Примечания
1. Письмо Министерства Юстиции Российской Федерации от 17.09.2014 г. № 17/83970-ЮЛ.
2. Заключение по результатам мониторинга отдельных нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам экскурсионной и туристской деятельности образовательных организаций. Приложение к письму ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» от 08.08.2014 г. № 01-117-2324.
УДК 371.4; 371.8
М. П. Нечаев
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы организации туристско-краевед-ческой внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Представляется программа «Способы автономного выживания человека в природе».
The article considers the problems of organization of tourist extracurricular activities of students in the conditions of realization of Federal state educational standards for General education. It seems the program «Methods of аutonomous survival in nature».
Ключевые слова: воспитание, внеурочная деятельность, туристско-кра-еведческая деятельность, программа организации внеурочной деятельности обучающихся.
Keywords: education, extracurricular activities, tourist activities, the program of the organization of extracurricular activities of students.
В общеобразовательных организациях, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО), видится стремление к организации целост-
ного воспитательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся, активно внедряются научные подходы к воспитанию подрастающего поколения, инновационные методики и технологии воспитывающей деятельности. Это способствует:
- повышению общественного статуса государственных и общественных институтов воспитания;
- развитию воспитательного пространства образовательных организаций с учетом отечественных традиций и современного опыта;
- совершенствованию воспитательного процесса на основе реализации принципов гуманизации, культуросообразности, преемственности и целостности;
- укреплению гражданской (патриотической) позиции в воспитании обучающейся молодежи в повседневной педагогической практике [1].
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий обучающихся по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС 00 следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [2].
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность [3].
Школьный туризм есть именно тот вид работы с детьми, который успешнее всего может помочь учителю преодолеть собственные авторитарные традиции и направить воспитательный процесс на развитие инициативы и ответственности каждого ребенка путем вовлечения его в самостоятельную творческую деятельность.
Содержание, формы и методы воспитательной работы во взаимодействии со школьным туризмом служат эффективным средством, влияющим на развитие и совершенствование образовательного процесса.
Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта и этой области.
В ретроспективе школа использовала далеко не весь воспитательный потенциал туризма. На практике и сейчас наблюдается много отклонений от оптимального для целей педагогики его использования. Эти отклонения имеют следующие направления:
- Исходя из приоритета обучения (знаниевая парадигма образования), предпочтение в туристских и краеведческих занятиях отдается краеведению, экскурсиям, экспедиционной форме, а не походам, в результате чего школа недоиспользует то, что можно взять от туризма. Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновываются тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют развитию межкультурной коммуникативной компетентности подрастающего поколения. Но при этом никак не используется здо-ровьеразвивающий фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание обучающихся.
- Значительное распространение получил и перегиб в сторону излишней спортивности туризма. Отдельные энтузиасты такого подхода к туризму допускают завышение спортивно-технической сложности походов, устраивают «гонки» на маршруте, перегружа-
ют их количеством естественных препятствий. То же наблюдается при проведении соревнований юных туристов. Организаторы требуют явки на старты массы неподготовленных детей, которые еще не имеют достаточной туристской подготовки (а часто и не занимались в кружках и секциях), и ставят для них сверхсложные дистанции без учета уровня владения техникой. Нередко такое увлечение спортивностью реализуется за счет снижения познавательного наполнения походов.
- Снижает педагогическую значимость туризма и чрезмерная опека ребят в походе, когда педагог сам решает, по какому азимуту двигаться, какую кашу варить - вообще все вопросы жизнедеятельности группы. Нередко учителя в походе сами варят пишу, раскладывают ее по мискам, ставят палатки, моют посуду и т. п. Такая забота и такое недоверие детям оборачиваются большим педагогическим минусом в части привития обучающихся разнообразных полезных навыков, воспитания трудолюбия, формирования философии труженика.
- Стремление к избыточной комфортности. Оно проявляется и в стремлении избежать активных форм перемещений, и в кулинарных излишествах походной кухни, и в перегрузке рюкзаков обилием предметов снаряжения, и в обеспечении турлагерей электроосвещением, телевидением, концертами профессиональных артистов, торговлей деликатесами и т. п. А в туристском походе, смысл которого в испытании себя временным отказом от благ цивилизации, в проверке и закалке своего характера и борьбе с лишениями и трудностями автономного бытия, излишний комфорт просто нежелателен.
- «Производственная» сторона школьного туризма используется современной педагогикой очень слабо, так как приоритет зачастую отдается туризму «на всем готовеньком» в ущерб педагогически более эффективному самодеятельному туризму.
- Другим серьезным недостатком в использовании потенциала туризма в школе является командный стиль руководства детскими объединениями. Как правило (за редким талантливым исключением), в работе по подготовке туристских мероприятий дети всегда ставятся учителями в положение физических исполнителей их воли. Они не допускаются к главному в деле - к интеллектуальной части всей этой работы, то есть решению принципиальных вопросов. Все решает сам учитель, а дети потом претворяют в жизнь
эти решения. Такой стиль угнетает обучающую и воспитывающую функции «производства» туризма, провоцирует интеллектуальную лень, воспитывает бездумное исполнительство и равнодушие к делу. Тем самым у ребенка отнимается право на интеллектуальную собственность - его мысль, его собственное решение жизненных вопросов, а тем самым снижается порог мотивации.
- Имеет место вредное стремление упрощать «производство» - подготовку походов, экскурсий и пр., когда педагог, не придавая существенного воспитательного значения «производству» туризма, до минимума сводит этот процесс, комкает даже подготовку вопросов питания («продержимся на бутербродах»), ибо считает единственно важным лишь содержание (краеведческое или спортивное) предстоящего похода. Это происходит как из-за недооценки «производства», так и в силу большой занятости учителя, когда он не находит времени, чтобы добротно готовить каждое туристское дело.
Учитывая вышеобозначенные проблемы, следует помнить, что туризм, оказывая активное влияние на процесс обучения и воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интенсифицирует личную и коллективную деятельность школьников в овладении знаниями, участие в общественно полезном труде, прививает бережное отношение к природе, чувство любви к Родине. Этому способствует работа школьных музеев, кружков, клубов, обществ, организующих походы и экспедиции, дальние путешествия и экскурсии, слеты и соревнования. Эта работа осуществляется в форме активного поиска, исследования, влияющих на развитие способностей обучающихся.
В связи с этим приведем фрагмент программы организации внеурочной деятельности обучающихся 9-х классов «Способы автономного выживания человека в природе», разработанной и апробированной нами в школе № 1245 Южного округа г. Москвы.
Введение данной программы было обусловлено программой развития школы «Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов как условие устойчивого развития образовательного пространства школы» и связано с инновационной деятельностью в рамках инновационной площадки по интегрированному обучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Реализация программы «Способы автономного выживания человека в природе» начинается с освоения школьниками турист-
ских умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения; затем, по мере совершенствования этих навыков, изучается поведение в экстремальной ситуации.
Основная цель программы - формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков безопасного поведения в условиях автономного выживания на природе.
Рамочные цели программы:
• развитие творческого потенциала личности и формирования нового социального опыта;
• ориентация в мире информации;
• релаксация (ослабление и снятие психического и физического напряжения);
• рекреация (восстановление израсходованных сил).
Задачи программы:
• развитие познавательной активности;
• развитие уважения к людям;
• развитие потребности в труде;
• развитие экологической культуры;
• развитие отношения «Я - личность».
Функции программы:
• образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности в образовательных отношениях);
• информационная (предлагает передачу педагогом ребенку максимального объема информации, из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
• ориентационная (способствует формированию социальной и ценностной ориентации ребенка во внеурочное время);
• коммуникативная (расширяет возможности, круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми во внеурочное время);
• социальной адаптации (обеспечивает ребенка механизмами и способами его вхождения в сложную обстановку нестабильного общества);
• компенсаторно-коррекционная (обеспечивает условия для оптимального продвижения каждого ребенка в той или иной деятельности и в общем развитии);
• рекреационная (реализует право ребенка на отдых, игру и развлечения).
Учебно-тематический план программы
№ п/п Разделы программы Всего часов
1 Значение туристской подготовки в обеспечении безопасности жизнедеятельности при автономном существовании в природной среде 1
2 Личное и групповое туристское снаряжение 2
3 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги 1
4 Подготовка к походу, путешествию 2
5 Питание в туристском походе 2
6 Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением 1
7 Правила движения в походе, преодоление препятствий 2
8 Обеспечение безопасности при проведении туристских походов, занятий 1
9 Турслеты и соревнования 1
10 Понятия топографических и спортивных карт 1
11 Условные знаки 3
12 Измерение расстояний на местности 2
13 Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас 2
14 Проблемы вынужденного автономного существования 1
15 Факторы выживания 1
16 Особенности автономного существования в различных климатических зонах 2
17 Основные правила поведения в экстремальной ситуации 1
18 Ориентирование по местным предметам 1
19 Определение направления выхода к населенному пункту 1
20 Сооружение временного укрытия 1
21 Способы добывания, сохранения огня и разведения костра 1
22 Обеспечение водой 1
23 Поиск и приготовление пищи 1
24 Сигналы бедствия 1
25 Обобщение курса 1
Итого 34
Вопросы для усвоения и размышления
1. Каковы экстремальные ситуации, которые могут возникнуть и угрожать человеку в условиях природной среды?
2. В чем заключается роль туристской подготовки при обучении детей безопасному поведению в природной среде?
3. Перечислите и поясните требования, предъявляемые к туристскому снаряжению.
4. Перечислите и поясните требования, предъявляемые к групповому снаряжению.
5. Составьте перечень группового снаряжения.
6. Составьте перечень личного снаряжения для похода выходного дня и многодневного похода.
7. Каков порядок подготовки обуви и уход за ней в походе? Как можно сушить обувь и одежду в походе?
8. Перечислите известные вам предметы специального снаряжения и объясните его назначение при использовании в походах, на соревнованиях по туризму.
9. Перечислите и поясните основные требования к месту организации привала и бивака.
10. Каков порядок установки палатки и размещения вещей в ней?
11. Перечислите виды и типы костров. Каково их назначение?
12. Расскажите о правилах выбора места для костра и порядке его разведения.
13. Каковы порядок организации и правила работы дежурных по кухне?
14. Каковы правила организации ночлегов в помещении?
15. Каков порядок организации питания в однодневном походе?
16. Каков порядок организации питания в многодневном походе?
17. Расскажите о правилах фасовки, упаковки и транспортировки продуктов в рюкзаках.
18. Какими факторами определяется питьевой режим на маршруте?
19. В чем заключаются обязанности членов группы по различным должностям?
20. Каковы основные правила поведения в незнакомом населенном пункте?
21. Каков порядок движения группы на маршруте?
22. В чем заключаются обязанности направляющего и замыкающего в группе?
23. Расскажите о режиме ходового дня.
24. Как разрабатывается план-график похода?
25. Дайте характеристику естественных препятствий, встречающихся на маршруте.
26. Каковы правила движения группы по дорогам и тропам?
27. В чем заключается техника движения по равнине по различному грунту и растительности?
28. Расскажите о способах и порядке организации переправ.
29. Какие опасности возникают при организации переправ?
30. Что в себя включает система безопасности в туризме?
31. Расскажите о существующих субъективных и объективных опасностях в туризме.
32. Перечислите меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.
33. Перечислите основные правила купания в походе.
34. Расскажите о признаках наступления и устойчивости хорошей (ненастной) погоды и постарайтесь их объяснить.
35. Какие виды туристских соревнований вы знаете? В чем их
суть?
36. Какие виды карт вы знаете? В чем их отличие?
37. Дайте понятие масштаба. Какие виды масштабов вы знаете?
38. Как можно определить масштаб карты?
39. Назовите виды топографических знаков, дайте их краткую характеристику.
40. В чем разница масштабных и внемасштабных условных знаков?
41. Назовите группы условных знаков, дайте их характеристику.
42. Назовите типичные формы рельефа. Как они отображаются на топографической карте?
43. Каков порядок измерения расстояния шагами?
44. Как производится глазомерное измерение расстояния?
45. Каков порядок измерения расстояний во время движения?
46. Поясните способы измерения расстояний на местности.
47. Поясните способы измерения расстояний на карте.
48. Какие существуют направления по сторонам горизонта, каково их градусное обозначение?
49. Какие вы знаете типы компасов? Какие четыре действия с компасом вы знаете?
50. Что такое азимут? Как его определить?
51. Каковы первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе?
52. Что необходимо знать, чтобы правильно оценить обстановку для принятия решения о дальнейших действиях попавших в экстремальную ситуацию?
53. Что такое «стрессоры выживания»? Каково их влияние на состояние человека?
54. В каких случаях принимается решение об уходе с места происшествия?
55. В каких случаях принимается решение оставаться на месте происшествия и ждать помощи?
56. Каковы роль и задачи руководителя группы в условиях вынужденного автономного существования?
57. Каким образом можно определить азимут по солнцу и луне?
58. Как определяется направление на север по часам?
59. Порядок действий в случае потери ориентировки или отставания от группы.
60. Правила определения местонахождения и определения направления выхода.
61. Использование звуков, источников света, маркировки туристских маршрутов, следов человеческой деятельности для определения направления выхода.
62. Перечислите основные требования к временным укрытиям.
63. В каких местах не рекомендуется строить укрытия?
64. Какие факторы влияют на выбор типа укрытия?
65. Что может послужить простейшим укрытием в теплое время года?
66. Каким образом можно переночевать под навесом при низких температурах?
67. Способы добычи огня.
68. Какие приспособления можно использовать для получения огня?
69. Способы разведения костра в различных погодных условиях.
70. Каким образом можно сохранять и переносить огонь?
71. Способы обеззараживания воды.
72. Приемы сбора дождевой воды, росы.
73. Как можно добыть воду с помощью растений?
74. В чем заключается проблема голодания в условиях вынужденного автономного существования?
75. Как определить пригодность растения к употреблению в пищу?
76. Какие части деревьев можно использовать в пищу?
77. По каким признакам можно определить съедобные и несъедобные грибы?
78. Назовите и охарактеризуйте ядовитые растения.
79. Как можно приготовить снасти для рыбалки из подручных и природных средств.
80. В каких местах и в какое время удобнее ловить рыбу?
81. Перечислите простейшие способы добычи пищи охотой.
82. Основные способы приготовления пищи в условиях вынужденного автономного существования.
83. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.
84. Способы подачи сигналов бедствия с помощью костров.
85. Способы подачи сигналов бедствия с помощью зеркала.
86. Нарисуйте наиболее употребляемые сигналы Международной кодовой таблицы. Как их можно обозначить на местности?
87. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.
88. Основные источники пищи в условиях выживания.
89. Требования к поведению группы при выходе к населенному пункту.
90. В чем заключаются особенности ситуаций вынужденного автономного существования в условиях природной среды?
Рекомендуемые интернет-ресурсы
http://kombat.com.ua - сайт о способах выживания в различных условиях, подготовка; подготовка, статьи, обзоры, рекомендации, снаряжение для туризма и активного отдыха.
http://turizm.lib.ru - сервер «Активный туризм» (справочная библиотека для туристов).
http://safetur.com - собрание полезной справочной информации для путешественников, которые впервые отправляются в поездку по незнакомой стране. Неизвестные факты пребывания в чужой стране.
http://visotnik.kiev.ua/sckola - сайт альпинистов, школа выживания в природе (учебная литература).
http://groza.desant.com.ua/vig.html - особенности выживания в различных условиях; выживание на природе.
Примечания
1. Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 16-21.
2. Федеральные государственные образовательные стандарта общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
УДК 379.851; 379.83/.84
С. М. Губаненков
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
На основе использования результатов архивных исследований И. Е. Штейнбука, А. В. Микшина, М. С. Ананьевой и Э. X. Циперсона раскрыто становление и развитие массового детско-юношеского краеведческого и туристского движения Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных и Станции юных туристов Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег».
On the base of the results of archival research of I. E. Shteinbuk, A. V. Mikshin, M. S. Ananyeva and E. H. Tsipersona disclosed the formation and development of mass youth local history and tourist community of St. Petersburg City Palace of Youth Creativity and Station of young travelers of Children's health educational tourist center of St. Petersburg "Baltic coast".
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, краеведение, система образования, история детского туризма, дополнительное образование детей, спортивный туризм, система детско-юношеского туризма и краеведения.
Keyworlds: Children and youth tourism, local history, the education system, the history of children's tourism, additional education of children, sports tourism, the system of youth tourism and local history.
Любое историческое повествование пристрастно, даже летопись, ведь составитель летописного свода может опустить какие-то факты, а какие-то, напротив, поднять по своему произволу. Понимая, что быть беспристрастным в этой статье у меня все равно не