Научная статья на тему 'Развитие системы контроля как элемента управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел'

Развитие системы контроля как элемента управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВЫЕ СЛУЖБЫ / СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BRANCH SERVICES / SUBJECTS TO ORGANIZATIONS OF THE INTERACTION / DATAWARE / MANAGEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович, Корнеев Дмитрий Вадимович

Рассматривается проблематика системы зонального контроля, виды управленческой деятельности, применяемые на практике, определяется сущность информационного обеспечения деятельности зональных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович, Корнеев Дмитрий Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы контроля как элемента управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел»

Корнеев Вадим Владимирович

заместитель начальника Краснодарского университета МВД России

Корнеев Дмитрий Вадимович старший оперуполномоченный ДепУР МВД России

(тел.: 88612585146)

Развитие системы контроля как элемента управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел

Аннотация

Рассматривается проблематика системы зонального контроля, виды управленческой деятельности, применяемые на практике, определяется сущность информационного обеспечения деятельности зональных работников.

Annotation

It is considered problem of the system of the zonal checking, types to management activity, applicable in practice, is defined essence of the dataware to activity zonal workman.

Ключевые слова: отраслевые службы, субъекты организации взаимодействия, информационное обеспечение, управленческая деятельность.

Key words: branch services, subjects to organizations of the interaction, dataware, management activity.

Практическая деятельность показывает, что и сегодня в системе аппаратов МВД, ГУВД, УВД наиболее сложно решаются проблемы, находящиеся на стыке нескольких служб. Очень часто, вместо того чтобы взять на себя ответственность за организацию выполнения поставленных задач, руководители служб стремятся переложить ответственность друг на друга. Одна из целей зонального контроля - помочь руководителям во взаимодействии друг с другом решать комплексные проблемы.

Представляет весьма большой интерес ответ на вопрос: "Считаете ли вы возможным сосредоточить весь оперативно-зональный контроль за ГРОВД в одном из подразделений в составе Штаба?" Подавляющее большинство (80%) ответило категорическим нет, и только 20% посчитало это возможным. На поставленный всед за этим вопрос, можно ли ограничиться только отраслевым контролем за деятельностью ГРОВД 92% опрошенных ответили отрицательно и только 6% согласились с этим утверждением.

Это- ответ на поступающие предложения некоторых руководителей штабных подразделений МВД, ГУВД, УВД, о создании специализированного структурного

подразделения внутри штаба, на которое

необходимо полностью возложить выполнения всех функции по оперативному управлению подчиненными органами внутренних дел. Практические работники отраслевых служб считают это нереальным и малоэффективным.

Достаточно интересно было проанализировать блок вопросов о применяемых на практике формах и методах зонального контроля, что дает возможность выяснить, насколько отвечавшие компетентно разбираются в проблемах управления. При каких же условиях руководители в аппарате МВД считают возможным централизованное управленческое оперативное вмешательство МВД в деятельность ГРОВД?

Лидирующее положение делят два мнения: первое, явное ухудшение результатов деятельности ГРОВД в целом или по линиям служб (68%); второе, внезапное обострение оперативной обстановки, выражающееся в создании чрезвычайной ситуации (58%). Только треть респодентов отметила - решение комплексной проблемы, 26 % - необходимость осуществления широких профилактических мероприятий по нормализации оперативной обстановки. Каждый пятый (20%) склонен считать указанное вмешательство возможным. И только при наличии сложных условий внешней среды функционирования или при неблагоприятном прогнозе возможного развития криминогенной

107

ситуации. В абсолютном меньшинстве оказалась точка зрения. Обосновывающая необходимость централизованного вмешательства

вышестоящих органов в деятельность ГРОВД -наличием сложных условий внутренней среды всего 8%.

Таким образом видно, что продолжает преобладать стремление действовать лишь при явном наступлении неблагоприятных явлений и тенденций в оперативной обстановке или наступлении ситуации, связанной с каким-либо чрезвычайным происшествием. В то же время, крайне редко принимается во внимание неблагоприятный возможный прогноз и состояние внешней среды, которые изучаются и анализируются недостаточно, так как сотрудник не знакомы с методической базой и отсутствуют необходимые статистические данные. Не уяснено до конца требование приказа МВД РФ от 30.12.2001 г. №1220 уделять наибольшее внимание "решению проблем, выходящих за пределы компетенции" горрайорганов внутренних дел. Не стало одним из приоритетов деятельности руководителей аппарата МВД решение вопросов методического и ресурсного обеспечения деятельности ГРОВД, упорядочения их внутриорганизационной деятельности.

Какие виды управленческой деятельности наиболее часто применяются в практике МВД при осуществлении оперативно-зонального контроля? Приоритет отдан оказанию практической помощи (66%). Следующим по наибольшему числу процентов стоит инспектирование, контрольные и целевые проверки (50%). Непосредственное наблюдение за работой ГРОВД, отдельных служб или работников в ходе командировок осуществляет 44%, 38% - изучают статистику. Каждый третий отметил такие виды управленческой деятельности как изучение справок, отчетов и заслушивания, отчеты работников с мест. Наименее популярны проверки деятельности отдельных служб или работников ГРОВД (22%) и проведение учений, тренировок (12%). При проведении проверок и оказании практической помощи, когда формируются бригады из сотрудников аппарата министерства, зональное закрепление работников выдерживается в основном (70%0, что оно выдерживается строго, отметило 16%, а 12% - категорически заявило, что такое закрепление не выдерживается. Таким образом, мы видим, что преобладают традиционные и широко распространенные для деятельности вышестоящих органов внутренних дел, формы работы с подчиненными

горрайорганами: оказание практической помощи, инспектирование, контрольные и целевые проверки. Эти виды управленческой деятельности мы можем напрямую указать с критериями эффективности осуществления зонального контроля, в котором используются две основные вышеуказанные формы. За такой критерий, как улучшение раскрываемости преступлений, высказалось 54% респондентов. Следующим по уровню значимости идет повышение уровня организаторской работы руководителей ГРОВД

- 50%. Повышение уровня исполнительской дисциплины в ГРОВД - отметило 46% опрошенных и 42% - повышение уровня профессиональной готовности работников ГРОВД, что явно не соответствует игнорируемому такому виду управленческой деятельности как проведение учений и тренировок, который оказался в абсолютном меньшинстве. Улучшению профилактической работы ГРОВД отдали предпочтение 22%, по 20% отдано сокращению преступности, недопущению ЧП и нарушений. Только 16% обратило внимание на отсутствие случаев нарушений законности. Итак, три первых критерия напрямую связаны друг с другом и вполне могут соответствовать таким видам управленческой деятельности как оказание комплексной практической помощи и инспектирование с контрольными и целевыми проверками. Именно с их помощью в значительной степени достигается наиболее существенное и прямое воздействие на конечные результаты работы горрайорганов, возникает возможность добиться повышения уровня организаторской работы и исполнительской дисциплины.

Вместе с тем, у практиков менее популярны такие показатели, как улучшение профилактической работы, сокращение преступности, недопущение ЧП, которые не только весьма трудно спрогнозировать, но и на которые практически невозможно воздействовать.

Следует заметить, что есть целый комплекс взаимосвязанных показателей, которые в условиях линейно-отраслевого управления рассредоточены по различным службам и подразделениям аппарата министерства и которые необходимо собрать в единый информационный поток. Лишь так мы можем достаточно объективно отразить общую картину состояния дел в зоне, которая подлежит анализу и оценке на предмет получения выводов об эффективности проводимой деятельности. Показатели, характеризующие отдельные

___________________________________108

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

стороны деятельности горрайорганов, могут быть использованы в качестве критериев оценки эффективности лишь в своей совокупности. В данном случае мы можем видеть взаимосвязанную цепочку: состояние

преступности и правонарушительства в целом -криминогенно значимые факторы внешней среды

- ресурсное обеспечение - организаторская работа - результаты оперативно-служебной деятельности. Это позволяет выделить конкретные точки соответствующих управленческих воздействий.

Как показало анкетирование, основной массив формируемой информации, используемой при осуществлении зонального контроля, составляют справки проверок ГРОВД (84%) и сведения ИЦ МВД (82%). Литерные дела отраслевых служб отмечены в 30% случаев и в 26% - респонденты посчитали возможным указать оперативную информацию дежурной части МВД. На вопрос, используете ли вы в своей практической деятельности по осуществлению зонального контроля информационно-аналитические данные других служб, разброс мнений был небольшой по трем позициям: использую обязательно и пользуюсь данными ИЦ - отметило 40% анкетируемых; иногда обращается к информационно-аналитическим данным других служб -38%; используют только данные своей службы -18%; 4% такие данные не используют, так как не имеют к ним доступа. Вышеуказанные ответы вполне закономерны с учетом ответов на ранее поставленный вопрос о проблемах зонального контроля, когда на первое место ими было поставлено слабое взаимодействие зональных работников разных служб. Это, прежде всего, касается сферы информационного обеспечения. Предпочтение отдается сведениями ИЦ, как наиболее доступному источнику информации.

В конечном итоге результаты анкетирования показали, что практическими работниками зональный контроль понимается в упрощенном виде, прежде всего как контрольная функция аппарата МВД, а не как система позволяющая обеспечивать оперативное управление нижестоящим подразделениями. В значительной мере проявляется скептицизм в ее эффективности, что связано с отсутствием нормативной и методической базы ее организации и функционирования. Следует еще также учесть. Что определенная часть респондентов при ответах на поставленные вопросы, предпочла уклончивую позицию, то есть указала, те позиции, которые им более всего понравились без учета того, что под ними

подразумевалось.

Всемерное повышение уровня организаторской работы горрайорганов внутренних дел, является значительным резервом улучшения работы органов внутренних дел на местах, поэтому требования по ее совершенствованию в полной мере относятся и к организации контроля.

Применительно к контрольной деятельности горрайорганов следует говорить о ее правовом, организационном и техническом обеспечении.

Правовой основой организации контроля в горрайоргане являются законы, подзаконные нормативные акты, регламентирующие этот вид работы. В них рассматриваются в основном общеорганизационные вопросы контроля безотносительно к конкретным системам и объекта контрольной деятельности. В практической же работе горрайорганов нередко возникает потребность в более четкой правовой регламентации контроля (была предложена инструкция по организации контроля в УВД, которая бы наделила субъекты контроля определенными правами и обязанностями, способствовала упорядочению контроля и создала реальные условия для его эффективного осуществления). Не рассматривая вновь эту проблему, отметим лишь необходимость ее быстрейшего разрешения.

Не менее важную роль в совершенствовании контрольной деятельности горрайорганов играет организационное обеспечение, которое предполагает устранение причин и условий, препятствующих осуществлению контроля.

К числу условий, способствующих осуществлению контроля, можно отнести создание системы контроля, обеспечение субъектов контрольной деятельности, оказание необходимой помощи субъектами контроля.

Организационный путь совершенствования контрольной деятельности можно представить следующим образом:

совершенствование организационной структуры горрайоргана;

четкое распределение должностных обязанностей среди субъектов контроля по осуществлению личного планирования руководителей;

использование информационных стендов и т.д. Существующие в настоящее время в горрайорганах системы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны. Они трудоемки, отличаются излишним многообразием форм и далеко не всегда базируются на научной основе. Из-за этого руководитель горрайоргана зачастую несвоевременно узнает о результатах исполнения.

109

А это приводит к лишним затратам рабочего времени, ослаблению исполнительской дисциплины, что в итоге снизит эффективность работы городских и районных органов внутренних дел.

Серьезным направлением совершенствования контрольной деятельности в системе горрайорганов внутренних дел является рационализация имеющихся форм и методов контроля. С ростом объема и усложнения задач, увеличивается поступление документов, а поэтому организовать систематическую и своевременную проверку их, пользуясь устаревшими формами и методами, становится все труднее, а иногда практически невозможно.

Система контроля будет результативный тогда, когда она разрабатывается с учетом особенностей ГРОВД, более совершенной технологии контроля.

К организационным средствам контроля относится разнообразные картотеки, планы, графики, диаграммы, карты, контрольные и контрольно-наблюдательные дела,

позволяющие судить о развитии процесса управления, стенды, отображающие особенности оперативной обстановки, расстановку сил и средств. На уровне горрайоргана внутренних дел целесообразно разработать карты для накопительного анализа, на них наносить преступления по линии уголовного розыска, показывать раскрываемость, остаток нераскрытых преступлений, преступность среди несовершеннолетних, уровень преступности, рецидив. К данной карте должна прилагаться карта-схема оперативно-розыскной деятельности, отображающая силы и средства аппарата, его качественные изменения, расстановку по местам концентрации преступного элемента и по отрасли народного хозяйства.

Умелое и рациональное использование технических средств, которыми с каждым годом оснащаются органы внутренних непременное условие успешной их деятельности. Особое значение эти средства имеют для организации четко налаженного контроля за деятельностью служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайорганов.

Техническое обеспечение контрольной деятельности предполагает внедрение для более эффективного осуществления трудовых операций по контролю различных средств. К ним можно отнести различные запоминающиеся устройства, вычислительную и оргтехнику, а также средства малой механизации. Так, например, в целях повышения контроля за исполнительской дисциплиной и результатами деятельности служб и подразделений ГУВД по

Пермской области. ведется освоение программы "Контроль" (в настоящее время используется в работе секретариата ГУВД) на базе локальной компьютерной сети УВД. В настоящее время локальной компьютерная сеть УВД города насчитывает более 70 персональных компьютеров, имеется выход в базу данных ГУВД Пермской области имеет компьютер ДЧ УВД и компьютер стационарного поста ГИБДД при въезде в город, что позволяет оперативно, в дежурные сутки проверять автотранспорт (на п р е д м е т о б н а р у жен ия у гн ан н о г о и л и похищенного), получать сведения о владельцах, о судимостях, об оружии, подучетных лицах и другой необходимой информации, активно ведется работа по формированию электронной адресной базы данных населения города. Разработаны конкретные программы в зависимости от специфики деятельности подразделений и служб.

Серьезного внимания заслуживает вопрос о дополнительной разработке научно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников. В УВД города Березники ежеквартально подводятся итоги работы служб УВД, ответственные за подведение - заместители начальника УВД. За основу берутся критерии оценок по основным направлениям деятельности, утвержденные приказом МВД РФ №650-06 г., и специально разработанные критерии - такие как, количество и результаты проведенных оперативных и профилактических мероприятий и т.д., в сравнении с прошедшей декадой и месяцем текущего года и аналогичным периодом прошлого года (соотношение количественного и в процентах). Для сосредоточения документов и информации, по этому направлению, имеется специальное литерное дело. Итоги подводятся с принципиальной и объективной оценкой результатов деятельности каждого сотрудника. По окончании каждой декады начальник УВД проводит оперативное совещание с заместителями начальнике УВД, на котором рассматриваются результаты работы в целом службы, возглавляемой заместителем и результаты деятельности коллектива УВД в целом, по выполнению стоящих перед ним задач, за декаду. Вносятся предложения по улучшению работы, ставятся задачи на следующую декаду. По аналогичной схеме подводят итоги на оперативных совещаниях заместители начальника УВД по своим службам и подразделениям, начальники подразделений со своими сотрудниками.

Как было сказано ранее, одним из требований,

___________________________________11Û

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

предъявляемых к контролю, является объективность. Препятствием реализации этого требования является объективность. Препятствием реализации этого требования отсутствие в настоящее время ряда научно обоснованных критериев, по которым можно было бы судить о действительном положении дел. Отсутствие четких критериев зачастую создает условия для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.

Одним из важных путей повышения эффективности контроля является сокращение потока "бумаг", направленных на места из ГУВД и других вышестоящих инстанций, которые затрудняет организацию контроля. Ярким отрицательным примером может служить работа по реализации указа Президента РФ № 1199 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта

и алкогольной продукции". Критерии оценки служб СКМ и МОБ не в полном объеме совпадают с обобщенной отчетностью УВД по форме "5-4" и "3-АЛК", что приводит к снижению объективности подведения итогов работы, возрастанию дискретности. Необходимо постоянно обобщать и распространять передовой опыт по применению новых методов контроля, шире использовать их на практике.

Таким образом, мы видим, что при распределении городских и районных органов внутренних дел по зонам не в полной мере учитываются особенности оперативной обстановки. Важным моментом в организации системы оперативно-зонального распределения необходимо учитывать не только оперативную обстановку, характеризующую регион, но и территориальные границы, сложившихся экономических комплексов, социальные, демографические и другие факторы.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.