УДК 37
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ
Ирина Владимировна Дьяконова
старший преподаватель Dyakonovy5 0 @mail. т Михаил Владимирович Артамонов
студент Micha7772013@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Рассматриваются возможности использования одного из активных методов - баскет - метода при контроле знаний по теме «Подготовка к активному отдыху на природе» на уроках ОБЖ в 6 классе.
Ключевые слова: активные методы обучения, основы безопасности жизнедеятельности, контроль знаний, баскет - метод.
В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, следуя которому, необходимо изменять и совершенствовать процесс обучения для того, чтобы создавались обучающимся условия и возможности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и навыки.
Перед школьным педагогом стоит задача не только дать конкретные знания обучающимся, но и вызвать у них желание и интерес к учению, научить учиться. Для этого необходимо проделать определенную работу и сформировать интерес к школьному предмету. Заинтересованность способствует повышению активности обучающихся на уроках и обучение становится успешным. Заинтересовать учащихся предметом можно разными способами. Первое - это отбор теоретического материала, наполнение его не только сухими фактами, но и интересными примерами. Второе - использование таких методов, которые вовлекают обучающихся в процесс познания и делают их не только пассивными слушателями, но и активными участниками.
Одним из таких методов обучения на уроках ОБЖ являются активные методы (АМО), которые отличаются высокой степенью включенности учеников в учебно - воспитательный процесс через самостоятельную работу, стимулируют познавательную деятельность, позволяют применять приобретенные знания на практике, нестандартно мыслить и уметь решать проблемные ситуации.
Понятие активные методы обучения появилось в 60 - х годах ХХ века, но еще античные философы считали, что обучение тогда успешнее, когда строится на самопознании. Чтобы результат применения данных методов был успешнее, необходимо применять их систематично. Но подготовка урока с использованием активных методов требует высокого профессионализма учителя и затратно по времени, поэтому учителя не используют их с нужной частотой.
На сегодняшний день существует множество классификаций активных методов обучения. Наиболее общая классификация делит АМО на индивидуальные и групповые. Многие ученые в зависимости от того,
присутствует имитируемая деятельность или отсутствует, придерживаются разделения АМО на неимитационные и имитационные активные группы. В свою очередь методы, в которых присутствует имитация какой - то деятельности бывают игровыми, когда ученик вовлечён в процесс игры, и неигровые, когда обучающиеся производят анализ конкретных ситуаций и решают различные ситуационные задачи. Наиболее распространенными являются следующие методы активного обучения: презентации, кейс -технологии, дидактические игры, баскет - метод [1, 2].
В методике преподавания одной из актуальных проблем является проблема оценивания результатов учебной деятельности. Важно, чтобы контроль знаний был объективным и оперативным. К сожалению, этих критериев не всегда удается достичь в полной мере консервативными методами. На помощь учителю приходят активные методы обучения. Одним из таких методов контроля знаний у школьников является баскет - метод.
В основе баскет - метода, с помощью которого можно как обучать, так и оценивать знания, лежит имитация ситуаций, с которыми обучающиеся часто встречаются в повседневной жизни. Этот метод позволяет развивать и оценивать сформированность следующих компетенций у обучающихся: добывание информации и умение действовать на основе этой информации; способность анализировать и систематизировать; отбирать важные факторы; коммуникационные возможности.
При использовании баскет - метода в качестве метода контроля знаний изменяется роль учителя в этом процессе. Учитель должен убедиться, что все обучающиеся правильно поняли условия задания и способны работать самостоятельно в группе. Методисты указывают, что не надо баскет - метод применять часто. Одно - два занятия в год будет достаточно. Использовать для контроля знаний следует по тем темам, где большой объем теоретического материала.
Учебный курс ОБЖ по рабочим программам под редакцией А.Т. Смирнова строится по модульной системе. В 6 классе в модуле 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» в разделе «Основы комплексной безопасности» (25 час.) изучаются тема «Подготовка к активному отдыху на природе» (6 час.). Тема урока «Определение необходимого снаряжения для похода» [3]. По итогам изучения темы разработчики программы предлагают выполнить контрольные задания из подраздела «Проверьте, что вы усвоили по пройденной теме» в рабочей тетради по ОБЖ. Но очень интересно и увлекательно можно проверить и оценить, насколько хорошо обучающиеся усвоили знания по определению необходимого снаряжения для туристического похода в форме баскет-метода. Это важные знания, так как от этого зависит безопасность туристов в походе, особенно при экстремальной ситуации вынужденного автономного существования в природной среде.
Для проведения этого занятия учителем заранее готовится набор туристического снаряжения, в который входит:
1. Личное - одежда, обувь, рюкзак, спальник, личная посуда, умывальные принадлежности, спички.
2. Групповое - палатки, варочная посуда, топоры, карты, схемы, компас, аптечка первой помощи; упакованные в полиэтилен спички.
3. Специальное, которое определяется спецификой турпохода -средства передвижения (велосипед, лыжи), средства страховки (веревки, спасательный жилет), накомарник, лыжные ботинки, весла и др.
Все снаряжение в беспорядке находится на столе. Для усложнения задания в набор включают дополнительные предметы, которые не имеют отношения к туристическому снаряжению.
Класс делится на три группы. В каждой группе выбирается ученик, который, собственно, и будет выбирать необходимые предметы. Остальные обучающиеся - группа поддержки. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить за фиксированное время, например, за 5 минут. Далее
каждая группа вырабатывает общее решение и обосновывает выбранное снаряжение. Учителю необходимо напомнить ребятам, что при работе в группе надо соблюдать определенные правила: кратко излагать свою мысль, терпимо и сдержано относится к высказываниям товарищей, не перебивать, отстаивать собственную точку зрения.
Задания для групп:
1 группа: выбрать из набора снаряжение, относящееся к личному снаряжению.
2 группа: выбрать из набора снаряжение, относящееся к групповому снаряжению.
3 группа: выбрать из набора снаряжение, относящееся к специальному снаряжению.
Каждая группа должна кратко обосновать выбранное снаряжение.
Можно усложнить задание. Например, из набора предметов выбрать снаряжение для туристических походов разных видов: пеший, водный, велосипедный и распределить его на личное, групповое и специальное. Или выбрать личное снаряжение в зависимости от времени года (осень, лето, зима).
При выполнении задания действия учеников схематично можно представить в таком порядке: осознать цель действия ^ вспомнить все свойства информации ^ отобрать те из них, которые нужны для достижения цели.
После окончания выступления всех групп учитель благодарит участников, анализирует ответы и оценивает уровень подготовки школьников по данной теме.
Таким образом, на учителе ОБЖ лежит высокая ответственность за формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся. Что бы обучение проходило эффективно, интересно и увлекательно, учитель должен использовать такие методы обучения, которые способствуют не только получению знаний, но и направленны на практическую деятельность обучающегося. Одним из таких методов являются активные методы обучения,
которые можно использовать как при изучении нового материала, так и при контроле знаний. Так, один из активных методов - баскет - метод, можно интересно и плодотворно использовать при контроле знаний.
Список литературы:
1. Дьяконова И.В. Метод развивающейся кооперации как один из инновационных методов образования // Наука и Образование. 2022. Т. 3. № 4.
2. Дьяконова И.В. Педагогическая игра как технология формирования основ экологической безопасности при изучении ОБЖ // Наука и Образование. 2022. Т.5. № 4.
3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. // Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение. 2016. 63 с.
UDC 37
THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE STUDY OF
LIFE SAFETY
Irina V. Dyakonova
senior lecturer Dyakonovy50 @mail. ru Mikhail V. Artamonov
student
Micha7772013@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article shows the possibilities of using one of the active methods - the basket - method in the control of knowledge on the topic "Preparation for active outdoor recreation" in the lessons of life safety in the 6th grade
Keywords: active learning methods, basics of life safety, knowledge control, basket method.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.