Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / БАСКЕТ - МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова И. В., Артамонов М. В.

Рассматриваются возможности использования одного из активных методов - баскет - метода при контроле знаний по теме «Подготовка к активному отдыху на природе» на уроках ОБЖ в 6 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE STUDY OF LIFE SAFETY

The article shows the possibilities of using one of the active methods - the basket - method in the control of knowledge on the topic "Preparation for active outdoor recreation" in the lessons of life safety in the 6th grade

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ»

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Dyakonovy5 0 @mail. т Михаил Владимирович Артамонов

студент Micha7772013@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Рассматриваются возможности использования одного из активных методов - баскет - метода при контроле знаний по теме «Подготовка к активному отдыху на природе» на уроках ОБЖ в 6 классе.

Ключевые слова: активные методы обучения, основы безопасности жизнедеятельности, контроль знаний, баскет - метод.

В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, следуя которому, необходимо изменять и совершенствовать процесс обучения для того, чтобы создавались обучающимся условия и возможности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и навыки.

Перед школьным педагогом стоит задача не только дать конкретные знания обучающимся, но и вызвать у них желание и интерес к учению, научить учиться. Для этого необходимо проделать определенную работу и сформировать интерес к школьному предмету. Заинтересованность способствует повышению активности обучающихся на уроках и обучение становится успешным. Заинтересовать учащихся предметом можно разными способами. Первое - это отбор теоретического материала, наполнение его не только сухими фактами, но и интересными примерами. Второе - использование таких методов, которые вовлекают обучающихся в процесс познания и делают их не только пассивными слушателями, но и активными участниками.

Одним из таких методов обучения на уроках ОБЖ являются активные методы (АМО), которые отличаются высокой степенью включенности учеников в учебно - воспитательный процесс через самостоятельную работу, стимулируют познавательную деятельность, позволяют применять приобретенные знания на практике, нестандартно мыслить и уметь решать проблемные ситуации.

Понятие активные методы обучения появилось в 60 - х годах ХХ века, но еще античные философы считали, что обучение тогда успешнее, когда строится на самопознании. Чтобы результат применения данных методов был успешнее, необходимо применять их систематично. Но подготовка урока с использованием активных методов требует высокого профессионализма учителя и затратно по времени, поэтому учителя не используют их с нужной частотой.

На сегодняшний день существует множество классификаций активных методов обучения. Наиболее общая классификация делит АМО на индивидуальные и групповые. Многие ученые в зависимости от того,

присутствует имитируемая деятельность или отсутствует, придерживаются разделения АМО на неимитационные и имитационные активные группы. В свою очередь методы, в которых присутствует имитация какой - то деятельности бывают игровыми, когда ученик вовлечён в процесс игры, и неигровые, когда обучающиеся производят анализ конкретных ситуаций и решают различные ситуационные задачи. Наиболее распространенными являются следующие методы активного обучения: презентации, кейс -технологии, дидактические игры, баскет - метод [1, 2].

В методике преподавания одной из актуальных проблем является проблема оценивания результатов учебной деятельности. Важно, чтобы контроль знаний был объективным и оперативным. К сожалению, этих критериев не всегда удается достичь в полной мере консервативными методами. На помощь учителю приходят активные методы обучения. Одним из таких методов контроля знаний у школьников является баскет - метод.

В основе баскет - метода, с помощью которого можно как обучать, так и оценивать знания, лежит имитация ситуаций, с которыми обучающиеся часто встречаются в повседневной жизни. Этот метод позволяет развивать и оценивать сформированность следующих компетенций у обучающихся: добывание информации и умение действовать на основе этой информации; способность анализировать и систематизировать; отбирать важные факторы; коммуникационные возможности.

При использовании баскет - метода в качестве метода контроля знаний изменяется роль учителя в этом процессе. Учитель должен убедиться, что все обучающиеся правильно поняли условия задания и способны работать самостоятельно в группе. Методисты указывают, что не надо баскет - метод применять часто. Одно - два занятия в год будет достаточно. Использовать для контроля знаний следует по тем темам, где большой объем теоретического материала.

Учебный курс ОБЖ по рабочим программам под редакцией А.Т. Смирнова строится по модульной системе. В 6 классе в модуле 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» в разделе «Основы комплексной безопасности» (25 час.) изучаются тема «Подготовка к активному отдыху на природе» (6 час.). Тема урока «Определение необходимого снаряжения для похода» [3]. По итогам изучения темы разработчики программы предлагают выполнить контрольные задания из подраздела «Проверьте, что вы усвоили по пройденной теме» в рабочей тетради по ОБЖ. Но очень интересно и увлекательно можно проверить и оценить, насколько хорошо обучающиеся усвоили знания по определению необходимого снаряжения для туристического похода в форме баскет-метода. Это важные знания, так как от этого зависит безопасность туристов в походе, особенно при экстремальной ситуации вынужденного автономного существования в природной среде.

Для проведения этого занятия учителем заранее готовится набор туристического снаряжения, в который входит:

1. Личное - одежда, обувь, рюкзак, спальник, личная посуда, умывальные принадлежности, спички.

2. Групповое - палатки, варочная посуда, топоры, карты, схемы, компас, аптечка первой помощи; упакованные в полиэтилен спички.

3. Специальное, которое определяется спецификой турпохода -средства передвижения (велосипед, лыжи), средства страховки (веревки, спасательный жилет), накомарник, лыжные ботинки, весла и др.

Все снаряжение в беспорядке находится на столе. Для усложнения задания в набор включают дополнительные предметы, которые не имеют отношения к туристическому снаряжению.

Класс делится на три группы. В каждой группе выбирается ученик, который, собственно, и будет выбирать необходимые предметы. Остальные обучающиеся - группа поддержки. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить за фиксированное время, например, за 5 минут. Далее

каждая группа вырабатывает общее решение и обосновывает выбранное снаряжение. Учителю необходимо напомнить ребятам, что при работе в группе надо соблюдать определенные правила: кратко излагать свою мысль, терпимо и сдержано относится к высказываниям товарищей, не перебивать, отстаивать собственную точку зрения.

Задания для групп:

1 группа: выбрать из набора снаряжение, относящееся к личному снаряжению.

2 группа: выбрать из набора снаряжение, относящееся к групповому снаряжению.

3 группа: выбрать из набора снаряжение, относящееся к специальному снаряжению.

Каждая группа должна кратко обосновать выбранное снаряжение.

Можно усложнить задание. Например, из набора предметов выбрать снаряжение для туристических походов разных видов: пеший, водный, велосипедный и распределить его на личное, групповое и специальное. Или выбрать личное снаряжение в зависимости от времени года (осень, лето, зима).

При выполнении задания действия учеников схематично можно представить в таком порядке: осознать цель действия ^ вспомнить все свойства информации ^ отобрать те из них, которые нужны для достижения цели.

После окончания выступления всех групп учитель благодарит участников, анализирует ответы и оценивает уровень подготовки школьников по данной теме.

Таким образом, на учителе ОБЖ лежит высокая ответственность за формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся. Что бы обучение проходило эффективно, интересно и увлекательно, учитель должен использовать такие методы обучения, которые способствуют не только получению знаний, но и направленны на практическую деятельность обучающегося. Одним из таких методов являются активные методы обучения,

которые можно использовать как при изучении нового материала, так и при контроле знаний. Так, один из активных методов - баскет - метод, можно интересно и плодотворно использовать при контроле знаний.

Список литературы:

1. Дьяконова И.В. Метод развивающейся кооперации как один из инновационных методов образования // Наука и Образование. 2022. Т. 3. № 4.

2. Дьяконова И.В. Педагогическая игра как технология формирования основ экологической безопасности при изучении ОБЖ // Наука и Образование. 2022. Т.5. № 4.

3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. // Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение. 2016. 63 с.

UDC 37

THE USE OF ACTIVE TEACHING METHODS IN THE STUDY OF

LIFE SAFETY

Irina V. Dyakonova

senior lecturer Dyakonovy50 @mail. ru Mikhail V. Artamonov

student

Micha7772013@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article shows the possibilities of using one of the active methods - the basket - method in the control of knowledge on the topic "Preparation for active outdoor recreation" in the lessons of life safety in the 6th grade

Keywords: active learning methods, basics of life safety, knowledge control, basket method.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.