Трудовое право; право социального обеспечения
DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_40 УДК 34
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ С ОБЩЕСТВОМ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Interaction of the police with society and public organizations
КРИВИЦКИЙ Дмитрий Евгеньевич,
преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, г. Краснодар. E-mail: [email protected];
ЕВТУШЕНКО Юрий Леонидович,
кандидат исторических наук, доцент,
доцент кафедры тактики и общевоенных дисциплин 2 факультета авиационного (ИА) КВВАУЛ, г. Армавир. E-mail: evtushenko@yаndex.ru;
МИЛОВАНОВ Николай Васильевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры машиностроения
Армавирского механико-технологического института (филиала)
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Армавир.
E-mail: [email protected]
KRIVITSKY Dmitriy Evgenyevich,
Lecturer of the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Lieutenant Colonel of the Police, Krasnodar. E-mail: [email protected];
YEVTUSHENKO Yuriy Leonidovich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate
Professor of the Department of Tactics and General Military Disciplines of the 2nd Faculty of Aviation (IA) KVVAUL, Armavir. E-mail: [email protected];
MILOVANOV Nikolay Vasilyevich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Mechanical Engineering Armavir Institute of Mechanics and Technology (branch) Kuban State Technological University, Armavir, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В работе приведены результаты исследования взаимодействия органов внутренних дел с общественными организациями, волонтерскими организациями, противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки современного научного подхода к вопросу совершенствования законодательного регулирования взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности. В работе представлен всесторонний анализ взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений и волонтерских организаций правоохранительной деятельности, а также разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и рекомендаций по повышению его эффективности
Abstract. The paper presents the results of a study of the interaction of internal affairs bodies with public organizations, volunteer organizations, combating crime, ensuring public safety and law and order. The relevance of the work is due to the need to develop a modern scientific approach to the issue of improving the legislative regulation of the interaction of internal affairs bodies with public associations and volunteer organizations of law enforcement. The paper presents a comprehensive analysis of the interaction between the internal affairs bodies and public associations and volunteer organizations of law enforcement, as well as the development of proposals for improving the legislation and recommendations for improving its effectiveness.
Ключевые слова: политические партии, землячества, профсоюзы, конфессиональные организации. Keywords: political parties, communities, trade unions, confessional organizations.
Дата направления статьи в редакцию: 18.03.2021
Дата публикации: 30.04.2021
Введение. Исследование вопросов взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений, а также волонтерских организаций правоохранительной деятельности - это крайне важный аспект в повышении уровня общественной безопасности.
Сотрудничество правоохранительных органов и гражданского общества в Российской Федерации является объектом изучения многих ученых и все чаще привлекает внимание практиков и законодателя.
Взаимодействие органов внутренних дел и общественности всегда рассматривалось как важнейшее и необходимое условие успешного выполнения органами внутренних дел поставленных перед ними задач - противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности и правопорядка.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что активное сотрудничество органов внутренних дел и общественных объединений способствует снижению уровня делинквентного поведения населения, повышению уровня правовой культуры и социальной активности граждан, их доверия к органам внутренних дел, а также положительно влияет авторитет сотрудников системы правоохранительных органов.
В научных кругах настаивают на необходимости привлечения общественности к деятельности, осуществляемой правоохра-
нительными органами. Предлагаются различные механизмы сотрудничества для решения общей задачи - борьбы с преступностью. Так же, можно с уверенностью говорить о положительной практике взаимодействия общественных организаций, с целью профилактики правонарушений.
Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки современного научного подхода к вопросу совершенствования законодательного регулирования взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности.
Целью работы является всесторонний анализ взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений и волонтерских организаций правоохранительной деятельности, а также разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и рекомендаций по повышению его эффективности.
Основная часть. В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: изучить понятие и сущность взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности; сформулировать принципы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности; рассмотреть систему взаимодействующих с органами внутренних дел общественных объединений и волонтерских организаций правоохранительной деятельности; исследовать зарубежный опыт взаимодействия органов внутренних дел с общественностью; разработать предложения по усовершенствованию системы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, опираясь на отечественный и зарубежный опыт. Объектом исследования является система взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности. Предмет исследования составляет процесс организации взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности, а так же действующее законодательство и правовая доктрина по изучаемой проблеме. Степень научной разработанности проблемы. В практике применения и научной доктрине уделяется небольшое внимание типам, формам и способам взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности. Анализ исследуемой проблемы представлен в работах А.Н. Герасименко, А. Добродеева, Д. Т. Закирьяева, В.Н. Кудрявцева, О.В. Овчинникова, О. В. Попова. Исследования участия гражданского общества в охране общественного порядка проводили Ю. Случевская, А.Н. Кокорев, М.С. Лаврентьева, Т.В. Палехова, В.А. Поникаров, С.В. Иванченко, Е.А. Зимин, А.В. Никонов, Ю.Н. Симинягин, С.В. Цымбаленко, К.И. Усенов, Х.А. Юсупов и другие. Также исследованиями в сфере взаимодействия общественных объединений и органов внутренних дел занимались С.В. Вавилов, М.В. Костенников, М.П. Петров, М.А. Бучакова, А.Н. Александров и другие. Значение разработки проблемы для теории и практики деятельности правоохранительных органов очень велико. Задачи борьбы с преступностью и проведения профилактики правонарушений наиболее результативно решаются при наличии налаженного механизма сотрудничества с общественностью. Отсутствие разработанного наукой системного анализа взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности тормозит развитие такой деятельности и не позволяет совершенствовать ее механизмы на практике. Теоретической основой работы стали труды ученых, исследовавших проблемы взаимодействия общества и органов внутренних дел. Нормативной основой работы является Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральный закон "О полиции", Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" и другие нормативно -правовые акты.
Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан.
Становление общественных организаций происходит в качестве активно действующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями.
Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества.
Эта двуединая задача позволяет включить деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство Российской Федерации.
К числу таких общественных объединений относятся политические партии, землячества, профсоюзы, конфессиональные организации и другие (в первую очередь, те из них, которые четко ориентируются на защиту гражданских прав и свобод).
Современные общественные объединения заметно выросли и изменились в предкризисный период, что позволило им до-
стичь определенного уровня признания и политико-правовой защищенности своих прав и свобод.
Несмотря на большое разнообразие общественных объединений, их разноплановость и взаимную конкуренцию, объективно они способствуют формированию гражданской позиции, заинтересованности граждан в социальном партнерстве и достижении социального консенсуса, хотя это единство и далеко от совершенства.
В соответствии с концепцией партнерских отношений МВД и общества, необходимо создание эффективных, приспособленных к современным социальным условиям механизмов взаимодействия с общественными объединениями.
От того, как будут складываться, и развиваться взаимоотношения с системой общественных институтов, зависит решение многих вопросов в деятельности органов по охране правопорядка. Граждане в состоянии определять ситуации, которые они воспринимают как проблематичные с точки зрения состояния правопорядка.
Со своей стороны полицейские, действующие в системе поддержания правопорядка с участием граждан. Оказывают способными сфокусировать внимание непосредственно на причинах проблемы и ее возможных решениях. Это в равной мере стимулирует как участие граждан в поддержании правопорядка на своем участке, так и деятельность полиции.
Особая роль в том, чтобы мотивировать людей помогать полиции, принадлежит средствам массовой информации. Этого можно добиться при помощи телевизионного вещания (скорее просветительского, чем воздействующего на чувства). Кроме того, уместны колонки практических советов в газетах, отчеты с места происшествий, которые подчеркивают социальную роль полиции.
Средствами налаживания связи с жителями конкретного микрорайона являются отчетность перед населением, прозрачность деятельности полиции, проведение регулярных встреч с жителями, создание образовательных программ по обучению граждан, благодаря которым жители имеют возможность ознакомиться с работой сотрудников полиции и лучше понять все аспекты их повседневной деятельности.
Взаимодействие возможно по следующим направлениям:
- участие в разработке и рассмотрении программ, концепций, инициатив граждан, планов по актуальным вопросам охраны правопорядка и деятельности органов внутренних дел;
- пропаганда правовых знаний, особенно в группах риска (молодежь), где наблюдается склонность к совершению преступлений и нарушению правопорядка;
- мониторинг и пресечение распространения информационных материалов, способствующих возникновению массовых беспорядков;
- содействие полиции в охране правопорядка, контроля правопорядка в общественных местах (совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел, содействие ОВД в пресечении преступлений при обнаружении их во время проведения массовых мероприятий, где велика опасность их совершения) и осуществление общего контроля за работой органов внутренних дел и защитой законных прав и интересов граждан;
- осуществление общественного контроля при проведении общественно-политических мероприятий (выборов, митингов и демонстраций);
- содействие в раскрытии и расследовании преступлений;
- широкомасштабное освещение борьбы с нарушениями правопорядка, информирование граждан о деятельности ОВД и НКО в данной сфере, в т.ч. с использованием возможностей Интернета;
- взаимодействие с религиозными и национальными организациями;
- профилактика экстремизма в молодежной среде, профилактика детской безнадзорности;
- правовое воспитание подрастающего поколения;
- взаимодействие и сотрудничество со СМИ;
- участие в правовой и воспитательной работе с личным составом, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, нарушений законности со стороны сотрудников внутренних дел;
- изучение общественного мнения населения, в т.ч. путем проведения опросов;
- организация непосредственной работы с населением по месту жительства через привлечение жителей к участию в охране правопорядка.
Конкретные формы, в которых осуществляется работа по направлениям деятельности общественных объединений, следующие:
- институты наблюдателей от общественных организаций (общественные советы при территориальных органах внутренних
дел);
- рабочие группы для осуществления различных мероприятий общественных организаций;
- регулярные встречи с представителями национальных диаспор;
- проведение тематических круглых столов, семинаров, конференций;
- организация занятий, учебы с различными группами населения (школьниками, жителями и др.) по проблематике безопасности и поддержания правопорядка;
- проведение информационно-пропагандистских акций;
- проведение благотворительных акций по оказанию помощи социально уязвимым группам населения (детям-сиротам, инвалидам и др.);
- организация тематических олимпиад среди молодежи по правоохранительной проблематике, организация выездных оздоровительных и других культурно-массовых мероприятий для молодежи (юных правозащитников, трудных подростков и др.);
- проведение тематических автопробегов с организацией викторин, конкурсов и соревнований;
- организация прямой «горячей линии» для населения;
- выезды в населенные пункты комплексных бригад (общественных приемных) сотрудников полиции, членов общественного совета, психологов, юристов;
- организация обучающих семинаров для общественников, принимающих активное участие в правоохранительной деятельности;
- организация шефства над образовательными заведениями, в которых учатся дети погибших сотрудников внутренних дел;
- посещения дежурных частей для контроля за регистрацией заявлений и обращений граждан и соблюдения их прав.
Направления деятельности общественных объединений, реализуемые в разнообразных формах, могут осуществляться следующими методами:
- дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов;
- разработка методических рекомендаций для членов общественных объединений;
- совместные профилактические встречи с представителями органов внутренних дел лидерами студенческих национальных
общин;
- совместные рейды с сотрудниками органов внутренних дел (в частности, по предотвращению скупки краденных мобильных телефонов, соблюдения порядка в ночных клубах и т.п.);
- работа молодежного отряда полиции;
- проведение консультирования по правовым вопросам и психологической помощи нуждающимся жителям;
- участие в комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей, мониторинг и изучение вакансий;
- организация трансляции информационно-пропагандистских роликов для пассажиров;
- проведение уроков медиабезопасности;
- разработка приложения для мобильных телефонов «Мобильная полиция»;
- проведение опросов (анкетирования) посетителей дежурных частей.
Поскольку, как показывают социологические исследования, население чаще всего контактирует с сотрудниками ГИБДД (и чаще всего высказывают критические замечания в их адрес), полезно воспользоваться богатым опытом взаимодействия органов внутренних дел в лице ГАИ с гражданами в советское время.
Взаимодействие представителей общественности с государственными учреждениями и правоохранительными органами (в частности, с ГАИ) осуществлялось путем совместной работы сотрудников и общественных инспекторов, добровольных народных дружин из числа наиболее опытных представителей автотранспортных предприятий и обществ автомобилистов (ВОА).
Сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям:
- агитационно-массовая работа;
- образовательная деятельность;
- развитие научной и конструкторской мысли;
- повышение безопасности дорожного движения.
К основным задачам общественных инспекторов и добровольных народных дружин были отнесены охрана прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений. Дружины осуществляли свою деятельность путем патрулирования и выставления постов, проведения индивидуальной и воспитательной работы.
Характер возлагаемых на дружины задач позволяет сделать вывод о том, что в целом дружинники при исполнении своих обязанностей выполняли вспомогательные функции по обеспечению безопасности дорожного движения (такие, как осуществление пропаганды безопасности движения, проведение совместных профилактических мероприятий, охрана места ДТП и оказание посильной
помощи пострадавшим - при выезде на место ДТП совместно с сотрудниками ГАИ).
Заслуживает внимания такой опыт работы, как организация общественных постов. Подобное начинание полезно в ситуации, когда в связи со сложной аварийной обстановкой в конкретной местности, которая обусловлена увеличением количества транспортных средств, а силы ГИБДД малочисленны и их увеличение не предусматривается.
Высокоэффективной формой работы общественных формирований зарекомендовала себя такая форма, как внештатные подразделения дорожно-патрульной службы.
Эти подразделения формируются из владельцев собственных автомобилей, в их задачи входит:
- систематическая воспитательная работа в отношении членов этих организаций - владельцев транспортных средств;
- организация изучения школьниками Правил дорожного движения;
- оборудование кабинетов и уголков безопасности движения, стендов, другой наглядной агитации;
- обеспечение безопасности движения детей в районе школы и местах проведения массовых мероприятий.
Традиционно выделяются следующие формы организации и планирования деятельности общественных объединений по реализации их функций:
- установление регулярности проведения заседаний общественных объединений;
- планирование работы;
- разработка итоговых документов (справок, отчетов);
- учеба членов общественных объединений, разработка методических рекомендаций;
- организация обмена практическим опытом работы общественных объединений всех уровней, разработка памяток о правах и обязанностях.
Общественные объединения создаются для совместного отстаивания и реализации общих интересов, осуществляют функцию посредничества между государством, призванным обеспечить всеобщий интерес, и гражданским обществом, представляющим собой сочетание частных, групповых интересов, в процессе реформирования политического курса, в рамках которого индивидуальные, коллективные, групповые интересы интегрируются в единый общественный интерес. Для организации взаимодействия и сотрудничества полиции с институтами гражданского общества имеется необходимая правовая база.
Важность организации и планирования сотрудничества МВД России, его территориальных органов и общественных объединений коренятся не только в вопросах имиджа правоохранительных органов и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного многонационального государства и стремительно развивающегося мультикультур-ного общества обязывают власть и общество находить пути к взаимопониманию и налаживать мосты для цивилизованной формы взаимодействия, переговоров в различных областях общественной жизни.
Заключение. Сегодня общественные объединения являются важным звеном правозащитного механизма. При этом, государственная система обеспечения правопорядка не может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан.
В проведенном нами исследовании взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности, мы достигли поставленных в работе цели и задач, а также сформулировали ряд выводов:
1. В настоящее время активно формируется концепция "партнерских взаимоотношений" органов внутренних дел и общества.
Она базируется на применяемом во многих демократических зарубежных странах принципе "активного социального партнерства". Безусловно, существуют позитивные тенденции внедрения такой политики взаимодействия общества и органов внутренних дел, но при этом наблюдается и ряд проблем, создающих существенные затруднения в развитии данной сферы общественных отношений.
2. Отсутствует единое нормативное закрепление системы принципов сотрудничества правоохранительных органов и общества. Необходимость проведения правовой регламентации руководящих начал взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений, а также волонтерских организаций правоохранительной деятельности обусловлена, прежде всего, общей значимостью принципов права.
3. Следует отметить существующую в настоящее время проблему доверия общественности к органам внутренних дел. Задача "получения" доверия общества, путем добросовестного исполнения своих обязанностей, должна быть одной из приоритетных для правоохранительных структур современного государства.
4. Обширная нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и волонтерскими организациями правоохранительной деятельности, несколько затрудняет практику применения. Доступность и ясность позиции законодателя позволит сделать такое сотрудничество более эффективным.
5. Следует отметить многообразие форм взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений, а так же волонтерских организаций правоохранительной направленности. Данный факт является крайне позитивным в вопросе сотрудничества
государства и общества и позволяет проводить обширный комплекс совместных мероприятий.
6. В настоящее время в Российской Федерации безусловным является существование четырех видов организаций, которые сотрудничают с органами внутренних дел при реализации ими правоохранительной, предупредительной и иных функций, а именно: общественные объединения правоохранительной направленности, народные дружины, казачьи общества, религиозные организации. Каждая из них сотрудничает с правоохранительными органами в разных направлениях, которые иногда могут совпадать в связи с общностью поставленных целей.
7. Анализ официальной статистики позволил сделать вывод о высокой эффективности привлечения граждан к охране правопорядка посредством реализации различных программ.
Так, во многих субъектах Российской Федерации создаются специальные совместные проекты Министерства внутренних дел Российской Федерации и специальных общественных объединений.
Благодаря этому, граждане могут участвовать в проведение проверок объектов торговли, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, оказывать содействие сотрудникам Госавтоинспекции в пресечении нарушений правил дорожного движения и проведении профилактической работы и т.п.
В. Изучение зарубежного опыта участия общества в деятельности правоохранительных органов является необходимым аспектом для развития отечественного законодательства и практики применения. На наш взгляд, возможно заимствование некоторых зарубежных форм сотрудничества органов внутренних дел и общественных объединений, а также волонтерских организаций правоохранительной деятельности.
Наиболее подходящими для Российской Федерации мы находим следующие: программа "присмотр за соседом", предполагающая связь населения и правоохранительных органов посредством телекоммуникаций, проведение специальной физической подготовки граждан, сотрудничающих с правоохранительными органами, а так же заимствование мер и форм проведения правовых воспитательных работ с населением.
9. При применение зарубежного опыта взаимодействия правоохранительных органов и населения следует учитывать различия менталитета, которые не позволяют внедрять некоторые программы взаимодействия правоохранительных органов и общественности, применяемые в зарубежных странах.
10. Наконец, только комплексная реализация предложенных нами мер по повышению эффективности взаимодействия общества и органов внутренних дел позволит создать в России современную, авторитетную и работоспособную систему органов внутренних дел, поможет в получение доверия граждан к правоохранительным органам и расширит сферы их взаимодействия.
Библиография:
1. Елагин А.Г. Общественные объединения в системе обеспечения безопасности I Органы внутренних дел и гражданское общество: проблемы взаимодействия в обеспечении безопасности личности, общества и государства [Электронный ресурс]: сб.трудов межвуз. науч. семинара I Академия управления МВД России; редкол. В.Н. Бутылин (пред.) [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 42.
2. Яковлева Е.И., Яковлев К.Л. Безопасность государства, общества, личности и участие общественности в ее обеспечении (1917-1930 гг.) I Органы внутренних дел и гражданское общество: проблемы взаимодействия в обеспечении безопасности личности, общества и государства [Электронный ресурс]: сб. трудов межвуз. науч. семинара I Академия управления МВД России; редкол. В.Н. Бутылин (пред.) [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 120, 121, 123.
3. Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 14.
4. Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X - нач.XX вв.). М., 1998. С. 3.
5. По данным Министерства юстиции Российской Федерации число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в России, на 1 января 2014 г. составляет 103325. См.: Россия в цифрах - 2014 г. [Электронный ресурс] II Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL
6. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом. - URL: http:IIpolis.osce.org (дата обращения: 01.03.2015).
7. Щеголева Н. В. Полиция и общество: система и люди II Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 267-2б9.
8. Гавриленко В. И. Гражданское общество и правовое государство: проблема обеспечения синхронного развития II Конституционное развитие России : межвуз. сб. науч. ст. - Саратов, 2006. - Вып. 7. - С. 36.
9. Международные акты о правах человека : сб. док. - М., 1998. - С. 537 ; Международная защита прав и свобод человека : сб. док. - М., 1990. - С. 319-325. 5. URL: http://www.levada.ru/press/2010021 б05. html (дата обращения: 15.02.2015).
References (transliterated):
1. Elagin A.G. Obshchestvennye ob"edineniya v sisteme obespecheniya bezopasnosti / Organy vnutrennih del i grazhdanskoe obshchestvo: problemy vzaimodejstviya v obespechenii bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva [Elektronnyj resurs]: sb.trudov mezhvuz. nauch. seminara / Akademiya upravleniya MVD Rossii; redkol. V.N. Butylin (pred.) [i dr.]. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2010. S. 42.
2. YAkovleva E.I., YAkovlev K.L. Bezopasnost' gosudarstva, obshchestva, lichnosti i uchastie obshchestvennosti v ee obespechenii (1917-1930 gg.) / Organy vnutren-nih del i grazhdanskoe obshchestvo: problemy vzaimodejstviya v obespechenii bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva [Elektronnyj resurs]: sb. trudov mezhvuz. nauch. seminara / Akademiya upravleniya MVD Rossii; redkol. V.N. Butylin (pred.) [i dr.]. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2010. S. 120, 121, 123.
3. Gerasimenko A.N. Informacionnoe obespechenie vzaimodejstviya organov vnutrennih del s obshchestvennymi ob"edineniyami po ohrane pravoporyadka (or-ganizacionnye ¡ pravovye voprosy): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 14.
4. Elinskij V.l., Isakov V.M. Stanovlenie ¡ razvitie ugolovnogo syska v Rossii (I - nach. 11 vv.). M., 1998. S. 3.
5. Po dannym Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii chisio obshchestvennyh ob"edinenij i organizacij, zaregistrirovannyh v Rossii, na 1 yanvarya 2014 g. sostavlyaet 103325. Sm.: Rossiya v cifrah - 2014 g. [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL
6. Organizaciya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. Nailuchshaya praktika postroeniya partnerstva mezhdu policiej i obshchestvom. - URL: http://polis.osce.org (data obrashcheniya: 01.03.2015).
7. SHCHegoleva N. V. Policiya i obshchestvo: sistema i lyudi // Molodoj uchenyj. - 2013. - № 2. - S. 2б7-2б9.
В. Gavrilenko V. I. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problema obespecheniya sinhronnogo razvitiya // Konstitucionnoe razvitie Rossii : mezhvuz. sb. nauch. st. - Saratov, 200б. - Vyp. 7. - S. 3б.
9. Mezhdunarodnye akty o pravah cheloveka : sb. dok. - M., 199В. - S. 537 ; Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka : sb. dok. - M., 1990. - S. 319-325. 5. URL: http://www.levada.ru/press/2010021 б05. html (data obrashcheniya: 15.02.2015).