Научная статья на тему 'АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ'

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.В., Федулова Ю.А., Федулова Я.А.

Статья посвящена арт-технологии как новому виду образовательных технологий, применяемых в современной школе. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущности арт-технологии, ее роли в образовательном пространстве, а также приведены конкретные примеры реализации в обучении предмету «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART TECHNOLOGIES AS A MODERN TECHNOLOGY TEACHER'S TOOL

The article is devoted to art technology as a new type of educational technologies used in modern schools. Various approaches to understanding the essence of art technology, its role in the educational space are considered, as well as concrete examples of implementation in teaching the subject "Technology" are given.

Текст научной работы на тему «АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 372.8

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Наталия Викторовна Кузнецова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

K-natali2008@yandex.ru Юлия Александровна Федулова кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

yulia_fed@mail .т Яна Алексеевна Федулова

студент

yana. fedulova_03 @mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена арт-технологии как новому виду образовательных технологий, применяемых в современной школе. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущности арт-технологии, ее роли в образовательном пространстве, а также приведены конкретные примеры реализации в обучении предмету «Технология».

Ключевые слова: образовательный процесс, инновационный процесс, инновации, арт-технология.

Инновационный образовательный процесс характеризуется совокупностью процедур и средств, позволяющих превратить дидактическую идею в образовательное нововведение. Инновационную деятельность составляет система мер и технологий, обеспечивающих инновационный процесс на определенном уровне образования, а ее составными элементами выступают создание и реализация творческого продукта, новшества, научного поиска.

Инновационный процесс складывается из ряда взаимосвязанных видов деятельности:

- методологической, направленной на разработку методологии инновационного процесса;

- исследовательской, предусматривающей изучение деятельности педагогов и обучающихся;

- педагогической деятельности учителей, реализующих образовательную деятельность учащихся;

- учебной деятельности обучающихся, т.е. работы по овладению ключевыми компетентностями в условиях инноваций.

Понятие «инновационной деятельности» является многоаспектным, поэтому остановимся на проблеме внедрения современных образовательных арт-технологий в обучении предмету «Технологии». В педагогической и методической литературе существуют множество подходов к определению арт-технологии. Так, Т.В. Жукова трактует данное понятие как «совокупность форм, методов и средств различных видов искусств, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе». По мнению И.М. Кунгуровой, арт-технологии представляют собой «комплекс средств искусства и методов художественно-творческой деятельности, направленных на достижение целей обучения», а И.Е. Шкиль считает, что это «обучение с помощью средств художественного творчества»

В целом же можно сказать, что арт-технологии - это методы, методические приемы, формы и средства различных видов искусств, используемых в образовательном процессе для развития у обучающихся восприятия, внимания, воображения, речи, коммуникации, творческих способностей, эмоциональной и коммуникативной сфер, формирования мотивационно-потребностной стороны их продуктивной деятельности.

В отечественной образовательной практике арт-технологии находятся на стадии становления, активно развиваются и занимают свое место в инструментарии современного учителя. Однако важную роль искусства в обучении и развитии подрастающего поколения отмечали еще ведущие зарубежные педагоги XIX века Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, А.И. Граборов и др. Они утверждали, что «восприятие произведений искусства может приносить положительные эмоции, способствовать развитию восприятия, произвольного внимания, воображения». Развитию современной методической базы способствуют работы Е.А. Медведевой, Л.Д. Лебедевой, В.П. Анисимова, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской и др.

Ключевой целью арт-технологии является создание благоприятных условий для решения учебно-воспитательных задач с учетом индивидуального развития личности обучающегося. К ведущим задачам технологии, согласно М.В. Киселевой, относятся: раскрытие творческого эмоционально-нравственного потенциалов учащихся, умений решать внутренние и групповые проблемы, находить выход из конфликтных ситуаций, снимать напряжение и контролировать свои эмоции, отрабатывать коммуникативные компетенции [4].

Основу арт-технологии составляют деятельностный подход и техника активного воображения, способствующая самовыражению и самореализации обучающихся через результаты собственной творческой деятельности. Рассматриваемая технология может применяться в практике преподавания многих предметов, но особого внимания заслуживает ее использование в

образовательном процессе по «Технологии», где спектр различных видов творческой практической деятельности крайне велик.

Формами реализации арт-технологий являются ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, творческие мастерские, культурные проекты и др. Дадим характеристику некоторым из них [5].

Интересной интерактивной арт-технологией, которую можно использовать на уроках «Технологии», является обучение сообща, т.е. приобретение учащимися знаний в ходе коллективной работы. Работая в небольших творческих группах, обучающиеся изучают общую тему, предлагают совместные способы решения поставленных задач, высказывают свежие идеи и комбинации. Например, при изучении народных промыслов можно предложить следующие варианты заданий:

- прием ассоциаций: 1) прослушайте музыкальный отрывок (детский альбом П.И. Чайковского). Какие ассоциации он у Вас вызвал? 2) какие предметы являются наиболее важными, нужными, полезными и интересными для всех детей?

- «мозговой штурм»: в течение 1 минуты пообщайтесь в своей группе и вспомните, какие стихотворения посвящены игрушкам? Какие народные глиняные декоративные игрушки вам знакомы?

- изучите в творческих группах особенности художественного исполнения дымковской, абашевской, филимоновской, каргопольской игрушек. Что общего и какие различия вы нашли;

- распишите заготовки игрушек той росписью, которая вам больше понравилась.

Увлекательной арт-технологией, которую можно реализовать в ходе освоении отдельных модулей предмета «Технология», является ролевая игра, требующая не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства. Так, обучающимся можно предложить «работу» в рекламной компании, дизайн-студии, визаж-Студии, студии ландшафтного дизайна, где

они смогут не только познакомиться со спецификой деятельности сотрудников, но и «поработать» в роли дизайнеров, визажистов, художников, выполнить эскизы праздничных открыток, новогодних украшений, декоративных панно, росписей интерьеров, тканей, ковров, посуды, создать фантазийный макияж, а также разработать эскизы исторических и современных костюмов, головных уборов, создать собственную одежду из бумаги и т.д. [2].

Объединить достоинства проектной деятельности с преимуществами ролевых игр, скорректировав недостатки обоих видов деятельности, может интерактивная арт-технология проектно-ролевая игра. При освоения модуля «Методы и средства творческой и проектной деятельности» обучающимся можно предложить проектно-ролевую игру «Дамы эпохи». Каждая группа участников дает подробную характеристику женской моды определенного временного периода: наряды, прически, драгоценности, обувь, сумки, т.е. всего спектра аксессуаров дамского туалета. Особое внимание обращают на тенденции моды того времени, работу модельеров. При выполнении проектов учащиеся могут использовать фрагменты музыкальных произведений, репродукции картин художников, литературные отрывки и т.д. В ходе работы учащиеся разрабатывают компьютерные презентации, которые требуют наличия навыков владения информационными технологиями, основ промышленного дизайна, наличие художественного вкуса, и т.п. Итогом проделанной работы может стать проведение массового театрализованного мероприятия.

Использование актуальных, связанных с реальными потребностями учащихся тем также повышает внутреннюю мотивацию участников к учебной деятельности. Так, проектно-ролевые игры можно провести по темам «Фестиваль народного костюма», «Ярмарка народных промыслов», «Карнавал сказок», «Мой модный дом» и др..

Во внеурочное время целесообразно организовать систему виртуальных экскурсий, прогулок, путешествий, которые также относятся к арт-технологиям. Это позволит значительно углубить учебный материал,

расширить кругозор и знания обучающихся, сформировать устойчивый интерес к предмету «Технология». Местом проведения виртуальных экскурсий могут быть любые объекты, процессы и явления, а маршруты могут охватывать предприятия, лаборатории, залы, музеи. Так, обучающимся можно предложить путешествие по самым знаменитым дворцам, усадьбам и паркам, где они смогут познакомиться с шедеврами архитектуры, зодчими их создавшими, а также с легендарными историческими событиями и людьми; узнать о ландшафтном дизайне и сохдать свои проекты оформления парков и домов [1].

Итак, арт-технологии, реализуемые в рамках предмета «Технология», способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности обучающихся, эффективному усвоению учебного материала и овладению основами профессиональных видов деятельности. Методы и приемы, лежащие в основе арт-технологий, универсальны и могут использоваться для решения широкого круга учебно-воспитательных задач.

Список литературы:

1. Кузнецова Н.В. Виртуальные экскурсии как инновационная форма организации внеурочной деятельности обучающихся по ОБЖ // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона; 2018. С. 139-142.

2. Кузнецова Н.В., Гребенников В.С. Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном процессе по ОБЖ в условиях современной школы // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 27.

3. Кунгурова И.М., Воронина Е.В., Долженко С.Г. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов (на примере преподавания дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам») // Науковедение. М.; 2014. № 6(25). С. 31.

4. Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя // Мир науки. М.; 2016. Т. 4. № 3. С. 63.

5. Тяглова С.А. Творческая технология арт-педагогического подхода в подготовке учителя // Педагогический журнал. Ногинск. 2015. № 6. С. 66-82.

UDC 372.8

ART TECHNOLOGIES AS A MODERN TECHNOLOGY TEACHER'S

TOOL

Natalia V. Kuznetsova

candidate of agricultural sciences, associate Professor

K-natali2008@yandex.ru Yulia A. Fedulova candidate of agricultural sciences, associate Professor

yulia_fed@mail.ru Yana A. Fedulova

Student

yana. fedulova_03@mail. ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to art technology as a new type of educational technologies used in modern schools. Various approaches to understanding the essence of art technology, its role in the educational space are considered, as well as concrete examples of implementation in teaching the subject "Technology" are given.

Key words: educational process, innovation process, innovation, art technology.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.