УДК 33 ББК 65
РОЛЬ И МЕСТО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
РОСТИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧМАЦКЕВИЧ,
начальник центра организационного обеспечения научной деятельности ВНИИ МВД России, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством; экономическая безопасность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Определены роль и место правоохранительного механизма в системе обеспечения экономической безопасности государства, уточнено понятие правоохранительной деятельности. Разработана модель правоохранительного механизма обеспечения экономической безопасности государства, раскрыты его структура и содержание1.
Ключевые слова: экономика, система экономической безопасности, правоохранительная деятельность, механизм обеспечения экономической безопасности государства.
Abstract. The article determines the role and the place of the law enforcement mechanism in the system of maintaining national economic security and specifies the definition of law enforcement activity. A model of law enforcement mechanism in the system of maintaining national economic security is offered and its structure and contents are defined.
Keywords: economics, economic security system, law enforcement activity, mechanism of maintaining national economic security.
В самом общем представлении, исходя из положений Конституции Российской Федерации [1] (далее — Конституция), Федерального закона «О безопасности» [2], Федерального закона «О полиции» [3], «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [4], правоохранительная деятельность может рассматриваться как экономическая категория, отражающая совокупность общественных отношений в области:
• оказания услуг специфического назначения по созданию безопасных условий реализации конституционных прав и свобод всех жителей страны — защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства от преступных посягательств, противодействия преступности;
• охраны общественного порядка, охраны собственности;
• обеспечения общественной безопасности;
• оказания, в пределах своих полномочий, услуг по содействию федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
В этом контексте правоохранительная деятельность определена как:
• с одной стороны, процесс осуществления совокупности опосредованных правом специфических услуг населению страны по защите его законных прав и интересов в сфере экономики, противодействию противоправным экономи-
1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС Консультант Плюс.
ческим отношениям в области производства, распределения и перераспределения материальных благ;
• с другой стороны, совокупность специфических отношений по поводу выявления, пресечения и предупреждения противоправных, в том числе преступных деяний в отношении личности, в сфере экономики, в отношении общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, против мира и безопасности человечества, а также по поводу восстановления нарушенных прав или наказания правонарушителя и воздействия на обеспечивающих совершение противоправных деяний инфраструктуру, технические средства и вооружение.
Важнейшей областью реализации указанных отношений является экономическая безопасность страны. При этом вся совокупность общественных отношений правоохранительной направленности в экономике образует правоохранительный механизм в системе обеспечения экономической безопасности страны.
В настоящей статье понятию «механизм» придается достаточно общее значение, охватывающее все случаи — от взаимосвязанной совокупности элементов системы обеспечения экономической безопасности страны, внутреннего устройства, совокупности состояний и процессов, из которых складывается процесс обеспечения экономической безопасности страны, до сложных социальных структур, функционирующих в соответствии с установленными правилами.
В основе функционирования механизма обеспечения экономической безопасности государства в части выявления криминальных вызовов и угроз; определения индикаторов и пороговых значений опасностей национальной экономики, имеющих криминальную природу; оценки состояния экономической безопасности страны и ее хозяйствующих субъектов различных уровней на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний опасностей криминальной природы с их пороговыми значениями; формирования и реализации организационно-управленческих мероприятий по нейтрализации криминальных угроз экономической безопасности страны и ее хозяйствующих субъектов
различных уровней или минимизации и ликвидации последствий от их проявления лежит деятельность правоохранительных органов, которая связана с оказанием услуг населению страны по защите его законных прав и интересов в сфере экономики, противодействию противоправным экономическим отношениям в области производства, распределения и перераспределения материальных благ, иными словами, лежит правоохранительный механизм как совокупность соответствующих процессов правоохранительной деятельности в сфере экономики.
Структурная блок-схема механизма обеспечения экономической безопасности страны (Блок А) и его правоохранительной составляющей (правоохранительного механизма обеспечения экономической безопасности (Блок Б)) приведены на рис. 1, рис. 2 [5].
Основными участниками правоохранительной деятельности в сфере экономики являются соответствующие институты правоохранительных органов, обеспечивающие ее осуществление.
Актуальной задачей развития правоохранительной деятельности в сфере экономики, связанной с оказанием специфических услуг населению страны по защите его законных прав и интересов экономического содержания, противодействию противоправным экономическим отношениям в области производства, распределения и перераспределения материальных благ, является интеллектуализация всех направлений оперативно-служебной деятельности ОВД, причем, в тесной взаимосвязи с исследованием общих проблем обеспечения экономической безопасности страны и проблем развития самих правоохранительных органов как фактора интенсивного развития и инструмента повышения эффективности (рентабельности) правоохранительной деятельности посредством разработки и внедрения новых технологий.
В рамках рассматриваемой в настоящей статье проблемы важной является классификация вызовов и угроз экономической безопасности страны по природе источника и материальной основе их возникновения. При этом в качестве классификационного основания выделяется отношение к праву, которое предполагает деление угроз экономической природы на криминальные, источником которых является противоправные (преступные) экономические отношения в области производства, распределения и перераспределения
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
материальных благ, и некриминальные, источником которых являются все непротивоправные (некриминальные) экономические отношения.
Основными системообразующими элементами правоохранительной деятельности как фактора и составляющей механизма обеспечения экономической безопасности страны, являются: • собственно процесс осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики как
сфера оказания специфических услуг населению страны по защите его законных прав и интересов в сфере экономики, по противодействию противоправным экономическим отношениям в области производства, распределения и перераспределения материальных благ, и ее результаты; опосредованные правом общественные отношения, лежащие в основе осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики;
БЛОК А
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ; ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ В ЭКОНОМИКЕ (стратегические, долгосрочные, краткосрочные)
1 г
ВЫЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ и ВНЕШНИХ УГРОЗ и ВЫЗОВОВ
Ж вызовь прошв ПРАВОО. I, источи одства, р ХРАНМЛЬНЬП. ик коюрых - н аспределения и 7 ОРГАНЫ ВЛАСТИ - некриминальные угрозы и Епротивоправные экономические огаошения по поводу ерераспределения материальных благ, оказания услуг ОВД (ПОДРАЩЕЛЕНИЯ ЗБнШ) - криминальны которых - противоправные экономические огаоше распределения и перераспределения материальн УГРОЗЫ И ВЫ301 ния по поводу п ых благ, оказан !Ы, ИСТОЧНИК юизводства, ия услуг
1 г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ОПАСНОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
НШАВООХРАШТЕЛШЬШ ОРГАНЫ ВЛАСТИ- в части некриминальные угрозы и вызовы ОВД (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭБиПК) - в части кри минальные угрозы и вызовы
1 г
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ЕЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНГЕЙ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО И ПРОГНОЗНОГО СОСТОЯНИЙ С ИХ ПОРОГОВЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ
НШРАВ00Х1 которых - н распреде "АНИТЕЛШЫЕ епротивоправные ления и перерас ОРГАНЫ ВЛАСТИ- в части опасностей, источник экономические отношения по поводу производства, ределения материальных благ, оказания услуг ОВД (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЗБнШ) - в части опасностей, источник противоправные экономические отношения по поводу произво распределения и перераспределения материальных благ, оказан которых детва, ия услуг
1 г
ФОРМ ИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ИЛИ МИНИМИЗАЦИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И Е И И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ ИХ ПРОЯ Е ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ ВЛЕНИЯ
НЕПРАВОС которых - н распреде ХРАНИТЕЛЬНЫ епротивоправные ления и перерасп Е ОРГАНЫ ВЛАСТИ - в части угроз, источник экономические отношения по поводу производства, ределения материальных благ, оказания услуг ОВД (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЗБиПК) - в части угроз, источник которых - противоправные экономические отношения по поводу производства, распределения и перераспределения материальных благ, оказания услуг
Рис. 1. Структурная блок-схема (модель) правоохранительного механизма обеспечения экономической безопасности и его места в общем механизме обеспечения экономической безопасности страны
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БЛОК Б
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ; ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ В ЭКОНОМИКЕ (стратегические, долгосрочные, краткосрочные)
ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ (стратегические, долгосрочные, краткосрочные)
ВЫЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ и ВНЕШНИХ УГРОЗ и ВЫЗОВОВ, ИСТОЧНИКОМ КОТОРЫХ являются ПРОТИВОПРАВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ И ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ОПАСНОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, ИСТОЧНИКОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ЕЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНГЕЙ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО И ПРОГНОЗНОГО СОСТОЯНИЙ ОПАСНОСТЕЙ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПРОТИВОПРАВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ ПО ПОВОДУ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ С ИХ ПОРОГОВЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ
ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ КРИМИНАЛЬНОЙ (ПРОТИВОПРАВНОЙ) ПРИРОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ЕЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ИЛИ МИНИМИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
Рис. 2. Структурная блок-схема (модель) правоохранительного механизма обеспечения экономической безопасности и его места в общем механизме обеспечения экономической безопасности страны
ресурсы (силы и средства) осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики, как материальная основа механизма обеспечения экономической без-
минальным угрозам экономической
направленно сти.
В таблице 1 приведены основные системообразующие элементы правоохранительной деятельно-
опасности в части противодействия кри- сти как объекта интеллектуализации и составляю-
Основные элементы правоохранительной деятельности как объекта интеллектуализации и составляющей механизма обеспечения экономической безопасности страны
Таблица 1
Системообразующие элементы правоохранительной деятельности
Собственно процесс осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики
Результаты осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики
Опосредованные правом общественные отношения, лежащие в основе осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики
Силы и средства осуществления правоохранительной деятельности в сфере экономики, как материальная основа механизма обеспечения экономической безопасности в части противодействия криминальным угрозам экономической направленности
щей механизма обеспечения экономической безопасности страны.
В контексте системообразующих элементов правоохранительной деятельности как объекта интеллектуализации и составляющей механизма обеспечения экономической безопасности страны преступную деятельность в сфере экономики также можно рассматривать как экономическую категорию, отражающую:
• с одной стороны, процесс осуществления противоправной экономической деятельности в области производства, распределения и перераспределения материальных благ и оказания услуг, а также незаконный переход права собственности от одного субъекта к другому;
• с другой стороны, совокупность противоправных экономических отношений по поводу виновной подготовки и виновного осуществления общественно опасных деяний в сфере экономики, запрещенных УК РФ под угрозой наказания. Такие отношения в уголовном праве называются преступлениями (ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ [6]).
Материальной основой противоправной деятельности в сфере экономики является преступность, основными ресурсами которой являются силы и средства:
• силы преступной деятельности — преступники или лица, участвующие в осуществлении противоправных экономических отношений, связанных с подготовкой и совершением уголовно наказуемых деяний;
• средства преступной деятельности — инфраструктура, технические средства и вооружение, используемые преступниками.
В табл. 2. приведены основные системообразующие элементы преступной деятельности, посягающей на реализацию конституционных прав и свобод граждан страны, жизнь, здоровье, права и свободы граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию деятельности органам государственной власти, нарушению общественного порядка, собственности и создающей угрозы экономической безопасности.
Следует отметить, что в функциональном контуре правоохранительной деятельности преступность не является пассивным элементом, то есть элементом одностороннего воздействия правоохранительных органов на силы и средства преступности и преступную деятельность.
Преступность является активным элементом по отношению к правоохранительным органам, то есть имеет место и обратное воздействие (противоправное противодействие) преступности на силы, средства правоохранительных органов и их правоохранительную деятельность. В этом смысле можно говорить, что правоохранительные органы и преступность находятся в состоянии противоборства, которое предполагает комплексное деструктивное воздействие на все стороны жизнедеятельности (силы, средства, ресурсы, инфраструктуру, информацию и информационные системы, общественное мнение, социальное, политическое и иное положение в обществе и т.д.) противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной сферы жизнедеятельности и целевого функционирования от подобного воздействия. Конечной целью такого противоборства является завоевание и удержание превосходства над противоборствующей стороной. Проблема противоборства с целью обеспечения превосходства над правоохранительными
Таблица 2
Системообразующие элементы преступной деятельности, создающей угрозы экономической безопасности страны
Системообразующие элементы преступной деятельности
Собственно процесс осуществления преступной деятельности в сфере экономики
Результаты осуществления преступной деятельности в сфере экономики
Запрещенные правом под угрозой наказания общественные отношения, лежащие в основе осуществления преступной деятельности в сфере экономики
Силы и средства осуществления преступной деятельности, образующие ее материальную основу
органами не является характерной для преступности общеуголовной направленности. Эта проблема является актуальной и даже жизненно важной для организованной преступности в связке с коррупцией, для организованного терроризма и экстремизма, субъектов криминальной торговли наркотиками, оружием, людьми, частями человеческого тела и т.д., финансовую и экономическую основу которых составляет преступность экономической направленности.
Возникновение и развитие на мировой арене феномена организованной преступности и, прежде всего, организованной преступности экономической направленности обусловлено глобализацией экономических и иных общественных отношений, которые связаны в том числе и с развитием информатизации всех сторон жизнедеятельности общества, созданием глобальных информационно-телекоммуникационных систем, объединяющих весь мир в единое целое. Для России период интенсивного формирования и развития организованной преступности можно связывать с распадом СССР и, как следствие, ослаблением ранее действующих правоохранительных институтов в условиях зарождения новых; вхождением России в глобальные экономические отношения и членством во Всемирной торговой организации (ВТО); продолжающимся мировом финансовым кризисом, переживающим различные стадии своего развития и другими факторами глобализации.
В этом контексте проблема противоборства правоохранительных органов с современной организованной преступностью экономической направленности является сложнейшей, комплексной и особо актуальной, так как эта преступность тесно связана с чрезвычайно опасными социальными
феноменами современности, которые уже нельзя рассматривать отдельно в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно интегрированы, переплетены, питают друг друга, используют единые механизмы и тактику действий, выходят за пределы национальных границ и носят транснациональный, трансгосударственный характер. Глобализация экономических отношений в мире, развитие глобальной международной компьютерной информационной телекоммуникационной системы Интернет сделали современную преступность экономической направленности трансграничной. Это обусловливает необходимость принятия комплекса мер на всех уровнях государственного управления: международном, национальном, региональном и местном.
Такие меры должны быть направлены на организацию противоборства, противодействие криминальным войнам, криминальному распространению и применению различного рода оружия, создание международной и национальной систем контроля за выполнением взятых на себя государствами обязательств и механизмов разрешения конфликтных ситуаций во всех сферах правоохранительной деятельности. Указанные обстоятельства ставят проблему противоборства правоохранительных органов с национальной и транснациональной преступностью — источниками криминальных угроз безопасности гражданского общества в условиях глобализации социально-экономических отношений — в один ряд с ключевыми проблемами обеспечения национальной безопасности.
Как уже отмечалось, в основе функционирования механизма обеспечения экономической безопасности страны в части выявления криминальных вызовов и угроз, определения индикаторов и пороговые значений опасностей национальной эко-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
202,5
173,0
141,2
2011
2012
2013
107,3
2014
107,3
2014
111,2
2015
Рис. 3. Динамика преступности в экономике
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД
с другими органами власти, международное сотрудничество
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Силы и средства подразделений ОВД - объект действия
воздействие
Противоборство
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА КРИМИНАЛЬНОЙ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Силы и средства преступности - объект воздействия
контур
Обеспечение правоохранительной деятельности
Рис. 4. Структурная блок-схема (модель) правоохранительного механизма обеспечения экономической безопасности и взаимосвязи его основных составляющих
номики, имеющих криминальную природу и оценки состояния экономической безопасности страны и ее хозяйствующих субъектов различных уровней на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний опасностей криминальной природы с их пороговым значением лежит правоохранитель-
ная деятельность в сфере экономики, которая осуществляется и обеспечивается соответствующими правоохранительными институтами, среди которых одним из основных является МВД России. При этом по данным указанного министерства, в 2014 году материальный ущерб от преступлений экономической
направленности (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 194,56 млрд руб., а возмещенный ущерб от деятельности преступности экономической направленности в рассматриваемом периоде едва достиг 69,8 млрд руб. [7]. Также следует отметить, что за последние годы число выявляемых преступлений экономической направленности неуклонно падает (рис. 3) [8].
Вклад (удельный вес) органов внутренних дел в общем объеме результатов указанной деятельности всех правоохранительных органов страны составляет около 90%.
Давая общую характеристику основным процессам жизнедеятельности страны, можно заключить, что криминальные процессы в сфере национальной экономики являются динамичными и крайне негативно сказываются на национальной безопасности России в целом. Угрожающее состояние развития теневой и криминальной деятельности в российской экономике и низкий уровень противодействия этим негативным явлениям обусловливает острую необходимость и актуальность выработки новых эффективных подходов к решению задач противодействия криминальным угрозам безопасности экономики страны с использованием сил и средств правоохранительных органов.
Вышеизложенные положения и исходные предпосылки определяют сущность и содержание, а также структуру общественных отношений по поводу создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан страны, защиты жизни, здоровья, прав и свобод всех людей, проживающих на территории Российской Федерации, от преступных посягательств, совокупность которых образует объект исследования — правоохранительный механизм обеспечения экономической безопасности, общая схема которого представлена на рис. 4.
На этой схеме отражены функциональные взаимосвязи элементов правоохранительной деятельности, основными участниками которой являются правоохранительные органы (в том числе органы внутренних дел) как объект правоохранительного действия, и преступность как объект правоохранительного воздействия, а также иные отношения по поводу правоохранительного взаимодействия с другими органами власти и участни-
ками международного сотрудничества и отношения по поводу обеспечения правоохранительной деятельности.
На основе изложенных результатов анализа, сформулированных положений и выводов можно заключить, что деятельность правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности России в современных условиях, обусловленных, в том числе глобализацией общественных отношений как правовой, так и криминальной направленности, является важной составляющей обеспечения динамичного социально-экономического развития страны.
Литература
1. См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.
2. См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. 29 дек. № 295; Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2; Парламентская газета. 2011. 20 янв. № 1 — 2.
3. См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
4. См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. № 88.
5. Мацкевич Р. С. Правоохранительный механизм обеспечения экономической безопасности России (интеллектуализация, управление, эффективность) М.: Литео, 2016. 372 с.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; СПС КонсультантПлюс.
7. Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/
8. Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/sb_ 1512.pdf.