Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова И. В.

В статье показаны возможности использования метода педагогической игры при изучении экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL GAME AS A TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE STUDY OF LIFE SAFETY

The article shows the possibility of using the pedagogical game method in the study of environmental safety in the study of life safety in the 8th grade.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЖ»

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ОБЖ

Ирина Владимировна Дьяконова

старший преподаватель Буакопоуу5 0 @шай. ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье показаны возможности использования метода педагогической игры при изучении экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе.

Ключевые слова: игровые методы, педагогическая игра, безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. Серия глобальных и локальных экологических катастроф, произошедших за последние годы, свидетельствует о повсеместном увеличении экологических рисков.

Экология и безопасность жизнедеятельности — сопряженные научные области. Одним из примеров такого сопряжения является экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. То есть, знания по экологической безопасности обучающиеся получают как при изучении экологических вопросов, так и безопасности жизнедеятельности. В образовательных стандартах второго поколения экологизация школьного предмета ОБЖ приоритетна.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, экологическая безопасность рассматривается как: «Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [1]. В Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ говорится: «Обеспечение экологической безопасности является потребностью, удовлетворение которой в совокупности с другими потребностями создает возможности для развития личности, общества и государства» [3].

Для успешного формирования знаний, умений по экологической безопасности, необходимо правильно мотивировать учащихся. Заинтересовать школьников можно различными способами, в том числе уроками в форме игры [1]. Уроки, в которые включена игра, активизируют познавательный интерес обучающихся и помогают лучше усваивать материал предмета.

Педагогических игр много. Но все они отличаются тем, что имеют цель обучения, стремятся к определенному результату.

Методисты разделяют педагогические игры на группы.

Первая группа - это предметные игры. На уроках ОБЖ их можно использовать, когда изучаются ПДД и при этом используются такие предметы, как дорожные знаки или регулировочный жезл.

Вторая группа педагогических игр - сюжетно - ролевые игры. Творчество в них играет главную роль. Участие в них закрепляет ранее изученный учебный материал. Наиболее часто проводятся игры «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?».

Третья группа - интеллектуальные игры. В них часто присутствует соревновательный компонент. Когда учащиеся выполняют упражнения, участвуют в тренингах и стараются сделать это быстрее и качественнее товарищей.

Четвертая группа - это трудовые, поисковые, конструктивные игры. Основное назначение которых - закрепить изученный материал и отработать выработанные практические навыки.

И наконец, пятая группа - познавательные игры. Они развивают активность обучающихся.

В 8 классе предмет ОБЖ формирует у обучающихся представления о том, как сделать свою жизнь и жизнь всего общества, деятельность безопасной. Учит предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации различного характера, которые могут произойти; а также правильному поведению в случае их возникновения.

Анализ рабочей программы 8 класса под редакцией А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова [2] показал, что в ней достаточно вопросов экологического характера. В первом модуле «Основы безопасности личности, общества и государства» заявлена тема «Экология и безопасность». В ней изучаются различные загрязнение окружающей среды, какое влияние они оказывают на здоровье человека, правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Тема «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия» знакомит обучающихся с различными

ЧС техногенного характера и их классификацией. Подробно рассматриваются последствия этих ЧС. И как обеспечивается защита населения от них.

В разделе 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от названных чрезвычайных ситуаций, объясняют правила оповещения и эвакуации населения. Таким образом, программа 8 класса ОБЖ располагает достаточным теоретическим материалом, чтобы у учащихся сформировались и закрепились знания по экологической безопасности.

Методисты отмечают, что в восьмом классе наиболее эффективна организационно - деятельностная (проблемно - деловая) игра. Целью которой является решение теоретической или практической проблемы в рамках конкретной ситуации. Игра направлена на развитие умения работать в команде, работать с информацией [4,5]. И решать вопросы теоретического или практического плана.

Организационно - деятельностная игра проходит в три этапа.

На первом этапе для какой - то ситуации ставится проблема. На это отводится десять минут времени. Проблема может быть поставлена самим учителем после того, как он расскажет о ситуации, с которой эта проблема связана. Или обучающиеся самостоятельно формулируют проблему после ознакомления с ситуацией. С ситуацией тоже можно познакомиться по -разному: посмотреть ролик, прочитать статью, прослушать рассказ учителя или другое.

Дальше учащиеся разбиваются на микрогруппы. Второй этап игры предполагает изучение обучающимися данной проблемы. Это происходит в ходе самостоятельной работы. После этого группа формулирует гипотезу. Определяет цель и задачи исследования. Разрабатывают алгоритм действия. То есть все действия группы направляются на решение проблемы. Продолжительность второго этапа двадцать минут.

На третьем, заключительном этапе, на который отводится десять -пятнадцать минут, группы рассказывают о том, как они решили проблему, к какому пришли результату. В заключении - рефлексия.

При этом роль учителя по ОБЖ заключается в том, чтобы направлять ход мыслей учащихся в нужном направлении, но при этом не транслировать готовый ответ. Мастерство учителя заключается в умении активизировать мыслительную деятельность группы. Это можно сделать, организовав дискуссию или мозговой штурм. Если в группе затрудняются с выявлением лидера, то необходимо помочь им и в этом и в распределении ролей. Чтобы обучающиеся не потеряли интерес к решению проблемы и работа протекала динамично, необходимо поддерживать эмоциональный настрой групп и всего класса.

На уроках ОБЖ изучается тема «Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы». На этом уроке возможно проведение организационно -деятельностной игры. В классе обучающиеся разделяются на мини группы. Первая группа - «вода», вторая - «воздух», третья - «почва». Каждая группа изучает свой объект по плану: проблема загрязнения объекта; какие меры защиты необходимо применять, чтобы не допустить загрязнения; какова эффективность этих мер защиты. Для этого каждая группа должна поставить проблему, определить алгоритм действий. Предложить решение проблемы. Подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. Рассказать о проделанной работе и сделанном выводе.

Организационно - деятельностную игру можно организовывать на уроке по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». В начале урока учитель рассказывает теоретический материал по заданной теме. У обучающихся появляется необходимый объем знаний по ЧС. После этого класс разделяется на группы. Первое, что должна сделать каждая группа - это выявить проблемы в данной теме. Например, могут быть выявлены следующие проблемы. Первая проблема: сложно заблаговременно оповестить население об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Вторая проблема: защита

населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Третья проблема: отсутствие знаний и умений у населения по безопасному поведению при чрезвычайных ситуациях. После того, как проблемы выявлены и сформулированы, каждая группа выбирает одну проблему и начинает самостоятельно над ней работать. Итогом работы может быть, например, презентация, в которой отражены все этапы работы и выработанное решение проблемы.

Таким образом, игровые технологии являются важным структурным элементом преподавания основ безопасности жизнедеятельности и в том числе при формировании понятия «экологическая безопасность». Участвуя в таких играх, обучающиеся развивают свой познавательный интерес, учатся самостоятельно отыскивать необходимую информацию, участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения. А также эффективно взаимодействовать с товарищами.

Список литературы:

1. Дьяконова И.В., Денисов В.Е. Организация внеурочной деятельности школьников для развития знаний по экологической безопасности //Электронный рецензируемый журнал. «Наука и Образование». Том 3 №2 (2020).

2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. 63 с.

3. «О безопасности» Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/, вход свободный.

4. Пимкин М. Ю., Бочаров А.В. Практическая направленность деятельности по формировании экологической культуры // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-4. С. 159-162. - DOI 10.184Шу-02-2021-157. -

EDN ERZZMJ.

5. Романкина М. Ю., Боев В.А. О возможности использования проектной деятельности в формировании экологической культуры обучающихся в рамках школьного курса ОБЖ // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 14. - EDN VWPEEE.

UDC 37

PEDAGOGICAL GAME AS A TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTAL SAFETY

IN THE STUDY OF LIFE SAFETY

Irina V. Dyakonova

Senior Lecturer Dyakonovy50@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article shows the possibility of using the pedagogical game method in the study of environmental safety in the study of life safety in the 8th grade.

Keywords: Game methods, pedagogical game, life safety, environmental

safety.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.