforcement agency, a positive image of law enforcement officers.
Забайкальский край относится к числу регионов с исторически обусловленным уровнем криминальной заражённости населения, что обусловлено географическим положением края, социальной и экономической обстановкой в стране. Как свидетельствует статистика, преступность не только растёт, чему способствуют миграционные потоки в крае, но и молодеет [1].
68
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 яФевраль
Анализ многолетнего опыта борьбы с преступностью, изложенного в научно-исследовательских трудах, специальных (ведомственных) материалах, посвящённых вопросам взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации (СМИ), свидетельствует о том, что эффективность подобной деятельности напрямую зависит от используемых средств и методов. Работа правоохранительных структур находится под неустанным внешним контролем со стороны политиков, СМИ, граждан, объединений [2]. Взаимодействие со СМИ является одной из ключевых позиций в формировании информационной безопасности как отдельно взятого гражданина, так и страны в целом. Именно посредством средств массовой информации большая часть граждан получает необходимые сведения, вследствие чего формируются взгляды, настроения, общественное мнение, поведение личностей, социальных групп и всего общества.
Основным законодательным актом, регулирующим правовой статус источников информации является ФЗ №2124 -1 от 27.12.1991 г «О средствах массовой информации» [3], согласно которому СМИ понимаются как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы [4]. Доводя до сведения населения актуальную информацию, СМИ оказывают существенное влияние (часто называемые «четвёртой властью») на формирование общественного мнения. Данный факт ставит перед государством, в том числе и перед правоохранительными органами важную задачу - взаимодействия со СМИ (с опорой на имеющийся потенциал) для достижения поставленных целей как по борьбе с преступностью, так по правовому воспитанию, по противодействию правовому нигилизму и преодолению негативного восприятия образа правоохранительных органов. Граждане признают, что предвзятое мнение о сотрудниках правоохранительных структур могло бы измениться за счёт их позитивного представления в различных источниках информации [5].
Изучая взаимодействие полиции и СМИ, исследователи часто ставят под сомнение объективность освещённой журналистами информации. Нередко с целью повышения рейтинга, придания сенсационности материалу, взятые из полицейской статистики цифры снижения случаев совершения преступлений, оцениваются журналистами как данные, указывающие на рост преступности. Следовательно, у части населения создаётся искажённое представление действительности. Думается, максимально эффективное воздействие на читателей возможно при объединении редакционных политик: пресс-служб, ведомственных и региональных СМИ в системе корпоративного содружества. В результате от того насколько оперативно и объективно освещаются те или иные аспекты антисоциальных явлений, какова тональность, способы доведения информации, в значительной мере зависит эффективность борьбы с преступностью, реализация направлений уголовной политики РФ.
В современных условиях особо возрастает роль электронных интернет-СМИ, в связи с чем, приказом МВД РФ от 14.01.2013 №15 «О вводе в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России»[6]. С 2013 г. введён в эксплуатацию официальный сайт УМВД РФ по Забайкальскому краю, создано 8 разделов, происходит ежедневное обновление новостной ленты.
Идущая последние 6 лет реформа правоохранительной системы пока не решила главного вопроса - повышения уровня доверия со стороны гражданского общества. Опираясь на статистические данные [7], критично низкий процент людей верит в лучшие качества сотрудников, следовательно, несмотря на финансовые и организационные меры, государству не удаётся переломить существующее положение и способствовать формированию положительного образа сотрудника правоохранительных органов, способного квалифицированно, честно и качественно выполнять служебный долг.
Отметим, что в основе динамики положительной составляющей общественной оценки деятельности полиции заложено использование субъективно значимых элементов взаимодействия граждан с сотрудниками, поскольку именно отдельно взятый представитель власти должен олицетворять гарантию безопасности в глазах населения и СМИ. В связи с этим показательными являются публикации журналистов об участковых уполномоченных полиции [8]. Именно участковые во время несения службы на закреплённой части территории муниципального образования выполняют задачи по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека. В наставлении по организации деятельности участковых определено, что участковый осуществляет взаимодействие с общественными и гражданскими объединениями [9].
Исходя из анализа многочисленных публикаций в прессе, можно обозначить два подхода к проблеме формирования положительной составляющей общественного мнения о деятельности правоохранительных органов. Суть одного из подходов заключается в сохранении статус-кво и сдерживании социальной дистанции без стремления решать проблемы взаимодействия полиции и населения. Данное направление зачастую лоббируется самими правоохранительными структурами. Думается, что целью указанной стратегии является выработка чувства подчинённости власти у части населения, склонной к нарушению законодательства, а у остальных граждан - опасения быть привлечённым за какое-либо (возможное) правонарушение. Наряду с этим со стороны власти через СМИ предполагается активное пропагандистское воздействие на население, целью которого является убеждение общества в том, что полиция делает всё возможное и даже больше для обеспечения защиты граждан от посягательств преступного элемента. В связи с чем, считается, что в СМИ должны систематически обозначаться примеры проявления высокого профессионализма со стороны сотрудников. При реализации данной стратегии предполагается следующий результат: чем меньше население будет непосредственно контактировать с представителями закона, тем выше оно будет оценивать её деятельность. Следующий подход основан на достижении адекватного восприятия работы полиции. В основе указанного направления заложена социальная стратегия, которая предполагает рассматривать контакты населения с правоохранительными органами как катализатор конструктивных изменений в их работе. Думается, что деятельность полиции (и в целом правоохранительной системы) получит высокую оценку именно в том случае, если в повседневной работе от приоритета репрессивных функций перейдёт к реальному обслуживанию социальных потребностей населения.
В заключении сформулируем ряд выводов, имеющих теоретическое и практическое значение в решении проблем, принципов и форм взаимодействия органов правопорядка и СМИ:
69
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 1 яФевраль
1. Основополагающим вектором действенной стратегии взаимодействия правоохранительных органов власти со СМИ является разработка и реализация принципов информирования населения о состоянии правопорядка: объективность, оперативность, надёжность, профилактика, приоритет частной жизни граждан, ориентированность на интересы личности, общества и государства в целом.
2. С целью повышения эффективности деятельности полиции и совершенствования взаимодействия со СМИ необходимо выработать универсальную концепцию системной связи между двумя социально значимыми институтами, теоретико-методологическую основу которой составляют принципы доверительных, партнёрских взаимоотношений в сфере защиты прав и свобод граждан.
3. Методологической составляющей в сфере общественной безопасности выступают положения ФЗ-№3 от 07.02.2011 г. «О полиции», концептуальные принципы сотрудничества силовых ведомств с общественностью (открытость, публичность, доверие, партнёрство), ориентированные на формирование эффективных форм взаимодействия органов власти и СМИ.
Анализ накопленного опыта сотрудничества полиции и СМИ позволяет обозначить ряд направления дальнейшего взаимодействия с целью повышения доверия населения к правоохранительным структурам и предупреждению преступности:1) публикация материалов, разъясняющих и пропагандирующих законы с целью формирования законопослушности и правовой культуры; 2) проведение пресс-конференций, круглых столов по правовым вопросам, выступление сотрудников правоохранительных органов перед журналистами и освещение результатов такого рода встреч в печатных и электронных СМИ; 3) публикация материалов, способствующих объективной оценке деятельности правоохранительных органов, созданию положительного образа работника правоохранительных структур; 4) качественная профессиональная подготовка журналистов, освещающих правоохранительную тематику; 5) профилактические мероприятия посредством СМИ с целью пропаганды неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Литература
1. Забайкалье продолжает лидировать по уровню преступности в РФ [Электронный ресурс] URL:
http://goo.gl/uVCOe0 (дата обращения 04.12.2015 г.)
2. Горовенко В.В. Методология правовой активности. К постановке проблемы // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012 №1 (19) с.10-16
3. ФЗ №2124-1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 (дата обращения 10.01.2015 г.)
4. Там же. Ст.2
5. Пауков В.К. Общественное мнение в формировании позитивного имиджа правоохранительных органов: Автореф. дис. канд. психолог. наук. 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/lSt6hm (дата обращения 01.11.2015 г.)
6. Приказ МВД РФ от 14.01.2013 №15 «О вводе в эксплуатацию аппаратно -программного комплекса
«Официальный интернет-сайт МВД России» [Электронный ресурс] URL: https://mvd.ru/document/1429156 (дата
обращения 10.12.2015 г.)
7. Жизнь без друзей: только треть россиян участвуют в общественной жизни [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/society/09/09/2014/947762.shtml (дата обращения 08.09.2015 г.).
8. Лучший участковый уполномоченный Забайкалья живет в Агинском [Электронный ресурс] URL:
https://75.mvd.ru/news/item/606589/ (дата обращения 11.11.2015 г.).
9. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [Электронный ресурс] URL: http://ivo.garant.m/#/document/70344228/paragraph/1:1 (дата обращения 08.11.2015 г.).
References
1. Trans-Baikal region continues to lead in terms of crime in the Russian Federation [the Electronic resource] URL: http://goo.gl/uVCOe0 (the date of circulation of 04.12.2015).
2. Horovenko V.V. Methodology of legal activity. By the formulation of the problem // Jurisprudence and law enforcement practice. 2012 №1 (19) s.10-16
3. №2124-1 FZ of 27.12.1991 "On mass media" [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 (the date of circulation of 01.10.2015).
4. Ibid. Article 2.
5. Spider VK Public opinion in the formation of a positive image of law enforcement agencies: Author. Dis. cand. psychologist. Sciences. 2012 [electronic resource] URL: http://goo.gl/lSt6hm (the date of circulation of 01.11.2015).
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 14.01.2013 №15 «About commissioning of hardware and software," the official website of the Ministry of Interior of Russia "[Electronic resource] URL: https://mvd.ru/document/1429156 (date of treatment 10.12. 2015).
7. Life without friends: only a third of Russians are involved in public life [electronic resource] URL: http://www.rbc.ru/society/09/09/2014/947762.shtml (the date of circulation of 08.09.2015).
8. Best precinct Zabaikalye lives in Aga [electronic resource] URL: https://75.mvd.ru/news/item/606589/ (the date of circulation of 11.11.2015).
9. Order of the Interior Ministry on December 31, 2012 N 1166 "The organization of activity of precinct police" [Electronic resource] URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70344228/paragraph/1:1 (the date of circulation of 08.11.2015).
70