I_
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
правоохранительной деятельностью
Н. А. АНДРЕЕВ,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор
В. Б. КОРОБОВ,
начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор социологических наук, профессор (Академия управления МВД России)
N. A. ANDREEV,
professor of theory and sociology management bodies of internal affairs, doctor of social sciences, PhD, professor
V. B. KOROBOV,
head of the department of theory and sociology of management enforcement bodies, doctor of social sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 159.923
Коммуникация в правоохранительной сфере: сущность и классификация
Communication in law enforcement: nature and classification
В статье обосновывается идея необходимости рассмотрения правоохранительной деятельности как коммуникационного процесса, включающего внутренний и внешний контуры управления правоохранительной средой, различные формы обмена информацией в сфере борьбы с правонарушениями и преступностью, что позволяет совершенствовать сам механизм управления правоохранительными органами.
Правоохранительная сфера, коммуникативный процесс, управление, правоохранительные органы, органы внутренних дел.
The article explains the idea of the need to consider law enforcement as a communication process involving internal and external control loops law enforcement environment, various forms of information exchange in the field of fighting crime and criminality, that allows to improve the mechanism of control law enforcement.
Law enforcement sphere, communicative process, management, law enforcement, internal affairs.
В условиях экономической и политической глобализации, поляризации населения и социальных групп, криминализации общественных отношений, российское общество все острее осознает, что выходом из сложившейся ситуации может стать сотрудничество
населения с правоохранительными органами [4, 2].
Современная практика управления в правоохранительной сфере должна рассматриваться как инструмент сознательного построения через коммуникационные каналы и механизмы управ-
ленческои регуляции изменения правоохранительной среды, количественных и качественных параметров преступности. По мнению ученого А. В. Тихонова, в социальном управлении суть механизма заключается в преднамеренном создании причинно-следственных связей, оптимизирующих процессы путем влияния на возникающие в них спонтанные связи [7]. Следовательно, управление в правоохранительной сфере рассматривается как рационально построенный механизм социальной регуляции и причина социальных изменений в рассматриваемой области.
Э. Мэйо своей теорией положил конец представлению об управлении только как об иерархических связях и отношениях [5]. Что подтверждено практикой, ведь даже на уровне линейных руководителей органов внутренних дел невозможно командовать, не установив «человеческих отношений» с подчиненными.
Социально-гуманитарное знание рассматривает структуру современного общества как результат стабилизации процессов межличностного общения, а социальный прогресс — как процесс развития коммуникативных форм. Еще Н. Винер отмечал, что вопросы применения права могут рассматриваться как коммуникативные и кибернетические, представляя собой проблемы упорядоченного и повторяющегося управления известными критическими состояниями [3, 6]. Особого внимания требуют исследования форм и объектов правоохранительной коммуникации (общения), изучение каналов и способов передачи информации, ее содержательной стороны, потенциального влияния субъекта на объект в механизме управления правоохранительными процессами.
С точки зрения классических представлений, правоохранительная сфера (охранительные правоотношения) не находится постоянно в «равновесном состоянии». Фактически она функционирует и развивается в постоянном поиске, уточнении и корректировке социальных взаимоотношений и целей. Реализация правоохранительных целей зависит от многих факторов, к главным из которых относятся: информационная нагрузка на правоохранительную среду, соответствующая масштабу и частоте изменений, с которыми она должна справляться; запаздывание или отставание в реакции правоохранительной системы на вызовы преступно -сти или посылаемые обществом сигналы, требующие времени для осмысления новой ситуации, принятия решения, его выполнения и информирования об этом населения; своевременное приращение информации, т. е. наличие совокупности изменений тех или иных параметров функционирования внешней и внутренней среды управления в системе правоохранительных отношений, что означает быстроту и степень ре-
акции правоохранительной системы на вызовы и угрозы криминальной среды; упреждение или способность правоохранителей видеть зарождающиеся тенденции и проблемы, потенциальные и реальные вызовы и угрозы безопасности общества от преступности и правонарушений; наличие или создание эффективных структур, занимающихся стратегическим анализом, прогнозированием и планированием.
Социальные функции коммуникации в жизнедеятельности общества наука подразделяет на две группы:
— социальные — ориентированные на удовлетворение базовых потребностей общества или отдельных групп в процессе их функционирования и взаимодействия;
— социально-психологические — связанные с потребностями отдельных личностей — членов общества.
Так, управление, планирование, координация в правоохранительной деятельности могут служить примером социальной функции коммуникации. Правоохранительные структуры могут развиваться и совершенствовать свою деятельность в том случае, если включенные в правоохранительную сферу социальные институты, системы, органы, организации, профессиональные коллективы и группы осуществляют прием-передачу социально-правовой, организационно-управленческой и иной информации в целях принятия обоснованных решений по обеспечению безопасности общества от криминальных угроз (в том числе принятия качественных законов).
К социально-психологическим функциям коммуникации в правоохранительной сфере можно отнести функции социализации индивидов (нравственной, правовой), их контактов (взаимоотношений) и отождествления с ценностями социума. Физическая и психическая природа восприятия и переработки социальными субъектами многообразных видов информации, касающейся правоохранительных процессов, сложная, многоуровневая и имеет в каждом отдельном случае особое значение.
Коммуникация в правоохранительной сфере как действие. В этой модели источник правоохранительной коммуникации разрабатывает специфическое послание, программу (правовую идею, проект закона, ценностные ориентиры и пр.), состоящее из символов, которые затем трансформируются в сигналы (коды). Сигналы через соответствующие каналы посылаются получателю правоохранительной информации, который подвергает их осмыслению (расшифровке).
Например, содержание уголовного законодательства — охранительные нормы права. Формой уголовного законодательства является язык.
2 л н и
0
1
л <
н к
м ^
DS
0
1
л <
н S
I
<
а
X о
0
as
<
а С
к S
1
ы <
as <
а =
ы <
л О а С
65
2 л н и о X
Л
<
и н к
:|5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X о
0
м
<
а С
К S
1
и <
м
<
а
и <
ш О а С
66
В содержании уголовно-правовой нормы выражена воля государства и обозначен механизм воздействия государства на поведение людей. Правовая информация неотделима от сигнала, воплощена в нем. Формой выражения правовых предписаний является словесное выражение, а их содержанием — модель общественного отношения, закрепленная в предписаниях уголовного законодательства (не убивай, не кради и т. д.).
Коммуникация как взаимодействие. Действие закона обратной связи в управлении правоохранительной средой предполагает необходимость реализации коммуникационной модели взаимодействия социальных субъектов. Эта модель решает одну из главных проблем коммуникации в правоохранительной сфере — восприятия социально-правовой информации адресатом. Первоначальной в приеме сообщения (законодательного послания, идеи институционального закрепления субъектно-объектных отношений) является языковая или иная символическая форма. Язык закона, знак — главное условие для узнавания и понимания содержания сигнала, закрепленного в институте права. Поэтому язык закона, правовой нормы должен быть понятен и доступен каждому человеку, исключать любые двусмысленности.
Так, к содержательной стороне уголовно-процессуального законодательства относится информация о правилах, нормах, модели поведения участников уголовного процесса при расследовании и судебном разбирательстве. Правовые нормы предписывают, как должно, дозволено или запрещено поступать участникам уголовного судопроизводства. И, с точки зрения коммуникации, правовая программа выполняет свое главное назначение. Сформулированное в правовой норме правило должно в сознании адресата быть соотнесено с реальной жизненной ситуацией (которая смоделирована в гипотезе и диспозиции нормы). В данном аспекте проблема коммуникации, восприятия правового института (идея, система ценностей) приобретает особое значение для должностных лиц правоохранительных субъектов, обязанных неукоснительно соблюдать законность в уголовном процессе.
Коммуникация в правоохранительной сфере как процесс. Суть рассматриваемой модели в том, что ее участники постоянно выступают в роли источника и получателя правоохранительной информации, проходящей по установленным каналам. Главное отличие этой модели заключается в том, что процесс коммуникации в правоохранительной сфере не рассматривается как линейный.
К сущностным признакам правоохранительной коммуникации можно отнести однородность (гомогенность), мобильность, объемность
и целевую направленность. Коммуникация выступает одним из базовых механизмов в управлении правоохранительными процессами, обеспечивает формирование партнерских отношений правоохранительных и иных социальных субъектов в борьбе с преступностью, способствует эффективному управлению внешней и внутренней правоохранительной средой, аккумулирует и транслирует опыт борьбы с преступностью.
Основной содержательной единицей коммуникации в правоохранительной сфере является сообщение — моноаспектная информация о ситуации, складывающейся в охранительных правоотношениях. Например, сообщение в правоохранительный орган о факте, содержащем признаки состава преступления. Или как текст — комплексная информация о многих существенных аспектах правоохранительных отношений или процессов.
С семантической (смысловой) точки зрения любой объект правоохранительной сферы (преступность, правоохранительная организация и пр.) или процесс (алкоголизация населения и т. д.) несет в себе конкретную информацию. К примеру, квалификация правонарушения, функциональная нагрузка органа (доля раскрытых преступлений в структуре преступности); структурно-иерархический статус в системе (статус МВД России в правоохранительной системе) и т. п. В целом правоохранительную ситуацию можно проиллюстрировать схемой: коммуникатор — определенный канал — сообщение — средство передачи — адресат (реципиент).
Учитывая всю сложность отношений в правоохранительной сфере, целесообразно обозначить взаимосвязанные составляющие или элементы.
Коммуникационная составляющая заключается в обмене социально-правовой, организационно-управленческой и иной информацией между общающимися социальными субъектами (индивидами, группами, общественными структурами и т. д.).
Интерактивный элемент включает организацию взаимодействия между социальными субъектами — участниками правоохранительных процессов.
Перцептивная сторона коммуникации характеризует процесс восприятия социальными субъектами друг друга как установившегося между партнерами взаимопонимания (аттракция).
Коммуникационная подсистема в управлении правоохранительными процессами в правоохранительной сфере может выполнять несколько функций.
Ориентационная функция позволяет потребителю ориентироваться в системной структуре правового пространства, степени правовой социализации индивида или группы в сообществе
их проживания, формируя их ценностные ориентации, задавая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора поведения и пр.
Стимулирующая функция воздействует на мо-тивационные основания социальной активности субъектов правоохранительных отношений, актуализирует их знания о праве, законности, правоохранительной действительности, о технологиях правоохранительной деятельности социальных субъектов, а также стремление к получению недостающей информации о законодательстве, состоянии преступности и борьбы с ней и пр.
Функция коррегирования уточняет и обновляет некоторые параметры знаний о состоянии правоохранительной среды, о тенденциях развития, распространенности и опасности преступности, ее видов, о мерах противодействия этому социальному явлению со стороны общества и отдельных социальных субъектов, об изменениях в законодательстве и т. д.
Новационная функция приобщает субъекты правоохранительных отношений к новому знанию о свойствах и признаках социальных явлений, объектов и процессов, связанных с законодательством, актах поведения и взаимодействия социальных субъектов, с преступностью, ее угрозами, правоохранительной деятельностью и т. п. Обучает социальные субъекты правоохранительному опыту (виктимологический аспект).
Можно выделить межличностную, межгрупповую, личностно-групповую, массовую коммуникации. Межличностная коммуникация представляет собой форму, при которой отдельные правоохранители выступают в роли отправителя (коммуникатора) и в роли получателя (реципиента) информации. Для этой формы характерен непосредственный контакт между субъектами общения: правоохранитель — правонарушитель. Ее особенности: тесная обратная связь, разнообразие использования вербальных и невербальных средств общения, двухсторонний обмен информацией, происходящий в виде
Список литературы
диалога. При межличностной коммуникации обмен информацией между субъектами связан с их психологическим взаимодействием, образуя единый процесс (участковый инспектор — граждане на обслуживаемой территории).
В развитии форм коммуникации исследователями обозначены несколько качественных скачков (коммуникационных «революций»), вызванных изменением технических способов производства и передачи информации или социальных условий ее распределения и потребления. В системе правоохранительной коммуникации нормы Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ регламентируют участие в борьбе с преступностью общественных советов при федеральном и территориальных органах МВД России [1].
Современный этап развития общества сопровождается распространением новых средств массовой коммуникации: спутникового и кабельного телевидения, радиотелефонов, видео, компьютеров, социальных сетей (Twitter, Facebook), обусловивших появление новых криминальных угроз. В настоящее время в теории социологии управления возникает объективная потребность всестороннего изучения социальных последствий коммуникаций в сети Интернет в целях обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, в современных условиях развития общественных отношений и формирования желаемой системы безопасности общества от криминальных вызовов возрастает потребность в построении актуальной системы коммуникаций, в обоснованных и апробированных технологиях общения с обществом, его отдельными группами и индивидами в процессе борьбы с преступностью и правонарушениями. От того, как будут выстраиваться взаимоотношения правоохранительных структур с населением, зависит успех развития общественных отношений в правоохранительной сфере и в борьбе с преступностью.
5.
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
2. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
4. Владимир Колокольцев принял на рассмотрение Дорожную карту. Официальный сайт МВД РФ. URL: http://mvd.ru/
document/829054 (дата обращения: 21.05.2014). Тел.: 8 (499) 745-95-55
6.
7.
Кравченко А. И. Концепции человеческих отношений. Ростов н/Д, 2001. Платонов Ю. П. Занимательные очерки о социологии человеческих отношений. СПб., 2007.
Тихонов А. В. Социология управления. М., 2007.
2 л н и
0
1
л <
н к
м ^
DS
0
1
л <
н S
I
<
а
X о
0
as
<
а С
к S
1
ы <
as <
а =
ы <
л О а С
67