Петрянин А.В. Уголовно-правовые, оперативно-разыскные и криминалистические механизмы противодействия экстремизму...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
УДК 343
Петрянин Алексей Владимирович Petryanin Aleksei Vladimirovich
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of legal sciences, associate professor, professor of department of criminal and penal law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Уголовно-правовые, оперативно-разыскные и криминалистические механизмы противодействия экстремизму в телекоммуникационных сетях и сети «Интернет»: на примере статьи 280 УК РФ
Criminal legal, operational and investigative and forensic mechanisms of counteraction to extremism in telecommunication networks and network «Internet»: the case of article 280 of the Criminal code
В данной статье проведено исследование уголовно-правовых, оперативно-разыскных и криминалистических механизмов противодействия распространению экстремистских идей и взглядов в телекоммуникационных сетях и сети «Интернет». Предложены уголовно-правовые механизмы, повышающие качество борьбы с экстремизмом. Рассмотрены направления по усилению оперативноразыскного и организационного взаимодействия правоохранительных органов в вопросах противодействия распространению экстремизма в телекоммуникационных сетях и сети «Интернет».
Ключевые слова: экстремизм, преступление, противодействие, безопасность, государство, интернет.
In this article there is the research of criminal law, investigative and forensic mechanisms of counteraction to the spread of extremist ideas and views in telecommunication networks and in the Internet. The author proposes criminal law mechanisms of improving the fight against extremism. The article examines the ways to strengthen investigative and organizational cooperation between law enforcement agencies in combating the spread of extremism in telecommunication networks and the Internet.
Keywords: extremism, crime, counteraction, security, government, internet.
Противодействие экстремизму сегодня приобретает сверхважное значение не только на территориях отдельных государств, но и на всей площадке мирового сообщества.
Массовое распространение экстремистских идей ломает заложенные веками традиции и общечеловеческие ценности, что ставит под угрозу дальнейшее существование цивилизованного мира, основанного на общепризнанных принципахи правилах.
Российская Федерация, по нашему мнению, сегодня выступает в качестве одного из лидеров и идеологов борьбы с мировым экстремизмом. Однако, несмотря на активно принимаемые меры, как непосредственно на территории России, так и за рубежом, деятельность междуна-
родных экстремистских организаций становится все более активной.
Считаем, что одной из причин его широкомасштабного распространения, включающей в себя транснациональный характер, является вседоступ-ностьтелекоммуникационной сети «Интернет».
Например, анализ уголовных дел, возбужденных по статье 280 УК РФ, показал, что 87,5% дел, содержащих в себе признаки публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, сопровождались распространением экстремистских материалов через сеть «Интернет». Полагаем, что именно поэтому, в том числе и для снятия существовавших ранее дискуссий в рамках правовой оценки содеянного, законодатель Федеральным законом от 28 июня
158
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
2014 года № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] дополнил часть 2 статьи 280 и часть 1 статьи 282 УК РФ словами «либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”».
Основными причинами такого резкого роста количества преступлений, предусмотренных статьей 280 УК РФ, по нашему мнению, стали:
а) повышенная информатизация нашего общества, в том числе доступность сети «Интернет»;
б) в отличие от распространения печатной продукции, распространение экстремистских материалов в Интернете не требует никаких материальных затрат, что делает этот вид криминальной деятельности экономически выгодным;
в) простота и быстрота распространения;
г) более широкие масштабы распространения, влекущие увеличение количества вовлекаемых в экстремистскую деятельность;
д) наличие возможности оперативно реагировать на происходящие изменения и незамедлительно контактировать как с уже реальными, так и с потенциальными участниками экстремистской деятельности;
е) скрытность и латентность такой деятельности.
Озадачившись этой проблемой, мы провели
анализ федерального списка экстремистских материалов. Взяв для исследования период с 2010 по 2014 год включительно, мы видим существенный рост количества таких материалов, размещенных в сети «Интернет».
Так, если в 2010 году их было 105, то в 2014 уже 376 [2]. Как мы видим, динамика прироста более чем в 350% требует особого внимания к этому факту.
И это лишь часть обстоятельств, выводящих публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности на более высокий уровень общественной опасности. Эти же положения актуальны и в рамках статей 2801,282 УК РФ.
Это, по нашему мнению, усиливает преступное воздействие на граждан, вовлекаемых в данную противоправную деятельность, увеличивает общественную опасность содеянного и должно наказываться более сурово.
В целом список экстремистских материалов, формируемый Министерством юстиции РФ, в редакции от 7 июня 2015 года включал в себя 2 847 наименований [3]. Впервые данный список был опубликован в Российской газете 9 июля 2007 года и включал в себя всего 14 наименований [4].
При этом анализ последнего опубликованного списка указывает на то, что значительная доля запрещенных экстремистских материалов
находится в сети «Интернет» (56%). Считаем, что это стало причиной принятия Государственной думой Российской Федерации в конце 2013 года закона, предусматривающего возможность немедленной блокировки сайтов, содержащих призывы к массовым беспорядкам и иную экстремистскую информацию, и вступившего в силу с 1 февраля 2014 года [5].
Задавшись проблемой установления характера и степени общественной опасности сети «Интернет» как средства совершения преступлений экстремистской направленности, мы провели интервьюирование респондентов по следующим вопросам: «Сравнивая общепризнанные средства массовой информации и сеть «Интернет», какие, с вашей точки зрения, являются наиболее распространенными и доступными?». Доминирующее количество респондентов (87%), конечно же, отметили сеть «Интернет», акцентируя внимание на общедоступности и простоте поиска нужного материала и ресурсов. «Сталкивались ли вы с публичными призывами к экстремистской деятельности либо с распространением экстремистских материалов?». Основная масса респондентов (95%) дали отрицательный ответ. Это, с нашей точки зрения, в первую очередь определяется правовой неграмотностью населения, что в целом не дает возможности признать полученные результаты объективными. Однако для нашего исследования особое значение имеют результаты интервьюирования оставшихся 5%. На вопрос: «В каких формах вы наблюдали призывы к экстремистской деятельности либо распространение экстремистских материалов?» 96% респондентов ответили, что столкнулись с ней в общедоступной сети «Интернет». Для подтверждения различий характера и степени общественной опасности используемых экстремистами средств массовой информации и сети «Интернет» мы провели также интервьюирование представителей блока правоохранительных органов (МВД, ФСБ, Следственного комитета РФ) по вопросу: «Считаете ли вы сеть «Интернет» более общественно опасным средством распространения экстремистских материалов, чем использование других средств массовой информации?». Полученные результаты были более чем показательны — 98% респондентов ответили «да».
Сложность уголовно-правового противодействия экстремизму представляет и содержание квалифицирующего признака, закрепленного в части 2 статьи 280 УК РФ, в частности, совершение деяния с использованием средств
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
159
Петрянин А.В. Уголовно-правовые, оперативно-разыскные и криминалистические механизмы противодействия экстремизму...
Петрянин А.В. Уголовно-правовые, оперативно-разыскные и криминалистические механизмы противодействия экстремизму...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
массовой информации либо информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Указанный признак характеризует особый способ совершения преступления, и для определения его содержания адресует правоприменителя в первую очередь к Закону РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» [6].
Статья 2 анализируемого источника определяет понятие «массовая информация», под которой понимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Полагаем, что указание в Законе на открытый круг получателей информации косвенно подтверждает наличие обязательного количественного критерия при установлении признаков публичности призывов к экстремистской деятельности. Об этом также говорят положения, закрепленные в постановлении Пленума Верховного Суда от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором, в частности, указано, что о публичности призывов могут свидетельствовать обращения к группе людей, размещение обращений в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования [7].
На основании вышеизложенного можно утверждать, что количественный критерий в рамках рассматриваемого состава преступления должен выступать в качестве обязательного признака и найти свое закрепление в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
Упомянутая выше статья 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», раскрывая понятие средств массовой информации, относит к ним периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации, в том числе газеты и журналы. Наиболее часто последние выступают в качестве средства пропаганды экстремистских идей.
Примером может служить приговор Бутырского районного суда г. Москвы по уголовному делу № 1-882/06. Гражданин С. был привлечен к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное частью 2 статьи 280 УК РФ. С 2000 года он ежемесячно организовывал производство печатного издания — информационного бюллете-
ня «Радикальная политика», содержащего в себе намерения по противостоянию организационной структуре общества, государству, общепризнанным нормам, подтвержденным Конституцией РФ. Распространение бюллетеней производилось в общественных местах г. Москвы, при большом скоплении народа, как на возмездной, так и безвозмездной основе. Заинтересовавшимся лицам предлагалась подписка на данное периодическое издание. Этим С. добивался массового распространения своих взглядов и идей, изложенных в вышеуказанном печатном издании, пытаясь обострить в стране проблемы появления конфликтов на почве расовой, этнической и религиозной нетерпимости. Кроме этого, С. публично призывал к осуществлению экстремистской деятельности в форме финансирования. При этом наличие на страницах газеты призывов к осуществлению экстремистской деятельности подтверждается заключением психолого-лингвистической экспертизы [8].
Отметим, что постановление Пленума Верховного Суда от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» указывает, что одним из способов распространения публичных призывов может выступать и сеть «Интернет». В рамках исследования мы не ставим своей задачей рассмотрение вопроса о соотношении средств массовой информации и сети «Интернет», однако считаем, что распространению экстремистских материалов через эту информационно-телекоммуникационную сеть необходимо уделить особе внимание.
Учитывая, что для признания материала экстремистским, необходимо проведение иногда даже комплекса экспертиз, особое значение при решение данного вопроса несомненно принадлежит криминалистике.
В рамках расследования уголовных дел, возбужденных по статье 280 УК РФ, основным источником доказательств является текст или изображения, размещенные на электронном ресурсе.
Для оценки такого текста или изображения в целях решения вопроса о их смысловом содержании необходимо проведение комплексной лингвистической экспертизы в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутреннихдел.
При этом ключевым для юридической оценки является установление идейно-смысловой направленности исследуемых материалов [9, с. 321].
Для решения этого вопроса необходимо проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий, направленных на получение дополнительной информации, подтверждающей либо опровергаю-
160
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
щей смысловое содержание выявленных экстремистских материалов в сети «Интернет».
Значительная роль в решении оперативно-разыскных и процессуальных вопросов по пресечению распространения экстремистских материалов в сети «Интернет» принадлежит Прокуратуре РФ. Так, например, только по ее инициативе с момента принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими было признано более 2 800 информационных материалов [10].
Одним из направлений оперативно-разыскного и организационно-процессуального противодействия экстремизму в деятельности Прокуратуры РФ стала возможность признания нежелательной деятельности иностранной или международной неправительственной организации. Данными полномочиями Прокуратура РФ была наделена в связи с принятием Федерального закона от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [11].
В настоящее время таковой признана иностранная неправительственная организация «Национальный фонд в поддержку демократии» [12].
Считаем, что это ставит на новый уровень деятельность по надзору за деятельностью государственных органов в области противодействия экстремизму.
Для повышения качества такого противодействия необходимо решение вопросов процессуального и оперативно-разыскного взаимодействия, которые должны повысить уровень обмена информацией и проведения криминалистических экспертиз, а также формы реагирования на выявляемые в сети «Интернет» экстремистские материалы.
Примечания
1. Собрание законодательства РФ. 2014. № 26, ч. I, от. 3.
2. 2010 г. — 105 фактов; 2011 г. — 196 фактов; 2012 г. — 325 фактов; 2013 г. — 337 фактов; 2014 г. — 376 фактов. Данные взяты с официального сайта Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/ru/ extremist-materials (дата обращения: 10.04.2015).
3. По данным, размещенным на сайте Министерства юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=&page=12 (дата обращения: 10.04.2015).
4. Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 9 июля 2007 года // Российская газета. 2007. 14 июля.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации»: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52, ч. I, от. 6963.
6. Российская газета. 1992. 8 февраля.
7. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.
8. Архив Бутырского районного суда г. Москвы.
9. Кузнецов С.А., Олейников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). 2-е изд., испр. и доп. М., 2014.
10. Хохлов Ю.П. Этот опасный Интернет. Генеральная прокуратура Российской Федерации реализует комплекс мер, направленных на обеспечение профилактики экстремизма и терроризма // Прокурор. 2015. № 3.
11. Собрание законодательства РФ. 2015. № 21, от. 2981.
12. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ. URL: http://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 17.12.2015).
Notes
1 Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 26, part I, art. 3.
2. 2010 — 105; 2011 — 196; 2012 — 325; 2013 — 337; 2014 — 376 facts. The data are taken from the official site of the Ministry of justice of the Russian Federation. URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials (date of access: 10.04.2015).
3. According to data published on the website of the Ministry of justice of the Russian Federation. URL: http:// minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_con-tent_value=&page=12 (date of access: 10.04.2015).
4. The Federal list of extremist materials as of July 9, 2007 // Rossiyskaya gazeta. 2007. July 14.
5. On amendments to the Federal law «On information, information technologies and about information protection: federal law of 28.12.2013 № 398-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 52, part I, art. 6963.
6. Rossiyskaya gazeta. 1992. February 8.
7. Bulletin of the Supreme Court. 2011. № 8.
8. Archive of Butyrsky district court of Moscow.
9. Kuznetsov S.A., Olennikov S.M. Expert research on cases on recognition of information materials as extremist materials: theoretical foundations and methodical management (scientific and practical edition). 2-nd ed. Moscow, 2014.
10. Khokhlov Y.P. This dangerous Internet. The Prosecutor General's office of the Russian Federation implements a complex of measures aimed at ensuring the prevention of extremism and terrorism // The Prosecutor. 2015. № 3.
11. Collection of legislative acts of the RF. 2015. № 21, art. 2981.
12. Official website of the Prosecutor General of the Russian Federation. URL: http://www.genproc.gov.ru (date of access: 17.12.2015).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)
161
Петрянин А.В. Уголовно-правовые, оперативно-разыскные и криминалистические механизмы противодействия экстремизму...