УДК 323.283 ББК Ф3
Юрий Николаевич Троегубов,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30)
e-mail: [email protected]
Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет
На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на сознание граждан и, в первую очередь, молодежи. В результате в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.
В 2013-2014 гг. целым рядом руководителей правоохранительных органов, органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, включая Президента В. В. Путина, была отмечена необходимость ужесточения действующего законодательства и мер репрессивного характера для лиц, совершающих правонарушения с использованием сети Интернет, а также создание развитой, адекватной системы профилактики и предупреждения преступлений данной категории.
Обеспечение национальной безопасности в сфере информационных технологий, усовершенствование нормативно-правовой базы и разработка новейших технических средств для противодействия распространению экстремистских идей в информационном пространстве России являются одними из приоритетных задач, как для органов государственной власти, так и правоохранительных органов.
Ключевые слова: противодействие экстремизму, сеть Интернет, информационное пространство, безопасность, экстремизм, терроризм.
Yury Nikolaevich Troyegubov,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]
The Combating Problems to Extremism in the Internet
At the present stage of international information and communication network the Internet is actively used for hosting extremist material. The problem is global in nature and highly relevant for the Russian Federation as one of the main players on the global political process. Using the global network Internet and computer communication, the ideologists of extremist movements and groups are actively working on citizens’ consciousness and first of on youth. As a result, in recent years there has been an aggravation of the problem of extremism, which currently can be seen as a problem of national importance and a threat to national security of Russia.
In 2013-2014 years a number of heads of law enforcement bodies, executive and legislative authorities of the Russian Federation, including the President Putin noted the necessity of toughening of the current legislation and measures of a repressive nature for persons committing offences using the Internet, as well as creation of well-developed, adequate system of prevention of this type offences.
National security in the sphere of information technologies, improvement of the legal framework and the development of new technical means to combat the spread of extremist ideas in the information space of Russia are the one of the priority tasks, both for public authorities and law enforcement agencies.
Keywords: combating extremism, the Internet, information space, security, extremism, terrorism.
© Троегубов Ю. Н., 2014
143
Развитие и массовое использование международной информационно-коммуникационной сети Интернет является общемировой тенденцией развития последнего времени. Деятельное участие большого количества не только отдельных пользователей, но и целых организаций в среде глобального информационного пространства детерминирует необходимость выработки соотносимых с текущими тенденциями развития информационно-коммуникативных технологий мер обеспечения национальной безопасности, в частности противодействию активизировавшемуся распространению идей экстремизма и терроризма.
Организаторы и участники экстремистских групп активно используют в своих целях процесс глобализации, принимая на вооружение новейшие информационные технологии, с помощью которых делают менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры. Создаются террористические организации, в основу построения которых заложен принцип сетевой структуры, что в свою очередь обуславливает увеличение их потенциала в современных информационно-коммуникативных условиях. Для них характерны единые центры и информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования входящих в сообщество периферийных преступных группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой [4].
Информационное пространство сети Интернет состоит из разнообразных ресурсов. Абсолютное большинство из них при этом не являются средствами массовой информации и как следствие этого становится невозможным применение норм законодательства о СМИ. Для противодействия распространению идеям экстремизма правоохранительными органами в настоящее время применяются нормы уголовного законодательства -о призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждении ненависти (статья 282 УК РФ), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ) или запрещенной организации (статья 282.2 УК РФ) [6]. Также используются нормы Кодекса административных правонарушений - статья 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и статья 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» [2].
Статистика последних лет свидетельствует, что борьба с экстремизмом за послед-
ние четыре года активно стала переходить из реального мира в виртуальный. Статистика показывает, что, если в 2007 г. из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008 - 14 из 45, в 2009 - 17 из 56, в 2010 - 26 из 72, а в 2011 г. приговоры по экстремизму в Интернете уже превысили число приговоров по «обыкновенным» делам: 52 из общего числа приговоров 78. В 2012 г. эта тенденция получила развитие, за первые полгода из 32 приговоров по экстремистским статьям 18 касались деятельности в Интернете [7].
Год от года увеличивается и количество интернет-ресурсов в Федеральном списке экстремистских материалов. Так в 2008 г. их было 25, в 2009 - 38, 2010 - 44, 2011 - 93, 2012 -264, за 10 месяцев 2013 - 110, итого 574 или почти 37 % от общего количества (2122 по состоянию на 20 ноября 2013 года) [7].
В связи с этим противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет является одним из актуальных направлений деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов на современном этапе. Подтверждением вышесказанному могут служить заявления и высказывания Президента РФ В. В. Путина, руководителей МВД и ФСБ России, представителей исполнительной и законодательной властей, звучавшие в течение всего 2013 г.
Так, Президент России В. В. Путин в феврале 2013 года на заседании коллегии Федеральной службы безопасности дал поручение сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет и создать единую систему защиты информационных ресурсов РФ.
При этом глава государства подчеркнул, что такие действия не будут посягать на конституционное право граждан РФ на свободу слова, так как оно «незыблемо и неприкосновенно». Однако Президент уверен, что никто не имеет права «сеять ненависть, раскачивать общество и страну, и тем самым ставить под угрозу жизнь, благополучие, спокойствие миллионов наших граждан» [5].
В марте 2013 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Митрофанов заявил, что принципы борьбы с экстремизмом в Интернете и вне её будут предельно одинаковыми. «Борьба с экстремизмом в Интернете не будет сильно отличаться от борьбы с экстремизмом не в Интернете. Будет выдержан такой подход, и должны применяться такие же наказания. В настоящее время регулирование Интернета
является крайне важным, в связи с постоянно растущим количеством пользователей. Однако единого подхода и текста законопроекта о регулировании Интернета пока нет, но работа в этом направлении ведётся достаточно активно» [3].
Глава ФСБ А. Бортников в июне 2013 года во время заседания Национального антитер-рористического комитета назвал социальные сети и часть интернет-сайтов «своеобразным источником идей экстремизма». «Своеобразным источником идей экстремизма стала часть Интернета. В социальных сетях создаются закрытые группы, активизируется деятельность сайтов, на которых ведётся целенаправленная идеологическая обработка пользователей» [11].
В октябре 2013 года в рамках своего выступления на заседании Совета Федерации глава МВД В. Колокольцев назвал экстремистские проявления «угрозой безопасности, которой мы последовательно противодействуем. Серьёзной, вызывающей у нас обоснованное опасение, тенденцией является всё более активные стремления вовлечь в эту сферу нашу молодежь. Фиксируются и пресекаются попытки радикально настроенных личностей проникнуть в фанатскую среду, провоцировать на совершение противоправных акций».
В. Колокольцев считает, что власти государства должны активно бороться с экстремистскими группами в глобальной сети, так как сейчас Интернет является основной средой общения молодых людей. «Большое профилактическое значение будет иметь принятие проекта федерального закона, предусматривающего уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием интернет-пространства» [8].
В будущем законе должен быть описан порядок регулирования приобретения ресурса, статус его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте. Однако и принятие федерального закона не решит проблему в целом, так как большинство ресурсов сети при их целевой направленности на российскую аудиторию, юридически зарегистрированы за границей. В связи с этим плодотворное противодействие распространению экстремистских материалов планируемый закон может оказать только на те ресурсы сети, которые юридически и физически расположены в России. Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещённых на территории России и
стран СНГ, абсолютно законно осуществляют свою деятельность в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.
Мировая практика свидетельствует, что подобные проблемы характерны не только для Российской Федерации. В условиях, когда количество так называемых проблемных сайтов уже значительно превосходит, по данным американского Центра Симона Визенталя, 2 тыс., концентрируясь не только в США и Германии, но и в таких странах, как Австрия, Швеция, Австралия, Голландия, Канада, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Испания, Южная Африка, Украина, с особой остротой начинает ощущаться безответственность упований на доброе начало в человеческой личности и потребность в выработке механизмов правовой регламентации использования новейших информационных технологий [3].
Помимо отсутствия выстроенной нормативно-правовой базы противодействия экстремизму и терроризму в информационном пространстве также существуют проблемные вопросы технического плана:
- установление лица, разместившего в сети экстремистский или террористический материал. Современные технологии беспроводного доступа в сеть (например, Wi-Fi), имеющиеся в свободной продаже сетевые платы с динамическим IP-адресом и т. п. фактически исключают обнаружение такого лица;
- идентификация лица как автора или издателя экстремистского или террористического материала, а не просто как владельца средства вычислительной техники, посредством которого в сети был размещен материал [12].
В 2013 г. Следственный комитет России объявил тендер «на оказание услуг доступа к системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из соцсетей, блогов и СМИ». Для того, чтобы осуществлять мониторинг, программистам будет необходимо разработать систему, способную анализировать сообщения пользователей «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Livejournal, «Одноклассники», YouTube, RuTube, Instagram и Foursquare.
Аналогичными системами давно пользуются в администрации Президента. Программа позволяет обрабатывать сообщения более 40 млн русскоязычных блогов, микроблогов, форумов и социальных сетей.
Разработчики системы утверждают, что она позволяет отслеживать рост социальной напряжённости в Интернете, протестные на-
строения, экстремизм; обсуждение уровня цен, зарплат, пенсий, инфраструктуры, медицины и пр.
Эксперты следственного комитета объясняют необходимость создания данного механизма тем, что он предоставит возможность оперативного реагирования на возникающие угрозы и средство предотвращать преступления [8].
На сегодняшний момент основанием для введения ограничений или прекращению доступа к тому или иному интернет-ресурсу является внесение данного ресурса в «Федеральный список экстремистских материалов», либо, если ресурс является официальным сайтом организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В этом случае Министерством юстиции всем интернет-провайдерам рассылаются соответствующие информационные письма, а также организации предоставляющей интернет-хостинг. Таким образом, если сервер, на котором находится ресурс, размещён на территории РФ, то сайт удаляется физически, либо в большинстве случаев провайдеры блокируют запросы к данному ресурсу. Однако стоит отметить, что процедура принятия решения о признании материалов или сайтов экстремистскими через суды не способствует оперативности в принятии решения, а, следовательно, не является эффективной мерой. До момента принятия решения данные материалы могут быть растиражированы на десятки и сотни других сайтов [12].
Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день можно констатировать наличие следующих проблем в данном направлении:
- отсутствие международного нормативно-правового акта (договора, пакта, конвенции) регламентирующего взаимодействие государств в сфере противодействия экстремизму и терроризму в информационно-коммуникационном пространстве;
- несовершенство нормативно-правовой базы РФ в сфере противодействия экстремизму в сети Интернет;
- отсутствие единого органа, как на федеральном, так и на региональном уровнях, на который полностью возложена функция мониторинга информационно-коммуникационного пространства (подобные подразделения есть в большинстве силовых ведомств, но механизмы их взаимодействия и координации не отлажены);
- наличие проблемных вопросов в сфере применения технических средств.
Исходя из этого, первоочередными мерами решения вышеизложенных проблем должны стать:
- инициирование в рамках ООН разработки и принятия международного правового акта по взаимодействию в сфере противодействия экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве;
- оперативная доработка законопроекта и принятие Государственной думой Федерального закона, прописывающего права, обязанности и ответственность пользователей сети Интернет на территории России;
- создание единого федерального органа (подразделения в структуре одного из силовых ведомств), его территориальных отделений наделённого полномочиями и оснащённого новейшими техническими средствами для мониторинга и анализа информации сети Интернет, в частности, на предмет проявлений экстремизма.
Источники
1. Глава ФСБ: Интернет остается источником идей экстремизма. URL: http://www.itar-tass.com/glavnie-novosti/606729 (дата обращения:12.02.2014).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. МВД предлагает ввести уголовную ответственность за экстремизм в Сети. URL: http://nnm.me/blogs/aleeks1/mvd (дата обращения: 7.02.2014).
4. Принципы борьбы с экстремизмом в сети и вне ее будут одинаковыми. URL: http:// www.securitylab.ru/news (дата обращения: 28.01.2014).
5. Путин призвал ФСБ уделять больше внимания интернету. URL: http://www. securitylab.ru/news (дата обращения: 20.01.2014).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Справочноправовая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный список экстремистских материалов. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (дата обращения: 12.02.2014).
В. Эксперты СК России будут следить за СМИ и соцсетями. URL: http://www.securitylab. ru/news/440616.php (дата обращения: 3.02.2014).
Список литературы
9. Мельникова Д. П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191 (дата обращения: 4.02.2014).
10. Соболев В. Противодействовать идеологии терроризма. URL: http://i-r-p.ru/page (дата обращения: 6.02.2014).
11. Основные проблемы уголовно-правовой оценки проявлений экстремизма и терроризма. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_21_16.htm (дата обращения: 3.02.2014).
12. Функционально возможные инструментальные средства противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет на территории РФ. URL: http://www.bibliofond.ru/view (дата обращения: 7.02.2014).
Istochniki
1. Glava FSB: Internet ostaetsya istochnikom idei ekstremizma. URL: http://www.itar-tass. com/glavnie-novosti/606729 (data obrashcheniya:12.02.2014).
2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh 30 dekabrya 2001 goda № 195-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul’tant Plyus».
3. MVD predlagaet vvesti ugolovnuyu otvetstvennost’ za ekstremizm v Seti. URL: http:// nnm.me/blogs/aleeks1/mvd (data obrashcheniya: 7.02.2014).
4. Printsipy bor’by s ekstremizmom v seti i vne ee budut odinakovymi. URL: http://www. securitylab.ru/news (data obrashcheniya: 2В.01.2014).
5. Putin prizval FSB udelyat’ bol’she vnimaniya internetu. URL: http://www.securitylab.ru/ news (data obrashcheniya: 20.01.2014).
6. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyunya 1996 № 63-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul’tant Plyus».
7. Federal’nyi spisok ekstremistskikh materialov. Ofitsial’nyi sait Ministerstva yustitsii
Rossiiskoi Federatsii. URL: http://minjust.ru/extremist-materials (data obrashcheniya:
12.02.2014).
В. Eksperty SK Rossii budut sledit’ za SMI i sotssetyami. URL: http://www.securitylab.ru/ news/440616.php (data obrashcheniya: 3.02.2014).
References
9. Mel’nikova D. P. Pravovoe regulirovanie ekstremistskoi deyatel’nosti v seti Internet. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191 (data obrashcheniya: 4.02.2014).
10. Sobolev V. Protivodeistvovat’ ideologii terrorizma. URL: http://i-r-p.ru/page (data obrashcheniya: 6.02.2014).
11. Osnovnye problemy ugolovno-pravovoi otsenki proyavlenii ekstremizma i terrorizma. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_21_16.htm (data obrashcheniya: 3.02.2014).
12.Funktsional’no vozmozhnye instrumental’nye sredstva protivodeistviya rasprostraneniyu idei ekstremizma i terrorizma v seti Internet na territorii RF. URL: http://www.bibliofond.ru/view (data obrashcheniya: 7.02.2014).
Статья поступила в редакцию 09.06.2014