Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романкина М. Ю., Федулова Я. А., Милованова И. Р.

Учреждения дополнительного образования детей формируют одинаковые исходные возможности каждому ребенку, проявляют поддержку и помощь талантливым и одаренным обучающимся, поднимая их на другой уровень индивидуального развития. Туристско-краеведческая деятельность детей и подростков в образовательных организациях имеет положительный опыт. Учреждения дополнительного образования имеют программы обучения детей навыкам туристско-краеведческой деятельности в школе и сотрудничают с образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романкина М. Ю., Федулова Я. А., Милованова И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' SKILLS AND ABILITIES FOR SAFE BEHAVIOR IN THE NATURAL ENVIRONMENT THROUGH THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Additional education for children is one of the main components of the educational space that has emerged in modern Russian society. It is socially in demand, requires continuous attention and assistance from society and the country as an education that organically combines the upbringing, training and development of the child's personality. In the course of the study, we found that in the city of Michurinsk, Tambov Region, a positive experience has been accumulated in the tourist and local history activities of children and adolescents in educational organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371. 21

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Юрьевна Романкина

кандидат биологических наук, доцент romankina_m@mail. т Яна Алексеевна Федулова

студент

yana. fedulova_03@mail. т Ирина Руслановна Милованова,

студент

milOvanova.ir@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Учреждения дополнительного образования детей формируют одинаковые исходные возможности каждому ребенку, проявляют поддержку и помощь талантливым и одаренным обучающимся, поднимая их на другой уровень индивидуального развития.

Туристско-краеведческая деятельность детей и подростков в образовательных организациях имеет положительный опыт. Учреждения дополнительного образования имеют программы обучения детей навыкам туристско-краеведческой деятельности в школе и сотрудничают с образовательными организациями.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, образовательная организация, дополнительное образование, умения и навыки.

Детско-юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации обучающихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества. Развитие детско-юношеского спортивного туризма как вида спорта и отдыха, как важнейшего социально-значимого движения, развитие его в молодёжной и юношеской среде как элемента физического, духовного и патриотического воспитания участники туристского движения считают возможным противовесом антиобщественным явлениям в обществе - наркомании, алкоголизму, детской и молодёжной преступности [1-3].

В Тамбовской области в организациях дополнительного образования детей развиваются следующие виды туризма: пешеходный туризм; водный туризм; краеведческий туризм; экологический туризм; культурно-познавательный туризм.

Исследования по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения в природной среде через туристско-краеведческую деятельность были проведены в образовательных организациях и на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных туристов» в 2017-2019 годах.

В городе Мичуринске Тамбовской области одно из направлений работы педагогов «Станции юных туристов» является туристско-краеведческая деятельность обучающихся. Преподаватели в процессе работы формируют все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое. Педагоги «Станции юных туристов» тесно сотрудничают с образовательными организациями города Мичуринска. Проблема развития туристско-краеведческой деятельности в образовательных организациях города Мичуринска Тамбовской области является одной из основных.

Цель работы: создание условий для формирования у обучающихся школьников устойчивых навыков безопасного поведения в природной среде через туристско-краеведческую деятельность.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ) и эмпирические: (анкетирование, наблюдение). Эмпирическую базу работы составляют материалы анализа документов по туристско-краеведческой деятельности.

Проведенное нами анкетирование обучающихся в образовательных организациях позволило выявить их отношение к туристической деятельности. Всего было проанкетировано 85 учащихся из разных образовательных организаций города. Всех участников (а это школьники 5-х-9-х классов) по результатам анкетирования можно разделить на 4 группы: 41,2% - равнодушны к туризму, имеют другие увлечения; 14,1% - участвуют по требованию; 27,1% - участвует с удовольствием; а для 17,6% обучающихся туризм является главное увлечением.

Среди всех школьников города Мичуринска 51,4% обучающихся один или несколько раз принимали участие в работе «Станции юных туристов». Эти данные подтверждают анализ посещаемости обучающихся «Станции юных туристов» г. Мичуринска - за последние 3 года эта цифра остается на постоянном уровне - 59,2%.

Разработанная в детском объединении «Станция юных туристов туристско-краеведческая программа позволяет школьникам во время походов выходного дня приобретать навыки по туристской технике, правилам выбора личного и группового снаряжения, знания карт и умения работы с ними, оказания первой доврачебной помощи при различных травмах и многое другое.

Анализ анкетирования школьников выявил отношение к туристической деятельности: (41,2%) равнодушен к туризму, имеет другие увлечения; (14,1%) участвует по требованию; (27,1%) участвует с удовольствием; (17,6%) туризм является главное увлечением.

В образовательных организациях в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (6 класс, 10 класс) программа раздела по способам автономного выживания направлена на выживание в экстремальных условиях. Распределение учебного времени по разделам и темам предусматривает решение комплекса образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

В условиях современного общества вопросы безопасности жизни резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Навыки безопасного поведения в природе должны формироваться у человека с детства. Во время походов выходного дня школьники приобретают навыки по туристской технике, правилам выбора личного и группового снаряжения, знания карт и умения работы с ними, оказания первой доврачебной помощи при различных травмах и многое другое, при этом осуществляется деятельностный подход.

Таким образом, учреждения дополнительного образования детей формируют одинаковые исходные возможности каждому ребенку, проявляют поддержку и помощь талантливым и одаренным обучающимся, поднимая их на другой уровень индивидуального развития.

Список литературы

1. Околелов А.Ю. Романкина М.Ю. Сухарев Е.А. Этапы антропогенной трансформации природно-территориальных комплексов северной и типичной подзон лесостепной зоны Восточно-Европейской равнины (на примере территории Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т. 18. № 6 (2). С. 3208-3211.

2. Романкина М.Ю. Формирование готовности будущего учителя ОБЖ к образовательной деятельности в условиях современной школы // Проблемы преподавания ОБЖ в современной школе: материалы региональной научно-практической конференции (Мичуринск, 3 ноября 2015г.), сб. науч. тр. Мичуринск: Мичуринский ГАУ, 2015. С. 63-67.

3. Карпачева Т.В. Дополнительное образование в школе как условие формирования навыков безопасного поведения обучающихся // Инновации в образовании (сборник) // Материалы XII Международной научно-практической конференции в 2-х частях. Орел. 2021.Ч.1.С. 224-228.

UDC 371. 21

FORMATION OF STUDENTS' SKILLS AND ABILITIES FOR SAFE BEHAVIOR IN THE NATURAL ENVIRONMENT THROUGH THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Marina Y. Romankina

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor,

romankina_m@mail .ru Yana A. Fedulova student

yana.fedulova_03@mail .ru Irina R. Milovanova

student,

milOvanova. ir@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. Additional education for children is one of the main components of the educational space that has emerged in modern Russian society. It is socially in demand, requires continuous attention and assistance from society and the country as an education that organically combines the upbringing, training and development of the child's personality. In the course of the study, we found that in the city of Michurinsk, Tambov Region, a positive experience has been accumulated in the

tourist and local history activities of children and adolescents in educational organizations.

Keywords: tourism and local history activities, educational organization, additional education, skills and abilities.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.