Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова И. В.

В статье рассмотрены теоретические основы проведения практических занятий по предмету ОБЖ. Проанализированы рабочие программы А. Т. Смирнова и Б. О. Хренникова на предмет присутствия часов, отводимых на практическую деятельность при изучении ОБЖ. Отмечается, что на уроках ОБЖ чаще проводятся практические и лабораторные работы. Рассмотрены требования к их проведению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR PRACTICAL LESSONS ON THE SUBJECT OF OBZH

The article discusses the theoretical foundations for conducting practical classes on the subject of life safety. The analysis of work programs for practical training and practical activities was carried out. Methodological recommendations for the organization and conduct of practical and laboratory work at the lessons of life safety are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ»

УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Вуакопоуу50@шаИ. гц Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы проведения практических занятий по предмету ОБЖ. Проанализированы рабочие программы А. Т. Смирнова и Б. О. Хренникова на предмет присутствия часов, отводимых на практическую деятельность при изучении ОБЖ. Отмечается, что на уроках ОБЖ чаще проводятся практические и лабораторные работы. Рассмотрены требования к их проведению

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, практические занятия, практическая деятельность, практические умения и навыки, практическая работа, лабораторная работа.

Предмет ОБЖ в школах имеет свою специфику. Ее суть состоит в том, что обучающиеся должны не просто получать теоретические знания, у них должны сформироваться практические умения и навыки безопасного поведения, которые будут сопровождать их в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Этому способствует заложенный в ОБЖ практико - ориентированный компонент. Он проявляется в системе практических заданий по всем основным разделам курса. В практических занятиях заложен огромный потенциал, при их выполнении обучающиеся

1. углубляют теоретические знания, полученные на уроках;

2. учатся выполнять определенные учебные действия по ОБЖ;

3. развивают самостоятельность и инициативность;

4. учатся анализировать, сравнивать и обобщать;

5. совершенствуют такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость;

6. учатся преодолевать трудности;

7. учатся творчески, нестандартно подходить к решению задания, уходить от алгоритмов и стереотипов.

Воспитательный компонент практических занятий проявляется в формировании мировоззрения и культуры безопасности через множественные действия, которыми сопровождается выполнение заданий: упражнения, соревнование (возможность показать себя), переживание успеха, просьбу о помощи, убеждение в своей правоте, высказывание критичных замечаний, спокойное принятие критики, внимание к общественному мнению и др.

Еще одной особенностью практических занятий является то, что они задействуют сенсорные органы человека, работают с реальными предметами. Воображаемые предметы, процессы, явления становятся реальными и ощутимыми на практических занятиях. Или обратный процесс: что - то реальное, зримое начинает представляться в мыслях. А этот процесс подвигает учеников, например, к такой творческой деятельности, как моделирование.

И.В. Дьяконова, К.Н. Языкова отмечают, что: «В рабочих программах Смирнова А. Т., Хренникова Б. О. на практическую деятельность отводится всего 43 часа. Наибольшее количество часов (21 час) практической деятельности отведено на раздел основы медицинских знаний и оказание первой помощи» [1].

Те же авторы отмечают, что «По программам Латчука В. Н. и Миронова С. К. наибольшее количество часов (18 часов) практической деятельности отведено на разделы Основы безопасности личности, общества и государства и Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи уделяется 12 часов, и проводятся они в 5, 6, 7, 9 классах» [1].

Одними из наиболее актуальных видов практических занятий на уроках ОБЖ являются практические и лабораторные работы.

Перед проведением практической работы учитель разрабатывает план занятия, следуя которому обучающиеся после инструктажа выполняют практические задания. Учителю отводится руководящая роль. Обычно практические работы проводят после изучения теории. Первые практические работы должны быть репродуктивного характера. Особенностью таких практических работ состоит в том, что обучающиеся выполняют задания после того, как учитель покажет алгоритм решения. При этом у обучающихся формируются простые умения и навыки, которые в дальнейшем будут служить основой для выработки более сложных умений и навыков. От работы к работе учитель усложняет практические упражнения и задания, а также повышает уровень самостоятельности. По такому пути обучающиеся приходят к выполнению заданий, которые не имеют алгоритмов и шаблонов решений. И выполняют их полностью самостоятельно.

При проведении практических работ необходимо учитывать то обстоятельство, что не все обучающиеся одинаково успевают в освоении программы и то, что психофизическое развитие учеников различно. Поэтому, логично задания и упражнения ранжировать по уровню сложности: легкие, усложненные, творческие задания. Это к тому же позволяет учителю

поддерживать оптимальный темп работы, так как при выполнении практических заданий не должно быть торопливости. Но и медлительность на занятии не допустима. Оптимальный темп помогает поддерживать такой прием, как переключение тех обучающихся, которые справились с заданиями первыми, на выполнение следующего задания.

На изучение ОБЖ, как считают учителя, методисты, отводится недостаточно часов. Поэтому не всегда после изучения теоретического материала есть время, чтобы провести практическую работу и подкрепить теоретические знания, выработать определенные умения и навыки. Для исправления этой ситуации возможно применение технологии «перевернутый урок». Данная технология заключается в том, что обучающиеся дома самостоятельно изучают теоретический материал. Это может быть не только чтение учебников, но и просмотр видео-лекций и презентаций. А на уроке закрепляют полученные самостоятельно теоретические знания, выполняя практические занятия, но уже вместе с учителем.

Еще одной частой проблемой является недостаток оборудования в школе. В этом случае методисты советуют подключать творческое мышление. Так, если в школе отсутствует тренажер для проведения сердечно - легочной реанимации, то можно попробовать отрабатывать реанимационные приемы на мяче, гимнастическом шаре и т.д.

Приемом, который позволяет увеличить время на практические работы -сотрудничество с учителями биологии, химии, физики. Сдвоенные уроки позволяют проводить дополнительные полноценные практические работы и усиливать эффективность обучения.

Важным моментом в организации и проведении практических работ является разработка критериев оценки выполненных заданий. С ними обучающиеся должны быть ознакомлены перед выполнением практической работы. Это необходимо для того, чтобы учащиеся четко знали, к какому результату они должны прийти и как будет оцениваться их работа.

Лабораторная работа в отличие от практической в большей степени исследовательская и направлена на получение фактического результата. Все опыты, эксперименты и расчеты к ним выполняются при непосредственном руководстве учителя. Исследование может выполняться парой или группой обучающихся. Также как и практические работы, лабораторные проводятся после изучения теории, с целью ее закрепления. Насколько хорошо, полно и правильно обучающиеся справятся с заданиями, зависит от множества факторов:

- учитель должен продумать ход занятия;

- разработать методические указания к выполнению опытов и экспериментов;

-подготовить оборудование;

-учителю необходимо предварительно проделать все запланированные опыты, чтобы убедиться что какие - то недочеты в методике не сорвут лабораторную работу.

Лабораторные работы проводятся по заранее продуманному плану. Учитель:

1. знакомит класс с целью занятия;

2. проводит инструктаж по технике безопасности, особенно обговаривая сложные моменты при проведении эксперимента;

3. разбирает теоретические вопросы, которые лежат в основе эксперимента или исследования;

4. рассказывает, как и по каким критериям будет оцениваться работа. Методисты рекомендуют давать оценку лабораторной работе по двум направлениям: выполнение практической части и записи в тетради.

5. проводит с обучающимися эксперимент или опыты;

6. совместно с учащимися анализирует полученные результаты и делает выводы.

Ход лабораторной работы оформляется в тетради. Обучающиеся записывают название работы, ее цель, перечисляют оборудование. Порядок

проведения эксперимента или опыта также записывается в тетрадь. Оформляются результаты и в конце записывают вывод.

В школах часто не хватает лабораторий. А проведение некоторых лабораторных работ требует наличие лабораторий и специального оборудования. Выход из ситуации можно найти. Возможно проведение сдвоенных работ по различным, но смежным темам; предоставление учителями предметниками своих лабораторий и т.д.

В заключение можно сказать, что, несмотря на то, что в методической литературе есть множество рекомендаций, как правильно проводить практические и лабораторные работы на уроках ОБЖ, теоретические вопросы этих видов уроков проработаны лишь фрагментарно. Поэтому необходимо обобщать и систематизировать знания и наработки учителей.

Тем более, что практические занятия, представленные в программах, это не только практические и лабораторные работы, но и другие их виды: исследовательская, проектная работы, нетрадиционные формы - игровые, творческие уроки, семинарские занятия и др.

Также можно отметить, что примерных рабочих программах по ОБЖ прослеживается возможность получения знаний, умений и навыков через практическую деятельность, но потенциал предмета ОБЖ не в полной мере реализуется на практике.

Список литературы:

1. Дьяконова И.В., Языкова К.Н. Формирование практических навыков у обучающихся по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

2. Пимкин М. Ю., Зверев Р.О., Иванова Е.Н. Роль предмета ОБЖ в формировании умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-6. С. 123-126. - DOI 10.18411/lj-05-2021-246. - EDN IMMXUR.

UDC 37

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR PRACTICAL LESSONS ON

THE SUBJECT OF OBZh

Irina V. Dyakonova

Senior Lecturer Dyakonovy50@mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the theoretical foundations for conducting practical classes on the subject of life safety. The analysis of work programs for practical training and practical activities was carried out. Methodological recommendations for the organization and conduct of practical and laboratory work at the lessons of life safety are presented.

Keywords: basics of life safety, practical exercises, practical activities, practical skills, practical work, laboratory work.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.