Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСНОВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачёва Т. В., Федулова Я. А.

В статье рассматриваются вопросы подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности на основе взаимодействия основного и дополнительного образования. Показано особое место предмета ОБЖ в школьной программе. Изложены некоторые аспекты проектирования урока ОБЖ как основной формы организации обучения основам безопасности с учетом инновационных подходов. Представлен анализ программ дополнительного образования школ г. Мичуринска, направленных на формирование у обучающихся современного у ровня культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпачёва Т. В., Федулова Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION AS A BASIS FOR EFFECTIVE TEACHING OF SCHOOLCHILDREN IN SECURITY ISSUES

The article deals with the issues of training the younger generation in the field of life safety based on the interaction of basic and additional education. The special place of the subject of life safety in the school curriculum is shown. Some aspects of designing a OBZH lesson as the main form of organizing training in the basics of safety, taking into account innovative approaches, are outlined. The analysis of additional education programs of schools in Michurinsk, aimed at the formation of a modern level of safety culture among students, is given.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 373.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ

Татьяна Владимировна Карпачёва

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

mLchurinsk_68@mail.ru Яна Алексеевна Федулова

студент

Yana.Fedulova_03@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности на основе взаимодействия основного и дополнительного образования. Показано особое место предмета ОБЖ в школьной программе. Изложены некоторые аспекты проектирования урока ОБЖ как основной формы организации обучения основам безопасности с учетом инновационных подходов. Представлен анализ программ дополнительного образования школ г. Мичуринска, направленных на формирование у обучающихся современного у ровня культуры безопасности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, основное и дополнительное образование, педагогические инновации.

В современных условиях глобализации развития мировой экономики, увеличения потребительского отношения к окружающей среде, усложнения военно-политической ситуации в мире, роста природных, техногенных и социальных опасностей стал отчетливо определяться многофакторный кризис цивилизации и незащищенность самого человека в ней. Очевидно, что необходимо искать новые, более эффективные пути гармоничного развития общества на основе изменения потребительской психологии людей, формирования сознательной ориентации на безопасный и здоровый образ жизни, понимания важности сохранения и укрепления собственного здоровья, принятия общечеловеческих ценностей. Все вышеперечисленные показатели культуры безопасности являются неотъемлемой составляющей общей культуры человека ХХ! века. Немаловажную роль в формировании у подрастающего поколения современного уровня культуры безопасности играет школьный курс основ безопасности жизнедеятельности.

Школьный курс ОБЖ занимает особое место в школьной программе. Он неразрывно связан с жизнью, максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников дома, на улице, в школе. Его содержание представляет собой систему интегрированных знаний и умений по приобретению обучающимися навыков безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях. Оно позволяет формировать научное мировоззрение, воспитывает высокие принципы нравственности и морали [4].

Фундамент этих знаний и умений закладывается в школе на уроках ОБЖ, которые следует проектировать в логике учебной продуктивной деятельности и педагогических инноваций. Организуемая на уроках педагогом учебная деятельность должна быть разнообразной, соответствовать уровню возможностей обучающихся и направленной на пропаганду безопасного и здорового образа жизни, ценностей гражданского общества [5]. Следует отметить, что обучение разным аспектам безопасности невозможно без практико-ориентированной деятельности обучающихся, которая может быть организована на уроках благодаря применению современных технологий. Так,

технология ситуационного обучения позволяет обучающиеся не только овладевать новыми знаниями, но применять их в приближенных к жизни нестандартных ситуациях. С помощью технологии 3D моделирования можно визуализировать различные сценарии развития чрезвычайных ситуаций и изучить правила безопасного поведения в них.

Подготовка обучающихся в области безопасности жизнедеятельности успешно продолжается в рамках дополнительного образования, которое согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29.12.12) представляет вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование обеспечивает адаптацию школьников к жизни в современном социуме, их профессиональную ориентацию с учетом познавательных интересов, воспитание ценностей, принятых в обществе. В настоящее время оно является «неотъемлемой частью общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ» [1: с.7].

Анализ программ дополнительного образования, реализуемых в школах города Мичуринска, показал, что они разнообразны и вариативны по содержанию. Среди них имеются программы, направленные на формирование современного уровня культуры безопасности школьников: «Юный пожарный», «Юные друзья полиции», «Юнармеец» и др.

Так, дополнительная общеразвивающая программа «Юный пожарник» разработана для обучающихся - членов Дружины юных пожарных образовательной организации. Она направлена на профилактику пожаров, противопожарную пропаганду, обучение школьников пожаробезопасному поведению. Программа предполагает проведение не только теоретических, но и практических занятий (действия при пожаре, отработка эвакуационных мероприятий, использование первичных средств пожаротушения и т.д.),

которые готовят обучающихся к действиям в нестандартных жизненных ситуациях [2: с.226].

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья полиции» направлена на приобретение новых правовых знаний обучающихся и их практическое применение в реальной жизни. Она реализуется с целью повышения эффективности организации профилактики различных видов деструктивного поведения в подростковой среде. Программа рассчитана на обучающихся 13-15 лет, интересующихся правом, желающих максимально реализовать себя в социально-значимой деятельности в будущем. На занятиях подростки учатся работать в команде, получают навыки критического восприятия информации.

Эти и другие программы дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности размещены на портале tambov.pfdo.ru в Программном навигаторе системы дополнительного образования детей Тамбовской области. Они разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемым к данным программам. В основе их проектирования лежит личностно-ориентированный подход, обеспечивающий реализацию склонностей и потребностей обучающихся.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ в области безопасности жизнедеятельности используются современные образовательные технологии: проблемного обучения, игровые, проектные, мультимедийные, а также цифровые образовательные ресурсы. В зависимости от содержания и специфики дополнительных общеобразовательных программ используются такие формы аттестации, как собеседование, тестирование, зачеты, защита творческих работ и проектов и т.д.

Современное образование ориентировано на создание условий для всестороннего развития и самореализации личности ребенка. Решение данной задачи возможно на основе взаимодействия основного и дополнительного образования. Считаем, что только при таком подходе возможна качественная подготовка подрастающего поколения в области безопасности

жизнедеятельности и формирование современного уровня культуры безопасности.

Список литературы:

1. Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт. 2020. 315с.

2. Карпачёва Т.В., Дополнительное образование в школе как условие формирования навыков безопасного поведения обучающихся // Инновации в образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1. Орел. 2021. С. 224-228.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 21.12.2012 ]. М.: Проспект. 2015. С.5.

4. Пимкин М. Ю., Улыбышева А.О. Школьный курс ОБЖ как базовый элемент в процессе формирования культуры безопасного поведения обучающихся на дороге // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4. - EDN KVUNDX.

5. Пимкин М. Ю., Федулова Я.А. Подростковая преступность и ее профилактика при изучении курса ОБЖ в школе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 90-1. С. 116-118. - DOI 10.18411/trnio-10-2022-33. - EDN QXCRXE.

UDC 373.1

INTERACTION OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION AS A

BASIS FOR EFFECTIVE TEACHING OF SCHOOLCHILDREN IN

SECURITY ISSUES

Tatyana V. Karpacheva

Candidate of Agricultural Sciences, associate Professor

michurinsk_68@mail .ru Yana A.Fedulova student

Yana.Fedulova_03@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the issues of training the younger generation in the field of life safety based on the interaction of basic and additional education. The special place of the subject of life safety in the school curriculum is shown. Some aspects of designing a OBZH lesson as the main form of organizing training in the basics of safety, taking into account innovative approaches, are outlined. The analysis of additional education programs of schools in Michurinsk, aimed at the formation of a modern level of safety culture among students, is given.

Key words: life safety, basic and additional education, pedagogical innovations.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.