Научная статья на тему 'Проблемы коммуникации между отечественной политической элитой и населением'

Проблемы коммуникации между отечественной политической элитой и населением Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / ВЛАСТЬ / POWER / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMMUNICATION / НАРРАТИВЫ / NARRATIVES / УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / THE LEVEL OF TRUST AND PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич, Штейнбух Алексей Григорьевич

В статье анализируются проблемы коммуникации между отечественной политической элитой и населением. Показано значение информированности населения о действиях органов власти. Исследованы причины снижения поддержки населением деятельности органов, входящих в правоохранительный блок. Сформулированы типовые алгоритмы взаимодействия информационных подразделений (пресс-служб) правоохранительных органов со СМИ и населением. Выведены условия, при которых граждане будут доверять политической элите, помогать государственным органам в наведении порядка в стране. Рассмотрено использование нарративов поведения в качестве одного из методов формирования социальной поддержки населением политической системы. Указаны варианты подходов к работе в информационном пространстве и налаживании диалога политической элиты с обществом. Проведен анализ отрицательных примеров, иллюстрирующих указанные подходы. Сформулирован вывод о том, что, несмотря на существующую нормативную базу, качество работы информационных подразделений органов власти продолжает зависеть от личного профессионализма конкретных руководителей и их взаимоотношений со средствами массовой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION PROBLEMS BETWEEN THE RUSSIAN POLITICAL ELITE AND THE POPULATION

The article analyzes the problems of communication between the Russian political elite and the population. The importance of public awareness about the actions of the authorities. The reasons for reducing public support for the activities of bodies in a law enforcement unit. Formulated standard algorithms of interaction of information units (Press Service) law enforcement agencies with the media and the public. We derive conditions under which citizens will trust the political elite, to help public authorities in restoring order in the country. We consider the use of narratives of behavior as one of the methods of formation of social support for the population of the political system. Variant approaches to work in the information space and establishing a dialogue with the political elite of the society are described. The analysis is given of negative examples to illustrate these approaches. It is formulated a conclusion that, in spite of the existing regulatory framework, quality of the information departments government continues to depend on the personal professionalism of specific leaders and their relationships relations with the media.

Текст научной работы на тему «Проблемы коммуникации между отечественной политической элитой и населением»

■ ■ ■ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ И НАСЕЛЕНИЕМ

Авторы: ВОРОНЦОВ С.А., ШТЕЙНБУХ А.Г.

ВОРОНЦОВ Сергей Алексеевич, доктор юрид. наук, профессор кафедры процессуального права Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 344002, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70. E-mail: raven_serg@mail.ru.

Штейнбух Алексей Григорьевич, журналист Государственной радиокомпании «Радио России».

Адрес: Москва, 125040, ул. 5-я Ямского Поля, 19-21. E-mail: shteinbukh@gmail.com.

Аннотация: в статье анализируются проблемы коммуникации между отечественной политической элитой и населением. Показано значение информированности населения о действиях органов власти. Исследованы причины снижения поддержки населением деятельности органов, входящих в правоохранительный блок. Сформулированы типовые алгоритмы взаимодействия информационных подразделений (пресс-служб) правоохранительных органов со СМИ и населением. Выведены условия, при которых граждане будут доверять политической элите, помогать государственным органам в наведении порядка в стране. Рассмотрено использование нарративов поведения в качестве одного из методов формирования социальной поддержки населением политической системы. Указаны варианты подходов к работе в информационном пространстве и налаживании диалога политической элиты с обществом. Проведен анализ отрицательных примеров, иллюстрирующих указанные подходы. Сформулирован вывод о том, что, несмотря на существующую нормативную базу, качество работы информационных подразделений органов власти продолжает зависеть от личного профессионализма конкретных руководителей и их взаимоотношений со средствами массовой информации. DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-61-70

Ключевые слова: политическая элита, власть, население, национальная безопасность, правоохранительные органы, информационное взаимодействие, нарративы, уровень доверия, профессионализм.

На современном этапе развития государства и общества существенно возросла роль объективной информации о деятельности отечественной политической элиты. Характер данной информации играет важную роль в обеспечении легитимности политической власти, ее восприятия и поддержки населением. Не вызывает сомнения, что поддержка проектов, предлагаемых властными структурами обществу является ключе-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

вым фактором эффективной деятельности политической элиты. И наоборот, отсутствие уважения со стороны граждан к политическим лидерам, сомнение в их интеллектуальных и профессиональных качествах, человеческой порядочности, порождает факторы, подрывающие стабильность политической власти.

Проблема информированности населения о действиях органов власти.

Важным показателем социальной поддержки деятельности политической элиты является степень информированности населения о действиях органов власти, понимание гражданами цели, методов и результатов этих действий, то есть качество государственной пропаганды на уровне информационного сопровождения планирования, принятия и реализации управленческих решений. Эффективность пропаганды во многом зависит от степени аргументированности и реализации планов органов власти, либо от статуса коммуникатора. Таким образом, реальное влияние политической элиты на ситуацию в стране или регионе, определяется, во-первых, ее предназначением, затем эффективностью исполнения этого предназначения и, наконец, донесением информации о результатах деятельности органов власти обществу.

Влияние политической элиты, способность мобилизовать население на достижение поставленных целей — главный фактор формирования социальной поддержки власти. Известный русский общественный деятель Лев Александрович Тихомиров писал: источник власти без сомнения составляет свойство всякого живого существа влиять на другое существо. Такое влияние может быть для последнего приятным или неприятным, сознаваемым или несознаваемым, может проходить все градации от тончайшего нравственного до грубейшего физического насилия; но во всех случаях перед нами одинаково оказывается тот результат, что один человек заставил или не допустил другого сделать нечто в противность собственному стремлению последнего [1].

Исследование рейтинга одобрения населением деятельности политической элиты показывает, что около 80% граждан, опрошенных в ходе проведенных в последние месяцы соцопросов поддерживают и одобряют деятельность Президента России В. Путина. Деятельность председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева поддерживают около 60% опрошенных [2].

Существенно ниже поддержка населением деятельности органов, входящих в правоохранительный блок [3]. В числе причин, обуславливающих подобную ситуацию, значимое место занимает недостаточная степень информированности общества о работе правоохранительных органов и спецслужб. Существование этой проблемы отмечают не только социологи, но и представители правоохранительной элиты. Так, весной 2016 года, руководство общественного совета Федеральной служ-

бы безопасности обратило внимание на то, что «опросы показывают, что россияне все еще недостаточно осведомлены о многих важных аспектах работы наших спецслужб, в том числе в прошлом» [4].

По нашему мнению, деятельность правоохранительных органов и их руководителей на разных уровнях не получает объективной оценки со стороны населения в силу незнания и непонимания обществом задач, основных направлений деятельности и получаемых результатов в сфере борьбы с преступностью и обеспечения национальной безопасности. Иными словами, в Российской Федерации до настоящего времени не налажен эффективный механизм взаимопонимания, взаимодействия и взаимоуважения правоохранительной элиты, средств массовой информации и общества.

Алгоритмы взаимодействия информационных подразделений (пресс-служб) правоохранительных органов со СМИ и населением.

Основная проблема, как представляется, заключена в неэффективных алгоритмах взаимодействия информационных подразделений (пресс-служб) правоохранительных органов со СМИ и населением. К числу типовых алгоритмов, сложившихся в настоящее время следует отнести:

1. Традиционный (советский) подход к информационной работе, заключающийся в поддержании информационного вакуума, при котором публикуемая информация отражает исключительно ежегодные отчетные показатели. О повседневной деятельности, о характере угроз и результатах противодействия им практически ничего не говорится. Данный подход наиболее приемлем для государств с общеобязательной идеологией, обеспечивающей поддержку обществом решений правящей элиты.

2. Подход, характеризуемый полной информационной открытостью. Этот алгоритм был характерен для России 90-х годов прошлого века, когда даже сугубо конфиденциальная информация о деятельности правоохранительных органов попадала на страницы газет и экраны телевизоров. Достаточно вспомнить воспроизведенные в телепрограммах материалы оперативно-розыскных мероприятий в отношении генпрокурора Скуратова и министра юстиции Ковалева.

3. Сбалансированный подход, при котором учитываются интересы органов государственной власти и информационные запросы гражданского общества. Правовым основанием для данного подхода является статья 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации и отсутствие цензуры. Аналогичные положения содержатся в статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной государствами - членами Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 года и вступившей в силу 3 сентября 1953 года. Порядок информирования общественности о результатах противодействия преступности регламентируют также УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности, другие Фе-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

деральные законы, а также ведомственные приказы и положения, определяющие использование подобной информации.

Анализ информационного контента постсоветской России показывает, что со стороны федеральных органов исполнительной власти были наиболее востребованы два первых варианта информационного взаимодействия.

Ситуация начинает меняться в последние годы, благодаря тому, что отдельные руководители пресс-служб и информационных подразделений правоохранительных органов развернули системную работу по реализации сбалансированного подхода.

Как известно, принцип открытости предполагает обеспечение допустимой законом «прозрачности» деятельности государственных органов, наличие инструментов обратной связи, позволяющих гражданам взаимодействовать с органами власти, а органам власти заручиться поддержкой населения. В этой связи Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленный на повышение открытости органов власти для граждан. Рамки открытости, установленные указанным федеральным законом, были расширены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Сегодня, все создаваемые механизмы, направленные на повышение информационной открытости органов исполнительной власти, должны работать по принципу обязательной открытости, разумеется, исключающей разглашение секретных сведений. Это значит, что любые принимаемые органами власти решения в рамках данного направления должны быть доступны населению для ознакомления. Система открытости органов власти должна предусматривать не только обеспечение он-лайн доступа к текстам управленческих и нормативных документов, но и постоянное присутствие органа власти в информационном поле для оперативного информационного реагирования на изменяющуюся ситуацию и поступающие запросы граждан.

Сегодня российское общество обостренно реагирует на противоправные действия чиновников и бездействие со стороны правоохранительных органов в ситуациях, требующих, по мнению представителей общества, вмешательства государства. Обществу недостаточно заверений представителей политической элиты о неотвратимости наказания. На фоне решений, принятых в отношении Сердюкова, Васильевой и др., все громче звучит мнение, что «неотвратимость наказания» гроша ломанного не стоит без «адекватности наказания». Общество хочет знать, что сделано для наказания виновных, какие профилактические

меры приняты, и какую ответственность понесло должностное лицо, из-за действий (бездействия) которого произошел факт преступления.

Граждане будут доверять политической элите, помогать государственным органам в наведении порядка в стране лишь в том случае, если они будут понимать задачи властных структур, верить в порядочность и профессионализм политической элиты, видеть практические позитивные результаты работы.

К сожалению, сегодня в России наблюдается «замкнутый круг»: органы власти (за редким исключением) продолжают использовать советский подход к работе с информацией, крайне медленно и неповоротливо реагируя на изменяющуюся обстановку, а общество, в свою очередь, отказывает им в доверии и поддержке, не понимая, зачем из бюджета тратятся огромные деньги на борьбу с коррупцией, хищениями, уличной преступностью и т.д., если эти негативные феномены прогрессируют.

Украинский опыт наглядно показал, что происходит в ситуации, когда власть теряет социальную опору, а общество не доверяет политической элите.

Использование нарративов поведения.

В качестве одного из методов формирования социальной поддержки политической системы можно рассматривать использование нарра-тивов поведения, и прежде всего использование принципа базового, так называемого стратегического нарратива [5], под которым следует понимать комплексную модель объяснений реальности, предоставляющую индивидам картину мира, в котором они живут, их роль и место в нем. Модель усредненного базового нарратива можно представить выглядит в следующем виде: отрицательное состояние ситуации, желаемая положительная цель и механизм достижения цели. В информационном поле это может выглядеть как объяснение модели поведения или действия, в виде последовательности от имеющегося факта, через принятые меры к результату. Подобный алгоритм позволяет формировать у целевой аудитории представление о работе политической элиты, как последовательном процессе, направленном на улучшение условий жизни граждан.

Варианты подходов к работе в информационном пространстве.

Применяя данные соображения к информационному сопровождению деятельности правоохранительных органов можно выделить следующие подходы к работе в информационном пространстве и налаживании диалога с обществом:

1. Комплексный подход к работе со всеми средствами массовых коммуникаций и оперативное реагирование на изменение новостной повестки. Подобный подход характерен для подразделений по связи с общественностью Генеральной Прокуратуры (А. Куренной) и Следственного комитета России (В. Маркин). С начала операции ВКС России в Си-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюоу

рии подобный подход реализует Управление пресс-службы и информации Министерства Обороны.

2. Активное по объемам, но содержащее значительные упущения в методах и формах подачи информации с запоздалым реагированием на изменение ситуации. Указанная ситуация характерна для управления общественных связей МВД России.

3. Минимальное присутствие, при отсутствии «обратной» связи. Упор делается на освещение протокольных мероприятий и комментирование деятельности руководителя структуры. Подобная ситуация характерна для органов федеральной службы безопасности.

Приведем примеры, иллюстрирующие указанные выше подходы:

- в начале ноября 2015 года социальные медиа и отдельные СМИ захлестнул вал дезинформации о переброске в Москву группы женщин-смертниц в целях совершения терактов. Под видом официальной информации эти слухи доводились до родителей учащихся начальных и средних учебных заведений [6]. На фоне активного тиражирования указанных слухов, и запоздалого опровержения от МВД России [7] совершенно нелогично и непродуманно выглядело заявление начальника ГУ МВД России по г. Москве о переводе гарнизона полиции на усиленный вариант несения службы «из-за угрозы терроризма» [8]. Несогласованность действий подразделений пресс-служб МВД на региональном и федеральном уровнях привела к неверной оценке ситуации гражданами, нарастании паники, а уровень доверия к полиции потерял несколько пунктов [9];

- 29 февраля 2016 года в Москве трудовая мигрантка из среднеазиатского региона, совершила убийство ребенка, после чего, размахивая отсеченной детской головой, выкрикивала реплики экстремистского характера в людном месте, угрожая приведением в действие взрывного устройства. Процесс ее задержания растянулся на довольно длительное время (более 40 минут). Никаких комментариев от пресс-службы МВД, объясняющих подобные временные затраты и действия сотрудников не последовало, что вызвало жесточайший вал критики в социальных медиа и отдельных СМИ [10];

- 23 марта 2016 года [11] в социальных медиа активно распространялась дезинформация об очередных смертницах, выехавших в Москву с целью теракта. Никаких комментариев от информационного центра аппарата Национального антитеррористического комитета не последовало. При этом Национальный антитеррористический комитет является головным органом, координирующим и организующим антитеррористическую деятельность органов государственной власти всех уровней, а в числе основных задач Комитета указана организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности [12];

- 21 июня 2016 года выпускники академии ФСБ скандальным образом отпраздновали окончание обучения. Снятый ими видеоролик был размещен в сети Интернет и попал в поле зрения СМИ. Материалы резко критического характера появились 1 июля в прессе и в социальных медиа [13]. Реакция центра общественных связей ФСБ последовала лишь 4 июля [14], после того как разгоревшийся скандал прокомментировал пресс-секретарь президента России [15].

Следует отметить, что во всех приведенных выше примерах, резкое недовольство общества вызывали не столько факты происшедшего, сколько действия или бездействие уполномоченных служб. Во всех этих ситуациях подобной реакции общества можно было избежать, если бы уполномоченные на то подразделения вовремя и аргументированно объяснили позицию и действия руководителей ведомств. Бездействие структур, ответственных за информационное сопровождение деятельности правоохранительных органов вызвало репутационные потери, компенсировать которые достаточно сложно.

Вывод:

Таким образом, несмотря на существующую нормативную базу, качество работы информационных подразделений органов власти продолжает зависеть от личного профессионализма конкретных руководителей и их взаимоотношений отношения со средствами массовой информации.

Список литературы

1. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения.- М:Трим, 1993.- С.31-32.

2. Рейтинги одобрения государственных институтов по исследованиям АНО «Левада-центр». Доступ: http://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ и АО «Всероссийского центра исследования общественного мнения». Доступ: http:// wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/ Дата обращения: 20.07.16.

3. Одобрение деятельности общественных институтов. Доступ: http://wciom. ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ . Дата обращения: 20.07.16.

4. ФСБ озабочена недостаточной осведомленностью россиян о своей работе. Доступ: http://ria.ru/society/20160316/1391096944.html#ixzz43XmdlkHg Дата обращения: 20.07.16.

5. Miskimmon A. a.o. Strategic narratives. Communication power and the new world order. — New York, 2013, p.67.

6. Соцсети пугают рассылкой сообщений о «18 смертниках», готовящих теракты». Доступ: http://medialeaks.ru/news/1111yut_18. Дата обращения: 20.07.16.

7. МВД РФ устанавливает источник распространения текстов о возможных терактах. ИА ТАСС. Доступ: http://tass.ru/proisshestviya/2424712. Дата обращения: 20.07.16.

8. Московская полиция принимает усиленные меры безопасности, например, в рамках борьбы с экстремизмом. ИА «ИнтерФакс». Доступ: http://www.interfax-russia. ru/Moscow/news.asp?id=671426. Дата обращения: 20.07.16.

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

9. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Июль 2016. Доступ: http://wciom.ru/fileadmin/file/reiting/social_institutions.xls. Дата обращения: 20.07.16.

10. Полицию раскритиковали за действия во время инцидента на «Октябрьском поле». Говорит Москва. Доступ: http://govoritmoskva.ru/news/70424/. Дата обращения: 20.07.16.

11. В Россию направляются 16 смертниц из Турции». ИА «Ридус». Доступ: http:// www.ridus.ru/news/216110. Дата обращения: 20.07.16.

12. Национальный антитеррористический комитет. Доступ: http://nac.gov.ru/nak/ celi-i-zadachi.html. Дата обращения: 20.07.16.

13. Подробности VIP-заезда на «Гелендвагенах» выпускников академии ФСБ. РЕН-ТВ. Доступ: http://ren.tv/novosti/2016-07-01/podrobnosti-vip-zaezda-na-gelendvagenah-vypusknikov-akademii-fsb. Дата обращения: 20.07.16.

14. В ФСБ России проводится служебная проверка. 04.07.2016. Доступ: http:// www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10437730%40fsbMessage.html Дата обращения: 20.07.16.

15. Дмитрий Песков прокомментировал «КП» заезд выпускников Академии ФСБ на «Гелендвагенах». «Комсомольская правда». Доступ: http://www.kp.ru/ daily/26547.5/3566991/ Дата обращения: 20.07.16.

■ ■ ■COMMUNICATION PROBLEMS BETWEEN THE RUSSIAN POLITICAL ELITE AND THE POPULATION

Authors: VORONTSOV S.A., SHTEYNBUH A.G.

VORONTSOV Sergey Alexeevich, doctor of law, professor of procedural law of the South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: Russian Fderation, 344002, Rostov-on-Don, ul. Pushkinskaya, 70. E-mail: raven_serg@mail.ru.

SHTEYNBUH Alexey Grigorievich, journalist of the State radio campaign "Radio Russia".

Address: Moscow, 125040, st. 5th Yamskogo Fields 19 - 21. E-mail: shteinbukh@gmail.com.

Abstract: The article analyzes the problems of communication between the Russian political elite and the population. The importance of public awareness about the actions of the authorities. The reasons for reducing public support for the activities of bodies in a law enforcement unit. Formulated standard algorithms of interaction of information units (Press Service) law enforcement agencies with the media and the public. We derive conditions under which citizens will trust the political elite, to help public authorities in restoring order in the country. We consider the use of narratives of behavior as one of the methods of formation of social support for the population of the political system. Variant approaches to work in the information space and establishing a dialogue with the political

elite of the society are described. The analysis is given of negative examples to illustrate these approaches. It is formulated a conclusion that, in spite of the existing regulatory framework, quality of the information departments government continues to depend on the personal professionalism of specific leaders and their relationships relations with the media.

Keywords: political elite, power, population, national security, law enforcement, communication, narratives, the level of trust and professionalism.

References

1. Tihomirov L.A. Edinolichnaya vlast' kak princip gosudarstvennogo stroeniya.-M:Trim, 1993.- S.31-32. [L.A. Tikhomirov. Man rule as the principle of state structure. Moscow, 1993.- P. 31-32].

2. Rejtingi odobreniya gosudarstvennyh institutov po issledovaniyam ANO «Levada-centr». Dostup: http://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ i AO «Vserossijskogo centra issledovaniya obshchestvennogo mneniya». Dostup: http:// wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/ Data obrashcheniya: 20.07.16. [The approval ratings of state institutions, on research of "Levada-Center". URL: http://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ and JSC "National Center for Public Opinion Research." Access: http://wciom.ru/news/ratings/ odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/ Date: 07/20/16].

3. Odobrenie deyatel'nosti obshchestvennyh institutov. Dostup: http://wciom.ru/ news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/ . Data obrashcheniya: 20.07.16. [Approval of the activities of public institutions. URL: http://wciom.ru/news/ ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov/. Date: 20.07.16].

4. FSB ozabochena nedostatochnoj osvedomlennost'yu rossiyan o svoej rabote. Dostup: http://ria.ru/society/20160316/1391096944.html#ixzz43XmdlkHg Data obrashcheniya: 20.07.16. [The FSB is concerned about the lack of awareness of Russians about their work. Access: http://ria.ru/society/20160316/1391096944.html#ixzz43XmdlkHg Date of treatment: 07/20/16].

5. Miskimmon A. a.o. Strategic narratives. Communication power and the new world order. — New York, 2013, p.67. [Miskimmon A. a.o. Strategic narratives. Communication power and the new world order. - New York, 2013, p.67].

6. Socseti pugayut rassylkoj soobshchenij o «18 smertnikah», gotovyashchih terakty». Dostup: http://medialeaks.ru/news/1111yut_18. Data obrashcheniya: 20.07.16. [Social is frightened by "18 bombers" messages, preparing acts of terrorism. URL: http:// medialeaks.ru/news/1111yut_18. Treatment Date: 20.07.16].

7. MVD RF ustanavlivaet istochnik rasprostraneniya tekstov o vozmozhnyh teraktah. IA TASS. Dostup: http://tass.ru/proisshestviya/2424712. Data obrashcheniya: 20.07.16. [The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation establishes the source of the spread of potential attacks texts. TASS news agency. Access: http://tass.ru/proisshestviya/2424712. Treatment Date: 20.07.16.]

8. Moskovskaya policiya prinimaet usilennye mery bezopasnosti, naprimer, v ramkah bor'by s ehkstremizmom. IA «InterFaks». Dostup: http://www.interfax-russia.ru/Moscow/ news.asp?id=671426. Data obrashcheniya: 20.07.16. [Moscow police accept enhanced security measures, as part of the fight against extremism. "Interfax". Url: http://www. interfax-russia.ru/Moscow/news.asp?id=671426. Treatment Date: 20.07.16].

9. Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya. Iyul' 2016. Dostup: http:// wciom.ru/fileadmin/file/reiting/social_institutions.xls. Data obrashcheniya: 20.07.16.

KOMMYHMKOflornq - communicology

[Russian Public Opinion Research Center. July 2016. URL: http://wciom.ru/fileadmin/file/ reiting/socialjnstitutions.xls. Date: 20.07.16].

10. Policiyu raskritikovali za dejstviya vo vremya incidenta na «Oktyabr'skom pole». Govorit Moskva. Dostup: http://govoritmoskva.ru/news/70424/. Data obrashcheniya: 20.07.16. [The police were criticized for actions during the incident "October field". Says Moscow. Access: http://govoritmoskva.ru/news/70424/. Treatment Date: 20.07.16.]

11. V Rossiyu napravlyayutsya 16 smertnic iz Turcii». IA «Ridus». Dostup: http://www. ridus.ru/news/216110. Data obrashcheniya: 20.07.16. [16 suicide bombers are sent from Turkey to Russia. URL: http://www.ridus.ru/news/216110. Treatment Date: 20.07.16].

12. Nacional'nyj antiterroristicheskij komitet. Dostup: http://nac.gov.ru/nak/celi-i-zadachi.html. Data obrashcheniya: 20.07.16. [The National Anti-Terrorism Committee. Access: http://nac.gov.ru/nak/celi-i-zadachi.html. Treatment Date: 20.07.16.]

13. Podrobnosti VIP-zaezda na "Gelendvagenah" vypusknikov akademii FSB. REN-TV. Dostup: http://ren.tv/novosti/2016-07-01/podrobnosti-vip-zaezda-na-gelendvagenah-vypusknikov-akademii-fsb. Data obrashcheniya: 20.07.16. [Details of the VIP-race on "Gelendvagen" graduates of the Academy of the FSB. REN-TV. URL: http://ren.tv/ novosti/2016-07-01/podrobnosti-vip-zaezda-na-gelendvagenah-vypusknikov-akademii-fsb. Treatment Date: 20.07.16].

14. V FSB Rossii provoditsya sluzhebnaya proverka. 04.07.2016. Dostup: http://www. fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10437730%40fsbMessage.html Data obrashcheniya: 20.07.16. [The service check is carried out in the Russian Federal Security Service. 07/04/2016. Access: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id% 3D10437730%40fsbMessage.html Date of treatment: 07/20/16].

15. Dmitrij Peskov prokommentiroval «KP» zaezd vypusknikov Akademii FSB na «Gelendvagenah». «Komsomol'skaya pravda». Dostup: http://www.kp.ru/ daily/26547.5/3566991/ Data obrashcheniya: 20.07.16. [Dmitry Peskov commented to "KP" FSB Academy graduates ride on "Gelendvagen". Access: http://www.kp.ru/ daily/26547.5/3566991/ Date of treatment: 07/20/16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.