Корнеев Вадим Владимирович
заместитель начальника Краснодарского университета МВД России по заочному обучению
Корнеев Дмитрий Вадимович оперуполномоченный Департамента уголовного розыска МВД России
(тел.: 88612585146)
Взаимодействие отраслевых служб как одна из функций оперативно-зонального контроля
Аннотация
Раскрывается понятие взаимодействия отраслевых служб, рассматриваются принципы взаимодействия, субъекты организации внутреннего взаимодействия органов внутренних дел, функции начальника ОВД как организатора взаимодействия подчиненных служб и подразделений.
Annotation
the notion of the interaction of the branch services is opened, are considered principles of the interaction, subjects to organizations of the internal interaction organ internal deals, functions of the chief DIA as organizer of the interaction of the subordinated services and subdivisions.
Ключевые слова: взаимодействие, отраслевые службы, субъекты организации взаимодействия, содействие в выполнении мероприятий, планирование, принципы взаимодействия.
Key words: interaction, branch services, subjects to organizations of the interaction, assistance in execution action, planning, principles of the interaction.
Зональный контроль - вид управленческой деятельности, заключающийся в наблюдении и анализе результатов управленческого воздействия подразделений аппарата, а также подготовке для руководства МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в отношении контролируемых органов проектов комплексных управленческих решений краткосрочного и перспективного характера с последующим контролем за их выполнением.
Основная цель оперативно-зонального контроля состоит в своевременном выявлении причин негативных изменений оперативной обстановки, организационном обеспечении разработки и реализации комплексных мер повышения результативности использования сил и средств органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка на территории республики, края, области, города, района с учетом специфики зон обслуживания.
Практическая деятельность показывает, что и сегодня в системе аппаратов МВД, ГУВД, УВД наиболее сложно решаются проблемы, находящиеся на стыке нескольких служб. Очень часто, вместо того чтобы взять на себя ответственность за организацию выполнения поставленных задач, руководители служб
стремятся переложить ответственность друг на друга. Одна из целей зонального контроля -помочь руководителям во взаимодействии друг с другом решать комплексные проблемы.
Так, одной из функций оперативно-зонального контроля является обеспечение тесного взаимодействия отраслевых служб.
Взаимодействие структурных подразделений органов внутренних дел не является каким-то особым состоянием, возникающим лишь при возникновении одних обстоятельств или прекращающимися при наступлении других. Наоборот, взаимодействие - это постоянное и необходимое условие существования и успешного функционирования органов внутренних дел [1, с. 6].
Организация взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел по своей сути является управленческим воплощением комплексного подхода к использованию сил и средств данного органа внутренних дел в борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка.
Необходимость комплексного подхода применительно к использованию сил и средств органов внутренних дел обусловлена рядом объективных предпосылок, таких как:
противоречие между комплексным характером
135
объекта воздействия (например, преступности) и структурной разобщенностью служб и подразделений ОВД;
невозможность эффективного решения проблем, стоящих перед отдельными службами и подразделениями органа внутренних дел, собственными силами и средствами данной службы или подразделения;
недостатки организационного и
психологического характера, присущие узкоотраслевому подходу;
невозможность восприятия проблемы в целом, преувеличение значения "своей" службы в решении общей задачи, желание показать "себя" в лучшем свете и т.п.;
информационная перегруженность и связанное с ней уменьшение объема информации, а также необходимость одновременного использования одного и того же источника информации несколькими службами;
процесс специализации работников органов внутренних дел (даже в пределах одной службы), вызывающей необходимость интеграции высоко профессиональных возможностей нескольких работников для решения одной задачи;
нормативное закрепление обязательности совместных действий работников различных служб и подразделений по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
В литературе по управлению под взаимодействием понимается согласованная по целям, задачам, месту и времени совместная деятельность субъектов (в нашем случае - служб и подразделений органа внутренних дел).
Кроме цели, задач, места и времени проведения мероприятий, согласовываются также выделяемые силы и средства, конкретизируются задачи, выполняемые сотрудниками взаимодействующих служб и подразделений.
Таким образом, целью внутреннего взаимодействия выступает необходимость наиболее полного и эффективного использования возможностей различных служб и подразделений горрайоргана внутренних дел для решения поставленных перед ними задач.
Наукой и практикой выработаны основополагающие начала или принципы взаимодействия, правильное соблюдение которых позволяет обеспечить связь между службами, объединять и согласовывать их усилия для достижения общих интересов, успешно преодолевать возникающие противоречия между ними.
К основным принципам взаимодействия относятся:
- соблюдение законности;
постоянная направленность согласованных действий различных служб и подразделений на достижение положительного конечного результата;
деятельность каждого участника взаимодействия в пределах своей компетенции.
Вряд ли можно с достаточной полнотой перечислить все конкретные формы взаимодействия служб и подразделений горрайорганов внутренних дел. Многообразие этих форм объясняется многогранностью решаемых оперативно-служебных задач, динамикой и многовариантностью конкретных условий, в которых протекает деятельность того или иного горрайоргана. И все же можно сгруппировать многочисленные формы взаимодействия в следующие категории:
обмен информацией. Прежде всего, иметь в виду направление соответствующей информации взаимодействующим службам и подразделениям. В них сообщаются интересующие и необходимые им сведения. Притом, чтобы активизировать совместную деятельность, каждая служба должна проявлять инициативу и предоставлять сотрудникам иных служб информацию, которая может им быть полезна, не ожидая формальных просьб или запросов. В этой части остается много неиспользованных резервов;
совместное обсуждение имеющейся информации для принятия управленческого решения. Оно может проходить, во-первых, на совместных оперативных совещаниях сотрудников различных служб; во-вторых, на оперативном совещании при начальнике органа внутренних дел; в-третьих, на оперативном совещании при начальнике ведущей во взаимодействии службы с участием представителей иных взаимодействующих служб.
По результатам обсуждения начальники взаимодействующих служб или начальник органа внутренних дел принимают соответствующее решение, которое является основой для дальнейшего, более тесного, взаимодействия;
выполнение отдельных мероприятий по просьбе иной службы. Эта форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и конкретно определить круг задач, которые необходимо решить в ходе проведения такого мероприятия.
Служба, проводящая соответствующее мероприятие, должна сообщить о его результатах партнеру по взаимодействию;
__________________________________136
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • №2
согласованное планирование мероприятий. Оно осуществляется двумя основными способами. Во-первых, это составление самостоятельных планов взаимодействующих служб, в которых планируемые мероприятия согласованы по целям, месту, времени, выделяемым силам и средствам. Во-вторых, это составление единого совместного п л а н а м е р о п рия тий, у т в ер жд а е м о г о
руководителями взаимодействующих служб или руководителем горрайоргана внутренних дел.
Вопрос о том, какой вид планирования избрать, решается руководителями взаимодействующих служб, исходя из реальной обстановки и поставленных перед ними целей. Как правило, единый, совместный план мероприятий разрабатывается при создании совместных групп для выполнения особо сложных заданий;
оказание содействия в выполнении мероприятий другой службой. Такое содействие может осуществляться самими разнообразными способами. Можно выделить три основных вида содействия.
Во-первых, это информационное обеспечение проводимого мероприятия. В данном случае одна из взаимодействующих служб обеспечивает другую, проводящую мероприятия, необходимыми для успешной деятельности сведениями. Например, служба ОБЭП предоставляет информацию следственному подразделению о местонахождении материальных ценностей, которая необходима для целенаправленного проведения обысков.
Во-вторых, содействие может оказываться в виде выделения в помощь иной службе сотрудников и средств, которые задействуются для проведения мероприятия. Например, силы и средства службы ГИБДД могут оказать помощь работникам уголовного розыска в задержании преступников, использующих в своей преступной деятельности автотранспорт.
В-третьих, содействие взаимодействующей службе оказывается в виде создания необходимых условий для проведения какого-либо мероприятия. Например, до осмотра места происшествия следователем, участковый инспектор обеспечивает его охрану и сохранность обстановки;
совместное проведение отдельных мероприятий. Оно применяется в тех случаях, когда такое мероприятие направлено на решение задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В этих случаях может создаваться и временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб. Перед каждым участником группы ставится конкретная задача. Совместно
вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена информацией в ходе его проведения. После выполнения мероприятия группа распадается;
создание специальной группы для решения конкретных задач. При этом в отличие от образования группы для выполнения отдельного мероприятия, создается группа на более или менее длительный срок, и ее работа не ограничивается проведением отдельного мероприятия. К таким группам относятся также специальные группы, создаваемые для проведения различных операций в особых условиях.
Как видно, формы, в которых реализуется внутреннее взаимодействие в системе управления горрайорганами внутренних дел, разнообразны.
Использование той или иной из них определяется спецификой оперативной обстановки, особенностями субъектов, участвующими во взаимодействии, имеющимися силами и средствами, целями и задачами, на решение которых направлено осуществляемое взаимодействие, и другими факторами.
Основным субъектом организации внутреннего взаимодействия выступает начальник органа внутренних дел (ОВД). В ряде случаев субъектами организации взаимодействия становятся заместители начальника ОВД по должности (по прямому указанию начальника, либо в отношении курируемых служб), а также в определенных ситуациях - штаб, дежурная часть.
Если штаб на систематической основе осуществляет отслеживание, прогнозирование оперативной обстановки, планирование совместных мероприятий на определенный период и перспективу, то дежурная часть органа внутренних дел является органом повседневного управления и организации взаимодействия всех служб, участвующих, например, в раскрытии и расследовании преступлений, обеспечении охраны общественного порядка и т.д.
Для выполнения указанных задач дежурные части и штабы наделены организационнораспорядительными полномочиями в отношении соответствующих сил и средств. Отражая в той или иной степени интересы всех служб органов внутренних дел, дежурная часть и штабы являются в своей совокупности координирующим центром их деятельности.
Права и обязанности начальника как организатора взаимодействия в горрайоргане определены рядом нормативных актов.
Так, в Наставлении по организации работ городских, районных органов внутренних дел и
137
линейных органов внутренних дел на транспорте и в других ведомственных нормативных актах именно на начальника возложена ответственность за организацию взаимодействия всех служб и подразделений горрайоргана.
Как организатор взаимодействия подчиненных служб и подразделений начальник ОВД:
определяет конкретные проблемы, стоящие перед ОВД и требующие решения на базе комплексного подхода;
на основе определенных проблем детализирует необходимые задачи, которые предстоит решать службе или подразделению, участвующему во взаимодействии;
осуществляет планирование взаимодействия, его обеспечение людскими и материальными ресурсами;
в необходимых случаях осуществляет непосредственное руководство мероприятиями по взаимодействию;
контролирует ход взаимодействия и его результаты;
обеспечивает использование достижение науки и передового опыта в осуществлении взаимодействия.
Непосредственно начальником
взаимодействие организуется в следующих случаях:
когда это прямо предписано в нормативных актах;
когда в решении задачи принимают участие все или большинство подразделений горрайлинорганов;
когда исполняется решение, имеющее особое значение;
когда в силу тех или иных причин он не может поручить организацию взаимодействия другому лицу.
Начальник органа внутренних дел организует взаимодействие не от случая к случаю, а систематически.
Организационной основой взаимодействия служб и подразделений горрайоргана внутренних дел являются план основных организационных мероприятий ОВД, а также различные специальные планы (на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств и др.)
В них предусматриваются совместные мероприятия отраслевых служб. Начальник организует выполнение этих планов. Его роль заключается в создании для участников взаимодействия условий, необходимых для успешного решения поставленных перед ними задач (материально-технические, правовое, психологическое обеспечение деятельности исполнителей,сосредоточение их внимания на
решение основных аспектов совместной деятельности и др.)
Обязанностью начальника горрайоргана является также организация взаимодействия с другими органами внутренних дел.
Любой орган, функционирующий на определенной территории обслуживания, находится в территориальном соприкосновении с другими органами внутренних дел - на транспорте, специальных объектах, с исправительно-трудовыми учреждениями, учебными заведениями и другими подразделениями системы МВД РФ, а также с органом внутренних дел сопредельных районов.
Основные принципы и формы взаимодействия в этих случаях такие же, как и указанные выше: совместное планирование и проведение мероприятий, обмен информацией и так далее.
Начальник ОВД должен сам выбирать оптимальные методы и формы организации взаимодействия, очередность и масштабы осуществления мероприятий по взаимодействию.
Так, в последние годы получила развитие совместная разработка планов взаимодействия органов внутренних дел сопредельных районов и органов внутренних дел на транспорте по раскрытию преступлений и задержанию преступников.
Наиболее распространенной формой взаимодействия горрайоргана с органом внутренних дел на транспорте, соседними ОВД или Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН) является взаимная информация по всем взаимно интересующим вопросам. Характер такой информации может быть различным -начиная от описания примет похищенных предметов и лиц, подозреваемых в совершении преступления, до сведений, полученных оперативным путем, о готовящемся преступлении, совершение которого предположительно может произойти на территории обслуживания горрайоргана, куда направляется данная информация.
Одной из форм взаимодействия является непосредственное сотрудничество, совместное участие в проведении той или иной работы в сфере оперативно-служебной деятельности, в том числе и в деле борьбы с преступностью. С необходимостью подобной формы сотрудничества нередко сталкиваются следователи и оперативные работники определенных районов, в соответствии со специальными планами по розыску скрывшихся преступников, задержанию вооруженных преступников, розыску угнанного автотранспорта.
При осуществления охраны общественного
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • №2
порядка взаимодействие выступает главным образом в форме непосредственного участия в конкретных мероприятиях различного характера
- общественно-политических, культурномассовых, спортивных, при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.д.
Во всех указанных случаях деятельность горрайлинорганов внутренних дел осуществляется по специальным планам. Если мероприятие затрагивает деятельность нескольких горрайлинорганов, то координацию их работы и контроль, а нередко и непосредственное руководство охраной общественного порядка, осуществляет вышестоящий орган внутренних дел - МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Но в некоторых случаях, когда событие происходит на территории одного города или района, координацию деятельности горрайоргана, органа внутренних дел на транспорте, ФСИН, учебных заведений и других учреждений МВД, дислоцирующихся в этом городе или районе, может осуществлять начальник ГРОВД в качестве старшего оперативного начальника.
В организации взаимодействия важное место занимают психологические проблемы руководства. Основными направлениями реализации психологических рекомендаций являются:
совершенствование взаимодействия с учетом психологических возможностей, связанных с личностью руководителя;
повышение результативности взаимодействия за счет нормализации межличностных отношений;
смягчение и снятие нежелательных психологических последствий, вытекающих из н е г а т и в н ы х у с л о в и й нес ен ия с л у жб ы взаимодействующими работниками горрайоргана внутренних дел.
Большое значение имеют личные качества руководителя - организатора взаимодействия, его компетентность, умение снимать напряженность, воздействовать на подчиненных не только командными рычагами, но и непосредственно личным примером. Руководя коллективом, нельзя забывать об отдельных людях. Надо по возможности знать каждого и уметь подойти к нему так, чтобы он чувствовал уважительное к себе отношение. Только при этом условии каждый будет испытывать радость работы в коллективе, что ведет к более эффективному достижению ожидаемых конечных результатов.
При коллективном характере оперативнослужебной деятельности ОВД особое значение приобретает тот факт, что взаимодействие - не только совместная деятельность сотрудников различных служб, но и их взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, что, прежде всего, зависит от создания и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе.
Литература
1. Усков В. М., Кипман Н. Н. Организация внутреннего и внешнего взаимодействия при выполнении оперативно-служебных задач: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 1998.
139