ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
О.В. Сараджева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета;
И.В. Боярская,
старший преподаватель ТФ МЭСИ (Тверской филиал МЭСИ) Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. Повышение эффективности мероприятий по обеспечению экономической безопасности России зависит от действенности комплексного характера правоохранительных механизмов, как на федеральном, так и региональных уровнях. От своевременности постановки задачи развития правоохранительных институтов и механизмов обеспечения экономической безопасности зависит направление работы подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями МВД России.
Ключевые слова: правоохранительные органы, экономическая безопасность, региональная политика, социально-экономическое развитие, теневая экономика.
LAW-ENFORCEMENT MECHANISMS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF REGIONS OF RUSSIA
0.V. Saradzheva,
candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» the Moscow state industrial university
1.V. Boyarskaya, senior teacher TF MESI (MESI Tver branch)
Annotation. Increase of efficiency of actions for providing economic security of Russia depends on effectiveness of complex character of law-enforcement mechanisms, as on federal, and regional levels. The area of work of divisions depends on timeliness of a problem definition of development of law-enforcement institutes and mechanisms of providing economic security on fight against tax and economic crimes of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: law enforcement agencies, economic security, regional policy, social and economic development, shadow economy.
В условиях трансформации рыночных отношений принципиально изменился экономико-правовой статус регионов, их роль и место в региональной политике. Изменилась сущность самой региональной политики, что повлекло за собой необходимость дальнейшего развития ее теории и совершенствования практики. В современных условиях региональная политика переживает сложную трансформацию,
обусловленную рядом обстоятельств, представляющую собой системную категорию, в структуре которой выделяются следующие подсистемы с соответствующим набором элементов:
• региональная социальная политика, направленная на обеспечение достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, создание примерно равных жизненных
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
шансов для всех граждан, независимо от места жительства, гарантии права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, предотвращение острых социальных конфликтов в регионах, решение проблем безработицы и организации новых рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, регулирование межнациональной миграции населения, возрождение сельских поселений и малых городов; региональная бюджетно-финансовая политика, направленная на эффективное формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов между регионами и внутри регионов между муниципальными образованиями;
региональная инвестиционная политика, предполагающая создание необходимых условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в регионы, стимулирование инвестиционных программ строительства приоритетных объектов, обеспечение государственных гарантий на выдачу кредитов, создание территориальных консорциумов для нового строительства и завершения ранее начатых строительных объектов; региональная внешнеэкономическая политика, включающая стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в регионах с благоприятными условиями, а также развитие элементов внешнеэкономической инфраструктуры; региональная политика обеспечения экономической безопасности региона, его хозяйствующих субъектов, а также всех форм собственности, направленная на обеспечение правопорядка, защиту экономических интересов и собственности, противодействие распространению теневых процессов и возникновению кризисных ситуаций в сферах экономики;
региональная экологическая политика, включающая реализацию мер по поддержанию необходимого уровня экологической безопасности во всех регионах страны, предотвращение кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду, финансовую поддержку регионов в чрезвычайных экологических ситуациях, регулирование ставок налогов за использование природных ресурсов в зависимости от их качества и местоположения;
• региональная национально-этническая политика, направленная на обеспечение специфических интересов и прав малочисленных народов, возрождение присущих им форм хозяйствования, создание необходимых условий урегулирования межэтнических конфликтов и др.1 Обеспечение экономической безопасности является одним из основных приоритетов деятельности властных структур по управлению региональной политикой. Достижение какой-либо цели представляет собой решение субъектом деятельности комплекса задач, в процессе осуществления его функций, путем реализации соответствующих полномочий. Важнейшим недостатком деятельности исполнительной, законодательной власти, правоохранительных, контрольных органов, связанных с обеспечением экономической безопасности, является недостаточная системность в их деятельности, комплексность проводимых программных мероприятий.
В целях эффективного решения правоохранительных задач обеспечения региональной экономической безопасности должна формироваться общая система защиты экономических систем, экономических интересов личности, общества, государства. Построение такой системы предполагает разработку теоретических основ и конкретных мероприятий по выявлению и предотвращению угроз, формированию институтов и механизмов правоохранительных органов в области обеспечения экономической безопасности регионов.
Следует отметить, проблема региональных аспектов экономической безопасности и связанные с ней проблемы правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности в настоящее время являются весьма слабо разработанными. В них переплетаются федеральные и субфедеральные компоненты, вопросы разграничения полномочий, проблемы управления органов внутренних дел различных уровней и многое другое.
Не менее важно в регионах России с учетом специфики и перспектив социально-экономического развития сформировать организационно-управленческие механизмы по противодействию теневой экономике, по борьбе с экономической преступностью. В этой работе должны принять участие органы управления исполнительной и законодательной власти региона; силовые структуры и правоохранительные органы; контролирующие органы, структуры регионального управления (департаменты, комитеты, управления), местное самоуправление, связанные с решением задач по обеспечению экономической без-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
опасности; негосударственные организации, такие как союзы предпринимателей, ассоциации финансовых и банковских структур, ассоциации предпринимательских структур (малый и средний бизнес), ассоциации, союзы, объединения и предприятия негосударственной системы безопасности.
Механизмы обеспечения экономической безопасности представляют совокупность форм и методов организации отношений в сфере экономической безопасности, применяемые для создания необходимых условий социально-экономического развития и защиты экономических интересов и собственности в регионах России.
В зависимости от особенностей регионов и направлений деятельности хозяйствующих субъектов, структуры экономики, налоговой и финансовой сфер формируются следующие механизмы:
• обеспечению экономической безопасности социальной сферы;
• обеспечению экономической безопасности частных предприятий;
• обеспечению экономической безопасности государственных (унитарных, казенных) предприятий;
• обеспечению экономической безопасности кредитно-финансовой сферы;
• созданию и функционированию органов регионального управления в сфере экономической безопасности.
При формировании системы обеспечения экономической безопасности региона предлагается применять следующие методы: прогнозирования состояния экономической безопасности по сферам и отраслям, направлениям экономической деятельности; планирования упреждающих воздействий в сфере теневой экономики; стимулирования законопослушных физических и юридических лиц в сфере сбора налогов; принуждения и санкций в отношении лиц, нарушающих налоговое законодательство, другие нормы и правила экономической деятельности; информационного обмена, информирования, защиты конфиденциальной информации. Эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями должна проводиться административными, гражданско-правовыми, финансовыми мерами, которые осуществляют контролирующие органы.
В структуре обеспечения экономической безопасности регионов России особое место занимают организационно-управленческие механизмы, при этом экономическая безопасность территориального образования в значительной мере определяется структурой и качеством управленческого потенциала, эффективностью функционирования системы
управления на различных уровнях.
Механизм управления экономической безопасностью региона целесообразно рассматривать как целенаправленное воздействие государственных органов и уполномоченных структур на развитие экономики региона, направленное на защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов и региона в целом. К основным его элементам можно отнести: определение потребностей в обеспечении экономической безопасности, сил и средств, а также организационно-функционального механизма, формулировку целей и задач обеспечения безопасности. Проведение в жизнь выработанных мер обеспечит достижение поставленных целей.
Эффективная система обеспечения противодействия теневой экономике и обеспечения экономической безопасности региона должна включать в себя информационно-аналитическую составляющую (мониторинг и анализ состояния), а также функциональную составляющую (деятельность специализированных субъектов по защите жизненно важных интересов области).
При формировании структуры органов управления необходимо создавать организационные, правовые и финансовые возможности для эффективного противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности регионов России исходя из целей, задач, прав, обязанностей, ответственности. Это, прежде всего, распределение, как по горизонтали, так и по вертикали управленческих функций по обеспечению экономической безопасности, взаимодействие при выполнении совместных мероприятий и в области информационного обмена, централизация управления в едином центре.
При этом должна быть оценена степень делегирования полномочий, соотношения централизации-децентрализации, целесообразность концентрации, соблюдения норм управляемости. Это, в том числе, коммуникационные связи, которые не столько отражают вертикальную подчиненность, сколько должны быть должным образом организованы для обеспечения взаимодействия в системе обеспечения экономической безопасности.
Кроме того, основными методическими принципами формирования механизмов управления экономической безопасностью регионов России должны являются обеспечение взаимодействия различных органов власти, правоохранительных, контрольных и иных структур, координации деятельности по обеспечению экономической безопасности из единого центра, что связано с необходимостью решения однородных задач в экономике и социальной сфере.
Необходимость интеграции правоохранитель-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ной деятельности обусловлена увеличением количества преступлений, совершаемых организованными преступными группировками, стремлением их лидеров к участию во властных структурах региона и его муниципальных образований, к подкупу должностных лиц. В настоящее время организованная преступность приобретает межрегиональный и международный характер, что также предполагает изменение подходок к управлению подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями в регионах России. Тенденции роста организованной преступности во всех сферах экономики сопровождаются увеличением количества преступлений, совершаемых в крупных и особо крупных размерах.
Особое внимание следует уделить подготовке методических рекомендаций по организации обмена информационными ресурсами, порядка взаимодействия. Представляется, что возникает необходимость в подготовке совместных нормативных правовых актов по той или иной проблематике, а также поиске компромиссов по их решению в рамках действующего законодательства (например, по вопросам доступа к информационным ресурсам).
В первую очередь необходимо урегулировать вопросы взаимного доступа к информационным ресурсам и взаимного информирования, упорядочения статистической отчетности о совместно проведенных мероприятиях.
Практика показала эффективность совместного использования сил и средств по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и правонарушениями, в том числе при проведении проверочных мероприятий; при передаче материалов из органов по борьбе с налоговыми преступлениями в налоговые органы и наоборот, разработке совместных планов по проверке крупнейших налогоплательщиков.
Органами внутренних дел необходимо усилить работу и в направлении обеспечения безопасности, борьбы с коррупцией в налоговых органах, охраны зданий, помещений и защиты работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей; проведение совместной предупредительно-профилактической работы и т.д.
Основными направлениями совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями и правонарушениями являются следующие.
1. Усиление правовых регуляторов порядка осуществления деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. С одной стороны, необходимо более четко регулировать функции правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям
и правонарушениям, с другой стороны, необходимо снизить административные функции, которые приводят к возможностям злоупотребления со стороны правоохранительных органов.
2. Сформировать согласованную государственную политику по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности, что позволит устранить негативные последствия, связанные с дублированием функций правоохранительных органов, комплексно осуществлять меры по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями.
3. Организовать взаимодействие правоохранительных органов между собой по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям, усилить информационный обмен, принять меры по обеспечению конфиденциальности информации.
4. Усилить взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами в целях создания эффективной информационно-аналитической структуры в системе правоохранительных органов по сбору, анализу и обработке информации о состоянии, структуре, динамике и тенденциях теневой экономики, о размерах ущерба, причиняемого экономическими преступлениями и правонарушениями. В настоящее время в правоохранительных органах недостаточно ведется информационно-аналитическая работа в этом направлении, используются разработки Росстата, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и других ведомств и общественных институтов по оценке теневой экономики.
5. Повысить уровень подготовки кадров для правоохранительных органов, связанных с решением задач по противодействию экономической преступности. Это обусловлено тем, что экономические преступления совершаются, как правило, с использованием сложных «схем», включающих в том числе оффшорных механизмов, на их совершение направлены силы лучших специалистов в экономической и финансовой сферах, используются последние разработки техники и технологии, а также высокотехнологичные средства телекоммуникации. Большинство же выявляемых и раскрываемых экономических преступлений составляют лишь вершину криминального «айсберга». Анализ деятельности правоохранительных органов показывает, что причинами неготовности государства к эффективному противодействию экономической преступности являются: недостаточное кадровое обеспечение, недостаточное финансирование мероприятий по выявлению и раскрытию экономических преступлений (в, частности, недофинансирование расходов на
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
содержание агентурного аппарата и выплату вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений).
6. Организовать внедрение научных и аналитических разработок в практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями, особенно в области теневой экономики, обеспечения экономической безопасности.
7. Проводить работу по борьбе с коррумпированностью правоохранительных органов, так как экономическая преступность в основном связана с огромными денежными потоками, которые оказываются в распоряжении преступников.
Подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в регионах России функционируют в новых социально-экономических условиях, как было отмечено, решают задачи обеспечения экономической безопасности в различных сферах экономической деятельности, включая противодействие теневой экономической деятельности, организованной преступности.
При этом теневая экономическая деятельность, организованная преступность, общеуголовная преступность усугубляют криминогенную ситуацию в регионах России, что вызывает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности.
Подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономической преступностью в новых условиях должны действовать в региональной системе обеспечения экономической безопасности. При этом основными направлениями предупреждения организованной экономической преступности становятся социально-экономические и правовые меры.
Повышение эффективности работы органов внутренних дел по борьбе с организованной экономической преступностью будет осуществляться за счет мер организационного характера, осуществляемых на основе применения принципов системности и согласованности в их деятельности, а также деятельности всех ветвей власти по вертикали и горизонтали. Это связано с усилением координации работы различных структур правоохранительной системы между собой; усиление работы прокуратуры. Определенное предупредительное значение имеет и переложение некоторых функций борьбы с преступностью на общественные организации.
Необходимо отметить, что в регионах России экономическая преступность возникает в условиях конкурентоспособности с легальной экономикой, производства наиболее доходных товаров и услуг, в сфере обращения значительных денежных средств. Можно констатировать, что экономическая преступность отражает состояние легальной экономи-
ки, зависит от уровня экономической безопасности, проявляется в организованной экономической преступности.
Организованная преступность накапливает капитал, привлекает трудовые ресурсы, создает собственную социальную сферу, то есть представляет собой саморазвивающуюся и самоорганизующуюся систему. В такой системе организуются собственные структуры по защите своих интересов, то есть создаются структуры, подобные по своему содержанию разведке и контрразведке. Механизмы развития экономической преступности проявляются в коррупции, которая становится способом проникновения экономической преступности в государственные и общественные органы, перерождения и нейтрализации этих структур при выполнении функций по борьбе с этой преступностью.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности на региональном уровне имеет комплексный характер, ориентировано на противодействие теневой экономике как системной угрозе социально-экономическому развитию региона.
Литература
1. Правоохранительные институты и механизмы обеспечения экономической безопасности. Сборник научных трудов /под ред. профессора А.Г. Хабибу-лина — М.: РИО Академии экономической безопасности, 2006.
1 Правоохранительные институты и механизмы обеспечения экономической безопасности. Сборник научных трудов /под ред. д.ю.н., профессора А.Г. Хабибулина — М.: РИО Академии экономической безопасности, 2006. - с.45-46